ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ………………………….……………………………………7

1.1 Профессиональное саморазвитие педагога как актуальная проблема………………………………………………………………….7

1.2 Психолого-педагогическое сопровождение в системе саморазвития как педагогическая реальность…………….………..…………………20

1.3 Выводы………………………………………………………………….37

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ…………………………………………………………………….40

2.1 Исходные позиции экспериментальной работы по профессиональному саморазвитию педагогов ………………………40

2.2 Анализ эффективности психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития педагогов….…………………….53

2.3 Вывод…….……………………………………….……..………………66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………69

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..72

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….77

ВВЕДЕНИЕ

Концепция модернизации российского образования предполагает совершенствование структуры и содержания общего образования. Главное требование к современному образованию — оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования являются не самоцелью, а рассматриваются в контексте одной из основных задач образования — обеспечить максимально благоприятные условия для саморазвития личности.

Появление новых целей и ценностей в образовании предъявляет особые требования к личности педагога. Нужен педагог, владеющий не только предметными знаниями, но и способный мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения проблем и задач в процессе профессиональной деятельности. На сегодняшний день существует противоречие: профессиональную подготовку осуществляют внешние структуры, а профессиональное развитие/саморазвитие это результат собственного внутреннего движения.

Саморазвитие педагога мы рассматриваем как активное преобразование личностно-профессиональных качеств и способностей для успешного решения педагогических задач. Процесс саморазвития педагога является не простым в силу сложившихся стереотипов деятельности, длительным, ресурсно — затратным, эмоционально напряженным. В этом случае, в случае напряжения ситуации необходимо сопровождение, под которым в нашей работе понимаются организационно-содержательные формы, обеспечивающие саморазвитие педагога на протяжении всей профессиональной деятельности, включая в себя и средства поддержки. В связи с этим тема нашего исследования психолого-педагогическое сопровождение как условие саморазвития педагога.

18 стр., 8956 слов

Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического ...

... сопереживанием, сотрудничеством, которые помогают личности на пути саморазвития [12]. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения рассматривается в многочисленных исследованиях (Ш.А. Амонашвили, ... дошкольного образования. Её предметом выступает комплексная помощь в образовательном процессе, которую оказывают ребёнку различные специалисты (педагоги-психологи, социальные педагоги, ...

Цель данной работы определить и апробировать содержание и организационные формы психолого-педагогического сопровождения как условия профессионального саморазвития педагога.

Объект исследования — процесс профессионального саморазвития педагога.

Предмет исследования — психолого-педагогическое сопровождение профессионального саморазвития педагога.

В качестве гипотезы исследования выступили следующие предположения: В процессе осуществления профессиональной деятельности у педагогов ДОУ с большей вероятностью будет осуществляться саморазвитие в том случае когда:

1) определены факторы, способствующие профессиональному саморазвитию педагогов;

2) организовано психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия для самоопределения, самореализации, саморазвития личности, где цели имеют векторный характер, результаты вероятностны, но не жестко регламентированы.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по проблеме профессионального саморазвития педагогов.

2. Выявить состав факторов, влияющих на профессиональное саморазвитие и способы, обеспечивающие его эффективное протекание.

3. Определить содержание и формы психолого-педагогического сопровождения как условия профессионального саморазвития педагогов.

4. Апробировать содержание и формы психолого-педагогического сопровождения как условие профессионального саморазвития педагогов.

Методологическую основу исследования составляют психологические, педагогические, акмеологические положения рассматривающие профессиональное саморазвитие педагога как предмет междисциплинарного изучения, как развивающийся во времени и пространстве процесс реализации личностно-профессионального потенциала.

Понимание личности как открытой активной уникальной и целостной системы базируется на анализе работ Ананьева Б.Г., Рубинштейна С.Л., Слободчикова В.И. и других.

Особенности личностного роста, процесса самоактуализации и самореализации рассмотрены в трудах Леонтьева Д.А, Маслоу А, Роджерса К., Рубинштейна С.Л., Чесноковой И.И. и других.

Сущность и специфику саморазвития личности, осуществление помощи и поддержки данного процесса в педагогике нам помогли выяснить исследования Газмана О.С., Куликовой Л.Н., Фишмана Б.Е., Харламова И.Ф., Цукерман Г.А. и других.

Идеи гуманизации образования и концепции их реализации в педагогической практике раскрывают Алексашина И.Ю., Асмолов А.Г., Колесникова И.А., Маралов В.Г., Маслоу А., Роджерс К., Якиманская И.С. и другие.

При обосновании влияния внутренних и внешних факторов на процесс профессионального саморазвития педагога важную роль сыграли работы Андреева В.И., Клюевой Н.В., Комаровой А.А., Маралова В.Г., Митиной Л.М., Ухтомского А.А., Фишмана Б.Е. и других.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... длительного времени и формирования и педагогов-практиков установок на понимание и принятие иной точки зрения. Исследование – совокупность теоретических и ... психолого-педагогическим. Конкретно научный уровеньметодологии предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине. Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, ...

Методы исследования:

— методы теоретического анализа психолого-педагогической, социально-педагогической литературы;

— методы эмпирического исследования: включенное наблюдение и самонаблюдение процесса профессионального саморазвития, психолого-педагогическое тестирование, опрос, метод экспертных оценок, методы обработки материалов исследования;

— опытно-экспериментальная работа по организации в процессе деятельности педагогов специальных условий для их профессионального саморазвития.

Для решения поставленных задач использовался ряд методик: диагностика уровня субъективного контроля (УСК) Бажина Е.Ф., Е.А.Голынкина, А.М.Эткинда, «Самоактуализационный тест» (САТ) Гозмана Л.Я., Кроз М.В., Латинской М.В., методика определения уровня рефлексивности Карпова А.В., Пономарева В.В., анкета Н.В.Клюевой по выявлению способностей педагогов к саморазвитию. Для диагностики ориентированности воспитателей на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми и оценки способностей педагогов к инновационной деятельности использовался экспертный опрос и стандартизированное наблюдение за педагогами во время профессиональной деятельности.

В исследовании приняли участие воспитатели ДОУ № 92, 30 г. Братска. Генеральная совокупность выборки — 46 человек, репрезентативная –23 педагога.

Научно-практическая значимость состоит:

— в выделении проблемы психолого-педагогического сопровождения как условия успешного профессионального саморазвития педагогов;

— в выделении критериев и показателей профессионального саморазвития педагогов;

— в разработке содержания и форм психолого-педагогического сопровождения и их апробации в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Данная работа состоит из 77 страниц, включает в себя 7 таблиц, список литературы, состоящий из 56 источников и приложение.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

1.1 Профессиональное саморазвитие педагога как актуальная проблема

В современных условиях в качественно новом аспекте рассматривается проблема развития и использования человеческого потенциала. Предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативе и предприимчивости человека, вызванные происходящими в обществе изменениями. Ананьев В.Г. неоднократно отмечал усиление влияния человеческого фактора на различные стороны действительности. Все это обусловливает возрастание актуальности проблемы саморазвития личности.

Потребность в саморазвитии есть основополагающее свойство зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является значимой для многих современных концепций о человеке (Маслоу А., Роджерс К., Фромм Э., Асмолов А.Г. , Зинченко В.П. и другие).

В зарубежной психологии саморазвитие рассматривается как личностный рост человека. По Юнгу К., каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или самосовершенствованию. «Индивидуация – это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста, под которым понимают расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности». Автор индивидуальной психологии Адлер А. полагал, что каждый человек мотивирован, прежде всего, целью превосходства и овладения средой. Личностный рост он рассматривал как движение от центрированности на самом себе и целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой и социально полезному развитию. Роджерс К. выдвинул гипотезу о том, что важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Он полагал, что поведение мотивировано потребностью человека к улучшению. В контексте теории Роджерса К., самоактуализация – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать «полноценно функционирующей личностью».

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... личность является человеком, но не каждый человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. ... в то же время, «что есть человек?». Именно философия должна дать ответ на этот вопрос. На разных этапах развития человечества акценты в освещении данной проблемы ...

Маслоу А. утверждал, что большинство людей, если не все, нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Маслоу А. охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Франкл В. в качестве движущего фактора развития личности выделил стремление человека к поиску и реализации его в жизни. Личностный рост, по Франклу В., заключается в обретении конкретного смысла жизни данной личностью в данный момент.

Таким образом, в рамках зарубежной психологии понятие саморазвития тождественно понятию личностного роста, означающего способность, потребность и готовность человека к преобразовательной активности.

Проблема саморазвития в отечественной психологии получила достаточно широкое освещение. Исследователи рассматривают саморазвитие как:

— результат творческой деятельности человека, направленный на улучшение себя (Рубенштей С.Л., Чеснокова И.И.);

— активность человека, направленная на самоулучшение (Асмолов А.Г., Петровский А.В.);

— процесс самоорганизации и самопрограммирования (Селевко Г.К);

— путь движения самопознания (Орлов Ю.М.).

Чеснокова И.И. связывает самосовершенствование с саморегулированием в системе «Я-Я», предполагающим специфический вид взаимодействия личности с самим собой.

Рассматривая личность в качестве субъекта деятельности, Асмолов А.Г. отмечает, что творческая ее природа проявляется в процессах личностного выбора, постановки новых целей, в преобразовании себя и других. В итоге делается выбор, что быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, осуществлять выборы, постоянно совершенствовать самого себя и других.

Саморазвитие рассматривается как активность, которая является результатом реализации потребностей личности в развитии, возникающих под воздействием внутренних противоречий (Харламов И.Ф.).

Саморазвитие определяется как целенаправленное многоаспектное самоизменение личности, служащее цели её максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания (Куликова Л.Н.).

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... к нововведениям. Этим трем моделям деятельности соответствуют следующие модели профессиональной подготовки: — адаптационная, ориентированная на подготовку специалис­та выполнять конкретные профессиональные функции; — профессионального развития, нацеленная на подготовку со­циально и ...

Многие ученые (Слободчиков В.И., Исаев Е.И. и другие) отводят феномену саморазвития личности статус фундаментальной способности человека становится, и быть подлинным субъектом бытия, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, процессы саморазвития рассматриваются как исходные, жизненно необходимые, постоянно самовоспроизводящиеся во всей деятельности человека [18,С.58].

В литературе встречается понимание развития и саморазвития как двух параллельных процессов, взаимодействующих и взаимно дополняющих друг друга. Чаще всего эта позиция представлена в работах, связанных с философией воспитания и образования (Арет А.Я., Кочетов А.И., Лутошкин А.Н., Рувинский Л.И.)[13,68-83], где в силу специфики задач исследований внимание акцентируется на источниках и факторах рассматриваемых процессов. Саморазвитие рассматривается как следствие предшествующего развития, воспитания, обучения, как их субъектное продолжение. При таком подходе саморазвитие выступает в качестве более высокого уровня процессов развития личности, интегрирующего их в себе, а сам выход на данный уровень рассматривается в качестве критерия успешности процессов развития.

Фишман Б.Е. разделяет процессы развития и саморазвития по двум существенным различиям. Во-первых, движущей силой развития выступает противоречие между растущими потребностями личности и реальными возможностями их удовлетворения. Движущей силой саморазвития выступает противоречие между осознанным личностью собственным социальным предназначением (личностным, ролевым, профессиональным и так далее) и реальными возможностями его осуществить. Именно реализация потребности саморазвития выступает как способ разрешения противоречия между собою -желаемым, нужным в данных условиях, и собою — реальным. Она активизирует самосозидание человека.

Во-вторых, при характеристике развития личности отмечается, что оно внесубъектно. Развитие протекает вне зависимости от его участников; они лишь «материал», на котором разыгрывается объективный процесс, придающий этому материалу форму предзаданного образца. Иными словами, сама личность рассматривается, в первую очередь, как объект процесса развития, субъектом которого является «другой», внешний…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация образования невозможна без понимания педагога как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика. Саморазвитие — важный элемент развития личности педагога и эффективной профессиональной деятельности. Мы рассматриваем профессиональное саморазвитие педагога как активное преобразование личностно-профессиональных качеств и способностей для успешного решения педагогических задач в современных условиях.

Обозначенные в первой главе теоретические принципы и подходы позволили определить критерии и показатели готовности педагогов к преобразованию профессиональной деятельности и самих себя:

— осмысление себя, своих особенностей относительно современных требований профессии (уровень рефлексии, локус контроля);

— стремление педагога к самоактуализации в профессии, саморазвитию (познавательная, творческая активность, профессиональная активность, потребность постоянного профессионального движения вперед, рефлексия собственной деятельности, отслеживание собственных достижений и неудач, максимальная реализация возможностей);

10 стр., 4707 слов

Профессиональное саморазвитие педагога

... личности педагога и ее развитию. Могут быть рассогласования личностного и профессионального конфликта личности и его проф. деятельности. Объект исследования - процесс профессионального саморазвития педагога. Предмет исследования - исследовательская функция как фактор и условие профессионального саморазвития педагога. ...

— направленность педагога на совершенствование профессионального опыта в контексте современных требований к построению воспитательного процесса (реализация личностно-профессионального подхода во взаимодействии с детьми, применение инновационных технологий, видение проблемы, целеполагание и планирование, достижение результата, рефлексия процесса решения проблемы).

Проблемы, возникающие в профессиональной деятельности педагогов обусловлены, как недостаточностью профессиональных умений осуществлять педагогический процесс в новых условиях, так и сугубо психологическими причинами. Процесс саморазвития связан с напряжением внутреннего потенциала, преодолением собственной ограниченности. При развитии образовательной системы обновление деятельности педагогов перестает быть личным делом каждого. Становясь залогом общего развития, оно должно переходить в разряд задач, решаемых сообща. Обеспечить решение этой задачи может психолого-педагогическое сопровождение, в котором создаются условия, инициирующие и поддерживающие саморазвитие педагогов в профессиональной деятельности, содействующие процессам совместного изменения педагогической реальности и приводящие к устойчивости происходящих процессов.

Традиционные формы работы с педагогами в большей степени направлены на информированность педагогов о формах и методах работы, а не на изменение образовательной позиции педагога, не на стимулирование профессионального саморазвития. Именно психолого-педагогическое сопровождение позволяет стимулировать профессиональное саморазвитие педагога, поскольку ведущие формы его (проблемная группа, творческая мастерская, тренинг) носят деятельностный характер. Педагог становится субъектом собственного профессионального роста и тогда он переосмысливает, переоценивает собственные достижения, начинает изменяться, используя различные проявления окружающей среды как предпосылки саморазвития.

Выделенные внешние и внутренние факторы профессионального саморазвития, дифференцированный подход в определении особенностей педагогов и профессиональной ситуации позволили очертить круг значимых для каждого педагога проблем. Использованные формы работы обеспечили не только активизацию процесса саморазвития педагогов, но и психолого-педагогическую поддержку гуманизации учебно-воспитательного процесса и ориентировали педагогов на следование правилам эффективной коммуникации, а именно:

— создание в образовательном учреждении успешного имиджа педагогов, стремящихся к саморазвитию, психологически безопасной для них эмоциональной атмосферы;

— создание условий для формирования у педагогов направленности на личностное развитие детей, дальнейшего внедрения личностно-ориентированного подхода в практику работы;

— содействие овладению педагогами психологическими знаниями об особенностях психического и личностного развития детей, развитию способностей к эмпатии, рефлексии, диалоговому общению.

Доказательствами результативности опытно-экспериментальной работы явилась позитивная динамика выделенных критериев профессионального саморазвития, что дало основание сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы, которая включала предположение о том, что профессиональное саморазвитие педагогов с большей вероятностью будет развиваться в условиях психолого-педагогического сопровождения.

22 стр., 10786 слов

Изучение профессиональной направленности будущих специалистов-учителей ...

... состояние его психических качеств. Маркова А.К. Психология профессионализма - М., 1996. При анализе профессиональной деятельности педагога, профессионализм, по нашему мнению, следует ... Выявить индивидуально-психологические особенности личности будущих специалистов - учителей «Технологии», характеризующие профессиональную направленность и проявляющиеся в технологической подготовке. Постановка задач ...

Проведенное теоретическое и практическое исследование – лишь начало разработки поставленной проблемы и не охватывает всего круга вопросов, связанного с его решением. Можно обозначить ряд направлений дальнейшего изучения рассматриваемой проблемы.

Перспективами дальнейшей работы могут быть более углубленное изучение возможностей психолого-педагогического сопровождения профессионального саморазвития педагогов: условий и средств его реализации в зависимости от индивидуальных особенностей педагога; исследование внутриличностных противоречий, профессионального здоровья педагогов, поиск новых средств стимулирования профессионального саморазвития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И.А Агеева. — СПб., 2006. – 208с.

2. Аветисян К.А. Экспрессивное поведение учителя / К.А.Аветисян // Психологическая наука и образование. 2000.№1. С.15-21.

3. Алексеев П.А. Методы математической статистики в психологии / П.А.Алексеев, Л.Ф. Алексеева. – Томск, 2005. -79с.

4. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И. Андреева// Народное образование. 2006. №2. С.216-222.

5. Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии / О.С.Анисимов, А.А.Деркач. – М.-Новгород, 1995. – 272с.

6. Асмаковец Е.С. Развитие эмоциональной гибкости учителя посредством социально-психологического тренинга / Е.С. Асмаковец // Психологическая наука и образование. 2000. №1. С.11-14.

7. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Ц.Бадмаев.-М., 2004. — 303с.

8. Беляева В.А. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования: Методические рекомендации / В.А.Беляева, А.А.Петренко.-М., 2005. – 160с.

9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М., 1997. -298с. (Практическая психология в образовании)

10. Битянова М.Р. Психология личностного роста: Практическое пособие / М.Р.Битянова. – М., 1995. – 64с.

11. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л.И.Божович. – М., 1995., 212с.

12. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов/ М.В. Борисова // Вопросы психологии. 2005. №2. С. 96-104.

13. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. – М., 2003. – 213с.

14. Деркач А.А. Акмеология: Диагностика профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие / А.А.Деркач, Е.Н.Богданов.-М., 1995.-234с.

15. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001. – 472с.

16. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф.Зеер.- М., 2003. – 336с.- («Gaudeamus»).

17. Ильин Г.Л. Проблемы педагогики сотрудничества /Г.Л.Ильин // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. №3.С.38-42.

18. Исаев Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е.И.Исаев, С.Г.Косарецкий, В.И.Слободчиков // Вопросы психологии. 2000. №3. С.57-66.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] ...

... ориентирован на преподавательскую работу в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и дополнительного образования, способен планировать учебный процесс, выполнять ... дальнейшее развитие при изучении таких дисциплин, как, «Философия», «Этика», «Психология» и др. Освоение дисциплины «Педагогика» необходимо обучающемуся для успешного прохождения ...

19. Исаев Е.И Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов / Е.И. Исаев, С.В. Пазухина // Вопросы психологии. 2004. №5. С.3-11.

20. Каминская М.В. Концепция профессионального развития учителя в системе развивающего образования Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова // Психологическая наука и образования. 2004.№ 3. С.34-43

21. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: Практич. пособие для руководиетелей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Часть 1/ Т.П.Колодяжная .-Ростов-н/Д., 2002.128с.

22. Корастылева Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л.А. Коростылева.- СПб., 2005.-222с.

23. Кузьминова Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Я.И.Кузьминова, В.Л.Матросова, В.Д.Шадрикова // Вестник образования. 2007. №7. С.20 -34.

24. Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства / С.С.Лебедева, Л.М.Маневцова.- М., 2001. – 96с.

25. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ/ П.Н.Лосев. – М., 2005. – 160с. (приложение к журналу «Управление ДОУ»).

26. Лукьянова М.И. Готовность учителя к личностно ориентированному взаимодействию: методика диагностики / М.И. Лукьянова // Педдиагностика. 2006. №6. С. 82-109.

27. Лукьянова М.И. Неудовлетворенность учителя профессиональной деятельностью: можно ли ее преодолеть? / М.И. Лукьянова // Народное образование. 2006. №2. С.207-222.

28. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации: Описание и руководство к использованию /Отв. ред. А.Ф.Кудряшов.- Петрозаводск, 1992. – 163с.

29. Майер А.А. Модернизация дошкольного образования / А.А.Майер // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. №2. С.16-20.

30. Мальцева Н. Обучение педагогов с помощью интерактивных методов /Н.Мальцева, Л.Карунова // Дошкольное воспитание. 2003.№3. С.90-93.

31. Маркова А.К.Психология труда учителя / А.К.Маркова.-М., 1993.- 223с.

32. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Б.М.Мастеров. — М., 1994. — 160с.

33. Мещерекова Б.Г Большой психологический словарь / Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко.-СПб., 2005.-672с.- (Проект «Психологическая энциклопедия»).

34. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие / Н.Н.Микляева, Ю.В.Микляев. – М., 2005. – 384с.

35. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений / Л.М.Митина.-М., 2004.-320с.

36. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг/ Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс.-СПб., 2005.-224с.

37. Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала / Г.Б.Морозова. — СПб., 2006.-400с.

38. Назарова В.М. Управление инновационными процессами в ДОУ /В.М.Назарова // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2005. №6. С.32-35.

39. Немов Р.С. Психологоия: Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементаи математической статистики / Р.С.Немов –М., 2001. – 640с.

13 стр., 6175 слов

Структура выпускной квалификационной работы. Кафедра социальной ...

... квалификационной работе. Пособие предназначено для студентов направления «Психология» Факультета управления и психологии Кубанского государственного университета. 1 Общие требования к ... квалификационных (дипломных) работ и магистерских диссертаций для направления «Психология» всех форм обучения................................................................. 32 Приложение Б Порядок нормоконтроля ...

40. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности /Ю.М. Орлов. – М., 1991. – 287с.

41. ОрловаИ.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии / И.В.Орлова.- СПб., 2006. — 128с.

42. Пилюгина С.А. Повышение квалификации учителя в школе: методика андрогогического сопровождения профессиональной деятельности учителя./ С.А.Пилюгина// Инновации в образовании. 2006. №4. С.155-174.

43. Прохорова Л.Н. Мастер-класс по созданию творческого коллектива в ДОУ/ Л.Н.Прохорова. – М., 2007. – 128с. – (Развитие креативности дошкольников).

44. Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми/ В.Г.Маралов, И.А.Бучилова, Е.Ю.Клепцова и др.;под ред. В.Г.Маралова.-М., 2005.-288с. – (Психологические технологии).

45. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А.Ротанова, Н.Ф.Шляхта. – М., 1998. -264с.

46. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л.Коломенский.- СПб., 1999. — 416с.: (Серия «Мастера психологии»)

47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: Кн. 2: Работа психолога со взрослыми / Е.И. Рогов. – Ростов н/Д., 1994.- 386с.

48. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом / Е.И.Рогов. – М., 1998. – 496с.

49. Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема / В.И. Слободчиков // Инновации в образовании. 2003. №5. С.5-11.

50. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: акмеология воспитания и обучения / М.И.Станкин. – М., 1998. – 368с.

51. Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы/ М.А.Степанова // Вопросы психологии. 2004. №4. С.91-101.

52. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д., 2003.-544с.

53. Фишман Б.Е. Педагогическая поддержка профессионального развития/саморазвития педагога / Б.Е. Фишман // Педагогическое образование и наука. 2006. №2. С.10-16.

54. Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации / А.Р.Фонарев // Вопросы психологии. 2004. №6. С.72-83.

55. Черникова Т.В. Психологическая поддержка профессионального образования педагога/ Т.В.Черникова // Педагогическое образование и наука. 2006. №2. С.17-23.

56. ШипицынаЛ.М Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М.Шипицына, А.А.Хилько, Ю.С.Галлямоваи др.; под науч. ред. проф. Л.М.Шипицыной. – СПб., 2005.-240с.