Коррекция дезадаптивных проявлений у подростков с умственной отсталостью

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной психологии

Коррекция дезадаптивных проявлений у подростков с умственной отсталостью

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050716 «Специальная психология»

Выполнила студентка V курса

Смоленская Анна Евгеньевна

Научный руководитель

Хлыстова Е.В., к.пс.н., доцент

кафедры специальной психологии

Квалификационная работа “Рекомендую к защите”

допущена к защите ____________________________

Зав. кафедрой “____” _________________200_ г.

специальной психологии

___________________________ _____________________________

к.пс.н.; доцент О.Г.Нугаева (подпись научного руководителя)

“____” _________________200_ г.

Екатеринбург – 2010

Содержание

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дезадаптации у подростков с умственной отсталостью 8

1.1. Понятие адаптации и дезадаптации в социальной, возрастной и специальной психологии 8

1.2. Подростковый возраст как фактор, влияющий на проявления дезадаптации 15

1.3. Особенности проявления дезадаптации при умственной отсталости 20

Глава 2. Диагностическое эмпирическое исследование дезадаптивных проявлений у подростков с умственной отсталостью 29

2.1. Диагностика дезадаптивного поведения подростков с умственной отсталостью 29

2.2. База и анализ результатов диагностического исследования 36

Глава 3. Коррекция дезадаптивных проявлений у подростков с умственной отсталостью. Контрольный эксперимент 44

3.1. Принципы, модели и технологии коррекции дезадаптивных проявлений у подростков с умственной отсталостью 44

3.2. Программа коррекции 54

3.3. Реакция детей на коррекционные занятия 65

3.4. Контрольный эксперимент 68

Заключение 70

Список литературы

72

Приложения 75

Введение

Проблемы обучения, адаптации и дезадаптации подростков с умственной отсталостью являются одними из наиболее актуальных в современной специальной психологии. Первые работы, которые были посвящены обучению детей с умственной отсталостью, появились в XIX веке (Э.Сеген, Итар, Гюгенбюль, Вуазен).

С тех пор значительно расширился спектр изучаемых в аспекте социальной, в частности школьной, адаптации проблем; изменился подход к пониманию причин неспособности к школьному обучению. На протяжении нескольких последних десятилетий медико-психологические причины учебной несостоятельности обсуждались широко и заинтересованно, с участием специалистов различных направлений: психиатров, невропатологов, педиатров, психологов, педагогов и др.

18 стр., 8935 слов

Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью ...

... в группу «пограничной» или «легкой» умственной отсталости. (Граборов А.Н., 2005). В современном понимании специальной психологии умственную отсталость рассматривают как врожденное или приобретенное ... высшей нервной деятельности, детской, возрастной и специальной психологии, общей и специальной педагогики, социологии. Задача психологии умственной отсталости - определение своеобразия общих, особых и ...

Формами дезадаптации являются социально-поведенческая и школьная дезадаптация. Под первой понимается собственно девиантное поведение, под второй – неуспеваемость, отход от школьного режима, школьных норм и правил. В контексте данной работы на проявления дезадаптации влияют такие факторы, как подростковый возраст и умственная отсталость.

Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связаны с отклонениями в этом процессе. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Умственная отсталость является одним из наиболее распространенных вариантов дизантогенеза, это отклонение от нормы составляет около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностике. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы является неотъемлемой частью общей поведенческой проблемы. Тем более, что, согласно некоторым исследованиям (А. Г. Большаков, Ю. Б. Коваленко), умственно отсталые подростки гораздо более подвержены девиациям в силу того, что не могут полноценно адаптироваться в социуме (согласно таким исследованиям, от 50 до 84% подростков с умственной отсталостью обнаруживают нарушения поведения).

Большинством авторов, в последние годы занимавшихся изучением проблем дезадаптации детей с умственной отсталостью (А.Н. Голик, Г.З. Батыгина, Т.Б. Дмитриева, Н.К. Сухотина, А.А. Прокопьев, П.В.Безменов, В.В. Глущенко, И.К. Шац, Л.С. Рычкова), подчёркивали очевидную сложность, многоплановость этого феномена, трудности его коррекции в рамках каких бы то ни было узкопрофессиональных подходов (психиатрического, педагогического, психологического и пр.).

При всём обилии трудов, рассматривающих адаптацию и дезадаптацию детей и подростков с умственной отсталостью, до сих пор недостаточно разработаны вопросы комплексной медико-педагогической помощи наиболее «проблемным» в плане обучения детям.

В связи с этим остаются неразрешенными противоречия между потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении процесса коррекции дезадаптивного состояния подростков с умственной отсталостью и недостаточной разработанностью организационно-психологических условий реализации этого процесса в психологической науке.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему исследования. В теоретическом плане – это проблема разработки программы коррекции дезадаптивного состояния подростков с умственной отсталостью различной степени. В практическом плане – проблема определения организационно-психологических условий, соблюдение которых обеспечит эффективность коррекции дезадаптивного состояния таковых подростков.

21 стр., 10303 слов

1.Теоретический анализ гендерных особенностей социально-психологической ...

... которые, мы существенно расширяем возможности профилактики и коррекции дезадаптации детей подросткового возраста. Цель: выявить гендерные различия социально–психологической адаптации подростков. Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи: ...

Объект исследования: дезадаптивные проявления подростков с умственной отсталостью.

Предмет исследования: организационно-психологические условия, пути и методы коррекции дезадаптивного состояния подростков с умственной отсталостью.

Цель исследования: разработать комплексную программу коррекции дезадаптивного состояния девиантных подростков с умственной отсталостью.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

• провести обзор по проблеме психологических особенностей детей с нарушениями умственного развития;

• определить понятия адаптации и дезадаптации в возрастной и специальной психологии;

• выявить особенности дезадаптивного состояния девиантных подростков с умственной отсталостью;

• разработать коррекционную программу для повышения адаптации подростков с умственной отсталостью;

• провести практическое исследование данной программы;

• провести сравнительное эмпирическое исследование по результатам применения данной программы.

В процессе исследования были использованы следующие методы и методики:

• методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)»;

• Опросник А. Басса — А. Дарки;

• «Личностный опросник» Шмишека.

Базой исследования являются средняя школа № 66 и специальная коррекционная школа для детей с отклонениями умственного развития № 111 города Екатеринбурга.

?

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы дезадаптации у девиантных подростков с умственной отсталостью

1.1. Понятие адаптации и дезадаптации в социальной, возрастной

и специальной психологии

Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности, причём часто их воздействие носит отрицательный характер. В психологии в качестве внешней среды в первую очередь рассматривается социальная среда.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социально-психологической адаптации и социально- психологической дезадаптации. Если понятие социально-психологической адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социально-психологическая адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования, то социально-психологическая дезадаптация рассматривается большинством авторов (Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер,) как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям.

21 стр., 10361 слов

Представление об учителе у учащихся пятых классов с легкой умственной ...

... социально-перцептивных умений учащихся, накоплении ими социального опыта. Умственная отсталость значительно затрудняет построение отношений. В работах исследователей раскрыты представления о будущем подростков с легкой умственной отсталость ... как "… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации" [34]. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее ...

В процессе социально-психологической адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социально-психологической адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского, определяющего процесс социально-психологической адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников. (Проблемы развития личности с позиций социальной психологии.// Вопросы психологии. — 1984. — №4.- с.15-30).

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде……………..

Заключение

Нарушение поведения детей и подростков является актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и морально-нравственных форм поведения подростков ставят серьезные задачи перед семьей, школой, обществом в целом. Однако большую значимость имеет также и проблема адаптации таких детей и подростков к социуму.

В своей работе (теоретический аспект) мы изучили понятие адаптации и дезадаптации; рассмотрели различные классификации, механизмы возникновения нарушений поведения у подростков с умственной отсталостью, а также распространенность этого нарушения; нами были описаны также особенности подросткового возраста у детей с умственной отсталостью и нормальным интеллектуальным развитием.

Нами также было проведено эмпирическое диагностическое исследование (глава 2) дезадаптации умственно отсталых подростков сравнительным подходом (т. е. показатели, полученные при исследовании умственно отсталых подростков, мы сравнивали с таковыми показателями для детей с нормальным развитием интеллекта) при помощи методики социально-психологической адаптированности. Исследование проводилось в двух группах. Проанализировав результаты исследования, мы пришли к выводу, что социально-психологическая адаптивность у подростков с нормальным развитием в целом выше, нежели у подростков с умственной отсталостью (56,7% и 42,7% соответственно), хотя подростки вообще мало адаптированны к социальной среде.

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на: преодоление стрессогенного воздействия в новой для ребенка ситуации; адаптацию ребенка к ... в жизнь временного детского коллектива. Чем быстрее будут решены задачи адаптации детей, тем быстрее вожатый сможет приступить к решению других воспитательных задач. ...

Мы также составили и реализовали программу психокоррекционных мероприятий для повышения адаптивности подростков с умственной отсталостью. Разработанная программа состояла из 15 занятий и направлена на снижение уровня дезадаптации подростков с умственной отсталостью при помощи развития у них социальных навыков и обогащения эмоциональной сферы. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что коэффициент социально-психологической адаптированности в коррекционной группе вырос по сравнению с не коррекционной с 41,3% до 46,0%. Также было установлено, что наиболее легко коррекции поддается эмоциональная сфера подростков. Наиболее трудными оказались упражнения, направленные на социализацию подростков с умственной отсталостью. Вероятно, это гораздо более сложная задача и на ее реализацию необходимо большее количество времени.

Список литературы

Книга, изданная одним автором

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация: (Пограничные нервно — психические расстройства).

— М., Медиздат, 1976. — 276с.

2. Аувяэрт А.И. Роль семьи и сверстников в правовой социализации несовершеннолетних. Автореферат. Кандидатская диссертация. — М., 1981.С — 15 -19.

3. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. — М., Академия МВД СССР, 1980. — 363с.

4. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем возрасте / / Научно — методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психолого — диагностических методик. — М., 1988. С. 188 — 248.

5. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. — 1989. — С.92 — 100.

6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Медицина, 1988. 270с.

7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., Генезис, 2001. — 340с.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. — С. 118 — 204.

9. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. В 2-х частях. — М.: Генезис, 2001. — 425с.

10. Выгодский Л.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1999. — С. 3 — 129.

11. Валлон А. Психологическое развитие ребенка. — СПб.: Питер, — 208с.

12. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или Как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — СПб.: А.О.Сфера, 1994. — С.25 — 37.

13. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности. — М.; 1995. С. 326.

14. Захаров Я.И. Неврозы и детей и подростков. — Л.: Медицина, 1988. — 219с.

15. Изард К.Э. Психология эмоций. Перевод с английского — СПб: «Питер» — 2000. — С.264 — 305.

16. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. //Специальная литература. М.,1996. — С.35 — 40.

17. Кисловская Р.В. Зависимость между социометрическим статусом и симптомами тревожности ожиданий в социальном обучении (в возрастном плане).

16 стр., 7721 слов

Психология подростка и юношеского возраста

... другие приняли и оценили - как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, ... научную разработку идеи Руссо получили фундаментальный двухтомный работе С. Холла “Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием ...

— М., 1972. — С.312 — 353.

18. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992. — С.362 — 389.

19. Копдаш О. Шкала классического социально — ситуационного страха, волнения. — М.: ВЦП., 1973. — С. 256 — 264.

20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 2000. — 364с.

21. Королев В.В. Психологические аномалии. М.,2000. С.243 — 300.

22. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. — М.: Генезис ,2003 — 34с.

23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1993. — С.209 — 312.

24. Маклаков А.Т. Общая психология. — СПб.: Питер, 2002. — С. 437 — 453.

25. Обухов Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.:Тривола, 1995. — 297с.

26. Обухов Л.Ф. Возрастная психология. М.:РПА, 1996. — С. 238 — 284.

27. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Педагогика, 1993. — С. 26 — 49.

28. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. — 224с.

29. Прихожан А.М. Игры и задания для занятий с подростками: Личное развитие //Психологическая реабилитация детей и подростков. — Калуга, 1994. — С. 112 — 123.

30. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 1990. — С. 136 — 154.

31. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.: ТЦ «Сфера», 1997. — С. 132 — 144.

32. Прихожан А.М., Толстых Н.М. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. — С.45 — 50.

33. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.; Московский психолого-социальный институт; Воронеж. Изд — во НПО «МОДЕК», 2000. — С. 356 — 398.

34. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога. — М.,2001. — С.186 — 241.

35. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 — 86.

36. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника М.: Просвещение, 1986. 192с.

37. Семенов И.Н. Тенденция психологического развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.: МПСИ; — Воронеж: Изд — во НПО «МОДЕК», 2000. — С.4 — 16.

38. Фопель К.И. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. — М.: Генезис, 2000. — 345с.

39. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. — М.: Мир, 1986. К. 2. — С.251 — 289.

40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: СПЦ. 1996. — С.29 -67.

41. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.: ИПП — ИСП, 2000. — С.191 -136, 498 — 502.

42. Смид Р.А. Групповая работа с детьми. — М.: Генезис, 2000. — 258с.

43. Хекхаузен Х. Тревожность. /Под ред. Астапова В.М. — СПб.: Питер, 2001. С.272 — 289.

10 стр., 4982 слов

Проблема социальной адаптации подростков в кадетской школе

... школы. База исследования: 5 - 6 классы кадетской школы. социальная адаптация подросток кадетский Глава I. Социальная адаптация младших подростков как психолого-педагогическая проблема 1. Особенности образовательного процесса в кадетской ...

44. Хрипкова А.Г. Адаптация организма школьников к учебным и физиологическим нагрузкам. — М.: Педагогика, 1983. — 326с.

45. Цукерман Г.А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. — Рига: ПЦ «Эксперимент»,1997. С.29 — 35.

46. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1995. — С.459 — 469.

47. Шилова Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков. М.: Аврис ПРЕСС, 2004. С.3 — 14.

48. Эриксон Э.Г. Детство и общество. — СПб.: Фонд «Университетская книга», 1996. — 592с.

49. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. — М.: Педагогика, 1995. — С. 21 — 84.

50. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М.: Педагогика, 1960. — С.156 — 187.

Книга, изданная двумя авторами

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. — СПб.: Питер, 2001. — 688с.

2. Граве П.С., Шнейдман М.Р. Адаптивные системы. Рига, 1972. — Т.1. — С.126 — 138.

3. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. — М.: ИКА «Москва», 1990. — 63с.

4. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека (методические и социальные аспекты).

— М.: Медгиз, 1976. — 184с.

5. Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2, 1997. — С.14 — 20.

6. Короленко Ц.П., Фролова Г.В. Вселенная внутри тебя. (Эмоции. Поведение. Адаптация.) — Новосибирск: НГУ, 1979. — 205с.

7. Кривцова С., Мухаматулина Е. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1997. С.25 — 48.

8. Коцбей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М.: Знание, 1988. — 264с.

9. Лангмей Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984. — С.144 — 200.

10. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М. Просвещения, 1988. — С.14 — 57.

11. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М.: Наука, 1984. — 193с.

12. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).

– СПб., 2002.

Книга, изданная тремя авторами

1. Богомолов Ю.П., Воронина А.И., Куст В.П. Краткие сведения по применению некоторых медико-психологических тестов //Вопросы психологической адаптации. — Новосибирск: НГУ, 1974. — С. 42 — 54.

Книга, изданная под заглавием

2. Введение в психодиагностику: Учебное пособие. Для студентов средних педагогических учебных заведений /Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М.: ИЦ Академия, 1999. — 199с.

3. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — СПб.:Речь, 2000. — 439с.

4. Основы психологии. Практикум / Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Изд — во «Феникс», 2000. — С. 268 — 277.

5. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. — Питер, 2003. — С. 199 — 257.

6. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования /Под ред. К.М. Гуревича. — М.: МГУ, 1979. — 232с.

8 стр., 3724 слов

Психология как наука. Роль психологических знаний в деятельности ...

... и получили самостоятельности некоторые отрасли психологических знаний Различают общую, возрастную, педагогическую, социальную, генетическую психологию, зоопсихологию, инженерную, военную, медицинскую, юридическую психологию, психологию труда, спортивную психологию, психологию искусствоведу ства, патопсихологию В связи ...

7. Социальная адаптация в дошкольных учреждениях. — М., Медицина, 1980. — С.132 — 140.

8. Философские проблемы теории адаптации. — М., Наука, 1975. — 277с.

9. Хрестоматия по возрастной психологии //Под ред. О.А.Карабановой , А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. М.:МГУ, 1999. Ч.1. С.54 — 69.

10. Практикум по возрастной психологии / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1999.

Многотомные издания

1. Немов Р.С. Психология: В 3кн. — М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научно — психологические исследования с элементами математической статистики. — 632с.

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учебн. заведений: в 3 кн. — М.: Изд — во ВЛАДОС, 200. — Кн. 1. — С. 158 — 165.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. 2. — М., 1989. С. 168 -256.

4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в 2-х томах. Том 2. – М., 2000.

Энциклопедии и словари

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь — справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2002. — 528с.

2. Психология. Словарь /Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Просвещение. 1990. — 494с.

Авторефераты и диссертации

1. Жмыриков А.П. Диагностика социально — психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения. Автореферат. М.,1989. — С.3 — 24.

Аналитическое описание

Статьи из журналов и газет

2. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересами и тревожностью в учебной деятельности школьников. //Вопросы психологии. 1982.№3. С.551 — 53.

3. Сухарев А.В. Информационный подход к психической адаптации человека — педагогический и эстетический аспект. //Журнал прикладной психологии.1989, №5.

4. Ярославцева И.В. Депривированный подросток. //Дефектология. 2002. №5. С.12 — 22.

5. Ивашова А. Сотрудничество: программа социального тренинга для дошкольников и младших школьников // Школьный психолог. 2003. № 27-28.

6. Рахманкулова Р. Программа работы по профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников // Школьный психолог. 2003. № 18.

?

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра специальной психологии

Коррекция дезадаптивных проявлений у подростков с умственной отсталостью

Приложения к выпускной квалификационной работе

по специальности 050716 «Специальная психология»

Выполнила студентка V курса

Смоленская Анна Евгеньевна

Научный руководитель

Хлыстова Е.В., к.пс.н., доцент

кафедры специальной психологии

Екатеринбург – 2010

Приложение №1

Методика диагностики СПА

25 стр., 12280 слов

Психология межгрупповой адаптации на кораблях Военно-морского флота России

... механизмы МГА. В диссертации впервые в социальной психологии введен концепт «межгрупповая адаптация», как социально-психологическая адаптация групп друг к другу, представляющая собой многосторонний ... оптимальной МГА на корабле возможно при активной деятельности командования, военного психолога, направленной на: психологическое сопровождение развития экипажа корабля, формирование благоприятного ...

Диагностика социально-психологической адаптации.

Инструкция к тесту:

В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни.

Прочитав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от 0 до 6, подходящий, по вашему мнению:

* 0 — это ко мне совершенно не относится;

* 1 – мне это не свойственно в большинстве случаев;

* 2 — сомневаюсь, что это можно отнести ко мне;

* 3 — не решаюсь отнести это к себе;

* 4 — это похоже на меня, но нет уверенности;

* 5 — это на меня похоже;

* 6 — это точно про меня.

Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания.

Тестовый материал:

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед другими.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за сделанное…………….