Введение…………………………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы овладения детьми навыками письма….
1.1. Становление письменной речи в онтогенезе…………………………………
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………
1,3. Особенности готовности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью к овладению навыками письма..
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………………….
2.1. Описание методики констатирующего эксперимента …………………..
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента ……………………
Выводы по 2 главе…………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………………………..
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ С ДИСГРАФИЕЙ
... работой нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон левого полушария головного мозга. Для овладения навыком письма нужна их сохранность, как общей организации взаимодействия данных зон, так и по ... о симптоматике, механизмах, структуре нарушения при дисграфии 12 Выводы по главе 1 …………………………………………………………17 Глава 2. Изучение навыка письма у школьников с дисграфией 18 2.1 Цель, задачи и ...
Список использованной литературы…………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы готовности к обучению в школе.
В силу множества неблагоприятных биологических и социальных причин отмечается рост количества детей, имеющих различные патологии развития. Наиболее распространенными у дошкольников являются речевые нарушения, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР).
Сложность механизма письма и значимость дошкольного периода для подготовки детей к обучению в школе, а также отсутствие методики работы по формированию готовности к овладению навыками письма в специализированном дошкольном учреждении, дают все основания считать тему исследования «Коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр и упражнений» актуальной в области коррекционной педагогики.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»(2012), Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО) (2012), Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года, Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2010-2015 годы» создали условия для решения задач изменения содержания образования и воспитания, технологий образования и воспитания, соответствующих запросам современного общества. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью диктуется объективной необходимостью, потребностью общества.
Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Отечественные исследователи по дошкольной педагогике рассматривают целый спектр вопросов, касающихся готовности (социальной, психологической, познавательной) ребенка-дошкольника к обучению в школе (Л.И.Божович, 1968; Л.С.Выготский, 1984; Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, 1994; Н.И.Гуткина, 1996; В.В.Давыдов, 1986; А.В.Запорожец, 1980; Е.Е.Кравцова, 1991; А.К.Маркова, 1983; Т.В.Марцинковская, 1999; Д.Б.Эльконин, 1999 и др.)
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В формировании навыков письма решающее значение имеют показатели развития ребенка: интеллектуального, речевого, моторного, а также интегративных умений: зрительно-моторных, сенсомоторных и слухо-моторных (М.М.Безруких, 2001; Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, 1987; С.О.Филиппова, 1999 и др.), Е.Н.Соколова, Л.Я.Желтовская, 2012; С.О.Филиппова, 2011 и др.).
Многочисленные исследования дают сведения о состоянии психофизиологических функций у детей с ОНР. Так, у дошкольников с общим недоразвитием речи нарушается слухоречевая память, воспроизведение ритмических структур и фонематическое восприятие (Р.А. Белова-Давид, В. К. Орфинская, Н. Н. Трауготт, Т.А. Фотекова и др.); отмечаются низкие показатели зрительного гнозиса, переработки зрительно-пространственной информации (Т.А.Фотекова, Т.В.Ахутина и др.); регистрируется некоторая двигательная недостаточность (В. К. Орфинская, Н. Н. Трауготт, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.Ф. Чиркина, Т.А. Фотекова и др.); отмечается наличие системного нарушения речи, затрагивающего все её компоненты (Р.Е.Левина, Г.А. Каше, Н.А. Никашина, И. К. Колповская, Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина и др.); в тяжелых случаях со стороны умственного развития наблюдается иногда довольно значительное отставание как вторичное и временное явление» (В.И. Селиверстов); имеются эмоционально-личностные особенности поведения (Е.М. Мастюкова и др.).
Объект исследования: готовность старших дошкольников к школе
... интеллектуальной готовности детей старшего дошкольного возраста к школе". Объект исследования: готовность старших дошкольников к школе. Предмет исследования: интеллектуальный компонент готовности старших дошкольников ... равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для ... готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. А.Анастези трактовал понятие школьной зрелости как овладение ...
Таким образом, исследования разных авторов позволяют определить, что у детей с общим недоразвитием речи оказываются нарушенными предпосылки готовности к овладению чтением и письмом. Вместе с тем фактически нераскрытой остается проблема изучения комплексной готовности к овладению дошкольников с ОНР письменной речью.
Цель исследования: провести экспериментальное изучение готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр и упражнений
Задачи:
1. Раскрыть становление письменной речи в онтогенезе;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
3. Выявить особенности готовности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью к овладению навыками письма;
4. Провести экспериментальное изучение готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
Объект исследования: овладение навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: развитие готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами дидактических игр и упражнений.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью будет успешной при использовании в обучении дидактических игр и упражнений.
Методологическая основа исследования: положение о единстве и неразрывности психических процессов и речи; положение о деятельности как ведущем факторе развития личности; концепция о речевой деятельности как-сложном системном функциональном единстве (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев); современные представления о структуре речевого дефекта (Л.С Волкова, Л.С. Выготский, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Л.С. Цветкова); концепция дошкольного детства как своеобразного этапа развития человека (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин); учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и зоне ближайшего развития»; исследования в области педагогических технологий построения педагогических систем (J1.A. Венгер, М.В. Крулехт, A.M. Леушина, В.А. Петровский и др.).
Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в ...
... Предмет исследования: организация лого-коррекционного воздействия по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в ... систем, участвующих в овладении навыком письма. Недостатки устной речи (нарушения озвончения, трудности в овладении структурой слога, замены ... развивается умение изменять интонацию: дошкольники могут произносить фразы с вопросительной или восклицательной интонацией.
Важными методологическими принципами являлись системность, комплексность, онтогенетический принцип, деятельностный подход, дифференцированный характер обучения и др.
Нормативную основу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие образование Российской Федерации: Конституция Российской Федерации (1993), Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы», Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 — 2015 годы» и пр. законодательные и нормативно-правовые акты субъектов РФ, местного самоуправления; нормативные, распорядительные и инструктивные документы дошкольной образовательной организации, такие как приказы, положения, инструкции и пр.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались совокупность дополняющих друг друга методов: изучение и теоретических анализ психологической и педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности детей, конститирующий эксперимент, количественная и качественная обработка полученных результатов.
База исследования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Сургута. В эксперименте примут участие 7 дошкольников в возрасте 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования:
— подтверждены теоретические данные о взаимосвязи ОНР у дошкольников с готовностью к овладению ими письменной речью;
— расширены и углублены научные представления об особенностях развития речевых и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, являющихся предпосылками к овладению письменной речью;
— определены условия успешности и пути коррекционной работы по формированию готовности детей с общим недоразвитием речи к овладению письменной речыо.
Практическая значимость исследования: полученные результаты могут быть использованы для оптимизации коррекционной работы в условиях специальных и массовых дошкольных учреждений, в процессе семейного воспитания детей, а также в экспериментально-практической работе для своевременного выявления детей, предрасположенных к нарушениям письменной речи, и оказания им пропедевтической поддержки в наиболее ранние сроки.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы овладения детьми навыками письма, дана психолого-педагогическая характеристика дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, определены особенности готовности детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью к овладению навыками письма. Во второй главе проведено экспериментальное изучение готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. В заключении сформулированы основные выводы. Библиографический список включает 60 источников, имеется приложение.
Влияние детско-родительских отношений на становление различных ...
... нельзя.[7;62] 2. Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника 2.1 Развитие личности Под этим понятием психологи обычно имеют в виду не ... дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания. [14;247] К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян. По ее мнению, существует три ...
………….
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе. Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2012. – 322 с.
2. Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. — 2012. — № 6. С.77 79
3. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения, М., 2011. С. 4.
4. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Пособие для учителя. — СПб.: Изд-во «Союз», 2014. – 344 с.
5. Безрукова Е. 3., Забрамная С. Д. Психологическое изучение умственно отсталых школьников. — СПб.: Изд-во «Союз», 2014. – 344 с.
6. Белошистая А.В. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2011. № 6. С. 25 — 34.
7. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем/ В.П.Беспалько // Воронеж, 2011. – 304 с.
8. Богат В. Физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста / В.Богат, В. Николаев // Дошкольное воспитание – 2014.- №1.- С. 2-5.
9. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — СПб.: Изд-во «Союз», 2014. – 344 с.
10. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 2012. 455с.
11. Воронкова В.В. Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. — 2011 — № 5 — С.53-62.
12. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. — М.: Педагогика, 1983. – 233с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: сборник трудов. – М.: Эксмо-Пресс, 2011. – 433 с.
14. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.– М., 2012.- 420 с.
15. Вопросы комплексной диагностики умственной отсталости у детей / Под ред. Т.В. Егорова. — СПб.: Изд-во «Союз», 2014. – 344 с.
16. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. — СПб.: Изд-во «Союз», 2014. – 341 с.
17. Гвоздев А.Н. От первых слов до первых классов. – Саратов, 1981.Программа подготовительного и 1 — 4 клас-сов коррекционных образовательных учрежде-ний VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова. СПб.: Изд-во «Союз», 2014. – 349 с.
18. Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М.: Просвещение, 2011. – 544 с.
19. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. – М.: Классикс Стиль, 2011. – 322 с.
20. Дементьева Н.Ф. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью // Дефектология. — 1994. — № 6. — С.63-67.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
21. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 1985.
22. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. — М.: Просвещение, 1988.
23. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.
24. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
25. Замский Х.С. Умственно-отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины ХХ века. — М.: Образование, 1995.
26. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
27. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – М.: Речь, 2007.
28. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
29. Катаева А.Р., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. — М.: Просвещение, 1988.
30. Каше Г. А. Логопедическая работа в I классе вспомогательной школы. — М., 1957.
31. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985.
32. Коробейников И.А. О концептуал