Адаптация детей раннего возраста к детскому саду

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА 5

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста 5

1.2. Понятие адаптации 11

1.3. Условия, обеспечивающие правильную адаптацию детей раннего возраста 16

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 22

2.1. Диагностика готовности детей к поступлению в детский сад 22

2.2. Проведение методик адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 26

2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 32

Заключение 35

Список использованной литературы 36

Введение

Поступление ребенка раннего возраста в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым условиям, т.к. адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.

Особенность раннего возраста является взаимосвязь психофизического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А.И. Жукова, Н.И.Добрейцер, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Н.Д.Ватутина и др.).

Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н.М.Аксарина, А.И.Мышкис).

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К.Грош, М.Зейдель, А.Атанасова-Вукова, В.Манова-Томова, Э.Хабинакова).

26 стр., 12751 слов

Особенности характерологических свойств у детей раннего возраста ...

... основы формирования характерологических свойств у детей раннего возраста в семьях с разными стилями семейного воспитания .1 Теоретические подходы к изучению характерологических свойств у детей раннего возраста в отечественной и зарубежной литературе ...

Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить методику адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Объектом исследования выступает процесс адаптации детей к ДОУ.

Предметом исследования является условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей раннего возраста.

2. Определить сущность понятия «адаптация».

3. Выделить условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

4. Провести диагностику готовности к поступлению к ДОУ детей раннего возраста.

5. Провести методику адаптации к ДОУ с детьми раннего возраста.

6. Определить степень адаптации детей раннего возраста после проведенной экспериментальной работы.

Методологической и теоретической основой исследования являются социальные т психолого-педагогические исследования о теоретических основах процесса адаптации (Н.М.Аксарина, И.А.Милославова, А.В.Петровский, Л.М.Растова, Р.В.Тонкова-Ямпольская).

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по адаптации детей раннего возраста

Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М.Р.Битянова, Я.Л.Коломинский, А.А.Налчаджян, А.В.Петровский, А.А.Реан и др.) и зарубежной психологии (А.Маслоу, Г.Селье, К.Роджерс, А.Фрейд, З.Фрейд, Т.Шибутани, Х.Хартманн и др.).

В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.).

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.

При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э.В.Ильенков, А.В.Петровский, Д.И.Фельдштейн).

Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [60, с.28]…………………………

Заключение

Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению – одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей 1-3-х лет оказываются неготовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями – дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и пр. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание.

21 стр., 10447 слов

Баенская Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем ...

... детского аутизма.  Объект исследования  – закономерности развития аффективной сферы ребенка в раннем возрасте в норме и при формирующемся синдроме детского аутизма.   ... малыша, нарушающей  его психическое и социальное развитие. 4. Трудности адаптации ребенка, проявляющиеся в неадекватности реакций самосохранения, отсутствии исследовательского поведения, недостаточности & ...

Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационное» группы.

Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода для разных групп детей. Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации – каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно.

Список использованной литературы

1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возрата // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. – С.49-53.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.

3. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М., 1976. – 157 с.

4. Алямовская В.Г. Ясли — это серьезно. — М.: Линка-Пресс, 2000.

5. Ануфриева В.Г. Профилактика социальной дезадаптации детей. // Управление ДОУ. – 2003. — №4. – С.97-103.

6. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений / Ред.-сост. Р.Б. Стеркина. — М.: ACT, 1997.

7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. — №1. — С.57-64.

8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

9. Белкина В.Н., Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М.: Учитель, 2004.

10. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.

11. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. – 248 с.

12. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. – М., 2000.

13. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998.

14. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.

15. Бутузова О.Г., Уварова Н.М. Основные критерии оценки деятельности методиста дошкольного и начального образовательного учреждения. Методические рекомендации. — М.: ИРПО, 2001.

3 стр., 1040 слов

Программа формирования психологической готовности детей дошкольного ...

... с особенностями организации и содержанием работы в группах раннего возраста; - изучение психолого-педагогической среды, окружающую ребенка раннего возраста; - осуществление диагностического уровня сформированности культурно-гигиенических навыков ... было выявлено, что большое внимание в работе с детьми уделяется режиму дня детей и их адаптации к условиям дошкольного учреждения. Большое значение также ...

16. В помощь методическому работнику дошкольного и начального образования (справочные материалы) / Сост. О.А.Бутузова. — М., 2002.

17. Варпаховская О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – С.30-35.

18. Венгер Л.А, Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 2001.

19. Внешняя среда и психологическое развитие ребенка / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской. – М.: Медицина, 1984. – 207 с.

20. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1998. – 313 с.

21. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца и др. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.

22. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2001.

23. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — Л., 1976. – 324 с.

24. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2005..

25. Диагностика в детском саду / Под ред. Е.А.Ничипорюк, Г.Д.Посевиной. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.

26. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Смирнова Е.О., Галигузова Т.В., Ермалова Л.Н., Мещерякова С.Ю. — СПб.: Детство-Пресс, 2005.

27. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 4 лет / Под ред. Т.Н.Дороновой. – М., 2005.

28. Дошкольное учреждение и семья / Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. — М.: Линка-Пресс, 2001.

29. Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня).

– Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 192 с.

30. Зубова Г., Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С.66-77.

31. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Губанова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

32. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

33. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2001.

34. Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб.: ИНФРО-М, 2002.

35. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста / Дошкольное воспитание. – 2006. – №1 – С.34-37.

36. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

37. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др. – М.: Просвещение, 2001. – 253 с.

11 стр., 5218 слов

Психофизиологические особенности личности детей разных возрастов. ...

... и механизмы функциональных состояний, соответствующие определённому возрасту человека. нервный генотип воспитание личность 1. Типологические варианты личности детей С помощью психологических методов (наблюдение за ... свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию. Конформный тип (около 12%). В поведении школьников проявляются сильная зависимость ...

38. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

39. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства).

– СПб, 2006.

40. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями).

— М.: ИнтелТех, 2004.

41. Материал и оборудование для детского сада: Пособие для воспитателей и заведующих. — М.: Линка-Пресс, 2004.

42. Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка – СПб.: Речь, 2002.

43. Морозова Е. Группа кратковременного пребывания: мой первый опыт сотрудничества с родителями // Дошкольное воспитание. – 2002. – №11. – С.10-14.

44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноментология развития, детство, отрочество. — М.: Академия, 2000.

45. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996.

46. Оверчук Т.И. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада: Сборник статей и документов. – М., 2005.

47. Остроухова А. Успешная адаптация // Обруч. – 2000. — №3. – С.16-18.

48. Павлова Л. Раннее детство: семья или общество? // Обруч. – 1999. – №2. – С.17-22.

49. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие – М.: Мозаика Синтез, 2004.

50. Петрова Т.И., Ядешко В.И., Сохин В.А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

51. Печора К.Л., Патюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 172 с.

52. Психологический словарь / Авт.-сост. В.Н.Копорулина, М.Н.Смирнова, Н.О.Гордеева, Л.М.Балабанова; Под общ. ред. Ю.Л.Неймерова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 640 с.

53. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2003. – №2. – С.14-16.

54. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2005.

55. Севостьянова Е.О. Дружная семейка: Программа адаптации детей к ДОУ. – М.: Сфера, 2006. – 128 с.

56. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. – М.: АРКТИ, 2006.

57. Содержание, формы и методы работы с родителями: Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. — Тамбов, 1993.

58. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С.46-51.

59. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.: Просвещение, 1999.

60. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. — М., 1994.

61. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. – М., 2001.

62. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

63. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. – CПб: Речь, 2005.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Мы рады видеть Вас и Вашего ребенка в нашем дошкольном учреждении. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно.

Давайте познакомимся!

Просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Сведения о родителях:

• ФИО мамы.

7 стр., 3119 слов

Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ

... периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, ... два раздела: 1. Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю. 2. Работа консультационного пункта для родителей (по запросу). Содержание встреч составлено ...

• Образование, место работы, должность, рабочий телефон.

• ФИО папы.

• Образование, место работы, должность, рабочий телефон.

2. Состав семьи.

3. Домашний адрес, телефон.

4. Сведения о ребенке:

• Фамилия, имя.

• Дата рождения.

• Какое имя предпочитает (любимое имя).

• Что, по вашему мнению, должны знать воспитатели о здоровье Вашего ребенка.

• Любимая игра (игрушка).

• Любимая пища.

• Нелюбимая пища.

• Как ребенок просыпается утром: активен, в хорошем настроении;

с капризами, лучше чувствует себя к 11-12 часам.

• Любимое занятие.

5. О чем бы Вы хотели узнать, поговорить при следующих встречах.

Спасибо!

Психолог определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации.

ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Скоро Вам вместе с малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы Ваш ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, чтобы чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, мы просим Вас о сотрудничестве в период его адаптации к новым условиям.

Первое знакомство ребенка с детским садом проведите заочно по фотоальбому «Мы ждем тебя, малыш.

Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.

Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.

Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.

Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.

Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы.

Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребенок обедал в ее присутствии.

Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

Если у Вас есть какие-либо вопросы по проблемам детского сада, не обсуждайте это при ребенке, но обязательно поделитесь с сотрудниками нашего учреждения.