Особенности воспитания педагогически запущенных детей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………. ……………………3

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы воспитания педагогически запущенных детей

1.1 Исторический анализ проблемы…………………………………………….6

1.2 Сущность понятия «трудные дети»…………………………………………10

1.3 Педагогическая запущенность и причины её возникновения …………..18

Выводы по главе 1……………………………………………………………….27

Глава 2. Основные направления работы с педагогически запущенными детьми

2.1 Организация образовательного процесса с педагогически запущенными детьми…………………………………………………………………………….29

2.2 Особенности воспитания педагогически запущенных детей в семье…….37

2.3 Коррекционная работа с педагогически запущенными школьниками……………………………………………………………………..47

Выводы по главе 2……………………………………………………………….55

Заключение……………………………………………………………………….57

Список литературы……………………………………………………………….59

Приложение………………………………………………………………………63

ВВЕДЕНИЕ

Нестабильная социальная, экономическая, экологическая ситуация в России приводит к росту детей с выраженными отклонениями в поведении, учебе. Одна из глубинных причин кризиса, постигшего наше общество, в том, что оно было построено на приоритете государства по отношению к человеку, признании обязанностей молодого поколения по отношению к обществу, а не наоборот, адаптации, социализации юношества и детей к миру взрослых. В государственной политике по отношению к детству утвердился принцип вторичности, формализм и консерватизм. Решение этих противоречий сегодня одна из наиболее актуальных и глобальных социально-педагогических проблем. Модернизацию общества сопровождают негативные явления. Наблюдается количественный рост групп риска не только среди молодежи, старшеклассников и подростков, но и среди младших школьников (41,с.3).

Среди множества социально-педагогических проблем исследователи выделяют наиболее актуальную проблему, проблему воспитания и образования педагогически запущенных детей.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что численность трудных детей неуклонно растёт. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

4 стр., 1805 слов

Дети «группы риска»: теоретический аспект проблемы .Категории ...

... термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно ... подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к ... развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании ...

Из практики и материалов исследований педагогов, психологов, юристов: (А.С.Белкин, Э.Г.Костяшкин, Г.П Медведев, Л.П.Лаптева, Г.М.Миньковский, И.А.Невский, В.С.Орлов, А.Б.Сахаров и других), видно, что правонарушения и преступления несовершеннолетних непосредственно связаны с педагогической запущенностью школьников, вырастают на её почве, поэтому проблема предупреждения и преодоления этого явления стала актуальной для современной школы.

Исследователи видят зависимость между педагогической запущенностью, трудновоспитуемостью и отставанием в учёбе, правонарушениями подростков, справедливо считая, что предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно начинаться с предупреждения и преодоления педагогической запущенности детей и подростков (8,с.6).

Проблема исследования отражает определение наиболее эффективных путей коррекционной работы по преодолению педагогической запущенности.

Необходимость дополнительного анализа основных направлений коррекционно-воспитательной работы обуславливает актуальность и недостаточную степень разработанности данной темы.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов проблемы и анализ основных направлений коррекционно-воспитательной работы с педагогически запущенными детьми.

Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть исторический анализ проблемы.

3. Раскрыть сущность понятия педагогически запущенные дети.

4. Обобщить опыт работы педагогов и специалистов по решению данной проблемы.

Для успешной реализации поставленных задач нами были использованы следующие методы:

1. Теоретические – анализ литературных источников по проблеме;

2. Интерпретационные – метод логического исследования.

Теоретическая значимость выражается в определении особенностей воспитания педагогически запущенных детей……….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрющенко Р.Я. И Индивидуальный подход к педагогически запущенным детям. // Нач.Шк., 1983, № 7, с. 36-38.

2. Бабайцева В.Ю. Личностно- ориентированный тренинг в процессе подготовки будущих учителей к воспитательной работе с трудными детьми: Метод разработки. – М.: Российское пед. агенство,1997. – 240с.

3. Басова Н.В. Педагогика Древней Греции. // Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов – н./Д, 1999. – с. 4-15.

4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. Под редакцией Петровского А.В.. – М.: Педагогика, 1979. – 573с.

5. Блонский П.П. / Введение в воспитание ребёнка/ М., 1916. 356с.

6. Блонский П.П. Избранные педагог. Произведения изд-во Академии пед. наук РСФСР, Москва 1961.- 355с.

22 стр., 10618 слов

Роль психолога в работе с детьми дошкольного возраста ‘группы ...

... детей к школе. Методы исследования. ・Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. ・Наблюдение за детьми ... лет в педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из ... коррекционно-развивающей работы психолога с детьми (формирующий эксперимент) 2.4 Анализ результатов коррекционно-развивающей работы психолога (итогового ...

7. Богуславский М. Педагогика кнута и пряника. // Лиц. и гимназ. образования. – 2000. — № 5. – с.30 – 32.

8. Бондоренко Л.И. Вопросы перевоспитания педагогически запущенных детей. Л.,1975.98с.

9. Воспитание трудного ребёнка: дети с девиантным поведением: Учеб.- метод. Пособие для студ. / Под ред. М.И.Рожкова. – М.: Владос.2001.- 75с.

10. Гликман И. Как работать с трудными школьниками. // Народ. Образование. – 2005. — № 5. – с.12-16.

11. Гобова Е.С., Игнатьева О.Н., Зачем детям ходить в школу? Игра как метод обучения в классах коррекции. – М.6 Начальная школа, 1997. – 123с.

12. Голикова М.И. Организация работы с трудными детьми. // Классный руководителью – 1999. — № 1. – С.32.

13. Делемень Г.П. К вопросу о социально — психологической диагностике педагогической запущенности детей. // Вопр. философии и социальной психологии. – Л., 1972. – с.34-36.

14. Дети и их воспитание. // Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. – М., 2001. – с. 338- 343.

15. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М., «Знание», 1975.- 78с.

16. Жураковский Г.Е. Педагогические идеи Макаренко А.С.– М.: 1963./АПНРСФСР/.

17. Журавлёв Д. Откуда берутся проблемные дети // Народное образование. 2005. — № 1. – с.24-28.

18. Зейлигер – Рубинштейн Е.И. Воспитание при первобытном строе и в рабовладельческих государствах // Зейлигер – Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. – Л., 1978. – с.5-16.

19. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. – М.: Высшая школа, 1974.- 206с.

20. Зюбин Л.М. Практические занятия в учебных материалах и производственная практика учащихся. М., Издат. Академии наук РСФСР, 1959. – 143с.

21. Зюбин Л.М. Растить человека: Записки психолога. – Л.: Лениздат, 1988. – 346с.

22. Капранова В.А. Зарождение воспитания в первобытном обществе. // Капранова В.А История педагогики. — М., 2005. – с. 9-11.

23. Кащенко В.П. педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1994. 178с.

24. Комсова А.В. Индивидуальный подход к учащимся начальной школы. М.: Госучпедгиз, 1958.- 125с.

25. Макаренко А.С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей. – М.: Просвещение, 1969. – 430с.

26. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. – М.: Просвещение, 1964. – 277с.

27. Макаренко А.С. «Проектировать лучшее в человеке…» — Минск: Университетское, 1989. – 231с.

28. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения том 2. Москва «Педагогика» 1977. – 402с.

29. Морозова Е.И. Проблемные дети – сироты: советы воспитателям и опекунам. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.- 178с.

30. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М. – Воронеж, 2003. – 366с.

31. Натанзон Э.Ш. Трудный ребёнок и педагогический коллектив: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 165с.

32. Невский И.А. Трудный успех: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – 128с.

33. Низова А.М. Острые углы в воспитании. М., «Знание», 1975. – 154с.

19 стр., 9441 слов

2 Предмет и задачи методики преподавания педагогики психологии.Внеучебная работа

... Это могут быть и те предметы, которые используются в воспита-тельной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются ... Особенным технологическим радикализмом отличаются некоторые западные воспитательные системы, распространяющие концепции «точной педагогики». Но до разработки технологии воспитания, опираясь на которую каждый педагог мог бы ...

34. Овчарова Р.В. Принципы построения методов диагностики, профилактики и коррекции социально- педагогической запущенности детей // Проблемы практической психологии. Ч.2. – Шадринск, 2000. с.3-12.

35. Парамонова А.Г. Как подготовить ребёнка к школе. – М.: Дельта- Акт, 1997.- 233 с.

36. Педагогика профессионального образования: Учебное пособие для студентов. / Под ред. В.А.Сластёнина. – М.: Академия, 2004.- 267с.

37. Педагогические идеи К.Д.Ушинского. М., «Знание», 1971. / Серия «Нар.ун-т.» Педагогический фак./.

38. Педагогика древнего мира. // Ганелин Ш.И. История педагогики. – М., 1940. – с.7-23.

39. Педагогически- запущенные дети // Коррекционная педагогика. / Под ред. В.С. Кукушкина. – Ростов н/Д, 2002. – с.81.

40. Песталоцци И.Г. Избранные сочинения: в 2-х томах / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. – М.: Педагогика, 1981. (Пед. б-ка).

– В надзаг.: АПН СССР.- том 1. 298с.

41. Прохорова С.Ю. Управление развитием педагогически запущенного младшего школьника в учебно- воспитательном процессе: Автореферат дисс. на соиск. Учён. степени канд. Пед. Наук 13.00.01. – Ульяновск, 2002. – 22с.

42. Рогов Е.В. Работа с трудными школьниками// Рогов Е.В. Настольная книга практического психолога: Кн. 1.- М., 1999. – с. 148-153.

43. Рыков С.Н. Беглецы: Пробл. Воспитания детей и подростков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1994. – 167с.

44. Сергеева Т.Н. Воспитательная работа с «трудными» детьми // Воспитательная работа в школе – 2003. — № 6.- с. 14-20.

45. Славина Л.С. Знать ребёнка, чтобы воспитывать. М., «Знание», 1976. – 122с.

46. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., «Сов.Россия», 1978. – 321с.

47. Сухомлинский В.А. Верьте в человека. М., Молодая гвардия», 1960.

48. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника./ Подростка. И юношеского возраста/. М., Учпедгиз, 1961. – 301с.

49. Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М.: «Знание», 1967. – 344с.

50. Тихомирова Н. Работа с «трудными детьми» // Воспитательня работа в школе – 2003, — № 6.

51. Ушинский К.Д. Об учебно-воспитательной работе в школе. Учпедгиз, М., 1939.

52. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. – М.: Изд. Ин-та Психотерапии, 2000. — 457с.

53. Холт.Д. Причины детских неудач. – СПб.: Кристалл,1996.- 68с.

54. Чему учат нас трудные дети. // Первое сентября – 2004, — с. 33-37.

55. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 198с.