Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников
Структура музыкальных способностей.
1.Анализ муз-педагогической и психологической литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.
Теплов Б.М.: ладовое чувство + слуховые представления + чувство ритма + эмоциональная отзывчивость на музыку как основа музыкальности.
Тарасова К.В.:
- эмоциональная отзывчивость – главный показатель музыкальности;
- + познавательные музыкальные способности – сенсорные, интеллектуальные + частные способности.
К сенсорным она относит: музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;
К интеллектуальным: музыкальное мышление (репродуктивное и продуктивное) + муз память, + муз воображение;
К частным способностям относятся: абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.
Исследованиями Ветлугиной Н.А. и ее сотрудников была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности дошкольников: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру муз способностей, по их мнению, составляют:
— способность целостного и дифференцированного восприятия музыки;
— исполнительские способности (чистота певческой интонации, согласованность и выразительность пластических движений; способность творческого воображения, проявляющаяся в песенных, инструментальных, танцевальных (пластических) импровизациях.
Анисимов В.П. Структурные компоненты музыкальности: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.
2. Психодиагностика (от греч. psyche– душа, diagnosis — распознавание) – раздел психологии, изучающий принципы, методы выявления индивидуально-психологических особенностей человека.
Педагогическая диагностика осуществляется на основе принципов, методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.
Развитие музыкальности детей младшего школьного возраста в процессе ...
... осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие музыкальность. Элементарное музицирование - один из видов детского исполнительства, обогащающий музыкальные впечатления ребенка, развивающий их музыкальные способности. Игра на ударных музыкальных инструментах помогает выработать чувство ритма, ...
Диагностика как научная область психологии и педагогики дает в руки педагогу «инструменты» измерения тех или иных параметров музыкальных способностей детей, позволяет выявить как сильные, так и слабо развитие их компоненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог выявить реальное состояние искомого качества у детей и направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку.
Анализ современной музыкально-педагогической практики определяет области применения музыкальной диагностики:
— Планирование, осуществление и оценка качества музыкального воспитания и обучения не может осуществляться без достоверной информации о предпосылках, ходе и результатах музыкального развития ребенка (или группы детей);
— Диагностические методы необходимы при решении вопроса о специальном (для одаренных детей), общем или коррекционном музыкальном образовании ребенка;
— Управление муз-педагогическим процессом нуждается в соответствующей сравнительной информации эффективности традиционных и инновационных технологий музыкального образования (АнисимовВ.П. Диагностика муз способностей детей – М., 2004).
Задачи современной диагностики направлена на то, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурного компонента музыкальности ребенка. Это позволяет не только прогнозировать потенциал изучаемого качества (свойства личности), но и более точно определить содержание последующей работы (Анисимов, стр 53).
Потребность в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей является актуальной прежде всего для практикующих музыкантов.
Существуют стандартные условия проведения диагностики:
— подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);
— проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);
— анализ данных Что диагностируем?
Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?».
Анисимов В.П. отмечает (это подтверждает практика) , что, как правило, при традиционной диагностике муз способностей не учитываются:
— основной компонент музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку;
— личная потребность в восприятии музыки и музицировании, т.е. мотивация ребенка;
— уже имеющийся опыт исполнительской деятельности и способность к творческому самовыражению – музыкальная креативность ребенка. Таким образом, ценностные ориентации практически не принимаются в расчет.
3. Барышева Т.А. (зав кафедры эстетического воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие:
Мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойства личности; специальные художественные способности (Диагностика эстетического развития личности – СПБ, 1999, стр. 6).
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста
... Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка. Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, ...
С помощью средств диагностики определяется результативность педагогических и художественных воздействий, отслеживается динамика и процесс музыкально-эстетического развития личности, осуществляется коррекция. Многие диагностические методы могут использоваться в качестве технологий и средств активизации эстетического развития личности (т.е. как обучающие)..
Существуют различные уровни диагностики:
Компонентная диагностика (срезы отдельных компонентов);
Структурная диагностика (срезы по нескольким компонентам);
Системная диагностика (комплекс методик по всем компонентам).
Прогнозирование (прогностические методы), стр. 7.
Можно сказать, что, в идеале в ДОУ должна проводиться системная диагностика.
Изучение эмоциональной отзывчивости на музыку возможно в процессе музыкальной деятельности, в том числе музыкально-игровой деятельности, продуктом которой могут быть как вербальные (понятийные, словесные), так и невербальные: двигательные и изобразительные — пластические движения, цвет, рисунок.
Барышева Т.А., исследовавшая эмоциональные состояния детей младшего школьного возраста в ситуации восприятия музыки, предлагает уже апробированные и хорошо зарекомендовавшие себя методы моделирования музыки: цветовое, пластическое, графическое моделирование, а также «словарь эстетических эмоций». Они могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста.
1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального состояния в ситуации восприятия музыки (проще — восприятия музыкального образа) подтверждено рядом экспериментальных работ, в которых подчеркивается связь цвета с эмоциями, возможность цвета воздействовать на эмоциональную сферу человека ( в том числе ребенка) и вызывать определенные состояния — Ф. Люшер, Л.Е. Ольшанникова, А.А. Мелик-Пашаев и др. (стр. 25).
Для диагностики эмоциональных переживаний – «эмоциональной программы» в ситуации восприятия музыки ( восприятия музыкального образа) она предлагает :
- выбор цвета из предложенных педагогом;
- выбор цветовой композиции;
- создание собственной цветовой композиции.
Для того, чтобы метод действовал эффективно, необходимо сформировать у детей осознанное отношение к цвету как к средству эмоциональной выразительности. С этой целью педагог рассказывает детям сказку о волшебной комнате, которая обладает чудесным свойством: « Когда в эту комнату входит человек, то комната расцвечивается в те цвета, которые соответствуют настроению входящего в нее человека. Если в комнату входит человек, у которого радостное, веселое настроение – в какой цвет окраситься комната? А если у человека настроение грустное, печальное? Практика показывает, что созданная таким образом установка является эффективной.
Далее детям предлагается один из вариантов исследования. После прослушивания 2-х контрастных произведений (или фрагментов) по отдельности дети выбирают или цвет из предложенного цветового набора Люшера (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый и черный), или выбирают одну из 2-х иллюстраций контрастной цветовой гаммы, или могут «стать художниками» и нарисовать музыку, которую они прослушали. Музыкальные фрагменты в последнем случае проигрываются неоднократно в процессе рисования.
В соответствии со значениями основных цветов Люшера оценивается цвет или цветовая гамма, выбранная ребенком, их соответствие характеру музыки.
Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников ...
... значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Таким образом, развитие эмоций ребенка в дошкольном возрасте, коррекция недостатков ... музыки на коррекционно-развивающих занятиях с целью развития эмоциональной сферы ребёнка. Глава 1. Теоретические основы эмоционального развития 1.1 Основные характеристики эмоционального развития детей ...
Пластическое моделирование музыки. (Моделирование — перевод эмоционального содержания музыки в другой художественный ряд, в данном случае – в пластику).
Этот метод имеет свои основания в области психологии эмоций, эстетического и художественного развития детей (К. Орф, Э.Ж. Далькроз, С.Д. Руднева, Г.А. Ильина и др.).
«Все, что слышит ребенок в музыкальном звучании, вызывает у него ответные двигательные реакции..» (Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии – 1959, № 5.).
Процедура и методика проведения исследования проста. Детям предлагается прослушать и отразить в движении услышанную музыку. Музыкальный фрагмент повторяется 2 раза. При 1-м прослушивании ребенок внимательно слушает музыку, при 2-м прослушивании выполняет пластические движения, соответствующие, по его мнению, характеру музыки. При затруднении ребенка с выбором движения фрагмент можно повторить.
При анализе результатов исследования принимается во внимание: соответствие движений ребенка характеру музыки, ритмичность движений, однотипные – разнообразные движения, изменения движения с изменением характера музыки.
Графическое моделирование музыки – доступный метод диагностики (и обучения).
Наиболее эффективный – метод линеограмм. Метод линеограмм процессуальный, динамичный, вполне соответствует специфике музыки как виду искусства (Впервые ввел в экспериментальную практику В.Вундт и его ученики).
Они пришли к выводу, что испытуемые способны выражать различные эмоциональные состояния и их динамику с помощью линий различной формы. Правомерность этого метода была подтверждена отечественными учеными: Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым, Т.Е. Овчинниковой, И.Л. Вахзнянской и др., в работах которых было доказано, что процесс осознания переживаний, связанных с восприятием музыки у детей, идет через осознание собственных, непосредственно возникающих выразительных движений в процессе слушания музыки. В графическом изображении детей интуитивно отражаются: динамика развития эмоциональных переживаний; сила звучания (нажим карандаша), темп (характер движений); звуковысотная линия мелодии (направление линии); ритмическая пульсация, акценты.
При подготовке к исследованию детей ориентируют на то, что разное эмоциональное содержание (характер мелодии…) требуют для отражения различного рисунка линий. Детям показывают, что мелодию спокойной песенки можно изобразить плавной линией и т.д. Затем детям предлагается прослушать музыкальный фрагмент (мелодия, муз произведение) и при повторном прослушивании отразить в линии их особенности.
2. Тарасова К.В. Диагностика муз способностей детей. Ее методика основывается на данных ее же исследования, результаты которого отражены в книге «Онтогенез музыкальных способностей».
Разработанная буквально в последние годы, предлагаемая ею методика достаточная проста и предназначена (что существенно!) для детей разных возрастных групп (см. ксерокопию).
Анисимов В.П. предлагает оригинальную авторскую разработку на основе известных и модифицированных тестов изучения структурных компонентов музыкальности. Он полагает, что при изучении музыкальных способностей тесты должны отвечать следующим условиям: должны быть применимы для массового исследования; должны давать сравнимые между собой результаты, должны учитывать специфику музыкально-мыслительной деятельности (музыкально-познавательной деятельности), стр. 60.
Восприятие музыки детьми с овз
... как и развитие музыкальных способностей) требует определенных знаний. Для развития музыкального восприятия нужны знания общего плана (о самой музыке, композиторах, музыкальных инструментах, жанрах и т.д.). Дети слушают разную ... из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность ...
Игры-тесты на выявление уровня развития чувства метра (см. отсканированные материалы в Технической лаборатории)
1. Шаги великана – Тома и гнома, стр 65
2.Настоящий музыкант (!!если дети уже имели опыт игры с муз руководителем в 4 руки), стр 66
3.Дождик, стр 67 (!!аналогично предыдущему тесту).
Тесты-игры на изучение чувства ритма
1.Ладошки, стр 68. 2.Воспроизводящий тест, стр 69
Тестирование звуковысотного чувства
1.Кот и котенок, стр 71. 2.Куда идет мелодия?, стр 72
3. Гармонические загадки, стр. 72. 4.Повтори мелодию, стр.74
Диагностика чувства тембра
1.Тембровые прятки, стр 77
Диагностика динамического чувства
1.Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо», стр. 78
Диагностика чувства муз формы
Тест-игра «Незавершенная мелодия»?, стр 79
+ см. Статью Е.В. Пономаревой «Диагностика уровня муз развития детей дошкольного возраста» (Тех лаборатория)
4.При планировании диагностических исследований муз руководитель ориентируется на рекомендуемые городским методическим кабинетом рекомендации, но жесткой регламентации нет и музыкальный руководитель вправе самостоятельно определять – какие компоненты музыкальных способностей исследовать и какие методики использовать. + См. статью Пономаревой об особенностях музыкальной диагностики в ДОУ.
ПРИ ответе на билет достаточно перечислить различные подходы к структуре музыкальных способностей, назвать диагностические методики (…) с 1-2-мя примерами и сосредоточиться на собственной диагностике, которую вы проводили в детском саду.
КОРРЕКТ! Это вам в помощь. Здесь точнее и яснее.
Диагностика– это процедура выявления уровня музыкального развития ребенка. Педагогическая диагностика является одним из видов профессиональной деятельности музыкального руководителя и осуществляется на основе принципов и методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.
Диагностика особенно важна для практикующего музыканта. Она позволяет выявить как сильно, так и слабо развитые компоненты музыкальности. Это необходимо для того, чтобы педагог мог направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку. Диагностика также выполняет прогностическую функцию – возможность прогнозировать дальнейшее развитие той или иной способности.
В ДОУ диагностика уровня развития муз способностей проводится 2 раза в год – в начале и в конце года. Методический кабинет (района, города) может предложить в качестве рекомендаций (может рекомендовать) ту или иную методику проведения диагностики, но не ограничивает свободу выбора муз руководителя. Он может использовать любую методику, в том числе собственную.
Самыми современными на сегодняшний день являются методики К.В. Тарасовой и В.П. Анисимова, есть методические разработки у Радыновой О.П., Ветлугиной Н.А..
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения 2
... «творческие способности». 2.Выявить специфику, методы, средства развития творческих способностей в процессе обучения. 3.Разработать систему занятий по развитию творческих способностей младших ... на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса. Художественное творчество связано с эстетическим ... 1 Диагностика творческих способностей 2.2 Интерпретация результатов ...
Диагностические методики отличаются друг от друга. Это обусловлено не только подходами авторов к проведению исследований, но и тем, что до настоящего времени в теории музыкального образования нет единого определения структуры музыкальности. У Теплова Б.М. музыкальность включает в себя: эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, чувство ритма, музыкально слуховые представления.
У Тарасовой К.В. музыкальные способности разделяются на познавательные — сенсорные, интеллектуальные и частные музыкальные способности.
К сенсорным (познавательным) способностям она относит музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;
К интеллектуальным: музыкальное мышление + муз память, + муз воображение;
К частным способностям — абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.
У Анисимова В.П. в структуру музыкальности входят: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.
2).
Существуют стандартные условия проведения диагностики:
— подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);
— проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);
— анализ данных
(Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?»).
Наиболее систематизированной, на мой взгляд, является методика Тарасовой К.В. Помимо диагностики музыкальных способностей она включает в себя диагностику музыкально-творческих способностей детей, что отвечает веяниям времени и направленности современного музыкального образования на музыкально-творческое развитие детей.
Для примера приведу перечень заданий для детей по методике Тарасовой К.В. (берите любую группу), например, младшую:
При диагностике ладового чувства детям предлагается прослушать муз произведение. Уровень развития ладового чувства оценивается по следующим параметрам:
— эмоц отзывчивость на музыку: слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения;
— наличие любимых произведений: есть любимые – нет любимых;
— узнавание знакомой песенки (узнает по мелодии, или узнает только со словами, не узнает)
При диагностике музыкально-слуховых представлений детям предлагается спеть знакомую песенку с сопровождением. Уровень развития музыкально-слуховых представлений оцениваются по следующим параметрам:
— чисто интонирует всю мелодию, чисто интонирует отдельные фрагменты мелодии, интонирует общее направление мелодии, интонирует 1-2 звука.
При диагностике чувства ритма детям предлагается:
1. воспроизвести в хлопках ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков).
Параметры оценки: точно воспроизводит ритм, воспроизводит метр, беспорядочные хлопки
1.Диагностика мотивационной структуры личности
... и общежитейской направленности личности. Позволяя выявить личностные свойства, диагностика мотивационной структуры личностипредставляется самостоятельным профессиональным средством тестирования. Условное деление ... потребностной сфере о.Ф.Потемкиной ОПИСАНИЕ Методика Потемкиной Ольги Федоровны "Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" состоит ...
2. отразить в движении характер музыки: движение соответствует характеру, не соответствует характеру музыки + движении соответствует ритму музыки – не соответствует ритму музыки
При диагностике уровня развития музыкального мышления (репродуктивного) детям предлагается прослушать муз произведение и определить его жанр (предлагается использовать картинки: танцует, поет, марширует) — Что можно под эту музыку делать?
Оценка: определяет — не определяет жанр
При диагностике продуктивного мышления предлагается задание: «Сыграй ты. Сочини свою музыку» (дети сочиняют музыку, под которую хорошо шагать, плясать, песенку)
Оценка: наличие музыкальной мысли, законченной музыкальной фразы – только ритм и элементы мелодии – мелодическое и ритмическое однообразие
Диагностика музыкальных творческих способностей включает в себя серию заданий:
Пение: задания на звукоимитацию + вопросно-ответные интонации
Игра на муз инструментах: задание – изобразить на инструменте звуки окружающего мира + импровизация
У Анисимова В.П. диагностика уровня развития музыкальных способностей детей основана на игровых тестах. Он использует классические задания: спой песенку, прохлопай ритм и др., но в игровой форме.
Например:
Тесты-игры на изучение чувства ритма
1.Ладошки, стр 68. 2.Воспроизводящий тест, стр 69
Тестирование звуковысотного чувства
1.Кот и котенок, стр 71. 2.Куда идет мелодия?, стр 72
3. Гармонические загадки, стр. 72. 4.Повтори мелодию, стр.74
Диагностика чувства тембра
1.Тембровые прятки, стр 77
Диагностика динамического чувства
1.Тест-игра «Мы поедем в «Громко-тихо», стр. 78
Диагностика чувства муз формы
Тест-игра «Незавершенная мелодия»?, стр 79
+ см. Статью Е.В. Пономаревой «Диагностика уровня муз развития детей дошкольного возраста» (Тех лаборатория)
Достоверные результаты диагностики можно получить, опираясь не только на результаты диагностических заданий, но и наблюдая за музыкальными проявлениями ребенком в течение года.