НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ |
|||||
ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ |
ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ВПФ |
||||
Темпово-задержанное развитие (гармонический инфантилизм) |
Неравномерно-задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм) |
С преобладанием несформированности мотивационно волевого компонента |
С преобладанием несформированности вербального и вербально-логического компонента |
С преобладанием Несформированности Абстрактно-логического компонента |
|
Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный |
Выглядит так же как и положено при гормоническом инфантилизме, но могут присоединятся нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности) |
Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Ребёнок может быть крупнее и выглядеть старше своего возраста. В поведении выражены двигательная и речевая расторможенность, импульсивность. Ребёнок легко отвлечаем.
|
Как правило соответствует возрастным показателям, часто моторно неловок, скован, может быть несколько повышенной упитанности. |
Не обладает выраженной специфической и быть проявления самые разнообразные Отсутствия специфичности отдельному внешнему стилю |
|
Особенности латерализации неспецифичные ребенку, может быть как с правосторонним типом латерализации, так и с отдельными признаками качества. |
Наблюдаются те же особенности, что и в предыдущем случае гормонического инфантилизма. |
Наблюдаются те же особенности латерализации что и в случае гармонического и дисгармонического инфантилизма. |
Как правило присутствуют признаки левшества (неустоявшаяся или смешенная латерализация) |
Не обладает выраженной спецификой латерализации, но признаки левшества являются осложняющим фактором развития. |
|
Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность для всех, что не касается игровой деятельности. |
Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях – снижена существенно. Темповые характеристики могут быть как снижены, так и условно нормативны: всё зависит от характера задания. |
Работоспособность в целом снижена. Темповые характеристики деятельности неравномерны (за счёт импульсивности и расторможенности). Ребёнок быстро пресыщается. |
Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления могут появится как импульсивность и расторможенность, так и выраженная вялость и полная потеря интереса. |
Работоспособность и темп психической деятельности в целом снижены, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсивность деятельности, не обусловленная утомлением. |
|
Регуляторные функции сформированы недостаточно, но гармонично по отношению к уровню психического развития. |
Могут быть несколько зрелыми, чем при гармоническом инфантилизме. |
Регуляторные функции недостаточны вплоть до грубой несформированности, когда поведение становится неуправляемым. Произвольность может быть выражено несформированна даже на уровне игровой деятельности. |
Незначительная несформированность регуляторных функций, особенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственными действиями значительно снижается. |
Регуляция собственной деятельности и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформированы недостаточно. |
|
Достаточная |
Достаточная |
Снижена |
Достаточная |
Достаточная |
|
Достаточная |
Достаточная, но может быть несколько снижена |
Снижена |
Достаточная |
Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной. |
|
Достаточная |
Высокая |
Достаточная при внешней организации |
Может быть несколько снижена |
Низкая обучаемость. Наблюдаются трудности переноса на предлагаемый материал. |
|
Соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребёнок. |
Какая-либо специфика отсутствует. Когнитивная сфера может быть развита достаточно (является условно нормативной |
Недостаточная Сформированность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, внимание, вербально-логическое мышление). Наиболее затруднена работа по образцу (конструктивный праксис). При возможностивнешней организации деятельности результативность выполнения заданий может соответствовать условно нормативным показателям. |
Невысокая речевая активность, сужение объёма активного внимания, слухоречевого запоминания Выраженная несформированность пространственных и квазипространственных представлений. Как следствие – затруднены конструктивный праксис, понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, понимание сложных речевых конструкций и всех форм словообразования. В то же время задания наглядно-действенного и наглядно-образного типа могут выполнятся в соответсвии с условно нормативными показателями. |
В первую очередь наблюдается недостаточность операционной стороны мыслительной деятельности. …Недостаточныотдельные звенья когнитивной сферы (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гностические функции, … деятельность, обусловленная несформированностью абстрактно-логических форм мышления. |
|
Живой, непосредственный, активный, инфантильный, преобладают игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и абсолютно адекватен. |
В целом преобладает игровая мотивация, игровые интересы. Ребёнок может быть капризен, упрям в связи с некоторой аффективной неустойчивостью. В игре, как правило, является ведущим. |
Импульсивен, может быть возбуждён, эмоционально лабилен. Самооценка неустойчива, может быть как импульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как правило, высокие, не всегда адекватные за счёт импульсивности и трудностей удержания правил. |
Может быть неуверен в себе, тревожен. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстниками, как правило, не нарушены. В игре довольствуются пассивной ролью. На фоне утомления может проявлятся эмоциональная неустойчивость. Редко участвуют в праздниках, не любят выступать перед людьми. |
Возможны любые варианты личностных и поведенческих особенностей. Встречаются варианты интродуктивных ( по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответствовать требованиям взрослых). Также наблюдается обеднение эмоциональных реакций, их примитивность. |
|
Выдержка психического развития конституционально-психогенного генеза. Дислалия. |
ЗПР соматогенного происхождения. Микросоциальная запущенность. |
Синдром гиперактивности и дифецита внимания, психопатоподобные реакции. |
Общее недоразвитие речи 3-го уровня, задержка психоречевого развития, ЗПР церебрально-органического генеза. |
ЗПР церебрально-органического генеза (выраженные формы) |
|
Отличать от парциональной несформированности ВПФ с преобладанием несформированности мативационно-волевого компанента |
От различных форм ассихронного развития ( в первую очередь с преимущественным искажением развития когнитивной сферы) |
От атипичных форм тотального недоразвития и отдельных вариантов дисгармоничного развития |
В грубых случаях – от тотального недоразвития и искажённого развития )ранний детский аутизм) |
Пограничное состояние, требующее в первую очередь, отграничение от группы тотального недоразвития высших психических функций. |
|
Развивающая работа специалистов для того возраста, который демонстрирует ребёнок. Развитие несформированной позновательной сферы. Работа производится с помощью игрового компанента и игровой мотивации. |
Главным образом двигательная коррекционная работа, развивающая произвольную регуляцию (в том числе коррекция аффективной сферы). По преимуществу игровая с целью гармонизации базовых аффективных составляющих, выравнивании их в соответствии с возрастными требованиями. |
Формирование произвольности и контроля. В первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипизация) образовательной среды и режима жизни с целью гармонизации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жёсткий внешний контроль. |
В первую очередь работа по формированию пространственных и квазипространственных представлений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопедом, нейропсихологическая двигательная коррекция. |
Все виды коррекционной помощи, двигательной нейропсихологической коррекции, формирование произвольности регуляции деятельности, пространственных представлений. Развитие когнитивной сферы. Коррекция деятельности психолога, учителя-дефектолога, логопеда. |
|
В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизношения |
Семейный психотерапевт(для разносторонней работы с родителями) |
Наблюдения невролога (лораклинические исследования ЗЗГ, РЭГ и т.д.). детский психиатр ( в грубо выраженных случаях), нейропсихолог. Нейропсихолог, в отдельных случаях – логопед. |
Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по коррекции речевых нарушений), в отдельных случаях – учитель-дефектолог, психиатр. |
Психиатр, невролог (для определения необходимости медикаментозной терапии), учитель-дефектолог, логопед, нейропсихолог. |