2 часть таблицы

НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ

ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ

ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ВПФ

Темпово-задержанное развитие (гармонический инфантилизм)

Неравномерно-задержанное развитие (дисгармонический инфантилизм)

С преобладанием несформированности мотивационно волевого компонента

С преобладанием несформированности вербального и вербально-логического компонента

С преобладанием

Несформированности

Абстрактно-логического компонента

Выглядит младше своего возраста, живой, непосредственный

Выглядит так же как и положено при гормоническом инфантилизме, но могут присоединятся нарушения зрения, соматические заболевания (разной степени выраженности)

Физическое развитие в целом соответствует возрасту. Ребёнок может быть крупнее и выглядеть старше своего возраста. В поведении выражены двигательная и речевая расторможенность, импульсивность. Ребёнок легко отвлечаем.

Как правило соответствует возрастным показателям, часто моторно неловок, скован, может быть несколько повышенной упитанности.

Не обладает выраженной специфической и быть проявления

самые разнообразные Отсутствия специфичности отдельному внешнему стилю

Особенности латерализации неспецифичные ребенку, может быть как с правосторонним типом латерализации, так и с отдельными признаками качества.

Наблюдаются те же особенности, что и в предыдущем случае гормонического инфантилизма.

Наблюдаются те же особенности латерализации что и в случае гармонического и дисгармонического инфантилизма.

Как правило присутствуют признаки левшества (неустоявшаяся или смешенная латерализация)

Не обладает выраженной спецификой латерализации, но признаки левшества являются осложняющим фактором

развития.

Могут быть самыми разнообразными, чаще наблюдается импульсивность, свойственная более младшему возрасту, низкая работоспособность для всех, что не касается игровой деятельности.

Работоспособность снижена. При соматических заболеваниях – снижена существенно. Темповые характеристики могут быть как снижены, так и условно нормативны: всё зависит от характера задания.

Работоспособность в целом снижена. Темповые характеристики деятельности неравномерны (за счёт импульсивности и расторможенности).

Ребёнок быстро пресыщается.

Быстро наступают признаки утомления, темп неравномерен, чаще снижен, особенно при работе с вербальными заданиями. На фоне утомления могут появится как импульсивность и расторможенность, так и выраженная вялость и полная потеря интереса.

Работоспособность

и темп

психической деятельности в

целом снижены, порой значительно.

Наряду с этим часто

встречается импульсивность деятельности, не обусловленная утомлением.

Регуляторные функции сформированы недостаточно, но гармонично по отношению к уровню психического развития.

Могут быть несколько зрелыми, чем при гармоническом инфантилизме.

Регуляторные функции недостаточны вплоть до грубой несформированности, когда поведение становится неуправляемым. Произвольность может быть выражено несформированна даже на уровне игровой деятельности.

Незначительная несформированность регуляторных функций, особенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственными действиями значительно снижается.

Регуляция собственной деятельности и произвольность

как основа произвольных

форм психической деятельности сформированы недостаточно.

Достаточная

Достаточная

Снижена

Достаточная

Достаточная

Достаточная

Достаточная, но может быть несколько снижена

Снижена

Достаточная

Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной.

Достаточная

Высокая

Достаточная при внешней организации

Может быть несколько снижена

Низкая обучаемость. Наблюдаются трудности переноса на предлагаемый материал.

Соответствует уровню актуального психофизического развития, на котором находится ребёнок.

Какая-либо специфика отсутствует. Когнитивная сфера может быть развита достаточно (является условно нормативной

Недостаточная Сформированность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, внимание, вербально-логическое мышление).

Наиболее затруднена работа по образцу (конструктивный праксис).

При возможностивнешней организации деятельности результативность выполнения заданий может соответствовать условно нормативным показателям.

Невысокая речевая активность, сужение объёма активного внимания, слухоречевого запоминания Выраженная несформированность пространственных и квазипространственных представлений. Как следствие – затруднены конструктивный праксис, понимание и продуцирование причинно-следственных отношений, понимание сложных речевых конструкций и всех форм словообразования. В то же время задания наглядно-действенного и наглядно-образного типа могут выполнятся в соответсвии с условно нормативными показателями.

В первую очередь наблюдается недостаточность операционной стороны мыслительной деятельности. …Недостаточныотдельные звенья когнитивной сферы (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гностические функции, … деятельность, обусловленная несформированностью абстрактно-логических форм мышления.

Живой, непосредственный, активный, инфантильный, преобладают игровая мотивация и выраженные игровые интересы. Может быть как пуглив в контактах со сверстниками, так и абсолютно адекватен.

В целом преобладает игровая мотивация, игровые интересы. Ребёнок может быть капризен, упрям в связи с некоторой аффективной неустойчивостью. В игре, как правило, является ведущим.

Импульсивен, может быть возбуждён, эмоционально лабилен. Самооценка неустойчива, может быть как импульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как правило, высокие, не всегда адекватные за счёт импульсивности и трудностей удержания правил.

Может быть неуверен в себе, тревожен. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстниками, как правило, не нарушены. В игре довольствуются пассивной ролью. На фоне утомления может проявлятся эмоциональная неустойчивость. Редко участвуют в праздниках, не любят выступать перед людьми.

Возможны любые варианты личностных и поведенческих особенностей. Встречаются варианты интродуктивных ( по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверенность в себе, боязливость, тревожность, опасения несоответствовать требованиям взрослых).

Также наблюдается обеднение эмоциональных реакций, их примитивность.

Выдержка психического развития конституционально-психогенного генеза. Дислалия.

ЗПР соматогенного происхождения. Микросоциальная запущенность.

Синдром гиперактивности и дифецита внимания, психопатоподобные реакции.

Общее недоразвитие речи 3-го уровня, задержка психоречевого развития, ЗПР церебрально-органического генеза.

ЗПР церебрально-органического генеза (выраженные формы)

Отличать от парциональной несформированности ВПФ с преобладанием несформированности мативационно-волевого компанента

От различных форм ассихронного развития ( в первую очередь с преимущественным искажением развития когнитивной сферы)

От атипичных форм тотального недоразвития и отдельных вариантов дисгармоничного развития

В грубых случаях – от тотального недоразвития и искажённого развития )ранний детский аутизм)

Пограничное состояние, требующее в первую очередь, отграничение от группы тотального недоразвития высших психических функций.

Развивающая работа специалистов для того возраста, который демонстрирует ребёнок. Развитие несформированной позновательной сферы. Работа производится с помощью игрового компанента и игровой мотивации.

Главным образом двигательная коррекционная работа, развивающая произвольную регуляцию (в том числе коррекция аффективной сферы).

По преимуществу игровая с целью гармонизации базовых аффективных составляющих, выравнивании их в соответствии с возрастными требованиями.

Формирование произвольности и контроля. В первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипизация) образовательной среды и режима жизни с целью гармонизации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жёсткий внешний контроль.

В первую очередь работа по формированию пространственных и квазипространственных представлений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопедом, нейропсихологическая двигательная коррекция.

Все виды коррекционной помощи, двигательной нейропсихологической коррекции, формирование произвольности регуляции деятельности, пространственных представлений. Развитие когнитивной сферы. Коррекция деятельности психолога, учителя-дефектолога, логопеда.

В некоторых случаях необходимо подключение логопеда по формированию звукопроизношения

Семейный психотерапевт(для разносторонней работы с родителями)

Наблюдения невролога (лораклинические исследования ЗЗГ, РЭГ и т.д.).

детский психиатр ( в грубо выраженных случаях), нейропсихолог. Нейропсихолог, в отдельных случаях – логопед.

Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по коррекции речевых нарушений), в отдельных случаях – учитель-дефектолог, психиатр.

Психиатр, невролог (для определения необходимости медикаментозной терапии), учитель-дефектолог, логопед, нейропсихолог.