Часть I. Введение в социологию

Оглавление

Предисловие… 15

Предисловие автора… 19

Основные темы… 19

Структура книги… 21

Краткое содержание глав

и глоссарий… 22

Студентам: как пользоваться этой книгой 22

Глава 1. Социология: проблемы

и перспективы … 24

Чем занимается социология? Несколько

примеров… 24

Любовь и брак… 24

Здоровье и болезнь… 25

Другие примеры: преступление

и наказание… 26

Выводы: сущность социологии … 27

Перемены в современном мире… 27

Социология и «здравый смысл»… 28

Социологические вопросы:

фактологические, сравнительные,

вопросы развития и теоретические 30

Фактологические вопросы… 30

Сравнительные вопросы … 31

Вопросы развития… 31

Теоретические вопросы… 31

Преднамеренные и непреднамеренные

последствия человеческих действий 32

Что может социология сказать о наших

действиях? … 33

Социальная структура и человеческие

действия… 33

Развитие социологического

мировоззрения… 34

Является ли социология наукой? … 35

Объективность… 36

Практическое значение социологии. . 37

Понимание социальных ситуаций. 37 Восприимчивость к культурным

различиям… 37

Оценка результатов политических

действий… 37

Углубление самопознания … 37

Роль социолога в обществе… 38

Заключительные комментарии… 38

Краткое содержание… 39

ЧАСТЫ1. КУЛЬТУРА, ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Глава 2. Культура и общество… 42

Встреча культур… 42

Ранние контакты с другими

культурами… 42

Понятие культуры… 43

Человеческий род… 44

Эволюция… 45

Люди и обезьяны… 45

Природа и воспитание … 46

Социобиология … 46

Инстинкты… 48

Культурное многообразие … 49

Культурная идентичность

и этноцентризм… 49

Культурные универсалии… 50

Язык… 51

Речь и письменность… 51

5 стр., 2168 слов

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЯ

ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО СОЦИОЛОГИИ 1. Авторитарный стиль руководства основан на прямых приказах и указаниях руководителя 2. Аксиологическая функция культуры проявляется ... как психологическое явление представляет собой состояние предрасположенности субъекта к определенным действиям в какой-либо ситуации 106. Социальное манипулирование подразумевает закрытое управление ...

Семиотика и материальная культура 52

Типы досовременных обществ… 53

Охотники и собиратели… 53

Пигмеи Мбути… 54

Природные «общества изобилия» ? 55 Скотоводческие и земледельческие

общества … 57

Скотоводческие общества… 57

Земледельческие общества… 58

Неиндустриальные цивилизации, или традиционные

государства… 59

Цивилизация майя… 59

Основные черты традиционного

государства… 60

Общества в современном мире… 61

Индустриальные общества… 61

Оглавление

Три «мира»… 64

Страны третьего мира… 64

Общества первого и второго мира 65

Заключение … 65

Краткое содержание… 66

Дополнительная литература… 67

Глава 3. Социализация и жизненный

цикл… 68

«Несоциализированные» дети… 68

«Авейронский дикарь»… 69

Джени… 69

Ранние этапы развития младенца … 71

Развитие органов чувств… 71

Плач и улыбка… 71

Младенцы и матери… 72

Формирование социальных реакций 73

Привязанности и утраты… 74

Изолированные обезьяны… 75

Депривация ребенка… 75

Долговременные последствия

депривации… 75

Социализация ребенка… 76

Основные теории развития детей … 76

Фрейд и психоанализ… 77

Развитие личности … 77

Оценка… 78

Теория Дж. Г. Мида… 78

Пиаже: когнитивное развитие … 79

Стадии когнитивного развития. 80

Оценка… 81

Связь между теориями ,… 82

Агенты социализации… 82

Семья… 82

Отношения со сверстниками … 83

Школа… 84

Средства массовой информации. . 85

Другие агенты социализации … 85

8 стр., 3618 слов

§ 1. Развитие, социализация и воспитание личности

... ». Все поставленные задачи при выполнении курсовой работы решены. Глава I вопросы воспитания §1. Развитие, социализация и воспитание личности Одной из сложных и ключевых ... эффективные. Особые влияния на обновление систем и технологий образования оказывают: Развитие общества, экономики, человека; Возрастающий поток научной информации, накоплений знаний; Новые взгляды ...

Ресоциализация… 86

Поведение в концентрационном

лагере… 86

«Промывание мозгов»… 87

Жизненный путь … 88

Детство… 88

Юность… 89

Молодые взрослые… 89

Зрелость… 90

Старость… 90

Смерть и преемственность поколений. 91

Социализация и индивидуальная свобода 92

Краткое содержание… 92

Дополнительная литература… 94

Глава 4. Социальное взаимодействие

и повседневная жизнь … 95

Исследование повседневной социальной

жизни… 96

Невербальная коммуникация… 97

Лицо и эмоции… 97

«Лицо» и культура… 98

Социальные правила, беседы и разговор 99

Взаимное понимание… 99

Опыты Гарфинкеля… 100

Формы разговора… 101

Ошибки и оговорки… 101

Реакции-восклицания… 101

Обмолвки… 103

Лицо, поза и речь в процессе

взаимодействия… 104

Столкновения… 104

Ситуации и обстоятельства… 105

Управление впечатлением… 106

Передний и задний планы… 106

Адаптация к ролям: испытания

интимного характера … 107

Столкновения и личностное

пространство… 108

Взаимодействие во времени

и пространстве… 109

Часовое время… 110

Временная география… 110

Пространственно-временные

ограничения … 111

Зонирование… 112

Повседневная жизнь в культурной

и исторической перспективе … 113

Микросоциология и макросоциология. 115

Краткое содержание… 116

Дополнительная литература… 117

Глава 5. Конформность и девиантное

поведение… 118

Что такое отклонение… 118

Нормы и санкции… 119

Законы, преступления и наказания … 121 Преступления в доиндустриальную

эпоху… 121

Изменения в способах наказаний. 121

Тюрьмы и сумасшедшие дома … 122

Попытки объяснить отклонения … 123 Биологические и психологические теории преступления

5 стр., 2093 слов

Современные теории гендера и актуализация гендерного подхода в теории и практике социальной работы

... основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной ... влиянию социума и социальных отношений на характер поведения мужчин и женщин [2]. Весьма популярным ... социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Развивая теорию о ...

и девиации… 123

Аргументы из биологии … 123

Преступление и психопатическая личность: психологичес­кая точка зрения … 124 Общество и преступление:

социологические теории. . 126

Дифференцированная ассоциация . 126

Оглавление

Аномия как причина преступления 126 Аномия и ассоциация: преступные

субкультуры… 127

Оценка… 128

Теория стигматизации… 128

Рациональный выбор

и «ситуационная» интерпретация

преступления… 130

Теоретические выводы… 131

Преступления и криминальная

статистика… 132

Убийства и другие тяжкие

преступления… 134

Убийства… 134

Тяжкие преступления… 134

Тюрьмы и наказания… 135

Смертная казнь… 136

Пол и преступление… 137

Уровни мужской и женской

преступности… 137

Девушки в составе преступных

группировок … 139

Насилие в женских тюрьмах … 140

Оценка … 140

Преступления богатых людей и людей,

наделенных властью… 141

Преступления «белых воротничков» 141

Правительственные преступления. 142

Организованная преступность… 143

Преступления без жертв… 144

Представление о психических

заболеваниях… 145

Психоз и невроз… 145

Физические методы лечения … 145 Диагностика психических

заболеваний… 146

Природа сумасшествия: нарушение

остаточных норм… 147

Политика, социальное давление

и психиатрия… 147

Отказ от изоляции больных… 148

Девиации и социальный порядок … 149

Краткое содержание… 150

Дополнительная литература… 151

Глава 6. Гендер и сексуальность … 152

Пол, гендер и биология… 153

5 стр., 2194 слов

Организация и функционирование классов коррекционно-развивающего обучения

... ;     2.4.4. Организация коррекционно-диагностического обучения (в классах КРО) с детьми, особенности которых не позволяют ... -его класса включительно), трехразового питания, необходимых оздо­ ... обучающихся. Целесообразна рабо­та этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией днев­ного сна (до 3 ...

Источники половых различий … 153 Имеют ли различия в поведении

биологическую основу? … 154

Факты из мира животных … 155

Факты, связанные с человеком. . 155

Социализация и гендер… 157

Реакция родителей и взрослых … 157

Гендер и воспитание… 157

Книги и рассказы… 158

Телевидение… 159

Школа и влияние сверстников … 159 Трудности несексистского подхода

к воспитанию детей. . 159 Тендерная идентичность и пол: три

теории… 160

Теория полового развития по

Фрейду… 160

Оценка… 161

Теория полового развития по

Чодороу… 161

Оценка… 162

Гендер, личность и мораль… 163

Патриархат и производство… 164

Господство мужчин … 164

Женщины и рабочее место:

исторический обзор… 164

Неравенство в труде… 166

Малопрестижный труд… 166

Проблемы успеха… 166

Низкая оплата труда и ловушка

бедности… 168

Случай Швеции… 169

Женщины в Советском Союзе

•■ и в Восточной Европе. . 169

Домашний труд… 171

Женские движения… 172

Ранний феминизм во Франции. . 172 Борьба за права женщин

в Соединенных Штатах … 173 Развитие женского движения

в Европе… 174

Возрождение феминизма… 174

Домашнее насилие, сексуальные

посягательства и изнасилования. . 175

Домашнее насилие… 176

Сексуальные посягательства … 176

Изнасилование… 177

Изнасилование и опасения женщин:

тезис Браунмиллер. . . 179

«Нормальное» сексуальное поведение. 180

Межкультурные различия… 180

Сексуальность в западной культуре 181

Сексуальное поведение… 182

Гомосексуальность… 184

Гомосексуальность в незападных

8 стр., 3517 слов

Семья как социальный институт

... возрастов; • пропаганда новых моделей воспитания и организации семьи; • профилактика дезорганизации семьи, сбоев в воспитании, психопатологии; • помощь ... вопросам социальных проблем в семье.Родители должны уметь максимально прилагать дополнительные усилия для того, чтобы ... данные]. – Режим доступа 6. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989. – ...

культурах… 184

Гомосексуальность в западной

культуре… 185

Распространение

гомосексуальности … 185

Отношение к гомосексуальности . 186

Гей-субкультура… 186

8

Оглавление

Лесбиянство… 187

СПИД… 187

СПИД и население … 188

Проституция… 189

Проституция сегодня… 189

Детская проституция… 190

Заключение: социология и гендерные

отношения… 192

Краткое содержание… 192

Дополнительная литература… 194

ЧАСТЫН. СТРУКТУРЫ ВЛАСТИ

Глава 7. Стратификация и классовая

структура… 196

Системы социальной стратификации. . 196

Рабство… 196

Касты… 197

Сословия… 198

Классы … 198

Теории стратификации в современных

обществах… 199

Теория Карла Маркса… 199

Природа класса… 200

Сложность классовых систем. . 201

Теория Макса Вебера… 201

Статус… 202

Партия…,… 202

Современные теории классов … 203

Эрик Олин Райт: теория классов 203

Фрэнк Паркин: веберовский подход 204

Классы в западных обществах сегодня. 204

Различия по уровню богатства

и доходов… 205

Богатство… 205

Доход… 206

Высший класс… 207

Средний класс… 208

Рабочий класс… 210

Исследования классового сознания:

различные подходы… 211

Метод определения репутаций. . 211

Субъективный метод… 211

Представления о классовой

структуре… 212

Изменения в классовой структуре … 214

Распад высшего класса… 214

Квалифицированные специалисты,

менеджеры, администраторы 215 Белые воротнички, синие

воротнички: феминиза­ция и пролетаризация … 215 Изменения, затронувшие рабочий

класс… 216

Тендер и стратификация… 218

Классовое деление и гендер … 218 Изучение положения женщин

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... с оговоренными на семинарских занятиях требованиями. Литература Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М ... и промежуточных, отдаленных и непосредственных. Виды целей по содержанию, включая общественно-политические, социальные, духовные, экономические, ... и опыта мировой истории. Правящая элита во главе решения проблем государственности, модернизации и оперативного, повседневного ...

в работах по стратификации 219 Сложности в изучении гендера

и стратификации … 220

Социальная мобильность… 221

Сравнительные исследования

мобильности… 222

Нисходящая мобильность… 223

Возможности для социальной

мобильности… 224

Социальная мобильность

в Великобритании… 224

Сложности в изучении социальной

мобильности… 225

Ваши собственные шансы

в мобильности… 226

Бедность и неравенство… 227

Война с бедностью… 227

Что такое бедность… 228

Бедность сегодня… 229

Почему бедные остаются бедными? 230

Краткое содержание… 230

Дополнительная литература… 232

Глава 8. Этническая принадлежность

и раса… 233

Этнические группы, меньшинства и расы в плюралистических

обществах… 234

Меньшинства… 235

Раса и биология… 236

Этнические противоречия,

предрассудки и дискриминация. . 237

Стереотипы и «козлы отпущения» 237

Авторитарная личность… 239

Этническая принадлежность

и детство… 240

Отношение со стороны большинства 240

Социологические интерпретации … 241

Общие факторы… 241

Историческая перспектива… 242

Этнические отношения в исторической

перспективе: несколько примеров. 246

Этнические отношения в Бразилии 246 Социальное развитие Южной

Африки… 247

Гражданские права чернокожего

населения США… 249

Отмена рабства и начальные

достижения… 249

Движение за гражданские права . 251

Интеграция и антагонизм… 252

Оглавление

История иммиграции

в Великобритании…253

Ранние переселенцы…253

Иммиграция после 1930 года. . . 254 Расы, расизм и неравенство … 256 Этническая принадлежность

и низший класс …257

Отношение полиции к чернокожим

женщинам…260

Этнические отношения на

Европейском континенте. . 261 Возможные дальнейшие пути развития этнических

отношений…262

Краткое содержание…263

Дополнительная литература…265

Глава 9. Группы и организации… 266

Виды ассоциаций… 266

Первичные и вторичные группы. . 267

Формальные организации… 267

Бюрократия… 268

Точка зрения Вебера на бюрократию 269

Эффективность бюрократии. . . 270 Формальные и неформальные отношения внутри

бюрократий… 270

Бюрократия и олигархия… 271

Неолигархические организации… 273

Японские корпорации… 274

Значение японской системы для

теории организаций … 275

Факторы, влияющие на организации

в современном мире… 277

Квалифицированные специалисты 277

Информационная технология. .. 278

Физическая среда организаций. .. 280

Надзор и дисциплина в организациях. 281

Надзор… 281

Дисциплина… 282

Карцерные организации… 282

Развитие карцерных организаций. 283

Небюрократические организации:

группы взаимопомощи… 284

Особенности групп взаимопомощи 285

Заключительные комментарии… 285

Краткое содержание… 286

Дополнительная литература… 287

Глава 10. Политика, правительство

и государство … 288

Характеристики государств… 288

Политический аппарат… 288

Территория… 289

Закон и применение силы… 289

Современные государства…290

Определения…290

Права граждан…291

Демократия…292

Типы демократии …293

Представительные

многопартийные системы 294 Представительные однопартийные

системы…294

Совместное демократическое

правление…294

Всеобщая привлекательность демократии и упадок

монархий…295

Демократический элитизм

и плюралистические теории … 296

Демократический элитизм…296

Теория Макса Вебера…296

Идеи Йозефа Шумпетера…297

Плюралистические теории…297

Критика и оценка теорий…298

Политические партии и голосование

в странах Запада…299

Партийные системы…300

Голосование и классы…301

Партии и голосование

в Великобритании…302

Поведение избирателей — отход

приверженцев…303

Выборы 1992 года …304

«Тэтчеризм»…305

Политика партий: разрушение

стереотипов в конце двадцатого

века…307

Теории перегрузки государства

и кризиса легитимности. .. 307

Оценка теорий…308

Участие женщин в политике…309

Модели голосования

и политические взгляды. .. 309 Женщины в политических

организациях…311

Неинституционализированные

политические действия…312

Кто же правит? …314

«Внутренний круг» в США…316

Элита в Великобритании…316

Оценка …318

Элита в СССР…319

Пополнение элиты, престиж

и привилегии…320

Тоталитаризм…321

Европейское сообщество и новая

карта Европы…322

Возникновение Сообщества … 322

иглавление

Изменения в Восточной Европе. . 324

Краткое содержание…325

Дополнительная литература…328

Глава 11. Война и военные силы … 329

Военные действия в прошлом… 330

Древние общества… 330

Военные действия в Европе и ее

колониях… 331

Индустриализация войны… 331

Тотальная война… 333

Война и агрессия… 335

Типы военной организации… 337

Характеристики современных

вооруженных сил… 338

Вооруженные силы Великобритании 339

До Второй мировой войны… 339

После Второй мировой войны … 341

Женщины и война … 342

Женские антивоенные движения. 345

Военные, политики и общество… 346

Военное правление и военное

влияние… 346

Военно-промышленный комплекс . 347

Вооруженные силы третьего мира. 349

Типы военного правления … 349

Терроризм и партизанские движения 350

Терроризм… 350

Партизанские движения … 351

Партизаны в городе .-,… 354

Глобальные военные расходы

и вооружение… 355

Торговля оружием… 356

Война и глобальная безопасность … 357

Мир без войны… 357

Краткое содержание… 358

Дополнительная литература… 359

ЧАСТЫУ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Глава 12. Родство, брак и семья … 362

Родство… 362

Кланы… 363

Семейные отношения… 364

Моногамия и полигамия… 364

Полиандрия… 364

Полигиния… 365

Семья и брак в истории Европы … 365

Генезис семьи… 367

Причины изменений … 368

Изменения форм семьи во всемирном

масштабе… 369

Направление изменений… 369

Семья и брак в Великобритании … 370

Общая характеристика… 370

Тенденции развития… 371

Новые формы семьи… 371

Семьи южноазиатского типа. .. 372 Воздействия на семью и брак

в настоящее время… 373

Развод и прекращение брака на Западе. 374

Рост разводов… 374

Опыт разводов… 375

Разъединение… 376

Развод: переходные формы… 376

Развод и дети… 377

Семья с одним родителем… 378

Повторный брак и сводные родители. . 379

Повторный брак… 379

Сводные семьи… 380

Теневые стороны семьи… 382

Сексуальные злоупотребления. .. 382

Объяснения… 384

Насилие в семье… 385

Альтернативы браку и семье… 386

Коммуны… 386

Сожительство… 387

Гомосексуальные семьи… 387

Одиночество… 388

Упадок семьи… 389

Краткое содержание… 389

Дополнительная литература… 391

Глава 13. Образование, коммуникация и средства массовой инфор­мации …392

Появление грамотности

и школьного образования. . 393 Развитие школьного образования

в Великобритании…394

Сравнение систем школьного образования в промышленно

развитых странах…395

Высшее образование…396

Сравнительный анализ

международного опыта. .. 396 Британская система высшего

образования…396

Образование и неравенство…397

Исследование Коулманом

неравенства в американ­ской образовательной

системе…398

Дальнейшие исследования…399

Теории школьного образования. . 400 Бернстайн: языковые коды … 400 Боулз и Гинтис: школы

и промышленный капитализм…402

Оглавление

11

Иллич: скрытая программа … 403 Образование и культурное

воспроизводство… 404

Уиллис: анализ культурного

воспроизводства… 404

Интеллект и неравенство… 406

Что такое интеллект?… 407

IQ и генетические факторы: дискуссия по

исследованию Йенсена .. 407 О связи между генетикой и IQ:

идентичные близнецы … 408

Тендер и школьное образование… 408

Гендер и программы обучения. .. 409

Женщины в высшем образовании. 411 Образование и грамотность в странах

«третьего мира»… 412

Коммуникация и средства массовой

информации… 413

Средства массовой информации… 414t

Развитие газетного дела… 414

Издание газет… 415

Влияние телевидения… 416

Телевизионные компании… 417

Воздействие телевидения на

поведение… 417

Телевидение как распространитель

социальных установок … 419

Заключение … 419

Краткое содержание… 420

Дополнительная литература… 421

Глава 14. Религия… 422

Определение религии и магии… 423

Чем религия не является… 423

Чем религия является… 423

Разновидности религий… 424

Тотемизм и анимизм… 425

Иудаизм, христианство и ислам. . 425

Иудаизм… 425

Христианство… 426

Ислам… 426

Восточные религии … 427

Индуизм… 427

Буддизм, конфуцианство и даосизм 427

Теории религии… 428

Маркс и религия… 428

Дюркгейм и религиозный ритуал. 429

Дюркгейм об изменениях в религии 431

Вебер и мировые религии… 431

Оценка … 433

Типы религиозных организаций… 434

Вебер и Трельч: церкви и секты. . 434

Бекер: деноминации и культы. .. 434

Оценка … 435

Тендер и религия …436

Религиозные образы…436

Женщины в религиозных

организациях…437

Движения милленариев…439

Иоахимиты…439

Танец духов…440

Сущность движения милленариев. 440

Современное религиозное развитие:

исламская революция…441

Развитие исламского вероучения. . 441 Ислам и Запад…442

Религия в Великобритании…443

Членство в религиозных

организациях и вера…444

Религия в Соединенных Штатах…445

Разнообразие…445

Религиозный фундаментализм. .. 446

Проблема секуляризации…447

Заключение …448

Краткое содержание…449

Дополнительная литература…450

Глава 15. Труд и экономическая жизнь. 451

Разделение труда … 452

Первичные, вторичные

и третичные секторы … 452 Разделение труда

в промышленности.

Подходы Тейлора и Форда. 453

Работа на сборочной линии … 454 Ограничения подходов Форда

и Тейлора… 455

Работа и отчуждение… 455

Системы с низким и высоким

уровнем доверия… 457

Автоматизация… 457

Групповое производство… 459

Промышленная демократия … 459 Профсоюзы и производственные

конфликты… 460

Развитие профсоюзов… 460

Почему существуют профсоюзы?. 461

Дальнейшее развитие… 462

Забастовки… 464

Статистика забастовок… 465

Новые направления

в производственных

конфликтах… 465

Корпорации и корпоративная власть. . 466

Типы корпоративного капитализма 467 Безработица, занятость женщин

и неформальная экономика… 470

Безработица… 470

Анализ безработицы… 471

12

Оглавление

На работе и без работы… 472

Почему растут темпы

безработицы?… 473

Женщины и работа… 474

Домашняя работа… 474

Работа женщин вне дома… 475

Неформальная экономика… 476

Будущее работы… 477

Краткое содержание… 479

Дополнительная литература… 481

Часть V. Социальные изменения в современном мире

Глава 16. Глобализация социальной

жизни… 483

Общества третьего мира… 484

Образование наций… 484

Экономические последствия

колониализма… 485

Бедность… 486

Новые индустриальные страны. . 487 Расхождение между богатыми

и бедными странами… 487

Взаимосвязь между первым

и третьим миром… 488

Производство продовольствия

и проблема мирового голода 489

Голод…,… 490

Агробизнес … 492

Производство продуктов

и экология окружающей

среды… 493

Теоретические перспективы… 494

Империализм… 494

Неоимпериализм… 494

Теория зависимости… 495

Теория мировой системы… 495

Критическая оценка теорий … 496

Транснациональные корпорации … 497 Типы транснациональных

корпораций… 498

Рост транснациональных компаний 499 Международная экономическая

интеграция… 500

Пример: автомобильная

промышленность… 501

Современные тенденции развития 502

Негосударственные структуры… 503

Организация Объединенных Наций 503

Другие международные организации 504

Глобальные торговые сети… 505

Угроза мировой окружающей среде 505

Источники угрозы… 506

Окружающая среда:

социологическая

проблема?… 508

Глобализация средств массовой

информации… 508

Новости… 508

Кино, телевидение, реклама

и электронная коммуникация 509

Кино… 510

Телевидение… 510

Реклама… 510

Электронная коммуникация … 510 Империализм средств массовой

информации… 511

Заключение … 513

Краткое содержание… 513

Дополнительная литература… 515

Глава 17. Современный урбанизм … 516

Традиционный город… 516

Особенности современного урбанизма. 517 Развитие современных городов:

самосознание и культура. . 518

Интерпретация городской жизни . 519

Теории урбанизма… 520

Чикагская школа… 520

Урбанистическая экология… 520

Урбанизм как образ жизни … 522

Урбанизм и искусственная среда. . 525 Харви: реорганизация пространства 525 Кастете: урбанизм и социальные

движения… 526

Оценка… 527

Послевоенные модели развития городов

запада… 528

Урбанизм в США… 528

Субурбанизация… 528

Закат внутреннего города… 528

Финансовый кризис… 529

Урбанизм в Великобритании … 530 Субурбанизация и распад

внутреннего города. . . 530 Финансовый кризис в британских

городах… 532

Приватизация государственного

жилья… 533

Джентрификация, или «вторичное использование» городских

ресурсов … 533

Урбанизм и международное влияние. . 534

Глобальный город… 535

Урбанизация в странах третьего мира.. 536

Дели… 537

Мехико… 538

Города в Восточной Европе… 539

Оглавление

13

Отличия от Запада… 539

Возможное развитие в будущем… 540

Краткое содержание… 541

Дополнительная литература… 542

Глава 18. Народонаселение, здоровье

и проблемы старения… 543

Рост численности населения в мире. . 544

Анализ народонаселения: демография. 544

Основные демографические понятия 545

Динамика изменения народонаселения 546

Мальтузианство … 547

Рост населения в третьем мире. .. 548

Демографический переход… 549

Вероятные перспективы стран

третьего мира… 549

Население Великобритании … 551

Здоровье и болезнь… 551

Лечение заболеваний в прошлом. . 552

Развитие современной медицины. 552

Третий мир… 553

Колониализм и распространение

болезней… 553

Инфекционные болезни сегодня. . 554 Здоровье и болезнь в развитых

странах… 555

Структура и основные типы

болезней … 555

Здравоохранение в Великобритании 556 Здравоохранение в Соединенных

Штатах… 557

Репродуктивные технологии. . . 559

Здоровье и окружающая среда. .. 560

Возраст и проблемы старения на Западе 561

Демографические тенденции … 561

Что такое «старость»… 562

Отставка… 562

Социальные проблемы в пожилом

возрасте… 563

Физические последствия старения. 563

Будущее… 564

Краткое содержание… 565

Дополнительная литература… 566

Глава 19. Революции и социальные

движения… 567

Определение революции… 568

Революции двадцатого столетия… 569

Революция в России… 569

Революция в Китае… 571

Теории революции … 572

Теория Маркса… 572

Оценка… 573

Чалмерс Джонсон: революция как

«нарушение равновесия». . 574

Оценка… 575

Джеймс Дэвис: почему происходят

революции… 575

Оценка… 576

Чарльз Тилли: теория протеста. .. 576

Оценка… 578

Последствия революций… 579

Краткосрочные последствия … 579

Долговременные последствия. .. 580 Бунты, возмущения толпы и другие

формы коллективного действия. . 581

Ле Бон: теория действий толпы. . 581 Рациональные аспекты действия

толпы… 582

Социальные движения… 583

Определение… 584

Классификация социальных

движений… 584

Теории социальных движений. .. 585 Нейл Смелзер: шесть условий

социальных движений. . 585

Ален Турэн: историчность… 587

Оценка… 587

Социальные движения и социология 588

Краткое содержание… 588

Дополнительная литература… 589

Глава 20. Социальные изменения: прошлое,

настоящее и будущее… 590

Понятие социального изменения … 591

Теории социальных изменений… 591

Эволюционные теории… 591

Социал-дарвинизм… 592

Однолинейная и мультилинейная

эволюция… 593

Теория эволюции Толкотта

Парсонса… 593

Оценка… 594

Исторический материализм… 595

Критические замечания… 596

Недостатки теорий: веберовская интер­претация изменений… 596

Факторы, влияющие на изменения. .. 597

Физическая среда… 597

Политическая организация… 598

Культурные факторы … 598

Анализ эпизодов изменений… 599

Изменения в недавнем прошлом … 600

Влияние экономики… 600

Влияние политики… 601

Влияние культуры… 601

Текущие изменения и дальнейшие

перспективы… 602

Глава 1. Социология: проблемы и перспективы 35

Востока, начало его массового потребления — период западной колониальной экспансии, около полутора столетий назад. Фактически весь кофе, потребляемый сегодня в западных странах, доставляется из Южной Америки и Африки, которые были ранее колониями европейцев.

Развитие социологического воображения означает использование материалов не только социологии, но также антропологии (изучение традиционных обществ) и истории. Антропологическое направление чрезвычайно важно для развития социо­логического воображения, потому что позволяет нам увидеть калейдоскоп различных форм социальной жизни. Сравнивая их с нашей собственной жизнью, мы больше узнаем об уникальных особенностях нашего поведения. Историческое направление социологического воображения столь же фундаментально: мы сможем постичь особую природу нашего современного мира только в том случае, если сравним его с прошлым. Прошлое — это зеркало, вглядываясь в которое, социолог может понять настоящее. В каждом из этих случаев подразумевается «отстраненность» от наших собственных обычаев и привычек — для более глубокого их понимания.

И все-таки основное ударение Миллс делал на другом аспекте социологического воображения — наших возможностях в будущем. Социология не только помогает нам анализировать существующие типы социальной жизни, но также позволяет увидеть «возможное будущее», открытое для нас. Свободное стремление социологической мысли дает возможность проникнуть в суть не только того, что происходит, но и что может произойти, если мы станем действовать каким-либо образом. Наши попытки воздействовать на будущее окажутся тщетными, если они не будут базироваться на развитом социологическом понимании существующих тенденций.

Является ли социология наукой?

Социология занимает первое место в группе дисциплин (включающих антропологию, экономику и политологию), которые обычно называют общественными науками. Но можем ли мы в действительности изучать общественную жизнь людей «научным» образом? Для ответа на этот вопрос нужно рассмотреть основные характеристики науки как формы интеллектуальной деятельности. Что же такое наука?

Наука — это использование систематических методов исследования, теорети­ческого мышления и логической оценки аргументов с целью развития знаний об определенном предмете. Научная работа состоит из смеси очень смелого мышле­ния и тщательного подбора данных для доказательства или опровержения гипотез и теорий. Информация и озарения, полученные в результате научных поисков и дис­куссий, всегда до некоторой степени предварительные и открыты для пересмотра, а в некоторых случаях даже для полного отказа от них.

Когда мы спрашиваем, «является ли социология наукой», то имеем в виду два момента: «может ли эта дисциплина быть построена согласно процедурам естественных наук» и «может ли социология достичь такого же уровня точного и хо­рошо обоснованного знания, которое разработали естественные науки в отношении физического мира». Эти моменты всегда были в некоторой степени спорны, но в течение долгого времени большинство социологов отвечало на них утвердительно. Они считали, что социология может и должна быть уподоблена естественным наукам как по своим процедурам, так и по характеру получаемых данных (точка зрения, иногда называемая позитивизмом).

Сейчас такой взгляд выглядит наивно. Подобно другим общественным «наукам», социология является научной дисциплиной в том смысле, что она располагает

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector