§1. Понятие о социализации

30

Социализация является непрерывным процессом, потому что человек постоянно взаимодействует с социумом. Это происходит во время общения, работы, игры. Ребенок начинает учиться культуре общения, правилам поведения, овладевает ролями мужчины и женщины… Воспитание – прерывный процесс, так как ограничено местом и временем. Оно считается основной категорией в педагогике. И продолжается в течение всей жизни.

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (2, с.265) В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. (3, с.115)

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении её в систему социальных связей. Л.С.Выготский настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализация с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»).

Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии. (6, с.137) Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идея развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитее личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцентная активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление её воздействия на личность. Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в её активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться её абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект. (17, с.112)

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... группы, друзей, родственников, знакомых. 16 Тема социализации личности. Проблема личности в социальной психологии. Человек – биологическое существо, принадлежащее ... их классификаций. Формирование и развитие личности отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет ... такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного народа; передается из поколения ...

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия, понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и всё общество, и, как часто говориться в обыденной речи, «вся жизнь». (3, с.75) Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле этого слова, то различие исчезает. Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.

(6, с.123) Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально- психологического знания. Вопрос становится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразовании социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, то есть в известной отдаче, когда результат Ом её является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, то есть продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятие социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии – «со стороны взаимодействия личности и среды» (2, с.164)

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... связи иногда называют экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность. Взаимодействие человека как личности с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые ... и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно ...

Можно выделить несколько этапов социализации, совпадающих с этапами возрастного развития индивида:

1. Ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст — юношеская социализация. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения.

2. Вторичная социализация: профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей; включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации (то есть повторной, дополнительной, социализации), усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков, вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от профессиональной подготовки и переподготовки до смены ценностных ориентиров поведения); пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства, выходом на пенсию. (6, с.134)

Часто в научной и учебной литературе можно встретить и другие принципы разделения этапов и фаз процесса социализации. По принципу включённости в систему общественного производства, трудовой деятельности, выделяют также дотрудовой, трудовой и послетрудовой этапы. В основу другой периодизации положены основные рубежи, которые проходит человек в процессе всей своей жизни. Такими рубежами становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п. На жизненном пути неизбежны и взлеты (как правило, в юности и в возрасте 30 — 40 лет), и застои (25-30 лет, 40-45 лет).

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. авторитарность руководителей педагогического процесса 405. Для ...

Жизненный путь личности — это непрекращающийся процесс социализации. (11, с.73) Процесс формирования личности проходит разные фазы. Вначале, в фазе социальной адаптации происходит приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным группам, организациям и институтам. На фазе интериоризации формируются внутренние структуры сознания человека благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, социальные нормы и ценности становятся элементом внутреннего мира человека. (7, с.37)

Таким образом, подводя итоги изложения темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

§2. Проблема социализации в раннем юношеском возрасте

Период ранней юности (15-17 лет) является одним из основных этапов социализации человека. Этот возраст выделяется многими авторами в связи со становлением и развитием наиболее важных личностных образований, таких как Я-концепция и идентичность; мировоззрение, самоопределение; отношение к миру, обобщенный образ действительности. По-видимому, столь существенных перемен, как в этот период, нет ни на каком другом отрезке жизненного пути, так как в это время изменяется вся структура жизнедеятельности человека и его положение в системе общественных отношений. Этот этап социализации может быть назван «судьбоносным», так как здесь в кратчайшие сроки старшеклассник должен принять большое число решений, которые во многом повлияют на течение его дальнейшей жизни. (10, с.347)

Для рассмотрения проблемы социализации в юности в большей степени интересны те подходы к изучению развития личности ребенка, в которых в той или иной степени отмечается влияние социума. Наибольший вклад в этом направлении был сделан Э.Шпрангером, Ш.Бюлер, К.Левиным, Ж.Пиаже Э.Штерном, З.Фрейдом, Э.Эриксоном, Б.Заззо, М.Мид и многими другими. Так, например, Э.Шпрангер исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентации. Шпрангер различает ценности, ценностные переживания и реализацию ценностей; ценностные переживания относятся к влиянию ценностных концепций на когнитивные процессы, реализация ценностей — к поведению, управляемому этими концепциями. В качестве новообразований этого возраста он отмечал открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана. Э. Штерн рассматривал формирование личности в зависимости от того, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая его жизнь, особое значение как этапу в становлении личности придавалось при этом юношескому возрасту. (11, с.185)

11 стр., 5020 слов

Роль семьи в жизни ребенка

... развития. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Влияние семьи на ребенка сильнее ...

К.Левин считал важнейшими процессами, происходящими в этот период жизни человека, расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых ориентируется подросток. Поведение в юношеском возрасте определяется прежде всего его маргинальным положением — уже не ребенок, но еще и не взрослый. Между тем, К.Левин отмечал, что неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность и уровня притязании и ценностных ориентации в юношеском возрасте В своей эпигенетической теории Э.Эриксон особо выделяет именно кризис юношеского возраста как один из самых важных в развитии личности. Этот период характеризуется им как период «ролевого моратория», период в котором у человека появляется чувство своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других или наоборот, возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность. Э.Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, интересы подростков. Огромное влияние на проблему изучения процесса социализации, в частности, в юношеском возрасте оказали работы выдающихся отечественных ученых Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.П.Блонского, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина и др. (14, с.227)

В отличие от механистических концепций, рассматривавших развитие ребенка только как результат воздействия «внешней», социальной среды, Л.С.Выготский подчеркивал, что среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка. Воздействия среды сами меняются количественно и качественно, в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются. Л.С.Выготсккий писал: «Следует признать, что к началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь по которому социальное становится индивидуальным». Именно специфической ситуацией развития определяется в юношеском возрасте и формирование ценностной структуры подростка. (17, с.218) С одной стороны, в этом возрасте наличествуют главные условиях ее формирования — высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение. С другой стороны, именно в этот период к личности предъявляются требования, диктуемые особой социальной ситуацией ее жизнедеятельности. Становится необходимостью определиться в отношении к миру в целом и к социуму в частности, сориентироваться на цели и средства их достижения в будущем. Молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить. (17, с.226)

3 стр., 1262 слов

Проблемы социализации детей из семей алкоголиков

... их социальному окружению, социальный работник должен способствовать переменам во всех сферах жизни семьи и ребенка................... В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, по состоянию на ...

Между тем, как отмечает И.С.Кон, чтобы жить и успешно функционировать в чрезвычайно мобильном и динамичном обществе, индивид должен обладать двумя противоположно направленными рядами качеств: во-первых, — твердым ядром личности, мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями; во-вторых, он должен обладать высокой психологической лабильностью, гибкостью, способностью усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в юности, но и в зрелом возрасте. Поэтому «самостоятельную, творческую личность формирует только самостоятельная, творческая деятельность, построенная на основе самоуправления». При этом собственно встает вопрос об активности субъекта социализации.(15, с.197)

Проблема активности самого социализирующегося индивида является относительно новой тенденцией в изучении социализации. В современных исследованиях социализация рассматривается как процесс взаимодействия между человеком и обществом, а не как приспособление к социуму, основанное на пассивном подчинении его требованиям, что было характерно еще для исследований семидесятых годов. Г.М.Андреева так определяет процесс социализации: «социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду». (26, с.83) Зачастую в качестве второй стороны социализации называется просто «активное, деятельностное начало в самой личности, ее предметная творческая деятельность», без какого-то ни было выявления специфики этой деятельности именно для процесса социализации. Таким образом, подчеркивается момент активности индивида в процессе социализации за счет «активности» самой деятельности, которую осуществляет индивид. По мнению А.С.Волович, «в область изучения теории социализации входит не деятельность сама по себе …, а то влияние, которое оказывает деятельность по реализации и преобразованию социальных связей на ее субъекта, обусловливая те аспекты социальной среды, с которой он взаимодействует». С этой точки зрения деятельность обеспечивает активно избирательный характер процесса усвоения социального опыта, опосредуя все социальные воздействия на формирующуюся личность. (4, с.148)

Таким образом, деятельность является одним из основных «выразителей» активности субъекта, проявляемой им в процессе социализации. Социальные требования, предъявляемые в период юности к личности, транслируются посредством множества социальных институтов, среди которых выделяются главные — семья, школа и группа сверстников. (17, с.264)

§3. Семья как институт социализации личности

Семья — важнейший институт социализации личности. Так как именно семья является одним из важнейших социальных факторов, влияющих на становление личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. (12, с.193)

25 стр., 12082 слов

Формирование личности ребенка в период раннего возраста

... ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ личность ребенок семья 1.1 Понятие личности и ее структура в психологии Личность -- понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, ... в процессе развития личности. Семья имеет огромное значение для развития личности. Родители оказывают решающее влияние на формирование личности ребёнка, мира ...

Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности. Благодаря своей репродуктивной функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Это та социальная группа, которая изначально формирует личность человека. Семья способствует увеличению созидательных и производительных сил общества. Семья вводит в общество его новых членов, передавая им язык, нравы и обычаи, основные образцы поведения, обязательные в данном обществе, вводит человека в мир духовных ценностей общества, контролирует поведение своих членов. Социальные функции семьи проявляются не только в отношении детей, но и в отношении супругов, т.к. жизнь в браке является процессом, играющим большую роль в жизни общества. Одна из главнейших функций семьи — создание условий для развития личности всех своих членов. Семья удовлетворяет различные потребности человека. (12, с.205)

В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. (13, с.58)

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. (14, с.47)

Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми, а также влиять на цели и жизненные установки всей семьи. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. (12, с.271)

6 стр., 2789 слов

Психологические особенности детей из многодетных семей

... характер системы отношений и “родители – ребенок”, эта система, в свою очередь, определяет особенности другой системы отношений в семье – “ребенок - ребенок”. Без самостоятельности каждого невозможна совместная жизнь людей, их ... Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972. 5. Балакирев В.П. Отрицательные переживания у детей. - М., 1996. 6. Бернс. Развитие Я ...

Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние. (13. с.159)

Рассматривая роль семьи в жизни каждого человека, необходимо также отметить ее психологическую функцию, т.к. именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества.

Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья. (14, с.236)

С точки зрения социальной психологии супружество — особая группа, состоящая из двух лиц противоположного пола. Это две личности, две индивидуальности, решившие вместе провести свою дальнейшую жизнь. Супруги взаимно удовлетворяют эмоциональные, социальные, интимные потребности, помогают друг другу в реализации личных целей, вместе стремятся улучшить материальные условия своей жизни, совместно создают экономическую базу семьи.

Основы семьи формируются социальными позициями супругов по отношению друг к другу. Ведущая роль в семье обычно принадлежит тому супругу, который имеет большее влияние, умеет принимать решения при возникновении проблем в процессе совместной жизни. Обычно это мужчина, но в наши дни наблюдается как смещение главенства в семье в сторону женщины, так и равноправие супругов. (13, с.184)

Само собой, что при определении семейных позиций большую роль играют культурные традиции, а также личностные черты каждого из супругов. На формирование структуры, а следовательно, и на распределение ролей в семье серьезное влияние оказывают изменения, происходящие в социальной микроструктуре. Распределение обязанностей в семье связано с теми ролями, которые взяли на себя муж и жена.

Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не

15 стр., 7286 слов

Изучение взаимоотношений между детьми в семье

... и Р. Дрейкурс, которые утверждали, что основная часть будущего отношения ребенка к жизни это есть отношение его родителей в семье [3]. Первые выводы о своей жизни, о своей ценности ... ребенок делает из своей семьи, также ребенок испытывает первое чувство принадлежности или отторжения. Ребенок формирует отношения и ...

напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка.

С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. (25, с.326) Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности. (18, с.79)

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Кроме того, довольно сильным является социальное давление. Детей обычно хвалят за поведение, соответствующее их полу, и порицают за действия, присущие противоположному полу. Правильное половое воспитание ребенка, формирование чувства принадлежности к своему полу составляют одну из основ дальнейшего развития их личности. (15, с.47)

Таким образом, развитие семьи, укрепление, стабилизация – дело не только государства и общества, но и, прежде всего самих супругов. Это важно. Ведь именно семья является одним из важнейших социальных факторов, влияющих на становление личности. Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и СМИ. Поэтому от социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

§4. Исследование особенностей общения детей раннего юношеского возраста с родителями

Юношеский возраст — это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции. В этот период важное место в жизни юношей занимает межличностное общение, в особенности общение с родителями. И часто во взаимоотношениях между родителями и детьми-студентами возникают конфликты. В этом возрасте молодые люди вступают во взрослую жизнь, выбирая профессию и направление в жизни. Однако обстоятельства в основном складываются так, что они остаются зависимыми от родителей из-за чего возникает много проблем и трудностей в общении между ними.

Наши исследования проводились на базе ГБОУ СПО «Сибайский педагогический колледж» г.Сибай. В исследовании принимали участие студенты 4-го курса в количестве 25 человек. Нами были использованы следующие методики: метод опроса, методика незаконченного тезиса И.А.Маркова, тест «Отношение к родителям» Р.А.Немова.

Первым методом нашего исследования был выбран опрос. Цель- выявить, изменились ли отношения студентов с родителями после поступления в колледж. Содержание опроса дано в прил.1. Результаты отражены на рис.1.

Рис.1. Изменения в отношениях юношей с родителями после поступления в колледж(%)

Из рис.1. видно, что у 72% студентов изменились отношения с родителями после поступления в колледж, а у 28% опрошенных отношения с родителями остались прежними.

Следующим методом исследования был выбран метод незаконченного тезиса. Цель- выявить особенности отношений студентов с родителями. Содержание методики дано в приложении 2, результаты отражены на рис.2.

Рис.2. Отношения студентов с родителями(%)

Примечание: 1- хорошие, доверительные отношения, 2- неблагоприятные отношения

Из рис.2. следует, что у 92% студентов с родителями хорошие, доверительные отношения, а у оставшихся 8% студентов с родителями отношения неблагоприятные.

Для того, чтобы выявить, есть ли понимание в отношениях студентов с родителями, мы провели тестирование «Отношение к родителям» Р.А.Немова. Содержание теста дано в приложении 3, результаты отражены на рис.3.

Из рис.3. следует, что у подавляющего большинства студентов (76%) есть понимание, а у 24% это понимание отсутствует.

Таким образом, у 72% студентов изменились отношения с родителями после поступления в колледж, а у 28% опрошенных отношения с родителями остались прежними, у 92% студентов с родителями хорошие, доверительные отношения, а у оставшихся 8% студентов с родителями отношения неблагоприятные, у подавляющего большинства студентов (76%) есть понимание, а у 24% это понимание отсутствует.

Заключение

Юношеский возраст традиционно является одним из самых трудных в воспитательном отношении. Став студентом, юноша вступает во взрослую самостоятельную жизнь. Актуальность данной работы очень велика. О чем свидетельствует наличие обширной литературы.

Проведенное нами исследование, посвященное изучению отношений студентов с родителями подтвердило нашу гипотезу о том, что обучение в учреждениях СПО меняет отношение к родителям.

В ходе нашей работы над проблемой цель исследования достигнута. Поставленные перед нами задачи по изучению теоретических основ проблемы, и по проведению исследовательской работы реализованы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней проанализирована и систематизирована литература по проблеме исследования, выявлены особенности отношений детей юношеского возраста с родителями.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отобраны диагностические методы исследования, и проведен констатирующий эксперимент, выявляющий особенности отношений детей юношеского возраста с родителями. Результаты исследования могут быть использованы учителями, классными руководителями в работе с классом.

Список литературы

  1. Аверин А.Н. Методика измерения коммуникативной дистанции // Вопросы психологии. – №1, 1987.- С.21;
  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.;
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002.-213с.;
  4. Бодалев А. А.. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.-255с.;
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.-237с.;
  6. Божович Л.И. Избранные психологические труды.- М.: ВЛАДОС, 1995.-275с.;
  7. Бочавер С.Т. Психология личности и межличностных отношений.-М.:ЭКСМО-Пресс, 2001.-157с.;
  8. Бронфенбреннер У. П. Два мира детства.-М.: ВЛАДОС, 1976.- 367с.;
  9. Брудный А. А. Понимание и общение.–М.: Знание, 1989.-404с.;
  10. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.- Спб.: ЭКСМО-Пресс,1971.-385с.;
  11. Давидюк Г.П. Прикладная психология. — Минск: Выш. школа, 2005. — 219 с.;
  12. Дивицына Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
  13. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. «Семья, школа, дети», М.: Юридическая литература, 1989. – 197с.;
  14. Кон И.С. Психология личности. — М.: Просвещение, 2005. – 90с.;
  15. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.- 265с.;
  16. Кравченко А. И. Социология: Учебник для вузов.-М.: Академический проект, 2000.-297с.;
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.-М.: Просвещение, 1975.-416с.;
  18. Мамикова Л. И. Педагоги, родители, дети.- М.: Политиздат, 2000.-431с.;
  19. Мудрик А.В. «Социальныя педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.;
  20. Радугин А.А. Социология. — М.: Центр, 1997.-305с.;
  21. Свенцицкий А.Л. Социальная психология.- М.:Политиздат, 2004.-226с.;
  22. Симонова А. С. Социология: Основы общей теории.-М.: Аспект пресс, 2005.-235с.;
  23. Столин В.В. Самосознание личности.-М.:ВЛАДОС,1984.-239с.;
  24. Троицкая К. Н. Особенности психологии старшего подростка и юноши.-Кемерово: ЧеРо, 1973.-390с.;
  25. Черствая О. Е. Семейный уклад и карьера. – Вологда: Издательский центр «Академия», 2006.-368с.;
  26. Шакурова М.В. «Методика и технология работы социального педагога». – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272с.

Приложение 1

Опрос

Уважаемый студент! Просим Вас поучаствовать в опросе. Пожалуйста, ответьте на вопрос. Ваши откровенные ответы помогут нам в нашем исследовании. Ответ может быть кратким или более развернутым.

  1. Как я раньше относилась к родителям

________________________________________________________

  1. Как сейчас отношусь

________________________________________________________

  1. Кому обращаюсь за помощью ( к отцу, к матери, к обеим)

________________________________________________________

  1. Всё ли рассказываю своим родителям

________________________________________________________

  1. Кому больше всего доверяю в семье

________________________________________________________

  1. Изменилось ли их отношение ко мне после поступления в колледж ( если изменилось, то как?)

________________________________________________________

Приложение 2

«Неоконченные предложения»

Методика незаконченного тезиса

Автор: Марков И. А.;

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям;

1. Моя мама…

2. Мой папа…

3. Я люблю, когда мама…

4. Я не люблю, когда мама…

5. Я люблю, когда папа…

6. Я не люблю, когда папа…

7. Я боюсь, когда мама…

8. Я боюсь, когда папа…

9. Мы вместе с мамой…

10. Мы вместе с папой…

Приложение 3

«Отношение к родителям»

Автор: Немов Р. А.;

  1. Я люблю и привязан к своим родителям, но бывает, что сильно обижаюсь на них и спорю с ними

Да__ Нет__

  1. В одни моменты времени мне кажется, что родители меня слишком опекают, а в другие — что я непослушен и причиняю родным огорчения

Да__ Нет__

  1. Мои родители не дали мне того, что необходимо для жизни

Да__ Нет__

  1. Я упрекаю родителей в том, что в детстве они уделяли недостаточно внимания моему здоровью

Да__ Нет__

  1. Я очень люблю (любил) одного из родителей

Да__ Нет__

  1. Я люблю родителей, но не переношу, когда мною командуют и распоряжаются

Да__ Нет__

  1. Я упрекаю себя за то, что недостаточно сильно люблю (любил) своих родителей

Да__ Нет__

  1. Родители меня слишком притесняли и во всём навязывали свою волю

Да__ Нет__

  1. Мои родные меня не понимают и кажутся мне чужими

Да__ Нет__

  1. Я считаю себя виноватым перед родителями

Да__ Нет__