Битянова

Ценностный аспект современного образования

Мы живем в век распространяющегося все шире чувства смыслоутраты. В такой век воспитание должно быть направлено на то, чтобы не только передавать знания, но и оттачивать совесть так, чтобы человеку хватило чуткости расслышать требование, содержащееся в каждой отдельной ситуации. В.Франкл

Что такое «воспитание» сегодня?

Частью глобального кризиса, переживаемого человечеством на рубеже веков, можно считать кризис в области теории и практики воспитания. Он проявляется на всех уровнях: ценностно-смысловом, целевом, содержательном, технологическом, результативном.

Современная отечественная ситуация воспитания во многих отношениях беспрецедентна: впервые за тысячелетия развития общества характеристики и качества, привить которые стремятся ребенку образовательные институты, ориентируясь на философию гуманизма, религиозные принципы, оказываются невостребованными, мешают адаптироваться, быть эффективным в условиях выживаемости. Еще одна особенность современной ситуации (правда, она повторяется время от времени в истории, и была описана Маргарет Мид) в том, что младшие учатся не только у старших, но — и в значительной степени – у сверстников. Более того, ситуация такова, что старшие вынуждены учиться у младших, потому что младшие зачастую лучше адаптированы к реалиям сегодняшней жизни.

Для того чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться в постоянно меняющемся мире. При этом ему нужно не потерять своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Не менее важным становится сохранение ощущения времени: связь с прошлым; устремленность в будущее, видение глобальных проблем и перспектив, прогнозируемых ходом развития человечества; полноценная жизнь в настоящем.

В течение многих лет массовая практика в качестве результата воспитания подразумевала воспроизводство существующих форм жизнедеятельности через формирование внешней стороны – поведения человека в социально значимых ситуациях. Сегодня многие стереотипы, к которым привыкли педагоги, родители (бывшие воспитанники сегодняшних педагогов), сами дети, оказываются неэффективными. Имитация воспитанности (внешняя ее оболочка) оказалась ненужной. Возникли задачи, которые раньше не входили в круг педагогических ценностей и целей: внутренняя сущность человека, его устремления, право быть самим собой. Неэффективными оказались такие привычные педагогические стереотипы как выделение воспитания из общего образовательного процесса, ограничение его роли и места внеучебными формами взаимодействия учителя и ученика; разделение воспитания на множество видов (нравственное, трудовое и т.д.).

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... групповой принадлежностью 3)Влияние на восприятие ситуации в целом Сторонниками изучения стереотипов выделяется 3 типа влияния стереотипов на оценку особенностей человека и ситуации в целом: -Влияние стереотипа и поступающей контрстереотипной информации ...

Попытка задать единую цель воспитания, единую модель организации воспитательного процесса также оказалась неэффективной. К стереотипам следует отнести и безграничную веру целого поколения воспитателей-практиков во всесилие, четкую целенаправленность различных форм воспитательной работы.

Такое положение дел требует серьезного, вдумчивого переосмысления самого понятия «воспитание» и создания новых подходов к построению воспитательной работы в школе.

Воспитание – это актуализация человеческого качества в человеке, которая происходит в диалоге воспитателя и воспитанника (и эта актуализация имеет отношение к ним обоим).

Цель воспитания направлена на формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Для педагога цель, сформулированная таким образом, выглядит несколько необычно, поскольку выражает отказ от некоторого стандарта воспитанности (в виде фиксированных форм поведения).

Воспитание сегодня – прежде всего работа со смыслами, ценностями, системой отношений человека, его эмоционально- волевой и рефлексивными сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя, делая при этом главным критерием собственных действий и поступков совесть.

Сегодня в образовательном учреждении воспитательная работа (читаем между строк – работа с ценностями и смыслами) уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных по отношению к урочной деятельности. Оно является неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, пронизывает все формы взаимоотношений и взаимодействий между его субъектами .

Естественным образом оно входит в само содержание современного образования.

Итак, образование – ценностно по своей природе. Мы, взрослые, работающие с детьми, самим фактом сосуществования рядом и вместе с ними транслируем им определенные ценности. Более того, конкретное содержание нашего с ними общения (например, предметное, ситуативное) уходит, а ценности – остаются и закрепляются в виде внутренних духовных ориентиров наших воспитанников. Осмысление и внутреннее принятие этого положения привели нас к необходимости задуматься над следующими вопросами:

 Что такое ценности?

 Как можно выявить и осмыслить систему реальных ценностей, пронизывающих жизнь школы и все взаимоотношения внутри нее?

 Можно ли влиять на «ценностный климат» школы? Если да, то, как это делать профессионально (то есть осмысленно и целенаправленно)?

Попробуем определить, какие ответы мы уже нашли для себя и какие вопросы по-прежнему остаются для нас открытыми.

Прежде всего, как в контексте деятельности психологической службы определяются понятия «ценности» и «ценностное поле» школы?

Ценности – это:

 Система устремлений личности;

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...

... На второмэтапе провести эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ результатов и составить ... разногласия в оценке жизненных ценностей, норм жизниу старшего и младшего поколения. Очевидно, что время предъявляет новыетребования к нормам поведения людей направляет их интересы, ...

 Высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни, деятельности и отношений с другими людьми;

 Внутренний источник поведения человека, основание его выборов.

В целом, теоретическое понимание ценности как многоуровневой системы может быть представлено следующим образом:

Ценность

Идеал

Совершенный образ, определяющий деятельность человека

Норма

Внутренне принимаемое обязательство

Принцип

Руководящая идея, основное правило деятельности

Цель

Предвосхищение результата, механизм интеграции действий человека, приводящий их в систему и определяющий направление действий человека

Отношение

Оценивание явления в системе

Значение

Определение смысла, благодаря которому происходит оценивание

В этих определениях для нас важно следующее: ценности – это осознаваемые (то есть, они могут быть осознаны) представления, которые выступают для личности идеальной моделью, основанием выборов и непосредственно задействованы в процесс выбора человеком той или иной стратегии поведения в жизненной ситуации.

Какие ценности называются среди приоритетных в современной культуре?

Высшие ценности: правда, красота, цельность, гармония, активность, уникальность, совершенство, нужность и необходимость, завершенность, справедливость, порядок, простота, богатство, спокойствие, свобода, игра, самодостаточность.

«Ценностное поле» — это совокупность ценностей и смыслов, лежащая в основании всей системы жизнедеятельности школы, всех форм взаимоотношений, существующих между субъектами образовательного процесса. Ценностное поле (можно сказать и «ценностный контекст образовательной среды школы») формируется за счет нескольких источников:

1. Проектируемый ценностный контекст образовательной деятельности взрослых (ценности, вносимые сознательно, на основе некоторых концептуальных представлений).

2. Личные ценности участников образовательного процесса.

3. Ценности, рождаемые в процессе диалога, совместного развития участников образовательного процесса.

Важно, что ценностное поле школы могут составлять ценности декларируемые и ценности, реально воплощаемые в деятельности и общении взрослыми и детьми. Те и другие могут совпадать, могут быть близки, а могут и находится в значительном разрыве и даже конфликте. Это задает ценностному полю школы определенные черты (гармоничные, хаотичные, противоречивые и т.д.), которые необходимо анализировать и сознательно корректировать (развивать).

Разрыв, который может существовать между декларируемыми и реально воплощаемыми ценностями, возможен потому, что ценности имеют две формы существования:

(1) как идеал, культурно одобряемый образец;

(2) как часть субъективного мира человека, его личное достояние.

В качестве идеала ценности могут быть освоены человеком, он может их знать и принимать факт их значимости, но, в определенные моменты жизнедеятельности (даже серьезные, ценностно окрашенные моменты), сиюминутные желания и устремления могут оказаться важнее ценностей, существующих для человека только на уровне социально значимых деклараций. В качестве личного достояния ценность (как правило, прожитая человеком, присвоенная в результате личного опыта, драматических переживаний, значимых отношений) с большей вероятностью будет выступать для человека пусковым механизмом поведения. В психологии такие внутренне присвоенные ценности принято обозначать термином «ценностные ориентации». Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, имеющий временную протяженность, нелинейный по своей сути. Как минимум он включает в себя следующие этапы:

  1. Предъявление ценностей человеку;
  2. Осознание личностью ценности
  3. Принятие ценности
  4. Реализация ценностных ориентаций в деятельности, общении и поведении;
  5. Закрепление в статусе качества личности
  6. Актуализация в ценностных ситуациях.

Далеко не на всех этапах процесс формирования ценностей проявляется в поведении человека и, естественно, доступен воздействию извне. Это – внутренний, интимно-личностный процесс ценностного становления человека, путь его личностного самоопределения

Для педагога-практика чрезвычайно важным является ответ на вопрос: «Как, каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека, превращение его из «знаемой» нормы в руководство к действию?

В поисках ответа на этот вопрос мы вышли на формулировку нескольких важных для нас положений:

1. Необходимо правильно определиться с тем, что такое процесс формирования ценностей и какую роль в нем может играть педагог.

2. Необходимо проанализировать само содержание образования с точки зрения задач формирования ценностей.

3. Необходимо выявить методические возможности работы с ценностями в различных сферах взаимодействия ребенка и взрослого в школе.

Первое. Процесс перехода (и его результат) значимых с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души наших воспитанников, которую мы можем … можем что? Запрограммировать? Целенаправленно задать?… нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда — даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей. Мы выделяем для себя следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:

 Личностное влияние педагога и других значимых взрослых

 Ценностный диалог

 Погружение в ценностную среду

 Специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания

 Создание ситуаций ценностного выбора

Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.

Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Например, одной из решающих ценностей становится чувство экзистенциальной безопасности. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством. Если воспитание – это процесс формирования ценностного сознания, то осуществляться он может именно в форме ценностного диалога двух субъектов: воспитанника и воспитателя.

Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды школы: быта, мероприятийного (событийного) ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия учителей и воспитанников в школе.

Осознание и проживание ценностных ситуаций. Развитие рефлексии, способности детей и подростков осознавать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.

Конструирование ситуаций ценностного выбора. Целенаправленное конструирование таких ситуаций

Второе: ценностный контекст содержания образования.

Внесение ценностного контекста в содержание образования – чрезвычайно важная и широко обсуждаемая сегодня в педагогике тема. Хотя правильнее говорить не о «внесении» ценностей в содержание образования (они всегда в нем присутствуют), а об их осознании, актуализации, сознательном проектировании и целенаправленной реализации в процессе педагогической деятельности; о рассмотрении ценностей в качестве фундамента образования, цели, условий его развития.

Фундаментально проблема воспитательных ценностей разрабатывалась Б.Т.Лихачевым, который проанализировал сущность и основное содержание категории «ценность» и выявил источники ценностей воспитательной системы. Для Лихачева ценности составляют духовную основу, базисный духовный компонент личности, определяющий сущность ее внутреннего мира. Он выделил 4 основных источника воспитательных ценностей: индивидуально-личностный, природный, социумный и социально-космический. Первый источник способен продуцировать такие ценности как воля к жизни, любви, рачительность, коллективизм, достоинство, уравновешенность, свободолюбие, уверенность в себе. Второй источник – человечность, открытость, красота мира, восхищение, ответственность. Третий (социумный) – научные, этические, эстетические, религиозные, материальные ценности. Главная ценность социума – Человек. Космос как источник ценностей: романтизм, мечта, целеустремленность, духовное величие, тайна и смысл человеческой жизни.

Принципиальное значение подхода Лихачева для практиков: к каким аспектам человеческого бытия нужно обращаться, формируя те или иные ценности у ребенка, на каком содержании и на каких формах строить работу.

В целом, многие современные педагоги и философы образования рассматривают и утверждают ценности в качестве центра педагогической теории и практики. Рассматриваются следующие аспекты ценностного расширения содержания образования.

1. Познание самого себя как важнейшая составляющая образования. Познавший себя человек – гуманен (Маслоу).

Ему принадлежит мысль: «Школа должна помочь ребенку заглянуть в самого себя и определить набор ценностей, согласующийся с его неповторимой человеческой сущностью» Познавший себя человек способен жить по-человечески в изменяющемся мире. Прикладной вопрос: как можно организовать познание человеком себя в процессе обучения? Предлагаемые варианты:

а) соотнесение себя, процесса собственного развития с тем, что происходило в истории человечества, в судьбах конкретных людей, литературных героев и т.д.

б) очеловечивание информации. Любая новая информация, будучи усвоенной, ставит человека перед нравственной проблемой: жить и поступать в соответствии с полученным знанием или вопреки нему. Необходимо вслед за усвоением информации простраивать учебные ситуации, позволяющие сформироваться, проявиться осознанной нравственной позиции учащегося.

в) помощь ребенку в поиске ответа на следующие вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем так поступаю? Чего я хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться?

2. Обучение верному выбору как важный аспект содержания образования. Ценностный аспект образования ориентирован на выработку у человека умения делать осознанный выбор в решении жизненных проблем нравственным путем. Цель воспитания – формирование рефлексивного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.

3. Отказ от псевдопроблем (надуманных, дидактически сконструированных для обучения), концентрация образования на действительно серьезных проблемах человека и человечества.

4. Осознание прекрасных и удивительных сторон жизни как содержание образования и общая педагогическая установка (Мир – прекрасен и интересен).

Исследования показывают, что в момент высших переживаний (страдание, радость, восхищение, переживание справедливости и т.д.) человек испытывает интеллектуальное озарение.

5. Удовлетворение важнейших потребностей человека как содержание образования: в признании, самоуважении, успехе, безопасности, общении, любви и понимании.

Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслять, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию и т.д. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с детьми. Он может учить их разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую, например, работу, как:

  1. Осознание
  2. Ранжирование
  3. Изменение
  4. Формулирование
  5. Отстаивание
  6. Поддержка
  7. Сравнение

Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие детей такой непростой работе души.

Третье. Возможно — самое сложное. Немало копий сломано в дискуссиях о том, можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями своих учеников. Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят современные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.

Много вопросов.… Сама по себе готовность педагога включаться в работу по формированию ценностей воспитанников не обеспечивает ее эффективности. Хотя и это уже много. Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал ценностной работы. Каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач педагогом-наставником), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа с ценностями воспитанников стала ее контекстом и содержанием.

Предлагаем Вашему вниманию статью М.Р. Битяновой, которая будет опубликована в журнале «Дошкольное образование» в марте 2012 года.

Специалистами мы становимся «де факто». Конечно, нельзя сказать, что в этом совсем нет нашей заслуги, но, как минимум, мы делим ее с нашими преподавателями. И вообще: учимся мы все по-разному, а диплом получаем единого образца. И по этому диплому все мы являемся специалистами в важном деле обучения, воспитания и развития детей. Мы – это педагоги, воспитатели, психологи, логопеды…

А вот профессионалами мы становимся далеко не сразу, в разное время, а кое-кто из нас имеет все шансы вообще до этого статуса не дорасти. И если диплом со званием специалиста – это практически всегда пожизненно, то с профессионализмом дело обстоит сложнее и даже драматичнее. Его сначала нужно достигнуть, а потом постоянно подтверждать. И неважно, сколько лет мы уже занимаемся своим делом. Из года в год мы вкладываемся в свой профессионализм временем, силами, умом, душой, деньгами, нервами… Значит, нам это важно? Несомненно. И, следовательно, не менее важным может быть разговор о том, что такое профессионализм, а так же, кто и что позволяет нам его сначала достигать, а потом поддерживать и подтверждать.

Профессионализм – интересное понятие. Довольно распространенное в житейской лексике…, и при этом весьма расплывчатое, «ускользающее» в своем конкретном прочтении. Кто такой профессионал? Принадлежность к определенному профессиональному цеху, наличие диплома и должностной инструкции автоматически делает работника профессионалом или нет? Профессионализм – это обязательно? или хорошо? или желательно? Чем принципиально действия профессионала отличаются от тех, что выполняет непрофессионал? И т. д. и т.п. …

В разговоре, который состоится далее, мы предлагаем оттолкнуться от следующей рабочей версии в понимании профессионализма.

Профессионализм предполагает, что специалист точно представляет стратегическую цель свой деятельности, умеет видеть эту цель в конкретных условиях, формулируя таким образом задачи. Он владеет широким спектром средств решения этих задач и может, как выбирать нужные средства из уже имеющихся, так и создавать новые. Все свои действия он осуществляет в определенной ценностной рамке, руководствуясь профессиональным этическим кодексом и личной системой ценностей. Дело свое он умеет делать немного не так, как другие, так как обладает индивидуальным почерком. Остается добавить, что все свои действия он совершает не по наитию, а сознательно, рефлексируя и совершенствуя свои возможности. И последнее: профессионал знает, что он профессионал, и этот факт является предметом его самоуважения.

Итак: «Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения свой целей; четко знаю этические границы своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».

Может быть, пора ставить точку? Что еще можно сказать? Нет, не пора. Более того, все только начинается, поскольку мы подходим к очень интересному вопросу: а можно ли быть профессионалом самим по себе? Этаким одиночкой с гордо поднятой головой и проектным стилем мышления? Совершенно точно – нет, и в этом самая главная тайна и даже в некотором смысле драма любого человека, стремящегося в своем деле стать профессионалом. Поскольку стать им можно только рядом и благодаря другим таким же стремящимся и достигающим. То есть, только внутри группы себе подобных.

Назовите эту группу так, как вам удобно: профессиональным сообществом, цехом, общностью, референтной группой… Важно не название, а те функции, которые эти группа выполняет в процессе нашего профессионального роста и самореализации. Вне такого сообщества невозможно, скажем, понять и определить свой уровень. Действительно: то, что я могу – это круто? Или «так себе», начальный уровень? Очень трудно увидеть перспективы развития своей профессии и определить линии собственного развития. Ведь сообщество – это множество возможностей, это основные тенденции и важнейшие проблемы. Мой путь развития оказывается вписанным в общую карту эволюции профессии. Наконец, кто еще может похвалить профессионала лучше и ценнее, чем другой профессионал? Домашние любят и гордятся. Начальник премирует и ругает. В сообществе же можно найти поддержку и получить адекватную оценку.

Редкий специалист вырастает в большого-большого профессионала в одиночку, сам по себе. И в любом случае его гордая осанка и уровень его гонораров не могут не вызывать вопросов: «а кто, собственно, сказал, что он столько «стоит»? на каких весах и с помощью какой меры был измерен его профессионализм?». Профессиональное сообщество дает нам силу, измерительный инструмент для самооценки. Оно – наш главный учитель, наша профессионально-этическая рамка, наша «мера весов», наш пьедестал и наша «доска позора». Наше зеркало. В общем, наше профессиональное «все». И этим объясняется, столь часто встречающаяся, особенно сейчас, «тоска по своим» — потребность поговорить в своем кругу и на своем языке, жаловаться на только «нам» понятные, проблемы («Представляете? Они же ни во что не вникают!!! Все портят, все рушат!» — «Да-а-а-а»).

Все непросто сейчас в датском королевстве, больше известном, как система российского образования. Тревожно, смутно. И «тоска по сообществу» нарастает.

Конечно, были и есть традиционные формы: конференции, профессиональные издания и Интернет-порталы (их тоже уже можно отнести к традиционным), методические объединения и некоммерческие организации. Судьба их складывается различно. Сетевые сообщества растут и ширятся. Некоторые из них все больше напоминают немыслимого размера «черкизовский рынок», где есть все, от пошлого примитива до произведений ручного работы, от парадных вывесок до многоэтажных подвалов. Хождение по блогам таких порталов превращается в многочасовое блуждание, в котором крайне трудно установить для себя какую-то систему. И еще сложнее потом, когда вырвешься из паутины, ответить себе самой на вопрос: а не зря ли было потрачено это время? Тем не менее, там есть жизнь. Там есть авторское начало, дух здорового профессионального соперничества и не менее здоровой взаимоподдержки.

Битянова — Стр 2

«Бумажные издания» героически борются за подписчиков, шлифуя стиль, отбирая авторов, выверяя темы, но пядь за пядью отступают перед лицом тотального безденежья и Интернета. Некоммерческие организации – ассоциации, общества, федерации – большей частью занимаются борьбой за гранты и лишь редкие из них продолжают выполнять ту функцию, ради которой возникли – помогать свои членам профессионально расти, защищать их, поддерживать, при необходимости – высказывать общественное порицание.

Конференции… Давайте честно: в преобладающем большинстве случаев это – реликтовые образования. Мезозойская эра. В них есть историческая ценность и даже определенный эстетический шарм. Но в них нет жизни и нет конкретного профессионала с его заботами и проблемами. Исключения? Есть. И они только усиливают общую тоску: ведь можно даже конференцию провести так, чтобы душа пела и голова работала! Можно, но, видимо, не нужно. То же – с методическими объединениями. То там, то здесь с радостью обнаруживаешь реально работающие МО, творческие группы, подчас выдающие профессиональный продукт, который уже много лет даже во сне не видят чудом сохранившиеся научные подразделения вузов и академий.

Вот такая ситуация. Потребность есть, а сложившихся способов ее удовлетворения – почти нет. Естественно, что при этом, в разных местах происходят маленькие, средние и большие события. Профессиональные чудеса. Находятся люди, группы людей, создающих живые, настоящие профессиональные сообщества. Иногда – что-то только для совсем своих, камерное. Иногда удается создать нечто более масштабное и открытое для многих. Мне кажется, что именно к таким профессиональным сообществам относится то, которое возникло вокруг и благодаря Всероссийской неделе психологии образования. Я хочу немного рассказать вам, уважаемые читатели, об этом сообществе и пригласить присоединиться к нам.

Неделя психологии образования – это традиционный ежегодный проект Издательского дома «Первое сентября» и Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ». Летом 2012 года она состоится уже в восьмой раз. Очень трудно определить жанр это мероприятия. Форум? Конференция? Обучающий семинар? Саммит? Определенные черты сходства прослеживаются с каждой из этих форм, но в целом … нет, это все не то и не про то. Вот что прежде всего отличает Неделю от всего перечисленного:

— приоритет практического знания и практического опыта;

— опора на творческий потенциал и профессиональные достижения коллег из различных регионов России;

— эмоционально-ценностное объединение разных специалистов системы образования – педагогов, психологов, воспитателей, логопедов и др.;

— разнообразие форм профессионального общения в рамках мероприятия;

— открытость, равноправие, творческий дух.

Неделя психологии образования – время и место встречи специалистов, работающих в системе образования. Это ШКОЛА для профессионалов, КЛУБ единомышленников, АРЕНА научных споров, МАСТЕРСКАЯ уникальных специалистов, ЛАБОРАТОРИЯ новых технологий, МАСТЕР-КЛАСС длиною в 5 дней… Это маленькая и очень насыщенная ЖИЗНЬ рядом с друзьями, морем, горами и солнцем.

Среди форм, которые создают особую атмосферу Недели — профессиональные зарядки, утренние монологи и мастер-классы, проблемные лекции и авторские мастерские, дискуссионные клубы и психологический «Гайд-парк», начинающие день акции и вечерние встречи «у камелька». Бывают даже «профессиональные сказки на ночь», методические дискотеки, психологические конкурсы актерского мастерства и КВН-ы. Дни Недели чрезвычайно насыщены, параллельно проходит 4-6 мероприятий и, по свидетельствам очевидцев, обучение продолжается даже ночью: участники рассказывают друг другу содержание мероприятий, которые им удалось посетить.

Очень важно, что каждая Неделя не похожа на предыдущую, имеет свою игровую оболочку, свою тему, которая позволяет задать определенный вектор нашим размышлениям о профессии: «Машина времени», «Перекресток», «Психологическая Одиссея», «Четыре стихии», «Восхождение»…. Неделя, которая пройдет летом 2012 года, называется «Восьмое измерение» (хочется верить, что все эти метафоры вас заинтриговали!).

Меняются темы, каждая из них по-своему расставляет содержательные акценты. А что же сохраняется? Ценностные приоритеты: мы – те, кто помогает человеку развиваться и становится Человеком — это миссия наших профессий. И цели: поддержка профессионального сообщества, создание ситуации развития каждого участника.

Конечно, наша Неделя не претендует на то, чтобы заменить все остальные формы жизни профессионального сообщества педагогов и психологов. Она заняла свое место, заявила свою особую роль. Это — создание особой атмосферы творчества, самораскрытия, ценностного диалога, которые превращают участие в Неделе в «долгоиграющий ресурс» развития самих педагогов и психологов. И, как следствие – их воспитанников, их учеников.

Я желаю вам, уважаемые коллеги, найти свое сообщество. И вместе с ним обрести право и возможность профессионального роста и поддержки. И еще – присоединяйтесь к нам, приезжайте на Неделю! Вы убедитесь: трудно представить себе более красивую точку очередного рабочего года и более мощный старт в свое профессиональное завтра!

Битянова Марина Ростиславовна, директор Центра «ТОЧКА ПСИ», научный руководитель проекта «Неделя психологии образования».

Дидактическая игра.

Дидактическая игра усиливает эффект эмоционально-психологического восприятия материала и способствует:  формированию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;  развитию инициативы, учебной мотивации, целеполагания;  решению определенных дидактических задач: изучению нового материала, повторению и закреплению пройденного, формированию учебных умений и навыков;  индивидуализации работы на уроке за счет игровых заданий, посильных каждому ученику, с учетом его умственных возможностей и учебных навыков.

Особенности:

С одной стороны, игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

• свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая по указанию учителя, но без его диктата и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности. • Творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность. • Эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность. • Деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта. • Деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека. • Деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. (В. Кругликов, 1999).

С другой стороны, особенность именно дидактической игры состоит в следующем: • В игре выделяется отдельная дидактическая задача, которая определяется целью учебного или воспитательного воздействия. • Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи; • Правила задаются взрослым и имеют обучающий, организационный, формирующий характер. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение дидактической задачи. • Взрослый, выступая в роли одного из участников игры, осуществляет руководство игрой. • Акцент общения взрослого и ребенка смещается с эмоционального плана на деловой. Взрослый побуждает детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, коллективному решению задач.

Виды

• По задачам обучения, развития, воспитания: сенсорные, развитие движений, этические игры, познавательные игры, интеллектуальные соревнования и др.; • по используемому материалу: игры с предметами, настольно-печатные; • по учебному предмету: лингвистические, философские, математические, литературные, исторические, музыкальные и др; • по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы (игры-диалоги).

Литература

1. Идеи использования игр в учебно-воспитательном процессе: Н.П. Аникеева, О.С. Гозман, Р.И. Жуковская, А.В. Запорожец, А.С. Макаренко, Б.П. Никитин, П.И. Пидкасистый, П.А. Рудик, К.Д. Ушинский, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.; 2. Влияние дидактических игр на формирование познавательного интереса учащихся: С. В. Балакова, Л.П. Борзова, О.А. Исламов, Г.А. Ляпина, Е.Э. Селецкая, М.Г. Цыренова; 3. Развитие и воспитание учащихся в игре: Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Матросова, П.А. Рудик, B.C. Селиванов, А.И. Сикорский, Н.Н. Страздас, В.А. Трайнев, И.В. Трайнев и др.; 4. Формирование творческих способностей учащихся в игре: А.Ф. Лосев, Б.П. Никитин, СП. Притуляк, С.А. Шмаков и др.