10. Как правильно выдвинуть гипотезу исследования

  1. Отличия научного исследования и житейского познания психических явлений.
  2. Специфика психологических исследований, их отличие от научно-исследовательских разработок, проводимых в других науках.
  3. Общая характеристика знаний и умений, необходимых психологу для организации и проведения современного научного исследования.
  4. Общая характеристика видов научных исследований в психологии.
  5. Требования к подготовке и проведению теоретических исследований.
  6. Особенности организации и проведения опытных (эмпирических) исследований.
  7. Требования к подготовке и проведению экспериментальных исследований.
  8. Особенности определения темы научного исследования.
  9. Определение проблемы научного исследования. Требования к формулированию и уточнению проблемы исследования.
  10. Определение понятия «научная гипотеза». Требования к разработке и формулированию гипотезы научного исследования.
  11. Содержание и основные этапы научного исследования.
  12. Особенности составления плана и программы научного исследования.
  13. Требования к контролю проведения научного исследования на разных его этапах.
  14. Подведение итогов научного исследования. Способы представления результатов научного исследования.
  15. Содержание и процедура анализа результатов научного исследования.
  16. Особенности количественного анализа полученных результатов.
  17. Проблема качественного анализа полученных результатов.
  18. Требования к оформлению (публикации) результатов научного исследования.
  19. Типичные ошибки при проведении теоретического и эмпирического исследования и способы их устранения.
  20. Профилактические меры по устранению возможных ошибок в научных теоретических и эмпирических исследованиях.

Ответы на вопросы

10. Как правильно выдвинуть гипотезу исследования

Приёмы построения гипотезразличаются по:

  1. форме(«если…,  то…», «если…, то…, так как…»);
  2. уровню(эмпирическое и теоретическое исследования);
  3. характеру(модификационная, революционизирующая);
  4. механизму формирования (простые: индуктивные или дедуктивные; комплексные: индуктивно-дедуктивные);
  5. логической структуре(линейная (1 предположение) и разветвлённая (возможные следствия));
  6. функциональному назначению (объяснительная, предсказательная, смешанная).

            Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: «если …, то …, так как…». При этом, выражение   «так как», направленное на раскрытие   сущности явления, построения     причинно — следственных  связей, применяется,   как   правило,   для   гипотез, соответствующих     теоретическому     уровню исследования.

5 стр., 2270 слов

Глава II — организация и методы исследования психологических особенностей общения подростков со сверстниками

2.1. Характеристика выборки и этапы исследования Этапы исследования: 1. Предварительный этап (сентябрь-октябрь 2012). Знакомство с основными понятиями. Постановка научной проблемы, формулирование гипотез. На данном этапе была выбрана тема, обоснована актуальность, определены объект и предмет исследования, сформулирована цель, задачи и гипотезы, подобрана литература по выбранной теме. 2. Подбор ...

Уровень гипотезы   заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования:  эмпирического или теоретического.

Поскольку эмпирическое исследование  основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции  установления новых фактов для последующего развития теории.

Для теоретического уровня исследований гипотеза  формулируется  с 

целью  проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое   исследование,   обобщающей   и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между  параметрами,  подлежащими экспериментальному исследованию.

По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды.

Виды гипотезы

Функциональная нагрузка

объяснительные гипотезы

для объяснения фактов или явлений

предсказательные гипотезы

для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений

объяснительно-предсказательные

сочетают в себе оба предназначения

       По содержанию гипотезы делятся на:

  • гипотезы информационного характера
  • гипотезы инструментального характера.

     Гипотезы   информационного   характера формулируются обычно на начальном  этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так…, то получится эффект …)

Переходя   к   формулировке   многофакторного содержания гипотезы, исследователь переводит ее содержание в инструментальный характер, который уже предполагает построение системы    мер,  управляющих  воздействий,  обеспечивающих достижение цели исследования.     По механизму формирования гипотезы можно разделить на простые (индуктивные и дедуктивные) и комплексные (индуктивно-дедуктивные).

Механизм построения гипотезы

Простая гипотеза

Основа построения

Результат

Логическая цепочка

Индуктивная

Наблюдение факта или явления

Предсказание обобщения

От частного к общему

Дедуктивная

Анализ теоретического материала

Предсказание возможностей (следствий) из общей закономерности

От общего к частному

            Механизм построения индуктивной гипотезы заключается в построении на основе наблюдаемого опыта или данных фактов предсказательного обобщающего заключения, относящегося к группе явлений, подобных изучаемому. Ход мыслей

экспериментатора — от частного к общему включает принятые исследователем допущения, разработанные на их основе предположения, индуцированную из них гипотезу.

Дедуктивная гипотеза строится из общего теоретического положения путем разработки ряда предположений, вытекающих из него. Из выдвинутых предположений дедуцируются выводы—допущения. Ход мыслей экспериментатора — от абстрактного (общего) к конкретному.

Индуктивно—дедуктивная гипотеза включает в себя элементы двух предыдущих типов гипотез, содержит последовательность процедур синтеза теоретических фрагментов — допущений в новое теоретическое знание, на основе анализа которого дедуцируется предсказание неизвестных ранее сторон и свойств изучаемого объекта.

По своему характеру гипотеза может быть революционизирующей (выдвижение принципиально нового положения) или модификацией известных законов, исходя из предположения о том, что некоторые законы существуют в областях, где действие их еще не выявлено.

По логической структуре гипотезы могут носить линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.

Главная характеристика гипотезы исследования

При формулировании гипотезы необходимо учитывать такую важную ее характеристику как проверяемость, которая предполагает наличие адекватных способов или приемов проверки данной гипотезы.

Как сформулировать гипотезу?

Существует множество методов построения гипотез (по сути — поиска новых идей):

Мозговая атака — коллективный метод поиска новых идей и решений.

Аналогия символическая -аналогия, с помощью которой проблема описывается несколькими словами обобщенно.

Метод ассоциацииоснован на способности человека так, преобразовывать полученные ранее знания, чтобы их можно было использовать для новых условий.

Метод инверсии,предусматривающий рассмотрение задачи с противоположных позиций по отношению к принятым.

И.П. Бугрова пытается разобрать проблемную ситуацию более конкретно с осмыслением объекта или явления, вызвавшего интерес с различных сторон, на элементарном примере.

Проблемная ситуация. Мне нравиться не очень сладкое варенье, и я пробовала добавлять при варке меньше сахара, чем по рецепту, но такое варенье храниться очень недолго. Как приготовить не слишком сладкое варенье, которое будет долго храниться и не портиться?

Ввозможные гипотезы. 

Гипотеза №1. Если варить варенье дольше, то оно будет хорошо храниться.

Гипотеза №2. Если сваренное по измененному рецепту варенье поместить в холодильник, то оно будет храниться значительно дольше.

Гипотеза №3. Попробую, найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Гипотеза № 4. Если изменить технологию обработки банки для хранения варенья, то варенье хранится дольше.

Гипотеза №5. Если я сварю варенье из других ягод (несладких) и добавлю необходимое по рецепту количество сахара, то варенье дольше сохраниться.

Гипотеза № 6. Возможно, что я так и не смогу приготовить варенье по вкусу.

Итак, перед нами стоит проблема, и мы предположили варианты ее разрешения. Как можно убедительно доказать правильность или ошибочность своих размышлений? Как проверить свои догадки (гипотезы)?

Способы проверки гипотезы.

1.      на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,

2.      на основе наблюдений, опытов, экспериментов,

Следующий этап работы — наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента..

И так, приступить к разрешению проблемной ситуации можно, выдвинув гипотезу основываясь на имеющихся знаниях, опыте, пофантазировав, и применяя при этом, методы поиска новых идей, и определившись со способами проверки гипотезы.

  1. Особенности количественного анализа полученных результатов.

Анализ мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

Сравнительный анализ качественных и количественных методов

С помощью количественного и качественного анализов можно изучать личность. Количественный или вариационно-статистический, анализ заключается в вычислении коэффициентов правильного решения задач, частоты повторения наблюдаемых психических явлений. Для сравнения результатов исследований по разным количеством задач или различным количественным составом группы пользуются не абсолютными, а относительными, преимущественно процентными показателями. При количественном анализе результатов исследования зачастую используют среднее арифметическое из всех исследований того или иного психического процесса или индивидуально-психологической особенности. Для того чтобы сделать выводы о вероятности среднего арифметического, исчисляют коэффициент отклонений от него отдельных показателей. Что меньше отклонения показателей отдельных исследований от среднего арифметического, то показательнее оно является для исследований психологической особенности личности.

Качественный анализ выполняют на основе количественного анализа, но не сводятся только к нему. В качественном анализе выясняют причины высоких или низких показателей, зависимость их от возрастных и индивидуальных особенностей личности, условий жизни и обучения, отношений в коллективе, отношение к деятельности и др.

Количественный и качественный анализ данных исследования дают основание для получения психолого-педагогической характеристики личности и выводов о воспитательные мероприятия.

Количественные методы

  • методы ориентированные на получение строго объективных, т.е. количественно выражаемых данных. Основываясь на позитивистской методологии, утверждающей в качестве оснований научности исследования операционализации и верификации, количественные методы отличаются высоким уровнем валидности и надежности, структурированностью, при одновременно низком уровне реалистической естественности, конструктной и экологической валидности. Примерами количественных методов являются эксперимент, структурированные ин-тервью и наблюдение, квази-эксперимент, ряды данных, тесты и т.п. Кри-тики количественного или позитивистского подхода к исследованию пси-хологической феноменологии отмечают их изолированность от реального социального контекста, дистанцированность от ситуации исследования, искусственность, предопределяющий характер и т.п.. В качестве альтернативы рассматриваются качественные методы исследования.
  1. Проблема качественного анализа полученных результатов.

Таблица 1. Особенности познания в естественнонаучной и гуманитарной парадигмах:

Естественнонаучная

Гуманитарная

Предмет

Различные формы проявления душевной жизни: поведение, взаимоотношения, общение, продукты деятельности.

Душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принципы

Детерминизм

Интенциональность (индетерминизм)

Научный подход

Номотетический, объективистский, дедуктивный, структурный.

Идеографический, субъективистский, системный, интуитивный,

Цель

Познание объективных законов психического, построение типологий, подведение единичных фактов под общую зависимость

Понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности

Методы

Объективные методы исследования: наблюдение, эксперимент и др.

Субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция исследователя

Беспристрастная, отстраненная

Эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения Знания

Гипотеза, теоретический конструкт.

Беспредпосылочность.

Критерий истины

Практика, проверяемость и воспроизводимость результатов. Строгая доказательность и обоснованность полученных результатов с помощью математической статистики.

Опыт исследовтеля, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому

Субъект-объект. Исследуемый рассматривается как объект, лишенный активности и ценности.

Субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

Качественные методы

методы исследования, ориентированные на схватывание индивидуально-специфич-ного, уникального, максимально приближенного к условиям проявления в реальной жизни. Исходя из по-сылки о невозможности дискретизации и статизации поточности человече-ского бытия без ущерба для понимания его сущности и схватывания тончайших нюансов индивидуального переживания и интерпретации происходящего, качественные методы ориентированы на неструктурированность, максимальную адаптируемость к изменению условий, выявле-нию новых контекстов и идей. Примерами качественных методов являют-ся неструктурированное или свободное интервью, неструктурированное или полевое, а также включенное наблюдение, изучение документов или артефактов, феноменологическое интервью, сенсмейкинг, фокус группы и т.п. Преодолевая традиционные ограничения количественных методов исследования, качественные методы акцен-тируются на своеобразии контекстов, выявлении значений и своеобразия интерпретаций, гибки, диалогичны и интерактивны по процедуре, естест-венны по характеру. Вместе с тем они обладают и целым рядом ограничений, ведущим из которых является высокая степень субъективности. Традиционно противопоставляются количественным методам исследования.

  1. Требования к оформлению (публикации) результатов научного исследования.

Доклад – это научное сообщение о результатах исследования на научной конференции, симпозиуме. В докладе делается акцент на процессуальных характеристиках исследования, освещаются итоги теоретического исследования и/или результаты эмпирического изыскания. Поскольку доклад предполагает устное изложение материала, то его структура и стиль изложения рассчитаны на прямой контакт с аудиторией.

Научная статья является результатом теоретического и/или эмпирического исследования и публикуется в научных журналах, тематических сборниках. Стандартный объем статьи – 1 печатный лист (16 страниц формата А4, напечатанных 14 шрифтом через 1,5 интервал).

Статья имеет перед тезисами ряд преимуществ: во-первых, объем статьи позволяет автору подробно и аргументировано изложить собственную позицию, не только перечислить результаты исследования, но и также описать способы их достижения. Научная статья будучи частью более крупной исследовательской работы раскрывает узкую проблему, ограниченное число вопросов. В тоже время она имеет завершенный характер: автор должен обозначить проблему, выдвинуть гипотезу, изложить систему доказательств, представить результаты исследования, сформулировать выводы. В статье должна быть отражена позиция автора, обобщения и выводы должны аргументированы и должны подтверждать сформулированные идеи.

В психологии статьи дифференцируются на следующие виды: информационные, аналитические, методические.

Информационная статья пишется студентом как правило на начальном этапе исследования (изложение результатов констатирующего этапа работы) или на этапе внедрения. Информационные статьи в свою очередь делятся на два вида – теоретические и эмпирические.

Теоретическая статья пишется студентом для изложения концептуальных идей своего исследования и их обоснования. В теоретической статье выделяются следующие части: введение, основная и заключительная. Ведение содержит обоснование актуальности проблемы, рассматривающейся в статье (но не проблемы исследования, заявленной в дипломной работе!), краткий обзор и констатацию состояния разработанности данной проблемы в психологической науке, характеристику «белых» пятен существующих в настоящее время в науке в характеристике данной проблемы. При необходимости вводятся специальные понятия, дается их интерпретация. Основная часть выстраивается в логике «тезис – аргумент – иллюстрация». В качестве иллюстраций могут использоваться примеры, монографические характеристики, описания ситуаций и пр. Заключительная часть представляет авторский взгляд на понимание проблемы и способы ее решения, дается описание прогнозируемых последствий внедрения результатов исследования в практику, могут кратко характеризоваться перспективы дальнейшего исследования проблемы. Заключение отличается от выводов более развернутым текстом. Выводы приводятся в составе заключения как отдельная рубрика (абзац (ы)).

Аналитическая статья – служит для представления результатов сравнительного анализа психологических парадигм, концепций, теорий, взглядов психологов на ту или иную проблему. Аналитическая статья отличается прежде всего глубокой детальной проработкой причинно-следственных связей, наличием оценок, основательностью аргументации. Схема написания статьи такая же как в информационной статье. Отличие заключается в том, что в аналитической статье удельный вес обзорной части довольно высок.

Методические статьи предназначены для внедрения результатов исследования в практику. В них описываются формы, методы, приемы, технологии, условия (чего?).

Предлагаемый в статье практико-ориентированный материал должен быть теоретически обоснован во вводной части статьи, а также аргументирована польза от применения данной системы действий, в заключительной части подчеркиваются положительные результат ее применения.

Статья может содержать таблицы и рисунки. При этом по объему весь иллюстративный материал должен быть эквивалентен объему текста, который он заменяет, а в идеале – быть более емким, в противном случае их приводить не следует. При использовании таблиц, графиков, рисунков, обязательно приводится качественный анализ информации в них представленной.

В статье уместно использование цитат, в том числе достаточно больших по объему. Единственное условие – цитаты должны приводиться не для увеличения объема статьи и «украшения» текста ссылкой на авторитет, а для того, чтобы подтвердить какую-либо мысль автора или стать предметом анализа, обсуждения, основой для последующих выводов. Ссылки на работы цитируемых авторов оформляются в соответствии требованиям к их оформлению. В случае цитирования и приведения идей других авторов в материалах статьи список литературы в конце статьи обязателен.

При написания статьи студентам необходимо избегать возникновения следующих ошибок:

  • «эффект описательности» — автор повествует о проделанной работе, не определяя никаких причинно-следственных связей, закономерностей, не формулируя выводов;
  • расплывчатость цели – проявляется в эклектике (приведении противоречивых точек зрения разных авторов на предмет исследования), что ведет к нарушению целостности результатов исследования;
  • отсутствие определений основных понятий – нарушает концептуальность исследования, поскольку авторская концепция всегда базируется на определенном понимании психологических категорий;
  • бездоказательность утверждений – идеи, сформулированные в статье, не подтверждаются теоретическими и / или экспериментальными данными;
  • нарушение логической цепочки «тезис – аргумент – иллюстрация»;
  • несоответствие названия статьи ее содержанию;
  • неполное раскрытие названия статьи в ее содержании.

Тезисы научных докладов и сообщений представляют конспективное изложение материалов устного выступления (доклада) участника научной конференции. При заочном участии в научном мероприятии (научной, научно-практической конференции, симпозиуме, семинаре и пр.) тезисы включаются в сборник материалов, являются публикацией. Объем тезисов, как правило, не превышает 1-3 страниц текста (не более 0,15 печатных листа).

Специфика тезисов заключается в особенностях презентации материала. Основной принцип при работе над тезисами – экономичность. Предложенные в тезисах положения подробно не раскрываются и не комментируются. Материал излагается в максимально «свернутом» виде. Если полная схема изложения материала представляет собой цепочку «тезис – аргумент – иллюстрация», то при работе над тезисами последние два звена цепочки исключаются. Т.е. тезисы не предполагают наличие системы доказательств, в них проявляется лишь конечные выводы, полученные в результате исследования. Т.о. при работе над тезисами акцент делается на результат. Принцип экономичности проявляется в стиле изложения информации. Небольшой объем тезисов не предполагает обращение к метафорам, аналогиям, апелляции к жизненному и профессиональному опыту читателя, историческим экскурсам и пр. Следует избегать предложений не несущих смысловой нагрузки. В тезисах не обязательны текстовые связки при переходе от одной части к другой; связь между частями тезисов должна быть, скорее, внутренней и вытекать из логики содержания.

Тезисы посвящены, как правило, не глобальной психологической проблеме, а какому-то ее аспекту и потому должны отличаться максимальной конкретностью. В силу этого количество используемых в тезисах должно быть минимальным. Цитаты в тезисах использовать не целесообразно, так же как и включать общеизвестную информацию и общепринятые определения психологических терминов. Т.о. основная специфика тезисов – емкость содержания при краткости изложения.

Тезисы состоят из следующих компонентов:

  • обоснование актуальности проблемы (требования – 1) конкретность формулировок; 2) отсутствие общих фраз);
  • характеристика основных концептуальных положений автора (требования – 1) если методологические и теоретические положения, на которые опирается автор, широко известны и автор не вносит в их понимание никаких дополнений, то данные положения могут быть перечислены без детализации; 2) приводятся только те положения, которые необходимы для понимания содержания данных тезисов, а не всей дипломной работы автора; 3) должны характеризовать отношение автора тезисов к той или иной психологической концепции, теории);
  • описание объекта, предмета и методов исследования;
  • изложение основных результатов исследования (требования – результаты должны быть представлены в сжатой форме, без развернутых комментариев, с минимальным количеством данных).

Тезисы как форма представления результатов исследования имеет ряд существенных достоинств и недостатков.

Преимущества тезисов:

  1. в разных тезисах легко отразить разнообразные аспекты дипломной работы;

  2. написание тезисов дисциплинирует научное мышление, побуждая формулировать мысли в сжатой форме;
  3. дают возможность оперативно презентовать результаты работы.

К недостаткам тезисов относится:

  1. невозможность с достаточной полнотой представить проделанную исследовательскую работу;

  2. часто утрачивается логическая связь между различными умозаключениями, что нарушает ход размышлений автора;

не могут быть применены для представления крупных блоков исследования.

  1. Типичные ошибки при проведении теоретического и эмпирического исследования и способы их устранения.

Предприняты попытки систематизации диагностических ошибок по определенному логическому основанию.

Так, Z.Plewicka выделяет ошибки сбора (наблюдения, регистрации, инструментальные) и переработки (эффект первого впечатления, ошибка атрибуции, ошибка ложной причины, познавательные радикализм и консерватизм) данных;

С.Т.Посохова выделяет ошибки нравственных соблазнов (соблазны власти, ответственности, самокрасования, следования «методической моде», «воздаяний», спекуляции, чрезмерного экспериментирования, эмоционально-соматического выгорания и сохранения собственных проблем);

А.А.Ершов — ошибки наблюдения (гало-эффект Торндайка, эффект снисхождения, ошибки центральной тенденции, корреляции и первого впечатления).

Однако указанные систематизации имеют существенные недостатки: 1) они упорядочивают лишь ошибки, относящиеся к одному или двум этапам диагностического процесса — «Феноменология и анамнез» и «Выдвижение гипотез»;

2) они не 4 учитывают четыре источника возникновения диагностических ошибок (субъект диагностики, объект диагностики, нарушение взаимодействия субъекта с объектом, средства диагностики);

3) при изучении диагностических ошибок в этих работах не используется один из наиболее эффективных методов изучения диагностической деятельности — моделирование задач, которое позволяет организовать процесс их решения в лабораторных условиях с возможностью варьирования отдельных условий диагностической деятельности.

Ошибки при теоретическом исследовании

чтение источников вне системы (потеря логики),

увлечение смежными областями (потеря предмета),

отсутствие авторской оценки («гипноз чужой мысли»),

излишний объем информации (потеря времени),

анализ предыдущих позиций без учета прежней ситуации,

оценка научных позиций исследователей по первому изданию их

работы, а не последнему и т.д.

Ошибки при эмпирическом исследовании

1. Для каждого этапа диагностического процесса характерны специфические ошибки субъекта диагностики.

2. Наибольшее количество ошибок субъектом диагностики допускается в гностическом и семиотическом компонентах психодиагностической деятельности, а наименьшее — в техническом.

Понятие диагностической ошибки.

Виды диагностических ошибок психолога.

Ошибки субъекта диагностики.

Ошибки объекта диагностики.

Ошибки взаимодействия объекта с субъектом диагностики.

Ошибки средств диагностики.

ри решении диагностических задач ошибки делятся на четыре группы: ошибки субъекта, объекта, средств диагностики и взаимодействия субъекта с объектом. В первую группу входят ошибки, связанные с диагностическим мышлением психолога, его личностными особенностями и функциональными состояниями. Вторую группу составляют ошибки, обоснованные мотивационными и личностными особенностями обследуемого. В третью группу входят ошибки, связанные с несовершенством психологических методик. Четвертую группу составляют ошибки сообщения диагностических данных.

2. Ошибки субъекта диагностики на каждом этапе диагностического процесса специфичны: а) для этапа «Феноменология и анамнез» это неадекватность, избыточность и неполнота данных в резюме по феноменологии; б) для этапа «Выдвижение гипотез» типичные ошибки — отсутствие формулировки диагностических гипотез, их неадекватность, неоперациональность, недостаточное количество выдвинутых гипотез; в) для этапа «Проверка гипотез» характерны такие ошибки, как проверка не всех гипотез, несоответствие методики проверяемой гипотезе, использование избыточного количества методик; г) для этапа «Диагностическое заключение» типичными ошибками 9 являются отсутствие формулировки заключения, его неадекватность, игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении.

3. Ошибки субъекта диагностики делятся на гностические (мышление психолога), семиотические (незнание типологии запросов и психологических причин запросов) и технические (неправильные отбор и применение методик).

Показано, что: а) наибольшее количество ошибок связано с гностическим компонентом диагностического процесса (избыточные или неполные данные в резюме по феноменологии, выдвижение неоперациональных или неадекватных гипотез, проверка не всех гипотез, неадекватность и стилистическая неточность заключения, отсутствие его формулировки, игнорирование противоречивой информации в ранее сформулированном диагностическом заключении); б) в семиотическом компоненте диагностики возникает среднее количество ошибок, связанных с незнанием типологии запросов и их психологических причин (неадекватность резюме по феноменологии, отсутствие гипотез, выдвижение недостаточного количества гипотез, стилистическая неточность резюме и выдвигаемых гипотез); в) наименьшее число ошибок связано с техническим компонентом диагностики, т.е. с отбором и использованием диагностических методик (несоответствие методики проверяемой гипотезе, использование избыточного количества методик для ее проверки).

Ошибки наблюдения

Выделяют следующие типичные ошибки наблюдения:

ØГалло-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

ØЭффект снисхождения. Тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

ØОшибки центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

ØОшибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

ØОшибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

ØОшибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

20. Профилактические меры по устранению возможных ошибок в научных теоретических и эмпирических исследованиях.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.

Проведение избыточного обследования подростков для составления психодиагностических задач.

Разработка компьютерной программы моделирования психодиагностических задач.

На основе теоретического анализа психологической литературы выявить специфику диагностической деятельности психолога и виды допускаемых в ее процессе ошибок.

Разработать компьютерные методики исследования процесса решения диагностических задач.

Организовать процесс решения задач субъектами диагностики с помощью разработанной компьютерной методики.

Провести анализ ошибок при решении задач по этапам диагностического процесса («Феноменология и анамнез», «Выдвижение гипотез», «Проверка гипотез» и «Диагностическое заключение»).

Обобщить результаты анализа ошибок субъекта диагностики, связанных с гностическим, семиотическим и техническим компонентами диагностической деятельности.

«Психологической эрологии». Описание диагностических ошибок в учебных пособиях позволит дисциплинировать мышление психолога и избежать их отрицательного воздействия в процессе практической работы. В рамках данного раздела важно изучить логические основания неверных рассуждений психолога и провести ранжирование ошибок по степени их отрицательного влияния на диагностическую деятельность. Также важно провести исследования диагностических ошибок при различных видах психологической экспертизы, таких, как судебно-психиатрическая, трудовая и военная. Результаты таких исследований позволят уточнить теоретические основы решения психодиагностических задач. Например, можно выявлять и корректировать заранее запланированные в психодиагностических задачах диагностические ошибки. Кроме этого, знания о диагностических ошибках могут использоваться при разработке специальных тренажеров для оценки квалификации психологов.

Перспективным также представляется накопление банка диагностических задач по запросам подросткового возраста и построение их типологии, разработка практикума компьютерной психодиагностики на основании накопленного банка задач. Практикум позволит моделировать реальные условия психодиагностической деятельности при работе с подростками и будет способен обеспечить психологов широким диагностическим опытом.