Вопросы к государственному итоговому экзамену по направлению подготовки 050400.62-Психолого-педагогическое образование

Модуль 1 . «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности»

Общая и экспериментальная психология

  1. Определите объект, предмет, задачи, категориальный аппарат психологии как науки
  2. Дайте общую характеристику мышления. Раскройте виды мышления, процессы, операции мышления.
  3. Дайте общую характеристику памяти как познавательного процесса.
  4. Раскройте понятие «личность», структуру личности в работах отечественных психологов.
  5. Раскройте сознание как предмет психологии. Дайте основные характеристики сознания.
  6. Раскройте понятие «темперамент», его физиологические основы и психологическое описание.
  7. Дайте общее представление об ощущении и восприятии. Выделите их виды и свойства.
  8. Раскройте понятия «эмоции» и «чувства». Выделите их функции и формы.
  9. Раскройте понятие «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «универсум».
  10. Дайте характеристику методам психолого-педагогического исследования.
  11. Проанализируйте этапы психолого-педагогического исследования.

Психология развития

  1. Раскройте предмет, задачи, проблемы психологии развития как науки.
  2. Понятие возраст. Проблема возрастной периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии.
  3. Кризисы возрастного развития. Причины возникновения и особенности протекания. Основные теории жизненных кризисов.
  4. Охарактеризуйте теории психического развития ребенка в психологии

Теории обучения и воспитания

  1. Дайте характеристику образованию как системе, процессу, результату.
  2. Раскройте содержание образовательной, воспитательной, развивающей функций обучения.
  3. Дайте определение понятия «метод обучения». Раскройте сущность и содержание классификаций методов обучения.
  4. Дайте характеристику концепциям развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.
  5. Раскройте сущность и содержание понятия воспитательной системы, ее структурных компонентов.
  6. Раскройте понятие метода воспитания. Дайте характеристику классификациям методов воспитания.

Социальная психология

  1. Раскройте социально-психологические аспекты социализации личности
  2. Раскройте общение как социально-психологическую категорию.
  3. Раскройте основные характеристики социальных групп.

Поликультурное образование

2 стр., 731 слов

Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику ...

... Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности. ... возрасте и этапе развития. 2. Педагогическая психология - изучает закономерности развития личности в процессе обучения и       воспитания ... отрасли психологии и определить их содержание. Раскрыть основные принципы психологии. Отрасли – это ...

  1. Раскройте понятие поликультурного образования как социально-педагогического феномена
  2. Определите содержание педагогической деятельности в поликультурной среде
  3. Охарактеризуйте условия воспитания этнической толерантности в поликультурной и полиэтнической среде.

Клиническая психология детей и подростков

  1. Раскройте предметную область клинической психологии детей и подростков.

Модуль 2. «Психология и педагогика развития детей»

Психология дошкольного возраста

29. Раскройте характеристику познавательной сферы детей дошкольного возраста.

30. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе

31. Дайте сравнительную характеристику форм общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте.

32. Охарактеризуйте развитие личности в дошкольном возрасте.

Психология младшего школьного возраста

33. Раскройте основные особенности развития познавательных процессов у младших школьников

34. Дайте характеристику личности ребенка младшего школьного возраста, как периода позитивных изменений и преобразований.

35. Раскройте особенности формирования социальной активности младшего школьника и его нравственного развития.

36. Дайте характеристику учебной деятельности как ведущего вида деятельности детей младшего школьного возраста, её сущность, структура.

Образовательные программы для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

37. Раскройте особенности развивающего обучения в системе образования.

38. Дайте характеристику образовательным программам «Гармония», «Школа 2100», «Начальная школа 21 века».

39. Раскройте содержание программ «Планета знаний», «Перспектива», «Перспективная начальная школа»

Психология подростка

40. Раскройте личностные новообразования подросткового периода развития.

Подростковый возраст – этап онтогенеза, охватывающий период от 10–11 до 13–14 лет, совпадающий в современной российской школе со временем обучения детей в 5–8 классах школы. Начало подросткового возраста характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками, утверждению своей самостоятельности, независимости, автономии. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Однако необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьироваться у конкретного школьника: проходить раньше или позже.

Центральное личностное новообразование подросткового возраста – становление нового уровня самосознания, « Я-концепции », характерной чертой которой является чувство взрослости – отношение подростка к самому себе как к взрослому, желание показать свою «взрослость» другим, стремление быть признанным в мире взрослых. Постоянный контроль со стороны взрослых, требование подчинения и послушания, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения и действовать по своему усмотрению, – весьма существенные факторы возникновения подросткового кризиса, появления различных форм протеста.

5 стр., 2311 слов

РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СОЗНАТЕЛЬНОГО ...

... у детей старшего дошкольного возраста. 3.1.Педагогическая технология развития сознательного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста. 3.2.Динамика развития сознательного отношения к ... методическая разработанность обусловили выбор темы ВКР: " Развитие у детей старшего дошкольного возраста сознательного отношения к здоровому образу жизни ". Цель исследования - ...

41. Охарактеризуйте особенности мотивационно-потребностной сферы подростка.

42. Отношения со взрослыми и сверстниками в подростковом периоде

Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками. Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок. Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно. Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы. При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях. Отношения со взрослыми. Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Подростковые конфликты. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий. Стили семейного воспитания. Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющих особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на разумной заботе обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт (например, мальчик, отстаивая свои права на самостоятельность, может в отсутствие родителей врезать замок в дверь своей комнаты).

14 стр., 6605 слов

Влияние развода родителей на детей подросткового возраста

... исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для ... между стремлениями подростка, связанными с осознанием своих возможностей, утверждением себя как личности и положением ребенка-школьника, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное ...

Но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными и менее нравственно зрелыми, чем их сверстники, пользующиеся большей свободой. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к ребенку. Такие отношения иногда называют «воспитанием по типу Золушки». Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай — жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

5 стр., 2173 слов

Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления

... стали входить поиски закономерностей профессиональной карьеры, профессионального самоопределения, жизненного пути человека как субъекта труда. В круг задач психологии труда все более входит ... деятельности (в его самосознании): реалистического представления о некоторой референтной профессиональной общности, в которую он включает себя в перспективе [2, с. 168]. Развитие в период профессиональной ...

По имеющимся данным, большинство малолетних преступников и юных бродяг, периодически сбегающих из дома, пережили жестокое обращение в семье. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля — гипоопека — тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится зависимым от других, внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека — излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, — приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, одни воспитывающие своих детей и видящие в этом единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка», излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов; ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей все свое свободное время; сын неудачника-отца должен идти его путем и реализовать мечты 20-летней давности. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.Вообще противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения. * * * Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-конпепцию», которую можно считать центральным новообразованием всего периода.

23 стр., 11457 слов

Определение психологических особенностей профессиональной идентичности ...

... котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, более полно реализовывать личностный потенциал в профессиональной деятельности, а также прогнозировать возможные последствия профессионального выбора. Следует ... города Югорска, Тюменской области. Общий объем выборки 61 человек в возрасте от 23 до 55 лет, имеющие стаж работы 1-5 лет, 6-10 лет, 11 ...

43. Раскройте основные запросы к психологу при обращении по поводу проблем подросткового возраста.

Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся

44. Раскройте основные возрастные особенности профессионального самоопределения;

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профессиональное самоопределение молодого человека — результат длительного процесса развития его личности. Своими истоками оно восходит еще к раннему детству и дошкольному периоду, когда ребенок в процессе  взаимодействия со взрослыми и в системе игр развивает познавательные психические процессы, психомоторные функции, речь, способность к волевым усилиям и самооценке, усваивает правила поведения и моральные нормы,  формирует определенную иерархию  наиболее  привлекательных для  себя  целей  и наиболее приемлемых, лучше выполняемых действий и операций.

Подготовка к профессиональному самоопределению продолжается в начальных классах школы. В этот период осваиваются новые социальные требова­ния, связанные с процессом обучения и режимом школы, воспитываются навыки общественного взаимодействия, чувство личной и коллективной ответственности за порученное дело, формируется преобладающий интерес к некоторым учебным предметам и, следовательно, закладываются элементы будущей предрасполо­женности к тому или  иному виду профессионального труда.  На начальные классы должно быть спланировано и проведение первых мероприятий профориента­ционной работы. Младших школьников необходимо  целенаправленно знакомить с различными видами трудовой деятельности, с людьми разных профессий, с профессиями родителей, развивать у них положительное отношение к труду,  раскрывать необходимость труда для общества.

Профориентационная работа еще в большей степени ориентирована на учащихся 5-9 классов. Ее цель на этом этапе — сформировать нравственную и трудовую основу выбора профессии. У младшего подростка особенно интенсивно формируются моральные понятия, развивается нравственное сознание,  зарождаются жизненные и профессиональные идеалы, появляется потребность осознать себя как личность, соотнести свои возможности с возможностями сверстников и старших, стать взрослее. Рассматриваемый период характеризуется все более активными попытками самовоспитания, самосовершенствования, стремлением  подготовить себя к будущему. Именно в эти годы закладываются основы общей и профессиональной направленности личности, вырабатывается представление о той профессиональной общности, в которую подросток включает себя в  перспективе.  Для  профессиональной ориентации  чрезвычайно важно не упустить из зоны своего внимания этот возрастной период, иначе многое затем придется перестраивать, менять в наклонностях и устремлениях юноши.

Особый интерес для нашего  анализа  представляют  учащиеся  10-11 классов (старший подростковый и ранний юношеский возрасты), когда процесс профессионального самоопределения вступает в решающую стадию — диф­ференцируются, индивидуализируются и становятся осознанными интересы к различным видам деятельности, формируется готовность к выбору определенной профессии. В юности заканчивается физическое созревание организма и большинство физиологических и  психофизиологических функций достигает пика своих возможностей. Не случайно, что этот период считается лучшим для общего и профессионального обучения  человека.  Анализ показывает,  что  важнейшей ступенью, своего рода переломным этапом в деле профессионального само­определения молодого человека является  рубеж развития его личности,  приходящийся на 14-15 лет, т.е. период перехода от старшего подросткового к раннему  юношескому  возрасту.  Как правило, на этом этапе, завершая обучение в неполной средней школе, он должен определить свою профессиональную позицию.

Самоопределение связано с принятием решения о будущей работе. Качество самоопределения, его обстоятельность, обоснованность влияют на устойчивость планов, а устойчивость — на личную значимость работы в жизненных планах.  Следовательно, на этапах профориентации важно обращение внимания, прежде всего, на укрепление личности в  профессиональном самоопределении. Здесь нельзя допускать половинчатости, человек должен быть психологически подготовлен к принятию окончательного решения о выборе профессии. Плохую услугу оказывают предложения типа “попробуй”, “испытай”.  Сама их форма не позволяет человеку проявить характер при возникновении трудностей в овладении профессией или в процессе работы.

Серьезную помощь в профессиональном самоопределении могут  оказывать кадровые службы предприятий. Конечно, положительно влияют на само­определение и беседы учителей,  и экскурсии на предприятие,  и ознакомление с технологией и техникой. Все это должно использоваться. Но главное средство влияния — это люди предприятия, их профессиональное мастерство, их самореализация в труде. Сильное влияние на самоопределение молодежи оказывают  непосредственная  причастность специалиста, проводящего беседу, к производственному процессу, хорошее знание своего предприятия, трудового коллектива. Наконец, не последнюю роль играет судьба,  личное удовлетворение выбранной профессией. Хорошо, если рабочие и служащие могут увлекательно рассказать о своей профессии. Но этим  даром обладают далеко не все. Сильнее на человека действует демонстрация работы, особенно демонстрация приемов преобразования предмета труда, процесса превращения его в полезную вещь.

Встречи работников предприятия с учениками соседних школ должны быть  систематическими. Профессиональное самоопределение складывается не на основе единичного впечатления. Устойчивым оно становится в результате близкого знакомства с профессией. Как правило, наблюдение за мастерской работой другого человека вызывает желание повторить его действия самому. Положительные эмоции вызывают непосредственную реакцию на ситуацию, но не всегда способны поддерживать интерес к профессии в течение длительного времени. При изучении самого процесса труда формируется познавательный интерес, который придает большую устойчивость профессиональному самоопределению. Таким образом, профориентационная работа предприятия должна основываться, в первую очередь, на постоянных (в стенах предприятия) контактах кадровых, удовлетворенных своей работой, профессионально удачливых рабочих и служащих с молодыми людьми из ближайших школ.

45. Охарактеризуйте уровни и типы профессионального самоопределения личности (по Климову Е.А., Пряжникову А.С.)

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:   • гностический (перестройка сознания и самосознания);   • практический (реальные изменения социального статуса человека).э

 Профессиональное самоопределение, согласно Н.С. Пряжникову, реализуется на следующих уровнях:   1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Работник находит смысл своей деятельности в качественном выполнении отдельных трудовых функций или операций. Свобода выбора действий человека ограничена.   2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включающей средства труда, профессиональные права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деятельности. Смена трудового поста негативно сказывается на качестве труда, вызывает неудовлетворенность работника.   3. Самоопределение на уровне конкретной специальности. Предполагает смену различных трудовых постов, что расширяет возможности самореализации личности. Например, водитель автотранспорта легко управляет любыми видами автомобилей.   4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.   5. Жизненное самоопределение. Связано с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др. Профессия становится средством реализации определенного жизненного стиля.   6. Личностное самоопределение. Характеризуется нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни. Окружающие люди характеризуют работника не просто как хорошего специалиста, но и, прежде всего, как уважаемого человека и уникальную личность.   7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях. Характеризуется значительным вкладом личности в развитие культуры, что позволяет говорить о социальном бессмертии человека.

46. Раскройте виды, формы и методы активизации. Дайте характеристику основных моделей активизирующего воздействия на клиентов.

47. Раскройте цели, задачи профориентационной работы в школе.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися. Цель профориентационной работы в школе: — оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; — выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи профориентационной работы: — получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся; — выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Цель профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.

Задачи профориентационной работы:

— Формирование у учащихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.

— Определение склонностей, интересов и способностей учащихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.

— Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей.

— Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.

— Ознакомление учащихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.

— Пропаганда востребованных в обществе профессий. — Оказание помощи учащимся при решении вопроса о выборе профессии.

— Организация совместной деятельности школы, предприятий, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта по профориентации учащихся.

Психолого-педагогическая диагностика

48. Раскройте основные психометрические характеристики психодиагностических методов.

49. Охарактеризуйте психодиагностику как науку. Раскройте этапы психодиагностического процесса, понятие психологического диагноза.

50. Дайте характеристику психодиагностики как виду деятельности педагога-психолога.

51. Раскройте цели, задачи и методы трех обязательных диагностических минимумов в работе педагога-психолога.

52. Проведите сравнительный анализ методов строгоформализованной и малоформализованной диагностики. Какие методы психолого-педагогической диагностики являются приоритетными в работе психолога образования? Обоснуйте свой выбор.

53. Раскройте области применения тестов достижений в школьной практике. Обоснуйте оптимальное время тестирования для учащихся разных возрастных групп.

54. Раскройте технологию построения обучающего эксперимента, формы и этапы оказания помощи ребенку в процессе обследования.

Психология образования

55. Раскройте цели, задачи, принципы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях модернизации образования.

56. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков в условиях общеобразовательных учреждений.

Психология семьи и семейного воспитания

57. Какие симптомы (показатели) по методике «Рисунок семьи» характерны для благоприятной семейной ситуации: тревожности; конфликтности; враждебности.

58. Определите, для какого стиля семейного воспитания характерна: « излишняя забота, тотальный и чрезмерный контроль, стремление к тесному эмоциональному контакту». Дайте рекомендации родителям, реализующим данный стиль семейного воспитания.

59. Охарактеризуйте гармоничные и негармоничные стили семейного воспитания.

60. Охарактеризуйте стадии жизненного цикла семьи. Определите понятия «нормативный», «ненормативный кризис».

61. Составьте комплекс диагностических методик изучения детско-родительских отношений.

62. Опишите основные признаки дисфункциональной и функциональной семьи. В чем их сходство и различие?

3. Практико-ориентированный модуль

Психолого-педагогический практикум

1. Практическое задание. Определите соответствие между характерологическими проявлениями и названиями акцентуаций характера:

а) эпилептоидный

1.Тенденция к вытеснению неприятных фактов, авантюристичность, тщеславие, лживость, «бегство в болезнь»

б) ипохондрический

2.Обидчивость, раздражительность, агрессивность, жестокость, властность.

в) шизоидный

3. склонность к формированию сверхценных идей, неприятие чужого мнения, подозрительность.

г) истероидный

4. Склонность к страхам, повышенная робость, плаксивость, капризность.

д) астеноневротический

5. Высокий интеллект, эмоциональная холодность, ранимость, скрытность, замкнутость, недостаток интуиции

2. Практическое задание: Выберите правильный ответ из предложенных вариантов, обоснуйте свой ответ.

Что из перечисленного НЕ входит в метод систематической десенсибилизации:

  1. Релаксационный тренинг
  2. Иерархизация стимулов, вызывающих страх
  3. Исследование конфликта
  4. Воображаемые ситуации (ОЛЬГА)

3. Практическое задание: Маленький мальчик, глядя на отца, видел, что алкоголь поднимает настроение. Теперь он вырос и использует любой случай, чтобы выпить. Эта распространенная ситуация иллюстрирует эффект:

  1. Позитивного подкрепления
  2. Моделирования
  3. Классического обусловливания
  4. Формирования

Обоснуйте свой ответ.

4. Задание. Охарактеризуйте основные методики работы с семьей, опишите их цели и процедуру проведения: «Семейная фотография», «Семейная скульптура», «Семейная хореография», «Ролевая карточная игра». – ОЛЬГА

«Семейная фотография» Эта техника используется для работы с любой семьей, члены которой могут вербально общаться. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций, для диагностики и коррекции внутрисемейных взаимоотношений. На основе данной техники можно проанализировать влияние прошлого семьи на ее настоящее. Эта техника поощряет членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые они играют. Педагог или психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. О критериях отбора фотографий инструкция не дается. Если обсуждаются взаимоотношения в многопоколенной семье, тогда количество фотографий увеличивается. На следующей встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, в течение которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение они для него имеют и какие чувства вызывают. 

  Важным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т. д. 

  Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке. 

  Педагог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы:

  • Кто эти люди на фотографиях? 
  • Помните ли вы, что происходило во время съемки? 
  • Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день? 
  • Кто делал этот снимок? 
  • Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата? 
  • Расскажите, пожалуйста, об этой комнате. 
  • Почему люди одеты именно так? 

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа. Это помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения. Просмотр фотографий может продолжаться в течение нескольких встреч. Во время обсуждения психологом анализируются такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений, как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли членов семьи. «Семейная скульптура» Это метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений в ситуации, сложившейся на данный момент или представляемой идеально. Смысл данной методики заключается в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картине и проецируется на нее. Главным достоинством этой методики является ее невербальный характер, который способствует снятию разнообразных защит, проекций и обвинений, зачастую существующих в семейной системе. Построение скульптуры требует от каждого члена семьи обобщения своего личностного опыта, осмысления его, а затем и интерпретации. Для проведения методики необходима легко передвигающаяся мебель и предметы, которые используются в качестве замены отсутствующих членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое число членов расширенной семьи. Перед началом выполнения задания психолог объясняет присутствующим, что данная методика позволяет почувствовать, что значит быть членом семьи. И это бывает легче показать, чем рассказать. Поэтому каждый член семьи должен по очереди показать свое понимание внутрисемейных отношений, изображая их в виде живой скульптуры так, чтобы позы и положение в пространстве отражали действия и чувства членов семьи по отношению друг к другу. Психолог предлагает члену семьи, который выступает в роли скульптора, обращаться с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины. То есть он должен поставить их в такую позицию, которая могла бы наиболее полно отразить его отношение к данным членам семьи. Ваяние продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обращаться с собой как с материалом, зная, что потом они поменяются местами. Каждый член семьи должен изваять свою скульптуру, отражающую реальную эмоциональную ситуацию в семье в данный момент. Во время построения скульптур психолог на бумаге фиксирует треугольники, альянсы и конфликты, которые символически изображаются скульптором. После того как каждый член семьи вылепил свою скульптуру, наступает следующая фаза работы — обсуждение полученных результатов. Существует много вариантов использования методики семейной скульптуры. Некоторые специалисты просят скульпторов придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Члены семьи должны последовательно произнести эти фразы. В этом случае достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.   В дальнейшем обсуждается не только вся скульптура в целом, но и отдельные ее части. Задаются вопросы как каждому члену семьи, так и всей семье. Например:

  • скульптору: «Придумайте название вашему произведению»; 
  • каждому члену семьи: «Как вы чувствуете себя на этом месте среди ваших родственников?»; 
  • всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура?»; 
  • каждому члену семьи: «Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас так, как он это изобразил?»; 
  • всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?»; 
  • скульптору или семье: «Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?». 

Один из вариантов методики семейной скульптуры заключается в следующем: после того как каждый член семьи создаст свою реальную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, его просят создать скульптуру идеальной семьи. Сам процесс ваяния и его продукты (скульптуры) помогают членам семьи оценить свои позиции в семье и дают уникальную возможность выразить невербально то, какой они видят идеальную семью. Данная техника используется в работе с любой социальной группой, супружеской парой, с субсистемами: родители — дети, братья — сестры — с полной семьей. В ходе выполнения методики выявляются семейные ролевые образцы — треугольники, альянсы, специфические эмоциональные взаимоотношения, а также такие проблемы, как борьба за власть, близость, дистанция, границы. Методика «Семейная скульптура» — хорошее средство наблюдения, особенно в семьях, привыкших использовать вербальные манипуляции, или в тех, для которых невозможны традиционные методы типа беседы, и т. д. Наиболее удачно роль скульпторов выполняют подростки, вследствие их чувствительности к тому, что происходит в семье, и из-за их естественного желания манипулировать ближайшими родственниками. Хорошими скульпторами также являются замкнутые дети. Они могут через скульптуру выразить свое тайное одиночество, страх, враждебность или те чувства, которые они не должны были бы испытывать. Метод «Семейная скульптура» может быть использован и при индивидуальной семейной работе. В этом случае отсутствующих членов семьи можно заменить предметами. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, методика также помогает внести позитивные изменения в семейную систему. «Семейная хореография» Методика «Семейная хореография» является вариантом методики «Семейная скульптура». Она направлена на отслеживание негативных образцов поведения и прекращение их действия. Если термин «скульптура» скорее относится к статике внутрисемейных взаимоотношений (а эмоциональные взаимоотношения всегда находятся в движении), то термин «хореография» больше подходит для описания динамичного процесса. Эффективность «Семейной хореографии» связана с тем, что она оказывается понятной для любой семьи, особенно для тех семей, которым трудно словесно сформулировать проблемы. Проблемы и альтернативные способы их решения могут быть представлены в движении и визуально. Одного из членов семьи просят построить всех остальных на сцене таким образом, чтобы картина отражала внутренние семейные отношения в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем члены семьи должны показать сцену без слов, «оживить» ее и проиграть. После того как сцена проиграна, членам семьи предлагается изобразить и проиграть идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. При этом психолог работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе. Психолог может попросить несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем советует им при каждом очередном дубле действовать с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше. После того как сцены проиграны, происходит обсуждение. Для того чтобы более четко обозначить проблему семьи, педагог может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем по очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково быть в этом положении в семье и какие чувства возникают у данного члена семьи по отношению к другим членам семьи?». Данная процедура довольно гибкая и может быть изменена в зависимости от конкретных образцов взаимодействий, существующих в данной семейной системе.

РОЛЕВАЯ КАРТОЧНАЯ ИГРА Объяснение Ролевая карточная игра была предложена Джиной Огден и Энн Зе-вин(Ogden, Zevin, 1970) как психотехника для работы с семьей. Она пред-ставляет собой невербальную методику, которая выявляет те роли и обя-занности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. При работе с данной техникой становится также ясным и ха-рактер взамодействия семьи при совместном решении той или иной задачи. Участие в игре дает возможность членам семьи увидеть более или менее полный набор обязанностей, который существует в семье и то, как они распределяются между всеми ее членами. Изучаются также индивидуаль-ные способности, негативные механизмы и семейная динамика. Описанная здесь техника взята непосредственно из работы Джины Огден и Энн Зевин. Процедура Члены семьи без предварительного обсуждения выбирают карты (список их приводится ниже) для себя и для других. В картах описывается домаш-ние обязанности, которые необходимо кому-то выполнять в вечернее вре-мя, когда идет подготовка к ужину, собственно ужин, а потом семья укла-дывается спать. Кроме того в картах имеются ряд ролей, которые члены семьи играют во взаимоотношениях друг с другом. Члены семьи имеют возможность согласиться, или, наоборот, не согласиться с соответствием каждой карты конкретному индивиду, а также отклонить те карты, которые они не хотят взять себе. «Роли-обязанности»: Организатор дома, Закупщик еды, Планировщик ужина, Мойщик пола, Его Превосходительство Плохой Исполнитель всех своих обязанно-стей, Мальчик на побегушках, Распорядитель, Убиральщик со стола после еды, Делатель напитков, Повар, Накрывальщик стола, Разгрузчик посудо-мойки, Кормитель животных, Купальщик маленьких детей, Тот, кто укла-дывает детей спать, Садовый работник, Организатор праздников, Созда-тель правил, Дисциплинарий, Человек, отвечающий за все. «Роли во взаимодействии»: Позитивные: Говорящий правду, Помогающий, Понимающий, Творческий, Счастливый, Дипломат. Негативные: Обвинитель, Умиротворитель, Компьютер, Одинокий волк, Сбиватель с толку, Жертва, Крикун. Цель данного упражнения — изучить в рамках личностно-безопасной кар-точной игры как члены семьи видят себя и друг друга в терминах обязан-ностей и социальных ролей. При этом важно следить за различиями между тем, как данный человек видит самого себя и как его видят другие. Психо-терапевт же может наблюдать семью в структурированной невербальной ситуации. Оборудование, необходимое для проведения данной техники включает в себя 36 ролевых карт (каждая роль печатается на отдельной карточке), лист бумаги, карандаш и резиновую ленту, скрепляющую колоду карт для каж-дого участника. Семье необходимо дать следующую инструкцию: «Я сейчас разложу перед вами колоду карт. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас выбрал карты, ему соответствующие и положил бы их около себя на столе так, чтобы дру-гие могли их видеть. Если кто-то выбрал карту, которая, как вы считаете, должна принадлежать вам, запишите ее на листе бумаги, который лежит перед вами. Но имейте ввиду, что это не соревнование за то, кто больше получит карт. Играть нужно молча, так что, пожалуйста, не разговаривайте. Карты предназначены не только для вашей семьи, поэтому нет необходи-мости, чтобы буквально все из них были выбраны. Вы можете считать, что какая-то определенная карта должна принадлежать больше чем одному че-ловеку. Если это так, то отметьте, пожалуйста, это, на вашей бумаге». Каждому участнику дается также инструкция проверить весь набор карт и убедиться в том, что они распределены правильно. «Если вы не согласны с тем, что какая-то определенная карта должна принадлежать вам или кому-то другому, наговорите информацию об этом на магнитофон». Кроме того: «Если кому-то попалась карта, которая, как вы считаете, не должна ему принадлежать, также скажите об этом и положите ее в «неправильную ко-лоду». Когда каждый участник использует свою возможность высказаться по поводу карт других, семье предоставляется возможность избавиться от любых ролей, которые им не нравятся, независимо от того, насколько они точны. Затем каждого участника просят обернуть оставшиеся у него карты резиновой лентой. Магнитофон используется психотерапевтом при оценке результатов «иг-ры». Психотерапевт слушает запись и создает схемы для каждого члена се-мьи, помогающие определить их роли и позиции в семейной системе. Пример Супруги Сью и Дуглас и их два сына-подростка проходили терапию. Сью была неудовлетворена общением между ней, сыновьями и мужем. Часто она впадала в депрессию и чувствовала себя очень расстроенной из-за от-ношений в семье.Терапевт предложил семье принять участие в игре в ро-левые карты. 36 карточек (перечисленных ранее) лежали на столе изобра-жениями вверх. Семье надо было посмотреть на карты и каждому выбрать те, которые, по его мнению, были наиболее ему близки. Потом их попро-сили отбросить те роли, от которых они хотели бы отказаться. Стало ясно, что Сью — «рабочая лошадка» в доме. У нее также был набор обязанностей, несоизмеримый с нагрузкой других членов семьи. Из имеющихся у нее карт она отвергла те, которые характеризуют взаимодействие в семье с не-гативной стороны и отбросила их. Так как это была игра без слов, семья не была втянута в обычные для нее крики и обвинения. Атмосфера была контролируемой и спокойной, члены семьи относились друг к другу так, как они этого не делали дома. Дуглас, который обычно говорил, что его труд в саду — достаточный вклад в работу по дому, теперь осознал, что этого мало. Когда мальчики наглядно убеди-лись в несправедливости распределения работы, они высказали желание взять на себя еще какие-нибудь заботы. Перераспределение обязанностей происходило в спокойной и мирной обстановке, без криков и обвинений. Члены семьи хотели честно распределить обязанности. Кроме того, Сью увидела, что она получила много отрицательных «ролей взаимодействия». Ее не устраивали такие роли как «крикун» и «обвинитель» и она хотела вместо этого приобрести роли «творческого человека» и «счастливого чело-века». Ее муж и сыновья позитивно восприняли ее желание изменить стиль общения. Конечно, эта техника не разрешает все проблемы распределения ролей и взаимоотношений в семье, но она дает терапевту возможность рассмотреть эти проблемы без всякого давления со стороны. Кроме того, семья может увидеть распределение обязанностей в графическом виде. Этот подход от-личается от обычного способа обсуждения семейных ролей, который часто проходит в ситуации спора. Он позволяет членам семьи в атмосфере пози-тивной групповой работы взять на себя новые роли и отбросить старые. Рис. 4 — это незаполненная таблица, в которой имеется семь колонок, не считая колонки для имени. Вот их заглавия: + (для положительных характеристик) ; — (для отрицательных характери-стик); Выбранные (роли, выбранные для себя игроком); Данные (все роли, дан-ные игроку другими, и принятые и нет); Неправильные (роли, данные иг-року, которые, по его мнению, не правильны и которые он не хочет принимать); Не соответсвующие (роли, которые по мнению других игроков, не подходят данному игроку).

Не принятые (роли, которые игрок отбросил в конце игры).

Использование В оценке ролевой карточной игры должны исследоваться несколько аспектов: УМЕНИЯ: 1.Факты, ценности и смыслы, которые разделяются членами семьи. Соглашения между членами семьи о ролях взятых для себя и других. Яв-ляются ли большинство ролей точно сформулированными — или же они ложны и не должны достаться никому? 2.Ответственность. Обратите внимание на распределение обязанностей и то, какая модель по поводу этого имеется у родителей и служит эталоном для детей? Какие конкретно обязанности выбираются разными членами семьи? 3.Позитивное взаимодействие друг с другом. Оставляют ли члены семьи друг другу в течении игры позитивные роли. 4.Способность играть. С удовольствием ли члены семьи играют? Скучно ли им во время игры или весело? Настороены ли они на соревнование друг с другом? 5.Принятие и поддержка индивидуальных различий. Допускается ли в дан-ной семье отличаться от других и изменять установившийся образ себя? Способны ли члены семьи отвергать роли, которые им приписывают? От-вет на этот вопрос по сути связан со способностью семьи давать своим членам свободу быть другими, поддерживать их особенность и самоцен-ность. 6.Роли, принятые самим субъектом «не на показ». Думают ли члены семьи сами о себе и о других в позитивном ключе или иные могут отвергаться как «плохие», или такие, которые все время обвиняют, придираются и т.д. НЕГАТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: 1. Унижения. Негативные социальные ро-ли, которые члены семьи приписывают друг другу плюс негативные высказывания, зафиксирован-ные на магнитофоне. 2. Самоунижения. Негативные социальные роли, которые члены семьи вы-бирают для самих себя, плюс соответствующие устные высказывания. 3. Другие негативные механизмы. Неадекватные шутки и ненужные вопро-сы (необходимо фиксировать и то, и другое).

СЕМЕЙНАЯ ДИНАМИКА: 1.Сексизм. Распределяются ли обязанности на основе традиционного представления о половых ролях? Выбирает ли сразу же муж/отец роль «Создателя правил» и «Дисциплинария»? Могут ли члены семьи преодолеть традиционные представления о типично-женским и ти-пично-мужских обязанностях? 2.Поиски козлов отпущения. Выбирает ли кто-нибудь карту «Жертва» или может быть кто-то эту карту получает(в данном случае важно еще и то, принимается ли карта или отвергается)? Кто принимает на себя роль «Спа-сителя»? 3.Сила. Кто выполняет большую часть обязанностей, кто приписывает их другим и кто принимает те обязанности, которые приписываются ему дру-гими членами семьи. 4.Семейные альянсы. Кто разделяет обязанности с другими(с кем именно)? Объединяются ли члены семьи в группы для приписывании другим нега-тивных ролей? 5.Гнев. Кто отбирает роли у других,делая упор на негативном. При этом иногда гнев лежит на поверхности, а иногда скрыт. 6.Эмоциональная поддержка. Если члены семьи распределяют обязанности справедливо, приписывая друг другу только позитивные роли и отбирая карточки с негативными ролями — то таким образом они проявляют в игре эмоциональную поддержку(или может быть стремятся произвести благо-приятное впечатление на психотерапевта, выглядеть в лучшем свете).

7.Вопросы, которые не обсуждаются и являются скрытыми. Скрытые кон-фликты, о которых не говорят. Суждения о том, каков в действительности тот или иной член семьи и что ему нужно от других — все это может быть выявлено в ходе игры. Следует также отмечать невербальные проявления поведения. Настроение у членов семьи хорошее или не очень? Случались ли во время игры у ее участников пронзительные вопли, проявление гнева, непредусмотренный правилами захват карт, необузданное веселье? Или же все происходило ор-ганизованно и спокойно? Раскладывали ли участники свои карты так, что-бы другие могли их увидеть или же они их разбрасывали, прятали, кидали на пол и т.д. Данная техника безусловно может оказаться очень полезной для семейных терапевтов, так как позволяет им за короткий промежуток времени собрать большое количество информации о семье и о том, как ее члены взаимодей-ствуют друг с другом. Упражнение убедительно показывает семье — кто ка-кие обязанности в действительности выполняет и позволяет семье искать новые более конструктивные пути в распределении домашнего труда. Все скрытые установки, как позитивные, так и негативные, по поводу обязан-ностей всплывают здесь на поверхность. Хотя по поводу некоторых обя-занностей люди и стонут, соответсвующие карты не отбраковываются.

5. Выделите основные проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста, по которым чаще всего обращаются родители к психологу- консультанту.

6. Составьте примерный план работы педагога-психолога по выявлению и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований

7. Практическое задание: Определить к какой измерительной шкале относится:

  1. пол (мужчина – женщина), успешность выполнения задания (справился – не справился), соответствие норме (норма – патология), психологический тип (экстраверт – интроверт.
  2. балльные оценки успеваемости (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично), шкала твердости минералов, таблица результатов спортивных соревнований.
  3. температурная шкала, тестовые шкалы, которые специально вводятся при обосновании метричности тестовой шкалы (IQ Векслера, стены, Т-шкала и т. д.).
  4. измерения роста, веса, времени выполнения задачи, измерение времени реакции и измерение абсолютных порогов чувствительности.

8. Практическое задание: Подобрать статистический метод исследования адекватно поставленной задаче:

  1. Задача. Две неравные по численности группы испытуемых решали техническую задачу. Показателем успешности служило время решения. Испытуемые меньшей по численности группы получали дополнительную мотивацию в виде денежного вознаграждения. Психолога интересует вопрос — влияет ли вознаграждение на успешность решения задачи?
  2. Задача. Используя тест Векслера психолог определил показатели интеллекта у двух групп учащихся из городской и сельской школы. Его интересует вопрос — будут ли обнаружены статистически значимые различия в показателях интеллекта, если в городской выборке 11 детей, а в сельской 12?

9. Практическое задание: Соотнести следующие понятия: распределение случайной величины, генеральная совокупность, нормальное распределение, исходные тестовые оценки с содержанием задания:

1) психологическая переменная, которая может быть получено при исследовании одного человека, например, динамики функционального состояния человека-оператора в течение рабочего дня, а может, и при исследовании многих людей, например, распределение функционального состояния тех же операторов в начале или в конце смены

2) все люди, живущие на Земле, все мужчины или женщины, все жители города, все студенты-психологи II курса университета, все сотрудники какой-либо фирмы или организации.

3) крайние зна­чения признака в нем встречаются достаточно редко, а значения, близ­кие к средней величине — достаточно часто

4) количество ответов на те или иные вопросы теста, время или количество решенных задач. Первичные, или «сырые» оценки.

Практикум по общей и экспериментальной психологии

Практические задания:

10. Из перечисленных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

5-Ощущение, 2-психика, 6-осязание, 3-познание, 1-отражение, 4-чувственный образ.

Отражение — психика – познание – ощущение – осязание — чувственный образ.

11. Каковы пути привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)?

12. Выберите из приведенного списка качества, характеризующие человека как личность и как индивида.

Добросовестность, низкая адаптация к темноте, хорошая координация обеих рук, общительность, большая эмоциональная возбудимость, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, упрямство, реактивность, честность, быстрый темп деятельности, малая чувствительность к общественной оценки.

13. Определите, какие из перечисленных положительных и отрицательных эмоций соответствуют состоянию повышенной, а какие – пониженной активности человека. Приведите примеры.

Радость, грезы, страх, негодование, ярость, счастье, ужас, экстаз, грусть, печаль, восторг, страдание, тоска, паника, гнев, подавленность, наслаждение, раздражение, удивление, интерес.

Психолого-педагогическая диагностика

14. Составьте комплекс методик, направленных на диагностику межличностных отношений детей дошкольного возраста.

15. Сравните сильные и слабые стороны метода наблюдения. Укажите ошибки при проведении наблюдения за детьми.

16. Составьте комплекс диагностических методик, направленный на выявление познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

17. Определите, к каким методам диагностики относятся следующие диагностические методики: «Рисунок несуществующего животного», «Прогрессивные матрицы Равена», методика «Личностный дифференциал», методика изучения фрустрационной толерантности С.Розенцвейга.

18. Определите, к каким методам диагностики относятся следующие диагностические методики: «Рисунок семьи», «ШТУР», «Методика Рене-Жиля», «ММРI».

19. Составьте комплекс диагностических методик, направленный на выявление познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.

20. Составьте диагностический комплекс оценки эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста.

21. Составьте комплекс нейропсихологических методик для диагностики гнозиса и праксиса детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

20