Роль семьи в развитии личности подростка

36

Министерство Образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Славянский-на-Кубани Государственный Педагогический Институт

Факультет истории и юриспруденции

Кафедра психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль семьи в развитии личности подростка

Выполнила: Научный руководитель:

к. псих. н., доцент Колодина Людмила Викторовна

студентка 4 курса факультета истории и юриспруденции

Ткаченко Марина Анатольевна

Славянск-на-Кубани

2010 г.

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический аспект роли семьи в развитии личности ребенка
  • 1.1 Семья как фактор социального развития подростка
  • 1.2 Особенности становления личности в подростковом возрасте
  • Глава 2. Экспериментальное исследование роли семьи в развитии личности подростка
  • 2.1 Анализ методик и процедура исследования
  • 2.2 Результаты исследования и их анализ
  • Заключение
  • Литература

Введение Актуальность исследования: на сегодняшний день активно исследуется процесс формирования личности подростков и проблемы этого процесса. Признанным в фактом является мнение, что важным фактором, влияющим на развитие личности подростка, является семья. Это вызвано тем, что основную информацию о мире и о самом себе с рождения ребёнок получает от родителей, которые изначально обладают возможностью влиять на него в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Для нашего исследования важна роль семьи.

В научном значении ее определяют как малую первичную группу, состоящую из лиц, связанных между собой двумя типами отношений: супружества и родства, данная группа обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост [26 с.266] Отношения, сложившиеся в семье в детстве, а так же в подростковый период влияют на то, каким образом человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, к достижению каких целей будет стремиться. Благодаря семье подросток получает большинство социально значимых черт, однако существуют семьи с антисоциальным поведением, которые социально негативно воздействуют на личность подростка. Отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также негативное для общества воспитание происходит в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т. е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет возможности высказать собственное мнение, убеждения, если он подчиняется всему, чего от него требуют.

14 стр., 6538 слов

Психологическая безопасность личности подростка

... их удовлетворения способствует процесс воспитания личности подростка. Семья играет в этом ... исследования: психологическая безопасность личности. Предмет исследования: социальная ситуация подростка. Цель исследования: рассмотреть теоретические положения по проблеме психологической безопасности личности подростка, а также социальные фактора психологической безопасности личности. Задачи исследования ...

И в данном случае тоже много зависит от семьи [26 с.268]. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора становления личности подростка. Положительное воздействие на личность проявляется в том, что никто кроме близких родственников не относится к ребенку лучше, не любит его и не заботится о нем, так как они. Одновременно с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутри семейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение [27 с.49]. Отец и мать реализуют различные функции воспитания, которые обусловлены целым рядом причин созданными социальными нормами поведения, исторического и культурного свойства. Целостный образ человека можно рассматривать как результат воспитательных действий, как матери, так и отца [19 с.175]. В настоящее время имеются исследования, выделяют в качестве ведущего фактора, влияющего на развитие личности подростка, внутри семейные отношения, всякое серьезное отклонение от нормы которых означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, ее воспитательных возможностей [5 с.177].

7 стр., 3151 слов

A) закономерности психического развития личности на разных этапах её развития

... ; E) деятельность. 61. Что изучает психология развития? A) закономерности психического развития личности на разных этапах её развития B) изучает психологические закономерности обучения и воспитания ... ) Культурой. D) Классом. E) Малой группой. 13. Неврастеническая акцентуация характера подростка заключается в: A) Доминировании второй сигнальной системы B) Преобладании дурного ...

В статье «Как ребенок становиться личностью» В. В Давыдов высказал точку зрения, что становление психологического механизма, позволяющего учитывать интересы окружающих происходит именно в подростковом возрасте. Исходя из этого автор отмечает: от характера и организации общественно-полезной деятельности в подростковом возрасте зависит богатство форм и способов межличностного общения, их нравственного поведения в будущем. На наш взгляд важнейшая роль на этом этапе принадлежит семье, как начальной основе развития личности [27 с.175]. Л.С. Выгодский в своем исследовании под названием «О подростковом кризисе» высказал точку зрения, что критичность переходного возраста нарастает прямо пропорционально развитию культуры современного общества [2 с. 191]. Л.И. Божович высказала мнение, что кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов, так как является наиболее острым и самым длительным по сравнению со семи возрастными кризисами, является переломным в онтогенетическом формировании ребенка. Л.И. Божович считает подростковый возраст затяжным переходным периодом от детства к зрелости [2 с.

191]. Таким образом, анализ литературы показывает большое значение вопросов развития подростка, факторов влияющих на развитие личности подростка. Семья является одним из важнейших факторов, который воздействует на развитие личности в течении всей жизни, в связи с этим очень важно исследовать роль семьи в развитии личности [2 с. 193]. Объектом исследования является психология личности подростка, семьи и семейного воспитания. Целью данной работы — является изучение влияния семьи как фактора влияющего на развитие личности. Предметом исследования: процесс формирования человеческой личности под влиянием социальных и биологических факторов. Гипотеза исследования: кризис подросткового возраста является важнейшим периодов формирования личности, роль семьи в этот период является решающей. Задачи: изучить социальную роль семьи в формировании личности; исследовать особенности становления личности в подростковом возрасте; проанализировать результаты проведенных исследований; Экспериментальная база: исследование двух студенческих групп проводилось с помощью следующих методик: метод опроса; формализованная анкета; кинетический рисунок семьи; методика Рене Жиля. тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Научная и теоретическая значимость исследования: изучение влияния семьи на формирование и развития личности необходимо для изучения поведения личности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе со студентами ВУЗов. Данное исследование имеет следующую структуру: введение, три раздела, заключение, литература, приложение.

Глава 1. Теоретический аспект роли семьи в развитии личности ребенка

3 стр., 1457 слов

Творческая личность — сущность и развитие

Волго-Вятская Академия Государственной Службы Контрольная работа по психологии. Творческая личность – сущность и развитие. Выполнила: Невежкина  И.А.      ... гения, отличающие его от таланта: оригинальность,универсальность, продолжительность творческого периода жизни. Гегель в«Эстетике» также коснулся вопроса о природе способностей: «Говорят ...

1.1 Семья как фактор социального развития подростка Одним из важнейших социальных фактов, оказывающих влияние на развитие личности подростка, является семья. Традиционно ее квалифицируют как главный институт воспитания. Приобретенное в семье сохраняется в течении всей жизни. Важность семьи объясняется тем, что в ней человек находится в период формирования основ личности, именно с семьи начинается социализация ребенка. В процессе общения с членами семьи у ребенка с первых дней жизни начинается формирование структуры личности [1c.73]. Семья оказывает влияние на формирование личности не только ребенка, но и его родителей. Процесс воспитания детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего такой процесс развития носит бессознательный характер, однако, некоторые родители напротив сознательно воспитывают себя [2 с. 208]. В жизни человека родители играют важную роль. Именно они дают подростку образцы поведения, с помощью которых он начинает выстраивать отношения с окружающими. Семья влияет на личность родителей, взаимоотношению между поколениями.

Семья — малая социальная группа, влияет на своих членов. В то же время каждый из них своими действиями, качествами воздействует на жизнь семьи. Каждый член этой малой группы может способствовать формированию духовных ценностей ее членов, а так же влиять на цели и жизненные установки семьи [2 с. 208]. Каждый этап развития требует от человека адаптации к новым социальным условиям, которые обогащают индивида новым опытом, обогащая его новым социальным опытом, делает социально зрелым. Психологи считают, что многие этапы развития семьи можно предвидеть и подготовиться к ним. Однако, часто в жизни происходят такие события, которые не возможно предвидеть, поскольку они наступают мгновенно (тяжелая болезнь, смерть близкого человека, потеря работы).

2 стр., 501 слов

Становление ребенка как личности

... хорошо подмечено, что становление ребёнка как личности начинается в семье, с внутрисемейных отношений. Описывается существующая проблема взаимоотчуждения детей и родителей (психологи определили этот факт ... по рисункам детей). В этих рисунках ...

Такие явления требуют от всех членов семьи быстрой адаптации, частичной перестройки взаимоотношений [9 с. 209]. Совместное преодоление кризисных ситуаций, как правило, усиливает сплоченность членов семьи, либо становиться поворотным моментом в жизни семьи, приводит к ее распаду. В семье, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает сильное влияние на индивида. Структура семьи определена социальными ролями ее членов: отца, матери, бабушки и дедушки, братья и сестры. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. В зависимости от степени участия индивида в жизни семьи она оказывает на человека большее или меньшее влияние [9 с.210]. Семья — важнейший институт общества, рассмотрим ее с позиции целей общества. Благодаря воспроизводящей функции семья является источником продолжения человеческой жизни. Как социальная группа она изначально формирует личность человека, способствует увеличению созидательных общества. Семья вводит в общество новых членов, передавая им язык, культуру, основные образцы поведения обязательные в данном обществе, контролирует поведение человека.

Социальные функции семьи просматриваются в отношении детей, родителей. Психологи выделяют одну из важнейших функций семьи: создание условий для развития своих членов, удовлетворения потребностей человека [2 с.212]. В данной работе будет произведен опрос студентов с целью определить нацелены ли молодые люди на создание семьи по любви, как определяют любовь для себя молодые люди. Выяснив, какие мотивации у современной молодежи к созданию семьи, а значит и отношение к детям. В супружеской жизни проявляется любовь, взаимопонимание, взаимоуважение. По нашему мнению данный опрос позволит выявить как прошел подростковый период у опрашиваемых, произошло ли осознание социальной значимости соблюдения норм и правил действующих в обществе, каков нравственный уровень студентов, какое влияние на них оказывает семья [1c.75]. Каждый человек на протяжении своей жизни, является членом родительской семьи и той семьи, которую он создает сам. В период жизни в родительской семье примерно до юношеского возраста, в этот период закладываются основы личности, воспринимаются образцы поведения всех членов семьи.

23 стр., 11045 слов

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ И НЕАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

... НЕАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Ребенок — отец человека. 3. Фрейд ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В результате ... 525 с. Психоаналитические и неаналитические теории развития личности ■ 63 Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. — М.: ... дуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми вплоть до личного общения в семье» (Д. Б. ...

В период возмужания человек активно включается в общественную жизнь, становится самостоятельным, растет его социальный и профессиональный опыт, растет роль семьи, она играет все большую роль. После создания семьи начинается процесс приспособления друг к другу. Рождение первенца — это значительное событие в жизни супругов, которое свидетельствует о вступлении семьи на новый уровень развития. Супруги осваивают новые социальные роли — матери и отца [1c.78]. Роли родителей по сути своей всеобъемлющие и разнообразные. Родители влияют на выбор жизненной позиции ребенка, формирование личности, его стремлений, мыслей, чувств, воспитание его собственного «Я». Для гармоничного развития личности подростка необходимо не только активная деятельность по воспитанию обоих родителей, но и согласованная деятельность всех поколений семьи (родителей, старшего поколения, старших братьев и сестер).

Разногласие в воспитательных методах и межличностных отношениях членов семьи не позволяют ребенку создать полноценную картину мира, понимать что хорошо, а что недопустимо. Если родители находятся в ссоре, и подросток понимает — причина конфликта связана с ним, то у него растет уровень тревожности, может сформироваться комплекс неполноценности, произойти нарушения развития личности. Ребенку важно знать как родители и окружающие относятся к нему, от этого зависит его самооценка [6 с.48].

семья личность подросток развитие

9 стр., 4217 слов

Принципы деятельности МБУ 'Городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями 'Радуга'

... работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности таких детей; ·Готовит ... , спортивных и иных учреждений, способствующих реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями; ·Оказание помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с отклонениями в развитии, в их ...

Эмоциональное отношение родителей к ребенку называется родительской позицией. Возможно несколько сценариев воздействия этого фактора: полное доминирование, полное безразличие. В первом случае при постоянном навязчивом навязывании контакта и отсутствие внимания к ребенку сказываются отрицательно. При двустороннем контакте, когда инициатива исходит от родителей и от ребенка благоприятно влияет на развитие личности ребенка. Наиболее благоприятный вариант поведения родителей: не навязчивое внимание к ребенку, свободный контакт, не напряженный и не случайный. Это взаимодействие должно быть демократичным, уравновешенным, направленным на удовлетворение потребностей ребенка, с сохранением некоторой независимости последнего, в меру категоричный и настойчивый, к которому ребенок относился бы как к опоре, авторитетному мнению. Влияние таких способов взаимодействия позволяет достичь положительных результатов воспитания [9 с.158].

С самого начала процесс развития личности ребенка осуществляется ребенка осуществляется под контролем родителей. Ребенок учится у родителей понимать и контролировать свои реакции, мыслить, говорить. Поведение родителей служит образцом отношений к окружающим, способов выражения своих эмоций. Поведение ребенка зависит от воспитания в семье. Дети дошкольного возраста часто видят себя глазами взрослых, одобрение или отрицание со стороны взрослых формирует личностную самооценку ребенка.

Дети с заниженной самооценкой недовольны собой, что происходят в семьях, где родители часто ругают ребенка, или ставят перед ним невыполнимые задачи. Помимо этого при расставании родителей ребенок зачастую считает себя виновным, из-за чего самооценка также занижается. Ребенок чувствует, что не соответствует требованиям родителей.

Причина формирования у ребенка завышенной самооценки, как правило, семья в которой родители поощряют ребенка по мелочам, не прибегают к наказаниям, либо они очень мягкие. Дети с завышенной самооценкой испытывают проблемы в общении, так как не все окружающие признают их уникальность, а так же сложно найти друзей «достойных» общения с таким ребенком.

Дети с неадекватной самооценкой в ходе взросления создают проблемы не только себе и своей семье, но и окружающим. Способ формирования адекватной самооценки является гибкая система наказания и похвалы. Следует избегать восхищения при ребенке, стараться не дарить подарки за поступки, не использовать необоснованно жесткие наказания.

Помимо самооценки родители формируют уровень притязаний ребенка то к чему стремиться ребенок в своей деятельности и отношениях с окружающими. Дети, у которых высокий уровень притязаний и завышена самооценка нацелены только на успех, если их надежды не оправдываются, дети получают тяжелую психологическую травму. Задача семьи в подобном случае скорректировать свою воспитательную деятельность, чтобы стресс от неудачи у ребенка не затянулся, а самооценка стала адекватной. Дети с низким уровнем самооценки имеют низкий уровень притязаний не ставят перед собой высоких целей, так как сомневаются в своих способностях, спокойно воспринимают свои неудачи, но зачастую много добиваются. Роль семьи в формировании самооценки ребенка и уровня его притязаний определяющая, так как итог воспитания зависит от множества факторов, среди которых стиль родительского поведения, социальное отношение к личности, уровня доходов семьи и т. д.

В каждой семье складывается не всегда опознаваемая система воспитания, на которую влияет понимание целей воспитания, система ценностей у родителей, социальный опыт родителей. Выделяются следующие типы семейных отношений: невмешательство, опека, диктат и сотрудничество.

Диктат проявляется в систематическом подавлении родителями самостоятельности у ребенка, и чувства достоинства личности ребенка. Такое воздействие со стороны родителей формирует в ребенке такие качества как лицемерие, ненависть, жестокость. Средство воздействия на личность ребенка: приказ насилие как физическое, так и психическое. Влияние семьи на развитие личности в такой семье отрицательное [17 с.49].

Опекой в семье называется система межличностных отношений родителей и ребенка, когда родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждая его от любых жизненных трудностей, перекладывая их на себя. При такой тактике воспитания вопрос об гармоничном формировании личности отходит на второй план. Родители мешают социализации ребенка, такой человек не самостоятелен, пассивен в отношениях с окружающими.

Специалисты выделяют гипоопеку, при которой безразличное отношение родителей сочетается с отсутствием контроля над ребенком, такие дети предоставлены сами себе, им не прививают уважение к общечеловеческим ценностям, зачастую у таких детей формируются следующие качества личности: эгоистичность, циничность. Пассивность родителей в вопросе воспитания ребенка влечет формирование асоциальных качеств личности [17 с.53].

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье выражается в гармоничном взаимодействии всех членов семьи, перед которыми стоят общие цели и задачи совместной деятельности. При такой тактике родительского поведения возможно преодоление эгоистический индивидуализм ребенка, воспитывается коллективизм. Дети, которые имеют опыт взаимодействия в семье легко адаптируются к новым условиям, они легче добиваются поставленных целей, так как имеют поддержку со стороны родителей [24 с. 19].

Таким образом, все теоретические исследования влияния семьи на развитие личности отмечают важность данного фактора для формирования личности не только ребенка, но и его родственников, родителей. На данном этапе исследования, начинается новый этап — практическое исследование с целью подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу нашего исследования [24 с.34].

1.2 Особенности становления личности в подростковом возрасте О важности подросткового возраста как периода формирования личности высказывались многие специалисты. Переходный возраст является периодом повышенной эмоциональности, проявляющийся в легкой возбудимости, а так же частой смене настроений. Как считает И.С. Кон особенности эмоциональных реакций подросткового возраста вызваны в гормональных и физиологических процессах с точки зрения физиологов подростковая неуравновешенность, частая смена настроения является результатом перехода от экзальтации к депрессии и наоборот. В пубертатном периоде нарастает общее возбуждение и ослабляются все виды условного торможения [14 с.323−325]. Развитие самосознания у подростков является центральным психическим процессом переходного возраста. Перестройка самосознания, структуры личности происходит под действием ускорения физиологического состояния, контуров тела подростка, которое вызывает у подростка, построение нового телесного Я, изменение полового самосознания, которая сказывается на развитии личности. В этот период очень важно чтобы у ребенка был тесный контакт с родителями и старшими членами семьи, которые смогли бы объяснить суть изменений организма, а так же новые нормы поведения подростка. Перестройка самосознания тесно связана так же с умственным развитием, эти изменения ускоряют смену психологических позиций, которую должен совершить подросток (когнитивные предпосылки для этого создаются раньше) [7 с.33−35]. Главным открытием подросткового возраста для индивида является открытие им своего собственного внутреннего мира, как условия развития личности. Если для ребенка единственной опознаваемой реальностью является окружающий мир, куда он проецирует плоды своей фантазии, таким образом, он осознает свои поступки еще не понимая собственного психического состояния в данный момент. Для подростка внешний психический мир только один из возможных для получения субъективного опыта, источником которого является он сам [4 с. 237 — 248]. Процесс открытия своего внутреннего мира вызывает много переживаний у подростка, внутреннее Я, которого не совпадает с «внешним» образом подростка. Частой причиной переживаний подростка является несоответствие желаний внутреннего и внешнего Я. В ходе описанного выше процесса очень важна роль семьи, которая имеет механизм воздействия на личность подростка путем передачи социального опыта, путем межличностных общения. Родители, обладающие опытом преодолнения возрастнах трудностей, которые стремятся помочь ребенку социализоваться и стать успешным членом общества, родители являются источником врожденных свойств и качеств индивида, которые так же могут сказываться на развитии личности подростка [14 с. 237 — 248]. Роль семьи в процессе развития личности подростка наиболее значительна: от социального положения семьи, способа взаимодействия родителей и подростков, уровня нравственного развития всех членов семьи зависит развитие личности подростка в период перехода от детского уровня развития к рнанней зрелости [14 с. 237 — 248].

Глава 2. Экспериментальное исследование роли семьи в развитии личности подростка

2.1 Анализ методик и процедура исследования В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования личности и межличностных отношений, малых групп [14 с.323−325]. Межличностные отношения имеют сложную структуру, они интегрируют в себе многие психологические свойства личности и пронизывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли можно полностью раскрыть человеческие отношения, используя один, даже очень хорошо разработанный тест. Часть методик, направленных на диагностику межличностных отношений, в частности, такой составляющей, как статус личности в межличностных отношениях, будет рассмотрены ниже [14 с.323−325]. Описание групп С целью проведения исследования было сформировано 2 группы (по 20 человек; в первой группе 10 женщин и 10 мужчин в возрасте от 21 до 22 лет, во второй 18 женщин и 2 мужчины в возрасте от 21 до 32 лет), первая группа состояла из студентов 4 курса факультета истории и юриспруденции очной формы обучения, которые являются членами родительских семей. Вторая группа состоит из студентов того же факультета, заочной формы обучения состоящих в браке, то есть создавших свои семьи, однако имеющих тесные связи с родителями. Все участники имеют специальную психологическую и педагогическую подготовку к работе с детьми, а так же педагогический опыт, полученный в ходе прохождения педагогических практик на 3−4 курсе. Описание методик Для исследования влияния семьи на формирование личности ребенка использовались следующие методики: метод опроса; формализованная анкета; кинетический рисунок семьи; методика Рене Жиля. тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Метод опроса При исследовании многих социальных процессов часто используется метод опроса, в данном исследовании был проведен опрос двух групп студентов, которым задавались следующие вопросы: «Как вы понимаете что такое любовь?» «Как вы относитесь к этому чувству?» «Назовите положительные и отрицательные свойства любви» «Должна ли любовь быть основой отношений между родителями и детьми?» Предполагается, что результат данного опроса позволить выявить социальные установки членов обоих групп, сформировавшиеся в подростковый период, данная информация позволит определить круг моральных ценностей опрашиваемых, выяснить к каким отношениям в семье стремятся респонденты. Кинетический рисунок семьи Одним из эффективных способов получения информации о бессознательных процессах в человеческой психике является рисуночная техника [14 с.323−325]. Принято считать, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла почти одновременно сразу у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюиса, А.И. Захарова, Н. Кормана, Р. Бернса, С. Кауфмана [14 с.323−325]. Свою методику Бернс и Кауфман определили свою методику «Кинетический рисунок семьи» как «новый инструмент для понимания детей, особенно трудных детей». Участникам первой группы эксперимента дается следующая инструкция: «Нарисуй на картинке всех членов твоей семьи, включая тебя, делающего что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не мультяшек и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого делающим что-нибудь, какое-либо действие». Этот акцент на выполнении действий показывает изменения в отличии от «Рисуночного теста семьи» Халса. Целью применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений и лиц, прошедших подростковый период развития. Задача исследования выяснить, какие социально значимые качества сформировались у студентов: самосознание, нравственное поведение, уважение к семейным ценностям, традициям. Задача: на основе выполнения изображения оценить особенности восприятия и переживаний опрашиваемого к отношениям в семье. Материал для работы: лист белой бумаги 15×20 см или 21×29 см, ручку, черный карандаш, ластик. В ходе тестирования отмечались: последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии респондента, эмоциональные реакции и их связь с изображением. Эта методика доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. С помощью рисунка опрашиваемые могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Практика применения данной методики показывает, что ообенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т. е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике. Однако применение методики кинетического рисунка семьи так же способна предоставить необходимую для данного исследования информацию [14 с.323−325]. При выполнении теста отмечалась следующая реакция опрашиваемых: на начальном этапе студенты относились к этой методике как к неэффективной, однако в процессе выполнения оценили ее простоту, отмечали, что данная методика помогла им взглянуть на свои внутри семейные отношения по-новому. Методика Рене Жиля Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность — выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми [14 с.323−325]. Перед началом работы с методикой респонденту сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Участник рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Опрашиваемый должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям [14 с.323−325]. Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают возможность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно. Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений опрашиваемых, можно условно разделить на две большие группы переменных. 1) Переменный, характеризующий конкретно-личностные отношения: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, осетра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр. 2) Переменные, характеризующие самого опрашиваемого и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы выделяют 12 признаков: отношение к матери, отношение к отцу, отношение к матери и отцу как семейной чете, отношение к братьям и сестрам, отношение к бабушке и дедушке, отношение к другу, отношение к учителю, любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения [14 с.323−325]. Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статистической обработки. В процессе обработки данных этой методики нами были внесены изменения в «ключе»: 1) в шкале «отношение к матери» включить в состав заданий задание № 5, так как ребенок может отмечать «во главе стола» свою мать 2) в шкале «закрытость, отгороженность» включить в состав заданий задание № 18, так как он также отражает отношение ребенка к миру, людям. Проведенные исследования свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста Рене Жиля. Для анализа полученных результатов будет использоваться Q — критерий Розенбаума, который используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого — либо признака, количественно измеренного. Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, которые обращаются за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними [15 с.303−307]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [15 с.303−307]. Опросник состоит из пяти шкал. Далее дается краткая характеристика родительского отношения к ребенку. По нашему мнению результат данного исследования позволит выявить какой способ взаимодействия будут использовать в ходе воспитания студенту ВУЗа, способны ли они создать условия для гармоничного формирования личности своего ребенка, как в детстве, так и в подростковом возрасте [15 с.303−307]. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремиться проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает гордость за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремиться к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержание этой шкалы описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автоматизироваться в силу обязательств, т.к. по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в стоянии встать на его точку зрения. Родители пристально следит за социальными успехами ребенка. «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания родителем ребенка. Высокие значения по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеется стремление инфантелизировать ребенка, родитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом ребенка Валидность опросника определялась методом экспериментальной и контрольной групп. Данная методика хорошо себя зарекомендовала в практических исследованиях, в связи с этим нами принято решение использовать ее в практической части нашего исследования. Полученные данные дополнят картину, созданную рассмотренными выше методиками. Применение методики теста-опросника родительского отношения (ОРО) в обеих исследуемых группах даст информацию о том, какой стиль родительского отношения будет свойственен представителям первой группы, а также даст информацию о том какой тип родительского отношения имеется у участников второй группы, которые уже имеют опыт общения со своими детьми. Отчасти можно будет сделать вывод, что примерно такое же отношение участники исследования считают оптимальным для установления психологически благоприятной атмосферы для развития личности ребенка. Опросник родительского отношения позволит сделать вывод об индивидуальных особенностях личности, которая развивалась наиболее активно в подростковом возрасте у студентов-участников исследования [15 с.303−307]. Рассмотренные методики были проведены в двух экспериментальных группах, результаты исследования будут рассмотрены в третьей главе данной работы. Таким образом, был отобран ряд методик, которые должны обеспечить полноценную картину влияния семьи на формирование личности. Сравнение результатов исследования обоих групп позволит определить, верна ли гипотеза нашего исследования.

2.2 Результаты исследования и их анализ Изучение общих данных, касающихся студентов состоящих или не состоящих в браке, позволило установить ряд отличий между группами испытуемых (см. таблица 1).

Так, выяснилось, что студенты из первой группы отличаются более высокой школьной успеваемостью (учатся на «отлично» в 20% и «хорошо» в 35% случаев, тогда как представители второй группы — соответственно в 5% и 40% случаев).

Таблица 1. Общие данные о группах семей испытуемых

Показатели

первая группа

вторая группа

1. Уровень успеваемости

«отлично»

20%

5%

«хорошо»

35%

40%

«удовлетворительно»

45%

65%

2 Образование родителей

высшее

60%

45%

среднее специальное

40%

45%

среднее

-

10%

Таким образом, прослеживается прямая связь между нахождением в родительской семье и лучшей успеваемости студентов. На наш взгляд данные показатели вызваны следующими причинами:

студенты из первой группы имеют возможность непосредственно заниматься только учебной деятельностью, тогда как студенты второй категории чаще вынуждены решать проблемы материального характера, обеспечения быта семьи;

студенты первой группы пользуются поддержкой родителей, которые имеют высшее и среднее специальное образование и мотивируют к получению образования своих детей, родители студентов второй группы в меньшей степени обладают возможностью уделять достаточно времени обучению, так как заняты на работе и в воспитании детей.

стоит отметить, что зачастую представители второй группы в период юности были нацелены, прежде всего не на обучение, а на создание семьи, можно отметить, что такое стремление могло сформироваться под действием семьи, либо наоборот из желания противопоставить свое поведение тому на чем настаивала семья. В обоих случаях студенты второй группы в подростковый период были более активными, нежели их однокурсники из первой группы. Можно отметить, что создание семьи является признаком сформировавшегося самосознания.

зачастую студенты заочной формы обучения не могут достаточное время уделить обучению, так как заняты на работе, обеспечением необходимых бытовых условий для своей семьи (большинство участников второй группы девушки)

Анализ опроса

Опрос проводился в обеих группах. Опрашиваемым предлагалось ответить на вопрос, выразив тем самым свое отношение к любви как основе для построения семьи. В ходе исследования были выявлены в виде процентного соотношения наиболее чаще встречающихся определений любви, отрицательных и положительных сторон любви. Так как романтические воззрения формируются в подростковый период, полученная информация позволит сделать вывод о социальной благополучности или не благополучности развития в подростковый период.

При определение любви 10% респондентов из обеих групп определяют любовь как высшее чувство, а 30% из общего числа опрошенных определили любовь как счастье, взаимопонимание между людьми, 6% студентов определили любовь как состояние души человека, а 16% определяют любовь как чувство необходимости в другом человеке, 20% определяют любовь как благородное чувство, которое возникает у каждого человека и определяется желанием заботиться друг о друге и 17% опрошенных ответили, что чувство любви им не знакомо и не могут ее охарактеризовать.

Из положительных сторон большая часть студентов отмечает: преданность, счастье, взаимопонимание, доверие, стремление стать лучше, взаимоуважение.

Из отрицательных сторон любви в браке отмечают: предательство, ревность, непонимание, разочарование, отсутствие свободы. Все опрашиваемые считают любовь к своим детям важной частью семейных отношений.

Итак, в процессе исследования, были получены различные варианты того, как люди представляют и оценивают феномен любви. Из этого следует, что в обществе нет единого мнения по поводу построения семьи только на основе любви, каждый вкладывает в нее свой смысл, основанный на личном опыте, но самое главное, что все респонденты определяют любовь как позитивное чувство, что говорит о том, что чувство любви является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Таким образом, большинство опрашиваемых оценивают чувство любви как позитивное чувство.

Результаты исследования семейных отношений по кинетическому рисунку семьи (КРС)

Сравнивая рисунки студентов из двух групп, можно сделать следующие выводы:

во всех рисунках присутствует мать, которая отождествляется с хранительницей семьи, источником позитивно влияния на личность. На результат исследования на наш взгляд повлияло то, что опрашиваемые являются студентами педагогического ВУЗа, а следовательно сами имеют позитивный социальный опыт. Большинство респондентов женщины, а как известно девочки согласно своим гендерным особенностям тесно связаны с матерью;

в обеих группах отмечается высокая ценность всех членов семьи;

представители первой группы испытывают большую потребность в заботе и внимании на 20% по сравнению со второй группой

5% что объясняется большей самостоятельностью членов второй группы, которые уже привыкли сами заботиться о членах своей семьи, тогда как участники первой группы сохраняют тесную связь с семьей и считают родительскую заботу о себе естественным явлением;

в первой группе наблюдается на 30%меньше энтузиазма, чем у их участников второй группы. Что на наш взгляд объясняется следующими причинами: студенты первой группы тесно связаны с семьей и надеются на активную помощь со стороны родителей. Представители второй группы сами являются активными участниками общественных отношений и рассчитывают в основном только на свои силы;

потребность в общении у участников первой группы выше на 15%, чем у представителей второй группы;

нарушения внутрисемейных контактов наблюдается у 5% участников первой группы, несколько ниже этот показатель во второй группе составляет — 10%;

в первой группе выражена замкнутость, импульсивность, агрессия, чем во второй в среднем на 5%;

в первой группе детей семей преобладает высокая самооценка (25%), а у второй снижена на (5%).

Данные по различиям в двух группах представлены в таблице № 2

Таблица 2. Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых

Элемент в рисунке

Первая группа

Вторая группа

Интерпретация

1. Отсутствие родственников:

Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка

матери

Ї

-

отца

-

-

сестры

29%

35%

брата

27%

10%

бабушки

-

-

дедушки

-

-

2. Присутствие отца

100%

100%

Представители первой группы находятся в тесной взаимосвязи с родителями, более самостоятельны т.к. Уже создали свои семьи.

3. Присутствие животных

20%

5%

Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле.

4. Пуговицы, серьги, пряжки

25,00%

10%

Зависимость в случае с первой группой зависимость от родительской семьи, участники второй группы более самостоятельны.

5. Линия основы (земля)

15%

10%

Незащищенность

6. Деревья (ветви вверх)

10%

40%

Жизненная энергия, энтузиазм

7. Название рисунка

15%

10,00%

Экстраверсия, потребность в общении

8. Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями

10%

5%

Серьезные нарушения внутрисемейных контактов

10. Отсутствие ног

10%

5%

Робость, замкнутость

11. Глаза без зрачков

10,00%

5%

Импульсивность

12. Отсутствие лица

10%

10%

Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)

13. Острые ногти, рога

10%

10%

Агрессия примерно одинакова, возможно в рамках соцальной нормы группы.

14. Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково

15%

10%

Отождествление себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье.

15. Штриховка

15%

20%

Тревожность

16. Расположение рисунка:

вверху

внизу

35%

20%

10%

5%

Высокая самооценка

Низкая самооценка

17. Рисунок уменьшен

10%

15%

Низкая самооценка, депрессия

18. Стирание

5%

10%

Эмоциональная напряженность

19. Схематическое изображение

10%

5%

Отсутствие эмоциональной привязанности в семье

Результаты исследования по методике Рене Жиля

Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков: Рассмотрим данные исследования.

В отношении студентов к окружающим в первой группе доминируют отношения к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%); во второй группе — отношение к матери (55,7%).

В обеих группах участников менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в первой группе — 25%, во второй группе — 24,3%.

В характеристике самого респондента в первой группе преобладает любопытство (83%), во второй группе — социальная адекватность поведения (70,5%).

Наименее выражена в обеих группах закрытость.

В целом, в обеих группах показатель 11 и 12 шкал почти одинаковы.

Данные приведены в таблице № 3.

Таблица 3. Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей.

№ шкал

Название шкал

Первая группа

Вторая группа

1

Отношение к матери

61,9%

55,7%

2

Отношение к отцу

41,0%

29,8%

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

51,0%

29,5%

4

Отношение к братьям и сестрам

40,5%

35,0%

5

Отношение к бабушке и дедушке

25,0%

24,3%

6

Отношение к другу

33,3%

29,5%

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

31,0%

28,3%

8

Любознательность

83,0%

65,0%

9

Доминантность

57,5%

40,0%

10

Общительность

75,0%

65,0%

11

Закрытость, отгороженность

15,0%

24,1%

12

Социальная адекватность поведения

73,0%

70,5%

Благодаря полученным данным об отношении детей к каждому члену семьи, можем представить отношение детей ко всей своей семье

Наибольшие различия наблюдаются в группах между признаками любознательности (83% и 65%) и доминантности (57,5% и 40%) в пользу первой группы. На 10% члены первой группы более общительны, чем во второй группе.

Анализ результатов диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Сталин)

Был проведен опрос студентов обоих экспериментальных групп. Сводная таблица родительского отношения.

Типы родительского отношения

1 группа

2 группа

Принятие — отвержение

7%

5%

Кооперация

43%

48%

Симбиоз

45%

40%

Авторитарная гиперсоциализация

5%

7%

Маленький неудачник

-

-

В первой группе преобладает (43%) родительское отношение типа «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. В этой родители заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствуют ему. В подростковом возрасте это особенно важно. Участники настроены позитивно, нацелены высоко оценивать интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители доверяет ребенку, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах. Стоит отметить, что в данной группе самый хороший климат на работе и в семье.

Во второй группе преобладают (40%) родительские отношения типа «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Родители ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родители постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок им кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителей повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родители не предоставляют ребенку самостоятельности никогда.

Таким образом, студенты — частники двух экспериментальных групп являются представителями наиболее социально-позитивными участниками общественных отношений, которые положительно влияют на развитие личности детей.

В ходе исследования удалось получить ценную информацию о моральном облике студентов, характере их взаимоотношений с окружающими, их социальными установками, основных качеств личности, которая продолжает свое формирование и развитие. Очень важно, что большинство участников исследования можно определить как социально — позитивную группу. В исследовании родительского отношения к детям, мы определили как свойство, имеющее важное профессиональное значение, можно сделать вывод о том, что большинство участников в общении с детьми используют способ отношения кооперация и симбиоз.

Все участники исследования самостоятельно приходили к выводу, что семья оказала огромное влияние на становление и развитие их личности.

Данные исследований подтверждают, что влияние родительской семьи на развитие личности продолжается и после образования индивидом своей семьи. Таким образом, подтверждается гипотеза данного исследования.

Учитывая, тот факт, что почти всех участников исследования интересовал результат пройденных методик, можно отметить, что участники исследования стремятся к самопознанию и самосовершенствованию своей личности, данный показатель важен для характеристики профессиональных качеств студентов-участников исследования.

Заключение Каждый человек — уникален и неповторим, однако он является членом общества, которое диктует определенные принципы развития в личности социально-значимых черт. Основа личности закладываются в раннем детстве, но наиболее значимые новообразования личности появляются именно в подростковом возрасте при непосредственном влиянии семьи, которое может быть положительным и отрицательным. Влияние семьи на развитие личности разнообразно в зависимости от стиля взаимодействия, индивидуальных качеств членов семьи в зависимости от этого происходит и развитие личности подростка. Личностью, по мнению большинства исследователей, может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек, который имеет устойчивую систему норм, ценностей, твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Такой образец личности содержится в обществе. Семья не только дарит человеку жизнь, но и, то место, где человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. В ходе нашего исследования выяснилось, что влияние семьи на развитие личности подростка сохраняется. Исследования позволили выявить, что большинство студентов сохраняют тесную связь с семьей, следует отметить подобная тесная связь позволила сформировать социально значимые черты характера, которые утвердились в подростковом возрасте и остались в структуре личности после подросткового периода, вплоть до образования индивидом своей семьи в подростковом возрасте. Исследование носило комплексный характер, а именно: был исследован теоретический и практический материал по теме влияния семьи на развитие личности подростка. Результат исследования показал, что в исследуемых группах наблюдается социально позитивное влияние семьи на развитие личности на протяжении всей жизни, что подтверждает выдвинутую гипотезу и дал ценный практический материал для дальнейших исследований.

Литература

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов/ Социально-психологическая и консультативная работа с семьей. — М., 2004.

2. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие / В.А. Аверин. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. — 191 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2003, 290 с.

4. Бурменская Г. В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., 2000

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 200, 207с.

6. Екинцев В.И. Роль невербальной коммуникации в становлении личности // Психология обучения. — 2008. — № 8. — С.46−53.

7. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2009, 133 с

8. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с

9. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ. — метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни: книга для учителя М.: Просвещение, 2008. — 208 с.

10. Кроник А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений М.: Мысль, 1999. — 204 с.

11. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М., 1990.

12. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2000.

13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 2006. с.263

14. Методика Кинетический рисунок семьи. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 2006. с. 323 — 325.

15. Методика Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин Альманах психологических тестов. М.: КСП, 2006. с. 303 — 307.

16. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. — 2000. — № 5

17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество: Учебник для вузов. — М., 2000

18. Николаева И. К вопросу о развитии личности в студенческие годы // Гуманитарные исследования. — 2006. — № 3, с.80−84.

19. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учебное пособие для студентов психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. — М.: Академия, 2002. — 272 с.

20. Орлов А. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции // Журнал практического психолога. — 2005. — № 4, с.174−190.

21. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М., 2002

22. Р.С. Немов Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн.1: Общие основы психологии — 5-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2008.687 с.

23. Силяева Е. Г Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /., ред. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. — 192 с.

24. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., М., изд. Просвещение, 2008, 206 с.

25. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3.

26. Хоменко И.А. Воспитание в семье и построение образа «Я» ребенка // Народное образование. — 2010. — № 2. — С.266−270.

27. Шевцова С.В. Психология семьи как предмет научного анализа // Инновации в образовании. — 2004. — № 4 с.79−82.

28. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций.М., 2002.

29. Чудновский В. О некоторых «болевых точках» становления личности // Психологический журнал. — 2006. — № 3, с.5−17.

30. Чуфаровский Ю.В. Психология общения в становлении и формировании личности — 2-е изд. — М.: Социально-политическая МЫСЛЬ, 2004. — 208 с.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector