Вопросы к государственному экзамену Управление дошкольным образованием

1. Законодательство, регулирующее отношения в области образования.

Конституция Российской Федерации — один из главных, вместе в Национальной доктриной образования в Российской Федерации, политико-правовых оснований всей системы российского образовательного законодательства.

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, относятся два закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых законов, выделяются: профильные, «сегментарные», т. е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.).

Непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования.

2. Порядок создания образовательного учреждения: регистрации, лицензирование, аккредитация.

Порядок создания федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, — органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений — органом местного самоуправления (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

7 стр., 3289 слов

Санкт-Петербургский государственный университет. Федеральное агентство по образованию Российской федерации

Федеральное агентство по образованию Российской федерации Санкт-Петербургский государственный университет Факультет психологии ... труда и объекты управления. Службы безопасности труда предприятий, учреждений и их обязанности в осуществлении мероприятий по безопасности труда ... ., 1979. 5.5.2. Дополнительная литература Трудовой кодекс Российской Федерации, утвержден 30.12.2001, №197-ФЗ. Федеральный закон ...

Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий орган, осуществляющий управление в сфере образования.

Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Свидетельство о государственной аккредитации, выданное образовательному учреждению (за исключением ДОУ и дополнительного образования детей), подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, дает право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.

3. Сметное финансирование доу и бюджетное нормирование расходов

Под сметным бюджетным финансированием понимается порядок выделения средств из бюджетных и государственных внебюджетных фондов бюджетным учреждениям в соответствии с их сметой. В свою очередь, под бюджетным учреждением понимается организация, созданная органами государственной власти или местного самоуправления для осуществления функций некоммерческого характера, деятельность, которой финансируется из соответствующего бюджета или внебюджетного фонда на основе сметы.

12 стр., 5593 слов

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

... ответственному родительству и супружеству является разработка, внедрение в практику образовательных учреждений и семейного воспитания специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности по ... за детьми и престарелыми членами семьи; 3)экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ...

Порядок финансирования обеспечения образовательных учреждений регламентирован БК РФ. БК РФ чётко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение; санитарно-гигиеническое обслуживание и т. п.

Основными расчётными показателями для определения расходов бюджета на дошкольное образование в целом и конкретно ДОУ являются количество воспитанников и количество групп. В типовых положениях о том или ином виде ДОУ установлены нормы наполняемости групп, которые зависят не только от возраста детей, но и от их состояния здоровья.

Главная особенность финансового обеспечения ДОУ заключается в том, что часть расходов по содержанию детей должна покрываться за счёт средств родителей. На федеральном уровне установлен предельный размер доли родительских средств в общих расходах ДОУ, который не должен превышать 20%.

4. Внебюджетные средства доу: источники поступления и порядок расходования.

Внебюджетные средства ДОУ - это средства, поступившие на расчетный счет учреждения в соответствии с законодательством в распоряжение учреждения, кроме бюджетных ассигнований формируемых за счет других источников.

Источниками формирования внебюджетных средств ДОУ являются:

— родительская плата за содержание детей в ДОУ;

— доходы от оказания дополнительных платных образовательных услуг;

— целевые взносы физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных (юридических лиц);

— благотворительные средства от организаций, физических лиц;

3 стр., 1422 слов

Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими

... и дисциплины, чувства собственного достоинства. Основные функции субъектов воспитательного процесса учреждений образования по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися, состоящими ... ; изменение положения несовершеннолетнего в учебном коллективе, отношения к обучающемуся педагогических работников, внедрение технологии позитивного восприятия обучающегося; помощь в формировании ...

— спонсорская помощь от организаций, учреждений.

Формированием внебюджетных средств ДОУ занимается заведующий ДОУ согласно установленного законодательством порядка; утверждается смета доходов и расходов. Распорядителями внебюджетных средств являются заведующий МДОУ, наделенный правом утверждения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Расходы рассчитываются, исходя из потребности учреждения и суммы внебюджетных финансовых средств детского сада и распределяются в зависимости от их назначения: на развитие материально-технической базы ДОУ; на развитие воспитательно-образовательного процесса ДОУ; на материальное поощрение работников группы, детского сада; оплата прочих расходов.

Общественный контроль исполнения «Смет доходов и расходов» осуществляет, общее родительское собрание. Порядок отчета о расходовании внебюджетных средств регламентируется в Уставе учреждения и в «Положении о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг».

5. Государственная общественная система управления в доу. Структура и специфика административного и коллегиального руководства

Государственно-общественное управление в системе образования, именно в системе, как ее определяет статья 8 Закона РФ «Об образовании», складывается из двух составляющих, когда реально имеются два разных субъекта деятельности и управления этой деятельностью: с одной стороны, субъект государственный и муниципальный, с другой стороны, субъект общественный. Исходя из нормы ст. 35 ФЗ «Об образовании» управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

12 стр., 5940 слов

Управление качеством образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения

... ), эта деятельность должна осуществляться в ходе воспитательно-образовательного процесса (управление по процессу) если, конечно, учитывать такое свойство процесса, как его необратимость[38;12]. Управление процессами в дошкольном образовательном учреждении базируется ...

Нормативная правовая база общественного управления: Закон РФ «Об образовании» (ст. 2).

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении». Постановление Правительства РФ от 10.12.1999 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения». Письмо Минобразования России от 30 марта 2000 г. № 22−06−378 «О попечительских советах общеобразовательных учреждений». Письмо Минобразования от 27.12.1999 № 22−06−1211 О работе с «Примерным положением о попечительском совете фонда развития образования при органе управления образованием».

В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами: Общее собрание, Педагогический совет, Родительское собрание, Попечительский совет.

Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов.

6. Руководство педагогическим процессом: понятие, функции, содержание деятельности.

Педагогический процесс — способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс — процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагогической системы. В соответствии с педагогическим процессом создаются методы, методики, приемы педагогической деятельности.

Основными функциями педагогического процесса являются:

информационная (просвещение воспитанников);

воспитательная (личностное изменение воспитанников);

развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

4 стр., 1910 слов

особенности реализации принципа целостного педагогического процесса в опыте образовательного учреждения и семьи.

... этапов осознанной, совместной деятельности всех участников целостного педагогического процесса; позволяет не только описывать реальную систему целостного педагогического процесса в образовательном учреждении и семье, но ... МГУ, 2010. - с. 311. Богославец Л.Г. Особенности управления педагогическим процессом в дошкольном образовательном учреждении // Педагог, 2009.№1(6). Воспитателю о работе с семьей ...

социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т. е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

подготовка педагогического процесса (подготовительный);

осуществление педагогического процесса (основной);

анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Определяющими компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности воспитанности и развития личности. В свою очередь, процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов: процесс обучения — из преподавания и учения, процесс воспитания — из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

7. Организационная культура доу

Организационная культура ДОУ — это совокупность убеждений, отношений, норм и принципов поведения, традиций, общих для всех сотрудников.

Усиливая конкурентоспособность ДОУ, организационная корпоративная культура способствует повышению его имиджа, приобретению им хорошей репутации. Стратегия формирования корпоративной культуры развертывается в двух планах: внешнем и внутреннем. Внешний план — применение комплекса мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности ДОУ, то есть достижение социального статуса. Внутренний план — становление корпоративных педагогических ценностей, высокой образовательной культуры, норм педагогических отношений, обеспечивающих благоприятный морально/психологический климат, творческую атмосферу в среде педагогов, что формирует достоинство личности, профессиональную гордость и, в конечном счете, обеспечивает репутацию ДОУ и коллектива.

Для достижения высокого уровня корпоративной культуры необходимо решить ряд задач: придать образованию профессиональную направленность, ориентацию на личность ребёнка; поиск новых подходов к организации совместной деятельности членов профессионального сообщества по обеспечению конкурентоспособности организации, укреплению духа сплоченности; приобщение воспитанников к нормам и ценностям корпоративной культуры; предотвращение возможных негативных явлений в детских коллективах; укрепление духа корпорации ДОУ.

12 стр., 5630 слов

Предмет, цели и задачи деятельности учреждения

... моральное поощрение за успехи в педагогической деятельности; - избираться и быть избранным в органы самоуправления; - участвовать в управлении учреждением образования; - ежемесячную компенсацию ... цели и задачи деятельности учреждения 2.1. Предметом деятельности учреждения является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в ...

Перечисленные задачи реализуются посредством проведения следующих конкретных мероприятий: социальные игры, тренинги демократического поведения, тренинги управления конфликтом. К ним примыкает создание символики, атрибутики, логотипов, девизов, сценариев корпоративных мероприятий ДОУ.

8. Понятие педагогической экспертизы, основные этапы организации процесса.

Педагогическая экспертиза — это процесс анализа и вынесения оценочных суждений о профессиональной компетентности учителя и процесс рефлексии с этих позиций его деятельности. Она выступает фактором совершенствования профессиональной компетентности учителя в том случае, если наряду с диагностической и контрольно-оценочной она выполняет стимулирующую, прогностическую и конструктивную функции.

Поскольку профессиональная компетентность является интегральным системным образованием, ее экспертиза осуществляется на основе комплексной диагностики, которая предполагает исследование профессиональных установок, отношения к педагогической деятельности, уровня профессиональных знаний, умений и результатов деятельности.

Целью процесса педагогической экспертизы является совершенствование профессиональной компетентности учителя, развитие его личностных, творческих ресурсов на основе оценки их актуального уровня и обозначения возможных перспектив. Содержание педагогической экспертизы соответствует блокам профессиональной компетентности, выявляемым с помощью адекватно подобранного диагностического инструментария. Основными методами экспертизы являются: собеседование, зачет, экзамен, анкетирование, социологическое исследование, компьютерная диагностика, самодиагностика, экспертные оценки и др. Педагогическая экспертиза использует инструментальные, компьютерные, технические, статистические, демонстрационные, рефлексивные и другие средства. Она проводится в различных формах: практикум по педагогической рефлексии, контрольная для взрослых, трибуна передового педагогического опыта, исследовательские и деловые игры, тренинг, самоэкспертиза, взаимоэкспертиза, внешняя экспертиза по заданным критериям и др.

9. Применение экспертных оценок в ходе проведения аккредитации образовательных учреждений

Для проведения государственной аккредитации соответствующего образовательного учреждения орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием. Порядок работы аккредитационной комиссии (коллегии) регламентируется положением, утверждаемым органом управления образованием. Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.

При установлении государственного статуса образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы аккредитационная коллегия рассматривает следующие показатели: уровень реализуемых образовательных программ; направленность реализуемых образовательных программ; качество подготовки выпускников — на основе заключения аттестационной комиссии; кадровое обеспечение; информационно — техническое оснащение образовательного; медико-социальные условия пребывания воспитанников. Дополнительно могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы, и образовательного учреждения начального профессионального образования, требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса.

Государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения либо об отказе на основании представления аккредитационной комиссии (коллегии).

10. Реализация в доу организационной функции управления.

Это особая функция во всей цепочке взаимосвязанных этапов управленческого цикла, от которой зависит качество развития объекта.

Объектом организационной деятельности руководителя прежде всего являются члены педагогического коллектива: дети, педагоги, родители. Их практическая деятельность по выполнению плана работы дошкольного учреждения, их интересы, профессиональное мастерство, потребности — все это объекты организационной деятельности. Функция организации предполагает выполнение ряда последовательных действий: изучение состояния вопроса; постановка цели и определение конкретных задач; планирование самого дела; отбор оптимального содержания, форм, методов предстоящей деятельности; создание условий для выполнения данной работы; расстановка людей и постановка перед каждым исполнителем конкретной задачи; создание определенного настроя на работу; непосредственная помощь в процессе реализации того или иного дела; анализ хода и результатов конкретного дела. В этой последовательной цепочке элементов деятельности руководителю важно хорошо знать возможности каждого исполнителя, опираться на их сильные стороны, координировать работу. В процессе совместной деятельности между членами коллектива устанавливаются организационные отношения с учетом закрепленных за ними определенных функций. Важнейшей задачей организационно-исполнительской функции является повышение эффективности системы этих отношений.

К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относится: реализация личностно-ориентированного подхода в организации деятельности; научное и практическое обоснование, распределение функциональных обязанностей между аппаратом органов управления, руководителями ДОУ и членами педагогического коллектива; рациональная организация труда; формирование относительно автономных систем внутрисадовского управления.

11. Реализация в доу планово-прогностической функции управления

Применительно к управлению дошкольным учреждением планирование и прогнозирование заключается в определении зон ближайшего и перспективного развития детского сада в конкретных условиях педагогического анализа. Это деятельность участников педагогического процесса по оптимальному выбору реальных целей, путей их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. Подготовка плана работы дошкольного учреждения предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность руководителя по обоснованию того, что предстоит сделать для достижения поставленных целей.

Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. Это единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания государственных и общеобразовательных начал, обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования, стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование будет эффективным, если соблюдаются три главных условия: объективная оценка уровня работы дошкольного учреждения в момент планирования; четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты; выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.

Сущность планирования заключается в определении основных видов деятельности, мероприятий, подборе и расстановке конкретных исполнителей и в определении сроков исполнения. Деятельность дошкольного учреждения регламентируется многочисленными документами. При разработке плана важно учесть результаты прошедшего учебного года и на их основе строить схему развития учреждения на новый период.

12. Реализация в доу контрольно-диагностической функции управления.

Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям.

Рассматривая контроль как вид управленческой деятельности, можно отметить, что контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения. Контроль предполагает выявление отклонений фактических результатов от намеченных целей.

Контроль тесно связан со всеми функциями управления, но особенно — с педагогическим анализом информации. В ходе контроля полученные данные анализируются. По результатам анализа и оперативной информации руководитель получает возможность выработать управленческое решение и осуществить регулирование (коррекцию) как объекта, который подвергался контролю, так и самой управленческой деятельности.

Контроль и диагностика должны носить в деятельности руководителя стимулирующий характер. Это обеспечивается переводом внутрисадовского контроля на диагностическую основу, введением тестовой государственной экспертизы — аттестации образовательных учреждений.

Реализуя контрольно-диагностическую функцию своей управленческой деятельности, руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо выстроить систему внутрисадовского контроля. Таким образом он должен: определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система (цель и задачи контроля); отобрать содержание контроля в соответствии с представленными задачами; выбрать формы и методы его проведения; определить условия (распределить полномочия и ответственность, степень взаимодействия каждого из участников); определить предполагаемый результат (критерий, эталон, с чем сравнивать).

13. Управление инновациями в доу

Управлять инновационной деятельностью ДОУ — значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Цель технологии: развитие способностей, творческой активности, повышение профессионального мастерства, формирование коммуникативной компетентности педагогов в процессе инновационной деятельности.

Пути реализации: разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности; создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии; обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

Методы, приемы, средства реализации технологии: индивидуальные и групповые консультации, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение и распространение опыта работы, открытые мероприятия. Ожидаемые результаты: развитие педагогических инноваций и внедрение их в практику работы ДОУ; формирование предпосылок для более высокого уровня профессиональной деятельности и самореализации педагогов; повышение качества образования.

Деятельность в рамках технологии: Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях. Создание консультативной службы для оказания помощи молодым специалистам. Оказание действенной высококвалифицированной помощи педагогам, занимающимся инновационными процессами. Повышение квалификации педагогов по изучению современных педагогических технологий. Мониторинг педагогических проблем и возможностей педагогов ДОУ.

14. Повышение квалификации и аттестация педагогических кадров.

Основными задачами аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников; учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений; определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений.

На уровне образовательного учреждения оценка компетентности работника находится на основе:

  1. анализа официально зарегистрированных результатов повышения его квалификации;
  2. участия в реализации планов работы учреждения (творческие отчёты, выступления на совещаниях, советах, семинарах и т. п.).

Оценка эффективности труда производится на основе сравнительного анализа документально зафиксированных результатов внутреннего контроля.

15. Понятие методической службы, специфика ее организации в зависимости от вида доу

Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи

Методическая служба — связующее звено между деятельностью педагогического коллектива дошкольного учреждения, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.

Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266−1 «Об образовании», методическая служба призвана обеспечить: достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов; построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за свое здоровье, формирование основ здорового образа жизни; адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников; светскость образования.

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).

16. Организация работы по охране жизни и здоровья детей в доу.

В каждом образовательном учреждении должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Здоровье детей в ДОУ не должно подвергаться опасности, за этим должны следить воспитатели, медсестры, заведующая.

Охрана здоровья в ДОУ — задача очень важная и ответственная. О наличии заболеваний необходимо сразу сообщать медицинскому работнику. Помещения, в которых находятся дети, должны ежедневно убираться и проветриваться. Воспитатели должны не только обучать детей и развивать их умственные способности, но и следить за тем, чтобы здоровье детей в ДОУ не пострадало, а наоборот окрепло и улучшилось. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Планомерное сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять по нескольким направлениям. Лечебно-профилактическое. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валелогического сознания.

17. Организация делопроизводства в доу

Принятые руководителем и его заместителями решения фиксируются в определенном порядке и конкретных формах документов. Данный вид деятельности называется текстовым управлением, а издаваемые документы — управленческой документацией. Управление ДОУ должно быть документально обеспечено, и от качества документационного обеспечения управления зависит качество управленческой деятельности.

В любом дошкольном образовательном учреждении в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об образовании» (далее — Закон) и ст. 8 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) должны быть локальные акты, регламентирующие порядок его деятельности. Единственным исключением являются случаи, когда все правила, касающиеся организации деятельности дошкольного образовательного учреждения, изложены в его уставе.

При всем многообразии документов выделяют следующие виды: организационные документы (устав, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, проч.); распорядительные документы (приказы по основной деятельности, распоряжения, указания, решения, проч.); информационно-справочные документы (акты, письма, справки, докладные и служебные записки, протоколы, проч.); документы по личному составу; предложения, заявления, жалобы граждан; финансово-бухгалтерские документы; технико-технологические документы; контрольно-ревизионные документы.

Следует отметить, что организация делопроизводства в ДОУ имеет свою специфику, которая определяется: отсутствием службы документационного обеспечения; незначительным объемом документооборота; слабо развитой (неразветвленной) структурой управления, небольшой штатной численностью работников. Отсутствием нормативных документов, непосредственно регламентирующих работу с документацией именно в дошкольном образовательном учреждении.

18. Организация платных дополнительных образовательных услуг в доу.

Платные услуги — хороший источник привлечения дополнительных средств. В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр).

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249−03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Организация платных дополнительных образовательных услуг в ДОУ проводится в следующем порядке: изучается потребность (спрос) населения в дополнительных образовательных услугах и определяется предполагаемый контингент обучающихся; определяются условия для предоставления платных образовательных услуг с учётом требований по охране труда и техники безопасности; утверждаются учебные планы и программы; заключаются договоры на оказание платных образовательных услуг с заказчиком и специалистами; издаётся приказ на основании заключённых договоров по оказанию платных образовательных услуг; утверждается смета затрат на дополнительные платные услуги; устанавливаются цены на услуги, определяются формы, система и размер оплаты труда педагогических работников; назначается ответственный за организацию дополнительных платных образовательных услуг в учреждении.

19. Модернизация образования и приоритетные национальные и региональные проекты в области образования

Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны многих острых проблем развития образовательной отрасли.

Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают: введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием. По каждому из перечисленных направлений в регионах ведётся проектно-исследовательская и экспериментальная работа, что позволяет предположить целесообразность создания профессиональных коалиций для обобщения созданных разработок. Государственная поддержка субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, осуществляется Федеральным центром на конкурсной основе.

Система планирования реализации приоритетного национального проекта в сфере образования включает следующие элементы: параметры (задачи, основные мероприятия, их целевые показатели и объемы финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) проекта; сетевой график приоритетного национального проекта, утверждаемый Министерством образования и науки РФ; соглашения между федеральными министерствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии по реализации приоритетного национального проекта; планы реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации.

20. Опыт дошкольного образования за рубежом.

В Соединенном Королевстве правительство не участвует в финансировании раннего образования (аналогично в Бельгии, Франции, Италии); в Австрии оно финансируется государством, локальными властями и родителями; в Дании — финансируется правительством, в Финляндии — правительством и локальными властями, родителями только на 10% от стоимости, аналогично в Германии и Швеции. Однако во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики.

В Европе и Японии педагоги раннего обучения проходят специальную подготовку и аттестацию, они имеют хорошую зарплату и социальную защиту, чтобы строить карьеру педагога раннего образования. В Японии большое внимание уделяется сохранению здоровья детей: в каждом учебном заведении работает целый коллектив медицинских работников — доктор, медицинская сестра, стоматолог, фармацевт, куратор здоровья.

В США не существует единой системы дошкольного образования. Образование организуется в рамках различного рода программ — краткосрочных или долгосрочных, — призванных решать определенные задачи. Программа понимается как некоторая система содержательных мер, действующих для достижения той или иной цели.

В Германии, Японии также существуют детские сады, в которых дети находятся полдня, а не целый день. Это удобно, если у родителей есть возможность проводить остальные полдня с ребенком. Поддержкой дошкольного образования может заниматься церковь. Так, во Франции существуют учреждения дошкольного образования, принадлежащие католической церкви и церковью оплачиваемые. Такие ДОУ посещает около 10% детей.

В ряде европейских стран уже на этапе дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу интеграции детей с проблемами развития в среду нормально развивающихся сверстников. Вместе они посещают общие группы дошкольных образовательных учреждений.

21. Управление конфликтами в доу

Предупреждение конфликта во многом зависит от умения руководителя вовремя заметить момент перерастания разногласий в конфликтную ситуацию. Поэтому очень важно принять меры по урегулированию этих разногласий еще на этапе «сигналов». Причин, вызывающих конфликты в ДОУ, множество. Наиболее распространенными являются те, которые препятствуют достижению работниками основной цели трудовой деятельности — получению морального и материального удовлетворения от педагогического труда.

Можно выделить следующие типы конфликтов в ДОУ: представляющие собой реакцию на препятствия при достижении основных целей трудовой деятельности; возникающие как реакция на препятствия при достижении личных целей педагогических работников в рамках их совместной трудовой деятельности; порожденные восприятием поведения педагога как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности; сугубо личные конфликты между работникам и обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями интересов, ценностных ориентаций, потребностей, уровня культуры в целом.

Существуют три основных способа, применяемых заведующим ДОУ для преодоления конфликтной ситуации.

Воспитательное воздействие, убеждение конфликтующих в общности цели, взаимной выгоды от совместной работы, анализ причин конфликта.

Разделение объекта спора. Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Передача спорного вопроса третьему лицу.

Организационные мероприятия. Создание так называемого организационного буфера, устраняющего многие служебные контакты. Может использоваться перемещение работников. Необходимо считаться с реальными возможностями, конкретной ситуацией, общественным мнением, избегать как слишком слабых, так и слишком сильных средств воздействия.

22. Сущность управленческого труда руководителя доу.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Управление деятельностью дошкольного образования имеет свою специфику. Функции управления определяются следующим образом: планирование, как элемент общей функции принятия решения; организация, то есть обеспечение выполнения плана; контроль, то есть установление фактов соответствия функционирования системы принятым решениям и определенной организованности. Выявляя факты в процессе контроля, руководитель определяет пути коррегирования, регулирования воздействия на объект; регулирование, корректирование, т. е. обеспечение функционирования системы, сохранение организованного порядка путей принятия оперативных решений; педагогический анализ, полученный в ходе контроля информации, на основе которого составляется будущий план.

Управленческую деятельность руководителя ДОУ можно считать системной и результативной, если она обеспечена всесторонней информацией о состоянии работы в каждом подразделении, то есть процесс управления требует постоянной обратной связи. Задача директора состоит в осуществлении информационного обеспечения, анализа, целеполагания, планирования, исполнения, контроля и коррекции. Главное в методической работе — оказание реальной, действенной помощи воспитателям в развитии их мастерства, профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

23. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве рф

Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Законодательство Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребенка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Принципу — наилучшее обеспечение интересов ребенка законодательством Российской Федерации посвящено достаточное количество нормативных актов. В соответствии с ними ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. В российском законодательстве уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе и ряде других законов.

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

24. Правовое обеспечение образовательной деятельности в рф. Новые формы дошкольного образования в России.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию РФ, упоминавшийся закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ, (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 года, 30 декабря 2001 года, 25 июня, 24 декабря 2002 года, 10 января, 5 апреля 2003 года), принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Задачами законодательства Российской Федерации в области образования являются: разграничение компетенции между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней; обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование; создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации; определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

Последние годы в России характеризуются возникновением но­вых форм образования детей дошкольного возраста: группы полного дня на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования; группы кратковременного пребывания детей на базе образовательных учреждений, учреждений культуры и родительских сообществ; образование в семье.

25. Лидерство и руководство. Стили руководства

Руководитель организации — это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу.

Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние — это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого человека.

Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. Власть — возможность влиять на поведение людей.

Стиль руководства — это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации. Два подхода к определению стилей руководства.

Поведенческий подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким потребностям людей. При таком стиле обязательна система контроля. Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля за ее результатами. В зависимости от применяемых методов руководства стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей.

Ситуационный подход. Выделяют четыре стиля руководства: стиль поддержки (ориентирован на человека); инструментальный стиль (ориентирован на задачу); стиль, поощряющий участие людей в принятии решений; стиль, ориентированный на эффективное достижение целей. Для того, чтобы работать наиболее эффективно, руководитель должен применять различные стили, методы и типы влияния.

25

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector