Федеральное агентство по образованию российской федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Лабораторная работа № 6.1

по дисциплине «Основы теории творческой деятельности»

Метод синектики

Преподаватель:

Ермаков А.Н.

Студенты:

Блажко Е.Э.

Васильев И.А.

Группа: ИС-1-01

МОСКВА, 2006

Оглавление

Введение 4

Описание метода 4

Операторы синектики 6

Превращение незнакомого в знакомое 6

Превращение знакомого в незнакомое 7

Личная аналогия 7

Прямая аналогия 7

Символическая аналогия 8

Фантастическая аналогия 9

Формирование синектических групп 9

Отбор членов группы 10

Обучение, подготовка группы 12

Вживление группы в реальную среду 13

Алгоритм метода 13

Примеры решаемых задач 14

Выводы 16

Список литературы 17

  1. Введение

Синектика (Synectics) – это подход к решению проблем, стимулирующий такие мыслительнные механизмы, которые обычно не осознаются человеком. Этот метод позволяет выдвигать неожиданные и нестереотипные аналогии и ассоциации к поставленной задаче. Термин «синектика» в переводе с греческого означает «соединение вместе очевидно разнородных элементов». Этот метод был разработан Уильямом Гордоном, который определил его основную идею: «превратить незнакомое в знакомое и знакомое в незнакомое». Это побуждает с одной стороны к фундаментальному анализу проблемы, а с другой – к отчуждению от оригинальной проблемы путем создания аналогий. Таким образом достигается возможность получения новых впечатляющих решений.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. Метод включает в себя практические подходы к сознательному решению и использованию бессознательных механизмов, проявляющихся у человека в момент творческой активности. Целью разработки метода было стремление к повышению вероятности успеха при постановке и решении задач.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... — индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация; • моделирование — конкретизация метода аналогий, «трансдукция», умозаключение от частного к частному, когда в качестве ... способу обработки данных; • интерпретационные. 1. К организационным методам относятся: • сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т. п.; • лонгитюдный — ...

Синектические исследования автор основывает на следующих предположениях:

1. Творческие процессы в человеке могут быть познаны,

2. Изобретения в науке и искусстве аналогичны и характеризуются теми же самыми фундаментальными психическими процессами,

3. Процесс индивидуального творчества аналогичен процессу группового творчества.

По мнению Гордона в творческом процессе существуют два вида механизмов: не операционные — интуиция, вдохновение и операционные — использование аналогий и метафор. Операционным механизмам можно обучить. Основным методом исследования творческого процесса является изучение стенограмм и звукозаписей решения реальных изобретательских задач.

Для исследовний в 1952 году была создана группа синекторов, которая провела эксперимент по изучению сути творчества и наблюдению на практике как за своим собственным творческим процессом, так и за процессом работы всей группы. Все члены группы были разносторонне образованы и дополняли друг друга.

Наблюдения за синектическими группами во время работы, эксперименты с привлечением отдельных людей дали возможность проникнуть в сущность исследуемого процесса.

Описание метода

    По мнению Гордона исследование работы отдельных творческих личностей имеет минусы, поскольку человек, который описывает свой собственный творческий опыт после успешного решения, является сомнительным источником информации, так как его субъективное осмысление происшедшего может скрыть от сущность его фактического опыта. Гордон задался целью выявить сущность мыслительной деятельности непосредственно в процессе творчества. Он указывал, что психологические состояния, механизмы, которые действуют в то время, когда человек творит, обычно скрыты от наблюдения. В ситуации, когда синекторы объединены в группы, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по обсуждаемой проблеме. Это позволяет вынести звенья сложнейшего процесса индивидуального творчества на всеобщее обозрение, после чего они могут быть сравнены с другими и проанализированы.

    Практически в течение всего процесса работы синекторы не выдвигают спонтанных идей. Законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная.

    С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению. Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции. Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

    Таким образом, в синектике, по мнению Гордона, результаты решения проблемы рациональны, процесс же, приводящий к решению, основан на сознательном привлечении и развитии образов, лежащих в основе идей, то есть нерационален.

    2 стр., 733 слов

    17.Социальная ситуация развития. роль референтной группы в процессе ...

    ... ценностных ориентаций), сравнительную, проявляющуюся в перцептивных процессах (группа выступает в качестве эталона, с помощью которого индивид может оценить себя ... он ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная группа выполняет 2 функции: нормативную (проявляется в мотивационных процессах, где группа выступает в качестве источника норм поведения и ...

    Считается, что изящество решений, выдаваемых группой, является функцией имеющегося у участников разнообразия знаний, интересов, эмоциональных особенностей. Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то, как человек подходит к проблеме:

    • Пытается ли он сразу докопаться до сущности проблемы или же ходит вокруг да около.
    • Ведет ли он себя пассивно перед лицом неминуемого поражения или же настойчиво стремится добиться успеха.
    • Когда он не прав, связывает ли это со своими действиями или опрадывается, ищет причины вовне.
    • Может ли он использовать эффективно свою интеллектуальную энергию в трудных ситуациях или опускает руки в самый критический момент.

    Уход от узкой специализации, наличие в группе профессионалов в различных областях знаний позволяет работать над проблемой с самых различных точек зрения. Поскольку ни одна группа не может быть компетентной во всех областях науки и техники, то зачастую в состав группы включается эксперт в данной области знаний. В зависимости от ситуации он может играть роли «энциклопедии», либо «адвоката дьявола». В первом режиме он работает скорее пассивно, т. е. выдает конкретные советы, справки по запросам членов группы. В режиме «адвоката дьявола» он сразу же выявляет и отвергает слабые стороны выдвигаемых понятий, концепций, подходов.

    Важнейшим элементом синектического процесса является практическая реализация полученных в процессе работы идей. Без выхода в практику процесс мышления замыкается в абстракциях, а они ведут к еще большим абстракциям и неопределенности.

    Наблюдения показали, что в процессе работы группы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы. Здесь существует три общих типа действий:

    1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.

    Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также включается «инверсия» как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.

    2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия.

    В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы, и пытается ответить на вопрос: «Каким образом мы можем добиться этого в действительности?»

    3. Игра с метафорой.

    Обыгрывание метафоры — один из плодотворных механизмов, когда нужно знакомое сделать незнакомым, а незнакомое — знакомым. Используются метафоры, основанные на явных или подразумеваемых сравнениях как между похожими, так и явно несоответствующими друг другу объектами. Сюда же относится и механизм персонификации с его основным вопросом: «Как бы себя чувствовала та или иная вещь, если бы она была человеческим существом и могла бы на все реагировать? Как бы я себя чувствовал, если бы был этой вещью?».

    Работа по подготовке синектических групп идет с 1955 года. За это время было подготовлено много успешно работающих специалистов, что позволяет сделать практический вывод: синектика успешно пытается превратить некоторые бессознательные механизмы в сознательные так, чтобы они срабатывали бы сразу, как только в них появляется необходимость.

    6 стр., 2866 слов

    29. Проблема развития группы в сψ

    ... уровня развития этой группы. Второй проблемой является более конкретное описание тех модификаций, кот.происходят с каждым из известных групповых процессов, на каждом новом этапе развития группы. 30. Основные ... Эксперимент со студентами и зачетом автоматом. 2 группы, одна из кот.могла получить автомат за хорошую работу на семинарах. Зачет группе складывался из индивидуальных ответов. Что проявилось: ...

    Операторы синектики

      Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуациях постановки и решения проблем, где результатом является художественное или техническое открытие (изобретение).

      Операторы синектики -конкретные психологические инструменты, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний — таких как эмпатия, вовлеченность, игра и пр. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они не управляемы. Термины «интуиция», «эмпатия» и пр. — просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям в надежде, что конкретное обозначение активности на самом деле опишет ее. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний.

      Решая задачу, бессмысленно пытаться убедить себя или группу быть творческим, интуитивным, вовлеченным или же допускать очевидные несоразмерности. Необходимо дать средства, позволяющие человеку делать это.

      Несмотря на то, что в процессе описания эволюции синектики мы кратко коснулись основных ее механизмов, рассмотрим их вновь, уже в завершенном виде. Глобально синектическая работа включает в себя два базовых процесса:

      — превращение незнакомого в знакомое;

      — превращение знакомого в незнакомое.

      1. Превращение незнакомого в знакомое

      Первое, что делает человек, которому предстоит решить проблему — пытается ее понять. Этот этап работы очень важен, он позволяет человеку свести новую ситуацию к уже испытанным, известным. Человеческий организм в основе своей консервативен, и потому любая странная вещь или понятие угрожает ему. Необходим анализ, который может «проглотить» эту странность, подвести под нее определенную, уже знакомую базу, дать объяснение в рамках привычной модели. Для начала работы над проблемой должны быть высказаны конкретные предположения, хотя в дальнейшем, в процессе работы, понимание проблемы будет меняться.

      Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны — это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство из проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

      1. Превращение знакомого в незнакомое

      Превратить знакомое в незнакомое — означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакцию на вещи, события. В «известном мире» предметы всегда имеют свое определенное место. В то же время различные люди могут видеть один и тот же объект под различными углами зрения, неожиданными для других. Настаивать на рассмотрении известного как неизвестного — основа творчества. Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:

      1. Личная аналогия.
      2. Прямая аналогия.
      3. Символическая аналогия.
      4. Фантастическая аналогия.

      По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы — специфические умственные операторы, специальные «орудия» активизации творческого процесса. По мнению Гордона существует определенная предрасположенность изобретателей против какой-либо механизации человеческого творчества. Однако синектика сознательно подразумевает именно подобную «механизацию».

      9 стр., 4436 слов

      Социальные группы: процесс образования, классификация, групповая динамика

      ... основным характеристикам группы относятся - состав - структура - групповые процессы - нормы - ценности - система санкций. Но самой большой проблемой исследования групп является их классификация. Исследователи предлагали огромное количество решения этой проблемы, но так ...

      Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий.

      Личная аналогия

        Личная идентификация с элементами проблемы освобождает человека от механического, внешнего ее анализа.

        «Химик делает для себя проблему известной, с помощью уравнений описывая происходящие реакции. С другой стороны, чтобы сделать проблему неизвестной, химик может идентифицировать себя с молекулами, находящимися в движении. Творческий человек может представить себя движущейся молекулой, полностью вовлекаясь в ее активность. Он становится одной из сонма молекул, он сам как бы подвержен всем молекулярным силам, которые его тянут во все стороны. Он чувствует всем своим существом, что в тот или иной период происходит с молекулой».

        Здесь хорошо видно, что сделать проблему неизвестной — означает увидеть новые аспекты, грани, не воспринимаемые до этого. Практика показывает, что личностная аналогия является наиболее действенной, позволяющей обеспечить глубокую мотивацию решающих.

        Представить себя объектом — это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ — сложный и довольно длительный процесс.

        1. Прямая аналогия

        Этот механизм обеспечивает процесс сравнения параллельно существующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.

        Широко известна эффективность переноса идей из биологии, ботаники в инженерную практику. Так, например, устройство для движения в грунте было создано инженерами на основе тщательного изучения принципа работы корабельного червя, прокладывающего себе тоннель в древесине.

        Фактически применение прямой аналогии — это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур. Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием профессий и жизненного опыта членов группы.

        1. Символическая аналогия

        Данный механизм отличается от механизма предыдущих аналогий тем, что здесь для описания проблемы используются объективные и неличные образы. По сути синектор формирует на этой стадии сжатый, образный и противоречивый облик, обладающий большим эмоциональным и эвристическим смыслом.

        Цель символической аналогии — обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия — это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов — «заглавие книги». Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за «заглавием».

        16 стр., 7560 слов

        Обучение аудированию на основе аудиовизуального метода

        ... предложенную методику в учебном процессе, выявить эффективность ее использования для обучения аудированию на иностранному языке разработать план урока на основе использования ... чтобы уровень сформированности аудитивных навыков учащихся отвечал запросам современного общества. Необходимость обучения аудированию как отдельному, самостоятельному ВРД обусловлена следующими факторами [14; 57]: ...

        Синекторы утверждают, что символическая аналогия — незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть «необычное в обычном».

        Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:

        — шлифовальный круг — точная шероховатость;

        — храповой механизм — надежная прерывистость;

        — пламя — прозрачная стена; видимая теплота;

        — мрамор- радужное постоянство;

        — прочность — принудительная целостность.

        Четких правил, позволяющих сформулировать символическую аналогию для заданного объекта, нет. Есть набор рекомендаций, вспомогательные приемы, и начинать освоение инструмента лучше всего с них.

        Прежде всего выявляется главная функция объекта, то действие, ради которого он создан. (Почти все объекты выполняют не одну, а несколько функций; важных для потребителя, желательно видеть их все).

        После этого определяется, есть ли у объекта противоположные качества, выполняется ли функция, обратная выбранной. Их сочетание и будет основой символической аналогии.

        Игра со словами и фразами — это способ делать знакомое не знакомым. Чтобы метафоры были действенными, их необходимо обновлять. Именно игра со словами позволяет это делать. На синектической сессии изобретался новый открыватель консервных банок. Играя со словом «открытый», группа смогла отойти от привычной точки зрения, что привело к использованию прямой аналогии.

        Отметим, что в данном случае был использован иной механизм, а именно понятие «идеальной машины»: «Что имел бы идеальный открыватель банки? Идеально было бы — не открывать банки… Они сами должны бы открываться». Все последующее обсуждение проблемы и выход на решение основывалось именно на этой идее.

        Фантастическая аналогия

          Изобретатель заслуживает и должен позволить себе ту же свободу, творчества что и новатор — художник. Ему необходимо иметь возможность проверить верную идею, представить себе лучшее решение проблемы и при этом временно не принимать во внимание установившиеся в мире законы (нормы).

          Только таким путем может быть создан образ идеала. Выражение «сознательный самообман» используется в синектике для выражения того факта, что человек, решающий проблему, должен быть раскрепощен по отношению к законам природы, которые находятся в конфликте с его идеальным решением. Человек, решающий проблему, должен видеть, какие законы окружающего мира находятся в конфликте с его идеальным решением.

          Классический специалист имеет тенденцию к сверхрационализму и чувствует угрозу во всем, что может «атаковать» его логическую вселенную. Синектор должен уметь на время отстраниться от имеющихся несоответствий, чтобы не дать им остановить процесс творческой работы. Фантастическая аналогия и служит для облегчения этого процесса.

          14 стр., 6630 слов

          Мышление как процесс решения задач

          ... он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами. Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может ... Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы ...

          Суть фантастической аналогии состоит в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Таким образом в синектике реализуется оператор построения чисто функциональной модели желаемого решения. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи.

          Применяемый в синектике комплекс средств далеко не исчерпывается представленными выше аналогиями и приемами. Постоянная практика применения метода позволила разработать приемы углубленного представления исходной ситуации, средства ее начальной обработки. В процессе решения применяются и операторы психофизиологической активизации.

          Решения, которые предлагают синекторы, часто представляются оригинальными, иногда рядовыми, обычными, но следует иметь в виду, что основа и наибольший объем работы синекторов заключается не в решении проблемы, а в ее постановке, в возможности увидеть неожиданный ракурс, поворот, акцент. Поставленные задачи, как правило, не сложны и могли бы быть решены с помощью других методов, но обычно решения находятся вскоре после уяснения ситуации, так что дополнительные средства, как правило, не привлекаются.

          Итак, синектика — средство для постановки задач.

          Собственно нахождение решения с ее помощью есть следствие широко известного положения о том, что правильная постановка задачи это половина решения. Запомним один из девизов синекторов: «Сформулированные задачи решаются».

          1. Формирование синектических групп

          Хотя механизмы синектики просты в своих основах, их применение требует огромных затрат энергии. На самом деле синектика не отменяет процесс творческой активности, но она активизирует мышление, делая его более напряженным. Еще большую напряженность работе придает ее коллективный характер. Группа, в рамках которой происходит решение, это сложный и тонкий механизм, создающийся длительное время и требующий специфической подготовки как от слушателей, так и от преподавателей.

          Процесс формирования синектической группы состоит из трех основных фаз:

          1. Отбор членов группы.

          2. Обучение, тренировка группы.

          3. Вживление группы в реальную среду (в реальное окружение).

          Отбор членов группы

            Более чем тридцатилетний опыт подготовки синекторов позволил выявить ряд правил и ограничений при отборе, сделать его более эффективным. Основа отбора — беседа с людьми, с каждым от шести до десяти часов. При этом происходит первичный, а затем и окончательный отбор.

            Критерии первичного отбора:

            1. Образование.

            Люди должны быть отобраны таким образом, чтобы их образование отвечало общей ориентации компании: иследование, инженерное дело, маркетинг. Например, эффективная синекторская группа может состоять из трех инженеров и двух гуманитариев. Необходимо также выяснить, является ли для претендента в синекторы естественным сам процесс обучения, имеются ли у него навыки и привычки к обучению, расширению своих знаний и изменению мировоззрения.

            2. Уровень энергии.

            Кандидаты должны иметь высокий уровень энергии. При отборе кандидатов не следует путать энергичных, активных людей с теми, у которых проявляется ярко выраженное маниакальное поведение.

            4 стр., 1867 слов

            Диагностический подход на основе теории ж.Пиаже; теории развития ...

            ... 2) компози­ция, 3) фокусировка, 4) замещение, 5) дифференциация. 1.3 Развитие как решение задач (р. Кейз). Наряду с внутренними операционными схемами, которые проецируются на психику, возникли ... (с 15 до 18 лет). Процессы развития, которые рассматривает Р. Кейз: 1) решение задачи, 2) исследовательская деятельность, 3) подражание, 4) кон­троль, 5) созревание. Диагностический подход ...

            3. Возрастные требования.

            Как для любых действий, требующих массу энергетических затрат, кандидатам должно быть не менее 25 и не более 40 лет. Члены синекторской группы подбираются примерно одного возраста.

            4. Административный потенциал.

            Способность к обобщению — основа синектики, она должна быть и у хороших администраторов. Поэтому внимание уделяется прошлому административному, организаторскому опыту претендентов.

            5. Предпринимательство.

            На промышленном предприятии от группы требуется предпринимательство. Поэтому члены группы должны быть отобраны с учетом того, как они принимают на себя ответственность за успех или провал проекта. Считается, что синекторы должны чувствовать себя несколько в стороне от компании, в которой работают, хотя и вовлеченными в дело. Это способствует принятию взвешенных решений, на которые не оказывают влияние групповые предпочтения, отношение к тем или иным работникам и т. п. Помимо того, ощущение особой ответственности за судьбу предприятия может не позволить рекомендовать рискованные проекты.

            6. Профессия.

            В идеальном случае люди, отобранные для группы, должны иметь большое количество разнообразных профессий. Поэтому при прочих равных условиях предпочтение отдается людям с большим жизненным опытом.

            7. «Особенный» индивид.

            Время от времени встречаются люди, у которых есть все данные для того, чтобы продуктивно работать в группе, но, несмотря на это, эффективность их работы оказывается не на должном уровне. Причиной здесь может быть склонность к индивидуальной работе, глубокая интровертированность или повышенная критичность к чужим высказываниям.

            Перечисленная совокупность критериев служит своего рода порогом для решения вопроса о возможности зачисления претендента в группу для обучения. Окончательный отбор производится с целью минимизации затрат на обучение.

            Критерии окончательного отбора:

            1. Метафорические способности.

            В процессе собеседования внимательно следят за речью испытуемого. Она проверяется на количество метафор и аналогий, богатство словарного запаса, чистоту языка. Опрашиваемого настраивают говорить с помощью метафор.

            2. Отношение поддержки.

            Так как некоторые характерные черты претендента не могут быть выявлены только лишь из беседы с ним, собеседование включает в себя прогулку по лесу; кандидату предлагают принять участие в коллективных работах на каком-то земельном участке (прокладка труб или наведение маленького моста через ручей); или кандидата могут пригласить на пикник с синекторами. В группы синекторов отбираются люди, реализующие наиболее самостоятельную, активную позицию поддержки.

            3. Кинестатическое согласование (координация).

            Хотя неуклюжесть, неповоротливость никак не связаны с творческим потенциалом, синекторы все же выступают против отбора такого человека, считая, что, как правило, крайний недостаток координации подразумевает, в свою очередь, недостаток уверенности в себе.

            4. Отношение к риску.

            13 стр., 6452 слов

            Определение состояния решения исследовательской задачи

            ... невозможность разделения рабочего и нерабочего времени исследователя.   Определение состояния решения исследовательской задачи   Для выполнения этого этапа необходимо получить исчерпывающую информацию об ... этапа научного исследования исследователь должен иметь исчерпывающие данные о состоянии решения научной задачи и определить, в каком направлении ему самому двигаться. Иными словами, ...

            В ходе беседы с кандидатом синекторы должны определить, любит ли испытуемый рисковать. Если да, то какому типу риска он предпочтитает подвергаться. Является ли кандидат самоуничтожительным игроком, который бессознательно пытается нанести себе вред? Рискует ли он потому, что это — единственный способ, чтобы довести до конца начатое дело? Нравится ли ему рисковать или риск пугает его?

            5. Эмоциональная зрелость.

            Творческим людям присуща какая-то «детскость». Но эта «детскость» не является непременным показателем эмоциональной незрелости. Эмоционально незрелый человек с детским восприятием окружающего мира не использует свое детское удивление, восхищение по различным поводам как психологическую базу для творческих действий. Во время отбора ищут как раз способность интегрировать «детскость» в конструктивные действия.

            6. Способность к обобщению.

            Какие у испытуемого мыслительные привычки? Может ли он, взяв 3-4 факта, составить из них ясное, четкое, обобщающее заключение? Может ли кандидат, быстро выбрав главное и основное, обобщить материал, чтобы налицо был явный результат?

            И дальше, может ли он действовать, отталкиваясь от своего же обобщения?

            7. Обязательность.

            Если кандидат верит в конечный результат, может ли он заставить себя сделать все возможное, чтобы его вера была воплощена в жизнь? Или же он излишне аналитически подходит ко всему? Кандидат должен идентифицировать себя с продуктом изобретения настолько, чтобы успех всего предприятия имел для него решающее значение. В тоже время, учитывая, что не все проекты бывают «выигрышные», кандидат должен быть готов к тому, чтобы перебороть в себе горечь утраты в случае неудачи.

            8. Антикомформная ориентация.

            Люди, выбранные для синектической деятельности, должны быть как бы вне статуса, который уже определен и в какой-то степени символичен, сам диктует рамки поведения. Работа в группе должна развить в них другой статус, основанный на независимости и вкладе в общее дело.

            9. Дополнительный аспект.

            Ни один кандидат не может по всем критериям получить максимально высокую оценку, но группа в целом должна иметь максимум по всем значимым характеристикам. В то же время есть определенные личностные свойства, по которым оценивается кандидат, являющиеся его изюминкой и вносящие вклад в повышение разнообразия группы.

            Обучение, подготовка группы

              Полное время подготовки группы составляет до года. Оно складывается из очных и заочных сессий. Очные сессии производятся в учебном центре и длятся неделю. Остальное время обучаемые проводят на своей фирме, решая учебные и реальные задачи. Важной составляющей первых циклов обучения является формирование уверенности в значимости метода. Подобная уверенность нужна как обучаемым, так и руководству фирмы, финансирующему обучение. С этой целью перед началом занятий руководство фирмы составляет список из 5-10 проблем (как технических, так и организационных).

              Удачные решения этих проблем дают лучшее подтверждение тому, что деятельность синектической группы на самом деле более продуктивна и эффективна, чем обычная работа. Однако этот результат, как ни странно, убеждает кого угодно, но не самих решателей. В первую очередь это связано с желанием увидеть чистый эксперимент и пониманием его невозможности. Лучший способ определения эффективности метода для самого решающего — оценить ценность и степень новизны понятий, выдвинутых при решении синектической группой в сравнении с традиционными творческими усилиями коллектива. Дать новый взгляд на привычные базовые понятия, помочь взглянуть на них с иных позиций. Такой способ проверки позволяет самому обучаемому сделать заключение о ценности синектики для него.

              Начиная с первого недельного заседания, группа синекторов собирается для работы в отдельном помещении. На очных сессиях контакты с посторонними недопустимы. Цель этого — столкнуть людей вместе в процессе решения задачи. В процессе обучения происходит как освоение механизмов, действующих в рамках метода, так и освоение «эмоционального компонента» действия. В то же время происходит формирование общего языка группы. Группа начинает видеть зависимость жизни всего коллектива от вклада каждого из ее членов. Иными словами, синектика формирует коллективизм в решении задач. Исходя из теории синектического процесса, в группе устанавливается фон постоянного вырожденного кризиса, соревновательности во всем. Если по типу занятия невозможно или затруднено организовать соревнования между членами группы, то соревнуется группа и преподаватели.

              Учащиеся постоянно решают проблемы прикладного и общего характера: является ли незаменимым выпускаемый нашей фирмой товар? Если нет, то зачем планировать его будущее развитие? И какое будущее ждет в таком случае компанию? Какие ценности несет она в себе?

              К концу первого месяца обучения заканчивается окончательный отбор в группу. Второй — четвертый месяцы заняты изучением механизмов синектики и решением реальных задач, которые были даны руководством фирмы. К концу этого срока группа представляет в свою фирму их принципиальные решения. В течение пятого и шестого месяцев производятся предварительные исследования по полученным идеям. И вновь руководство фирмы имеет возможность оценить эффективность обучения, базируясь на данных, которые предоставляет группа. Последние шесть месяцев обучения посвящены следующим вопросам:

              • Продолжение обучения теории синектики.
              • Определение линии поведения, статуса и организационного состояния группы в процессе штатной работы на фирме.
              • Решение реальных задач.
              • Подготовка к преподавательской деятельности на фирме.

              Последний вид деятельности имеет существенную значимость для синекторов. Считается, что группа не может длительное время работать без прилива свежих сил. Это связано с необходимостью создания особой инновационной среды, в которой значительно легче творить и внедрять придуманное, с естественным оттоком людей из группы, а также с тем, что основанная на метафорическом богатстве работа должна иметь подпитку в виде новых членов группы.

              Вживление группы в реальную среду

                Работа группы над реальными проектами может осуществляться как в рамках своей фирмы, так и по заказу посторонней организации. В обоих случаях при проведении работы имеются специфические сложности. Они сродни тем, которые приходится преодолевать и отечественным специалистам в области управления творческой деятельностью. Интерес представляют те усилия, которые совершают синекторы для доказательства своей значимости. Так, уже довольно долгое время синектические группы подключаются к решению социально-управленческих задач, стоящих перед фирмами. Например, каждая компания имеет свои представления об организационной деятельности: о найме работников, механизмах формирования заработной платы, качестве продукции, основном типе клиентов, о рекламе и т. п. Все это вместе взятое составляет политику фирмы. Если представления верно отражают реальность, то они будут полезны и будут тщательно соблюдаться фирмой. Но очень часть представления, которыми руководствуется фирма, являются привычками, не очень хорошо отражающими сегодняшнюю действительность. Польза от соблюдения подобных правил постепенно уменьшается, вред растет.

                Синектические группы на фирмах во многом представляют собой инструмент для выявления положительных и отрицательных сторон применяемых правил. Помимо этого синектические группы занимаются выявлением внутрифирменных изменений на всех уровнях. Для этой цели эффективно применяются механизмы превращения известного в неизвестное. В литературе отмечены и случаи использования синектики для совершенствования деятельности правительственных органов и политических партий. Так указывалось, что «если политическая партия, заявляющая на выборах о прогрессивной смене курса, не изменит всю систему своих взглядов, то ее замысел может завязнуть в бессознательном применении старых правил игры, старых ценностей».

                Фантастическая аналогия позволяет поставить цель в чистом виде, освобожденную от материальных, «отягчающих» составляющих. Прямая аналогия дает возможность привлечь опыт иных областей техники, реализуемые в природе механизмы выполнения требуемой функции. Широкое использование символической аналогии — это комплексное представление объекта через совокупность присущих ему противоположностей. Наконец, личностная аналогия — ключ к пониманию всего происходящего процесса, выявлению скрытых, непонятных зон, формированию списка требований и «ожиданий» объекта.

                Не привязанные к конкретным информационным массивам, синекторы используют весь багаж накопленных знаний и ощущений в рамках творческого процесса, а не в промежутках между формально выполняемыми действиями.

                1. Алгоритм метода

                Алгоритм синектики состоит из следующих процедур:

                1. Проблема как она дана
                2. Превращение не знакомого в знакомое
                3. Проблема как она понята
                4. Оперативные механизмы
                5. Сделать знакомое незнакомым
                6. Психологическое состояние
                7. Состояние объединения с проблемой
                8. Точка зрения
                9. Решение или научно-исследовательская цель

                Проблема как она дана может оказаться точным описанием состояния дел, а может скрывать и перепутывать основной вопрос.

                Анализ после превращения незнакомого в знакомое откроет элементы ранее не открытые; функции и недостатки традиционных способов и систем.

                Фаза «Проблема как она понята» заключается в обдумывании и систематизировании проблемы как она дана.

                Оперативные механизмы предполагают использование аналогий и метафор, которые родственны проблеме как понятой, или вызваны ею. Эти механизмы раскрывают проблему как понятую.

                Знакомое, сделанное незнакомым позволяет проблему рассмотреть с новой точки зрения, как чужую, в новой форме.

                Психологическое состояние подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, размышление над ней.

                В состоянии объединения с проблемой самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.

                На фазе «Точка зрения» осуществляется переход от аналогии к конкретному решению, идее.

                Решение или научно-исследовательская цель предполагает доведение до практического испытания найденного принципа или продолжение научных исследований.

                Примеры решаемых задач

                  Условие задачи № 1.

                  Если высотомер самолета — альтиметр состоит из двух циферблатов, «глаз путается около двух вращающихся движений, которые нуждаются в повторном чтении». В том случае, когда одно из измерений отображается на циферблате, а другое на горизонтальной шкале, трудностей в снятии показаний не существует, но конструкция усложняется из-за множества шестеренок и возникает ошибка ввиду возросшего механического трения.

                  Метод решения:Личная аналогия

                  Ответ:

                  Предложена конструкция альтиметра, состоящая из спиральной пружины со стрелкой на одном ее конце и точкой на средней части пружины.

                  Условие задачи № 2.

                  Необходимо создать коробку передач с входным и выходным валом. При изменении скорости вращения входного вала от 400 до 4000 об/мин скорость вращения выходного вала должна быть постоянной и составлять 400 об/мин.

                  Метод решения:Личная аналогия

                  Ответ:

                  «Жидкость, которая составлена из биллиона резиновых лент. Чем быстрее движется ось вращения, тем больше резиновой ленты наматывается на ось. Один из членов группы построил модель по этому принципу, но она могла служить только как чувствительный механизм, но не как силовая передача. Поэтому он построил механическую аналогию жидкостного механизма постоянной скорости. Эта модель определенно доказала принцип и оказалась действенной и экономичной».

                  Условие задачи № 3.

                  Изобрести подъемный механизм, умещающийся в коробку размером 4 х 4 дюйма и удлиняющийся наружу на 3 фута, поддерживающий вес в 4 тонны.

                  Метод решения: Символическая, прямая аналогия со стоящим канатом в индийском фокусе.

                  Ответ:

                  Велосипедные цепи могут гнуться только в одном направлении. Конструкцию подъемного механизма предложено спроектировать так, что цепи, соединенные в верхней части, выходят из ящика и обладают достаточной жесткостью для поднятия груза.

                  Условие задачи № 4.

                  Необходимо изобрести крышу, которая была бы летом белая, а зимой черная с целью экономии энергии на обогрев зимой и кондиционирование летом.

                  Метод решения:Прямая аналогия с лаской, хамелеоном, камбалой.

                  Ответ:

                  Предложена идея материала черного цвета с размещенными внутри маленькими белыми пластиковыми шариками. При нагревании крыши от солнца белые шарики расширяются и появляются сквозь черный цвет растворителя крыши.

                  Условие задачи № 5.

                  Разработать краситель, который приставал бы к меловой поверхности дома. Меловой остаток предыдущей работы делает перекраску трудным делом, а новая краска сдирается слишком быстро.

                  Метод решения:Прямая аналогия (спина утки), личная (капля).

                  Ответ:

                  Предлагается добавить в краску растворитель, который должен проникать сквозь меловую поверхность, а краска — следовать за растворителем.

                  Условие задачи № 6.

                  Необходимо создать переправу тяжелым армейским танкам для преодоления рвов до 3 метров шириной.

                  Метод решения:Не относящееся к делу, прямая аналогия (два муравья, перебирающиеся через пропасть).

                  Ответ:

                  При помощи специальных зацепок на передней и задней части каждого танка несколько (например 6) танков могут быть связаны в единое звено. Они образовали бы мост из самих себя — задние танки поддерживали бы первый танк в пространстве до тех пор, пока он не закрепится на противоположном краю.

                  1. Выводы

                  Метод синектики несомненно представляет интерес, поскольку предлагает методы, позволяющие активизировать творческую деятельность в коллективе. Синектика является наиболее сильным средством активизации изобретательской деятельности в рамках принципа перебора вариантов. Предложенные в методе механизмы воспроизводимы и дают положительный результат при решении инженерных задач. Благодаря значительному возрасту синектики был накоплен обширный документальный материал и примеры решения практических задач, что позволяет рекомендовать метод к изучению и применению.

                  Список литературы

                    1. Нечаев В.В. Лекции по ОТТД за 10 семестр. М., 2006.
                    2. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений. М., 1992.
                    3. Описание методов решения творческих задач.
                    4. Материалы сайта wikipedia.org.
                    5. Материалы сайта metodolog.ru.