1. Выделите букву правильного ответа:

1. Выделите букву правильного ответа:

Педагогика как наука впервые была выделена из системы философских знаний:

а) в период античности; б) во второй половине ХIX в.; в) в XVII в.; г) в XVIII в.

2. Допишите предложение:

Педагогика взаимосвязана с такими науками, как _____________________.

3. Установите соответствие между методами педагогического исследования и их краткими

характеристиками:

А. Педагогическое наблюдение 1. Предполагает получение новой информации педагогического содержания от собеседников

Б. Анкетирование 2. Предполагает организованное целенаправленное восприятие и фиксацию

педагогических явлений

В. Исследовательская беседа 3. Предполагает субъективную оценку экспертами какого-либо явления

по заданной шкале

Г. Педагогический эксперимент 4. Предполагает объективное, стандартизированное измерение знаний,

умений, навыков, уровня развития, личностных характеристик

испытуемого

Д. Тестирование 5. Предполагает изучение какой-либо стороны педагогического процесса

в специально создаваемых и контролируемых условиях

Е. Рейтинг 6. Предполагает письменный опрос определённого количества людей с

применением серии упорядоченных вопросов

4. Запишите в правильной последовательности этапы технологии педагогической диагностики (укажите соответствующую последовательность букв):

а) выделение уровней развития (обученности, воспитанности) учащихся; б) отбор системы методов диагностики; в) постановка целей диагностики; г) анализ результатов диагностики; д) определение критериев, показателей развития личности, её отдельного качества, свойства и т.п.; е) учёт, фиксирование результатов диагностики; ж) осуществление методов диагностики в непосредственном педагогическом взаимодействии.

5. Вставьте пропущенные слова:

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... правильности метода. Классификация методов исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического ... накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д. Методы, подходящие для одной ... предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических ...

В современной педагогике образование определяют как ______ и _____ обучения и воспитания.

6. Восстановите определение:

____________ — это объективные, общие, существенные, необходимые, устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями, компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие и функционирование.

7. Из перечисленных понятий выпишите (подчеркните) те, которые являются собственно дидактическими:

Методическая работа; цель обучения; содержание образования; культура личности; классный руководитель; принцип обучения; умение; младший школьный возраст; классный час; форма обучения; образование; преподавание; педагогическая культура; классно-урочная система; лицей; мотив; метод обучения; воспитание; учение; групповая форма обучения; педагогика; обучение; знание; технология обучения; личность; учебный процесс.

8. Вставьте пропущенные слова:

Под стилем общения педагога с воспитанниками понимаются _____ особенности его ______ с детьми. К ним относятся: особенности ______ возможностей учителя, достигнутый уровень его ________с воспитанниками, творческая _______ педагога и особенности ________, с которыми он общается.

Для справок: индивидуальность; коммуникативных; детей; индивидуально-типологические; взаимоотношений; взаимодействия.

9. Установите соответствие между принципами обучения и их содержанием:

А. Наглядность

1. Содержание учебного материала соответствует современным научным представлениям, включает фундаментальные вопросы основ наук; в процессе обучения школьники знакомятся с некоторыми методами научно-исследовательской работы

Б. Связь с практикой, опытом учащихся

2. Учащиеся достаточно подготовлены к восприятию учебного материала, но изучают его на высшем уровне их возможностей; обучение ведёт за собой развитие

В. Научность

3. Сочетание групповой, индивидуальной, парной, коллективной форм обучения на уроке

Г. Сознательность и активность учащихся в обучении

4. Теоретический материал сочетается в процессе обучения с практическими занятиями; учитель показывает практическое применение теоретических знаний, опирается на личный опыт учащихся в процессе обучения

Д.Преемственность, систематичность, перспективность в обучении

5. Применение в процессе обучения разнообразных средств наглядности, демонстрации и т.п., для того, чтобы воздействовать на различные органы чувств

Е. Доступность обучения в сочетании с высоким уровнем трудности

6. Учитель формирует активное отношение школьников к учению, способствуя осмысленному и сознательному усвоению ими учебного материала

Ж. Обучение детей в группе (коллективе)

7. Учитель использует имеющиеся у школьников знания в процессе изучения нового материала; строит обучение с учётом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более сложного материала

10. Из нижеперечисленных понятий выпишите (укажите буквы) методы обучения:

а) анкетирование; б) воспитание; в) упражнение; г) тестирование; д) классный руководитель; е) сочинение;

ж) доступность обучения; з) деятельность; и) поощрение; к) проблемное изложение; л) работа с учебником;

м) факультатив; н) учебная дискуссия; о) содержание образования; п) воспитание нравственной культуры;

р) создание ситуаций новизны.

11. Выделите букву правильного ответа:

Теоретически обосновал классно-урочную систему:

а) И.Ф. Гербарт; б) Я.А. Коменский; в) А. Дистервег; г) К.Д. Ушинский.

12. Установите соответствие между видами обучения и их характеристиками: а. Проблемное обучение 1. Самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной

программе обучения с помощью разнообразных средств обучения

В основе лежит теория алгоритмизации обучения

Б. Догматическое обучение 2. Учитель излагает материал, используя средства наглядности. Учащиеся

усваивают сообщаемую информацию в основном путём запоминания.

Усвоенное закрепляется многочисленными упражнениями по образцу

В. Программированное обу- 3. Учитель бездоказательно сообщает готовые истины ученику.

чение Ученик механически их заучивает и воспроизводит

Г. Объяснительно-иллюст- 4. Учащиеся включаются учителем в поиск решений новых для них

ративное обучение теоретических или практических проблем. Учитель создаёт проблемные

ситуации; учащиеся осознают, принимают и разрешают эти ситуации,

приобретая при этом новые знания, а также умения и навыки

самообразования

13. Допишите предложение, выбрав букву правильного ответа:

Обучение, которое осуществляется посредством совокупности проблемных, поисковых, исследовательских методов, позволяющих решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов ее решения, имеющих познавательную, теоретическую или практическую значимость — это _______________________ .

а) дифференцированное обучение; б) кооперативное обучение; в) проблемное обучение;

г) проектное обучение.

14. Выпишите (подчеркните) понятия, непосредственно относящиеся к теории воспитания

Принцип воспитания; культура; система образования; воспитательная система; отношение личности к чему-либо или к кому-либо; структура педагогического процесса; учение; самовоспитание; цель педагогического процесса; метод воспитания; форма обучения; возраст; дидактика; ценностная ориентация; технология воспитания; урок; классный руководитель; директор школы, анализ воспитательного мероприятия; поощрение; методическое объединение учителей; диспут.

15. Расставьте по порядку (укажите номера) шаги алгоритма целеполагания в работе классного руководителя:

Диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности педагога и учащихся.

Уточнение целей и задач, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений учащихся, родителей и других, а также прогнозируемых результатов.

Прогнозирование возможных результатов воспитательной работы, моделирование целей и задач.

Организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности классного руководителя, учащихся, родителей и других субъектов воспитательного процесса в классе.

16. К специальным понятиям коррекционной педагогики относятся (укажите номер правильного ответа):

1. Психика, сознание, развитие, деятельность, личность.

2. Воспитание, обучение, образование, развитие, формирование

3. Нарушение, дизонтогенез, дезадаптация, девиация, реабилитация.

17. Восстановите определение:

___________ — совместное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития и детей, не имеющих таких особенностей, при участии педагогов-специалистов.

18.Главным направлением спартанской системы воспитания в Древней Греции являлось:

а) воспитание джентльмена;

б) воспитание воина;

в) гармоническое развитие личности;

г) воспитание рыцаря.

19.Какие типы школ сложились в Европе в раннем средневековье?

а) приходские, монастырские, соборные;

б) тривиальные, грамматические, риторские;

в) мусические, гимнастические, философские.

20.Автор теории естественного свободного воспитания:

а) Дж. Локк;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Д. Дидро;

г) Я.А. Коменский.

21. Основные принципы воспитания – природосообразность, культуросообразность, самодеятельность – были предложены в XIX в.:

а) И.Г. Песталоцци;

б) Р. Оуэном;

б) А. Дистервегом;

в) И. Гербартом.

22. Доминирующее положение в системе белорусского просвещения в XIV веке занимала

школа:

а) православная;

б) католическая;

б) протестанская;

в) униатская.

23.Направление в педагогике, представителем которого был известный педагог советского периода В.А. Сухомлинский:

а) гуманистическое;

б) экспериментальное;

б) инновационное;

в) традиционное.

24. Дополните понятия и определения:

Целью сложившейся в Европе в период Реформации иезуитской системы воспитания было воспитание _________.

25. Допишите предложение:

В конце ХХ- начале XXI в. в системе образования Республики Беларусь основным типом учебного заведения, дающего высшее образование стал __________ .

Вариант 2

1. Выделите букву правильного ответа:

Педагогика относится к:

а) антропологическим наукам; б) естественным наукам;

в) гуманитарным наукам; г) техническим наукам.

2. Из приведённых ниже методологических принципов выпишите (укажите буквы) конкретно-научные методологические принципы (подходы) в педагогике:

а) личностный подход; б) единство социального и биологического; в) единство общего, особенного и единичного; г) системный подход; д) культурологический подход; е) антропологический подход; ж) соотношение количественных и качественных данных; з) деятельностный подход; и) полисубъектный подход; к) соотношение объективных и субъективных признаков; л) единство теоретического и практического; м) этнопедагогический подход; н) единство логического и исторического.

3. Выпишите (вычеркните) понятие, не соответствующее логической цепочке:

1) анкетирование, педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, интервьюирование;

2) реферирование, конспектирование, аннотирование, ранжирование;

4. Восстановите определение, выбрав букву правильного ответа

_________________ — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

а) формирование; б) социализация; в) воспитание; г) развитие.

5. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:

1. Наследственность

А. Природные, социально-экономические и материально-бытовые условия жизнедеятельности человеческого сообщества и каждого человека

2. Деятельность

Б. Осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств

3. Общение

В. Свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом

4. Среда окружающая

Г. Одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, умениями, а также результатами взаимодействия в виде материальных и культурных ценностей

5. Среда социальная

Д. Форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразования окружающего мира

6. Самовоспитание

Е. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности

6. Дополните структуру содержания образования необходимыми компонентами:

  1. когнитивный опыт человечества и отдельной личности;

2) ______________;

3) опыт творческой деятельности;

4) _______________.

7. Восстановите текст:

Дидактика — это отрасль …, которая изучает … основы … и его … . Предметом дидактики являются закономерные связи между деятельностью … и деятельностью …, а также между компонентами … … и его результатами. В развитие дидактики как теории обучения большой вклад внесли следующие зарубежные и отечественные педагоги: …

8. Установите соответствие между стилями педагогического руководства и их

характеристиками:

А. Авторитарный стиль 1. Педагог старается не вмешиваться в жизнь детской группы самоустраняется от ответственности за происходящее,

не имеет авторитета у детей, формально относится к

воспитательной работе. Формы обращения: уговоры,

увещевания и т.п.

Б. Демократический стиль 2. Учитель единолично определяет направление деятельности

учащихся, подавляет их инициативу, игнорирует интересы,

внутренний мир детей. Формы обращения: указание,

поучение, инструкция, приказ, окрик и т.п.

В. Либеральный, попу- 3. Универсальный стиль руководства, сочетающий в себе

стительский стиль элементы других стилей

Г. Динамический (вариа- 4. Педагог строит общение и деятельность учащихся на основе

тивный) стиль творческого сотрудничества, поощряет их инициативу, учитывает индивидуальные особенности, способствует

формированию гуманных взаимоотношений. Формы

обращения: совет, просьба, рекомендация и т.п.

9. Какое понятие определено (выберите букву правильного ответа)

___________ — научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата.

а) преподавание; б) педагогическая технология; в) воспитание; г) педагогическое умение.

10. Подберите к принципам обучения, реализующие их правила обучения (укажите соответствующие буквы):

1) Принцип научности: ________________ .

2) Принцип доступности: ________________.

а) “От лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному”.

б) “Как можно чаще на уроке используйте вопрос “почему” для того, чтобы учащиеся понимали причинно-следственные связи”.

в) “Изготавливайте вместе с учащимися учебные пособия: макеты, приборы, таблицы, схемы и др.”.

г) “Способствуйте осознанию и принятию учащимися задач урока”.

д) “Обучая, идите от опыта к знаниям”.

е) “Учите школьников учиться, формируйте у них исследовательские умения”.

ж) “Развивайте, закрепляйте, переносите успехи ученика в одном виде деятельности на другие”.

з) “Повторяйте пройденное, предупреждайте забывание”.

и) “Учитывайте способности, уровень обученности ученика”.

к) “Изучайте новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему ”.

л) “Показывайте, какое практическое применение находят изучаемые теоретические знания”.

11. Выпишите (вычеркните) понятие, не соответствующее логической цепочке:

  1. упражнение, рассказ, беседа, дискуссия, лекция;
  2. лабораторный опыт; изготовление таблицы, упражнение, «мозговой штурм», трудовые действия.

12. Запишите в нужной последовательности (укажите соответствующие буквы) этапы деятельности учителя в процессе проблемного обучения:

а) организует размышление учащихся над предложенной проблемой, её принятие и формулирование учащимися проблемной задачи; б) обобщает полученное решение задачи, организует закрепление новых знаний, их применение для решения новых задач; в) предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т.п.; г) организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами приобретения знаний.

13. Допишите предложение, выбрав букву правильного ответа:

Совместное обучение учащихся в малых группах, в основе организации которого лежат принципы взаимозависимости всех членов группы, общей оценки (поощрения) работы всей группы, персональной ответственности каждого ученика за успех или неуспех всей группы, поощрение ученика за улучшение предыдущих результатов учения через поощрение всей группы – это ______________________________________ .

а) дифференцированное обучение; б) кооперативное обучение; в) проблемное обучение;

г) проектное обучение.

14. Вставьте пропущенные слова:

Программа воспитания – это … воспитания, деятельности … и … по достижению поставленных … и …, сформулированное и распределённое по … .

Для справок: учащихся; задач; временным периодам; содержание; педагога; целей.

15. Что из нижеперечисленного является непосредственным результатом общего педагогического анализа как функции управления в работе классного руководителя? (укажите номера ответов)

1. Результативность деятельности классного руководителя и классной группы.

2. Целесообразность проводимой воспитательной и организационной работы.

3. Методы и формы воспитательной работы.

4. Содержание проводимых внеклассных мероприятий.

  1. Условия и факторы, способствующие достижению результатов воспитательной работы.
  2. План воспитательной работы классного руководителя.
  3. Эффективность используемых педагогических средств, степень их влияния на результаты работы.
  4. Достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины.
  5. Психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся.
  6. Неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы.
  7. Календарно-тематическое планирование по преподаваемому предмету.
  8. Пути развития педагогического процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.

16. Установите соответствие между понятиями коррекционной педагогики и их содержанием:

1.Коррекция

5.Система мер по обеспечению или восстановлению функций, компенсации их утраты или отсутствия, снятию функциональных ограничений

2.Компенсация

6.Система специальных (психологических, медицинских и др.) и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков

3.Реабилитация

7.Процесс приспособления индивида к изменившимся условиям или преодоление им возникающих трудностей

4.Адаптация

8.Процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций

17. Восстановите определение понятия:

______ — процесс обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающий создание специальных условий для получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество, оказание коррекционной помощи.

18.Идеалом афинской системы воспитания в Древней Греции был:

а) физически развитый, разбирающийся в военном деле человек;

б) всесторонне развитый человек;

в) гражданин, ответственный за благо своего государства.

19.Определяющим в воспитании в эпоху Возрождения был принцип:

а) авторитаризма;

б) народности;

б) гуманизма;

в) культуросообразности.

20.Английский философ и педагог Джон Локк является основоположником теории:

а) свободного воспитания;

б) воспитания джентльмена;

в) коллективного воспитания;

г) воспитания рыцаря.

21Классик педагогики, с чьим именем связывают введения понятия «воспитывающее обучение»:

а) Дистервег;

б) Гербарт;

в) Коменский;

г) Песталоцци.

22.Белорусских просветителей Ф. Скорину, В. Тяпинского, С. Соболя объединяло

а) написание букварей;

б) написание «поучений»;

в) написание учебников по грамматике;

г) книгопечатание.

23. Педагог советского периода, автор книги «Сердце отдаю детям»:

а) А.С. Макаренко;

б) В.А. Сухомлинский;

в) Н.К. Крупская;

г) П.П. Блонский.

24. Дополните понятия и определения:

Принцип природосообразности воспитания, сформулированный в XVII в. Я.А. Коменским и получивший развитие в трудах других педагогов прошлого, означает, что воспитание должно основываться на ___________ .

25.Допишите предложение:

Система высшего образования в Республике Беларусь в результате преобразований последних лет стала двухступенчатой: первая ступень ________, вторая ступень __________ .

Вариант 3

1. Выпишите (подчеркните) из приведённого списка педагогических понятий

категории педагогики:

Метод воспитания; личность; педагогический процесс; образование; социализация; учение; формы обучения; воспитание; преподавание; субъект воспитания; формирование личности; факторы развития личности; ученик; педагогическая система; ценности личности; педагогическая культура личности; обучение; самовоспитание; наследственность; содержание образования; развитие личности; педагогическая технология.

2. Установите соответствие: а. Личностный подход 1. Исходит из того, что личность развивается только в условиях

взаимоотношений с другими людьми, построенных как

как диалогическое общение

Б. Деятельностный подход 2. Предполагает системное использование данных всех наук

о человеке при организации и осуществлении педагогического

процесса

В. Полисубъектный подход 3. Исходит из того, что образование должно быть организовано

с опорой на национальные традиции и обычаи народа, его культуру

Г. Культурологический подход 4. Исходит из того, что личность формируется в деятельности,

находясь в позиции субъекта этой деятельности

Д. Этнопедагогический подход 5. Утверждает, что личность субъект, цель и главный критерий

эффективности педагогического процесса; требует признания

уникальности личности, её права на уважение и т.п.

Е. Антропологический подход 6. Ставит главной задачей педагогического процесса освоение

воспитанниками ценностей общечеловеческой культуры, изучение и формирование их ценностных ориентаций

Ж. Аксиологический подход 7. Утверждает, что педагогический процесс должен быть организован

как освоение ребенком культуры современного общества во всех её

аспектах

3. Восстановите определение, выбрав букву правильного ответа

_________________ — усвоение человеком норм, ценностей, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

а) формирование; б) социализация; в) воспитание; г) развитие.

4. Установите соответствие между возрастными периодами и ведущими видами деятельности:

А. Младший школьник

1. Учебно-профессиональная деятельность

Б. Подросток

2. Учебная деятельность

В. Ранняя юность

3. Общение со сверстниками

5. Выделите букву правильного ответа:

Приоритет в разработке понятия «педагогический процесс» принадлежит:

а) И.Ф. Гербарту; б) П.Ф. Каптереву; в) К.Д. Ушинскому; г) А.С. Макаренко.

6. Допишите предложение:

Учебно-методический комплекс по учебному предмету состоит из: ____________________________________.

7. Вставьте пропущенные слова:

Процесс усвоения знаний и способов деятельности включает следующие этапы: восприятие материала; _____; ___________; закрепление материала, ________; ___________ .

8. Установите соответствие между функциями педагогического общения и их содержанием:

А. Коммуникативная функция 1. Восприятие и познание субъектами педагогического процесса друг друга

Б. Интерактивная функция 2. Передача и обмен информацией, эмоциональными реакциями

В. Перцептивная функция 3. Организация и регуляция совместной деятельности

9. Подберите к принципам обучения, реализующие их правила обучения (укажите соответствующие буквы):

1) Принцип связи обучения с практикой (теории с практикой): ____________ .

2) Принцип систематичности и последовательности: _____________________ .

а) “От лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному”.

б) “Как можно чаще на уроке используйте вопрос “почему” для того, чтобы учащиеся понимали причинно-следственные связи”.

в) “Изготавливайте вместе с учащимися учебные пособия: макеты, приборы, таблицы, схемы и др.”.

г) “Способствуйте осознанию и принятию учащимися задач урока”.

д) “Обучая, идите от опыта к знаниям”.

е) “Учите школьников учиться”.

ж) “Развивайте, закрепляйте, переносите успехи ученика в одном виде деятельности на другие”.

з) “Повторяйте пройденное, предупреждайте забывание”.

и) “Учитывайте способности, уровень обученности ученика”.

к) “Изучайте новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему ”.

л) “Показывайте, какое практическое применение находят изучаемые теоретические знания.

10. Выпишите (вычеркните) понятие, не соответствующее логической цепочке:

  1. контрольная работа, диктант, познавательная игра, письменный зачет, изложение;
  2. работа по таблице, устный опрос; зарисовка схемы, просмотр видеофильма, демонстрация работы прибора.

11. Из списка понятий выпишите (подчеркните) конкретные формы обучения:

Проблемное обучение; беседа; факультатив; учебно-познавательная деятельность; урок-путешествие; контрольная работа; домашняя работа учащихся; коллективная форма обучения; урок; воспитание нравственной культуры школьников; занятие предметного кружка; рассказ; занятие в мастерской; дискуссия; урок-лекция; упражнение; экскурсия; олимпиада; трудовая деятельность, стимулирующее занятие; компьютерное обучение; консультация; учебник; наглядность в обучении.

12. Запишите в нужной последовательности (укажите соответствующие буквы) этапы деятельности ученика процессе проблемного обучения:

а) осознаёт проблемную ситуацию; б) обобщает и закрепляет новые знания и способы их приобретения, применяет их для решения других задач; в) высказывает возможные варианты решения проблемной задачи, ищет верное решение, в результате чего приобретает новые знания и овладевает способами приобретения знаний; г) принимает и формулирует проблемную задачу.

13. Допишите предложение, выбрав букву правильного ответа:

Активно-деятельностный тип обучения, нацеленный на развитие личности, психическое развитие ученика, в том числе на развитие теоретического, продуктивного или творческого мышления, на формирование мыслительных операций, приемов учебной деятельности, коммуникативных, организационных, рефлексивных и других умений. – это ______________________________________ .

а) дифференцированное обучение; б) развивающее обучение; в) проблемное обучение;

г) проектное обучение.

  1. Выделите букву правильного ответа:

Кому из педагогов принадлежат слова: «Я не считаю, что нужно воспитывать отдельного человека. Я считаю, что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания»?

а) С.Т. Шацкому; б) А.С. Макаренко; в) В.А. Сухомлинскому; г) И.П. Иванову.

15. Восстановите текст:

Методическая работа в учреждениях общего среднего образования направлена на повышение … и профессионального … отдельных учителей и всего педагогического коллектива. Основной формой методической работы является методическое _______________. Существуют и другие формы методической работы:: ________.

16. Запишите виды деятельности классного руководителя по порядку (укажите порядковый номер указанных компонентов) в виде технологической цепочки, реализующий один цикл воспитательной работы классного руководителя:

Проектировочная деятельность.

Целеполагающая деятельность.

Коррекционная деятельность (внесение корректив в воспитательную работу).

Диагностическая деятельность.

Рефлексивная деятельность.

Конструктивная деятельность.

Прогностическая деятельность.

Организаторская деятельность.

17. Допишите предложение:

Интегрированное обучение и воспитание – это __________________________________________________.

18.Идеалом воспитания в Античном мире в эпоху эллинизма (III-I вв. до. н.э.) становится:

а) гражданин:

б) оратор;

в) самостоятельная и независимая высокообразованная личность;

г) мужественный воин.

19. В основу гуманистического образования в эпоху Возрождения было положено изучение:

а) естественных наук;

б) богословия;

в) семи свободных наук;

г) древних языков и античного культурного наследия.

20.Автор возрастной периодизации воспитания, определивший для каждого возрастного периода тип учебного заведения:

а) Дж. Локк;

б) Ж.-Ж. Руссо;

в) Д. Дидро;

г) Я.А. Коменский.

21.Немецкий педагог И.Ф Гербарт представлял процесс воспитания состоящим из трех частей: а) управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание; б) умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное

воспитание; в) воспитывающее обучение, управление, трудовое воспитание.

22.Известная в Беларуси в XVII школа в г. Слуцке, получившая название «Слуцкие Афины», была:

а) протестантской;

б) католической;

в) православной;

г) униатской.

23. Основоположником теории коллектива и коллективного воспитания в советской педагогике являлся:

а) П.П. Блонский;

б) Н.К. Крупская;

в) В.А. Сухомлинский;

г) А.С. Макаренко.

24. Дополните понятия и определения:

Принцип культуросообразности воспитания, предложенный в XIX в. немецким педагогом А. Дистервегом, означал учет в воспитании ______________ .

25.Допишите предложение:

В 90-е годы XX в. в Республике Беларусь появился такой новый тип учебного заведения, дающего среднее образовании, как __________.

Вариант 4

1. Установите соответствие между педагогическими дисциплинами (отраслями) и областями их исследований:

А. Общая педагогика 1. Возрастные аспекты обучения и воспитания

Б. Отраслевая педагогика 2. Состояние и основные тенденции развития образования

в различных странах в сопоставительном плане

В. Возрастная педагогика 3. Специфические вопросы обучения по конкретному учебному предмету или методы и формы воспитательной

работы по тем или иным направлениям

Г. Коррекционная педагогика 4. Основные закономерности педагогического процесса

Д. Сравнительная (компара- 5. Особенности воспитания и обучения в зависимости от

тивная) педагогика характера социальной группы или профессии

Е. Частные методики обучения 6. Особенности воспитания людей, имеющих отклонения в

или воспитания физическом или в умственном развитии

Ж. История педагогики 7. Информационные процессы в системе воспитания,

обучения и управления образованием

З. Этнопедагогика 8. Развитие воспитания, школы и педагогической мысли в

различные исторические эпохи

И. Информационная педагогика 9. Традиции, обычаи и ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов

2. Выпишите (вычеркните) понятие, не соответствующее логической цепочке:

  1. педагогическое наблюдение, анкетирование, теоретический анализ, исследовательская беседа;
  2. констатирующий эксперимент, метод независимых характеристик, преобразующий эксперимент, контрольный эксперимент.

3. Восстановите определение, выбрав букву правильного ответа

_________________ — специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, личностного опыта, развитие их субъектности, индивидуальности.

а) формирование; б) социализация; в) воспитание; г) развитие.

4. Выделите буквы правильных ответов:

Проблема содержания образования связана с решением вопроса:

а) как учить подрастающее поколение?; б) какие отношения и качества личности воспитывать у детей?; в) какими средствами обучать и воспитывать детей и молодежь?; г) чему учить подрастающее поколение?; д) каким образом осуществлять руководство школой?

5. Допишите предложение:

Обучение как целенаправленное педагогическое взаимодействие предполагает взаимосвязь двух процессов: ________ и ________.

6. Установите соответствие между понятиями и их содержанием:

А. Учебник 1. Устанавливает состав учебных предметов, их

распределение по годам обучения, недельное и годовое количество

времени, отводимое на изучение учебных предметов

Б. Учебный план 2. Служит вспомогательным средством обучения, в котором

учебный материал представлен более расширено и детализировано

В. Учебное 3. Фиксирует содержание образования, его объём, логику изучения,

пособие количество часов по темам и разделам, перечень умений и навыков

на уровне конкретного учебного предмета

Г. Учебная 4. Является важнейшим дидактическим средством, в котором

программа систематизированы основы знаний по определённому предмету

7. Восстановите определение, вставив пропущенные слова:

______ — это мера целесообразного воздействия на учащихся, избежание крайностей в общении с ними, сочетание уважения и требовательности к ним, умение выбрать правильный подход к ученику.

8. Подберите к принципам обучения, реализующие их правила обучения (укажите соответствующие буквы):

1) Принцип наглядности: _________________ .

2) Принцип сознательности и активности учащихся в обучении: ______________________________

а) “От лёгкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному”.

б) “Как можно чаще на уроке используйте вопрос “почему” для того, чтобы учащиеся понимали причинно-следственные связи”.

в) “Изготавливайте вместе с учащимися учебные пособия: макеты, приборы, таблицы, схемы и др.”.

г) “Способствуйте осознанию и принятию учащимися задач урока”.

д) “Обучая, идите от опыта к знаниям”.

е) “Учите школьников учиться”.

ж) “Развивайте, закрепляйте, переносите успехи ученика в одном виде деятельности на другие”.

з) “Повторяйте пройденное, предупреждайте забывание”.

и) “Учитывайте способности, уровень обученности ученика”.

к) “Изучайте новый материал, связывая его с предыдущим и намечая путь к последующему ”.

л) “Показывайте, какое практическое применение находят изучаемые теоретические знания.

9. Выпишите (вычеркните) понятие, не соответствующее логической цепочке:

  1. упражнение, рассказ, беседа, дискуссия, лекция;
  2. аналогия, синтез, индукция, выделение главного, создание эмоционально-нравственных ситуаций;

10. Установите соответствие между структурами общения и общими формами обучения:

А. Опосредованное общение через письменную речь

1. Групповая форма

Б. Общение в паре постоянного состава

2. Коллективная форма

В. Групповое общение

3. Парная форма

Г. Общение в парах сменного состава

4. Индивидуальная форма

11. Вставьте пропущенные слова:

Урок – основной единичный элемент ___________ системы, основная конкретная _______ обучения. Он четко ограничен ___________, __________, __________.

12. Допишите предложение, выбрав букву правильного ответа:

Обучение, для которого характерен учёт типологических возрастных и индивидуальных особенностей учащихся — это _______________________ .

а) дифференцированное обучение; б) кооперативное обучение; в) проблемное обучение;

г) проектное обучение.

13. Выделите букву правильного ответа:

Одним из первых сделал попытку построить научную теорию воспитания:

а) К.Д. Ушинский; б) Я.А. Коменский; в) И.Ф. Гербарт; г) А.С. Макаренко; д) Ж.Ж. Руссо; е) Л.Н. Толстой.

14. Соотнесите направления воспитательной работы и задач воспитания:

1. Воспитание гражданской культуры

А. Формирование эстетических взглядов, чувств, художественных умений; развитие способности полноценно воспринимать и понимать прекрасное в искусстве и действительности

2. Воспитание нравственной культуры

Б. Охрана здоровья детей, развитие их основных двигательных качеств и умений, воспитание потребности и интереса к занятиям физической культурой, приобретение знаний в области гигиены, физической культуры и спорта

3. Воспитание экологической культуры

В. Формирование ценностного отношения к явлениям общественной жизни воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, правовой культуры

4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся

Г. Воспитание ответственного, бережного отношения к природе, формирование экологических ценностных ориентаций, умений изучать и охранять природу

5. Воспитание эстетической культуры

Д. Воспитание гуманности, уважительного отношения к другим людям, сознательной дисциплины, культуры поведения и общения, культуры внешности

6. Воспитание физической культуры

Е.Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости, предприимчивости; формирование разнообразных трудовых умений, основ культуры умственного и физического труда; создание условий для профессионального самоопределения учащихся

15. Под каким номером дана характеристика интегрированного целеполагания в работе

классного руководителя?

  1. Учащиеся вырабатывают собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска.
  2. Цели классной группы задаются педагогом, но способы их достижения, планирование действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом потребностей, интересов, возможностей учащихся.

3. Цели и план действий задаются извне, а задания по его реализации конкретизируются и распределяются

в процессе взаимодействия классного руководителя и учащихся.

16. Назовите предмет коррекционной педагогики (укажите номер правильного (полного)

ответа):

1. Процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении.

2. Разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и

коррекции.

3. Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

4. Научно-методическая поддержка действующей системы специального образования (обновление содержания образования, создание коррекционно-развивающих программ и т.п.).

17.Допишите предложение:

Коррекционно-педагогическая деятельность – это ____________________________ .

18. Основными типами школ в Древнем Риме были:

а) жреческие, дворцовые школы, школы писцов;

б) палестра, гимнасий, эфебия;

г)элементарные, грамматические, риторские школы.

19. Основной педагогической идеей в период Реформации (XV-XVI вв.) стала идея:

а) гармонического развития личности;

б) реального образования;

в) всеобщего образования и обучения на родном языке;

г) гражданского воспитания.

20. Принцип обучения, известный под названием «золотого правила дидактики» (Я.А Коменский):

а) сознательности;

б) наглядности;

в) прочности;

г) системности.

21. Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци является основоположником:

а) теории элементарного образования;

б) теории свободного естественного воспитания;

в) теории материального образования.

22. Вторым Златоустом называли белорусского просветителя, церковного деятеля:

а) В. Тяпинского;

б) К. Туровского;

в) С. Будного;

г) Ф. Скорину.

23. Педагог советского периода, автор книги «Педагогическая поэма»:

а) П.П. Блонский;

б) В.А. Сухомлинский;

г) А.С. Макаренко

в) В.Ф. Шаталов.

.

24. Дополните понятия и определения:

Принцип народности воспитания, выдвинутый русским педагогом К.Д Ушинским, требовал строить воспитание с опорой на ___________.

25. Допишите предложения:

Реформа образовательной средней школы 1998 г. в Республике Беларусь предусматривала переход на ____ срок обучения.