(1)воспитание в структуре целостного педагогического процесса

(1)воспитание в структуре целостного педагогического процесса.

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Основа воспитания– социальное действие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план лич­ности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).

Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино — сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности — система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы: — диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания; — проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм); — организация педагогического взаимодействия (реализация планов); — проверка, оценка результатов. Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности ...

... дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает игровая деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности отражать свои впечатления – одна ...

(4)принципы воспитания

принципы воспитания — это общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. В них отражается представление о сущности воспитания, поскольку принципы формулируются на основе закономерностей педагогических процессов

Современная отечественная наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет некоторое единство, отражает существенные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством к практике. Ряд ученых рассматривают единую систему принципов воспитания и обучения. Другие дают их отдельно. При всей близости процессов обучения и воспитания, следует отделить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить специфику их, не забывая о некоторой условности разделения.

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. Это означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям. Это находит выражение и в том, что воспитание имеет целевую направленность.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип требует от учителя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные результаты воспитания, в стремление ученика быть лучше, поддерживать, развивать это стремление. Для этого имеется система методов, средств воспитания, личностные качества учителя, его профессиональные умения.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Один из классических принципов советской педагогики, он предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной ... об этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

8. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности. Поскольку воспитание происходит под влиянием многих факторов, среди которых наиболее значительные — семья школьника и социальные институты, школа, педагогический коллектив должны обеспечить единые и согласованные действия всех участников воспитательного процесса.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовывать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

(4) содержательный компонент воспитания

Воспитательный процесс– это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Содержательный компонент включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно.

Содержание воспитания отражает цель и задачи воспитания и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса социальных ролей в различных сферах социальных отношений. Оно ориентировано на развитие личности, предполагает формирование тех качеств в человеке, которые составляют основу его взаимоотношений с людьми, обществом, государством и миром в целом.

Содержательный компонент модели включает учебный план и учебные программы, отражающие содержание образования, а также план воспитательной работы, направленный на решение названных выше задач.

Содержательный компонент модели включает также коррекционные программы по всем учебным дисциплинам, предусматривающие адаптацию содержания учебных дисциплин к образовательному уровню воспитанников и учитывающие особенности организации учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении.

Планирование воспитательной работы проводится на основе теории коллективных творческих дел. Весь учебный год делится на тематические творческие периоды (как правило, их четыре), в каждом из которых предусмотрено проведение различных мероприятий воспитательного характера, направленных на формирование сфер индивидуальности и развитие личности: традиционных мероприятий к праздничным датам, КВНов, деловых игр, виртуальных путешествий, юморин, конкурсов рисунков, сочинений, классных часов и др. План составляется таким образом, чтобы каждый воспитанник обязательно принял участие в подготовке и проведении какого-либо мероприятия, проявив при этом свои способности и потребность в самовыражении.

Составные воспитания-

наказание (кнут), поощрение (пряник), личный пример воспитателя. Виды воспитания умственное, трудовое, физическое, нравственное, эстетическое, правовое, половое.

16 стр., 7554 слов

Пиктограмма как метод изучения личности в норме и при некоторых ...

... схему интерпретации данных «пиктограммы», позволяющую получить значимую информацию об особенностях личности испытуемых.   МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ   Исследование лучше начинать после ... после предъявления инструкции, либо позднее, когда испытуемый осознает сложность выполнения метода. Атмосфера доброжелательности, отсутствие «оценочного» отношения экспериментатора являются лучшим условием ...

(6) система методов, приемов и средств воспитания .

Методы воспитания- это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.

1) Средства воспитания- это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы в составе метода(К средствам относят также конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания).

Некоторые считают, что средства — более широкое понятие, включающее в себя методы, формы и собственно средства)

Три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы Воспитания:

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств.

Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии.

Лекция. Доклад. …

Пример как один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца».

Приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек.

Упражнение — многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами.

Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения вызывает у скубента прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью.

Наказание является древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение.

Соревнование.

Приемы воспитания— это частные (соответствующие конкретной педагогической ситуации) способы использования воспитателем средств (показ положительных примеров, иллюстрация фактов, демонстрация перспектив, сравнение и сопоставление результатов, создание поучительной обстановки и др.).

12 стр., 5991 слов

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

... морально - психологический климат, как фактор, влияющий на эффективную деятельность трудового коллектива. Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач: 1). ... персонал гостиницы. РАЗДЕЛ 1 Трудовой коллектив, как основа деятельности организации 1.1 Психологические характеристики трудового коллектива Все трудовые коллективы различаются по психологическим особенностям. Особенно ...

По отношению к методу приемы воспитания носят подчиненный характер.(как часть метода, конкретное его улучшение)

(7) Классификация методов воспитания.

Строго говоря, ни одна классификация методов воспитания в отечественной науке не отвечает требованиям классификации. Поэтому лучше говорить о системе методов воспитания в рамках той или иной концепции, о совокупности методов, определяемых целями, содержанием и условиями педагогического процесса. Подход Л.С.Выготского к формированию личности (развитие личности осуществляется путем интериоризации культурно-исторического опыта общества)

Методы воспитания- это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания. И.Ф.Харламов уточняет: методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Методы Воспитания:

Убеждение является одним из методов воспитания. Сущность его заключается во всестороннем воздействии на разум, чувства, волю воспитанника с целью формирования у него необходимых жизненных качеств.

Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии.

Лекция. Доклад. …

Примеркак один из методов воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Он представляет собой анализ деятельности образца, стремление воспитанника быть похожим на идеал. В качестве примера может быть не только положительный, но отрицательный «идеал». В этом случае ребенок будет стараться преодолеть в себе те негативные особенности, которые он заметил у «образца».

Приучение. Приучение предполагает формирование способностей к организованным действиям и разумному поведению с целью выработки хороших привычек.

Упражнение— многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. В широком смысле это такая организация жизни и деятельности детей, которая создает условия для поступков в соответствии с общественными нормами.

Поощрениекак метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков, стимулирование к совершению новых. Чувство удовлетворения вызывает у скубента прилив сил, энергии, и как следствие, сопровождается высокой степенью старания и результативностью.

Наказаниеявляется древнейшим из методов воспитания. Оно ориентировано на сдерживание негативных действий человека. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение.

13 стр., 6094 слов

Педагогический аспект воспитания творческой личности

... поэтому я выбрала данную тему курсовой работы. Цель ? выявить сущность воспитания творческой личности. Объект ? процесс воспитания творческой личности. Предмет ? педагогический аспект воспитания творческой личности. Задача ? определить, что необходимо для полноценного развития ...

Соревнование.

(8) формы воспитания. Воспитательное дело, мероприятие . Классификация воспит. Мероприятий. КТД: цель, стадии подготовки, формы, результат.

Формы воспитания– это внешние выражение акта воспитания, взаимодействие педагога и воспитанников.

Мероприятие- организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

Классификация форм воспитания:

1) индивидуальные (к примеру, индивидуальная беседа на этическую тему);

2) групповые (сборы, собрания, классные часы и др.);

3) массовые (вечера отдыха, читательские конференции, военно-спортивные игры, соревнования и др.)

для организации познавательно-развивающейдеятельности учащихся более подходят такие формы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков, конкурс проектов, деловые игры, научные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фантазеров.

При осуществлении задач нравственного воспитаниямогут применяться такие формы, как диспуты, круглый стол, беседа на этические темы, телемосты, акции милосердия, литературно-музыкальные композиции и т. п.).

Для каждого детского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

При проведении мероприятия необходимо обеспечить:

— во-первых, нормативное оформление его деятельности (приказ, распоряжение);

— во-вторых, организационно-управленческое (проведение собрания, доведения сути мероприятия и задач до каждого участника; планирование, контроль за ходом работы.);

— финансово-хозяйственное (получение необходимых средств, что иногда является очень сложным вопросом и зависит от финансовых ресурсов организации, авторитета руководителя данного подразделения, понимания администрацией важности воспитательной работы в учебном заведении, что не позволяет её роль опускать до второстепенной или третьестепенной проблемы; покупка необходимых материалов и т. п.)

КТД: цель, стадии подготовки, формы, результат.

Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым,как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).

При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые.

КТД — форма работы, которая направлена на:

-Развитие творческих способностей.

-Развитие интеллектуальных способностей.

-Реализацию коммуникационных потребностей.

-Обучение правилам и формам совместной работы.

Существует три основных типа КТД:

-Представление.( вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями. )

24 стр., 11807 слов

Особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности ...

... особенности и проблемы взаимодействия личности и общества, личности и коллектива, личности и группы. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: · Теоритический анализ личности в современном обществе, понятий ... которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Таким образом, в ...

-Малое творческое дело.( не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела. )

-Большое творческое дело.( требует предварительной подготовки как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило организаторы дают задание участникам.)

Стоит особо подчеркнуть, что представление — это тип КТД, а не его форма.

Примеры типов КТД

Представление, Коллективные песни., Игры. Концерт. Концертные номера + игры с залом.

Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).

Конкурсы. Несценарные ролевые игры.

Алгоритм организации КТД

1.Определение педагогической цели КТД(для педагогов, работающих с детской группой) или Социальной цели (для детской группы).То есть, необходимо понять какие способности должно развивать это КТД, как должны измениться ребята и что они должны осознать в результате проведения (для педагога).

Цель отвечает на вопрос — чего необходимо достичь

2.Определение контекста данного дела.

Какие дела проходили до дела, какие будут проходить после.

3.Определение содержания дела.

Если дело большое (состоящие из нескольких мероприятий), то его содержанием являются эти мероприятия. Если дело маленькое, то его содержание это та деятельность которая будет происходить в течении КТД. К примеру: содержание субботника — работа, содержание диспута — его вопросы.

Содержание отвечает на вопрос — что будет происходить.

4.Определение возраста и количества участников и согласование с ними факт проведения КТД.

5.Определение типа и формы дела

Форма определяет, как будет проходить это дело.

6.Решение организационных проблем

7.Проведение КТД.

8.Подведение итогов КТД.

Итогиподводятся организаторами КТД с целью накопления опыта. Первым шагом подведения итогов является сбор, обработка и фиксирование ощущений от КТД и его анализа от участников дела.

(9)Коллектив как объект и субъект формирования и развития.

коллектив- высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство и пр. Педагогика понимает воспитательный коллектив как объединение воспитанников, жизнь и деятельность которых определяется социально значимыми целями, органами самоуправления, а межличностные отношения являются коллективистскими, т.е. определяются через отношение к общему делу.

Сущность коллектива по А. С. Макаренко: «настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу»

Признаки коллектива (по Макаренко)

-общая социально-значимая цель

-социально-значимая деятельность

-органы самоуправления

-традиции

-благоприятный психологический климат

-ощущение защищенности каждого

-каждый коллектив является частью другого, более широкого коллектива

А.С. Макаренко выделял стадии развития коллектива.

1 стадия – становления коллектива.

В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, который стремится группу превратить в коллектив, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности. 1стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... деятельность (труд)... " 2. Семья как важнейший микрофактор социализации личности Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно ... сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется ... изменяет самого себя. Изменение, развитие осуществляется в деятельности. Признание деятельности личности ведущим фактором ее ...

2 стадия. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога.

Для 2стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Здесь коллектив уже выступает, как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается.

3 стадия характеризует расцвет коллектива. Здесь он – инструмент индивидуального развития для каждого члена коллектива. Основной признак 3стадии – общий опыт и одинаковые оценки событий.

(10) теории развития коллектива воспитанников.

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Формирование личности в коллективе — ведущая идея в гуманистической педагогике. Роль детского коллектива в развитии личности. Формирование коммуникативных качеств личности.

Макаренкообосновал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы развития коллектива (этап первоначального сплочения, этап самоорганизации и саморегуляции (усиливается влияние актива), этап расцвета коллектива).

(12) современные методологические подходы к организации воспитательной деятельности

Формирующий подход (И.З.Гликман, Б.Т.Лихачев).

Сторонников этого подхода отличает безграничная убежденность в том, что будущая яркая индивидуальность ребенка напрямую зависит отцеленаправленного воспитательного воздействия словом, примером, делом. («показать образец» – «объяснить» – «упражнять».)

Культурологический подход (О.С. Газман, А.В.Иванов, Н.Б. Крылова).

Они считают, что ребенок, осмысливая мир культуры, картину мира, адаптируется к действиям и поведению окружающих и «опытным путем», «между делом» осваивает культурные нормы и ценности. Главное — взаимодействие, взаимоотношения, личностное общение взрослых и детей

Социализирующий подход (В.Г.Бочарова, М.А.Галагузова, А.В.Мудрик, М.В.Шакурова, В.Р.Ясницкая) представляет воспитание как многомерную и открытую социальную систему, где на личность воспитанника вариативно воздействуют различные социальные источники. Важнейшей характеристикой воспитания является его «социальная эффективность»

(13) духовно – нравственное воспитание школьников. Этическое просвещение детей.

Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели.

10 стр., 4939 слов

Влияние личности педагога на развитие и воспитание ребенка

... закономерным и обоснованным выбор темы нашего реферата «Влияние личности педагога на воспитание и развитие ребенка». И целью своей работы мы видим рассмотрение личности педагога - как авторитета для ребенка способного развивать и ... образцом: простоты — в пище и одежде, бодрости и трудолюбия — в деятельности, скромности и благонравия — в поведении, искусства разговора и молчания — в речах. ...

Нравственность- представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей;

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей;

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии* включает представления о Вере, Духовности, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

В учебно-воспитательном процессе школы религиозно-этическое просвещениепризвано реализовать следующие функции: воспитательную, мировоззренческую (смыслообразующую), коммуникативную, ценностно-ориентационную, нормативно-регулятивную, познавательную, гедонистическую.

религиозно-этическое просвещение учащихся подросткового возраста помогает восполнить значительные пробелы в их знаниях относительно «вечных вопросов» жизни и стимулировать познавательную и поисковую активность в осмыслении таких глобальных мировоззренческих проблем, как бытие и природа Бога; цель и смысл человеческой жизни; жизнь после смерти, сущность и происхождение добра и зла и многое другое. В результате религиозного просвещения корректируются социально-нравственные ориентации школьников, которые, возможно, впервые задумавшись над смыслом своего существования, смогли по другому взглянуть на окружающий мир и на свое место в нем. Можно с полным основанием утверждать, что религиозно-этическое просвещение формирует у учащихся устойчивый интерес к изысканию и постижению проблем философско-мировоззренческого толка.

(14) цель, методы, формы и содержание экономич воспит.

Экономическое воспитание– особый тип воспитания. Оно необходимо для существования личности в определенной сфере человеческой жизнедеятельности – экономике – и присуще всем участникам современных рыночных отношений, вне зависимости от их возраста, пола, места жительства и пр.

Shpory_po_pedagogike22 — Стр 2

Цель экономического воспитания– формирование и закрепление определенных образцов (моделей) поведения в экономической системе, основанных на знании, нормах и правилах. Следование им, хотя и делает жизнь людей более прагматичной (основанной на экономических принципах), но в то же время оставляет большую степень свободы для самореализации. Осваивая новые для себя экономические роли, люди изменяют образ своего мышления (тем самым подчиняя его законам экономики).

Очень важным показателем формирования экономического воспитания является отношение к деньгам, основанное на понимании природы и сущности денег

задач:

-систематизировать работу по экономической подготовке воспитанников в процессе преподавания и воспитания;

-развивать у детей активную жизненную позицию;

-создавать условия для проживания детей, максимально приближенные к семейным;

-разработать модель развивающей среды с оптимальным набором практических зон для занятий по формированию житейских умений и навыков;

-подготовить условия для допрофессиональной деятельности воспитанников;

-максимально использовать потенциальные возможности патронатной семьи по социально- бытовой адаптации.

(17) Национальные и общечеловеческие ценности.

Национальные ценности— это предметы, явления и их свойства, удовлетворяющие потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии

Общечеловеческие Ценности

— словосочетание, активно используемое в манипуляции общественным мнением. Утверждается, что несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения. Ещё один миф и выдумка, дабы создать иллюзию в понимании человечества как некоего монолитного организма с единым для всех народов путём развития и способами достижения своих целей

доброта, честность, справедливость и т.д. — общечел.

любовь к Родину, самоотверженнсоть, вера – национальные

Общечеловеческие ценности ставятся выше национальных, поскольку они признаются подавляющим большинством людей во всех странах мира.

Этот вывод нельзя смешивать с требованием придавать воспитанию национальный характер. Оно было всегда актуальным для российской школы, важность его не снижается и в условиях рыночных преобразований. Выводы многих исследований показывают, что в условиях интенсивного обмена между странами усиливаются космополитические тенденции, способствующие снижению национальных чувств, стиранию национальных особенностей.

Уже К. Д. Ушинский выдвигал требование усилить внимание ко «всему русскому» в программах и учебных пособиях. Его идеи поддерживали и развивали П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, С. И. Гессен,

(15) цель, методы, формы и содержание патриотич и интернацион воспит.

Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

-чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

-уважительное отношение к языку своего народа;

— заботу об интересах Родины;

— осознание долга перед Родиной,

— проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

-гордость за достижения своей страны;

— уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

-ответственность за судьбу Родины и своего народа,

методы:

-Методы формирования сознания личности(Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера)

-Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения. (Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуаций, коллективное творческое дело, метод проектов)

-Методы стимулирования деятельности и поведения. (Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха)

«Интернациональное воспитание– это формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства», — сказал когда-то Лихачев. Сегодня интернациональное воспитание необязательный элемент в педагогической деятельности. Некоторые просто игнорируют его как пережиток коммунистического прошлого. В последнем издании «Педагогического энциклопедического словаря» этот термин уже отсутствует.

форм и методов:

-Знакомство с традициями и обычаями народов происходит на уроках окружающего мира, литературного чтения

-Экскурсии в Музей, в Государственный музей искусств народов Востока, во Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства помогают детям познакомиться с культурами других народов, проникнуться уважением к людям других национальностей.

-Проведение народных праздников, досугов, спортивных мероприятий с включением подвижных игр разных народов способствует формированию культуры межнационального общения и толерантного сознания.

(16) ) соц-педагог деятельность классного руководителя : цели, задачи, направления,функции.

(КР) — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Цель деятельности классного руководителя– создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1) формирование и развитие коллектива класса;

2) организация системной работы с обучающимися в классе;

3) создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

4) организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;

5) защита прав и интересов обучающихся;

6) гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;

7) формирование здорового образа жизни;

8) формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей;

9) организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

Функции:

воспитательная — педагогическое руководство развитием и формированием каждого ученика класса и коллектива в целом;

организационно-административная— руководство классом как организационной единицей в составе школы, ведение личных дел учащихся и других документов;

координирующая— установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса.

коммуникативную(организация общения);

координационную(согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса);

коррекционную(преобразование, изменение личности);

экологическую(защита ребёнка от неблагоприятных воздействий);

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

индивидуальные(беседы, консультации, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);

коллективные(конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

направления:

1. Изучение учащихся и коллектива класса: получение демографических, медицинских, психологических, педагогических данных (семья, социальное и материальное положение, состояние здоровья, уровень развития, воспитанности, индивидуальные особенности).

2. Формулировка воспитательных задач, общих для класса или отдельных групп, учеников класса, типовых для определенного периода обучения и индивидуальных.

3. Планирование воспитательной работы — составление плана,

4. Организация, проведение и корректировка деятельности в соответствии с задачами и планом: проведение классных часов, экскурсий, походов, вечеров, родительских собраний и пр.

5. Анализ и оценка результатов воспитания, которые выражаются в уровне воспитанности учеников.

(17) Сущность и содержание соц воспит. Факторы и субъекты соц воспит и развитие личности ребенка.

Социальное воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности в условиях специально организованной воспитательной системы несемейного типа.

Основной идеейсоциального воспитания является позитивная трансформация негативно-заряженных сценариев жизни воспитанников и выработка подростком нового видения себя и своей жизненной перспективы через освоение навыков социальной компетентности и создание собственного жизненного плана.

Влияние средына формирование личности; влияние личности на общество; конформизм, подражание, запечатление, отождествление.

Задачи – воспитание семьянина, подготовка к решению социально-экономических задач, способствующая формированию зрелой гражданской позиции; развитие организаторских умений и навыков.

Факторы:Политическое просвещение, общение со сверстниками, влияние родителей и школы, художественная самодеятельность – теле- и радио- передачи, пресса.

(18) Стадии социализации личности. Проблемы защиты детства на современном этапе.

стадии

1. стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения).

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество).

Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениямВотечественной наукепри определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:

-дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более или менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;

-трудовая – охватывает период зрелости человека. Однако демографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает в себя весь период трудовой деятельности человека;

-послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности (Г.М. Андреева).

(19) Институты социализации личности.

Социализация-это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений

К институтам социализации относятся семья, школа (образовательные учреждения), микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви. Как было сказано раньше, воспитание как социальная функция это и есть социализация. А воспитание как целенаправленное воздействие на развитие личности является функцией одного из агентов социализации — школы. Следует признать большие, но все же ограниченные возможности школы в формировании личности, поскольку институтов и условий социализации много и они действуют часто несогласованно, жизнь общества не поддается всеобщему регулированию. Поэтому личность в процессе социализации имеет определенную независимость, автономию. Это надо, очевидно, признать нормой, из чего следует, что, с одной стороны, общество имеет много возможностей для влияния на формирование личности, обеспечивает богатство и разнообразие условий для развития и социализации. С другой стороны, это несет в себе элемент непредсказуемости, опасность развития индивида в антисоциальном направлении, уход в маргинальные группы, создает возможность развития отклоняющегося поведения. Задача общества — определить оптимальные соотношения между социальными воздействиями на личность и социальной саморегуляцей личности, ее саморазвитием.

Семьяявляется важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта.