Современная проблема возрастной психологии

8 ноября 2011 г.

Церковникова Наталья Геннадьевна

(309 каб. На Колмогорова)

Зачет после 5 встреч: вопросы (примерно 25) по билетам

Литература: Крайг Г. «Психология развития»

«Психология человека от рождения до смерти» под ред. А.А. Реана

Хрестоматии по возрастной психологии

Книги Мухиной В. «Возрастная психология»

Абрамова В.С. «Возрастная психология»

1.предмет возрастной психологии

2. сущность понятия «развитие». Основные свойства и формы развития

3. понятие возраста : первые возрастные системы, типы возраста

4. классификация возрастных периодов

5. факторы психического развития человека

«Кризис семи лет» — у меня сообщение

Предмет возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Предмет возрастной психологии – это возрастные периоды развития, а также причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Также она изучает общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Сущность понятия развития

Развитие есть процесс необратимых направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Созревание и рост – сходные с развитием понятие.

Созревание— развертывание в процессе жизни человека каких – то свойств, особенностей, которые были запрограммированы. То есть созревание состоит в последовательности, предварительной запрограммированности изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции и функций.

Рост – это физиология, количественны изменения роста и т.д., то есть это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Свойства развития:

  1. Необратимость – способность к накоплению изменений, иногда надстраиваются новые изменения над старыми
  2. Направленность – как способность системы к проведению единой внутренне взаимосвязанной линии развития
  3. Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей

Основные формы развития :

  1. Филогенез – это развитие человеческого рода, процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом
  2. Онтогенез – развитие отдельного индивида от зачатия (от момента его сотворения) и до смерти

Области психического развития:

4 стр., 1715 слов

Психология Сверкунова

... не зависит от субъекта. развития психики в деятельности-закономерное изменение психических процессов во времени, ... ассоциативных связей. № 9. Классификация отраслей психологии основывается на принципе… Детерминизма- учение о закономерной ... жизненные позиции, программы поведения, действий людей мотивация- побуждение к действию; динамический процесспсихофизиологическогоплана, управляющий ...

  1. Психофизическая – включает в себя внешнее (рост, вес) и внутреннее(мышцы, мозг, мышцы, органы чувств и другое) изменения тела человека
  2. Психосоциальная – она предусматривает изучение изменений человека в эмоциональном и личностном развитии. Здесь высока роль межличностных отношений, можно говорить о самосознании и развитии «Я»- концепции (после 18 лет)
  3. Когнитивная – сфера интеллектуальной деятельности

Принципы психологии:

  1. Детерминизма – (лат. «определять»)- означает закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов. (факторы психического развития: биологические, социальные, Я-активность).
  2. Принцип системности – закономерности, взаимосвязи в системе. Есть последовательность элементаризм – по элементам, структурность – взаимоположение этих элементов относительно друг друга и дальше системность.
  3. Принцип развития – в частности от раздражимости, ощущения, дальше возникают многообразные формы психики.
  4. Принцип развития сознания и деятельности и другие.

Понятие возраста

Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Демидова И.Ф. : «Возраст – это конкретно историческая определенность, зависящая от уровня и характера развития общества»

Возрастные системы (их 3):

  1. Циклическая – у древнего человека символ развития – колесо, древнеинд.символ космического порядка: круговорот рождения и смерти, все вечно движется
  2. Линейная – в древнекитайской философии была идея необратимости развития и жизнь была разделена на этапы, соответствующие социальным ролям человека.
  3. Ступенчатая – жизнь понимается как постепенный спуск к смерти

На каждой ступени люди объединяются не по возрасту, а по индивидуальным возможностям.

Типы возраста:

  1. Хронологический (паспортный)
  2. Биологический ( по уровню функционирования внутренних органов и систем человека)
  3. Психологический – определяется уровнем психического развития человека
  4. Социальный – выполнение человеком ролей в обществе, опосредованный межличностными отношениями
  5. Личностный – возрастное самоощущение человека

Классификации возрастных периодов:

  1. Древнекитайская классификация:
  • до 20 лет – молодость,
  • до 30 лет – возраст вступления в брак,
  • до 40 лет – возраст выполнения общественных обязанностей,
  • до 50 лет – познание собственных заблуждений,
  • до 60 лет – последний период творческой жизни,
  • до 70 лет – желанный возраст,
  • от 70 лет – старость
  1. По Пифагору:
  • до 20 – весна,
  • от 20 до 40 – лето,
  • от 40 до 60 – осень,
  • от 60 до 80 – зима
  1. по Эрику Эрикссону – он отталкивался от Фрейда (эгопсихология):
  • от рождения до 1 года – младенчество или орально – сенсорная стадия,
  • от 1 до 3 лет – раннее детство или мышечно – анальная стдия,
  • от 3 до 6 лет – возраст игры или локомоторно – генитальная стадия
  • От 6 до 12 лет – школьный возраст или латентная стадия
  • От 12 до 19 лет – подростковый и юношеский возраст
  • От 20 до 25 лет – ранняя зрелость
  • От 26 до 64 – средняя зрелость
  • От 65 до бесконечности – поздняя зрелость

Факторы психического развития человека:

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление ...

... развития психологического знания   Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека. Второй значительный этап развития психологии ... и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал ...

  1. Биологический, фактор наследственности – основной упор на врожденных задатках, конституции человека, генотипических особенностях, наследственности
  2. Социальный – воспитание и обучение человека, ближайшее социальное окружение
  3. Активность или психологический фактор – волевая регуляция деятельности, развитие самосознания

Эти факторы сводятся в неком треугольничке.

Теории развития :

Биологизаторские теории:

  1. Теория Ж.Ж.Руссо – говорил, что существуют естественные законы развития. Развитие рассматривается как развертывание заранее предусмотренной биогенетической программы (биологическая матрешка), здесь сходно понятие созревание.
  2. Стенли Холла – основной принцип – рекапитуляции или повторяемости. Суть : индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза).
  3. Вильям Шелдом – разделил всех людей на 3 типа телосложения: мезоморфный, эктоморфный и …
  4. В 80-е г.г. 20 в. был выявлен ген преступности xxy выделен Пирсом – предрасположенность к насилию у мужчин
  5. В родословной Бахов до Иогана Себастьяновича было до десятка музыкантов.

Социальные теории :

  1. теория Джона Локка « Теория чистой доски» — что человек поход на чистую доску и социальными влияниями можно написать все, что угодно
  2. Л.С.Выготский – основатель направления культурно – исторической психологии. Говорит, что процесс развития детерминирован сверху идеальными формами: историческое развитие, материальной и культурной, формами практической и теоретической деятельности, которые существуют в обществе на данном этапе. Дижущая сила развития – обучение.

Психологические теории:

  1. Экзистенциальные психологи: В. Франкл говорит о том, что существует экзистенциальный вакуум – потеря смысла жизни.
  2. Карл Роджерс – развитие личности он понимает как тенденцию к самоактуализации
  3. Маслоу – пирамида потребности, высшая – в самоактуализации. Тот человек, который отказывается от борьбы за самоактуализацию, он – предатель самого себя.

Возрастная периодизация психического развития человека

Д.Б. Эльконин разработал таблицу

Социальная ситуация развития – понимается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью.

Ведущая деятельность — ввел это понятие в науку А.Н.Леонтьев – это тот вид деятельности, который формируется на данном возрастном этапе, является важным и от ведущей деятельности зависят наблюдаемые изменения в человеке.

Психологические новообразования – это новый тип строения личности, это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Кризис – переломный пункт в нормальном течении психического развития, это перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение человека к среде, изменение потребностей, побуждений.

Пренатальный период – связанный с беременностью

Натальный – связанный с родами

Постнатальный – после родов

16.11.11

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона.

Он трудился в рамках социо- генетического подхода.

Психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя, так называемая «Я концепция», в единстве с многообразными социальными связями

ЭЭ родился в 1902 году, отец датчанин, мать еврейка. Родители были в разводе, он воспитывался отчимом, и впоследствии он подписывал статьи фамилией отчима до определенного времени. Высшего образования он так и не получил. Тонко развит художественно. В 1927 году он принят преподавателем в психико- аналитическую школу под руководством Анны Фрейд. В 1936 он стал работать преподавателем в Йелле. У него появился интерес к антропологии. Он стал интересоваться помощью больным детям.

Эгоидентиичность. Люди преодолевают психо- социальные кризисы:

  1. позитивное преодоление кризиса (формируется позитивная сторона личности)
  2. негативное преодоление кризиса (формируется негативная сторона личности)

Развитие личности.

Возраст/ окружение

Результат развития.

Нормальная линия развития.

Аномальная линия развития.

Сильная сторона.

От 0 до 1 года/ мама

+ доверие

— недоверие к окружающим людям

Доверие в принципе. Любовь, забота, признание, привязанность, удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка.

Недоверие, нежелание ребенка, плохое обращение с ребенком, не учет его интересов, потребностей, пренебрежение ребенком, лишение любви, слишком раннее/ резкое отлучение от груди.

Надежда (составляющая личности, как следствие «+», более доверчивы к людям, общительны)

От 1 до 3 лет/ родители

+ автономия

— зависимость (стыд и сомнение)

Складывается самостоятельность, уверенность в себе. Если родители создают условия, в которых ребенок может себя проявить, то +.

Сомнение в себе, ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, слабо развита речь, ребенок пытается скрыть свою ущербность от окружающих.

Если + => формируется сила воли.

От 3 до 6 лет / родители, домашнее окружение

+ инициатива и уверенность в себе

— чувство вины

Активность, у ребенка формируется живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поле — ролевое поведение.

Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависимости, подавленность, отсутствие признаков поле — ролевого поведения.

Цель.

6 — 12 лет/ родители, сверстники, школа

+ трудолюбие

— чувство неполноценности

Чувство долга, стремление к достижениям, развитое коммуникативное умение, ребенок решает реальные задачи

Слабо развиты трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, живут по схеме «я то, чему я научился» — нужно ходить в кружки, секции и т.п.

Компетентность.

13- 18 лет/ сверстники

+ Эгоидентиичность

— смешение ролей

Жизненное самоопределение, развивается временная перспектива, планы на будущее — кем быть, каким быть, четкая гендерная полереализация (ощущение девушкой, юношей).

Путаница ролей, смешение временных перспектив.

Верность – способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни, оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

Ранняя взрослость от 19 до 25 лет

+ интимность

— изоляция

Формируется душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку не боясь.

Изоляция, проявляется в одиночестве, страхах, связанных с интимностью, неспособностью налаживать доверительных отношений с людьми.

Любовь

От 26 до 64 лет.

+ продуктивность

— инертность (стагнация)

Целеустремленность, забота об окружающих людях

Происходит обеднение личной жизни, регрессия.

Забота

Поздняя зрелость от 65 до смерти

+ эгоинтеграция (цельность)

— отчаянье

Человек приходит к чувству завершенности жизни, осуществление целей, планов, ощущение полноты жизни, ее целостности.

Формируется отчаянье, отсутствие завершенности жизни, неудовлетворенность прожитой жизнью, люди начинают привлекать других людей для осуществления своих целей.

Мудрость

Период новорожденности

От рождения до 2-х месяцев. В этот период в течении 1,5 часов после рождения с ребенком нужно взаимодействовать- бомбинг, это запускает реакцию взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Особенности:

  1. дети долго спят, просыпаются только для того, чтобы покушать
  2. у детей проявляется спонтанная двигательная активность, нецеленаправленная, импульсивная.
  3. Окружность головы 34- 36 см, у взрослого человека голова относительно тела 1/8, у ребенка ¼ и 1/5.
  4. Пищевод всего 10-12 см, желудок находится почти вертикально. Нормальным является состояние срыгивания, благодаря заглатыванию кислорода.
  5. головка начинает держаться к месяцу, приучать можно кладя ребенка на живот (будут крепиться мышцы).

    Книга Глена Домена.

  6. 20-25 раз в сутки дети ходят в туалет.
  7. прикосновения, тепло, холод чувствуют новорожденные, а когда неприятно, они начинают кричать. Нужно деток не запеленывать, а давать им возможность двигаться.
  8. обоняние у детей хорошо развивается (могут легко распознать запах молока).

    Чтобы ребенок уснул можно положить рядом бюстгальтер, так как он пахнет молоком, и ребенку кажется, что мама рядом.

  9. Развитие слуха. В первые дни после рождения дети не реагируют на слуховые раздражители, потом околоплодная жидкость рассасывается и в 1 неделю она сама по себе рассасывается, и ребенок начинает слышать; в 2-3 месяца сопровождаются поворотом головы, в 3-4 месяца идет реакция на пение и музыку. К концу 1 года жизни идет развитие речевого слуха.
  10. Вкус: различают сладкое и горькое, кислое и соленое.
  11. Существует ротовое внимание- это когда взрослые подходят к ребенку и начинают с ним разговаривать, ребенок смотрит на рот и следит за перемещением рта.
  12. К 4-5 неделям формируется «социальная улыбка», ребенок начинает осознавать улыбку. Впоследствии «с у» переходит в «комплекс оживление» — особая эмоционально- двигательная реакция на появление взрослого в поле зрения ребенка. К 8 неделям «к о» сопровождается вздохами, к 12 неделям дети вскидывают ручки и взвизгивают.
  13. Безусловные рефлексы новорожденных детей: защитные рефлексы, например, дети зажмуриваются при ярком свете; рефлексы, обеспечивающие работу систем организма, например, сосательный рефлекс, пищевой рефлекс, вестибулярное сосредоточение- изменение положение тела ребенка в пространстве; ориентировочные рефлексы, если давить на середину верхней губы, то ребенок захочет поесть; атавистические рефлексы: хватательные рефлекс (рефлекс Робинсона) – если взрослый кладет пальчик в ладошку ребенка, то он крепко держится за него; рефлекс спонтанного ползанья – ребенок может ползти на животе, руки не участвуют в ползанье, автоматическая походка- если ребенка поставить на ножки и немножко наклонить его вперед, то ребенок начинает идти. Эти рефлексы с течением времени затухают.

Период младенчества.

От 2 месяцев до 1 года.

  1. Развитие эмоции- дети начинают демонстрировать эмоции страха, горя, страдания, гнева; интерес, радость, удивление и некоторые другие положительные эмоции.
  2. Если мама пришла встревоженная, то ребенок перенимает мамино состояние и начинает точно также себя вести.
  3. Реакция заражения — если 1 ребенок плачет, то все дети плачут.
  4. Эмоциональное развитие – дети боятся фантазий. Дети начинают страдать. Страхи, которые могут привести к неврозу, отклонению – срыв привычного стереотипа поведения, неправильное построение режима дня, неправильные воспитательные приемы, вопросы «нельзя можно» ЗА КАЖДЫМ НЕЛЬЗЯ — ДОЖНО СТОЯТЬ МОЖНО!!!!
  5. Запреты у членов семьи должны быть одинаковые (все родители должны запрещать одно и то же).
  6. Общение у детей до 1 года жизни формируется ситуативно- личностное общение (начинается взаимодействие со взрослым человеком); в 6-8 месяцев у ребенка расширяется круг своих и чужих людей; в 7-10 месяцев появляется реакция на новое лицо, дети готовы включаться в игровой контакт .
  7. Речь начинает формироваться из- за того, что ребенок хочет быть понятым от 1,5 месяцев до 4 месяцев — гуканье, сначала усваиваются гласные звуки, а потом согласные; в 4-6 месяцев – протяжные гласные звуки у детей, начиная с 6,7 и до , 10 начинает формироваться лепет — начинают произносить слоги, цепочки слогов. В 9-10 месяцев начинается автономная речь (к году 5,6- 30 слов).

    Нужно создавать необходимость живого общения.

  8. Самосознание. От 3 до 8 – осознание своего тела, с 6 месяцев – подражание окружающим людям, изучение норм поведения, с 8 месяцев формируется внешний образ я, с 8 месяцев дети начинают узнавать себя в зеркале.
  9. Феномен госпитализма — синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также о ранней его институционализации, причина – недостаток общения, проявляется в потере веса, вялости, апатичности, повышенной сонливости, мышечной… и уходе от контакта с окружающими (фабрики ангелов, Венеция 1888 год, из 2000 детей в живых осталось спустя 20 лет только 7).

Кризис 1 года жизни. Связан с осознанием ребенком своей самостоятельности. Ребенок становится более своенравным. Не нужно требовать от малыша больше, чем он может сделать, нужно уделять ребенку больше времени.

23.11.11

Раннее детство

  1. к 2 годам более 200 слов, к 6 годам 3000 – и более слов.
  2. Сначала у ребенка идет предметная игра (например, закрывать игрушку платком).

    До 3-х летнего возраста, затем сюжетно- отобразительная игра. Ребенок наблюдает сферы жизни и начинает делать то же самое, например, кормить куклу.

  3. Овладение ролями идет ближе к 3 годам, например, игра в семью, игра в доктора, игра в полицейского, игра в магазин, в школу, в погоню и т.п.
  4. Этапы игры:
  1. игра наблюдения
  2. параллельная игра (игра рядом, но не вместе)
  3. ассоциативная игра
  4. игра сотрудничество
  5. совместная коллективная игра.
  1. Страхи: (самые бесстрашные возраста- у девочек 3 года, у мальчиков 4 года), в последствии если страхи не проходят, то они могут перерасти в фобию.
  • громких звуков
  • места жительства
  • страх темноты
  • страх быть отвергнутым
  1. Мышление: ребенок начинает мыслить «в уме», типичные характеристики — эгоцентризм детского мышления, дети воспринимают окружающий мир, как свое продолжение; сенкритизм — смутное, неверное представление о целом, когда все перепутано, без разбора отдельные детали. (особо четко проявляется в возрасте от 3 до 6 лет); несохранение количества вещества (например с пластилином, с водой).
  2. «Гордость за достижение»- поведенческий комплекс. Если взрослый хвалит ребенка, то у него появляется определенная гордость
  3. Взрослый- (от 1 до 3) олицетворение социальных ролей. Взрослый выступает как носитель образцов действий и социальных отношений.
  4. Ребенок начинает понимать: доминирование – подчинение, забота- агрессия.

Кризис 3 лет.

Кризис очень важен, как этап становление личности ребенка. Он длится примерно пол года. Очень важно отдать ребенка в садик в возрасте или 2,5 лет или 3,5 лет.

Период становления личности ребенка, период отделения ребенка от родителей.

  1. негативизм (отрицательная реакция)
  2. упрямство (ребенок настаивает на своем решении)
  3. своеволие (самостоятельность в намерениях и замыслах)
  4. строптивость (протест против существующих порядков)
  5. обесценивание роли взрослых
  6. протест, бурные ссоры с родителями

Проблема воображаемого друга формируется в случае, если у ребенка не хватает общения со взрослыми.

Дошкольный возраст.

  1. Дети начинают

Кризис 7 лет.

На границе дошкольного и школьного возраста. Самый спокойный кризис. Обусловлен тем, что ребенок начинает играть новые социальные роли, становится частью общества. Происходит изменение самосознания ребенка, происходит переоценка ценностей. Кризис осознания своего «Я», как части общества.

Симптомы:

  1. потеря непосредственности. (принесение в действие индивидуального момента, возникают мысли: «что бы я делал», а не «я хочу»)
  2. манерничанье (ребенок начинает играть роль)
  3. «горькая конфета» (закрытость) Термин введен Алексеем Леонтьевым.

Или повышенная застенчивость, или повышенная утомляемость и т.п.

Рекомендации:

  1. терпение
  2. чуткость
  3. забота
  4. любовь.

Прежде чем отдавать ребенка в школу, нужно проверить уровень моральной и умственной активности.

МЕТОДИКИ:

Методика Ярослава Йирасика «опросник : ориентировочный тест школьной зрелости» — 20 вопросов ребенку и в меру своих способностей он отвечает и определяется, готов ли он к школе.

Методика Керна: повторить написание строчной буквы, воспроизвести по точкам, нарисовать человечка – смотрят на прорисованность деталей.

Методика «Определение лишнего» — даются карточки с картинками, надо выделить лишнее и объяснить, почему.

Корректурная проба – на бланке напечатан ряд букв, детям объясняют, какие буквы они должны вычеркнут – смотрится скорость выполнения, ошибки и рисуются 2 кривые.

Теория Гальперина – поэтапного развития умственных действий

Теория Жана Пиаже- когнитивная теория, выделил стадии когнитивного развития

Процессы:

  1. Интериоризация – формирование внутренних структур психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности (этот опыт переносится вовнутрь)
  2. Аккомадация – пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает старые схемы действий и выбирает новые
  3. Ассимиляция – процесс приспособления новой информации к существующим у субъектов схемам действий, не изменяя их в принципе.

Пиаже выделяет стадии когнитивного развития:

  1. Сенсомоторная –( от рождения до 2 лет) – формируется способность сохранять в памяти образы и предметы
  2. Предоперациональная – от 2 до 7 лет – в это время дети учатся различать символы и их значения
  3. Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) – в этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше выполняли только руками. Эта стадия характеризуется обратимостью мышления, происходит сравнение, оценка, классификация
  4. Стадия формальных операций (12-15 лет) – подростки осваивают навыки решения математических и логических задач, они способны осмысливать нравственные проблемы и рассуждать о будущем.

Младший школьный возраст (7-11):

как определить, готов ли ребенок к школе? :

  1. должна быть развита личностная готовность ( к школе)- желание получать новые знания; а также эмоциональная устойчивость;
  2. Интеллектуальная готовность – связана с дифференцированным восприятием, аналитическим мышлением (ребенок может выделить связи между предметами, признаки), рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к знаниям. Способность понимать символы, развитие тонких движений руки, координации – для овладения навыком письма.
  3. Социально – психологическая составляющая – проявляется в умении общаться со сверстниками, со взрослыми людьми

Формирование умения учиться:

  1. Умение выделять и удерживать учебную задачу
  2. Самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач
  3. Адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность
  4. Владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности
  5. Умение использовать законы логического мышления
  6. Умение участвовать в коллективно – распределенных видах деятельности
  7. Высокий уровень самостоятельности, творческой активности

Самосознание: дети самостоятельно устанавливают границы своих возможностей и они сами ля себя говорят «могу или не могу решить задачу». Дети решают задачи и после этого для себя решают «какой я?» — хороший ли ученик, могу ли достичь большего – развитие самооценки идет оттуда. Процесс развития самосознания – это постоянные колебания в самооценке: родители говорят, что ты самый лучший, а в школе кто-то лучше, он тянется за отличником и т.д.

Глубокий мотивационный кризис существует у детей этого возраста «мотивационный вакуум» — мотивация, связанная с занятием новой социальной роли, становится исчерпанной, учеба, о которой он мечтал раньше, становится обязанностью, а вырваться ему еще некуда, подростковый возраст не наступил еще, этот «мотивационный вакуум» может проявляться : отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять домашнее задание, появляются конфликты с учителями.

Дети организуют тайнички, дневники, зарывать клад.

От первого к 4 классу самооценка снижается, появляется чувство неполноценности, безнадежности и нужно не оценивать личность, а оценивать поведение, поступок. ( мне не нравится то, что ты сделал, а не «мне не нравится ты» — это не правильно!!! Можно сравнивать с самим собой вчерашним и сегодняшним: вчера ты не умел, асегодня смог, а что завтра будет – отсюда гордость)

Страх когнитивного диссонанса – есть теория Леона Фестингера « теория когнитивного диссонанса» (связанный с умственной деятельностью, диссонанс – рассогласование между двумя или более установками, а консонанс – это, наоборот, согласованность), выигрывает – более авторитетное мнение.

Подростковый (отроческий) возраст

  1. Типичные личностные подростковые реакции:
  • Эмансипация, стремление к независимости, самостоятельности.
  • Подростковый аутизм (Блейер)- дети замыкаются в собственном самостоятельном состоянии.
  • появление сленговых выражений.
  • реакция оппозиции- ребенок воспринимает все в штыки, он желает проверить все на собственном опыте.
  • реакция имитации.- начинают копировать модные тенденции, имитация взглядов, суждений, ценностей.
  • Реакция группирования. Подростки объединяются в группы.
  • Реакция компенсации — стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой.
  • реакция гиперкомпенсации — подростки добиваются успеха в той области, в которой обнаруживается наибольшая несостоятельность.
  • реакция увлечения. (хобби- реакция).

    Например, увлечение спортом, музыкой, языком и т.д.

  • Реакция, обусловленная формирующимся сексуальным влечением.
  1. Развитие теоретического рефлексивного мышления: ребята начинают логически рассуждать, строить гипотезы и проверять их, происходит анализ абстрактных идей, поиск логических ошибок, возможно разрабатывают собственные теории
  2. Развитие самосознания и «Я» концепции; интегрирование образов «Я» в единое целое. Ребята начинают активно писать дневники, прятать их. Ребята начинают больше времени проводить самим собой. «Личный миф» — никто в мире не может понять переживания и чувства, уникальность собственных чувств.
  3. Феномен «воображаемой аудитории» — ребята убеждены что они постоянно окружены зрителями и он играют на сцене.
  4. Развитее воображения: ребята зачастую начинают писать стихи и никому их не показывать. Происходит построение фантазий, которые невозможно удовлетворить в реальной жизни.
  5. С подростками нужно выстаивать партнерские отношения, например, спрашивать совета и т.п. Минимум 5 раз в день нужно целовать ребенка.

Проблема возрастных границ в уголовной ответственности.

В 17-18 веке почти все страны говорили об уголовной ответственности.

В России в 17 веке нижний порог Уголовной ответственности составлял 7 лет

1715 год- освобождали от ответственности за воровство «младенцев».

Екатерина 2 в указах сената даже тяжкие деяние подростков 14 лет признавала как совершенные по глупости и младоумию.

1765 до 10 лет невменяемость, ограниченная до 17 летнего возраста.

10-20гг 20вв. Предполагалось заменить правовое воздействие мерами социальной помощи. Нет преступников, нужно кормить, учить а не судить- несовершеннолетних.

В УК РСФСР УО наступает с 12 лет за кражу, причинение насилия, телесных повреждений, увечий, за убийство и попытку убийства, а в остальных случаях с 16 лет.

Сейчас с 14 летнего возраста- за убийство и т.д. ч.1 ст.20.

А уголовная ответственность общая наступает с 16 летнего возраста.

В ч.3. ст. 20 – подлежащий УО и отстающий в развитии: задержка в психическом развитии. Это отставание должно влиять на осознание общественной опасности при совершение конкретного деяния. Посылают на комплексную психолого-психиатрическую экспертизу или на психологическую.

Книга Сельховской О. Д. «Книга об уголовной ответственности».

Допрос несовершеннолетних.

Должен присутствовать педагог психолог.

  1. дети от 1 до 2 лет. Свидетели.
  2. от 3 до 7 лет. Нужно учесть, что деть сложно ориентируются в причинно- следственных связях.
  3. от 7 до 11 лет- навыки осознанного восприятия, логического суждения, повествования, но дети также могут не отличить главное и второстепенное, отсутствие жизненного опыта они могут дополнять воображением.
  4. от 11 до 15 лет- излишняя самоуверенность, самолюбие, неуравновешенность поведения. Ребята могут давать неправильные показания под влиянием взрослых.
  5. 15-18 лет – могут отличаться неправильные нравственные оценки, наряду к стремлением к независимости.

Этапы допроса:

  1. становление взаимоотношений с несовершеннолетним, установление контакта.
  2. устанавливается тема беседы, изначально несущественные для дела вопросы, таким образом устанавливается ритм, темп беседы с учетом особенности несовершеннолетнего
  3. нужно получить основную информацию по делу.
  4. задать уточняющие вопросы, устраняющие противоречия
  5. заполняется протокол- не только фактическая информация, но и важно учесть лексические особенности несовершеннолетнего.

Относительно сексуальных правонарушений: особенности.

Юность

Личностное развитие:

  1. жизненный план
  2. кризис идентичности
  3. мировоззрения
  4. проблемы смысла жизни- дистанциально- мотивационный вакуум.
  5. «Я» реальное и «Я» идеальное.

Эмоциональное развитие, интеллектуальное и профессиональное.

Кризис перехода к взрослости. Молодость.

20-30 лет.

  1. когнитивное развитие (в 25 лет пик познавательной активности)
  2. до 40 лет происходит стабилизация в развитии сенсорно- перцетивных характеристик (чувство и восприятие)
  3. идет развитее 2-х основных направлений: любовь к человеку противоположного пола и любовь к своим детям.
  4. любовь. Женщин на 8 млн. больше чем мужчин, но по статистике эта цифра постоянно увеличивается.
  • Многие выбирают в партнеры сходного с ним человека по красоте.
  • Стабильность браков —
  • До 1 месяц — 4%
  • От 1 до 6 месяцев – 14%
  • От 0,5 до 1 года – 22%
  • От 1 года до 3 лет – 44 %
  • Свыше 3 лет – 18 %
    • Роль «+» и «-» опыта очень важна

Стренберг- говорит о том, что в любви существует 3 компонента:

  1. интимность (чувство близости, которое люди испытывают друг к другу): желание сделать другого человека лучше, как чувство удовольствия, от того, что любимый рядом, проявляется в общих интересах, чувствах, мыслях и готовность ими поделиться.
  2. страсть (физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям).
  3. обязательства (некие обязательства перед любимы человеком, отказываясь от чего то другого).

    В этом заключается воля.

В зависимости от количества компонентов выделяют виды любви.

Виды любви

Интимность

Страсть

Обязательства

1. Симпатия

+

2. Страстная любовь

До 0,5 года.

+

3. Придуманная любовь (как правило, у подростков)

+

4. Романтическая любовь

+

+

5. Товарищество

+

+

6. Слепое увлечение

+

+

7. Совершенная любовь

+

+

+

  1. Мотивационное — главная задача профессиональное самоопределение
  2. Мотивы вступления в семейно- брачные отношения.

Феномен «Акме»- пики или оптимумы, которых человеку удается достичь в своем развитии на разных возрастных этапах. Есть даже наука акмеология.

Происходит максимальная реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека.

Выделяют:

  • Одновершинные акме
  • Многовершинные акме:
  1. в зависимости от времени (дни, недели, годы)

Средняя взрослость: от 30 до 60 лет.

  1. когнитивное развитие зависит от личностных особенностей, установок, планов, жизненных ценностей.
  2. к 60 годам происходит достижение мудрости- люди обладают обширными знаниями, они умеют оценивать события и информацию в более широком аспекте. Если люди владеют различными знаниями, им легко предложить различные проблемы решения.
  3. Эмоциональное развитие протекает неравномерно, часто возникают депрессии, чувство одиночества, зачастую возникают стрессовые ситуации: это период выхода на пенсию и т.п. данные состояния могут привести к неврозам.
  4. Потребности: в реализации творческого потенциала, передать собственный опыт, в данный возраст происходит коррекция упущенных возможностей.
  5. Главная потребность – забота о своих близких, родных.
  6. подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.
  7. Важен генерирование концептуального ядра личности (самоактуализация в пределах нравственных правил).

Старость

Биосоциопсихологическое явление.

Биологический уровень: происходит возрастание уязвимости организма и вероятность смерти.

Социальный уровень: выход на пенсию, изменение социального статуса.

Психологический уровень: осознание происходящего и более или менее успешное приспособление к ней.

Интеллектуальная сфера:

  1. Формируются признаки мудрости.
  2. ухудшаются зрение, слух и т.п.
  3. сохраняются интеллектуальные способности, но есть некоторые забывания. Они стремятся сохранить все познавательные способности.
  4. После 70 лет ухудшается механическое запоминание, однако лучше работает логическая память
  5. замедленное восприятие и обработка информации.
  6. ослабление и нарушение баланса процессов возбуждения и торможения.
  7. нарушение способности понимать ситуацию
  8. затруднение или невозможность найти оптимальное решение ситуации в которой требуется быстрое ориентация.

В домах престарелых часто играют в настольный теннис.

Эмоциональная сфера:

  1. Взрослые люди плохо контролируют склонность к враждебности и агрессии.
  2. Обидчивость повышается.
  3. Скупость отмечается в старости
  4. Эгоцентризм
  5. Неадекватная реакция в отношении обидчика. [верхний порог уголовной ответственности: эмоциональное интеллектуальное и волевое развитие].
  6. Мужчины становятся более пассивные, а женщины становятся более агрессивными.
  7. тенденция к эксцентричности, происходит уменьшение чуткости, погружение в себя, происходит снижение способности справляться с трудными ситуациями.
  8. Склонны к беспричинной грусти и слезливости.

Волевая сфера:

  1. происходит утрата возможности осмысливать определенные ситуации в целом.
  2. Им сложно прогнозировать последствия своих и чужих поступков
  3. плохо контролируются патологические сексуальные влечения
  4. происходит ослабление или деформация руководства нравственными принципами
  5. пропадает критичность мышления.

Неспособность в конкретном случае осознавать значение своих действий и руководить ими.

Мотивация:

  1. потребность избегать страданий
  2. потребность в постоянстве: людей, предметов.
  3. стремление избегать новых неожиданных ситуаций и контактов.
  4. потребность в автономии, проявляется упрямство, неприятие чужого мнения,
  5. потребность в защите свое «Я»
  6. потребность во власти
  7. потребность в заботе о других
  8. может быть потребность в любви (значимость семейных отношений, от которых они ищут защиту, стабильность, прочность).
  9. потребность в передаче духовного наследства
  10. ощущение полезности.
  11. поддержка физического здоровья.

«Я » концепция:

  1. происходит интегрирование «Я» в прошлом, настоящем и будущем.
  2. Считается нормальным путем развития личности, когда происходит творческое отношение к жизни, смысл жизни – здоровье, все силы прикладываются к себе, но есть время на хобби и развлечение.
  3. Аномальный путь развития- разочарование в себе и жизни
  4. возрастает религиозность.

Возрастная периодизация психического развития человека (д. Б. Эльконин).

Возрастной период

Хронологические рамки

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельность

Общение

Психологические новообразования

Кризис новорожденности

От 0 до 2 месяцев

Переход от внутриутробного к неутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого, социальная улыбка как начало индивидуально – психической жизни.

— это физическое отделение от матери, расширение пространства, доступного для ребенка, рост самостоятельности

Кризис первого года жизни

Раннее детство

От 1 года до 3 лет

Ребенок и взрослый Познание мира человеческих предметов

Орудийно- предметная (предметно — манипулятивная деятельность)

Со взрослыми — ситуативно деловое;

Со сверстниками – характеризуется начальными формами и подражанием

Овладение предметными действиями, символическое замещающее действие, предметная игра. Начальные этапы изобразительной и других видов продуктивной деятельности, Активная речь, наглядно- действенное мышление, сознание- «я сам», отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними.

Семизвездие симптомов кризиса:

Упрямство, негативизм, строптивость, протест, бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм

Кризис 3 лет

Психологическое отделение от близкого взрослого, гордость за достижения.

Дошкольное детство

От 3 до 7 лет.

Ребенок и взрослый. (общественный и обобщенный); познание мира общественных отношений

Сюжетно- ролевая игра

Общение со взрослым, от 3 до 5 лет -внеситуативно – познавательное, от 5 до 7 – внеситуативно — личностная; общение со сверстниками в виде игрового сотрудничества и сопереживания.

Воображение, наглядно — образно мышление. Начало понятийного мышления. Начинают формироваться картина мира. Соподчинение и иерархия мотивов, произвольность поведения. Появляются первичные этические комплексы, инстанции. В частности: стыд, самосознание, из образов представления родителей о ребенке, практическое овладение речью, развитие функций речи. Аффелиация, стремление быть принятым — ведущая социальная потребность.

Происходит потеря детской непосредственности, которая проявляется в манерничанье, кривлянии, обобщении переживаний и возникновение внутренней психической жизни..

Кризис 7 лет

Это способность и потребность в социальном функционировании в занятии значимой социальной позиции

Младший школьный возраст

6-7 и до 10 лет

Внутренняя позиция ученика

Как человека, совершенствующего самого себя

Учебная деятельность

Особенности учебного общения: особа роль учителя и роль сверстников, совместное обсуждение учебных проблем

Умение учиться, понятийное мышление, формирование внутреннего плана действий, рефлексия интеллектуальная и личностная, новый уровень произвольности поведения, самоконтроль и самооценка, ориентация на группу сверстников, зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Кризис Предподростковый

«Мотивационный вакуум», кризис самооценки, ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний и получается рефлексивный оборот на себя.

Подростковый (отроческий) возраст

10-11 лет, до 14,15 лет.

Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества, проявление индивидуальности

1. Интимно- личностное общение со сверстниками

2. Общение, общественно-полезная деятельность

Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников, подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований.

Подростки- взрослые. Амбивалентность отношений, стремление к независимости, потребность , потребность в защите и поддержке.

Чувство взрослости, стремление к самоутверждению, возникновение внутренний жизни, большой интерес к чувствам и переживанием других людей. «Я концепция», формально- логическое мышление, формируется абстрактное мышление, рефлексия.

Юность:

ранняя (с 15 до 18 лет)

Поздняя (17 – 21, 23)

Поиск свое места в более широкой социальной общности, начало практической самореализации, процесс самоопределения, как аффективный центр социальной ситуации развития.

Учебно-профессиональная деятельность,

Профессиональное самоопределение.

Потребность в неформальном доверительном общения со взрослыми, установление взаимоотношений с лицами противоположного пола, любовь

Потребность самоопределения, готовность к личностному и профессиональному самоопределению, жизненные планы как новообразование, устойчивое самосознание, идентичность, ценностные ориентации, мировоззрение

18-20 кризис перехода к взрослости.

ОТРЫВ ОТ РОДИТЕЛЬСКИХ КОРНЕЙ

Осознание себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, уточнение жизненных планов, начало их осуществление, выбор супруга и создание семьи- это специализация и приобретение мастерства в профессиональной деятельности.

Взрослость

Молодость

Зрелость

Молодость (от 20 до 30 лет);

Взрослость (зрелость) от 30 до 60 лет

Принятие на себя полноты ответственности

Ведущая деятельность- труд.

Круг общения связан с профессиональной деятельностью; освоение и реализация родительски- детских отношений

Построение стратегии жизни, феномен акме, смысло — жизненные решения, новый уровень интеллектуального развития, т.е. способность формулировать проблему и диалектическое мышление; материнство/отцовство

Кризис 30 лет.

Происходит коррекция планов жизни, создание более упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности и в семье.

Кризис 40 лет.

Кризис середины жизни. Происходит осознание утраты молодости, сомнения в правильности прожитой жизни как центральная проблема возраста.

Кризис 50 лет.

Очередная переоценка жизни.

Поздняя взрослость: старение и старость

Пожилой возраст (старение от 65 до 75).

Старость от 75 до 90;

Долгожительство свыше 90 лет

Готовность выхода на пенсию, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости

Ведущая деятельность- профессиональная деятельность в адаптированных формах; структуризация и передача жизненного опыта; хобби, прародительство, постепенный отказ от активности

Сужение круга общения, взаимодействие со взрослыми детьми и внуками.

Принятие своей жизни, жизненная мудрость, счастливая старость, интегрированность, цельность.

Кризис индивидуального существования.

Смерть, как последнее критическое событие жизни и установки в отношении смерти.