Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования экологических знаний детей дошкольного возраста 7
1.2. Система работы по формированию экологических знаний детей дошкольного возраста 16
1.3. Методика организации и руководства дидактической игрой как средством формирования экологических знаний у дошкольников 26
1.4. Методические рекомендации по использованию дидактической игры в процессе формирования экологических знаний у дошкольников 33
Вывод по первой главе 37
Заключение 38
Библиографический список 40
Приложение 43
Введение
Сегодня, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (1992) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.).
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Экологическое образование признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ О РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
Дидактическая игра как основной метод формирования системы экологических знаний о растительном мире…………………….36 Глава II. Формирование системы экологических знаний о растительном мире у детей старшего ... В эксперименте участвовали воспитатель Сафронова Лидия Николаевна и педагог дополнительного образования – эколог Самсонова Ольга Михайловна. Выражаем глубокую признательность за предоставленную ...
В настоящее время ряд ученых (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является игра. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра — это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большой степени зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.
Таким образом, игра является наиболее эффективным средством в экологическом образовании детей дошкольного возраста, так как соответствует их возрастным особенностям и возможностям. При этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно полно разработана методика проведения различных видов игр в процессе экологического образования детей младшего дошкольного возраста. Становится очевидным противоречие между необходимостью экологического образования детей и недостаточной разработанностью методики использования игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
Актуальность, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста обусловили выбор темы исследования: «Дидактическая игра как средство формирования экологических знаний у дошкольников».
«Агрессия детей дошкольного возраста».ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АГРЕССИВНОГО ...
... агрессивного поведения у детей дошкольного возраста подчеркивают акту-альность темы исследования. Это определило тему исследования: «Агрессия детей дошкольного возраста». Цель настоящего исследования – изучить особенности агрессии детей до-школьного возраста. Объект исследования: агрессия детей дошкольного возраста. Предмет исследования: особенности агрессии и ...
Цель исследования – изучить и теоретически обосновать проверить методику использования дидактической игры в процессе формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – дидактическая игра как средство формирования экологических знаний.
Гипотеза исследования: процесс формирования экологических знаний детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
использование дидактических игр на экологических занятиях в детском саду;
разработка методических рекомендаций по применению дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экологических знаний детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
2. Разработать методические рекомендации по использованию дидактической игры в процессе формирования экологических знаний детей дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: работы в области экологического образования дошкольников (О.В. Дыбина, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г. Саморукова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева, Т.В. Потапова); исследования, посвященные проблеме разработки и педагогического руководства дидактическими играми (А.К. Бондаренко, Д.В. Менджерицкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой).
Методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической и методической литературы.
Практическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации существующих подходов к организации процесса формирования экологических знаний посредством дидактических игр, в разработке методических рекомендаций и дидактических игр.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, одной главы, в которой выделено четыре параграфа, выводов по первой главе, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
Построение системы экологического образования базируется на ряде методологических принципов, сформулированных такими учеными, как С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Е.С. Сластенина, И.Т. Суравегина. Исходными стали следующие представления:
человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим;
человеческая история — часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере;
качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями — основа физического и духовного здоровья человека;
труд — основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др……..
«Дидактическая игра как средство экологического развития дошкольников»
... работы) по применению дидактических игр как средства формирования экологической культуры. Объект исследования – процесс формирования экологической культуры у младших дошкольников посредством использования системы дидактических игр. Предмет исследования – особенности процесса формирования экологической культуры детей среднего и ...
Библиографический список
1. Амонашвили, Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества [Текст] / Ш. А. Амонашвили. — Киев: Освита, 1991. — 111 с.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова. — М.: Детство-Пресс, 2002. – 174 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. — М.: Основа, 2001. – 123 с.
4. Вербицкий, А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования [Текст] / А. А. Вербицкий // Педагогика. — 1997. — № 6. — С. 31-36.
5. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. — Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 480 с.
6. Дрязгунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.А. Дрязгунова. — М.: Просвещение, 1981. — 80 с.
7. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.И. Егоренков. — М. : АРКТИ, 1999. — 128 с.
8. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях [Текст] / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. — М.: Просвещение, 1998. – 187 с.
9. Захлебный, А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе [Текст]: пособие для учителей / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1994. — 80 с.
10. Игнатова, В.А. Интегративные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся [Текст]: автореф. на соискание ученой степени доктора пед. наук / В.А. Игнатова. — Тюмень, 1999. — 12 с.
11. Комарова, И.А. Игра в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / И.А. Комарова, С.Н. Николаева. – М.: Полымя, 1998. — 79 с.
12. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. — М. : Прометей, Юрайт, 1998. — 464 с.
13. Лосев, А.В. Социальная экология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин ; под ред. В.И. Жукова. — М. : ВЛАДОС, 1998. — 312 с.
14. Молодова, А.П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: учебно-метод. пособие для воспитателей дет. садов и учителей / А.П. Молодова. — Минск : Асар, 1996. — 128 с.
15. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада [Текст]: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.
16. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольника [Текст] / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
17. Рыжова, Н. «Наш дом — природа» [Текст] / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. -1998. — № 7. — С. 26.
18. Селиверстов, В.И. Дидактические игры с детьми [Текст] / В.И. Селиверстов. — М.: Просвещение, 2000. — 190 с.
Лихачев Б.Т. Педагогика: Учебное пособие – М., 2003
... право, 2004. – 895 с. Педагогика. Учебное пособие / под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2001 3. Педагогика профессионального образования : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. ... - 2-е изд., стереотип. - М. : ИЦ Академия, 2006. - 368 с. 4. Сластенин, В.А.Общая педагогика : учебное пособие ...
19. Ситаров, В.А. Социальная экология [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. — М.: Академия, 2000. — 280 с.
20. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. — М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
21. Суркина, С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Суркина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А. П. Усова. — М.: Просвещение, 2002. — 360 с.
23. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду [Текст] / А.П. Усова. — М.: Проект,2005. – 184 с.
24. Экологическое образование школьников [Текст] / под ред. И.Д. Зверева, Т.И. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1993. — 160 с.
25. Эльконин, Д. Психология игры [Текст] / Д. Эльконин. – М.: Владос, 2007. — 360 с.