Социология к зачёту ответы

Вопросы к зачёту по курсу «Социология»

для студентов всех специальностей

  1. Социология как наука, её объект и предмет.

Социология – наука об обществе. Социология – наука, изучающая общество в целом, определенные социальные процессы, институты, социальные группы, входящие между собой в различные социальные взаимодействия.

Объект – общество в целом, социальные группы, личности.. Объектом социологии, как это вытекает из самого ее назва­ния, является общество, т.е. люди, объединенные в обществе, и протекающие в обществе многообразные процессы сотрудничест­ва, взаимопомощи, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные и иные группы.  

Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе.

Например, футбол как игровой вид спорта может стать предметом исследова­ния различных наук. Физиология может исследовать действия футболистов во время матча или тренировки с точки зрения про­исходящих в организме процессов возбуждения или торможения нервной системы, либо обменных процессов, протекающих в ор­ганизме, либо под углом зрения действия мышечной системы, накопления в ней элементов усталости и т.д. Психология может ис­следовать футбол как проявление специфических психических процессов формирования умений и навыков владения мячом, раз­нообразия темпераментов, характеров, способностей футболистов, степени их сплоченности, волевых усилий, мотивации их деятель­ности. Социология же может исследовать футбол как специфиче­ское социальное явление, как соперничество двух различных со­циальных групп, как элемент престижа нации (например, в Брази­лии, Англии или Италии), как способ проведения свободного вре­мени, как разновидность рекреативной деятельности (если в фут­бол играют непрофессионалы) и т.п.

  1. Уровни и структура, источники социологического знания.

структура социологического знания включает в себя:

-знания об обществе как целостном организме.

представления о функционировании отдельных сфер общественной жизни:

знания о социальном составе населения и социальной структуре общества

10 стр., 4599 слов

1.Социология как наука: структура и уровни социального знания 2

Как наука социология имеет объект изучения. Это общество в целом, социальные группы, личности. Предметом изучения социологии будут выступать социальные отношения в обществе. Это определяет и структуру социологического знания. Она включает в себя, во ...

— знания о деятельности существующих социальных институтов.

В структуре социологических знаний выделяют отдельные уровни:

1. общесоциологические теории – они анализируют, как устроено общество, как и почему оно функционирует (функционализм, теория конфликта)

2. специальные социологические теории – посвящены отдельным социальным процессам (социология семьи, социология конфликта, социология труда и т.д.)

3. конкретно-социологические исследования, предназначенные для добывания фактов и анализа текущих процессов.

Первым из таких источников является исторический опыт, так как именно в нем аккумулируется мудрость не только отдель­ных индивидов, но и их различных общностей — семейных, терри­ториальных и т.п., вплоть до такой большой общности, которую представляет собой целый народ — белорусский, русский, поль­ский, немецкий и т.д. Разумеется, социология берет для изучения общества из исторического опыта не все (например, она отметает заблуждения, неверные оценки тех или иных событий), а только верные суждения, истинные знания, точные наблюдения, досто­верные оценки. Вторым источником социологического знания выступает изучение реальных фактов социальной жизни, касается ли это жизни семьи, деятельности производственных коллективов, поли­тических партий или религиозных организаций. Причем социоло­гию интересуют не только факты из сегодняшней социальной дей­ствительности, но и факты недавнего и давнего исторического прошлого, так как только путем сопоставления настоящего и про­шлого можно уловить тенденции общественного развития, опре­делить траекторию исторического развития общества и входящих в его состав социальных общностей, групп, институтов.

Следовательно, третьим источником социологического зна­ния становится выяснение взаимоотношений и взаимодействий социальных фактов друг с другом, так как только в таких взаимо­действиях раскрывается подлинное значение тех или иных фактов в жизни общества и отдельных индивидов или социальных групп. Четвертым источником социологического знания выступает изучение тенденций и закономерностей социального развития. При всем разнообразии людских стремлений, потребностей, дей­ствий, кажущихся на первый взгляд чисто случайными, порой хао­тичными, — в жизнедеятельности отдельных индивидов, ассоции­рованных в те или иные социальные группы, наблюдается опреде­ленная направленность и повторяемость. Следовательно, в обще­стве складываются и развиваются относительно устойчивые и сис­тематически воспроизводимые социальные взаимодействия между отдельными индивидами, их социально-демографическими, про­фессиональными, территориальными, этнонациональными и иными группами, а также между обществом и социальными институтами, социальной организацией или группой и личностью.

  1. Источники социологической информации.
  2. Основные задачи социологии, их иерархия.
  3. Основные функции социологии.

К числу основных функций относятся: 1. познавательная Состоит в получении адекватных знаний о действительности. Иногда в ее составе выделяют ряд более мелких функций: — информационная (социологи дают информацию о процессах в обществе) — теоретическая (позволяет выявлять новые тенденции и закономерности в развитии общества) — прогностическая (на основе анализа социальных процессов вырабатываются научные прогнозы их дальнейшего развития. Они могут носить долгосрочный и текущий характер) 2. практическая  Социологи разрабатывают практические рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности людей, совершения экономических и политических отношений, повышения оптимизации управления 3. идеологическая Социологи отражают точки зрения определенных политических сил, социальных групп и слоев общества. Здесь возникает проблема манипулирования результатами социологических исследований.

10 стр., 4622 слов

Развитие социологических концепций управления

... объект социального управления составляет деятельность, поведение человека и социальных групп. 1.2 История развития социологии управления Возникновение социологической отрасли ... социальных групп, индивидов в процессе жизнедеятельности общества, реализации их целей [11, с. 152]. Объект социального управления - управляемая социальная система, элементами которой являются общества, социальные ...

  1. Классики социологической науки.

Г.Спенсер.

О.Конт Э.Дюркгейм.

К.Маркс и Ф.Энгельс.

М.Вебер

Лавров; Михайловский

  1. Донаучный период в социологии.
  2. Отечественная социологическая мысль и современный этап её развития.
  3. Виды социологических исследований.
  4. Этапы социологического исследования.
  5. Программа социологического исследования, её структура.
  6. Методы сбора социологической информации.

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

анализ документов;

социологическое наблюдение;

опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

социальный эксперимент;

некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

  1. Анкетирование как метод сбора социологической информации. Виды анкетного опроса.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта. По форме проведения анкетирование может бытьиндивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетерЕго функция состоит в том, что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя. Если при анкетном опросе анкетер пассивен, респондент сам интерпретирует вопросы в соответствии со своими убеждениями; ...

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице.

Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.
  1. Структура анкеты.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос. Например:

АНКЕТА

прикладного исследования

«Динамика интеграции вынужденных переселенцев в местное сообщество»

Ставрополь, 2006

Южный научный Центр РАН

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен. Пример вводной части:

Здравствуйте!

Приглашаем Вас принять участие в обсуждении проблем интеграции вынужденных псрссслснисв в месное сообщество на территории края. Мы обращаемся к Вам, потому что никто глубже и точнее не сможет передать того, как это происходит. Мы надеемся также получить ответы на аналогичные вопросы представителей различных групп населения, живущих в нашем крае. Ваши искренние ответы будут способствовать открытости во взаимодействии с местным населением.

Внимание! Для заполнения анкеты Вам необходимо выбрать вариант ответа, соответствующий Вашему мнению, и обвести цифру, обозначающую этот вариант. Вы также можете дописать свой ответ на отведенной для этого строке. Подписывать анкету не обязательно.

Заранее выражаем благодарность за сотрудничество!

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут размещаться отдельно, в самом тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это может быть указание на то, сколько вариантов ответа можно выбрать в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

5 стр., 2189 слов

21. метод опроса в социальной психологии

... очень простых по структуре и по объему анкет. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ... вопросника Понятности инструкции Чёткости и понятность в формулировках вопросов Полноты списка вопросов Использования разных типов вопросов Отсутствия намёка на желаемый ответ Интервью: Получение информации в

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

  1. Виды вопросов анкеты.

по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);

по функции (основные и неосновные).

  1. Требования к разработке анкеты и формулировке вопросов.

При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.

Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).

В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.

В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе).

В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.

В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.

Анкета должна быть построена стилистически грамотно, напечатана на плотной белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос вопроса со страницы на страницу. С целью улучшения психологического восприятия анкеты можно использовать рисунки на ее полях.

  1. Наиболее типичные ошибки формулировки вопросов анкеты.
  2. Преимущества и недостатки анкетного опроса.
  3. Специфика интервью как метода сбора социологической информации. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников.
  4. Виды интервью.

Виды интервью:

5 стр., 2162 слов

Вопрос 1. Роль социологии в системе общественных наук

... социальной реальности, определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации. Вопрос 4. Структура социологического знания. Социальные законы. Парадигма социологического знания. Структура ... а также перспективы преобразования общества на коммунистических началах. Вопрос 5. Основоположник социологии о. Конт Социология как самостоятельная отрасль научного знания заявила о ...

1) свободное – не имеет четкого плана

2) глубинное – выясняет причины появления данных фактов

3) фокусированное (направленное) – предполагает изучение общественного мнения относительно конкретной ситуации, факта.

Проведение интервью требует соблюдение условий.

Лучше всего его проводить не на рабочем месте.

При этом не должно присутствовать третье лицо.

Исследования показали, что респонденты более доверяют женщинам, чем мужчинам интервьюерам.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным).

Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

  1. Требования к проведению интервью.
  2. Процедура интервью.
  3. Преимущества и недостатки метода интервью.
  4. Социологическое наблюдение и его особенности.
  5. Классификация видов наблюдения.
  6. Требования к проведению наблюдений.
  7. преимущества и недостатки наблюдения.
  8. Документы в социологии, их классификация.

Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализа первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают социум общества. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности человека; вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

10 стр., 4671 слов

Теория и практика применения метода интервью в социологии

... Добреньков: «Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом.» ... чрезвычайно обширна и разнообразна: интервью используется в социологии, психологии, журналистике, статистике, этнографии, ... первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и ...

К этому понятию в прикладной социологии относятся в первую очередь различного рода материалы (документы), предназначенные для хранения и передачи информации.

Существует ряд оснований для классификации документов:

·         по статусу документы различают на официальные и неофициальные;

·         по форме изложения — письменные (более широко — вербальные) и статистические;

·         по своим функциональным особенностям документы классифицируются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-воспитательные.

·         по степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные.

  1. Качественный и количественный (контент-анализ) методы анализа документов.
  2. Эксперимент в социологии, его особенности.
  3. Социометрия, критерии социометрии.
  4. Социометрическая карта.
  5. Метод экспертных оценок в социологии.
  6. Социальная стратификация, её виды.
  7. Проблемы социальной и профессиональной мобильности.
  8. Проблема социального статуса в социологии.
  9. Основные этапы социализации личности.
  10. Социально-экономические ориентации населения РБ.
  11. Основные элементы социальной структуры общества.
  12. Демографические процессы в трансформации социальной структуры белорусского общества.
  13. Социальные перемещения, их динамика и тенденции.

Утверждены: прот.№1 от 11.09. 2013 г.

Фома проведения зачета – устная, письменная

Основная литература