Вопрос 1. Роль социологии в системе общественных наук

Связь социологии с другими общественными науками можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, бесспорно, социология использует информацию, полученную в рамках других дисциплин: например, показатели экономического роста(информация от экономистов), данные о рождаемости и смертности (от демографов) и пр. Однако, с другой стороны, следует отметить, что социология обогащает другие науки выводами, полученными в результате социологических исследований. Например, социологи могут анализировать социальные последствия экономического роста или делать выводы относительно социальных причин и последствий низкой рождаемости, дополняя экономическую и демографическую информацию.

Таким образом, социология является интегрирующей, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. При этом она, несомненно, связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые дополняют ее в процессе исследования всех сфер жизни общества, обогащают ее инструментарий и тем самым способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и др. Это новые научные направления, появившиеся на стыке социологии и других наук, способствующие объяснению и прогнозированию событий и процессов социальной среды.

Социология, как и многие науки вычленилась из философии. И даже после того, как социология в лице О.Конта и Э.Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях. Социальная философия — раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. Она анализирует проблемы смысла и цели существования общества. У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие более отчетливо проявляется в предмете исследования. Предметной сферой социально-философских является исследование общественной жизни, прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще в большей мере различие между социологией и социальной философией обнаруживается в методе исследования социального. Самостоятельное развитие социологии как раз и связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных процессов количественные методы с применением сложных математических процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпирических данных, установление статистических закономерностей, выработала определенные процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество и человека.

11 стр., 5393 слов

Место культурологии в системе социальных наук

... социальных наук. Чтоб понять это, следует выяснить связь культурологии с такими общественными науками, как история, социология и политология, а также - в первую очередь - с философией ... методов научных исследований, научно- практических и прикладных разработок, называемых гуманитарными и общественными (социальными) науками. Гуманитарные науки - это науки о человеке, а общественные науки - науки о ...

Вопрос 2. Объект и предмет социологии.

Социология ( от лат. общество и греч. — слово, понятие, учение) − наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей.

Объектом социологического знания является общество. Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает.

М.Вебер писал, что предмет социологии − социальные действия, которые она должна понимать и объяснять.

Предмет изучения социологии − это особенные, специфические законы и закономерности.

Объект социологии − социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет − это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).

Вопрос 3. Функции социологии

1. Познавательная функция. Эта функция присуща любой науке. Она заключается в получении новых знаний, сведений и закономерностей, касающихся со­циальной жизни общества.

2. Прогностическая функция прогнозировать тенденции и направления развития социальных процессов.

3. Организационная выработка организационных мер по осуществлению социологической технологии, ее внедрения и реализации.  

4. Социального проектирования определение путей проектирования социального процесса.

5. Управленческая определение основных направлений повышения эффективности деятельности.

6. Инструментальная определение методов изучения социальной реальности, определение методов сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.

Вопрос 4. Структура социологического знания. Социальные законы. Парадигма социологического знания.

Структура социологического знания – это совокупность эмпирического и теоретического материала, получаемого в результате сбора практической информации, проведения исследований, социологических опытов, обследований, изучения общественного мнения. Она формируется в ходе логического обобщения и интерпретации полученных опытных данных. В его структуру входят эмпирические данные, теории среднего звена и общие теории.

10 стр., 4504 слов

Часть первая. Основополагающие социологические теории общества

... «социологическая теория» можно определить, как теория о социальных явлениях или обществе. Исследование вопросов связанных с обществом, актуальных ... субъективно-смысловой реальности. Вслед за Тённисом, основоположником «формальной социологии» является Георг Зиммель. Общество для ... делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, ...

Эмпирическая основа социологического знания включает сгруппированные и обобщенные социальные факты. К ним относятся характеристики массового сознания – мнения, оценки, суждения, верования; свойства массового поведения; отдельные события, состояния социального взаимодействия

Специальные социологические теории раскрывают два основных типа социальных связей: между общественной системой в целом и данной сферой общественной жизни. Специальные теории формулируют только вероятностные утверждения, и их подтверждение должно быть доказано логически или фактически.

Общие социологические теории – результат объединения специальных социологических теорий и их выводов.

 Социальный закон — это существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами, прежде всего в социальной деятельности людей или их действиях. Следует различать две группы социальных законов.    Первая группа — это законы, действующие на протяжении всей истории развития общества.

 Вторая группа — это законы, которые вытекают из сложившихся ранее обстоятельств и в которых проявляется ведущая тенденция развития общества, обусловленная объективными закономерностями его деятельности и развития.

Сущность социальных законов заключается в том, что они определяют отношения между различными индивидами и общностями, проявляясь в их деятельности. Это отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и социально-профессиональными группами, городом и деревней, а также между обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью. Законы различаются по времени их действия. Общие законы действуют во всех общественных системах (например, закон стоимости и товарно-денежных отношений).

Действие же специфических законов ограничено одной или несколькими общественными системами (например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому или период первичного накопления капитала).

Можно выделить пять парадигм

1. Парадигма социальных фактов. В ней социальная реальность рассматривается через призму социальных структур, институтов и их функций.

2. Парадигма социальных дефиниций. У ее истоков лежат работы немецкого социолога Макса Вебера. Исследователи, работающие в рамках этой парадигмы, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе тех смыслов, которые люди придают действиям, ситуациям, стимулам при взаимодействии друг с другом. 

3. Парадигма социального поведения. Изучаются поведение индивидов в социальном пространстве, понятом как система социальных подкрепителей (поощрений – наказаний), и социальные структуры взаимодействий, сложившиеся в процессе обменных отношений.

4. Психологическая парадигма развивалась под влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, который рассматривал общественную жизнь сквозь призму структуры конфликта «Оно – Я – Сверх-Я» внутри индивида и между ним и обществом.

24 стр., 11819 слов

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются ...

... социологии есть выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного набора социальных отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которого являются, с одной стороны, общество ... особенности социальной реальности. «Что и как делается в обществе?» Оценочная функция, т. е. осуществление оценки того, соответствует или нет то или иное общество, существующие ...

5. Парадигма социально-экономического детерминизма представлена марксистской социальной концепцией (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин).

В марксистской теории социальная реальность рассматривается как совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной жизнедеятельности людей. В фокусе ее внимания находятся общественноэкономические формации, смена которых определяется в первую очередь изменениями способа производства, а также перспективы преобразования общества на коммунистических началах.

Вопрос 5. Основоположник социологии о. Конт

Социология как самостоятельная отрасль научного знания заявила о своем возникновении в первой половине XIX в. Первым, кто дал название новой науке об обществе, определил место ее в системе наук, специфику предмета и методологии был французский философ Огюст Конт.

Термин «социология» О. Конт образовал посредством соединения латинского слова «социум» — общий, общинный, общественный с греческим словом «логос» — слово, понятие, учение. В дальнейшем термином «социология» стали обозначать науку об обществе.

Структурно предложенная О. Контом система наук представляла собой перевернутую усеченную пирамиду, в основании которой находится самая абстрактная наука — математика, затем следуют астрономия, физика, химия, биология и завершает систему позитивных наук социология.

У О. Конта социологии отведено высшее место в структуре позитивных наук как наиболее конкретной и сложной по содержанию, опирающейся в своем познании действительности на предыдущие отрасли научного знания. По его мнению, социология должна рассматривать общество таким же образом, как естественные науки

Вопрос 6. Теория социального реализма научный метод в социологии э. Дюргейма.

Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, или социологический реализм. В отличие от предшественников Э.Дюркгейм первым обратил внимание на социальные факты и их роль в развитии общества.  Теоретико-методологический способ изучения общества Э. Дюркгейма отличался сугубо социологическим характером, ибо на первый план выдвигал задачу исследования законов социальной реальности, позволяющих понять сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно этим и призвана заниматься, по Дюркгейму, социология и только социология. В этом и состоит своеобразие предмета и метода социологии. Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и необходимости использования другими общественными науками социолог. метода. Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц. факты нужно рассматривать как вещи, где вещь — всякий объект познания. Общество, социальная реальность рассматриваются Дюркгеймом, с одной стороны, как часть природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в детерминации сознания и поведения индивида.

2 стр., 542 слов

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория ...

... агрегатов” (типа львы)   Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Три основных периода: 1. Период создания и ... средств. Все рассматриваемы чувства (нелогические действия): постоянные (осадки, residui) производные (derivatie). Социальное равновесие определяется осадками. 6 классов осадков: 1. осадки “инстинкта комбинаций” ( ...

Вопрос 7. Социологическая теория к. Маркса.

Вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественно-экономической формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Особое значение придавалось структурному строению каждого общества: базису (производственные отношения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным, философским воззрениям). 

Общественно-экономическая формация – исторически определенный тип общества, представляющий особую ступень в его развитии: историчность, целостность общества.

 Основа всех общественных отношений составляют экономические отношения – базис общества. Экономические отношениясвязаны с производительными силами, созидающими материальные и духовные блага. Производительные силы – рабочие, совершающие трудовую деятельность при помощи орудий труда, средств производства и сами средства производства, которые принадлежат владельцам, капиталистам. В процессе производства между рабочими и капиталистами складываются производственные отношения.

Переворот в способе производства, в экономическом базисе общества сопровождается коренными изменениями в надстройке общества. Надстройка общества – политические, юридические, религиозные, философские взгляды людей.

Марксом была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества — пролетариат, буржуазия, крестьянство, а также проанализированы все формы классовой борьбы.

Вопрос 8. Понимающая социология м. Вебера

В центре внимания социологии Вебера находились личность и ее поведение (отличие от взглядов Дюркгейма, исследовавшего общественные структуры).

Он считал, что через изучение личности необходимо исследовать как общество в целом, так и его структуры, в частности государство и религию. Социология должна изучать не всякое поведение и социальную деятельность, а только осмысленные с точки зрения целей и средств их достижения и ориентированные на других людей с ожиданием ответной реакции. Вебер выделяет 4 типа социального действия: а) целерациональное действие – человек ясно представляет цель действия и средства ее достижения, учитывает возможную, ответную на них реакцию других индивидов, стремится к успеху; б) ценностно-рациональное действие совершается на основе осознаваемых ценностей (религиозных, духовных, этических и т.д.).

Признавал огромную роль ценностей, считая их мощной силой, влияющей на социальные процессы.; в) традиционное действие основано на привычках, обычаях, традициях; г) аффективное действие происходят на основе аффектов, т.е. на несознаваемых, бессознательных психологических импульсах и чувствах (гнев, состояние депрессии, психологической травмы…)

Вопрос 9. Основные вехи развития западной социологии в XX в.

Новый этап в развитии социологии связан, во-первых, — со становлением и развитием эмпирической социологии, во-вторых, — с появлением новых направлений и теорий, в-третьих, — со стремлением определенным образом соединить теоретических и эмпирической Можно выделить три периода развития. Первый охватывает 20-40-е годы и характеризуется мощным наступлением эмпиризма. Второй этап (40-60-е годы) характеризуется значительным усилением теоретико-методологических схем, было своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции Третий период (с 70-х годов) характеризуется попытками соединить теоретические и эмпирические исследования, микро-и макросоциологии, вывести науку на новый уровень теоретического осмысления процессов как в реальной жизни, так и в самой социологии, и проявление принципиально новые тенденции, которые имеют интегративный характер. М. Вебер, Э. Дюргейм.

13 стр., 6413 слов

Инстинктивизм в социологии (теория Уильяма Мак-Дуголла).

... социологии - наличие противоречия, конфликта между личностью и обществом. Она имеет место потому, считал Фрейд, что существует социальный ... многих социальных процессов и институтов. Стадный инстинкт проявляется в коллективном производстве, в ... интересах, привычках и т.д. В теориях инстинктивизма делался акцент на важных ... психотерапевт пытается найти ответ на вопрос о причинах невроза больного. Что ...

Вопрос 10. Классификация основных направлений современной западной социологии.

Большинство социологических направлений, исходя из их методологических и теоретических особенностей, разделяются на две большие группы. Первую образуют «макросоциологические» теории, которые постулируют примат общества по отношению к индивиду. Они стремятся описать социальные закономерности надиндивидуального порядка, и их логика исследований предполагает движение от общего к частному, от понятий «общество» и «социальная система» к понятиям «индивид» и «личность». Эти теории берут свое начало во взглядах О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, к ним также относятся такие направления, как структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс), теории конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), структурализм (М. Фуко, К. Леви-Стросс), технологический детерминизм (Р. Дрон, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), неоэволюционизм (Л. Уайт, Дж. Стюарт, Дж. Мердок) и др.

Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс. Для его структурно-функциональной схемы характерно механистическое представление о нормативной обусловленности социального действия.

Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Дарендорф утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограничены, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре.

Вторую группу образуют «микросоциологические» теории, в центре внимания которых, наоборот, оказывается именно человек, индивид, личность. Они пытаются объяснить общесоциологические закономерности через анализ внутреннего мира человека и особенностей его взаимодействия с другими людьми. Соответственно, их методология исследований предполагает движение от частного к общему, от изучения «клеточек» социального организма к характеристике общества в целом. Истоки этого подхода следует искать во взглядах М. Вебера и представителей психосоциологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето).

Из современных направлений его развивают символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Блюмер, А. Роуз, Г. Стоун, А. Стресс), феноменологическая социология (А. Шюц, Т. Лукманн), теории обмена (Дж. Хоманс, П. Блау), этнометодология (Г. Гарфинкель, А. Сикурел) и другие.

4 стр., 1664 слов

анализ основного содержания теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау.

... социального взаимодействия. Во второй главе рассматриваются основные критические подходы к изучению теории обмена и вклад данной теории в социологию. В заключении приводятся выводы по результатам проведенного исследования. Глава 1. Теория социального обмена ...

Символический интеркционизм — изучающее «символические коммуникации», как один из аспектов социального взаимодействия, то естьобщениеи взаимодействие, осуществляемое при помощи символов:языка,телодвижений,жестов, культурных символов и т.д.

Теория социального обмена – научный подход, основывающийся на концепции социального взаимодействия как процесса обмена, каждый участник которого получает выгоду в результате действий других участников и, в свою очередь, совершает действия, приносящие им выгоду. В качестве выгод рассматриваются как материальные блага, так и нематериальные, символические блага – знаки уважения, престижа, положительные эмоции и т. п.