Структура социологического знания

Особенности социологии по сравнению с другими социогуманитарными науками (демография, психология, история, философия, культурология, антропология).

Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии. Философия обеспечивает социологию познанием наиболее общих законов общества. География связана с социологией, когда поведение людей, этнических сообществ объясняется с учетом среды обитания. Имеет значение, живут ли люди на берегу океана, речки, в горах, в пустыне для объяснения характера социальных общностей. Есть теории, связывающие социальные конфликты с периодом неспокойного солнца, космическими факторами. С историей социология связана при объяснении исторических корней социальных явлений. Существует также социология истории, когда социологические проблемы изучаются на материале прошлых веков. Например, изучаются социальные взаимосвязи, особенности социального поведения. Социология связана с различными видами деятельности через свои специфические методы изучения общественного мнения.

Предмет социологии.

Предмет – те стороны, связи и отношения объекта, которые изучаются данной наукой. Общество как целостный организм, соц. механизм, его функционирование и развитие. Под предметом исследования обычно понимают совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих особый интерес для данной науки. Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т. е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений. Жизнедеятельность людей реализуется в обществе в трех традиционных сферах (экономической, политической, духовной) и одной нетрадиционной – социальной. Три первые дают горизонтальное сечение общества, четвертая – вертикальное, подразумевающее деление по субъектам общественных отношений (этносам, семьям и др.).

Эти элементы социального устройства в процессе их взаимодействия в традиционных сферах и составляют основу социальной жизни, которая во всем своем многообразии существует, воссоздается и изменяется лишь в деятельности людей.

Общество можно представить как систему взаимодействующих и взаимосвязанных общностей и институтов, форм и методов социального контроля. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При этом под статусом понимается положение человека в обществе, определяющее доступ к образованию, богатству, власти и проч. Таким образом, социология изучает социальную жизнь, т. е. взаимодействие социальных субъектов по проблемам, связанным с их социальным статусом.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... общественных явлениях, в предметной области социологии оказываются: общество как целостность; социальные общности, институты и организации; личности, взаимодействие личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения. Социальное - ключевая категория, в научной литературе ...

Именно совокупность таких действий образует социальный процесс в целом, и в нем можно выделить некоторые общие тенденции, которые являются социологическими законами. Отличие социологических законов от математических, физических, химических состоит в том, что первые приблизительны и неточны, они могут произойти или не произойти, т. к. полностью зависят от воли и действий людей и носят вероятностный характер. Можно заранее прогнозировать события, управлять ими и просчитывать возможные альтернативы, выбирая предпочтительный вариант. Роль социологии и социологических исследований неизмеримо возрастает в кризисных ситуациях, когда важным становится учет общественного мнения, его переориентация и смена идеалов и парадигм.

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие в людях изменения, при этом делая упор на выявление альтернатив развития. Социологические знания выступают как единство теории и практики, эмпирики. Теоретические исследования представляют собой объяснение социальной реальности на основе законов, эмпирические исследования – это конкретная развернутая информация о процессах, происходящих в обществе (наблюдения, опросы, сравнения).

 

4. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология.

Она должна служить делу преобразования общества, социальным реформам, способствовать оптимальному социальному управлению.

Без социологических исследований общественное мнение не сможет выполнять свойственные ему функции контроля, консультирования. Социология придает общественному мнению институциональный статус, благодаря чему оно становится институтом гражданского общества. Социология позволяет понимать процессы, происходящие в обществе. Важным признаком современного общества является осознание целей и последствий своей деятельности, понимание сущности и свойств общества, что позволяет сознательно относиться к своей деятельности. Это отличает современное общество от традиционного, в рамках которого социальные процессы являются спонтанными и неосознанными. Таким образом, роль социологии в обществе заключается в следующем. 1. Социология способствует демократической трансформации общества благодаря изучению общественного мнения и способствуя его институализации. 2. Социология способствует более глубокому осознанию сути общественных процессов, что позволяет сознательно подходить к социальной деятельности. 3. Социология повышает уровень рациональности социальной деятельности на всех уровнях социальной организации.

Структура социологического знания.

Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология (общество, как целостный организм, закономерности в нем).

7 стр., 3389 слов

Концепция социологии. Социальные факты.

... жизни, народонаселение, объем и проч. 2. Социальная физиология. Она исследует «жизненные проявления общества». Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. ... «социологизм». «Социологизм» Э. Дюркгейма, главное в его теории общества, ба­зируется на признании первичности социальной реальности, ее авто­номности и вторичности, подчиненности ей ...

2. История социологии и современные социологические теории (уровень спец. соц. теории – промежуточный).

Работы по социологии прошлых лет — это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. Если раньше существовала единственно верная, непогрешимая марксистско-ленинская социология, то сейчас нет истины в последней инстанции. Различные теории конкурируют между собой, стремясь точнее и полнее отразить реальность.3. Методика социологических исследований (уровень конкретно-соц. анализа).

В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

Метод социологического объяснения Э.Дюркгейма

Дюркгейм утверждал принцип эмпирической (на основе опыта) обоснованности социологической теории. Его подход именуется «социологическим реализмом» или «социологизмом», в рамках которого социальное явление или общество определяется как своеобразная реальность, которая отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу, таким образом, не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания, психологии. Социальные факты нельзя вывести из закономерностей индивидуального сознания. Социальные явления можно объяснить только с помощью другого социального явления. Социология изучает социальные факты, которые следует исследовать как вещи, Они существуют объективно и не зависят от индивидов. Общество принудительно влияет на индивида и морально выше индивида. Социальные факты бывают материальные и духовные, последние составляют коллективное сознание.

Дюркгейм анализирует социальные причины самоубийства, например, аномией, т. е. отсутствием и слабостью норм в обществе. Другими причинами социального характера есть альтруизм, эгоизм, фатализм, т. е. чрезмерная привязанность или изолированность от ближайшего социального окружения.

14. Концепция «понимающей социологии». М.Вебера.

Вебер развивал учение о «понимающей социологии», которая предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Уровень рациональности социального действия может видоизменяться от низкого (в условиях традиционного общества) до высокого (в современном обществе).

Содержательно социальное действие ориентируется либо на социальные нормы, либо на ожидания окружающих людей. Идеальный тип объединения людей осуществляется на базе одного языка или на базе единых рыночных отношений. Вебер считал необходимым объединить демократию, свободу человека с сильным национальным государством. Концепции мирового процесса рационализации, теория социального действия, идеи политической социологии сравнительно-исторической социологии, социологии религии оказали большое влияние на развитие социологии ХХ века.

15. Идея прогресса и социальной реформы/революции. К.Маркса.

Нужно сказать, что пальма первенства в научном объяснении революций принадлежит К. Марксу и Ф. Энгельсу. Они создали концепцию революции как форму перехода от одного состояния общества к другому. К. Маркс выделил два типа революции — социальную и политическую. Особое внимание было уделено социальной революции, под которой понимались изменения, уничтожавшие весь порядок вещей, основанных на частной собственности и эксплуатации. Только такое преобразование, осуществляемое рабочим классом, по мнению классиков, дает возможность «более справедливого распределения социальных тягот и прав». «Социальная революция есть нечто совершенно иное, чем происходившие до сих пор политические революции: в отличие от них она направлена не против собственности монополий, а против монополии собственности; социальная революция — это открытая война бедных против богатых. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали неизбежность, закономерность социальной революции, потому что при буржуазном способе производства существует противоречие между производительными силами и производственными отношениями. С течением времени производительные силы достигают такой ступени, когда они при существующих производственных отношениях приносят обществу лишь разрушения.

24 стр., 11819 слов

В зарубежной социологии социальные конфликты классифицируются ...

... законов взаимодействия его различных структур.  Главное отличие социологии от др. социальных наук в том, что социология изучает общество в целом, как целостную неделимую систему, как ... прогнозируемые варианты тех или иных вариантов в обществе, - социология способна стать действенным инструментом социального управления процессами, протекающими в обществе. Она дает возможность ответить на вопрос: ...

Таким образом, устаревшие производственные отношения становятся оковами. Данное противоречие, с точки зрения марксизма, присуще и добуржуазным общественным формациям. Но тогда оно не носило того антагонистического характера, который способен привести к революционным изменениям всего социального строя. Итак, учение Маркса о социальной революции подчинено идее о смене общественных формаций. Социальная революция носит системный характер, потому что коренным образом изменяет все сферы, всю структуру общества. Переворот происходит не только в экономическом способе производства, но и в политической и духовной надстройке. Политическая же революция возникает, согласно марксизму, как результат противоречия между базисом общества (совокупность производительных сил и производственных отношений) и политической надстройкой. Иными словами, это противоречие между реалиями экономики и политики, которое не приводит к антагонистическому противоречию. Такая политическая революция может происходить в эволюционной форме.

Чикагская школа социологии (США) У.Томас, Ф.Знанецкий, Р.Парк

Чикагская школа социологии одна из первых школ в социальных науках занимала доминирующее положение в американской социологии в 1915-1935 гг. и оказала значительное влияние на развитие социологии. Подготовительный период в развитии этой школы (1892-1915) связан с деятельностью так называемой большой четверки — А. Смолла, Дж. Винсента, Ч. Хендерсона, У. Томаса. В этот же период в Чикаго был основан первый социологический журнал — (1895) и Американское социологическое общество (1905).

Отличительные черты творчества представителей Чикагской школы — органичное соединение эмпирических исследований с теоретическими обобщениями, соединение различных подходов и методов (в том числе <мягких> этнографических и <жестких> количественных методов), выдвижение гипотез в рамках единой организованной и направленной на конкретные практические цели программы[18].

С точки зрения социологии труда в деятельности Чикагской школы можно выделить характерные особенности: 1) развитие так называемой социальной деятельности (social work) — практические решения социальных проблем, порожденных урбанизацией и индустриализацией: безработицы, нищеты, преступности. Социальный работник (психолог, юрист, социолог) в 20-30-е гг. занимался решением социальных проблем производства — предупреждением конфликтов и решением трудовых споров, улучшением условий труда и стабилизацией кадров. Постепенно его вытеснил специализированный отдел управления персоналом; 2) появление в 1918 г. совместной работы У. Томаса и Ф. Знанецкого <Польский крестьянин в Европе и Америке>, обозначившей новый рубеж в развитии современной социологии; 3) разработка социально-экологической теории Р. Парка и Э. Берджеса, основными элементами которой являлись <социальная мобильность>, <социо-экономический статус>, <маргинальная личность>.

13 стр., 6420 слов

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

... общества.   Тема 2. Группа как социально-психологический феномен. Место групповой психологии в социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики групп. Сущность и содержание понятия «малая группа». ...

Социальный интеракционизм Ч.Кули, Д.Мид.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (лат -взаимодействие) — теоретике-методолог, направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг.. С.и. сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий. Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с т.з. взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Разл. группы вырабатывают разл. миры, к- рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия. Подлинный основоположник теор. концепции С.и. — философ, социолог, социальный психолог Дж.Р.Мид. С позиций философии прагматизма Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — «I» и «mе». «I» — элемент спонтанного и бессознательного в социальном индивиде, «mе» — интернализованная точка зрения группы. Мид, а за ним и все интеракционисты уделяют огромное влияние словам как гл. орудиям стабилизации и объективации того, что иначе осталось бы текучим и совершенно субъективным опытом. Именно слова дают людям возможность формировать общие определения ситуации, общие видения объектов, делающие возможным систематич. социальные взаимодействия.

Концепция П.Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин разрабатывает общую теорию нормативного поведения человека. «Идеационная», по объяснению П. Сорокина — это «система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, которая служит основой и фундаментом всякой культуры». «… настоящий кризис — это не просто экономические или политические неурядицы, кризис затрагивает одновременно почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Это — кризис искусства и науки, философии и религии, права и морали, образа жизни и нравов. Это — кризис форм социальной, политической и экономической организации, включая формы брака и семьи. Короче говоря, это кризис почти всей жизни, образа мысли и поведения, присущих западному обществу Этот кризис заключается в распаде основополагающих форм западной культуры и общества последних четырех столетий». «…настоящий кризис не есть предсмертная агония западной культуры и общества, то есть кризис не означает ни разрушения, ни конца их исторического существования, а представляет со бой лишь разрушение чувственной формы западного общества и культуры, за которым последует новая интеграция. Трагедия и хаос, ужасы и горе переходного периода конечны, они вызовут, к жизни новые созидательные силы в новой интегральной форме. Сорокин уделял внимание проблемам социальной структуры, социальной мобильности, социальной и культурной динамики социального равенства.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... нормам поведения, бытующим у старших. Нереферентная группа- это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека. Антиреферентная группа- это такая группа, поведение ... группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке. Человек ...

Особенности проведения включенного наблюдения

Включенное наблюдение (participant observation) — наблюдение , при котором наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с людьми, за которыми он наблюдает и которых он оценивает.

Преимущества включенного наблюдения заключены, прежде всего, в возможности получения детальной «дотеоретической» информации об изучаемых социальных явлениях. Непосредственная включенность исследователя в изучаемую социальную ситуацию, группу или культуру нередко позволяет получить уникальные сведения об используемых самими участниками значениях и символах, о локальных или субкультурных «языках взаимодействия», знакомство с которыми является само собой разумеющимся условием их дальнейшего теоретического анализа. Хотя ученый не может «влезть в шкуру» других людей, особенно принадлежащих к чужой культуре или другой исторической эпохе, он может попытаться упорядочить и подвергнуть более глубокому и систематическому рассмотрению те слова, символы и культурные формы, посредством которых изучаемые им люди описывают и передают свой опыт, делая это зачастую непоследовательно, случайно или не вполне осознанно.

Наиболее очевидные недостатки включенного наблюдения связаны с излишне описательным характером получаемых данных, опасностью подмены научных объяснений субъективными повествованиями.

 

Основные принципы экспериментального исследования в социологии.

Метод социального эксперимента. Выделяется два сообщества. Одно из них контрольное, другое — экспериментальное. Социолог меняя какие-либо параметры в экспериментальной группе исследует эффект такого воздействия. Метод социального моделирования. В математической, количественной форме описываются некие социальные явления, а затем с помощью ЭВМ имитируют изменения этих явлений, включая тот или иной параметр.

Социальная структура общества, ее элементы.

Существует множество теорий социальной структуры. Основное отличие этих теорий в принципах социального деления, взятых за основу. Выделим две основных группы теорий: классовую и социальной стратификации. Теория классов разрабатывается марксизмом. Согласно этой теории классы различаются по отношению к собственности на средства производства. Например, капиталисты являются собственниками средств производства, а рабочие не обладают этой собственностью. Между классами существует социальная пропасть, их разделяет непримиримая вражда, которая приводит к революции. Согласно другой группе теорий выделяют совокупность социальных слоев общества и называют это социальной стратификацией(расслоением, от слова «страта», которым в геологии именуют «слой»).

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... породнились с ними. И хотя компьютер нуждается в человеке, но и человек сейчас напрямую “связан” с компьютером. Компьютерная ... люди которые сами не сталкивались с данной проблемой только по наслышке (по фильмам, книгам и таким же статьям), как бы описывают “личность ... нынешнем понятии “хакер” - это как раз такой человек! Реально же хакер это высокообразованный, квалифицированный программист, способный ...

В социальной стратификации различают три основных слоя: высший, средний и низший социальные классы. Каждый слой состоит из ряда профессиональных групп.

Основной причиной деления или дифференциации общества является различие в социальном положении и интересах. Но кроме этого, социальные группы отличаются стилем жизни, образом мысли, социальным поведением, культурой и т. п.

Социальная группа, природа групп.

Cоциальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной труппой в организации: 1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена труппы относительно других членов группы, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.

Социальные роли и статусы

Статусы и роли связаны между собой функциональными отношениями и являются «строительными кирпичикам» общественного здания, связаны благодаря общественному разделению труда. Статусы и роли имеют три грани: ширина (права), длина (обязанности), высота (ответственности).

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. С помощью статусов социолог точно характеризует объект исследования. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности, с их помощью складывается функциональная взаимосвязь. Группы статусов: экономические, профессиональные, политические, религиозные, территориальные.

Социальная роль — поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. Это понятие было введено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга.

Т.Парсонс выделяет 5 основных черт любой социальной роли: 1. эмоциональность (одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие — раскованности).

2. способ получения (одни предписывают, другие завоевывают).

3. масштабность (часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая размыта).

4. формализация (действие в строго установленных правилах или произвольно).

5. мотивация (на личную прибыль, на общее благо и т.д.)

34. Социальные подструктуры общества: национально-этническая, социально-демографическая, социально-профессиональная, социально-классовая, поселенческая.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры: 1) социально-этническая подструктура, связанная с биологией (биологической природой) и включающая в себя следующие формы: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями; племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов; народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей; нация — общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психологии, психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни; 2) социально-демографическая подструктура, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей; 3) социально-пространственная подструктура как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземские, внутригородские и межпоселенческие); 4) социально-классовая подструктура, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и по способу получения доли общественного богатства; 5) профессионально-образовательная подструктура, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессио­нальных и образовательных параметров.

8 стр., 3523 слов

I. Роль философии в обществе и в жизни человека

... объективного идеализма 3) рационализма 4) теизма 9. Как определяла античная философия сущность человека? 1) человек – существо чувственно-эмоциональное 2) животное разумное 3) существо моральное 4) ... учение является объективным идеализмом? 1) учение, берущее за первооснову сознание конкретного человека 2) объективную реальность 3) сверхъестественный разум 7. Что является определяющим для ...

Основные подходы к пониманию сущности этноса

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй — социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения.

42. Исторические типы этнических общностей: племя, народность, нация.

Исторически первыми социальными общностями людей были

22 стр., 10746 слов

Типы личности и их особенности поведения в конфликте

... и рассмотреть наиболее существенные психологические  типы личностей и их соотношения, показать особенности поведения этих типов в конфликтах, и в ... Характер, психологические особенности   личности   накладывают огромный отпечаток на поведение человека  в конфликте.   Порой     психологические  различия участников совместной  ...

естественные кровно родственные объединения — род, клан. В отличие от расы,

которая являлась продуктом биологического развития и объединяла людей с

общими биологическими чертами социальные общности являлись результатом социального

взаимодействия. В процессе повседневного общения складывались общие

представления, верования, обычаи, ритуалы, которые сплачивали, объединяли

людей. Таким образом утверждалась особая, характерная для данных

общностей культура. То есть в отличие от расы этничность может изменяться,

ибо этнические группы связаны с развитием культуры и символизируют

определенные ее этапы.

Племена были уже более четко связаны с определенной территорией,

защищали ее, имели внутреннюю формальную организацию. С переходом к

пастушеству и земледелию появляется и определенный хозяйственный уклад.

Все это объединяло, стимулировало развитие этнической общности. Смешение

племен приводило к появлению новой общности — народности, которая

символизирует более высокую культуру общества., Это относится и к

материальной культуре (орудия труда, жилище, одежда), и духовной (обычаи,

нормы, ценности, мифы, верования, народное творчество), так называемой

фольклорной культуре. Формированию народности содействует более тесная

связь с территорией, более четкая организационная структура общества,

развитые политические формы, активизирующие и структурирующие общение

людей.

В процессе консолидации народностей на базе развития экономических,

политических и иных связей между ними складываются нации. Они

объединяют большие массы людей, представляют новый этап в развитии

культуры общества. Нации создают более высокую, нежели фольклорная,

собственную культуру с четкими ценностями, системами норм, моделями

поведения. Важнейшим фактором их развития зачастую является создание

самостоятельного сильного государства.

Ценности и нормы как регуляторы социального взаимодействия

Ценности могут не только объединять, но и указывать на дифференциацию, ибо системы ценностей могут быть противоположными. Их роль может меняться. «Ценности, подчеркивал В.П. Тугаринов, — суть явления природы и общества, которые являются благами жизни и культуры людей определенного общества в качестве действительности или идеала» [14, с. II].

Принято разграничивать ценности:

1) существующие, наличные, например, интересная работа, семья, уважение людей, богатство и т.д.;

2) ценности целевые. Это идеалы, цели, ценности желания.

Идеалы формулируют исходные положения о целях, средствах, позволяют дать идеальную прогностическую модель поведения. 3) И, наконец, ценности должного (социальные нормы, роли, установки).

В то же время они могут быть самостоятельной ценностью.

Социальные нормы — это правила, выражающие требования общества,

социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях

друг с другом, социальными институтами, обществом в целом. Регулирующее

воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия,

формы поведения, характер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и

конкретные его параметры, они могут давать более полные модели, эталоны

должного нежели другие ценности. Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную

реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных

форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения.

Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией,

обеспечения порядка, устойчивости общества. Нормы возникают вследствие

потребности в определенном поведении. Так, например, одной из самых

древних норм была Норма честного отношения к своей доле в общественном

труде. На заре человечества можно было выжить только придерживаясь данной

нормы. Она появилась в результате закрепления повторяющихся необходимых

совместных действий. Интересно, что1 эта норма не потеряла своего значения и

в настоящее время, хотя ее питают иные потребности, актуализируют другие

факторы.

Нормы морали и права.

В качестве сложных специфических и самостоятельных видов

социальных норм, представляющих основные нормы поведения, основные

факторы единства общества, обычно выделяют нормы морали и права. «Право

и нравственность, — писал Э. Дюркгейм, — это совокупность уз, привязывающих

нас друг к другу и к обществу, создающих из массы индивидов единый связный

агрегат».

И право, и мораль регулируют общественные отношения путем создания

общеобязательных правил поведения и установления определенной

ответственности в случае их несоблюдения. Вместе с тем они существенно

отличаются друг от друга. Это относительно самостоятельные регуляторы

поведени. Мораль и право отличаются по форме выражения воли общества. Мораль

выражает волю отдельных социальных групп и общества в целом, право —

государственную волю. Именно этим объясняется принципиальное различие

морали и права по способу обеспечения. , нормы морали гибче норм права. В силу специфичности своего

образования они быстрее отражают новые потребности, идут как бы впереди,

указывая путь праву. Правовые нормы в большей мере отстают от

потребностей общества. Отсюда неизбежное коллизий морали и, права.

52. Девиантное поведение: сущность и основные интерпретации.

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда

данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение

от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы

выражается в конформизме, отклонение от нормы — в различных видах

девиации, девиантного поведени. По Дюркгейму, основной причиной девиации является

аномия, буквально, «отсутствие регуляции», «безнормность». По сути аномия —

это стояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные

связи либо, отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.

Э. Дюркгейм считает девиацию столь же естественной, как и

конформизм. Более того, отклонение от норм несет не только отрицательное, но

и положительное начало. Девиация подтверждает роль норм, ценностей, дает

более полное представление о многообразии норм. Реакция общества,

социальных групп на девиантное поведение уточняет границы социальных

норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец, девиация

способствует социальному изменению, раскрывает альтернативу

существующему, ведет к совершенствованию социальных норм. м. Теория аномии

получает дальнейшее развитие у Р. Мертона. Главной причиной девиации

он считает разрыв между целями общества и социально одобряемыми

средствами осуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы

поведения, которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами

приспособления к обществу. Мертон показывает это на примере отношения

американцев к такой цели, как достижение богатства.

Основные теории развития личности

· Психодинамическая теория

Ни одно из направлений теории личности не приобрело такую громкую известность за приделами психологической науки, как фрейдизм (классический психоанализ).

Его основоположником был австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856-1939), считавший главным источником развития личности врожденные биологические факторы (инстинкты), порождающие энергию либидо (влечение, желание).

Эта биологическая энергия направлена как на продолжение рода (сексуальное влечение), так и на разрушение (агрессия).

По Фрейду, происходит сложное динамическое взаимодействие между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и мотивами, сознанием, морально-этическими императивами – с другой. Это взаимодействие и регулирует поведение человека, причем главенствующая роль принадлежит бессознательному. Такое объяснение послужило основанием для обозначения целого направления в теории личности – психодинамического (психоанализ).

· Психоаналитическая теория

Щвейцарский психолог Карл Густав Юнг (1875 – 1961) с 1906 по 1913 год сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, но в последствии создал свой вариант психоаналитического учения – аналитическую психологию.
Структура личности, по мнению Карла Юнга, состоит из трех частей: индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного и сознания.
Индивидуальное бессознательное – это хранилище подавленных, вытесненных из сознания мыслей, чувств, воспоминаний.
Коллективное бессознательное – обусловлено генетически, является своего рода памятью поколений. В коллективном бессознательном сосредоточен исторический опыт человечества, представленный в психике родившегося ребенка в виде архетипов, которые наследуются от предков.
Большой заслугой К. Юнга является разработка типологии личности по двум ориентациям: экстраверсия – интроверсия, а так же выделение четырех психических процессов: мышление, чувствование, интуиция, ощущение.

· Индивидуальная теория

Целостность и уникальность личности, ее неповторимая индивидуальность – краеугольный камень и кредо индивидуальной психологии, основоположником которой считается австрийский психиатр и психолог еврейского происхождения Альфред Адлер (1870-1937).

По Адлеру не врожденные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, ориентация на них определяет все их поступки и поведение.
Основными составляющими индивидуальной психологии Адлер считает:

§ чувство неполноценности и компенсация;

§ стремление к превосходству;

§ стиль жизни;

§ творческое «Я»;

§ общественный интерес;

§ фиктивный финализм.

· Поведенческая теория

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное.
Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

· Гуманистическая теория

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987).

В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970).

Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.

· Поведенческая теория

В поведенческой теории личности разрабатываются два направления – рефлекторное и социальное.
Рефлекторное разрабатывалось одним из сторонников классического бихевиоризма Б. Скиннером. Основоположниками социального являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Как в том, так и в другом направлении было принято за аксиому: основным источником развития личности является среда, в личности нет ничего от генетического или психического наследования, т.е. личность – продукт научения, психологические же свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки.

· Гуманистическая теория

В гуманистической теории личности выделяют два основных направления – клиентцентрическое и мотивационное. Основоположником первого направления является американский психолог и психотерапевт Карл Ренсом Роджерс (1902-1987).

В зарубежной психологии клиентцентрическое (от слова «клиент») направление называют так же феноменологическим. Второе – мотивационное направление связано с именем выдающегося представителя гуманистической психологии Абрахама Харольда Маслоу (1908-1970).

Основная идея Роджерса и Маслоу в том, что человек от природы изначально способен к самосовершенствованию, личностному росту.