Практическое занятие 1
Тема « Методологические основы педагогических исследований как фактор развития педагогической науки»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Педагогика как наука в системе современного человекознания.
1. Предмет педагогики, ее основные категории
2. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Объекты и типы связи различных наук. Функции педагогической науки
II. Методологические проблемы педагогики.
1. Понятие «методология» педагогической науки
2. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. Классификация педагогических исследований.
3. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней научного познания в педагогике. Соотношение теории и практики образования.
4. Функции методологии в науке и практике образования. Функции образовательных инноваций
5. Методологические принципы и подходы к проведению педагогического исследования
— системный подход;
— аксиологический подход
— личностный подход
— деятельностный подход
— полисубъектный
— культурологический подход
— этнопедагогический подход
— антропологический подход
7. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследовний.
ЗАДАНИЕ
Составить конспект следующих статей:
1. Бим-Бад Б.М. Проблемы педагогики как науки
2. Блонский П.П. Педагогика как наука и как искусство
Статьи находятся в учебном пособии Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. – М.: Изд-во УРАО, 1997.
Литература для подготовки к практическому занятию:
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 35-43, 47-53, 62-64., 68-73
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.13-32, 39-49
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 84-97
4. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. стр. 22-38
Методология и методы педагогической науки 2
... эти потребности удовлетворяются. Личностный, деятельностный и полисубъектный подходы составляют основу методологии гуманистической педагогики. . Культурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику деятельности, ... подход -- системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. ...
5. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 6-31, 32-36, 55-61
6.Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 15-18, 29-32
7. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 10-13, 32-41, 44-48
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 9-13, 28-33, 43-52 64-83
9. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 5-9, 180-195, 201-219
Практическое занятие 2
Тема « Методы педагогического исследования»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Понятие метод. Подходы к классификации методов педагогического исследования.
II. Характеристика методов педагогического исследования.
1. Характеристика эмпирических методов
2. Характеристика теоретических методов
3. Характеристика сравнительно-исторических методов
4. Математические методы статистики в педагогическом исследовании
— Основные понятия математической статистика (средняя арифметическая, медиана, дисперсия, связи переменных (корреляция))
5. Социометрический метод в педагогическом исследовании
ЗАДАНИЕ
1. Разработать вопросы исследовательской беседы. Четко поставить цель беседы и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для беседы выбирается самостоятельно.) Например, тема: «Влияние средств массовой информации на уровень тревожности ребенка дошкольного возраста». Цель беседы с родителями: определить время проводимое ребенком перед телевизором, предпочитаемы передачи и преобладающее эмоциональное состояние (проявление состояние страха или тревоги после просмотра).
Литература для подготовки к практическому занятию:
2. Разработать анкету. Выделить в ней все структурные элементы. Четко поставить цель анкеты и прописать все вопросы. (Тема исследования, объект для анкеты выбирается самостоятельно.)
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 143-221, 232-243.
2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр.89-154
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992 стр. 97-101
4. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001 стр. 44-55
5. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999 стр. 18-24
6. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000. КН.1: Общие основы. Процесс обучения. стр. 49-69
Исторические аспекты развития методов обучения 4
... Методы исследования: изучение и анализ современного состояния проблемы по литературным и интернет источникам. Глава 1. Исторические аспекты развития методов обучения Психолого-педагогические особенности использования методов ... принципов педагогики - принцип личностно-деятельностного подхода к изучению педагогических явлений. Итак, методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, ...
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Владос», 2002 – Часть 1. стр. 55-60
8. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 55-167
Практическое занятие 3
Тема « Характеристика и логика педагогического исследования»
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
I. Структура и логика педагогического исследования.
1. Основные компоненты и этапы педагогического исследования
2. Научная проблема
3. Педагогический факт как категория педагогического познания
4. Категориальный аппарат как основа научного знания. Система научных понятий и образовательная концепция
5. Функция гипотезы в развитии научного познания в педагогике
ЗАДАНИЕ
Сформулируйте методологический аппарат по следующим темам исследования.
Дошкольная педагогика
«Педагогические условия развития трудолюбия у детей дошкольного возраста»
«Особенности проявления учебных умений у детей старшего дошкольного возраста»
«Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор социально-нравственного воспитания дошкольников»
Теория и методика игровой деятельности
«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников»
«Особенности проявление выбора детей в процессе создания предметно-игровой среды»
«Театрально-игровая деятельность как средство развития воображения дошкольников»
Теория и методика развития элементарных математических представлений
«Дидактическая игра как средство развития вычислительной деятельности у дошкольников»
«Педагогические условия развития элементарных геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
«Педагогические условия обеспечения преемственности между ДОУ и школой в разделе математика по программе «Развитие»»
Теория и методика развития детского изобразительного творчества
«Педагогические условия развития детского изобразительного творчества»
« Рисование как средство подготовки руки ребенка к письму»
«Развитие эстетического вкуса дошкольников средствами живописи»
Теория и методика экологического воспитания
«Формирование системы знаний о комнатных растениях у детей старшего дошкольного возраста»
«Формирование системы знаний о животных у детей дошкольного возраста»
«Дидактическая игра как средство развития экологических представлений у дошкольников»
Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью
«Дидактическая игра как средство развития планетарного сознания и дружелюбного отношения к жителям Земли»
«Педагогические условия патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
«Развитие сорадования и сострадания у детей дошкольного возраста»
Теория и методика развития речи
«Педагогические условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста»
«Формы работы по подготовке детей к изучению грамоты»
История педагогики
«Теория и практика педагогики М. Монтесорри»
«Теория и практика дополнительного образования. История и современность»
«Гуманистическая педагогика. История и современность»
Введение в социальную педагогику
«Семья как фактор развития личности ребенка»
«Этнос как фактор развития личности ребенка»
«Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка»
Семейная педагогика и домашнее воспитание
«Особенности проявления детской ревности в условиях семьи»
«Развитие трудолюбия у дошкольников в условиях семейного воспитания»
«Полоролевое воспитание детей в семье»
Управление ДОУ
«Методическое сопровождение начинающего педагога»
«Влияние стиля руководства заведующей ДОУ на психологический климат в коллективе»
«Индивидуально-дифференцированный подход в управлении ДОУ»
Педагогика среднего специального образования
«Педагогические условия развития самостоятельности студентов колледжа»
«Активные методы обучения в педагогическом колледже»
«Тест как средство контроля знаний студентов педагогического колледжа»
Выберите 1 тему:
— сформулируйте проблему научно-педагогического исследования, дайте краткое обоснование ее актуальности;
— определите объект, предмет, тему, цель, задачи исследования;
— попытайтесь построить гипотезу и составить план экспериментальной работы.
РАЗДЕЛ 4. Рассмотрение различий в подходах разных авторов к одной проблеме
— На сегодняшний день в науке существует ряд противоречащих друг другу подходов к пониманию проблемы. Диапазон представлений по проблеме простирается от … (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (Ф.И.О. исследователей) до … (чего?) (Ф.И.О. исследователей)
— Некоторые авторы акцентируют внимание на … (чем?) (Ф.И.О. исследователей), другие на (чем?) (Ф.И.О. исследователей)
— В психолого-педагогической литературе существуют различные, подчас
противоречивые, взгляды по проблеме. Так (Ф.И.О.) считал, что …., а другие (Ф.И.О.) доказывали, что…
— Существуют противоречивые мнения о том, что важнее … (Ф.И.О.).
Одни считают, что … (Ф.И.О.), другие доказывают, что … (Ф.И.О.)
— Проблема решалась в нескольких направлениях. Первое направление (его суть) (Ф.И.О.).
Второе — …. (его суть) (Ф.И.О.).
— Вопрос о ____ Остается проблематичным. Одни специалисты предлагают … (Ф.И.О.), другие …. (Ф.И.О.)
— Анализ современных исследований показывает, что в психолого-педагогической литературе нет пока единого подхода к трактовке …(чего).
Ряд исследователей (Ф.И.О.) рассматривают В работах (Ф.И.О.)
РАЗДЕЛ 5. Определение своей позиции к подходам решения проблемы
Мы разделяет точку зрения авторов (Ф,И.О.) которые доказывают_______________
Для нас наиболее важны подходы к этой проблеме … (кого)
ВАРИАНТЫ | КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО | ГЛАГОЛ |
— Данные нашего — Проведенное — Результаты — В результате нашего — Результаты, полученные в ходе — Методика данного — Полученные данные (результаты, материал) — | ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТ | — показывают — убеждают в том, что — свидетельствуют — говорят о том, что — доказывают — помогли выявить — вскрывают закономерность — подтвердили гипотезу — явились — могут служить основанием — позволяют выявить (говорить, определить, обнаружить, судить, утверждать, думать, что…; представить, что…;констатировать, применить) |
Думается, этот подход наиболее эффективен, так как…
В дошкольной педагогике наиболее ценным, на наш взгляд, является исследование… (кого).
Последняя точка зрения, на наш взгляд, наиболее правильная, так как…
Такое определение … (чего) кажется нам неполным (спорным, не учитывающим)…
Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, разработанное в исследованиях … (кого).
Они считают, что…
Наибольший интерес в русле нашего исследования представляют работы … (кого)
Для нас существенное значение имеют исследования (кого), раскрывающие…
РАЗДЕЛ 6. Описание результатов эксперимента
ВАРИАНТЫ | КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО | ГЛАГОЛ |
— Полученные — Собранные — Представленные — Экспериментальн ые — Полученные в результате исследования — Анализ | МАТЕРИАЛЫ ДАННЫЕ | — заставили пересмотреть — открыли путь к решению (изучению) — дали возможность — актуализируют необходимость — могут быть использованы |
РАЗДЕЛ 7. Формулирование выводов исследования
Обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы: 12 3
Итак, результаты проведенного исследования показали: 1,2,3.
По представленному материалу можно сделать следующие выводы:…
Подводя итоги, следует отметить:…
Изложенные данные позволяют делать следующие выводы:…
Все вышесказанное позволяет сделать в заключение следующие выводы:…
Таким образом, результаты проведенного исследования убеждают в том, что: 1,2,3.
Экспериментальные данные позволяют сделать заключение, что…
В заключение следует отметить, что 1,2,3.
Анализируя фактический материал, можно сделать следующие выводы: 12 3
РАЗДЕЛ 8. РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ
Речевая функция | Лексические средства |
Причина и следствие. Условие и следствие | — (и) поэтому, потому, так как — поскольку — отсюда (откуда) следует — вследствие — в результате — в силу ( в виду) этого — в зависимости — в связи с этим, согласно этому — в таком (в этом) случае — в этих (при таких) условиях — (а) если (же)…, то… — что свидетельствует ( указывает, соответствует, говорит, дает возможность, способствует, позволяет, имеет значение и т.д.) |
Временная соотнесенность и порядок изложения | — сначала, прежде всего, в первую очередь — первым (последующим, предшествующим) шагом — одновременно, в то же время, здесь же — наряду с этим — предварительно, ранее, выше — еще раз, вновь, снова — затем, далее, потом, ниже — в дальнейшем, в последующем, впоследствии — во-первых, во-вторых, и т.д. — в настоящее время, до настоящего времени — в последующие годы, за последние годы — наконец, в заключение |
Дополнение или уточнение | — также и, причем, при этом, вместе с тем — кроме (сверх, более) того — главным образом, особенно |
Сопоставление и противопоставление | — однако, но, а, же — как…, так и …, так же, как и…. — не только, но и… — по сравнению, если…, то… — в отличие, в противоположенность, наоборот — аналогично, также, таким же образом — с одной стороны, с другой стороны — в то время как, между тем, вместе с тем, тем не менее |
Ссылка на предыдущее или последующее | — тем белее, что — в том числе, в случае, то есть, а именно — как было сказано (показано, упомянуто, отмечено, установлено, получено, найдено, обнаружено) — как говорилось (указывалось, отмечалось, подчеркивалось) выше — согласно (сообразно, соответственно) этому — в соответствии ( в связи) с этим — в связи с вышеизложенным — данный, названный, рассматриваемый… — такой, такой же, подобный, аналогичный, сходный, подобного рода, подобного типа — следующий, последующий, некоторый — многие из них, один из них, некоторые из них — большая часть, большинство |
Обобщение, вывод | — таким образом, итак, следовательно — в результате, в итоге, в конечном счете — отсюда (из этого) следует (вытекает, понятно, ясно) — это позволяет сделать вывод — это сводится к следующему — это свидетельствует — наконец, в заключение |
Иллюстрация сказанного | — например, так, в качестве примера — примером может служить такой как (например) — в случае, для случая — о чем можно судить, это очевидно |
Введение новой информации | — Рассмотрим следующие случаи… — Остановимся подробно на них Приведем несколько примеров — основные преимущества этого метода… — некоторые дополнительные замечания… — несколько слов о перспективах исследования |
Литература для подготовки к семинарскому занятию:
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. стр. 80-98, 268-287
2.Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. стр. 163-197
4. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989. стр. 31-36.
СПИСОК ВОПРОСОВ ВЫНОСИМЫХ НА ЭКЗАМЕН
№ | вопрос | источник |
1. | Педагогика как наука в системе современного человекознания | |
2. | Современная стратегия обновления и развития образования | |
3. | Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований. Классификация педагогических исследований (фундаментальные, прикладные, разработки) | |
4. | Характеристика методологического знания и педагогического сознания, методы научного познания. | |
5. | Функции педагогической науки. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки | |
6. | Условия и источники развития исследовательской деятельности. | |
7. | Методологические принципы психолого-педагогического исследования | |
8. | Характеристика основных подходов в изучении педагогических явлений (личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический) | |
9. | Аксиологический подход в изучении педагогических явлений. Характеристика педагогических ценностей | |
10. | Структура и логика научно-педагогического исследования педагогического исследования. | |
11. | Критерии успешности исследовательской деятельности | |
12. | Этапы практического преобразования в психолого-педагогическом исследовании | |
13. | Классификация методов психолого-педагогического исследования (Скалкова Я, Подласый И.П., Смирнов С.А., Смирнов В.И.) | |
14. | Методы опроса. Их сущность, требования к разработке методики и проведению опроса. Сбор и анализ результатов | |
15. | Тестирование как метод получения информации в психолого-педагогическом исследовании | |
16. | Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение передового педагогического опыта как методы психолого-педагогического исследования | |
17. | Метод беседы. Виды, требования к разработке методики и проведению исследовательской беседы. Сбор и анализ результатов. | |
18. | Метод эксперимента. Виды, требования к разработке методики и проведению эксперимента. Характеристика комплексного педагогического эксперимента. | |
19. | Характеристика метода изучения продуктов деятельности и обобщения передового педагогического опыта. | |
20. | Наблюдение как метод психолого-педагогического исследования | |
21. | Сущность и специфика теоретических методов познания | |
22. | Характеристика сравнительно-исторических методов психолого-педагогического исследования | |
23. | Характеристика основных методов математической статистики | |
24. | Характеристика социометрического метода психолого-педагогического исследования | |
25. | Языково-стилистическое оформление психолого-педагогического исследования | |
26. | Оформление результатов психолого-педагогического исследования. | |
27. | Методологические ошибки в педагогических исследованиях. Характеристика требований к постановке вопросов в исследовательской деятельности. | |
28. | Системный подход в психолого-педагогическом исследовании. | |
29. | Педагогическая деятельность и педагогический процесс как предмет педагогической науки | |
30. | Методологическое обеспечение преобразований в педагогике. |
Литература
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. -320 с.
2. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Ростов-н/Д: Феникс,2001.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001.
4. Краевский В.В. Методы и методология педагогического исследования. – М., 1990
5. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1992
6. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
7. Педагогика/ Под. ред С.А. Смирнова. М., 1999
8. Педагогика/ Под. ред П.И. Пидкасистого. М., 2001
9. Подласый И.П. Педагогика. – М.:Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.
10. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования. – М.: Педагогика, 1989.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика.- М.: «Школа-Пресс», 1998.
12. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Педагогическое общество России, 2002.