Персоналии 2

Аристотель(384-322 до н.э.) — древнегреческий философ, который систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью которого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время. Аристотель создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности).

Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

Бердяев Николай Александрович(1874-1948) — русский философ и публицист. Основные работы: «О назначении человека», «Самопознание», «Смысл творчества: Оправдание человека» и др. На рубеже веков примыкал к легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии. Триада идей — свобода, творчество, личность — легла в основу его философского учения. Свободное волеизъявление личности и ее творческое начало, по мысли Бердяева, — первоисточник бытия. Человек — микрокосм и заключает в себе все, «личность человеческая более таинственная, чем мир». Цель человеческой жизни заключается не только в соблюдении святости и следовании библейским заповедям, но и в свободном творчестве, которое есть выражение потенциальной гениальности каждого человека. Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление человека, а на его развитие.

Бецкой Иван Иванович (1704-1795) — видный деятель просвещения в России, много сделавший в области образования. При его содействии в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома с госпиталем для рожениц, коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий (кроме крепостных), Смольный институт благородных девиц с отделением для девочек-мещанок. Путём воспитания Бецкий стремился создать «новую породу людей» — дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством. Не зараженные предрассудками и нормами старого поколения, всесторонне образованные, эти люди, по мысли Бецкого, передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, что приведет к постепенному изменению нравственности и улучшению общества. Бецкой выступал против физических наказаний.

Блонский Павел Петрович (1884-1941)- русский и советский педагог и психолог, написал свыше 200 работ по философии, психологии и педагогике («Трудовая школа», «Педагогика», «Задачи и методы народной школы», «Очерки детской сексуальности» и другие).

11 стр., 5134 слов

Развитие, социализация и воспитание личности

... школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием. Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает ... по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, ...

Блонский выступал с критикой старой школы и обосновал основы построения новой школы, в которой большое место должны занимать труд и самообразование. Значительную роль в формировании личности отводил умственному труду, эстетическому, нравственному и атеистическому воспитанию. Разрабатывал вопросы подготовки учителя, методики преподавания педагогики. Многие психологические труды Блонского имеют педагогическую направленность.

Вентцель Константин Николаевич (1857-1947)- русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребёнка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи нравственного воспитания» и др. Он считал, что цель воспитания должна вытекать «из природы того, кого мы воспитываем и образовываем». Основой воспитания должен выступать «сам индивидуальный конкретный ребёнок», который обладает равными со взрослыми правами. Школы должны быть автономны от государства, что позволяло бы их организаторам создавать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное учебно-воспитательное учреждение, которое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Отстаивал право самоопределения ребёнка во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. Отдавал приоритет развитию воли человека, понимаемой им как «психическая активность вообще». В двадцатом столетии стал сторонником разработки космической педагогики: «основою космического воспитания (выступает) естественное единство воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса».

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)- нем. философ. Основные работы: «Философия духа», «Система нравственности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философских наук» и др. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества. Противостоял элитарным концепциям образования. Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Цель воспитания, по Гегелю, «сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей». Воспитания считал обязанностью государства и семьи, с которой всё начинается. Она призвана создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность, по мысли Гегеля, должна быть укоренена в ребёнке как чувство. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей, т.к. религия даёт в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Образование для Гегеля имело большое социально-философское значение, он считал, что человек осуществляет «самопорождение» в процессе собственно деятельности. Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспитательным учреждением считал гимназию. Значительное место в образовании, по мысли Гегеля, должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику, философию природы и философию духа.

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) — фр. философ-материалист, просветитель. Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоятельств. Отвергал умственное, социальное, национальное и расовое неравенство. Признавал право всех (и женщин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Обучение, по Гельвецию, должно быть наглядным, строиться на личном опыте ребёнка, учебный материал — простым и доступным, школа — светской и государственной.

3 стр., 1440 слов

Основные особенности педагогики высшей школы

... ремесло, искусство, для чего раньше иногда употреблялось слово «педагогия». Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека - это процесс становления его ... и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Основные особенности педагогики высшей школы Педагогика высшей школы в системе педагогических наук ...

Гербарт Иоганн Фридрих (1776-1841)- нем. философ, педагог, психолог. Основные педагогические труды: «Общая педагогика, выделенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Гербарту, педагогика теснее всего связана с философией, которая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, считал Гербарт, заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятие ассоциация, апперцепция, воспитывающее обучение. Во многом опередил развитие западной педагогики XIX в.

Гессен Сергей Иосифович (1887-1950)- русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу. Основные педагогические работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-педагогический анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в её центр ценностное отношение к образованию, которое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, её индивидуальности. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая её как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

Демокрит (ок.460-370 до н.э.) — древнегреческий философ-материалист, создатель атомистической теории, на основе которой выдвинул материалистическую концепцию развития личности. Считал, что воспитание можно получить везде и всегда: «ночью и днём, на родине и на чужбине». Огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию «доводами». Одним из первых выдвинул принцип природосообразности в воспитании. При решении вопросов умственного воспитания руководствовался своей материалистической теорией, согласно которой началом знаний служат ощущения, истина постигается разумом, который свои доказательства берёт из ощущений. Выступал за включение в систему воспитания труда. Был убеждён, что в воспитании без принуждения не обойтись. Призывал остерегаться дурного примера и упражняться в нравственных поступках.

2 стр., 895 слов

Музыкальные занятия как комплексный процесс воспитания, обучения ...

... инструментах) [1, 229]. Правильно организованное обучение дает детям возможность самовыражения, самообучения, самоконтроля. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систе­матизируются и ... одна из наиболее актуальных современных задач музыкального воспитания детей. Обучение отнюдь не механический процесс передачи знаний и умений. Это двусторонний процесс. Обучая всех ...

Дидро Дени(1713-1784) — фр. просветитель-материалист XVIII в., автор «Энциклопедии наук, искусств и ремесел», сыгравшей не последнюю роль в идеологической подготовке буржуазной французской революции. Основные взгляды Дидро на воспитание изложены им в книге «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек»». Придавая большое значение воспитанию, он, в отличие от К.Гельвеция, не признавал этот процесс всемогущим. Воспитание может сделать многое, если оно будет учитывать физическую организацию человека и его природные особенности. Был сторонников просвещения широких народных масс. Выступал против сословной школы и неравенства в образовании. Считал, что школы должны быть изъяты у духовенства и отданы государству, в них, ограничив классическое образование, необходимо обеспечить преподавание таких дисциплин, как математика, физика, химия, естествознание, астрономия. В 1773 году по приглашению Екатерины II Дидро год жил в Петербурге и составил «План университета для России», который не был реализован из-за своего крайнего радикализма.

Дистервег Фридрих Вильгельм Адольф(1790-1866) — крупнейший немецкий педагог, видный деятель в области народной школы и педагогического образования. Наиболее известная педагогическая работа — «Руководство к образованию немецких учителей». Выступал за единую бессословную школу, был поборником коренного улучшения дела подготовки учителей начальной школы. Разработал такие принципы воспитания, как природосообразность (следование за естественным развитием ребёнка, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей), культуросообразность (связь воспитания с жизнью общества и национальной культуры своего народа), а также дидактику развивающего обучения, которую представил в виде 33 законов и правил обучения. Главную задачу обучения видел в развитие мышления, внимания, памяти, но в то же время справедливо указывал, что развитие этих способностей неразрывно связано с усвоением детьми самого материала, умениями самостоятельно работать. Педагогические идеи Дистервега, его учебники, издававшиеся им журналы, оказали большое влияние на развитие народного образования не только в Германии, но и других стран, в том числе и России.

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) — русский революционер-демократ, философ-материалист, прогрессивный публицист. Вопросам воспитания и обучения посвятил специальные работы: «О значении авторитете в воспитании», «О народном воспитании», «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества», «Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами», «От дождя да в воду», «Учитель должен служить идеалом…» и др. Критиковал существовавшую систему воспитания и обучения, закрывающую народу дорогу к знанию, направленную на подавление личности, отстаивал новое, «настоящее» образование, задачей которого является подготовка естественно развитого, активного защитника интересов своего народа, высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями. Решительно осуждал физические наказания. Большое значение в воспитании придавал убеждениям и нравственному облику учителя, который должен быть образцом для детей. В центре всей воспитательной системы, считал Добролюбов, стоит ребёнок, которому надо не столько передавать определенную сумму знаний, сколько научить «думать самостоятельно, внушить… любовь к знаниям, сообщить… ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».

7 стр., 3418 слов

Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе

... учебных пособий, оперативно знакомит студентов с последними данными наук; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления. ... ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современной высшей школы (ВШ) лекцию часто называют "горячей точкой". Слово "лекция" происходит от латинского ...

Дьюи Джон(1859-1952) — американский философ, педагог и психолог, представитель субъективно-идеалистической, прагматической философии и педагогики, педоцентризма. Главное место в педагогическом процессе отводил деятельности детей, труду. Исключал из образовательного процесса систематическое сообщение детям знаний в определенной последовательности. Проповедовал обучение «путём делания». В таком педагогическом процессе учитель выступает лишь как консультант, ребёнок — как исследователь. В методике Дьюи большое место занимают игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Основное кредо Дьюи и его последователей: «Ребенок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо иметь в виду его развитие, ибо лишь оно может служить мерилом воспитания».

Зеньковский Василий Васильевич (1881-1962) — православный педагог, психолог, богослов, философ, в 1919 году вынужденный покинуть страну. Основные работы: «Принцип индивидуальности в психологии и педагогике» «Социальное воспитание, его задачи и пути», « О педагогическом интеллектуализме», «Психология детства», «Педагогика и психология», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Русская педагогика XX века» и другие. Отстаивал ценность человеческой личности, призывал связывать воспитание с содержанием жизни ребёнка с тем, что составляет и определяет смысл его жизни. Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе у ребёнка. На всех возрастных этапах в процессе воспитания считал необходимым иметь эсхатологическую перспективу. «Нельзя жить так, как если бы не было смерти». Признавая право ребёнка на свой путь развития, главнейшим принципом педагогики считал принцип индивидуальности. Показал, что профессионализм учителя зависит не только от знаний и опыта, но, прежде всего от любви к детям, веры в возможности и уникальность каждого ребёнка. Без этого нет педагогической интуиции, а, следовательно, не будет и педагогического мастерства. Дал своё понимание понятий «соц. педагогика» и «соц. воспитание». Выступал против сторонников свободного воспитания.

Кампанелла Томаззо(1568-1639) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, по своим взглядам — социалист-утопист. В своём сочинении «Город Солнца» изобразил идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют полную возможность заниматься науками и искусствами. Значительное место уделил описанию воспитания детей. Оно носит полностью общественный характер (семья уступает свои воспитательные функции) и одинаково для всех граждан государства. Обучение начинается с двухлетнего возраста и является полностью наглядным. Стены «города Солнца» расписаны картинами, представляющими различные отрасли знаний и все ремесла. Девочки и мальчики, гуляя со своими наставниками вдоль стен, сначала усваивают алфавит и учатся говорить, затем «как бы играючи» овладевают предметами начального обучения, гимнастикой, бегом, метанием диска. На восьмом году дети приступают к активному и сознательному усвоению знаний. Мысли о демократическом и всестороннем воспитании и образовании в условиях справедливого общественного строя, большое внимание умственному развитию, которое должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, ряд соображений о наглядности обучении — таков вклад, внесенный Кампанеллой в педагогику.

2 стр., 576 слов

Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным ...

... особого внимания на ребёнка, сами начинали заниматься интересующих их делом. Поведение какой категории мам, по-вашему, является наиболее благоприятным для воспитания познавательных потребностей детей? А какой – ... ГЕЗЕЛЛА В ходе исследования пытались установить взаимосвязь познавательных потребностей детей 8-9 лет и стратегии воспитания. Детей с мамами пригласили, якобы для эксперимента, и попросили ...

Кант Иммануил (1724-1804) — родоначальник немецкой классической философии. Педагогические взгляды Канта сложились под влиянием Ж.Ж. Руссо и немецкого педагога И. Б. Базедова. Основные произведения, в которых отражены педагогические воззрения Канта: «О педагогике», «Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие «1765-66»», «Ответ на вопрос: что такое просвещение?», «Антропология с прагматической точки зрения». Кант считал, что человек становится человеком только благодаря воспитанию и является единственным существом, которое в нём нуждается. В воспитание различал пять компонентов: физическое воспитание, или уход за ребёнком; дисциплинирование; культивирование, или развитие умственных способностей; цивилизирование, или приспособление к условиям жизни в обществе; морализирование, или выработка твёрдого характера (последнее является самым важным).

Главной задачей воспитания Кант считал приучение детей к нравственной деятельности в сочетании с внутренними принципами разума и идеей долга. Отсюда его понимание школы как «принудительной культуры», где ребёнок приучается выполнять определённые обязанности. Допускал применение физических наказаний. Выступал против стремления сделать обучение лёгким и приятным для детей, т.к. серьёзные учебные занятия, по его мнению, должны готовить к трудовой жизни. Считал необходимым развивать в юноше сознание равенства людей при их гражданском неравенстве, формировать «всемирно-гражданский образ мыслей».

Каптерев Пётр Федорович(1849-1922) — русский педагог, историк педагогики, психолог. Основные работы: «Педагогический процесс», «Дидактические очерки», «История русской педагогики», «Этюды по психологии народов» и др. Много внимания уделял дошкольной педагогике и воспитанию в семье. Ратовал за распространение детских садов, правильно оценив их педагогическое и общественное значение. Предлагал заменить классно-урочную систему предметными классами и разделить школы на отделения по возрастам детей и их способностям. Выступал за разнообразие типов школ. Центральной проблемой всей педагогики считал развитие и воспитание характера и воли. Ввел в русскую педагогику понятие «педагогического процесса» как целостного явления, в котором биологическое и социальное, индивидуальное и общественное оказываются в сложном взаимодействии. Выступал за автономию школы, чтобы учитель приобрёл независимость в своей деятельности, а учащиеся обрели возможность свободно вырабатывать убеждения и взгляды на религию, государство, общество. Считал, что улучшение материального и правового положения учителя привлечёт к этой профессии способных людей. Одним из первых дал систематическое изложение развития русской педагогики за весь период её существования. Соединяя историю педагогики с общей историей, понимая педагогику как область знания, тесно связанную с общественными интересами.

10 стр., 4699 слов

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях ...

... воспитания; эстетический воспитание беседа коллективный Глава I. Теоретические аспекты исследования эстетического воспитания младших школьников .1 Эстетическое воспитание детей. Основные ... и считал, что ... воспитание стремления и способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство и в своё поведение (В.Н. Шацкая, М.П. Верб); процесс и результат идейно эстетически направленного обучения, ...

Кащенко Всеволод Петрович(1870-1943)- дефектолог, организатор высшего дефектологического образования в России. Был сторонником всеобщего обучения аномальных и трудных (исключительно) детей, полагая, что врачебно-педагогическими средствами можно ослабить или преодолеть недостатки, но и отклонениями, обусловленными неправильным образом жизни, неблагоприятными социальными условиями или (и) акцентуациями характера. Пользовался термином «лечебная педагогика», понимая под ним синтез медико-терапевтических, учебно-педагогических и воспитательных приемов, имеющих целью выправление (коррекцию) характера и личности в целом. Ставил вопрос о психосоциальной гигиене детского возраста.

Квинтилиан Марк Фабий(ок. 35 — ок. 96) — древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Открыл в Риме собственную риторическую школу для юношей, которая вскоре стала государственной. Квинтилиан — первый учитель, получавший жалование из государственной казны. В своей главной книге «Воспитание оратора» изложил мысли о воспитании детей и подростков. В дошкольном возрасте рекомендовал широко использовать игры и следить за речью детей. Высоко ценил школу, где считал полезным проводить коллективные занятия в небольших группах, соревнованиях, поддерживать дисциплину, но не прибегать к физическим наказаниям. Верил в силу воспитания и от учителя требовал быть простым, терпеливым, старательным, не раздражительны, но и не потворствующим тем, кто нуждается в исправлении, не скучным, но и не расточительным на похвалы, испытывать родительские чувства к воспитанникам. Наметил стадии метода обучения: подражание, теоретическое наставление, упражнение — и требовал сочетать заучивание с размышлением.

Коменский Ян Амос(1592-1670) — выдающийся чешский мыслитель, педагог. Основные работы: «Открытая дверь языков и всех наук», «Великая дидактика», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», «Материнская школа», «Законы хорошо организованной школы». Впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, необходимость создания единой школы, куда принимались бы все дети без сословных, имущественных, половых ограничений. Разработал возрастную периодизацию (детство — до 6 лет, отрочество — до 12 лет, юность — до 18 лет, возмужалость — до 24 лет) и соответствующую ей систему образования, построенную на принципах единства и преемственности (материнская школа, школа родного языка, латинская школа или гимназия и академия).

Коменский дал научное и теоретическое обоснование дидактическим принципам природосообразности, наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности обучения, прочности усвоения учебного материала, а также дидактическим правилам: «от конкретного к абстрактному», «от частного к общему», «от легкого к трудному», «от более известного к менее известному». Коменский разработал научные основы классно-урочной системы организации учебных занятий, которая распространилась по всему миру и до сих пор, при всех имеющихся в ней недостатках, остается одной из самых распространённых, признанных фор организации обучения. Коменский создал первые в мировой практике образцовые учебники «открытая дверь языков и всех наук» и «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках», которые были переведены на многие языки и использовались не одно столетие. По сути, Коменский является основоположником дидактики. Педагогическая система взглядов выделила педагогику из лона философии как самостоятельную научную отрасль.

6 стр., 2504 слов

Социальная готовность детей к обучению в школе

... годы наблюдается более раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка. Это тоже сказывается на раннем проявлении ... психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием. Психологический смысл ... В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению ...

Конфуций (Кун Фу-Цзы)(551-479 до н.э.) — древнекитайский мыслитель, основные взгляды которого изложены в работе «Лунь» («Беседы и суждения»).

Конфуцианская мораль требует постоянного самосовершенствования, послушания старшим, неукоснительного и строго соблюдения всех существующих нор и правил. Создав первую в мире частную школу по воспитанию человеческих характеров, Конфуций выступал против любой формалистики и «технизма» в обучении, возводя в принципы педагогические системы уважение к ученикам и принятие их такими, какие они есть; терпимость; единство учения и жизни; равенство всех людей как учеников и предоставление всем равных возможностей учиться; отказ от принуждения. Основой воспитания считал собственный пример учителя.

Корчак Януш (Генрик Гольдшмит)(1878-1942) — польский педагог-гуманист, не пожелавший оставить своих воспитанников и погибший вместе с ними в концлагере. Основные произведения: «Воспитательные моменты», «О школьной газете», «Право ребёнка на уважение», «Как любить ребёнка», «Правила жизни», «Шутливая педагогика». В своей педагогической деятельности старался изменить подход к детству таким образом, чтобы утвердить свободу и достоинство личности ребёнка. Целью воспитания ставил полное, свободное и гармоничное развитие каждого конкретного ребёнка, формирование личности, свободной от конформизма и эгоцентризма. Корчак считал детство самоценным, подлинным, а не предварительным этапом жизни, а ребёнка — полноценным, только с иным масштабом понятий, опыта, чувств человеком. Признавая ребёнка субъектом воспитания, Корчак призывал в работе с детьми осуществлять индивидуальный подход, создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, любви и уважения. Все эти идеи находили практическое применение в жизни «Дома сирот» в Варшаве, которым Корчак руководил до конца своих дней.

Крупская Надежда Константиновна (1869-1939) — советский политический деятель, педагог и организатор образования. Основные работы: «Народное образование и демократия», «Женщина-работница», «К вопросу о свободной школе», «К вопросу о целях школы», «Письма пионерам», «Школа и пионердвижение» и др. Дала анализ мировому педагогическому наследию с позиции марксистской идеологии. Цель воспитания видела в подготовке всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека-коллективиста с коммунистической идеологией и моралью, атеиста, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Разрабатывала вопросы самоуправления школьников. Теоретик политехнического и трудового воспитания и образования в системе коммунистического воспитания. Организатор, теоретик и методист дошкольного воспитания и пионерского движения. «Поменьше барабанного боя и побольше углубленной работы» — основа деятельности вожатых с пионерами. Статьи Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе, по организации самообразования школьников интересны и полезны и в настоящее время. Профессию учителя считала не только почётной, но и одной из «наиболее захватывающих» В своих работах особенно много внимания уделяла сельскому учителю как проводнику новых идей в деревне. Воспитание в советской школе, по её мнению, не могло отрываться от семьи.

24 стр., 11791 слов

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

... воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Проблема исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей ... Классификация основных функций семьи по М.С. Мацковскому представлена (см.рис.1): Рис.1. Основные функции ... 15 семей с детьми младшего дошкольного возраста. Курсовая работа состоит из введения, ...

Лесгафт Пётр Францевич (1837-1909)- русский педагог и общественный деятель, анатом и врач, автор научной системы физического воспитания. Основные педагогические работы: «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста», «Семейное воспитание ребёнка и его значение». Построил теорию физического воспитания, принципом которой является единство физического и умственного развития, что давало ему возможность рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического воспитания, но также и умственного, этического и эстетического. Создал теорию и практику подготовки кадров по физическому образованию. Внёс вклад в развитие женского педагогического и медицинского образования. Предложил свою типологию детей.

Локк Джон (1632-1704) -английский философ и педагог. Основные труды: «Опыт о человеческом разуме», «Мысли о воспитании». Считал, что душа человека при рождении представляет собой чистую доску: добрыми или злыми, полезными или нет, люди становятся благодаря воспитанию. Целью воспитания, по Локку, является формирование добропорядочного делового человека — «джентльмена», предприимчивого, настойчивого в достижении своих интересов, но считающегося с интересами других. Поэтому основное место Локк отводил нравственному воспитанию, главной задачей которого является дисциплинирование характера, развитие таких качеств, как воля, благоразумие, искренность, храбрость. Был противником физических наказаний, но допускал их в случае упорного неделания ребёнка проявлять послушание. Программу образования Локк строил на основе знаний, имеющих практико-ориентированный характер: родной язык, география, арифметика, геометрия, астрономия, история и законоведение, бухгалтерия, ремесла (столярное, токарное, плотничное, парфюмерное дело, лакирование и гравирование).

Локк включал физический труд в систему образования юного буржуя средство предупреждения праздности. Локк разрабатывал и методические вопросы, призывал не превращать учение в скучную обязанность, писал о поощрении детской любознательности и развитии логического мышления. Мысли Локка оказали большое влияние на развитие педагогики XVIII — XIX вв.

Персоналии — Стр 2

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) — великий русский учёный, естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель. Основные педагогические работы: «Краткое руководство к риторике», «Российская грамматика», «Древняя российская история», «О сохранении и размножении российского народа», «Проект регламента московских гимназий» и др. Считал целью воспитания подготовку к служению Родине и народу, основу воспитания видел в науке, которая совершенствует человека в умственном и нравственном отношениях. Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Основал первый русский университет в Москве. Впервые в России разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии. Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светской образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Впервые выступил в русской педагогике сторонником синтеза классического, естественнонаучного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Являлся сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены. Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов. Разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика. Стремился к распространению «высоких наук» в российском государстве и при этом на русском языке. Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Макаренко Антон Семёнович (1888-1939)- советский педагог. Основные работы: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников. Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспитание подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспитания гражданина.

Монтень Мишель- фр. философ-гуманист эпохи Возрождения. Основные труды: «Опыты», «Дневник путешествий». Резко критиковал схоластическую систему обучения. Считал, что образование должно, прежде всего, развивать ум учащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам, потребность в широких и разнообразных знаниях. В воспитательной системе Монтенье значительное место отводилось физическому воспитанию и играм. Считал, что в школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям, а моральные качества учителя гораздо важнее при его работе с детьми, чем ум. Никогда не упоминал о религиозном воспитании, считая все религии вымыслом. Выступал против образования женщин.

Монтессори Мария (1870-1952) — итальянский педагог, сторонник свободного воспитания. Основные педагогические работы: «Дом ребёнка», «Метод научной педагогики». Монтессори исходила из того, что ребёнок как активное существо по природе своей способен к самостоятельному спонтанному развитию. Поэтому задача воспитателя заключается лишь в том, чтобы поставлять ребёнку «пищу», которая необходима для саморазвития. Основа обучения дошкольника и младшего школьника, по мнению Монтессори, сенсорное воспитание, осуществляемое с помощью организации окружающей среды и занятий с дидактическим материалом. Органично использовала игру в процессе обучения. Разработала интересный дидактический материал для занятий детей. Умственное воспитание фактически сводила к развитию органов чувств.

Мор Томас (1478-1535) — английский мыслитель, гуманист, родоначальник утопического социализма. В своей основной работе «Золотая книга, столь же полезна, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии» нарисовал картину идеального общественного строя. Государство заботится о воспитание детей, которое является всеобщим и равным для мальчиков и девочек. Преподавание ведется на родном языке. Помимо преподавания основных школьных предметов учащимся Утопии даются знания в области музыки, диалектики, астрономии. Большое значение Мор придавал воспитанию подрастающего поколения в духе гуманистической морали, его гармоническому физическому воспитанию путём занятий гимнастикой и военными упражнениями и подготовкой к трудовой деятельности. Земледелие изучается теоретически в школе и практически на полях. Физический труд обязателен для всех. Умственными занятиями занимается небольшая часть населения — ученые, освобожденные от физического труда, но до тех пор, пока оправдывают возложенные на них надежды. В противном случае они возвращаются к ремеслу и земледелию. Все взрослое население Утопии в часы досуга в библиотеках и музеях занимается самообразованием.

Оуэн Роберт (1771-1858) — англ. социалист-утопист. Основные работы: «Об образовании человеческого характера», «Книга нового нравственного мира» и др. Полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии — может быть положено лишь соответствующим воспитанием людей. Во всех недостатках современников считал виноватой социальную среду — капитализм, замена которого на социализм будет способствовать изменению к лучшему человеческих нравов. Развивал идею соединения обучения с производственным трудом детей. Утверждал, что только общественное воспитание в коммунистических общинах будет способствовать формированию всесторонне развитых людей. Выступал за антирелигиозное светское образование. В течение жизни неоднократно пытался реализовать свои идеи: В Нью-Лэнарке (Шотландия) создал «Новый институт для образования характера», в который входили «Школа для маленьких детей», состоящая из яслей и детсада, а также начальная школа для детей 5-10 лет. По вечерам в «Новом институте» проводились занятия для подростков, работающих на фабрике, для взрослых устраивались лекции, культурные развлечения и консультации. Принципу всестороннего развития и соединения обучения с производственным трудом Оуэн следовал, создавая опытные коммунистические колонии «Новая гармония» в США, Орбистон, Гармон-холл в Великобритании.

Песталоцци Иоганн Генрих(1746-1827) — известный швейцарский педагог-демократ, который первым попытался соединить обучение детей с производственным трудом. Основные работы: «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности», «Лебединая песня» и др. Задачей воспитания считал развитие способностей человека в соответствии с законами природы. Разработал теорию так называемого элементарного образования, по которой обучение начинается с простых элементов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число — счёт, форма — измерение, слово — речь. Песталоцци одним из первых попытался соединить обучение с производительным трудом. Центром всего воспитания в системе Песталоцци является формирование нравственности человека на основе деятельной любви к людям и естественной религии. Песталоцци считал, что час рождения ребёнка есть первый час его обучения, поэтому каждая мать должна быть вооружена правильной методикой воспитания. Для этого педагогике необходимо разработать в помощь матерям простую и ясную систему воспитания ребёнка, что Песталоцци сделал в ряде своих работ. Песталоцци разработал методику начального обучения письму, измерению, арифметике, географии.

Пирогов Николай Иванович (1810-1881) — великий русский хирург, крупнейший учёный основатель военно-полевой хирургии, видный общественный деятель и педагог. Основные педагогические работы: «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей», «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназии Киевского учебного округа» и др. Своей статьей «Вопросы жизни» положил начало общественно-педагогическому движению 60-х годов XIX в. Выступал против сословных ограничений в образовании и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которая тормозила нравственное воспитание детей, сужала их кругозор. Защищал общечеловеческий характер воспитания, идею школы, которая обязана готовить «истинного человека», обладающего широкими научными познаниями, высшими нравственными убеждениями, свободной и твердой волей. Ратовал за воспитание и обучение на родном языке. Предложил проект школьной бессословной системы образования, построенной по принципу единой школы. Способствовал открытию воскресных школ для взрослых. Как попечитель учебных округов, Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий, поощрял методические поиски учителей, рекомендовал взаимное посещение уроков. Боролся за автономию высшей школы. Был непоследователен в вопросе о применении физических наказаний.

Платон (427-347 до н.э.) — античный греческий философ-идеалист. Разработал систему идеального государства, в котором выделял три сословия: философов, которые должны управлять государством: воинов, которые должны охранять правопорядок: земледельцев и ремесленников, занятых производительным трудом. Выделение этих трёх сословий, по Платону, должно происходить в процессе воспитания, осуществляемого государством. Платона считают одним из первых основателей теории дошкольного воспитания. Соединяя черты афинского и спартанского воспитания, он предлагал начинать общественное воспитание детей с трёх лет. Считая, что внутренним основанием воспитания маленьких детей являются эмоции, предлагал все преподавать «играючи», а не насильно.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919) — философ, писатель, педагог, литературный критик. Философско-педагогические работы: «Сумерки просвещения», «Три главных принципа образования», «Педагогические трафаретки», «Семья как истинная школа», «Два типа образования», «Беспочвенность русской школы» и др., свыше 30 книг по философии, истории, религии, морали, литературе, культуре, педагогике. Разрабатывал вопросы философии образования, понимая под ней «обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов». Ввел три принципа образования и воспитания: принцип индивидуальности, принцип целостности, принцип единства типа. Воспитание и образование для Розанова были слитны и неразделимы. Розанов как философ, сообразуясь с общечеловеческими идеалами, искал пути нравственного и духовного оздоровления всего русского общества. Считал, что человек в процессе развития и воспитания пытается постичь три антагонистических культа: античной цивилизации, христианского спиритуализма и точных внешних познаний о себе и о природе. Одним из первых вскрыл причины застоя русской школы: несамостоятельность, подражательность Западу, непомерное давление на нее российских государственных указов. Раньше западных ученых попытался ввести в психологию термин понимание.

Руссо Жан Жак (1712-1778) — фр. философ-демократ, основатель теории свободного воспитания. Основные работы: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение об управлении Польшей и о ее предполагаемой реформе…» и др. Выступал за естественное, или природосообразное, воспитание, т.е. соответствующее особенностям детей и близкое к природе. Поскольку главным естественным правом человека является свобода, воспитание должно быть свободным, не стесняющим ребёнка, не мешающими его естественному развитию. Отсюда — взгляды Руссо на дисциплину как необходимость подчиняться законам природы и его метод естественных последствий, заменяющий наказания (воспитанник сам исправляет нанесенный им ущерб).

Своеобразна предложенная Руссо возрастная периодизация с чётко определенными задачами воспитания на каждом этапе. Женщина, по мнению Руссо, должна воспитываться дома.

Сократ (ок. 470 — 399 до н.э.) — древнегреческий философ. Один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путём постановки наводящих вопросов. Признавал существование всеобщих нравственных понятий, одного познания которых достаточно для правильного поведения человека. Сократический метод заключается в том, что собеседника через иронию, отрицательную часть совместного исследования, необходимо привести к обнаружению противоречий в своих утверждениях, а затем методом майевтики, положительной части исследования, отыскать истину через индукцию (нахождение общего в частных добродетелях путём их анализа и сравнения) и определение (установление родов и видов и их соотношений).

Это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью углубление или получение новых знаний посредством обмена информацией, контроля и самоконтроля усвоения темы.

Сорока-Росинский Виктор Николаевич (1882-1960) — русский и советский психолог и педагог-гуманист. Основные работы: «Психология в России», «Психология и самовоспитание», «Нат Пинкертон и детская литература», «Путь русской национальной школы», «Национальное и героическое воспитание», «Детский дом», «Трудновоспитуемые», «Школа им. Достоевского» и др. Внёс большой вклад в теорию и практику воспитания трудных детей. Решительно выступал против понимания таких детей как морально или психически дефективных. В работе с ними важнейшее значение придавал личности педагога, его примеру. Предложил классификацию учителей на основе ценностных ориентаций: теоретисты, реалисты и утилитаристы, артисты, интуитивисты. Считал, что к учителю тоже нужен индивидуальный подход.

Сухомлинский Василий Александрович(1918-1970) — советский педагог. Основные работы: «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», «Родина в сердце», «Павлышская средняя школа», «Разговор с молодым директором» и др. Был сторонником коллективного воспитания, с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи. Одной из самых трудных групп для педагогического воздействия считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского — развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) — великий русский писатель и педагог. Педагогические работы: «народное образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?», «Азбука», четыре «Книги для чтения». Был с детства поклонником Ж.Ж. Руссо и его теории свободного воспитания. В зрелом возрасте в своём имении Ясная Поляна открыл школу для крестьянских детей, обучение которых осуществлялось по разработанной им системе воспитания и обучения. Придерживался идеи свободы детской активности и детского творчества; призывал к уважению ребёнка как личности, к уважению детских недостатков. Считал, что для нравственного воспитания ребёнка надо, прежде всего, приобщать к «религиозному началу». Ратовал за физическое воспитание детей, используя для этого народные игры и занятия на природе. В области умственного развития считал необходимым совершенствовать у детей наблюдательность, способность самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать. Большое место в обучении уделял слову учителя. В учебной работе широко использовал экскурсии, опыты, таблицы и картины, подлинные предметы. Полагал, что если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель.

Ушинский Константин Дмитриевич (1823-1870) — великий русский педагог, один из основоположников педагогической науки и народной школы в России. Основные работы: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «о пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Три элемента школы», «Детский мир» и др. Основной педагогической системы Ушинского стали требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. В дидактике утвердил идею воспитывающего обучения, разработал принципы содержания учебного материала и методы обучения применительно к особенностям умственного развития ребёнка. Поддерживал и развивал основы классно-урочной системы обучения. Ввел звуковой метод обучения грамоте, который значительно облегчил обучение детей чтению и письму. Одним из первых разрабатывал основы педагогической антропологии.

Флоренский Павел Александрович (Отец Павел)(1882-1937) — религиозный мыслитель и учёный. Основные работы: «Философия культа», «Иконостас», «Детям моим. Воспоминания прошлых дней», «Имена» и др. Отстаивал духовные ценности православия. Деятельность человека, не ограниченная высшими ценностями, неизбежно приводит к культу крайнего индивидуализма в области искусства, к культу оторванного от жизни знания — в области науки, к культу хищничества — в области хозяйства, к культу личности — в области политики. Заложил основы философии генеалогии, которая была для Флоренского своеобразной педагогикой: история рода должна давать нравственные уроки и задачи. Подошёл к понятию духовного генотипа: «Только при … родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества…». Проповедовал ряд нравственных ценностей: не стремиться к власти, богатству, влиянию, быть добрым и внимательным к людям, не завидовать, свои дела надо делать как можно лучше, не позволять себе мыслить небрежно и др.

Эразм Роттердамский (1466-1536) — гуманист эпохи Возрождения, философ, писатель, педагог. Основные педагогические работы: «О раннем и достойном воспитании детей», «О методе обучения», «Воспитание христианского государя», «Книжица о приличии детских нравов», «Похвала глупости», «Разговоры запросто». Впервые в мировой педагогике показал значение воспитания как универсального явления, без которого развитие ребёнка невозможно. Считал, что ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения и делать это должны родители. В процессе воспитания — религиозного, умственного, нравственного, физического — необходимо учитывать возрастные возможности ребёнка, не допускать ничего такого, что их превосходит; воспитателю следует, как можно раньше распознавать склонности и способности ребёнка и опираться на них в обучении. Эразм Роттердамский выступил в защиту детства, что явилось новым в понимании этого периода в развитии ребёнка, принципиальным вкладом в педагогику.

13