Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы

Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского»

Факультет социально-культурной деятельности

Курсовая работа

Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях учреждений социально культурной сферы

По предмету «Социально-культурная деятельность»

Специальность «Организация социально-культурной деятельности»

Специализация «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений»

Ккрмановой Маргариты Фелексовны

Студентки 4 курса, группы МПТП

Челябинск, 2015

Содержание

Введение

Глава I. Корпус основных понятий исследования

.1 Деятельность и функции образовательной школы

.2 Психологические особенности подростков

.3 Проблемы патриотического воспитания в образовательных школах

Глава II. Организация патриотического воспитания подростков в условиях общеобразовательной школы

.1 Формы и методы гражданско-патриотического воспитания

.2 План мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию подростков

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически

Фридрих Шиллер

Человек существует в окружающем его мире. Рождаясь он не выбирает своих родителей, своё окружение. Человек должен научится пользоваться знаниями накопленными в ходе истории, должен беречь культурные ценности, ведь каждый человек это — необходимое связующее звено в эстафете поколений. Эстетическое воспитание в формировании личности играет важную роль. Искусство способствует развитию сознания и чувств личности, её взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создаёт условия для духовного роста человека. Эстетика предполагает умение отличать прекрасное от уродливого, не только в искусстве, но и в жизни.

6 стр., 2866 слов

3759 Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

... «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на ... организации взаимодействия дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста 1.1 Проблема воспитания патриотических ... воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста За последнее время, вследствии продолжающихся кризисных явлений в социально ...

По мнению педагогов современные дети очень изменились и не похожи на свои предыдущие поколения. Родители винят в этих бедах образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. Но винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившимся виновен весь мир, вся высокотехнологичная цивилизация.

Стоит отметить несколько особенностей современного мира, которые влияют на развитие ребёнка:

изменение в экологической среде;

изменение информационного и технологического пространства;

В настоящее время фильтр, который отделял детей от внешнего мира и действительно позволял побыть немного детьми, становится всё тоньше благодаря телевидению и интернету.

социально — культурные и экономические условия;

Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью постоянного обновления форм и методов организации воспитательной работы с младшими школьниками, направленной на формирование эстетики. Воспитание подрастающего поколения — это залог хорошего будущего развития страны. Это сложный процесс, как по содержанию, так и по методическому осуществлению. Задача учреждений социально — культурной деятельности направить ребёнка в нужное направление, привить эстетическое восприятие мира, нравственные нормы.

Дети не приходят в мир как чистая книга. Мы все рождаемся с заданным характером. Сколько детей — столько характеров. Но мы посылаем детей в мир. Только в наших силах испортить их или сохранить.

Объект исследования — процесс формирования эстетического воспитания у младших школьников.

Предмет исследования — учреждение культуры в социально — культурной сфере.

15 стр., 7016 слов

Условия успешного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в семье

... составной частью эстетического воспитания является художественное воспитание. Оно осуществляется средствами искусства: поэзией, живописью, прикладным творчеством, музыкой. Сегодня все знают, что эстетическое воспитание ребенок может получить ... жизни. 1.2 Основные формы и методы эстетического воспитания В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, ...

Цель работы: исследование проблемы эстетического воспитания младших школьников в условиях учреждения СКС.

Задачи:

. Эстетическое воспитание детей. Основные понятия;

. Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема;

.Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания;

эстетический воспитание беседа коллективный

Глава I. Теоретические аспекты исследования эстетического воспитания младших школьников

.1 Эстетическое воспитание детей. Основные понятия

Эстетика — наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Понятие"эстетика" ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен. Термин происходит от греческого слова aisthetikos- чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики. В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В античный период эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы, красоты и искусства. В эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости. Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т. е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа. Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

7 стр., 3463 слов

Эстетика 2

... Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, ... материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально[11] Эстетическое воздействие архитектуры тесно связано с особенностями эмоционального ... концентрированного или рассеянного освещения, или их комбинировании. Эстетика 2 - Стр 2 Важное значение имеет положение ...

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Философы материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры продолжает оставаться одной из важнейших задач, стоящих перед школой и учреждениями культуры. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.

Джола, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, А.Б. Щербо и другие. Прекрасное в жизни — средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности.

8 стр., 3817 слов

Планы семинарских занятий семинар 1 Эстетика как наука. Эстетическое отношение человека к действительности и его границы

... поэзии"). 4. Игра как выражение специфической особенности эстетического отношения у Ф. Шиллера ("Письма об эстетическом воспитании человека"). ЛИТЕРАТУРА Аддисон Дж. "Спектейтор" // Из истории английской ... искусства. Понятие бессознательного в трудах Фрейда, Юнга, Лакана. Психоаналитическая типология личности художника: шизофрения, психоз, обсессия, паранойя, истерия. ЛИТЕРАТУРА: Жижек С. ...

1.2 Эстетическое воспитание младших школьников как психолого-педагогическая проблема

Эстетическому воспитанию в отечественной педагогике всегда придавалось большое значение. Оно является одной из основ формирования духовной культуры личности. Эстетическое воспитание осуществляется в семье, в учреждениях культуры, детских общеобразовательных учебных заведениях, целенаправленно и стихийно, профессионально и средствами народной педагогики.

Эстетическое пронизывает все сферы деятельности человека. Оно присуще только человеку. Однако это социальный процесс, а не природный. Эстетически человека необходимо воспитывать. Теория и практика эстетического воспитания является важным разделом педагогики.

В трудах отечественных педагогов рассматривается сущность эстетического воспитания, содержание, методы, приемы и средства.

Эстетическое воспитание в педагогике понимается как:

воспитание способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в природе, в труде, в общественной жизни, в явлениях искусства, воспитание эстетических чувств, суждений и оценок, воспитание стремления и способности вносить элементы красоты в жизнь, в искусство и в своё поведение (В.Н. Шацкая, М.П. Верб);

процесс и результат идейно эстетически направленного обучения, самообразования, воздействия средств массовой коммуникации, в ходе которых усваивается система эстетических знаний, приобретаются специальные эстетически значимые творческие умения, формируется мировоззрение (И.М. Кантор, ГЛ. Петрова);

целенаправленное формирование эстетического отношения человека к искусству и действительности, которое проявляется в развитии человеческих сущностных сил, овладении богатствами эстетической культуры (И.Ф. Гончаров, Г. И. Егоров, Б.Т. Лихачев).

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... и всестороннего развития человека осуществляют нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое, экологическое воспитание. Проявление всесторонности и гармоничности применительно к каждой личности школьника должно ...

Обобщение приведенных и других формулировок позволяет выделить характерные черты эстетического воспитания: эстетическое воспитание деятельно, оно охватывает все сферы жизни человека. Глубину его мышления, тонкость чувств, нравственные установки. Оно определяет характер человека, направлено на развитие чувственного и интеллектуального начала в ребенке средствами искусства, природы, человеческих взаимоотношений и окружающего жизненного пространства. Эстетическое воспитание осуществляется во всех видах деятельности детей, причем с постоянной опорой на эмоции ребенка. Вместе с тем каждой стороне воспитания, педагогической деятельности может быть придан эстетический аспект. В таком случае говорят: «эстетика труда», «эстетика поведения», «эстетика урока». Процесс эстетического воспитания можно рассматривать в узком и широком смыслах. Эстетическое воспитание в широком смысле тесно соприкасается со всеми свойствами личности и служит ее всестороннему духовному обогащению. В узком значении эстетическое воспитание — одно из направлений развития личности, которое, наряду с умственным, нравственным, физическим, решает свои специфические задачи с помощью особых педагогических средств.

В числе функций эстетического воспитания выделяются:

) функция освоения, переработки и передачи в художественных образах информации о мире; с помощью образов-представлений осуществляется не только мышление, но хранение информации;

) гедонистическая функция — формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс ненавязчивым и приятным;

) компенсаторная функция — при общении с прекрасным в природе, в искусстве, в жизни человек переживает положительные эмоции, которые благотворно влияют на общее состояние его организма;

) воздействие искусства на подсознание — поскольку эстетическое воспитание тесно связано с эмоциональной сферой человека;

7 стр., 3259 слов

Проблема готовности будущих учителей к творческой музыкально-эстетической деятельности

... и являются поэтому важной целью воспитания личности студента к творческой художественно-эстетической деятельности. Давая характеристику многочисленным видам музыкально-эстетической деятельности, их назначению, содержанию, следует подчеркнуть ... школах [1, с. 8 ]. Особо большую роль искусства в воспитании и развитии детей придавали видные педагоги Б.Л. Яворский, Н.Я. Брюсова ...

) общественно-преобразующая функция — эстетическое воспитание формирует способность анализировать состояние мира с точки зрения категорий эстетики и преобразовывать его по «законам красоты» ;

В процессе эстетического воспитания формируется эстетическая культура личности. По определению М.А. Верб, «эстетическая культура человека является стержневым, базовым свойством личности, позволяющим ей полноценно общаться с прекрасным и активно участвовать в его созидании». По мнению У.Ф. Сунны, эстетическая культура личности есть мера освоения человеком эстетических ценностей и мера его участия в их создании. Мы разделяем эти точки зрения.

Эстетическое воспитание способствует формированию эстетических чувств, эстетического сознания и развитию творческих способностей личности. Эстетические чувства формируются на основе восприятия, эмоций; эстетическое сознание включает эстетическое знание (теорию), эстетические взгляды. Эстетические способности реализуются в деятельности.

Наиболее продуктивно эстетическое воспитание осуществляется в младшем школьном возрасте, это период активного формирования эмоционально-образного мышления, чувственного познания окружающего мира. Эти возрастные особенности младших школьников способствуют плодотворному эстетическому воспитанию средствами искусства, природы, в процессе межличностного общения и деятельности при условии грамотно выстроенного педагогического процесса.

Следовательно, всякое воспитание эстетических чувств человека, и в первую очередь детей, предполагает тренировку органов зрения, слуха, двигательного аппарата к эстетическому восприятию. Как и все способности, способность к эстетической восприимчивости может быть развита, воспитана. Эстетическое восприятие не бездумно. Оно всегда связано с оценкой не только внешних признаков формы или явления, но и внутреннего содержания,

«Слова о прекрасном доходят лишь тогда, когда ребенок сердцем чувствует красоту. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного — это первое окошко в мир красоты. Это уроки видения прекрасного. Дети учатся видеть, вслушиваться в музыку окружающего мира, понимать его, любоваться им. Красота — один из ручейков, питающих доброту, сердечность, любовь».

.3 Потенциал учреждений СКС. Решение проблемы эстетического воспитания

Существует множество проблем, возникших, во многом из-за резкой смены официальной идеологии государства, и, соответственно, поменявшихся взглядов на концепцию воспитания в нашей стране.

Например в системе коммунистического воспитания, являясь ее составной частью, эстетическое воспитание подчинено всестороннему развитию личности. Эстетическое воспитание концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном.

С развитием общества по пути к коммунизму возрастает роль эстетического воспитания в формировании духовной культуры человека. В новой, социалистической общественной среде, в которой человеческий труд освобожден от рабства и ликвидированы антагонистические противоречия, все более усиливается эстетическая сторона жизни. Художественно-творческое начало в социально однородной среде становится могучим фактором эстетического воздействия на человека. Нравственно-эстетическое глубоко проникает в труд, искусство, литературу, градостроительство и новый быт людей, в отношения их друг к другу.

Эстетическое и художественное воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по единой программе. В общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, особенно литературы, в общеобразовательных школах также на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во вне учебное время, входит в деятельность пионерской и комсомольской организаций. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы.

Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские вне школьные учреждения. Проблемы эстетическое воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами АПН СССР и министерств просвещения (народного образования) союзных республик. В составе АПН СССР имеется специальный научно-исследовательский институт художественного воспитания.

В наше время педагогические программы, направленные на эстетическое воспитание детей, основываются на принципах социализации и инкультрации личности. Принцип всеобщности процесса социализации объективно заложен в самом определении феномена. Социализация — процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Инкультурация — процесс вхождения человека в мир культуры, приобщения личности к вершинам человеческого духа, познания языка искусства, побуждения в человеке желания «жить по законам красоты» и творить прекрасное, в стремлении стать яркой индивидуальностью. Как социализация, так и инкультурация, — это процессы, которые невозможно ограничить какими-либо временными (и возрастными) границами.

Приоритетность решения проблемы социализации и инкультурации детей в современном обществе гарантируется государственным финансированием программных мероприятий, сохранением сети образовательных, внешкольных, спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых учреждений для детей, подростков, юношества, системой подготовки кадров по различным направлениям образования и воспитания подрастающего поколения.

В Российской Федерации дополнительное образование детей реализуется в различных государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях различных типов, в учреждениях культуры (музеи, театры, дома и дворцы культуры и т. д.), физической культуры и спорта, в общественных объединениях и т. д.

Специфика дополнительного образования такова, что позволяет осуществлять «воспитание без назидания», основываясь на принципах добровольности деятельности, вариативности, креативности, непрерывности, гуманности, а также при учете специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, психофизиологических особенностей каждого ребенка, его социального и эстетического опыта. В детских учреждениях культуры созданы условия для преодоления возможного дискомфорта, вызванного неуспешностью в школьной учебной деятельности. Благодаря переключению на иное содержание деятельности самоутверждение в ней и принятие педагогом и сверстниками благоприятно влияет на формирование личности ребенка.

Учреждения культуры с одной стороны способствуют расширению образовательного пространства, с другой — выполняют охранительную функцию, предотвращая или уменьшая воздействие на детей негативных факторов социальной среды, формируя у них нравственную устойчивость.

Школьное (базовое) образование и дополнительное образование являются составными частями общего образования, и поэтому их взаимодействие — одно из условий решений общих задач образования. Можно обозначить следующие направления такого сотрудничества:

расширение воспитательной среды: проведение на базе указанных учреждений праздников, фестивалей и других форм воспитательной работы; методическая служба может оказать помощь в разработке различных воспитательных программ, реализуемых во внешкольной деятельности детей и т. д.

в области кадрового обеспечения (учреждения культуры имеют кадры специалистов, которых нет в других типах образовательных учреждений: хореограф, режиссер и т. д.);

Вклад школы в таком сотрудничестве может заключаться в ориентации ребенка (родителей) на развитие его интересов через освоение программ в учреждении дополнительного образования; в опоре педагога на опыт детей и подростков, занимающихся в клубах, кружках, студиях, использование их возможностей, в реализации полученного ими дополнительного образования и т. д.

Учреждения дополнительного образования способствуют выявлению и развитию природных задатков ребенка и в неформальной обстановке помогают предъявить (продемонстрировать) их окружающим: родителям, одноклассникам, друзьям воспитанника.

Глава II. Организация эстетического воспитания младших школьников в условиях социокультурной сферы

Автор курсовой работы обучалась в Детской школе искусств № 4, к сожалению, в данной школе воспитательная работа (как мы сейчас можем оценить, обучаясь на 4 курсе ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского), была не на высоком уровне.

У автора курсовой работы есть мечта: после окончания вернуться в в вышеназванную школу и работать преподавателем. В ходе работы придется столкнуться с написанием планов, программ. Обучаясь сейчас в ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского, есть прекрасная возможность научиться правильно и грамотно создавать, оформлять необходимые документы для реализации воспитательной работы в школе. Мы предлагаем в рамках курсовой работы план по эстетическому воспитанию в ДШИ№ 4 (целевая аудитория — младшие школьники).

Цель: создание условий для формирования личности, прививание ценностей, взглядов, установок, мотивов деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Её достижение становится возможным через решение следующих задач:

· проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного эстетического воспитания младших школьников;

· формирование эффективной работы по эстетическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого учащегося чувства прекрасного;

· утверждение в сознании и чувствах воспитанников эстетических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

· привлечение младших школьников к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

.1 Формы и методы эстетического воспитания

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют так — это способ организации воспитательного процесса.

В нашей работе мы предлагаем использовать следующие формы и методы по эстетическому воспитанию: беседа, информационный час, экскурсии, путешествия, праздники, игры, коллективное творческое дело, организация трудовой деятельности, убеждение, разъяснение, поощрение и др .

Беседы. Беседа — метод убеждения. Ее задачи: формирование эстетических представлений учащихся; разъяснение норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива. Чаще всего материалом для этических бесед служат факты из жизни класса, произведения художественной литературы, публикации в детских газетах и журналах, нравственные категории, происходящие события (в классе, школе, стране), вопросы и проблемы, волнующие учащихся.

Формирование взглядов лучше всего происходит в диалоге, поэтому беседа должна носить диалогический характер; кроме того, в диалоге надо учить детей отстаивать своё мнение, доказывать, спорить;

Содержание беседы должно соответствовать возрасту учеников, уровню их подготовленности;

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, необходимо вести беседу простым, доступным языком с привлечением ярких убедительных фактов, примеров;

Успех беседы зависит от активности учащихся, которую можно вызвать проблемными вопросами, обращением к их жизненному и нравственному опыту, удачно подобранным иллюстративным материалом. Целесообразно привлечь учащихся к поиску материала для беседы;

Соблюдать неприкосновенность личности ребёнка, доброжелательность, тактичность педагога;

Выводы в конце беседы должны сделать сами дети. Они, как и взрослые, не любят открытого дидактизма, морализаторства. Выводы вытекают из размышлений, споров, доказательств.

В структуре беседы, на наш взгляд, можно выделить несколько элементов, которые педагог выстраивает в том порядке, который диктует его замысел и логика:

Вступительное слово педагога, в котором он сообщает тему и мотивирует ее выбор;

Высказывания учащихся по теме беседы;

Обобщение ответов учащихся, разъяснение учителем того понятия, о котором идёт речь;

Яркая иллюстрация сущности понятия, идеи, значения объекта в жизни людей (чтение художественного текста, материала прессы или рассказ о том, что учитель видел, пережил сам);

Обсуждение прочитанного, выявление в нем эстетического смысла (здесь важны точные вопросы учителя, заставляющие думать, спорить, доказывать);

Анализ поступков учащихся, событий из жизни класса, окружающих людей;

Выводы (педагог помогает учащимся сформулировать их).

Информационный час. Информационный час — одна из действенных форм эстетического воспитания.

Мы считаем, что основное назначение информационного часа — приобщать школьников к событиям и значимым явлениям культурной жизни страны, города, района. Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания учащихся об окружающем мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.

Мы предлагаем использовать обзорные и тематические информационные часы.

Обзорные информационные часы знакомят учащихся с текущими событиями в стране, мире, городе.

Тематические — знакомят с правилами сегодняшнего дня, явлениями и событиями нашей жизни, юбилеями памятных событий в жизни культуры.

Во время информационного часа предлагаем использовать следующие формы работы:

«Знакомства» с великими мировыми личностями во всех сферах искусства;

Показ живописи одного из художников, комментирование полотна;

Комментированное чтение художественных книг;

Газетные сообщения;

Пересказ событий в мире и стране с использованием газетных и журнальных материалов;

«Путешествие» по картам и глобусам.

Информационные часы могут проходить в виде:

Пресс-игры: «По страницам книг».

Информационного ринга; викторины; конкурса эрудитов; конкурса плакатов; фестиваля детской прессы; встреч и экскурсий и др.

Организуя подобные информационные часы, мы можем познакомить учащихся с многообразием периодических изданий, научить их грамотно читать эти издания: находить нужный материал, уметь рассказать другим, что узнали сами.

Устный журнал. Устный журнал — это коллективное дело, представляющее собой серию коротких выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни детского коллектива. Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед классом; формировать общественное мнение; учить работать в микрогруппе; расширять кругозор.

Сначала ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут странички. Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.

Вариантов журнала может быть несколько. Например: открывается 1 страница журнала — «Классные новости». Ребята по очереди рассказывают о том, сколько и каких отметок получено за неделю, кто особенно отличился на школьном утреннике, кто мешал дежурным, а кто помогал и т. д. 2 страница — «Живые картинки нашей жизни». На ней — юмористические сценки из жизни класса, остроумно подмеченные и сыгранные ребятами. 3 страница — «Объявления». В ней опять же в юмористической форме озвучиваются объявления: например о том, что классу требуется уборщица, или почтальон для передачи записок и т. д. 4 страница — «Загадки». И снова в юмористической форме. Ценность таких журналов очевидна: они сплачивают ребят, укрепляют традиции, украшают жизнь коллектива, позволяют в необидной форме подметить смешные черты поступков ребят, событий в классе.

Другой вариант устного журнала

В выпуске участвует весь класс. Каждая микрогруппа, исходя из своих интересов, выбирает страничку: «Сказочная», «Загадочная», «Новости», «Как? Что? Почему?», «Музыкальная», «Юмористическая». В течение определённого времени группы готовят свои странички: разрабатывают содержание и форму подачи. На наш взгляд, устные журналы способствуют тому, что дети всегда в курсе событий, происходящих в их близком и далеком окружении, проявить свои способности, быть интересными друг другу.

Кроме того можно использовать ещё одну форму устного журнала — информационный журнал. Его задача — познакомить учащихся с событиями общественной жизни.

В информационном журнале могут быть такие странички:

«Новости искусства», «Внимание — интересная книга» и др.

Экскурсии. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной деятельности. Эту форму работы мы выбираем тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и активное взаимодействие учащихся с предметами, объектами, явлениями природного, социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большое воздействие на учащихся, нежели ознакомление по книгам.

В экскурсии мы выделяем три момента: подготовку к экскурсии; выход (выезд) на реальные объекты мира; обработка материалов, обсуждение ее хода и итогов.

Подготовительная работа включает: определение целей и задач; изучение объектов экскурсии, места ее проведения; вовлечение учащихся в процесс подготовки; подбор средств и материалов; определение ее содержания.

Способы привлечения учащихся к подготовительной работе можно использовать самые разнообразные. От активности учащихся в данный период зависит успех экскурсии.

Можно, к примеру, повести учащихся в краеведческий музей. но в познавательном и особенно в воспитательном плане результат будет гораздо выше, если экскурсия завершит, дополнит то, что детям удалось самим в процессе подготовительной работы.

Путешествия. Путешествие — это разновидность экскурсии. Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Дети сами находят нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д. Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед детьми и героями которого они становятся.

На наш взгляд, со школьниками целесообразно проводить не просто путешествия, а игры-путешествия. Игры-путешествия — это исследование какого-либо объекта, явления, области знания, построенное как «передвижение» учащихся во времени и пространстве, знакомство с разными сторонами (проявлениями) данного объекта.

Игры-путешествия требуют от учащихся большей, по сравнению с экскурсией, самостоятельности и активности в подготовке, именно от них зависит успех. Ребятам приходится самим выбирать маршрут путешествия, подбирать познавательный материал, определять форму его демонстрации, придумывать задания для других групп.

Готовясь к играм-путешествиям, дети больше работают с книгами: словарями, энциклопедиями и другой научно-познавательной и культурной литературой, ищут нужный материал, формулируют по нему вопросы, адаптируют его для слушателей. Таким образом, путешествия развивают воображение, творчество: мало найти нужную информацию, надо ещё и придумать, как представить ее другим (в виде сказки, сценки, беседы, интервью, сообщения, рисунка и др.).

Праздники. Праздник — особая форма воспитательной работы. Это узловой момент жизни коллектива, завершающий тематический период, подводящий итоги деятельности учащихся.

Если говорить о педагогической сущности, то праздник — это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера. Его отличительные особенности состоят в том, что, во-первых, в его основе лежит радость, положительные эмоции. Во-вторых, его отличает многообразие деятельности учащихся, единство различных направлений воспитательной работы. В-третьих, праздник, как правило, требует тщательной подготовки, поскольку предполагает организованные действия его участников по определенному, заранее разработанному сценарию.

В работе можно использовать праздники как средство сплочения учащихся, проживания ими социально-ценностных отношений друг к другу, школе, окружающим людям. Праздники дарят взрослым и детям радость общения, вызывают совместные переживания.

Педагогические функции праздников многообразны. Они помогают создать в коллективе благоприятный психологический климат; реализуют потребности учащихся в активности, в радостных переживаниях; дают возможность самореализоваться, проявить свои способности в разнообразной деятельности; учат детей культурному проведению досуга; приобщают к социальным ценностям.

На наш взгляд, эффективность праздников зависит от соблюдения следующих педагогических условий:

· дети должны активно участвовать во всех этапах организации праздника (от планирования до анализа результатов);

· необходимо привлечь родителей к планированию, выбору сюжета, составлению сценария, к внешнему оформлению;

· все дети должны иметь возможность проявить свои таланты, способности, увлечения;

· необходимо создать атмосферу эмоционального комфорта, внимания, защищенности каждого ребёнка;

· в разработке праздника не стоит использовать готовые сценарии, что бы взрослые и дети могли проявить собственные творческие способности;

· чтобы каждому нашлось место на празднике, необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности (игры, пение, танцы, драматизация, музыка, чтение стихов и т. д.);

Игры. Игры — важнейшая сфера жизнедеятельности ребенка и эффективный метод воспитания.

По нашему мнению, игры любимы детьми и необходимы им, потому что являются надёжным посредником между миром ребенка и внешним миром. Ребенок игрой как бы делает разведку в большую жизнь.

Хотя игра — деятельность непродуктивная и ее мотив заключен не в результате, а в содержании самого игрового действия, в конечном итоге она дает человеку очень много. В игре дети сами осознают, изучают внешний мир, проверяя, подвергая анализу накопленную информацию о жизни.

В учебно-воспитательном процессе широко используем игры, т.к. они помогают сделать учение более привлекательным, занимательным, интересным. Особенно широко игры используем в воспитательной работе, они пронизывают все виды воспитывающей деятельности, а также повседневную жизнь учащихся. Игры как нельзя лучше соответствуют их психологическим особенностям, огромной активности, неистощимой энергии, неумению долго концентрировать внимание и усилия на однообразной или сложной деятельности и др.

Эстетическое воспитание школьников невозможно представить без игрового оформления, игровых элементов. Поэтому используем игру, воспитывая у учащихся ценностные отношения к истории и культуре, народам всего мира, их традициям, обычаям, искусству и др.

В процессе гражданско-патриотического воспитания используем разнообразные игры: познавательные, подвижные, настольные, социально-педагогические и др.

Осуществление целей и задач эстетического воспитания требует использования и различных методов, которые выбираются исходя из содержания, конкретных условий организации и проведения занятий по эстетическому воспитанию.

Применение этих методов не должно быть шаблонным. Главное состоит в том, что каждый педагог должен проникнуться пониманием необходимости активных методов воспитания.

Методы убеждения основные методы формирования современного мировоззрения и восприятия действительности, общественной морали. Применяя, их педагог воздействует на сознание, чувств и волю учащихся и добивается превращения норм общественной морали в руководство к действию учащихся во всех условиях.

Разъяснение, как правило, применяется при ознакомлении с новыми авторами, произведениями и. т. д.

Метод поощрения применяется, когда необходимо поддержать и усилить положительные побуждения, активизировать их проявления в поведении ученика.

Формами поощрения могут быть похвала, благодарность, фотографирования отличившихся на доску Почета и др. Важно, чтобы поощрение оказывало стимулирующее воздействие: нельзя допускать образование у учащихся привычки ожидать награды за любое выполненное дело. Поощрение может относиться и к отдельному ученику и к коллективу. Обязательные требования при этом — своевременность и гласность поощрения. Захвалить опасно, но нельзя пропустить момент, когда поощрение для отдельного ученика или целого коллектива может стать началом нового поворота к лучшему, и закреплению достигнутого успеха.

Таким образом, для успешного воспитательного процесса эстетического воспитания необходимо использовать разнообразные формы и методы работы.

Заключение

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

В наш информационно — технический век сложно обратить внимание на прекрасное, быть в искусстве и различать делетантизм. Дети младшего школьного возраста уязвимы, поскольку в современном мире нет цензуры, мораль находится на втором плане. Что бы воспитать морально здоровое поколение, нужно постаратся всем учебным заведениям (школа, учреждения дополнительного образования и др.), но главное семье ребёнка. Огромное эстетически-воспитательное значение имеют семейные праздники. На всю жизнь запоминаются совместные прогулки, походы в театр и кино.

Учреждения культуры дают толчок в верном направлении, но не все дети хотят этого, здесь крайне важна инициатива родителей.

Список литературы

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгу. М., 1967.

. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии // Вопросы философии. 1981. № 12.

. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры. — М., 2003.

. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, субъекты, ресурсы, технологии: Учебное пособие. — М., 2001.

. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

.Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. — М., 1998.

. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность: Конспект лекций, опорные понятия и определения: Учебное пособие. — Казань, 1999.

. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.

. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. М., 2005.

. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого М., 2006.

. Сонькин В.Д. Законы растущего организма. Книга для учителей и родителей. М., 2007.

. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1995.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector