Степени выраженности психопатий

Возрастная психология личности.

 

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Предметом возрастной психологии является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека,

закономерности развития психических процессов.

Теоретические задачи возрастной психологии — раскрытие общих закономерностей психического развитиям в онтогенезе, установление возрастных периодов этого

развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития.

Объектом изучения возрастной психологии является ребенок, подросток, юноша и др.

Проблемы современной возрастной психологии: проблема органической и средовой обусловленности психики и поведения человека; проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей; проблема соотношения и выявления задатков и способностей; проблема соотношения интеллектуальных и

личностных изменений в психическом развитии ребенка;

проблема разработки разделов возрастной психологии; адаптирования для

разных возрастов.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1) перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2) детская психология (от рождения до 17 лет);

3) психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека

Патопсихология личности. Психопатии и акцентуации.

 

Психопатия («расстройство личности») стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние.

 

Для психопатии характерны:

 

* Выраженность патологических особенностей характера

* Тотальность психопатических особенностей человека

* Стабильность психических особенностей человека

 

Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания и усиления акцентуации.

 

Классификация психопатий

* Возбудимые психопаты

* Тормозимые психопаты (психопаты астенического круга)

* Психастеники

* Истеричные психопаты

* Эпилептоидные психопаты

* Паранойяльные психопаты

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность ...

... социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, ... в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так ...

* Неустойчивые личности

* Шизоидные личности (патологически замкнутые)

 

Степени выраженности психопатий

Умеренная –( могут быть продолжительными, срывы …)

Выраженая – ( может быть вызвана психологическими травмами)

Тяжелая- ( психозы)

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА— чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайний вариант психической нормы, граничащий с психопатией.

*Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

основные виды акцентуаций характера:

   1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения

   2) гипертимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность   

  3) лабильный — резкая смена настроения

   4) астенический — быстрая утомляемость, раздражительность

   5) сензитивный — повышенная впечатлительность, боязливость.

   6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность.

   7) шизоидный — отгороженность, замкнутость

   8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией.

   9) застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненная обидчивость.

   10) демонстративный (истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных фактов и событий, к лживости и тд.

   11) дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии,

   12) неустойчивый — склонность легко поддаваться влиянию окружающих,

   13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других.

 

    Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

 

-Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм.

Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.

 

Отличия акцентуации от психопатии:

 

1. Акцентуации проявляются не всегда и не везде.

2. Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.

3. В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.

 

Основные понятия социальной психологии. Группа. Сплоченность. Психологический климат.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека, обусловленное его нахождением в социуме.

Понятие «социальная группа» является ключевым в социальной психологии. Вся жизнедеятельность индивида осуществляется через социальную группу. Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятием общности и совокупности. Группа может изучаться с точки зрения любой общности (социальной, экономической, производственной, возрастной, эмоциональной).

6 стр., 2702 слов

ЛИЧНОСТЬ И ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

... рассматривать как вполне нормальные явления. Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней ... и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, ...

Например, очередь в магазине – это социальная группа, т.к. имеет общую цель – покупку, что делает их действия согласованными в определённом аспекте поведения.

Группа изучается как особая социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов.

Основным критерием классификации группы является количество человек в группе, общественный статус, уровень развития.

Группы могут быть:

* по общественному статусу – формальные и неформальные;

* по непосредственности взаимосвязей – реальные и номинальные;

* по количеству человек – большие, малые и микро;

* по уровню развития – неорганизованные и высокой организации. Большие группы – толпа, масса, аудитория, публика.

Соц. Психология сплоченность – один из объединяющих подразделение процессов. Характеризует степень приверженности к группе ее членов. Определяется двумя основными переменными — уровнем взаимной симпатии в межличностных отношениях и степенью привлекательности группы для ее членов.

Соц. Социальная сплоченность -включает

— уровень единства ценностных ориентаций;
— уровень прочности межличностных взаимоотношений; и
— уровень согласованности поведения членов группы, общности или общества.

Соц.психология. КЛИМАТ- качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу.

Социально-психологический климат зависит от стиля руководства и организационной культуры.

Основные понятия социальной психологии. Особенности руководства и управления.

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей.

Социально-психологические факторы – это наблюдаемые.

Социально-психологические закономерности – объективно существующие устойчивые, периодически повторяющиеся, причинно-следственные зависимости социально-психических явлений.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

Существует два направления в теории соц.психологии: 1) Руководитель не должен быть лидером; 2) Руководитель и лидер – одно и то же лицо.

1 стр., 462 слов

Неформальные группы и лидеры коллектива.

... nbsp;   Лидер - человек, обладающий авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей.   Формальным лидером называют руководителя, занимающего соответствующую штатную ... руководствуется лидер. Руководитель должен знать о наличии в коллективе неформальных групп и лидеров и учитывать это при формировании формальных групп и кадровых назначениях. Неформальные отношения членов ...

Объединяет эти два понятия следующее:

1. Статус: Руководитель – социальный статус, лидер – эмоциональный статус.

2. Руководитель и лидер координируют членов группы.

3. Формулируют цели и задачи.

Различия:

1. Лидер выстраивает в группе эмоциональные отношения, а руководитель – официальные.

2. Лидер – это микросреда, а руководитель – элемент макросреды.

3. Лидер имеет недостаток информации, ограниченность способностей и возможностей, а руководитель – более постоянная фигура.

4. Руководитель имеет властные полномочия и санкции, а лидер – личностные инструменты влияния.

5. Решение задачи у руководителя – процесс принятия решения, который сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, необязательно коренящихся в этой группе.