Старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 18 лет включительно, что соответствует возрасту учеников IX—X классов школы. К концу этого периода школьник достигает физической зрелости, он должен приобрести ту степень идейной и духовной зрелости, которая достаточна для самостоятельной жизни, производственной работы после окончания школы и обучения в вузе. В 16 лет юноша получает паспорт, в конце школьного возраста (или вскоре после окончания школы) он получает право участвовать в выборах Советов депутатов трудящихся — все это показатели его гражданской зрелости. Основными видами деятельности в ранней юности становятся труд и учение. Одни юноши и девушки продолжают учиться в старших классах школы, другие в ПТУ или техникумах, совмещая производительный труд с учебой. В этих условиях и под их влиянием происходят характерные изменения в умственном и нравственном развитии юношей и девушек. Молодежь этого возраста вступает в ряды ВЛКСМ и тем самым активно включается в борьбу за решение больших общественно-политических и государственных задач, стоящих перед обществом, перед страной. Активная общественная жизнь, новый характер учения (возрастающая самостоятельность и активность в учебном процессе, часто приобретающие характер самообучения, знакомство с предметами политехнического цикла) оказывают большое влияние на становление мировоззрения юношей и девушек (что является одной из основных черт психического развития в этом возрасте), на формирование их самостоятельности, инициативности, чувства долга, на развитие их творческой деятельности в различных областях знания. Особое значение приобретает развитие личности в старшем школьном возрасте. Новые условия жизни и деятельности, новое зложение в коллективе, в школе, вступление в комсомол, приобретение практического опыта серьезной общественной деятельности предъявляют старшему школьнику совершенно новые достаточно высокие требования, под влиянием которых и складывается его личность. В школе старшие ребята начинают играть новую и ответственную роль — организаторов, руководителей, даже воспитателей (по отношению к младшим школьникам).
Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного ...
... организациях одним из приоритетных видов детской деятельности в образовательной области «Познавательное-развитие» в соответствии с ФГОС ДО является познавательно-исследовательская деятельность [1]. Она представляет собой форму активности ...
Движущей силой психического развития в старшем школьном возрасте является противоречие между резким повышением уровня требований, которые начинают предъявлять к девятикласснику — вчерашнему подростку — общество, комсомол, школьный коллектив, учебная деятельность (требования к его личности, творческим потенциям, самостоятельному мышлению),— и тем уровнем психического развития, которого он достиг. Противоречие это разрешается путем развития нравственных, умственных и творческих сил старшего школьника. Остановимся на физическом развитии в этом возрасте, что важно сделать по следующим соображениям. Особенности физического развития оказывают известное влияние, которое, однако, не следует преувеличивать, на развитие некоторых качеств личности старшего школьника и до некоторой степени определяют возможности его дальнейшей жизнедеятельности. Во-первых, здесь имеется в виду выбор профессии, зависящий в какой-то степени и от особенностей индивидуальной физической организации юношей и девушек. Во-вторых, сказывается взаимное влечение полов, при котором особенности физического развития играют далеко не последнюю роль. Осознание своей физической силы и привлекательности, здоровья и полноценности влияет на формирование у юношей и девушек таких качеств, как уверенность в себе, смелость, бодрость, оптимизм и жизнерадостность. Физическое здоровье, сила и ловкость движений, работоспособность (при прочих равных условиях) помогают сформировать ряд трудовых умений и навыков, расширяют возможности выбора профессии. К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают физической зрелости и их физическое развитие мало чем отличается от физического развития взрослого человека. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного и неравномерного роста и развития организма, наступает относительно спокойный период физического развития. В юношеском возрасте относительно стабильны физические качества (рост, вес).
Темп роста в длину заметно замедляется. Так же заметно нарастает мышечная сила и работоспособность, увеличивается объем грудной клетки, заканчивается окостенение скелета, трубчатых костей, формирование и функциональное развитие тканей и органов. Как правило, в этом возрасте выравнивается характерное для подростков несоответствие в росте сердца и сосудов, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. В старшем школьном возрасте определяются и изменения в развитии нервной системы и мозга в частности. Причем изменения происходят не за счет увеличения массы мозга (это увеличение в данный возрастной период крайне незначительно), а, за счет усложнения внутриклеточного строения мозга, за счет его функционального развития. Постепенно строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, свойственные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой. В итоге создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда. Наблюдающаяся порой у старших школьников повышенная нервная возбудимость, нарушения нормальной деятельности нервной системы чаще всего являются следствием неправильного режима жизни: ночных занятий, недостаточного сна, переутомления, курения, нерационального питания, вредных привычек и некоторых других причин. В начале старшего школьного возраста обычно заканчивается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки, что вызывает заметное изменение внешности юноши или девушки. В иных случаях процесс полового созревания затягивается (чаще у мальчиков, чем у девочек), и тогда у старших школьников еще сохраняются некоторые физические черты, свойственные подросткам. Однако и здесь надо подчеркнуть, что завершение периода полового созревания (к 15—16 годам) не означает еще ни физической, ни тем более психической, духовной зрелости. Лишь к 18 годам, когда по советским законам разрешается вступление в брак, наступает минимально необходимая для этого степень физической, духовной, гражданской зрелости. 18-летние юноши и девушки признаются обществом взрослыми людьми.
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор ... объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - ...
Билет 22 Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст начинается с кризиса 7ми лет, однако благодаря тому, что претензии на самостоятельность, на новое положение среди взрослых на новый вид деятельности удовлетворяется в полном объеме, кризис протекает сравнительно безболезненно. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости идет довольно равномерно и пропорционально. Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо. В крови заметно увеличивается кол-во белых кровяных телец повышающих сопротивляемость организма заболеваниям. Возраст от7 до 10 лет отличается самым низким % заболеваемости за все время от рождения до наступления взрослости. Костная система млшкольников все еще в стадии формирования. По прежнему сохраняется большое кол-во хрящевой ткани в отделах позвоночника в грудной клетке в конечностях. Происходит функциональное совершенствование мозга, развивается аналитико-синтетическая функция. Процесс торможения становится все более сильным, однако процесс возбуждения сохраняет господствующее положение у млшкольника. Они испытывают большую потребность в движении. Можно сделать вывод о том, что уровень физ развития вполне допускает ежедневные систематические учебные занятия в школе и дома. Основной ведущей деятельностью теперь становится учёба и появляется обязанность учиться, приобретать знания. Всё чаще и больше приходиться делать то, чо надо, а не то, что хочется. Ребенку трудно привыкнуть к тому, что оценивается не его поведение , а конечный результат.
Билет №23 Новорожденность
Рождение является для организма ребенка большим потрясением: из постоянногй среды, с постоянным питанием ребенок попадает в совершенно новые условия воздушной среды с бесконечным кол-ом часто сменяющихся раздражителей. Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивает врожденные механизмы. Он рождается в определенных условиях с готовностью приспосабливать организм к этим условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. С первых дней жизни возникают защитные и ориентировочные рефлексы. Защитные рефлексы – направлены на удаление от раздражителя или ограничения его действий.
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни
... небольшой помощью взрослого Таблица 3 Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни Возраст Речь активная (Ра) Сенсорное развитие (С) Игра сюжетная (И) Навыки в одевании ... удерживает голову Нет Появляется первая недифференцированная голосовая реакция Формирование пищевого условного рефлекса 3 месяца Рассматривание предмета с дифференцировкой формы и цвета Совершенствуется ...
Ориентировочные рефлексы- направлены на контакт с раздражителями.
Большинство врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ребенку приспосабливаться.
Новорожденность является единственным периодом в жизни чека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных инстинктов.
Ребенок рождается в отличие от детенышей животных значительно более беспомощным. На большую часть внешних воздействий он отвечает беспорядочным движением ручек и ножек. У ребенка имеются атавистические рефлексы (полученные от животных: хватание, отталкивание и пр)
Основная особенность новорожденных – безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения.
Развитие органов чувств новорожденных:
Для ого, чтобы в полном объеме получать впечатления у ребенка должны быть развиты органы чувств. Особенность их в том что телесное развитие у них отстает в отличие от животных. За первые 10 дней жизни площадь зрительных полей в коре головного мозга увеличивается в 200 раз. Однако развитие зрения и слуха возможно лишь при наличии достаточного кол-ва впечатлений. Если ребенок лишен нормального контакта со взрослым его псих развитие замедляется. Концу новорожденности органы чувств ребенка работают на полную мощность.
Билет №24 Предпосылки развития речи в младенческом возрасте
Можно выделить следующие этапы подгоовки к развитию речи
- Ребенок рано начинает затихать, прислушиваться, когда взрослый с ним разговаривает. (он выделяет человеческую речь от других звуков)
- После трёх месс , когда он в хорошем расположении, он постоянно издает звуки (гулит) . В 4 мес он подражает сам себе
Гуление дает первоначальную речевую подготовку реч аппарату ребенка
- Во втором полугодии первого года жизни он начинает лепетать, (пытается подражать взрослым) Через лепет он выражает готовность к общению.
- К концу первого года жизни у младенца может возникнуть речевая реакция в ответ на речь взрослого
Обычно к концу года младенцы могут говорить от 4 до 10, 15 слов
- На протяжении первого года жизни возникает связь между названиями предмета и самим предметом.
Подготовка , которую ребенок проходит на протяжении первого года жизни обеспечивает нормальное развитие речи в дальнейшем
Билет №25 Младенчество
Примерно к 1,5 – 2 мес у ребенка появляется улыбка. Крик символизирует о его физиологических потребностях. В это время улыбка обычно сопровождается с движениями ручек и ножек, и издаванием тихих звуков. Это реакция получила название комплекс оживления. Наступление комплекса оживления символизирует о том, что период новорожденности закончился и началось младенчество.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого, ведь он удовлетворяет физические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает с одной стороны на другую. Однако общение со взрослым может приводить и к отрицательным проявлениям: ребенок начинает требовать постоянного внимания, не хочет оставаться один. При правильных методах воспитания характерное для младенца общение со взрослым вскоре уступает изучению всего окружающего ребенка: игрушки, наглядность, предметный мир. Вскоре ребенок достигает больших успехов в овладении передвижением в пространстве и простейшими действиями с предметами. Он начинает держать головку, садиться , ползать, передвигаться на четв, пытаться сделать шаги. При неблагоприятных условиях воспитания у ребенка могут возникнуть тупиковые движения: сосание пальца, покачивание. Они возникают из-за недостатка внимания, они тормозят псих развитие ребенка.
Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...
... Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни. Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, речевой и ... д. Правильное выполнение этих инструкций демонстрирует понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого. Обратите внимание на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если он проявляет: - склонность к ...
Этапы развития движений:
1 удержание предмета
2 хватание
3 возникновение манипуляции
4 совершенствование манипуляций.
Постепенно все манипуляции становятся направлены на результат. Сначала ребенок манипулирует одной рукой, затем двумя. К концу первого года жизни ребенок уже свободно манипулирует одним, двумя предметами, удерживает предмет уверенно.