Роль самоотношения в удовлетворенности жизнью женщин зрелого возраста

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ САМОТНОШЕНИЯ В УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ ЖЕНЩИН В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ 7

1.1.Психологические особенности возраста в период зрелости 7

1.2. Особенности удовлетворенности жизнью в период зрелости у женщин 16

1.3. Понятие самоотношения в психологии 20

1.4. Особенности самоотношения в контексте периода зрелости 26

Вывод по первой главе 28

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА 31

2.1.Постановка проблемы исследования 31

2.2.Ход эмпирического исследования 38

2.3.Анализ полученных результатов исследования 41

2.4.Рекомендации по оптимизации удовлетворенности жизнью у женщин в зрелом возрасте 52

Вывод по второй главе 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Актуальность темы исследования определена тем, что женщины зрелого возраста играют огромную роль в жизнедеятельности современного общества, беря на себя выполнение многообразных социально значимых (производственных, общественных, политических, семейных, репродуктивных, воспитательных и иных) функций.

Самым длинным, для большинства людей, периодом жизни является зрелость. Границы этого периода точно установить не удалось, считается, что начинается она с 25 лет и длится примерно до 60-70 лет. Как правило, ее связывают со временем ухода на пенсию. Даже если брать этот период по минимуму, то он занимает четверть века в жизни человека. Э. Эриксон, определил рамки периода зрелости от 25 до 65 лет, что составляет продолжительность в 40 лет жизни. Что касается верхней границе зрелости, то она может отодвигаться в сторону большего возраста, все зависит от индивидуальности человека. Так период продолжительности зрелости может быть оценен в широких пределах – от 25-30 до 40 лет, а иногда даже до 50 и более. Для некоторых людей период зрелости продолжается фактически до конца жизни и вопреки паспортному возрасту не сменяется старостью.

Но роль периода зрелости не только в том, что он занимает самый длительный этап в жизни, а также в том, что это наиболее значимый период в жизни человека. Этот период определяет и характеризует жизнь человека в целом. Период зрелости – это пора полного расцвета личности. В этот период человек реализует весь свой потенциал, добивается наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. Все вышесказанное объясняет актуальность данной темы.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования 1 Цели изучения курса •Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психологопедагогических исследований; •Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации; •Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, ...

Объектом исследования является удовлетворенность жизнью женщин в зрелом возрасте.

Предмет исследования — взаимосвязь самоотношения и удовлетворенности жизнью у женщин в период зрелости.

Цель исследования — изучить роль самоотношения в удовлетворенности жизни женщин зрелого возраста.

Гипотеза: мы выдвинули предположение о том, что удовлетворенность жизнью у женщин зрелого возраста взаимосвязана с их самоотношением.

………….

1) Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 386 с.

2) Абулъханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. — М.: Мысль, 1999. – 224 с.

3) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. – 230 с.

4) Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. – с. 7-94.

5) Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. — СПб.: Изд. «Питер», 2000. – с. 91-95.

6) Анцыферова Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. — 1994. — № 3 1994, т. 15, с. 99-105.

7) Аргайл М. Психология счастья. / М. Аргайл. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 271 с.

8) Батаршев А. В. Психология личности и общения. — М.: Владос, 2003. — 248 с.

9) Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. 1999. № 3. С. 140–147.

21 стр., 10488 слов

Современное состояние теории психического развития в отечественной возрастной психологии

Введение психология поисковый поколение Низкая мотивация учебы у современного школьника - проблема общеизвестная. Нежелание учиться, нежелание находить ответы на вопросы жизни - с такими особенностями поведения современных школьников встречаются педагоги. Одним из факторов низкого уровня мотивации, как отмечают психологи, является низкий уровень поисковой активности. Под мотивацией в психологии ...

10) Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. – 324 с.

11) Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 74-81.

12) Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вести. Московского университета. — 1980. — № 2. – С. 6-19.

13) Букалов А.В., Карпенко О.Б., Чикирисова Г.В О статистике отношений в супружеских парах. // Соционика, ментология и психология личности, 1999. № 1, с.3-7.

14) Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти. — М.: Прогресс, 1989. – 263 с.

15) Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. — М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 1999. – 272 с.

16) Греков Б.А. Некоторые закономерности изменения памяти в старческом возрасте //Вопросы психологии. 1968. № 2. — С. 67–79.

17) Грошев И.В. Психология половых различий: Монография. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 683 с.

18) Джидарьян И.А. Представления о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. – 1997. – № 3. – С. 13-25.

19) Дотченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность, конфликты, гармония. – К.: Политиздат, 1989. –163 с.

20) Ефимкина Р.П. Психология развития. Методические указания. — Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004. — 54 с.

21) Захаров А.И. Психологические особенности диагностики и оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье// Вопросы психологии. – 1981. – № 3. – С. 58-68.

22) Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности// Вестник МГУ, серия Психология. – М., 1979. – № 1. – С. 3 – 9.

23) Истомина З.М., Самохвалова В.И., Преображенская Н.И. К характеристике памяти у лиц высокоинтеллектуального труда в пожилом возрасте // Вопросы психологии. 1967. № 3. — С. 55–64.

13 стр., 6407 слов

ДУШЕВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ КАК ВОПРОС О СУЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА

Х. Климм Лечебная педагогика основанная на антропософии   ДУШЕВНЫЕ РАССТРОЙСТВА РАЗВИТИЯ КАК ВОПРОС О СУЩЕСТВЕ ЧЕЛОВЕКА   Тот факт, что раскрытие душевно-духовных способностей человека может быть затруднено, таит в себе всегда что-то загадочное. Но одно дело, когда подобное случается с человеком в ходе его жизни или только в старости. В таком случае мы видели его в здоровые времена и ...

24) Казанская К.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]. – М. Изд. «А-Приор». Москва. 2007. – 160 с.

25) Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. — М.: Издательство: Эксмо, 2007. – 416 с.

26) Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М.: Прогресс, 1984. – 240 с.

27) Косякова О.О. Возрастные кризисы. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс». 2007. – 224 с.

28) Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 960 с.

29) Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

30) Краткий психологический словарь/ Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.

31) Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Составитель Л.В. Куликов. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 645 с.

32) Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. – М.: Уч. пособие. Изд. «Творческий центр «Сфера», 2006. – 464 с.

33) Куликов