Вопрос № 1:
ГРАМОТНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ, которая складывается из максимальной конкретности (ясности) определений; избегания чрезмерных обобщений в суждениях; адресности характеристик.
УМЕСТНОСТЬ — соответствие теме, аудитории и обстановке (отсутствие неоправданных сокращений — хотя и принятых в неофициальной речи; избегание эмоционально заряженных — «увесистых» — слов и выражений; избегание жаргона, академических выражений и специальных технических терминов).
ЭКОНОМИЧНОСТЬ — Отсутствие ясности и силы — обычный результат многословия, наиболее частого и наиболее дорогого порока как устной, так и письменной речи. Его порождают многие причины: неясность мышления, ведущая к повторениям и неожиданным отклонениям; недостаточный словарный запас, вызывающий обращение ко многим словам в тщетных попытках найти одно настоящее; пустословие из-за отсутствия мыслей; склонность к самолюбованию, толкающая на длинные высокопарные речи, и чрезмерная обстоятельность вместо надлежащего отбора материала.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ — «Язык и не может и не должен быть абсолютно самобытным. В действительности он служит средством общения, поскольку представляет условные, то есть общепринятые системы звуков с обязательным для всех значением. Таким образом, оригинальность выражений — только вопрос степени самобытности. Весьма редко возникает новое слово, и найти новое выражение — далеко не обычное явление. Тем не менее, язык у одних ораторов свеж и оригинален, а у других он тусклый, банальный. Что вызывает такое различие? В основном разница в самих идеях».
Вопрос № 2:
Рефлексивное слушание – активное слушание. Помогает собеседникам воспринимать информацию в нужном объеме. Принципы:
- использование уточнения (для полного восприятия речи)
- прием перефразирования (помогает изложить информацию коммуникатора, но другими словами)
- резюмирование
- прием выражения чувств (предполагает восприятие действия или поведения коммуникатора)
Вопрос № 3:
Манипулятор – это личность использующая других людей для достижения своих целей. Виды манипулятором:
1. ДИКТАТОР. Преувеличивает свою силу. Он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидность Диктатора: Настоятельница, Настоятель (Игумен), Начальник, Босс, младшие Боссы.
Приведите пример проявления функций аттитюда: приспособительной, ...
... критику против оппозиционеров. 4) Пример проявления функции выражения в отношениях коммуникатора и аудитории. Убийца шести человек в аптечной ... нет» один из известных оппозиционных рок-музыкантов задал вопрос: «Можно, да? Просто, мне был позавчера звонок, и ... и журналистика. - М., 1989. 13. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства // Психология национальной нетерпимости. Минск, ...
2. ТРЯПКА (слабак) — обычно жертва Диктатора, полярная противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с Диктатором. Он преувеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидность Тряпки: Мнительный, Глупый, «Хамелеон», Конформист, Стеснительный, Уступающий.
3. ВЫЧИСЛИТЕЛЬ преувеличивает свой контроль. Он обманывает, увиливает, лжет, старается перехитрить и проверить других людей. Вариации Вычислителя: Делец, Аферист, Игрок, Создатель рекламы, Шантажист, рассчитывающий все наперед.
4. ПРИЛИПАЛА. Является полярной противоположностью Вычислителя. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предметом забот. Он позволяет другим делать за него работу. Разновидности: Паразит, Нытик, Вечный ребенок, Ипохондрик, Иждивенец, Беспомощный.
5. ХУЛИГАН. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Он — Оскорбитель, Ненавистник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация — Сварливая баба («пила»).
6. СЛАВНЫЙ ПАРЕНЬ. Преувеличивает свою заботливость, любовь, он убивает своей добротой. В некотором смысле столкновение с ним более трудно, чем с хулиганом. Славный парень почти всегда выигрывает. Разновидности: Угодливый, Добродетельный моралист, Человек организации.
7. СУДЬЯ. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, преисполнен обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности:
Всезнающий, Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик. Мститель, заставляющий признать вину.
8. ЗАЩИТНИК. Противоположность судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и расти самостоятельно. Вместо того чтобы заняться своими делами, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника:
Актуализатор — это многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями. Актуализированная личность может быть представлена как комбинация взаимодополняющих потенциалов, обычно развивающихся из прежних манипулятивных потенциалов. Например, из Диктатора развивается Руководитель.
Вопрос № 4:
Шестая стадия — согласованное взаимодействие. Взаимное приспособление людей устраняет последние препятствия на пути эффективного взаимодействия — ими созданы. Психологические условия, позволяющие теперь ставить конкретные цели, и все это расценивается ими как результат обоюдных усилий, как общее достояние. Чтобы правильно распорядиться им необходимо распределить роли и согласовать правила взаимодействия. Теперь инициатор контакта не маскирует различие между собой и собеседником, как это было на предыдущих этапах общения, а, наоборот, подчеркивает эти различия, обосновывая, почему он берет на себя роль лидера, а собеседник (пациент, клиент) должен признать свою подчиненную роль. Следует отметить, что теперь у собеседника не возникает стремления отстоять свою независимость — он знает, что ему нечего бояться специалиста».
База вопросов для оценки базового уровня
... организмы 3.2.3 База вопросов для оценки продвинутого уровня № п/п Формулировка вопроса Варианты ответов Раздел 3 Феномен ... философскую традицию, в которой берет начало идея активности субъекта познания. A) позитивизм B) русская религиозная философия ... от движения E) доказательство от степени совершенства Основным этапом развития средневековой философии является…: A) схоластика B) ...
Вопрос № 5:
Существуют различные методологические подходы к проведению интервью. Считается, что по длительности первое интервью должно быть около 50 мин. Последующие интервью с тем же клиентом (пациентом) несколько короче. Можно предложить следующую модель (структуру) клинического интервью:
I этап. Установление «доверительной дистанции». Ситуативная поддержка, предоставление гарантий конфиденциальности; определение доминирующих мотивов проведения интервью.
II этап. Выявление жалоб (пассивное и активное интервью), оценка внутренней картины — концепции болезни; структурирование проблемы.
III этап. Оценка желаемого результата интервью и терапии; определение субъективной модели здоровья пациента и предпочтительного психического статуса.
IV этап. Оценка антиципационных способностей пациента; обсуждение вероятных вариантов исхода заболевания (при его обнаружении) и терапии; антиципационный тренинг.
Вопрос № 6:
6. Требования к разговору врача:
1) уважительное отношение к личности больного
А) помнить, что все люди разные, значит они по-разному воспринимают собеседника (имеет значение тембр голоса, темп, громкость)
Б) обращение на «ВЫ»
В) профессиональный жаргон (врач должен использовать доступные и понятные пациенту слова)
Г) чувство юмора
2) опора на фактическую сторону дела: уметь удерживать ход разговора и обращать внимание только на значимые моменты
3) способность высказывать свое мнение, отстаивать его, не попирая достоинством другого человека
4) доходчивость в разговоре и понимание. Доходчивость является основой «комплианса».
Для комплианса характерно совпадение мнений или точек зрения, интересов (совпадение требований врача и желаемых результатов от лечения больного).
Вопрос №7:
Сочувствие (симпатия) — состояние, при котором чувства и эмоции одного человека вызывают похожие чувства в другом человеке. При этом создается ощущение общего чувства.
Сопереживание — уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другого субъекта или группы социальной; при этом в индивидуальном сознании субъекта отражается отношение другого человека (группы социальной) к происходящим с ним (с нею) событиям.
Вопрос № 8:
Присоединение произошло, если:
Как готовиться к интервью?
... героя, а не он вас. Помните, что у любого интервью должна быть тема. И вопросы этой теме должны соответствовать. Возможно также не встречаться лично, а, ... заранее. Выстраиваются в определенном, логическом порядке. Возможно, во время интервью порядок нарушится, появятся новые вопросы, отпадут уже заготовленные. Здесь главное — держать нить беседы: вы должны вести ...
1. Вы меняете позу, и ваш партнер, невольно подстраиваясь к вам, занимает такую же.
2. Ваш партнер начинает имитировать ваши жесты и речь. Если вы убедились в том, что два этих параметра сработали, то можете сделать вывод, что вы интересны, к вам испытывают внутреннюю симпатию и вы имеете шанс на успех.
Свое оптимальное положение вы можете усилить с помощью такого приема как ведение».
Ведение (там же)
Ведение — это описание той реакции, которую вы хотите вызвать у вашего партнера с переключением вектора внимания в его внутреннюю реальность. Иными словами, ведение представляет собой такой способ
взаимодействия, когда ваш оппонент, не осознавая того, склонен принимать вашу сторону без какой-либо критики или сопротивления.
Разрыв стереотипов.
…Люди устроены так, они стремятся к определенности. Стереотип помогает создать эту определенность. Это естественный процесс и естественный механизм, потому что ситуация неопределенности вызывает состояние тревожности, осознанной или скрытой.
Когда мы разрываем стереотип, мы разрушаем прогнозируемую определенность и тем самым снимаем с человека его привычную психологическую защиту. Таким образом мы приводим его в состояние кратковременного транса …
Вопрос № 9:
По типу поведения в конфликте возможно выделить три принципиально различных подхода: 1) изменить ситуацию, 2) изменить отношение к ситуации; 3) измениться самому. Эти три типа взаимодействий осуществляются в рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими учёными У.Томас и Х Килмен (см. рис. 6).
Избегание конфликта (уход, изменить отношение к ситуации) состоит в том, что человек оттягивает момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия или на некоторое время отложить принятие решения, и действительно, при определённых условиях ситуация сама собой затихает.
Приспособление (соглашательский стиль поведения, измениться самому) . Если при уклонении человек не входит в конфликтную ситуацию, то используя приспособление, он сам изменяется под воздействием другого человека и пытается поддержать добрые отношения любой ценой. Эта тактика может быть разумной, если конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе, но в серьезном конфликте соглашательский стиль приводит к тому, что главные спорные вопросы остаются не затронутыми.
Конфронтация (доминирование, изменить ситуацию) — стремление подчинить себе, настоять на своем. Установка на достижение цели любыми средствами. Предпочтение данной тактики нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения. Человек, использующий эту стратегию активен и ведёт открытую борьбу.
Совладание с трудными жизненными ситуациями
... 2 А. Я буду прикладывать активные усилия, чтобы изменить ситуацию, проявляя неприязнь и гнев к тому, что создало проблему ... 1. Стратегия противостоящего совладания состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что ... поиска социальной поддержки). Д. Признаю свое поражение в этой ситуации и постараюсь впредь не допускать таких ошибок (выявляет ...
— он редко приносит долгосрочные результаты — проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки её воле, или даже саботировать его;
— после длительной конфронтации остаётся осадок горечи (необходима техника релаксации);
— необходимо умение жить в ситуации неудачи.
Компромисс (изменить ситуацию и измениться самому) — достижение соглашения взаимными уступками. Однако такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина и что в процессе её раздела нужды всех участников не могут быть полностью удовлетворены.
Сотрудничество (изменить отношение к ситуации и изменить ситуацию) — стратегия “выиграть-выиграть”. Наличие победителя не означает автоматически наличия побежденного. Соглашение достигается в опорной ситуации, когда принято высококачественное решение, не встречающее возражений.
Вопрос № 10:
1. Закон встраивания (внедрения)
Аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не вбивать (ломая ее), излагать их параллельно.
2. Закон общности языка мышления
Если хочешь, чтобы тебя слышали, говори на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.
3. Закон минимализации аргументов
Помни об ограниченности человеческого восприятия (семь плюс — минус два аргумента), поэтому ограничивай число аргументов. Лучше, если их будет не более трех-четырех.
4. Закон объективности и доказательности
Используй в качестве аргументов только то, что принимает твой оппонент. Не путай факты и мнения.
5. Закон диалектичности (единства противоположностей)
Говори не только о плюсах своих доказательств или предположений, но и о минусах. Этим ты придашь своим аргументам больший вес, так как двусторонний обзор (плюсы и минусы) лишает их легковесности и обезоруживает оппонента.
6. Закон демонстрации равенства и уважения
Подавай аргументы, демонстрируя уважение к оппоненту и его позиции. Помни, что «друга» убедить легче, чем «врага».
7. Закон авторитета
Ссылки на авторитет, известный твоему оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие твоих аргументов. Ищи авторитетное подкрепление им.
8. Закон рефрейминга
Не отвергай доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивай их силу и значимость. Усиливай значимость потерь в случае принятия его позиции или уменьшай значимость выгод, ожидаемых партнером.
Анализ деловых конфликтов в организации и их влияние на процесс принятия решений
... значимость для оппонентов. Во-вторых, сформируется негативное психологическое отношение оппонентов ... и практической значимостью при решении вполне конкретных ... а также незнание законов его протекания. Безусловно, ... друг к другу, что представляет большую опасность для работоспособности организации. Именно поэтому попытка иных руководителей не замечать или заглушать конфликт, не пытаясь изменить ...
9. Закон постепенности
Не стремись быстро переубедить оппонента, лучше идти постепенными, но последовательными шагами.
10. Закон обратной связи
Подавай обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния. Принимай на себя персональную ответственность за недоразумения и непонимание.
11. Закон этичности
В процессе аргументации не допускай неэтичного поведение: (агрессия, обман, высокомерие, манипуляция и т.п.).
Не задевай «больные места» оппонента.