Приведите пример проявления функций аттитюда: приспособительной, знания, защиты и выражения, в отношениях коммуникатора и аудитории

Содержание

1) Приведите пример проявления функций аттитюда: приспособительной, знания, защиты и выражения, в отношениях коммуникатора и аудитории 2

2) Объясните с точки зрения теории и практики психологической защиты отказ некоторой части аудитории от потребления социально значимой информации СМИ 4

3) Объясните с точки зрения теории и практики цели речевого общения смысл материалов, раскрывающих еще неизвестные аудитории стороны жизни и деятельности героев этих материалов 5

4) Объясните с точки зрения теории и практики социально-психологических механизмов общения смысл пресс-конференций 6

5) Выделите в тексте (или разных текстах) слова-индикаторы, штампы, слова-маскировки (тексты подберите самостоятельно и приложите к работе) 7

6) Объясните с точки зрения теории и практики конформного поведения различия между подчинением, симпатией и доверием реципиента к коммуникатору, раскройте причины и последствия каждого из этих видов отношений 9

7) ПРиведите пример современного российского стереотипа или предрассудка. Объясните его функции 10

8) Приведите пример современного российского мифа и объясните его структуру 12

Литература 15

1) Приведите пример проявления функций аттитюда: приспособительной, знания, защиты и выражения, в отношениях коммуникатора и аудитории

1) Пример проявления приспособительной функции в отношениях коммуникатора и аудитории. Российский государственный чиновник нечестно излагает ситуацию в зарубежных СМИ, связанную со скандалом и судебным процессом на Pussy Riot. Эта негативная информация о политике проникла в отечественные СМИ, и она очень значительна, но у части населения РФ уверенность в положительном образе политика сильна, поэтому они легко игнорирует компрометирующую информацию, находят аргументы против нее (может быть, политик просто неудачно выразился, может быть, что-либо мешало ему сформулировать аргументы как надо и т.п.).

У другой части населения нет достаточной уверенности в том, что политик действительно «очень хорош», и им легче сменить аттитюд, подогнав его к вновь полученной информации. Они сделают это для того, чтобы в будущем, если опять поступит негативная информация, не оказаться в ситуации еще большего диссонанса.

13 стр., 6100 слов

Психосоматика заболеваний на примере плохого зрения

... кого-то – не есть единственная причина плохого зрения, и я лишь для примера её ввернул. С равным «успехом» зрение может испортиться от столь же сильного желания ... и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, трудоголизм, — черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, ...

2) Проявление функции знания в отношениях коммуникатора и аудитории может быть продемонстрировано на примере эксперимента Д.Фрея и М.Роша. На основе письменного описания компетентности менеджера испытуемые должны были оценить его способности и решить, продлить ли фирме с ним контракт или нет. Суждение нужно было сформулировать в двух различных ситуациях: в первой – условия были «обратимые» (т.е. решение после получения дополнительной информации можно было изменить), во второй ситуации условия были «необратимые» (т.е. ничего в решении изменять было нельзя).

После выражения испытуемыми мнений о «кандидатах» им дали дополнительную информацию о них, включающую пять позитивных и пять негативных суждений. Например, два из них: 1) Х очень хорошо выполняет работу – контракт надо продлить; 2) есть, кто работает лучше – контракт не продлевать. Теперь участники первой и второй ситуаций должны были выбрать из десяти новых суждений столько и таких, какие они захотят. Испытуемые первой группы («обратимая» ситуация) выбрали из десяти суждений больше позитивных, чем негативных, хотя различие между количеством выборов было невелико. Во второй группе («необратимая» ситуация) было также выбрано значительно больше позитивных суждений, причем различие количества выбранных позитивных и негативных суждений было очень большим. Был сделан вывод о том, что аттитюд во втором случае «играл» сильнее, сильнее же был и активный поиск информации, направленный аттитюдом (иными словами – была сильнее выражена «селективная представленность» информации).

3) Проявление функции защиты в отношениях коммуникатора и аудитории может быть продемонстрировано на примере известной встречи деятелей искусства – представителей благотворительного фонда «Подари жизнь» с крупным государственным чиновником, позиционирующим себя как оплот демократии в стране и в мире. В ответ на фразу госчиновника: «Пожалуйста, мы можем поговорить на любую тему, связанную с нашей сегодняшней темой, а можно и нет» один из известных оппозиционных рок-музыкантов задал вопрос: «Можно, да? Просто, мне был позавчера звонок, и меня Ваш помощник попросил не задавать Вам острых вопросов — политических и так далее…». На что политик ответил: «А как Вас зовут? Мой помощник не мог Вам позвонить по этому поводу». Мы видим, что защитная функция аттитюда позволяет политику противостоять негативной информации о себе самом, поддерживать высокую самооценку, защищаться от критики и обернуть эту критику против оппозиционеров.

4) Пример проявления функции выражения в отношениях коммуникатора и аудитории. Убийца шести человек в аптечной сети «Ригла» до совершения преступлений участвовал в нескольких акциях в поддержку прав животных, что позволило ему сформировать представление о себе как о высокогуманном и альтруистичном человеке и делать о себе соответствующие заявления в СМИ и социальных сетях.

2) Объясните с точки зрения теории и практики психологической защиты отказ некоторой части аудитории от потребления социально значимой информации СМИ

СМИ осознанно и неосознанно используют социально значимую информацию в своих интересах, паразитируя на человеческом интересе к всевозможным сенсациям, сценам насилия (криминальные хроники) и т.д. Потребление подобной информации зачастую ведет к тому, что если даже она первоначально и отбрасывается сознательно в результате несовместимости с моральными принципами личности и общества, то в подсознании оставляет неизгладимый след, включает эмоции раздражения и усталости и при определенном стечении обстоятельств может послужить мотивом к асоциальному действию.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... учеников. Кроме того, они осуществляют позитивное подкрепление и оказывают помощь ученикам ... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, ... личности. Они обеспечивают накопление плодотворной информации о себе и учащихся, позволяющей ... свойств. В.А.Крутецкий, синтезируя разные точки зрения на содержание педагогических способностей, ...

При этом производимая СМИ информация становится «негативной» не всегда в результате их сознательной деятельности. Зачастую информация о культурных и политических ценностях определенной общности, которые, с точки зрения представителей последней, должны быть полезны для всего человечества, оказывается негативной для другой общности, т.к. идет вразрез исторически сложившемуся национальному самосознанию и грубо вторгается в тонкий и незащищенный механизм подсознания ее членов. Сторонники свободы слова апеллируют к тому, что при существующем порядке вещей в информационной сфере якобы существует свобода выбора: потребитель может получать ту информацию, какую он хочет получить, и отказаться от потребления нежелательной. Однако полностью оградиться от ненужной информации можно только при полной изоляции от средств массовой коммуникации и информации.

С точки зрения теории и практики психологической защиты отказ некоторой части аудитории от потребления социально значимой информации СМИ можно рассматривать как действие психологического защитного механизма отрица

…….

Литература

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990.

2. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1999.

3. Кон И. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

4. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

5. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1999.

6. Лисова С.Ю. Манипуляция в политической рекламе / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 164 с.

7. Майерс Д. Социальная психология. Питер, 2003.

8. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.

9. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М., 2003.

10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

11. Психология массовой коммуникации: коммуникатор, аудитория, сообщение, каналы, эффекты и эффективность: хрестоматия / составитель В.П. Васильева; под ред. канд. филол. наук К.В. Киуру. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. – 265 с.

12. Рощин С.К. Психология и журналистика. — М., 1989.

13. Сорокин П. Национальный вопрос как проблема социального равенства // Психология национальной нетерпимости. Минск, 1998.

14. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1998.

15. Шихирев П. Современная социальная психология. М., 1999.