Анализ и критика текста

Анализ и критика текста (25.02)

Разбор грамматических категорий в поэзии

Роль фонетики, грамматики и прочего для композиции стихотворения.

Поэт мыслит образами — но это не так. Стихотворение Пушкина «я вас любил…». Много грамматиче­ских фигур — именно грамматическое построение создает стихотворный эффект. Противопоставление глаголов прошедшего времени глаголам настоящего.

Якобсон: грамматичека в своей роли напоминает геометрию — соотношение. Словарь — материя языка, грамматчиеские отношения — реляционные, определяются относительно друг друга.

Лотман: грамматические категории в языке начинают быть не только отношениями, но и приобретать самостоятельный смысл.

Местоимения — особенно пластическая часть в лирическом стихе. В поэзии личное оказывается более сложным и разомкнутым, чем в пошлые времена (личное и есть политическое).

Стихотворение Ахматовой (столько просьб..).

Начало как философско-психологической афоризм, затем переключение на личное.

Миниатюра Ксении Некрасовой (нет, зеркало не льстец..).

Начало описание ситуации в нынешнем состоянии, снова переключение на личное.

Нужно следить в стихотворении за таким родом переключения, они и создают эмоциональный эффект, имеющий четкую природу. Если мы улавливаем эти закномерности, мы лучше пониманием, о чем говорит поэт.

«не бил барабан перед смутным полком..» стихотворение Чарльза вулфа, перевод. Похороны Джона Мура, командующий полка в Испании в войне с Наполеоном. англичане победили, но умер командующий Джон Мур. Стихотворение прославил Байрон. На русский переводит Иван Козлов, автор стихотворения «вечерний звон». В переводе изменен размер оригинала.

В переводе рассказчик начинает обращаться к мертвецу. Стихотворение Вулфа — чистая баллада. Стихотворение Козлова более сложное — комбинация из рассказа о прошлом и обращения к покойному которое происходит сейчас и которое утверждает сильную эмоциональную связь говорящего и его круга и покойного. Важно время глаголов.

Как членятся строфы внутри себя на предложения.

Отступы разного размера — более короткие стопы должны иметь больший отступ от левого края.

Лермонтов «дума».

Все это вместе — композиция стихотворения,то, как в нем чередуются разные куски. Идея композиции возникла из риторики. На какие части делится текст и как они сочетаются между собой.

6 стр., 2968 слов

Методика заучивания с детьми дошкольного возраста стихотворений

... с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Вопрос ... обращать внимание детей на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты (в стихотворении Е. Серовой "Одуванчик" - образные эпитеты: одуванчик белоголовый, ветер душистый, цветок ...

Композиция стихотворения складывается из изменения фонетического строя, изменения ударных гласных, размера, грамматики (измененное времени глагола), местоименная структура. Все это и формирует композицию стихотворения. Принцип изоморфизма уровней — при переходе к следующей части изменяются какие то аспекты.

Композиционные приемы восходят к фольклору. Обычай поэтического состязания. Мейхана — состязания певцов (давай до свидания).

Архаический тип стихотворной композиции. Еще один тип — песня с припевом. Есть элементы изменяющиеся, если элементы неизменные. Импровизированный диалог в стихах. Амебейная композиция — стихотворение, построенное как диалог чаще всего (но не менее) двух голосов. Бродский «диалог» — диалог между посвященные и профаном.

Лирическое кольцо. Блок «о доблестях, о подвигах, о славе..» — сначало лицо стояло на столе, в конце герой убирает лицо со стола. Начало рифмуется с концом, но конец переосмысливает сказанное в начале, переворачивает его.

Композиция с повторяющейся строкой. Стихотворение Георгия Иванова «настанут холода, осыпятся листы..». Время сквозит в том, что постоянно меняется, время несет с собой перемены.

Все стихотворение может строиться как развернутая загадка. Например, пир Петра Первого Пушкина. Загадка и затем отгадка по экспозиции. Риторические вопросы.

Организация метафорического текста.

Поля смысла, которые никак не заполныется и не должны быть объяснены — Паунд, Стивенс.

Сдвиг мышления, мультиверсум. Композиция стихотворения определяется метафорическим построением — диафора (метафора без как, где операция сравнения выпущена).

Метафорическая структура стихотворения определяет его композицию — 13 способов увидеть дрозда Стивенсона.

Успенский — точка зрения. Рассмотрение реальности, характерной для героя стихотворения.

Точка зрения выявляется через два аспекта:

1) пассивные или активные обороты (кто стоит в центре)

2)с чьей точки зрения герой назван и охарактеризован.

Композицию можно описывать как

— структуру стихотворения которая обсусловлена изменениями фонетическими и грамматическими

— … Сменой точек зрения

— .. Сменой метафорического и неметафорического писма

Заумь. Крученых. Выразительность не связанная с риторикой, а с фонетикой. Заумь Хармса.

Сдыгр аппр устр устр

Я несу чужую руку

Сдыгр аппр устр устр

Где профессор Тартарелин?

Где приемные часы?

Если эти побрякушки­

С двумя гирями до полу

Эти часики старушки

Пролетели параболу

Сдыгр аппр устр устр

Ход часов нарушен мною

Им в замену карабистр

На подставке сдыгр аппр

С бесконечную рукою

Приспособленной как стрелы

От минуты до другою

В путь несется погорелый

А под белым циферблатом

Блин мотает устр устр

И закутанный халатом

Восседает Карабистр

5 стр., 2381 слов

Реферат — Наблюдение над сюжетом и композицией короткого ...

... (клубится, пламенеет, солнце, влажный, пылью, землю, преломляя). Отчетливое восприятие на слух в стихотворении немалого числа согласных [л] придаёт ему оттенок лёгкости, плавности. Но, ... неоднородность восприятия, отсутствие спокойствия, словно чувствуется бурление, шум жизни. И в конце стихотворение преобладание согласных [р] (рвешься, незримо-роковая, упорный, свергает в брызгах) – похоже на ...

Он премные секунды

Смотрит в двигатель размерен

Чтобы время не гуляло

Где профессор Тартарелин?

В стихотворении любом значимым теоретически может оказаться всё, но нудно иметь опыт интерпретации чтобы видеть на что нужно обращать внимание.

2

Анализ текста (04.03)

Как анализировать прозаический текст и стихотворный текст и историей.

Нарратив — некоторе расказывание, повествование. Диалектика прозы и стихов. В истории культуры художественная проза возникает позже поэзии, поэзия изначально язык ритуала, стихи которыми рассказывают эпосы. Поэзия четко оказывает от обыденного языка.

Художественная проза возникает тогда когда возникает представление что есть определнный литературный язык, отличающийся от языка разговора.

Проза нам кажетсЯ легче чем стихи, поэтому возникают следующие вопросы:

— может поэзия является просто бесполезным украшением?

— может героя прозы модно анализировать как обычного человека в нашем мире?

Прием остранения в Войне и мире. Введение неузнаваемого героя — как денди (денди обязательно присваивает себе право неузнавания).

Повествоваль прозрачен, мы ничего про него не знаем, но иногда он становится заметен — тот, кто отличается от нас. в какой то момент такой рассказчик уплотняется до проповедника в прозе Толстого. Литругия в «воскресении».

Рассказчик вдруг Вносит свою оценку и свою идеологию — может цитировать и чужую точку мнения, которая с его не совпадает. В любом произведении представлено много точек зрения. Могут быть те, с которыми говорящий согласен или не согласен, может знать меньше нас или меньше автора. Захри сначала простодушен, но потом высказывает важную истину — автор использует персонажа.

Все это может быть сведено к фокализации, либо к понятию точка зрения. Точка зрения как нечто конструируемое. Точка зрения возникает в истории культуры два раза, в двух случаях когда человек обнаруживал что его положение в мире не такое как ему кажется:

1) после завоеваний Александра Македонского. Место, где встречались много культур и кончается греческий полис, где друг друга все знали. Появление романа Апулея «золотой осел». Аллегориче­ски описал древнеримские мистерии. Это повлияло на возникновение рассказов от лица животных и рассказов о совершенствовании нечеловеческих существ для того,чтобы стать человеком. Необычная точка зрения, которая отличается от точки зрения как писателя, так читателя, и принципиально важно, что рассказывается от первого лица.

2) эпоха возрождения. Великие географические открытия, открытие Коперника (человек лишается надежной опоры под ногами).

Человек сам для себя превратился в проект (мысль И.Федорова) — есть знание, которое отличается от здравого смысла. Снова идея точки зрения — роман «Дон Кихот». Представлены две специфические точки зрения — точка зрения Дон Кихота (рыцарский роман) и точка зрения Санчо Панса (здравый смысл — недостаточная точка зрения, как мы видим).

Рассказчик то появляется, то исчезает в «Братьях Карамазовых» Достоевского — повествователь оказывается жителем этого города — необратимость устной речи, как будто человек говорит и внезапно проговаривается.

13 стр., 6079 слов

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения

... - это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения - 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции ... особенности формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением зрения. Задачи: 1.Изучить особенности нарушений зрения, их причины и классификацию 2.Охарактеризовать понятие коммуникативных навыков и ...

«Герой нашего времени» — разные куски рассказы с разных точек зрения, это очень распростра­ненный прием. очень развит в 19м веке — «женщина в белом» Коллинз.

Важная особенность прозаических текстов — существуют элементы прроизведения, которые в нем как бы мерцают, в других произведениях те же элементы могут присутствовать на уровне структуры. Уровни выделять сложнее, чем в поэтическом тексте.

Есть уровень рассказанной в тексте истории, который имеет свои черты:

1) различие сюжета и фабулы. Фабула — логическая или хронологическая последовательность изображаемых событий, сюжет — тот порядок, в котором они перед нами предстают. Сколько может быть фабул и сюжетов? Фабула одна, а сюжетов много — когда мы выходим за пределы худ. произведения. Но в самом произведении может быть несколько фабул и один сюжет — «Анна Каренина» (2 фабулы — Анна и Левин, соединяются в один сюжет).

Сюжет — то как мы узнаем эту историю. Внутри сюжета есть отдельные важные элементы. Эти элементы сюжета были выделены еще древними, начиная с «поэтики» Аристотеля и позже много раз осмыслялись Стали обозначени­ями не только литературного произведения, но и событий человеческой жизни. Мы уподоляблем человеческую жизнь роману — упоминаем перипетии (поворотный путь трагического действия, «точка невозврата»).

Еще пример термина — интрига (противоборство двух амбиций, одной группы персонажа против других, переплетены друг с другом).

Различие между сюжетом и фабулой видно очень сильно в «герое нашего времени». На самом деле различие есть всегда, но видно иногда более заметно, иногда менее. Воспоминание детства может рассказываться как элемент сюжета посредине текста, но фабульно оно первое.

Момент в Дон Кихоте — разбор библиотеки, деление на плохие и хорошие произведения. Становится самодовлебщим процессом — постоянный разговор о литературе применительно к жизни пронизывает затем весь сюжет романа. система отсылок к другим произведениям, система интертекстов.

Мысль Эко и Барт — в романе постоянно борются структура и ее нарушение. В поэзии есть модель метра и ритма — метр это четкая структура, ритм — система ее нарушения. В пррозе это менее заметно, потому что нет таких четких структур.

Семья Левина счастлива «не как все» — хотя первая фраза Карениной говорит обратное. Внутри прозаического произведения принцпиальное смысловое несовпадение, чтобы была неоднознач­ность. «энергия заблуждения» Шкловского.

Усилия читателя по восстановлению текста и фабулы, компетентный читатель.

Проза как более коммуникативного средство, чем поэзия, больше вступает в диалог с читателем (по крайней мере, до 20го века).

Текст есть отсылка к другим текстам, не повторение самого себя и репрезентация. Задача — увидеть как эта репрезентация построена.

А вот 2

Анализ и критика текста (21.01)

Руссо выделил границу между устной и письменной речью как принципиально важную. До него ученые выделяли переход от иероглифического письма к алфавиту как падете монопольной власти жрецов. Возможность создать общезначимый язык — но Руссо говорит, что это инструмент господства именно в своей всеобщности. Иногда письменный язык более свободен, чем устный (постструктуралисты).

9 стр., 4200 слов

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов ...

... Словарь:художественность, содержание литературного произведения, форма художественная, тема, тематика, проблема, проблематика   Текст для аудиторной работы:В. Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок) Литература 1. Введение в ... (схему сделайте в тетради): сюжетность эпос описательность психологизм проза лирика стих разноречие монологизм драма большой объем малый объем средний объем 2. Изучите ...

Устная речь может оказывать давление на письменную и последняя начинает строиться по образцу устной, а бывает и наоборот.

Из чего состоит текст?

Текст как динамическая система.

Кгда мы говорим про текст, мы отвлекамся от всех материальных носителей (точка зрения Лотмана).

Текст как реализация только букв и слов вне зависимости от своего носителя и места расположения.

Но мя будем считать что носитель и отвлеченный текст являются взаимодополниьельные и равно необходимые.

Текст состоит из … (рассмотрим только точку зрения Лотмана).

И пометки на полях,и заголовок — все это может быть рассмотрено как элементы текста.

Наука текстология. Скорее вспомогательная историческая дисциплина. Возникала как наука о публикации старых текстов.

Текст — динамическая структура вклбченная во временные потоки. Текст стоит из много помимо слов: пропусков, членения на главы, и иногда даже из собственной истории (редакций).

Текст дан нам через чтение. Линейное чтение — в начале текста задаются законы, по которым мы будем его читать.

В тексте всегда соединяется несколько языков, он всегда фигуративен. По мнению Руссо, метафоричная речь появилась раньше, чем обычная. Важно, что употребление слов и языка все время соединяет в себе несколько значений, поэтому это требует от нас постоянного выборах влекущего за собой новый смысл каждый раз. Употребление речи всегда несет в себе элемент иносказательности. В любом тексте есть употребление слов в непрямом значении.

Как только люди выходят на уровень письменной культуры, текст приписывается определенному автору. Классификация текстов есть операция ценностная. Когда мы отбираем текст не с научной, а с социальной точки зрения, мы совершаем ценностную операцию.

Роже Шартье. Категоризация текстов как списов или книг — разная, так как требует разного отношения к текстам.

Художественные тексты.

1) является коммуникацией без коммуникации (обращен к кому-то, но неизвестно, к кому).

2)

Осознание художественного качества текста — взятие его в «рамку», отрыв от прочих его связей и контекстов (прочтение переписки как эпистолярного романа).

Просто Маркер — разбиение текста на строки, подзаголовок и так далее. Социальные маркеры простого порядка — показывают, как надо воспринимать текст.

Более сложные маркеры — утройство текста вызывает ассоциации с другим текстом, которые очевидно пониимается как художественный.

Анализ и критика текста (28.01)

Перечитать «герой нашего времени» и «облачный атлас» (желательно с примечаниями) — к февралю.

Включение в стихов реалий (реальных имен и номеров) — центробежная тенденция

Как сочетается она с центростремительной?

Лидия Гинсбург — Поэтическое слово синетитично, а не аналитично, как в прозе, и собирает в себе разные смыслы. Но наряду всегда есть другая тенденция — слово «выламывается» из синтетичности, стихотворение начинает работать как шифр стихотворения с номером и именем — для тех, кто знает эту реалию,Шифр открывается; для других такое упоминание остается зашифрованным, недоступный опыт автора.

12 стр., 5503 слов

Обучение школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии

... школьников. Учитывая специфику современной образовательной парадигмы, обучение школьников работе с учебными текстами целесообразно вести, ориентируясь на конкретные программно-методические материалы для средней ... школы. Центральным элементом таких комплексов необходимо сделать разнообразные учебные тексты, в основе которых лежит унифицированная структурно-логическая схема изучения явлений ...

«в поисках утраченного времени» — окунает в чай печенье, герой вспоминает все свое детство. Имена собственные часто работают как пример с вытаскиванием опыта из одного слова.

Стихотворная ритмика.

Кирил Тарановский — югославский филолог. Затем и Михаил Гаспаров — описал важную вещь: размер стихотворения является важнейей формой культурной памяти, потому что отсылает не только к контексту творчества автора, но и к стихотвориям написанных тем же размером на том же языке.

Пятистопный хорей. Традиций задал Лермонтов — «..и звезда с заездил говорит». Продолжил Тютчев. Такой размер подходит к стихам про дорогу и время. Бунин и Гумилев — предчувствие смерти.

Гаспаров — трехстопный ямб с дактилическими окончаниями. Лермонтов «молитва» — религиозные переживания. Но также размер и для кафешантанных песенок. Лев Камбэк «его превосходительство любил домашних птиц и брал под покровительство хорошеньких девиц».

Сочетание возвышаемых и легкомысленных смыслов. История этих сочетаний позволяет выявить культурную память — семантический ореол метра (смыслы, «витающие» вокруг этого размера).

Изобразительные возможности размера. Более длинные строки воспринимаются как задумчивые.

Психологические воздейтсвие размера и память о ситуациях употребления размера — вечное сочетание. Чем менее употребительны размеры — тем больше память. Четырехстопный ямб воспринается как русские стихи вообще.

Лотман — важный принцип. В стихах любой элемент может стать значимым, например, размер.

Многие стихи сочинябтся так, чтобы легче воспринимать на слух, и чтобы фрагменты друг от друга отличались. Сейчас исходят уже из существующей традиции — строки любого размера, но тем не менее, они друг от друга отделяются хотя бы голосом.

Раньше — четкие знаки для отделения строк. Наибольшее значения имели концы и начала строк, которое отбивали внутреннее время стиха. Например, окончание стиха на безударный слог.

Клаузула — окончание стиха. Может иметь 4 варианта

1) мужское окончание на ударный слог.

2) женское на безударный слог

3) окончание даклитическое -после ударного слога идут два безударных.

4) гипер-дактилическое окончание (употребляется только в особенных случаях) — после ударного идет три или больше безударных гласных.

Анакруза — количество безударных слогов в начале стиха. Употребляется тогда, когда это количество является переменным (сначала одно количество, затем другое).

Есть всегда, может быть нулевой.

Цезура — пауза в середине стиха.

Перенос — Про него говорится, когда мы его слышим на слух. Два поэта которые применяли резкие переносы — Цветаева и Бродский. Имитиация разговорной интонации. Нужно сшивать все слова вновь, а рвет их время, сшивает — поэтическая воля.

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...

... этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов и отдельных звуков, соединение звуков и слогов в слове.Необходимы упражнения в сопоставлении звуков, в ... предложений;- предложения состоят из слов;- в предложении может быть одно и больше слов;- слово можно разделить на слоги;- один из слогов в слове является ударным;- слово можно разделить на звуки; ...

Все эти понятия позволяют лучше почувствовать внутренний ритм стиха.

Почему одни и те же размеры звучат по-разному?

Пропуски ударений — разработал Андрей Белый (Борис Бугаев).

Разница между ритмом и метром. Белый стал говорить про богатство ритмов у каждого поэта. Виктор Жермудский подверг это критике — «введение в метрику». Схемы Белого позволяют учесть пропуски ударений, но не позволяет учесть дополнительные ударения. В стихотворении есть более и менее сильные ударные — на разные слоги стиха ударение паадет с разной силой.

Количетсво ритмов в русском стихе еще более многообразно.

Система силлабо-тонического стихосложения. Силлабо — соизмеримое количетсво слогов. Тоническая — связанная с ударениями.

Тоническая система. Акцетный стих. Определенное количетсво ударений, а слогов сколько угодно, или чередование слогов с количество ударений (как у Маяковского).

После Андрея Белого — «распиливание» стихов, что взял у него Маяковский — «лесенка».

Нужно отделять стихи от способа записи.

В этих двух способах необязательно, чтобы строчки были связаны рифмой. Смежные Фомы между силлабогтонической и тонической системой — все придуманы в 20м веке.

Дольник — определенное количество слогов в стихп, но количество слогов между ударениями допускается от одного до двух. Если Колебания слогов становятся больше (доходят до 3-4) — тактовик. употребляли конструктивисты.

Акцептный стих — между ударениями может быть сколько угодно слогов.

Верлибр (свободный стих) — может быть что угодно (?).

Может быть все окончания женские. В верлибре модно найти способы регуляции, но по сравнению по всеми другими стихами он восинимается как совершенно свободный. Многие вещи воспринимаются на фоне.

Гетероморфный стих. Ритм воспринимается как изобразительное средство, которое варьируется.

Гекзаметр — можно ли на русском языке писать гекзаметром? Если да — то Россия принимается участие в освоении европейского культурного наследия, если нет — у России особый путь.

Культура библейских парралелизмов и перестановки слов — перешла в греческий перевод Библии а затем и в русский язык. Греческое стихосложение ударение с стихе вообще не считалось. До 3го века различались короткие и долгие слоги. Две системы стихосложений -в каждой строке определение количество слога и долгих слогов через определенный интервал. Сапфическая строка — песни женских союзов, каконизированная песенная строка. Нет рифмы, но есть мелодика стиха. Как она дсотигается в русском языке — короткие слоги заметняются на безударные, долгие на ударные. Различение сольного и хорового пения. Хоровое гораздо сложнее. Хоровое пение распространо в двух случаях — песни для чемиона или плавательные песни (трен/френ) или еще в театре (хор в театре — олхдно полузорие один кусок, другое — второй, затем общая песнь, финал).

Строфа, антистрофа и эпод.

Чтобы на русском языке писать такохие песни, придумали верлибр.

Все это — тексты для пения.

Другой тип — древнегреческий стих для речитативного говорения. Там могли быть замены. По желанию можно было заменять один длинный слог на два коротких. В гекзаметре — 6 долгих слогов и после каждой стопы — цезура. но могло быть и меньше слогов — появились речитативные куски в древнегреческих пьесах. Свободное варьирование стихов передается в русском яызуе варьирован­ии ударений. Разговорный размер все равно воспринимается как стихи на слух. Пентаметр. Отдельно им стихи никогда не писались, только в сочетании с гекзаметром.

27 стр., 13040 слов

Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств ...

... слабовидящих детей при наличие косоглазия затруднено бинокулярное зрение, т.е. такое зрение по определению в котором принимают участие оба ... психолого-педагогические особенности детей младшего возраста с нарушением зрения. 3. Выделить теоретические подходы к изучению взаимосвязи ... букв, их неправильное расположения относительно друг друга в словах, строках. Однако об этом более подробно мы рассмотрим ...

Употреблялся в русской и немецкой поэзии.

Как писать стихи не воспринимая долгие и короткие слоги на слух?

1) Писать стихи по памяти. Учили сочинять латинские стихи с правильным чередованием долгих и коротких слогов.

2) ввести в стихи рифмы, чтобы было равное количетство слогов в каждой строке — первым ввел Блаженный Августин. Рифмованная проза. Затем рифмованная поэзия.

Акафест — «не-сидельный», изначально песня гимн Акафестос — гимн во время котороге нельзя сидеть. Потом это стало название жанра. В православной традции это хорошо известный текст — акафест пресвятой Богородицы. первый рифмованный текст в истории поэзии, скорее всего.

На западе — распространился текст «день гнева», где римфовались по три. Часть католического реквиема (есть и реквиеме Моцарта).

Рифма стала еще одним поддерживающим механизмом, который работает на поддержание времени в метриках.

Силлабическая — в нескольких языках, где есть фиксированное ударение. Например, в польском и французском языках. В каждой строке определенное количество слогов, а ударение не считается. Расин «федра». Четкая цезура в конце каждой строки и рифма.

В каждой стихотворении по своему организованно внутреннее время.

Сфтрова — последовательность строк, чаще всего внутри себя связанных рифмой и чаще всего эти рифмы в разных строфах идут в одинаковом порядке (но могут и в разном).

Как записывают строфу?

4

Анализ и критика текста (04.02)

Лексический анализ текста.

Брежневеское время = Римская империя времени упадка (такое сравнение начинается еще с 1880)

Использует Окуджава в своей песне.

Наум Коржавин — стихотворение «я последний язычник среди христиан Византии…» -последний представитель старого миросозерцания среди представителей нового авторитетного, но пришедшего не навсегда.

Все это — рабочий материал для Окуджавы.

Критики — из числа доброжелаткльно настроенных редакторов или враждебно настроенные читатели? И те, и другие -стихотворение должно оставаться чистой аллегорией.

Метафора — сопоставление двух явлений, где они не точно совпадают друг с другом точно, одно не является выражением другого полностью.

Аллегория — уподобление процессов, где сквозь один план постоянно и рассчитанно просвечивает другой — гораздо больший изоморфизм планов (басня стрекоза и муравей).

У Окуджавы — не скрывает, что это аллегория, современные слова показывают, что это всего лишь аллегория. Подчеркивает, что специально будет это делать. Автор берет на себя ответственность и публично обсуждает выбор своих слов — редакторы предпочитают, чтобы только сам читатель был ответственен за интерпретацию.

23 стр., 11298 слов

Ключевые слова в современной литературе по консультативной психологии: ...

... словаре методических терминов и понятий. словосочетание ключевой слово текст В соответствии с ГОСТ 7.74-96 ключевые слово является информативным словом, которое приведено к стандартной лексикографической форме ... в разные временные промежутки, установить не удалось. 1.2 Выделение ключевых слов в тексте Архитектура автоматизированных библиотечных поисковых систем направлена на анализ и выявление ...

Два мысленных списка слов и образов — перевод современности на язык античности, переодевание современных образов в римские. Выбор слов — «империя» и «время упадка».

Слова античные — форум, Цезарь и т.д, вторые — современные: скатка, соратники. Оппозиция.

Но противопоставление — мнимое, лишь условный язык, все одно и то же.

«мне это совсем не мешает, а даже меня возвышает»- более достойно не скрывать что ты пишешь аллегорию.

Анализ специфических культурных процессов = анализ лексики в произведениях.

Особенности употребления слова в стихотворении.

Стихотворение как образ всего языка — чего в нем нет, нет и в реальности и языке. Выбор средств предполагает что невыбранные средства оправданы.

Каждое слово получает массу прибавочных стоимостей — слово начинает играть на весь словарь, к которому отсылает. Слово из древнего словаря восстанавливает весь круг образов который связан с этим словом. Отсылка к определенному дискурсу и уровню реальности который этот дискурс описывает.

Двуязычие — сочетание русской языка и церковно-славянских слов (традиционно воспринимались как высокие, поэтические).

В стихотворении должны быть поэтические слова.

Слова в стихотворении самоопределяются относительно друг друга (нужно сравнивать их друг с другом).

Как анализировать лексический состав?

1)выписать столбцы по частям речи. помогает часто увидеть что-то по длине столбцов. Если много сущ. — стихотворение вещное, предметное. посмотреть стилистическую окраску слов. Стиль — метод организации чего-то, способ организации языков средств, совокупность лексики, грамм. Структур, разные типы согласований (степень переностности выражений, из смысла г насколько это нагромождение метафор или гораздо проще).

Стили

— перифрастический стиль — стиль в котором называние предметов заменяется длинными метафориче­скими их замещениями.

Парафраза — переделанное выражение

Перефраз — описание чего нибудь.

Ламартин — использует перефраз для того чтобы показать природу как храм.

Лермонтов ставит себе другую стилистическую задачу — чего он добивается? Бог появляется в стихотворении неожиданно. Появляется просто упоминание о Боге, но не его имя — вот это все сотворено Богом. Апофатичное стихотворение — упоминание Бога через отрицание. Бог определяется через то что потом, когда стихотворение заканчивается мы вспоминаем все и сами определяет описанное через Бога.

Фонетический состав и фонетическая значительность.

Нужен определенный звуковой облик иногда — пусть даже он будет не точен.

2)раскидать слова по тематическим «гнездам»- группы по тематике, и определить Основной конфликт стихотворения. Особенно полезно когда не понимаем конфликт стихотворения.

3) выписать все слова или определенные части речи из разных строф и посмотреть как они видоизменяются. Возрастает ли количетсво метафорически окрашенных или наоборот, конкретных слов?

4) анализ расположения слов в стихе. Слова, поставленные под рифму, особенно звонко звучат и выделяются. Слово подчеркнуть и выделено.

Пушкин «портрет»

— сначала два одинаковых структур (своими.., своими..)

— в конце антонимическое стихотворение (комета — светил, как безаконная комета в кругу расчерченн­ых светил).

Место слова опередляет его значение.

Стихотворение строится как реализация космической темы.

Анализ и критика текста — Стр 2

Юдольный — бытовой, не связанный с небом, но с закабалением повседневности.

Одни и те же слова в разные эпохи обозначали разное. Эгоизм — во времена Пушкина восприналось как знак новомодного языка, философско-публицистическое заимствование из французского. Бывают давние слова но меняющие свое значение по мере изменения языка. Чем более давние стихи — тем больше нужно вдумываться.

Анализ и критика текста (11.02)

Как анализировать фонетический и грамматический строй стихотворения.

Бальмонт обновил звуковой стиль русского стиха.

Похожие по звучания слова, поставленные рядом, воспринимаются и как схожие по смыслу (Ю.Тынянов).

Получается общая идея музыкальности, выражение в музыке стиха.

Знак со смыслом связан случайно в языке. Но в стихе звучание слова мотивировано каким-то образом.

Важный элемент структуры стиха — рифма. Звук и смысл соединются в рифме.

Рифмованное высказывание воспринимается как необчное на фоне обычной речи, но с другой стороны рифма воспринимается как простое созвучие.

Диссонансная рифма.

Антокольский «Иероним Босх» — произведение о вневременном художнике, прогресс не распростра­няется на него, изображаемые им люди жили во все времена. Рифма полная диссонансов, потому что и мир сам дисгармоничен.

Где есть рифма в стихотворении — время идет. То что взрывает линейное течение времени, должно быть написано другой рифмой.

Таким образом, Звуковые сближения играют смыслообразующую роль.

Диссонансная рифма, ассонансная (не совпадают согласные,Но совпадают гласные, появляется в 20м веке).

Рифма имеет разные порядки:

Онегинская строфа. Сонет.

Схема русского сонета:

AbAb AbAb CCd dCd

Схема английского сонета

AbAb CdCd EfEf GG

Вилланель (на протяжении всего стиха выдерживается одна рифма).

Твёрдые формы зависят от расположения форм. Сонет — твердая форма.

Но сонет, триолет и вилланель — это не жанры! Это рифмовки.

Бывают определенные типы рифмовки внутри строфы.

Октава — интервал в 8 строк

Например: aBaBaBcc

Сицилианская строфа

Любой текст — внутреннее единство читаемого и видимого (даже в научном тексте, но там эта функция максимально редуцирована).

Гетероморфная рифма.

Грамматическое строение стиха.

Анализ текста (04.03)

Как анализировать прозаический текст и стихотворный текст и историей.

Нарратив — некоторе расказывание, повествование. Диалектика прозы и стихов. В истории культуры художественная проза возникает позже поэзии, поэзия изначально язык ритуала, стихи которыми рассказывают эпосы. Поэзия четко оказывает от обыденного языка.

Художественная проза возникает тогда когда возникает представление что есть определнный литературный язык, отличающийся от языка разговора.

Проза нам кажетсЯ легче чем стихи, поэтому возникают следующие вопросы:

— может поэзия является просто бесполезным украшением?

— может героя прозы модно анализировать как обычного человека в нашем мире?

Прием остранения в Войне и мире. Введение неузнаваемого героя — как денди (денди обязательно присваивает себе право неузнавания).

Повествоваль прозрачен, мы ничего про него не знаем, но иногда он становится заметен — тот, кто отличается от нас. в какой то момент такой рассказчик уплотняется до проповедника в прозе Толстого. Литругия в «воскресении».

Рассказчик вдруг Вносит свою оценку и свою идеологию — может цитировать и чужую точку мнения, которая с его не совпадает. В любом произведении представлено много точек зрения. Могут быть те, с которыми говорящий согласен или не согласен, может знать меньше нас или меньше автора. Захри сначала простодушен, но потом высказывает важную истину — автор использует персонажа.

Все это может быть сведено к фокализации, либо к понятию точка зрения. Точка зрения как нечто конструируемое. Точка зрения возникает в истории культуры два раза, в двух случаях когда человек обнаруживал что его положение в мире не такое как ему кажется:

1) после завоеваний Александра Македонского. Место, где встречались много культур и кончается греческий полис, где друг друга все знали. Появление романа Апулея «золотой осел». Аллегориче­ски описал древнеримские мистерии. Это повлияло на возникновение рассказов от лица животных и рассказов о совершенствовании нечеловеческих существ для того,чтобы стать человеком. Необычная точка зрения, которая отличается от точки зрения как писателя, так читателя, и принципиально важно, что рассказывается от первого лица.

2) эпоха возрождения. Великие географические открытия, открытие Коперника (человек лишается надежной опоры под ногами).

Человек сам для себя превратился в проект (мысль И.Федорова) — есть знание, которое отличается от здравого смысла. Снова идея точки зрения — роман «Дон Кихот». Представлены две специфические точки зрения — точка зрения Дон Кихота (рыцарский роман) и точка зрения Санчо Панса (здравый смысл — недостаточная точка зрения, как мы видим).

Рассказчик то появляется, то исчезает в «Братьях Карамазовых» Достоевского — повествователь оказывается жителем этого города — необратимость устной речи, как будто человек говорит и внезапно проговаривается.

«Герой нашего времени» — разные куски рассказы с разных точек зрения, это очень распростра­ненный прием. очень развит в 19м веке — «женщина в белом» Коллинз.

Важная особенность прозаических текстов — существуют элементы прроизведения, которые в нем как бы мерцают, в других произведениях те же элементы могут присутствовать на уровне структуры. Уровни выделять сложнее, чем в поэтическом тексте.

Есть уровень рассказанной в тексте истории, который имеет свои черты:

1) различие сюжета и фабулы. Фабула — логическая или хронологическая последовательность изображаемых событий, сюжет — тот порядок, в котором они перед нами предстают. Сколько может быть фабул и сюжетов? Фабула одна, а сюжетов много — когда мы выходим за пределы худ. произведения. Но в самом произведении может быть несколько фабул и один сюжет — «Анна Каренина» (2 фабулы — Анна и Левин, соединяются в один сюжет).

Сюжет — то как мы узнаем эту историю. Внутри сюжета есть отдельные важные элементы. Эти элементы сюжета были выделены еще древними, начиная с «поэтики» Аристотеля и позже много раз осмыслялись Стали обозначени­ями не только литературного произведения, но и событий человеческой жизни. Мы уподоляблем человеческую жизнь роману — упоминаем перипетии (поворотный путь трагического действия, «точка невозврата»).

Еще пример термина — интрига (противоборство двух амбиций, одной группы персонажа против других, переплетены друг с другом).

Различие между сюжетом и фабулой видно очень сильно в «герое нашего времени». На самом деле различие есть всегда, но видно иногда более заметно, иногда менее. Воспоминание детства может рассказываться как элемент сюжета посредине текста, но фабульно оно первое.

Момент в Дон Кихоте — разбор библиотеки, деление на плохие и хорошие произведения. Становится самодовлебщим процессом — постоянный разговор о литературе применительно к жизни пронизывает затем весь сюжет романа. система отсылок к другим произведениям, система интертекстов.

Мысль Эко и Барт — в романе постоянно борются структура и ее нарушение. В поэзии есть модель метра и ритма — метр это четкая структура, ритм — система ее нарушения. В пррозе это менее заметно, потому что нет таких четких структур.

Семья Левина счастлива «не как все» — хотя первая фраза Карениной говорит обратное. Внутри прозаического произведения принцпиальное смысловое несовпадение, чтобы была неоднознач­ность. «энергия заблуждения» Шкловского.

Усилия читателя по восстановлению текста и фабулы, компетентный читатель.

Проза как более коммуникативного средство, чем поэзия, больше вступает в диалог с читателем (по крайней мере, до 20го века).

Текст есть отсылка к другим текстам, не повторение самого себя и репрезентация. Задача — увидеть как эта репрезентация построена.

6

Анализ и критика текста (25.02)

Разбор грамматических категорий в поэзии

Роль фонетики, грамматики и прочего для композиции стихотворения.

Поэт мыслит образами — но это не так. Стихотворение Пушкина «я вас любил…». Много грамматиче­ских фигур — именно грамматическое построение создает стихотворный эффект. Противопоставление глаголов прошедшего времени глаголам настоящего.

Якобсон: грамматичека в своей роли напоминает геометрию — соотношение. Словарь — материя языка, грамматчиеские отношения — реляционные, определяются относительно друг друга.

Лотман: грамматические категории в языке начинают быть не только отношениями, но и приобретать самостоятельный смысл.

Местоимения — особенно пластическая часть в лирическом стихе. В поэзии личное оказывается более сложным и разомкнутым, чем в пошлые времена (личное и есть политическое).

Стихотворение Ахматовой (столько просьб..).

Начало как философско-психологической афоризм, затем переключение на личное.

Миниатюра Ксении Некрасовой (нет, зеркало не льстец..).

Начало описание ситуации в нынешнем состоянии, снова переключение на личное.

Нужно следить в стихотворении за таким родом переключения, они и создают эмоциональный эффект, имеющий четкую природу. Если мы улавливаем эти закномерности, мы лучше пониманием, о чем говорит поэт.

«не бил барабан перед смутным полком..» стихотворение Чарльза вулфа, перевод. Похороны Джона Мура, командующий полка в Испании в войне с Наполеоном. англичане победили, но умер командующий Джон Мур. Стихотворение прославил Байрон. На русский переводит Иван Козлов, автор стихотворения «вечерний звон». В переводе изменен размер оригинала.

В переводе рассказчик начинает обращаться к мертвецу. Стихотворение Вулфа — чистая баллада. Стихотворение Козлова более сложное — комбинация из рассказа о прошлом и обращения к покойному которое происходит сейчас и которое утверждает сильную эмоциональную связь говорящего и его круга и покойного. Важно время глаголов.

Как членятся строфы внутри себя на предложения.

Отступы разного размера — более короткие стопы должны иметь больший отступ от левого края.

Лермонтов «дума».

Все это вместе — композиция стихотворения,то, как в нем чередуются разные куски. Идея композиции возникла из риторики. На какие части делится текст и как они сочетаются между собой.

Композиция стихотворения складывается из изменения фонетического строя, изменения ударных гласных, размера, грамматики (измененное времени глагола), местоименная структура. Все это и формирует композицию стихотворения. Принцип изоморфизма уровней — при переходе к следующей части изменяются какие то аспекты.

Композиционные приемы восходят к фольклору. Обычай поэтического состязания. Мейхана — состязания певцов (давай до свидания).

Архаический тип стихотворной композиции. Еще один тип — песня с припевом. Есть элементы изменяющиеся, если элементы неизменные. Импровизированный диалог в стихах. Амебейная композиция — стихотворение, построенное как диалог чаще всего (но не менее) двух голосов. Бродский «диалог» — диалог между посвященные и профаном.

Лирическое кольцо. Блок «о доблестях, о подвигах, о славе..» — сначало лицо стояло на столе, в конце герой убирает лицо со стола. Начало рифмуется с концом, но конец переосмысливает сказанное в начале, переворачивает его.

Композиция с повторяющейся строкой. Стихотворение Георгия Иванова «настанут холода, осыпятся листы..». Время сквозит в том, что постоянно меняется, время несет с собой перемены.

Все стихотворение может строиться как развернутая загадка. Например, пир Петра Первого Пушкина. Загадка и затем отгадка по экспозиции. Риторические вопросы.

Организация метафорического текста.

Поля смысла, которые никак не заполныется и не должны быть объяснены — Паунд, Стивенс.

Сдвиг мышления, мультиверсум. Композиция стихотворения определяется метафорическим построением — диафора (метафора без как, где операция сравнения выпущена).

Метафорическая структура стихотворения определяет его композицию — 13 способов увидеть дрозда Стивенсона.

Успенский — точка зрения. Рассмотрение реальности, характерной для героя стихотворения.

Точка зрения выявляется через два аспекта:

1) пассивные или активные обороты (кто стоит в центре)

2)с чьей точки зрения герой назван и охарактеризован.

Композицию можно описывать как

— структуру стихотворения которая обсусловлена изменениями фонетическими и грамматическими

— … Сменой точек зрения

— .. Сменой метафорического и неметафорического писма

Заумь. Крученых. Выразительность не связанная с риторикой, а с фонетикой. Заумь Хармса.

Сдыгр аппр устр устр

Я несу чужую руку

Сдыгр аппр устр устр

Где профессор Тартарелин?

Где приемные часы?

Если эти побрякушки­

С двумя гирями до полу

Эти часики старушки

Пролетели параболу

Сдыгр аппр устр устр

Ход часов нарушен мною

Им в замену карабистр

На подставке сдыгр аппр

С бесконечную рукою

Приспособленной как стрелы

От минуты до другою

В путь несется погорелый

А под белым циферблатом

Блин мотает устр устр

И закутанный халатом

Восседает Карабистр

Он премные секунды

Смотрит в двигатель размерен

Чтобы время не гуляло

Где профессор Тартарелин?

В стихотворении любом значимым теоретически может оказаться всё, но нудно иметь опыт интерпретации чтобы видеть на что нужно обращать внимание.

8

Анализ и критика текста (11.03)

Сюжет и фабула.

Фабула внутри себ должна иметь логическую связь, последовательность событий.

Исключения:

1)хроника — текст, излагающий факт по какому поводу в хронологическом порядке. Обобщение автор может сделать «как это бывает в жизни», вывод из повторяющихся случаев. Николай Лесков — роман «хроники». Иван Аксаков «детские годы…»

2) Хармс. Рассказ «случай». Пародия на правила построения литературного текста. Перечислением не связанных друг с другом событий, но несмотря на это повествователь сделает из этого мнимый вывод, который претендует быть обобщением, но реально им не является (логически не обоснован).

Различные элементы фабулы могут предъявлятся разными способами. Термин «предыстор­ия» (vorgeschihte) Томашевского. Может вводится разными способами, когда например вдруг начинается рассказ про детство главного героя. Популярна с развитием психоанализа- акцент на детство. Представляя нового персонажа, автор часто вводит биографию этого персонажа.

Есть «послеистория» (nachgeschihte)- какой-то герой исчезает из повествования, но в конце объясняется, что с ним был позже.

Как переводится фабула в сюжет?

Делается через распределение того, о чем мы вначале знаем и того, о чем мы вначале не знаем. Пушкин «барышня-крестьянка» — мог бы построить сюжет на тайне (мы могли бы этого не знать вместе с главным героем), но мы знаем с самого начала, что барышня и крестьянка — одного лицо.

Вильгельм Гауф (прожил всего 25 лет) — написал 2 романа и 2 тома сказок.

Сатирические сказки , готические сказки и восточные сказки. Карлик Нос и Маленький Мук, Калиф аист (разбирает Томашевский) — в этой истории две равноправные линии (линия аиста и линия совы).

можно было комбинировать известное и неизвестное — важно это замечать, в какой последоват­ельности это происходит.

Мнимые мотивировки и мнимые объяснения — в обыденную жизнь устраиваются элементы фантастики, автор может дать мнимое реалистическое объяснение. «мастер и Маргарита» — в самом конце мнимое объяснение. Подчеркивание чуждости Воланда и его свиты.

Экспозиция — часто виден стык фабулы и сюжета.

«сто лет одиночества» (перевод Бутырина)

Роль экспозиции — начинается «с середины вещи», как будто фраза присоединена к какой-то предыдущей. Роман может начинаться с представления героя, с шаблонного вступления, может начинаться с пародии на ознакомление с предыисторией.

Перевод фабулы в сюжет — есть ли универсальные схемы? Такой единицей текста является мотив.

Мотив:

1) Б. Ярхо — «методология точного литературоведения». Мотив как образ в действии.

2) Томашевский — мотив как мельчайшая единица действия (Раскольников умер, получено письмо)

3) Алексей Веселовский — мотив как постоянно что-то встречающееся в сказках (кража невесты, животные-помощники).

Как можно эту идею мотива можно приложить к авторскому тексту?

То что переходит из одного произведения в другое.

Мотивный анализ — Борис Гаспаров. Мотив — воспроизводящийся в одном и том же произведении и в разных одного автора способ ассоциирования (у повествователя вызывают те же ассоциации).

Мотивы как единицы ассоциативного мышления автора. Мандельштам — мотив казни, осуществле­нной большинством голосов; мотив ассоциации дерева с человеком и тем самым неявная отсылка к разсскажу Толстого «три смерти», мотив казни царя.

Понятие мотива многозначно. Последнее время чаще упоминается мотив в смысле Гаспарова.

Что нас отделяет от происходящего в тексте?

1) повествователь — как отделяет, так и связывает. Три типа повествования (Франц Штанцель):­

— ауктериальная повествовательная ситуация: человек расскзаывает про то, в чем он сам не участвовал. Может рассказываться с некоторой безличной точки зрения.

— Персональная повествовательная ситуация: видим ее как бы глазами рассказчика, но не изнутри его сознания

— «я»-ситуация: повествовательная ситуация от первого лица, когда главный героев событий сам нам про все рассказывает.

Нужно понимать, кто говорит в прозаическом тексте, в других — смотреть на то, как повествование сделано.

Несобственно-прямая речь — события описываются с точки зрения персонажа, но при этом персонаж описывается в третьем лице. Александр Солженицын.

Писатель говорит как бы от лица героя, но при этом делая героя прозрачным — сдвигает маску персонажа.

Этот вид наименее заметен — баланс, когда писатель проникает в сознание героя, но герой все же действет сам, и мы не видим границу между самосознанием героя и словами автора.

Еще малозаметный сюжет — безличный повествователь оказывается представителем определенной социальной среды. Через детали мы видим что автор по своему восприятию мира может быть сортности с героем (например, с Печориным).

Автор претендует на то, что он вступает в контакт с читателем того же поколения, что он и Печорин, объединяя их непроизнесенным словом «мы». Аналогичный образ — Евгений Онегин.

На какую меру понимания читателя рассчитывает писателя? Сложно представить способ мышления читателя, отделенного от нас временем. Мы понимаем Пушкина потому, что его перетолковывали все это время. Изначально повести Белкина — пародия, для нас — классика.

Представление о том, как в произведении функционирует герой.

9

Анализ и Критика текста (18.03)

Образ — описанное единство о личности или о предмете но также и о каком то устойчивом и значимом для произведением явлением (значимое для героев)

Герой — лишь одна из разновидностей образа, герой это не обязательно один человек (редкие случаи когда герой это предмет или животное).

Герой может быть разрозненным социальным типом (не некто определенный, а общий тип, как бы артикль не «the», но «a»).

В новое время развивалось умение рассказыванияиинтересныз историй. Также два процесса:

1) эволюция драматургии (у Мольера и других классицистических авторов сам герой выходил на сцену и рассказывал о своем психологическом состоянии или о состоянии другого)

2) жанр нравоописательного афоризма. Книга Жана Лабрийера «характер или нравы нашего века». Выделение общих закономерностей. В русской литературе — Части «Евгения Онегина». Всякий герой окружен ассоцициями с общими героями — связан с типом или другими аналогичными персонажами.

У героев всегда есть ряд характеристик. Признаки могут быть доступны взглядам персонажа или читателей. Печорин описывается дважды чужими героями. В литературе 18-19х веков принято давать имя и описание внешности героя.

Имя героя является его важнейшей характеристикой с древних времен. Достоевский любил значащие имена. Ставрогин — «потребность в кресте и жертве» (Ставр — крест по гречески).

Мифологические значения имен — важно что автор может сам и не знать этих значений, поэтому нужно быть осторожными.

Ассоциативные связи значения имени и его характеристик, отсылка к другим реальным персонажам. Ульф Старк — «чудаки и зануды». Важность имени персонажа.

Герой может получать имя реального человека, но события вымышленные. Трагедия Маяковского «Владимир Маяковский». Автор ввел себя в свое произведение в качестве образа, отсылающего к тому, кто ее написал. Нарушает принцип когда автор не может стать главным героем.

Имена у Гоголя нарочито карикатурны. Эту манеру развил Андрей Белый — странность и звучность фамилий. Фамилии могут быть образованы от случайных слов. Илья и Петров.

Персонаж может олицетворять определенную категорию, восходящую еще в мифологическую структуру. Персонаж-трикстер. нарушает социальные нормы и конвенции, обладает способностью к перевоплощению и часто вводится как существо осмеивающее социальные порядки. Классический триктер — Остап Бендер.

Психологические характеристики, где постоянно сталкиваются тривиальные и девиантные нормы. «обломов» — «русский человек на рандеву» Чернышевского (мужские персонажи менее жизненно активн нежели женские).

Герой включен в систему отношений персонажей.

У Чехова система — соседство.

Взаимодействие может определяться также семантическими обстоятельствами — реализация мифологической схемы. Рене Жирар — схема жертвоприношения.

Человек из культуры, человек из народа (человек=мужчина) и русская красавица — треугольник александра Эткинда. «капитанская дочка» как один из вариантов, другой — идиот. Герои оказываются встроены в определенную повторяющуюся структура взаимодействий (не уникальная ситуация).

Культурно-психологические типы героев. Например:

— Разочарованный светом мужчина (байронический герой).

«паломничество Чарльд Гарольда» Байрона.

— сер. 19 века — колониальный роман, о путешествии в дальние края (полупародия в истории Адама Юинга).

— история Луизы Рей — сюжет из американской литературы 70х годов.

Весь роман — коллаж сюжетов, обработанных автором.

Персонаж может присутствовать или отсутствовать (но упоминаемые другими героями).

«в ожидании Годо» Беккета 1950 — главный персонаж отсутствует, не показывается на сцене.

Еще пьеса «последние дни» Булгакова 1937 г. Посвящена последним дням Пушкина -Пушкин появляется на сцене 1 раз и совсем ненадолго, все остальное время — разговоры о Пушкине. Все это Минус прием.

Речевая характеристика персонажа. Описывается то, что говорит персонаж и что он думает. Фробишер пишет с претензией на литературность и афористичность.

Игра с «ты» и «вы» — письмо Татьяны к Онегину. Обращение на Вы реалистически мотивировано (так бы правда могла обращаться реальная девушка), обращение на ты — обращение к литературному персонажу. По французски оба эти регистра — это Вы. Различение возникает только по-русски.