Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов и жанров (по выбору студента).

ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1 ……… Тема, проблема литературного произведения

Практическое занятие № 2 ……………. Идейный мир литературного произведения

Практическое занятие № 3 ………… Литературный род и жанр

Практическое занятие № 4 ………… Сюжет литературного произведения

Практическое занятие № 5 ……….… Композиция литературного произведения

Практическое занятие № 6-7 ……. Художественный мир текста

 

Практическое занятие № 8-9 ……………. Основы стихосложения

Практическое занятие № 10 ………… Художественная речь текста

ТЕМАТИКА ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторное занятие № 1 …… Тема, проблема, идейный мир литературного произведения

Лабораторное занятие № 2 ………… Литературный род и жанр

Лабораторное занятие № 3 ………… Сюжет литературного произведения

Лабораторное занятие № 4 ………… Мотив в литературе

Лабораторное занятие № 5 ……….… Композиция литературного произведения

Лабораторное занятие № 6 ……. Художественный мир текста

 

Лабораторное занятие № 7 ………. Автор и герой в литературном произведении

 

Лабораторное занятие № 8 …….… Пейзаж, интерьер в литературном произведении

Лабораторное занятие № 9 …….. Время и пространство в художественной литературе

Лабораторное занятие № 10 ………..… Художественная речь текста

Практическое занятие № 1

Тема, проблема литературного произведения

1. Художественная литература как объект литературоведческой науки.

2. Структура художественного произведения и ее анализ. Основной и побочный текст (на примере эпического, лирического, драматического текстов).

3. Вопрос о соотношении содержания и формы в составе художественного целого.

4. Понятие о теме и тематике литературного произведения. Типы тем (на примере произведений классиков отечественной или зарубежной литературы).

5. Проблематика литературного произведения. Типология проблематики (на примере произведений классиков отечественной или зарубежной литературы).

Задания

 

1. Подготовьте устные ответы на вопросы, проиллюстрируйте основные положения двумя-тремя примерами из литературы ХIХ-ХХ веков.

2. Выпишите из словарей литературоведческих терминов, научной, учебной литературы определения темы (не менее двух), проблемы литературного произведения (не менее двух) к тем, которые даны на лекции (с обязательным указанием автора и источника).

11 стр., 5288 слов

Практическое занятие № 1 Тема: Теория текста в аспекте риторики и прагматики

... АН СССР. Серия литературы и языка. – М., 1981. – Т. 40. – № 4. Основы теории текста: Учебное пособие/ Ю.Н. ... Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. – М., 1998. Лекции. Практическое занятие № 2 –3 Тема: Теория речевых актов Вопросы и задания: ... аспекты единиц общения. – М., 1998. 5. Лекции. Практическое занятие № 6 Тема: Принцип коммуникативного сотрудничества. Стратегии речевого ...

Выучите то, которое представляется более точным, обоснуйте ответ.

3. На основе текста лекции и изученной литературы составьте опорный конспект № 1 (ОК № 1) к рассматриваемой теме (в виде схемы), включив в него примеры из отечественной классики ХIХ-ХХ веков.

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на одну из тем:

– Тема «лишнего человека» в русской литературе;

– Тема «маленького человека» в русской литературе;

– Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Словарь:художественность, содержание литературного произведения, форма художественная, тема, тематика, проблема, проблематика

 

Текст для аудиторной работы:В. Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок)

Литература

1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 88-100.

2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 39-51.

3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998. – С. 34-58.

4. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы. Литературное произведение. Проза и стих. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – С. 24-35.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 40-53, 149-157 (// 2000, // 2002).

Практическое занятие № 2

Идейный мир литературного произведения

1. Идейный мир художественного произведения и его компоненты.

2. Понятие художественной идеи.

3. Система авторских оценок и формы ее художественной реализации (непосредственная, опосредованная).

4. Авторское представление об идеале.

5. Категория пафоса. Типологические разновидности пафоса.

Задания

 

1. Выпишите из словарей литературоведческих терминов, научной, учебной литературы не менее трех определений художественной идеи, пафоса к тем, которые даны на лекции (с обязательным указанием автора и источника).

Выберите и выучите то определение, которое понятнее и ближе. Обоснуйте ответ.

2. На основе текста лекции и изученной литературы составьте опорный конспект № 2 (ОК № 2) к рассматриваемой теме (в виде схемы), включив в него примеры из классической литературы.

Словарь:идейный мир, идея художественная, система авторских оценок, авторское представление об идеале, пафос, комизм, сатира, юмор, ирония, сарказм.

Текст для аудиторной работы:В. Закруткин «Матерь человеческая» (отрывок).

 

Литература

1. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 100-143.

2. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 60-66.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 55-58.

Дополнительная литература

1. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1998. – С. 58-75.

2. Основы литературоведения: Учебное пособие для филол. фак-тов пед. ун-тов / Под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М., 2000. – С. 26-29, 39-42.

Практическое занятие № 3

Литературный род и жанр

1. Теория литературных родов и жанров в аспекте развития науки о литературе.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... управления». Цель курса – ознакомить студентов с отечественной теорией государственного управления, комплексно представленной в разной литературе последнего десятилетия, и показать ее практическую состоятельность. ... 8 (С) Уральский государственный университет (С) Фофанова Л.А., 2005 ВВЕДЕНИЕ Курс «Теория и практика государственного управления» предназначен для студентов очного и заочного отделений ...

2. Эпический род литературы. Основные жанры эпоса.

3. Лирика как род литературы. Лирические жанры.

4. Драма как род литературы. Основные драматические жанры.

5. Лиро-эпические произведения, их родовые и жанровые признаки.

 

Задания

 

1. Установите взаимосвязь понятий и проведите параллели (схему сделайте в тетради):

сюжетность

эпос описательность

психологизм

проза

лирика стих

разноречие

монологизм

драма большой объем

малый объем

средний объем

2. Изучите работы Аристотеля «Об искусстве поэзии», Н. Буало «Поэтическое искусство», В.Г. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды». Выделите признаки рассматриваемых в них литературных жанров. Дополните характеристики материалами словарей литературоведческих терминов, учебников.

 

3. Напишите литературоведческие статьи о лирических жанрах, упоминаемых А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин» (гл.4, строфы XXX-XXXII).

При выполнении задания воспользуйтесь материалами учебников, словарей, справочной литературой.

 

XXX

<…>

Когда блистательная дама

Мне свой in-quarto подает,

И дрожь и злость меня берет,

И шевелится эпиграмма

Во глубине моей души,

А мадригалы им пиши!

 

XXXI

Не мадригалы Ленский пишет

В альбоме Ольги молодой;

Его перо любовью дышит,

Не хладно блещет остротой;

Что ни заметит, ни услышит

Об Ольге, он про то и пишет:

И полны истины живой

Текут элегии рекой.

<…>

 

XXXII

Но тише! Слышишь? Критик строгий

Повелевает сбросить нам

Элегии венок убогий

И нашей братье рифмачам

Кричит: «Да перестаньте плакать,

И все одно и то же квакать,

Жалеть о прежнем, о былом:

Довольно, пойте о другом!»

– Ты прав, и верно нам укажешь

Трубу, личину и кинжал,

И мыслей мертвый капитал

Отвсюду воскресить прикажешь:

Не так ли, друг? – Ничуть. Куда?

«Пишите оды, господа <…>».

 

 

Словарь: литературные роды, литературный жанр, эпос, лирика, драма (как род литературы), лиро-эпика; эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, памфлет, фельетон; стихотворение, ода, песня, басня, элегия, эпиграмма, эпитафия, мадригал; баллада, поэма; трагедия, драма (как жанр литературы), комедия, водевиль.

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов и жанров (по выбору студента).

Литература

1. Аристотель. Об искусстве поэзии // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 390-395.

2. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 403-407.

3. Буало Н. Поэтическое искусство // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высшая школа, 1988. – С. 395-398.

4. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 83-87, 398-427.

5. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 86-101.

5 стр., 2381 слов

Реферат — Наблюдение над сюжетом и композицией короткого ...

... далеко не всё можно себе позволить.         Далее по сюжету мы наблюдаем сцену покупки сапожек, которая для нас раскрывается ... внешнего препятствия на пути к цели.         Далее по сюжету героя ждёт новое «испытание», в момент когда он ... Основной темой произведения является демонстрация проблемы хамства и невежественного ...

6. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 206-259.

7. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 294-344.

 

Практическое занятие № 4

Сюжет литературного произведения

 

1. Сюжет как компонент художественной формы, типология сюжетов.

2. Принципы построения сюжета.

3. Сюжетные и внесюжетные элементы.

4. Сюжет и фабула.

Задания

 

1. Прочитайте рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», обращая внимание на особенности сюжета.

2. Исправьте ошибки в определении типа сюжета (если это необходимо):

А.С. Пушкин Выстрел – сюжет адинамический,

Н.В. Гоголь. Мертвые души – сюжет динамический,

И.С. Тургенев. Бежин луг – сюжет динамический,

И.А. Бунин. Антоновские яблоки – сюжет адинамический,

М. Горький. Макар Чудра – сюжет адинамический.

3. Сделайте конспект работы А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов», изучите основные положения (по хрестоматии).

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Особенности сюжета пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Словарь:сюжет, конфликт, сюжетные элементы, внесюжетные элементы, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог, эпилог, вводные (вставные) эпизоды, лирические отступления, фабула.

Текст для аудиторной работы: М.А. Шолохов «Судьба человека».

 

Литература

1. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 197-215.

2. Веселовский Поэтика сюжетов // Введение в литературоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988. – С. 285-288 (// Осьмакова Л.Н. Хрестоматия по теории литературы. – М., 1982. – С. 361–369).

3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976. – С. 155–177.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 214–226.

 

Дополнительная литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 381–393.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М., 1988. – С. 142-150.

3. Огнев А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». – М., 1984.

Практическое занятие № 5

Композиция литературного произведения

1. Композиция как компонент художественной формы. Основные композиционные приемы.

2. Композиционная организация текстов различной жанровой природы.

3. Композиция системы персонажей.

4. Композиция образной системы.

5. Композиция художественной речи.

Задания

1. Выпишите из словарей литературоведческих терминов, научной, учебной литературы не менее двух определений композиции к тому, которое дано на лекции (с обязательным указанием автора и источника).

Выучите то, которое представляется более точным (обоснуйте ответ).

2. Перечитайте следующие произведения, обращая внимание на особенности композиции: А.С. Пушкин «Деревня», Л.Н. Толстой «После бала», А.Н. Островский «Гроза».

3. Подготовьтесь к самостоятельной работе по темам: «Литературный род и жанр», «Сюжет литературного произведения», «Композиция литературного произведения». Обратите отдельное внимание на характеристику основных литературных родов и жанров, а также на следующие понятия: сюжет, сюжет хроникальный, сюжет концентрический, динамический сюжет, адинамический сюжет, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, пролог, эпилог, вставные эпизоды, лирические отступления, лирический герой, фабула, мотив, конфликт, композиция.

9 стр., 4078 слов

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

... Церковь, ни дворянство. 2. Стремление к разделению литературных произведений на жанры. 2. Сентиментализм Изображение личной жизни ... Творчество Державина является предвестником реализма в русской литературе Н.М.Карамзин Повесть «Бедная Лиза» - образец русского ... неустроенности жизни противопоставляется идеальный мир; ü используются сказочные сюжеты; ü реальность переплетается с вымыслом, а эпическое с ...

 

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Композиционные особенности романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по кн.: Благой Д. От Кантемира до наших дней. – М.: Худ. лит., 1973. – Т. 2. – С. 155-170).

 

Словарь:композиция, повтор, усиление, противопоставление (антитеза), умолчание, сравнение, «композиция зеркальная», монтаж, композиция кольцевая, «рассказ в рассказе», инверсия, ремарка.

Тексты для аудиторной работы: А.С. Пушкин «Деревня», Л.Н. Толстой «После бала», А.Н. Островский «Гроза».

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

2. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н.Поспелова. – М., 1988. – С.182-183; 212-215; 231-233; 238; 248-250; 267.

3. Кайда Л. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи. – М., 2000.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М.: Искусство, 1970.

5. Успенский Б.А. Поэтика композиции. – М., 1995.

6. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 262-285.

Практическое занятие № 6-7

 

Художественный мир текста

 

1. Изображенный мир как компонент художественной формы, его состав и свойства.

2. Природа художественного образа.

3. Система образов литературного произведения, пути их создания.

4. Понятие об индивидуальном и типическом.

5. Художественная деталь в литературном произведении.

6. Типология и функции художественных деталей.

 

Задания

1. Составьте литературоведческие статьи «художественный образ», «художественная деталь».

2. Подготовьте устные ответы на вопросы к теме, проиллюстрируйте основные положения примерами из текста В. Закруткина (см. отрывок для анализа).

3. Определите, к какому типу принадлежат портреты (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление):

1) Пугачев («Капитанская дочка» А.С. Пушкина);

2) Собакевич («Мертвые души» Н.В. Гоголя);

3) Свидригайлов («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского).

4. Перечитайте главы о помещиках в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души», обращая внимание на художественные детали. Сделайте выводы об особенностях гоголевской детализации.

5. Выделите ведущие предметные детали в романе И.А. Гончарова «Обломов», опираясь на работу В.С. Пушкаревой «Предметная деталь и ее функции в романе И.А. Гончарова «Обломов»» (по кн.: Пушкарева В.С. Анализ литературного произведения. – Белгород, 2000. – С. 32 – 63).

6. Прочитайте рассказ Л.Н. Андреева «Петька на даче» и подготовьтесь к анализу изображенного мира.

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение об одном из типических образов отечественной литературы с включением в сообщение цитатного материала.

7 стр., 3316 слов

Образ вожатого

Хороший вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Хороший вожатый всегда готов: играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист ...

Словарь:жизнеподобие, фантастика, сюжетность, описательность, психологизм, образ художественный, образ лейтмотивный, образ типический, типизация, тип литературный, образ индивидуальный, образ-символ, образ архетипический, портрет, деталь художественная.

Текст для аудиторной работы: Н.В. Гоголь «Мертвые души», Л.Н. Андреев «Петька на даче».

Литература

1. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999.

2. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, 1998. – С. 75-85.

3. Пушкарева В.С. Анализ литературного произведения. – Белгород, 2000. – С. 32-63.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 157-206.

Практическое занятие № 8-9

 

Основы стихосложения

1. Основные системы стихосложения.

2. Понятие о ритме, стихотворной стопе, стихотворном размере, их разновидности.

3. Разновидности рифмы, способы рифмовки.

4. Понятие о стихотворной строфе. Виды строф.

Задания

 

1. На основе данных толкований установите, о каких системах стихосложения идет речь:

1) ритмичность обусловлена равным количеством слогов в каждой строке, при этом расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;

2) ритм стиха здесь образуется путем чередования долгих и кратких звуков, а единицей долготы стиха является доля – мора;

3) в рифмующихся строчках, как правило, сохраняется не только равное количество ударений, имеющих фиксированное место, но и одинаковое число слогов, стихотворный размер определяется метром и числом стоп в стихе;

4) ритм стиха здесь образуется благодаря относительной выравненности числа ударений в стихотворных строчках, при этом общее количество слогов в строке, как и число безударных слогов между ударными, является произвольным.

 

2. Изучив «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) М.В. Ломоносова (см. в списке литературы), сделайте конспект основных «правил» стихосложения, обозначенных в работе.

 

3. По стихотворной строфе, которую необходимо выписать в тетрадь, определите стихотворный размер, вид рифмы (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая; точная, неточная, богатая), способ рифмовки в следующих произведениях:

— И.А. Бунин – «Вечер», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»;

— К.Д. Бальмонт – «Безглагольность»;

— С.А. Есенин – «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…»;

— М.И. Цветаева – «Идешь, на меня похожий…», «Вчера еще в глаза глядел…».

4. На основе анализа строфики установите, какой стихотворный размер преобладает в творчестве А.С. Пушкина, приведите примеры.

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Новаторство В.В. Маяковского в области стихосложения».

 

Словарь: ритм, стих, стихотворная стопа, метр, стихотворный размер, ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, дольник, цезура, анакруза, клаузула, пиррихий, трибрахий, спондей, усеченная, наращенная строка, смежная, перекрестная, кольцевая рифма, мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифма, стихотворная строфа, дистих, терцины, катрен, пятистишие, секстина, семистишие, октава, сонет, «онегинская строфа», рифма, точная, неточная, богатая рифма.

8 стр., 3830 слов

Учебная программа для 10-11 классов «Психология для старшеклассников» ...

Составила: Педагог-психолог МОУ «СОШ № 150» Мочалкина И.М. Пояснительная записка Актуальность: В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического общества. Исследования показывают, что гражданская позиция, активность, толерантность, способность к личностному и профессиональному самоопределению связана с функционированием ...

Тексты для аудиторной работы: стихотворения поэтов XIX-ХХ веков.

 

Литература

1. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 352-397.

2. Ломоносов М.В. Письмо о правилах российского стихотворства // Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева. – М.: Высш. шк., 1988. – С. 347-351.

3. Основы литературоведения: Учебное пособие для филол. ф-тов пед. ун-тов / Под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский Лицей, 2000. – С. 124-160.

4. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.

5. Тодоров Л. Жизнь стиха: как читать и понимать стихи. М.: Мегафон, 1999.

6. Шатин Ю. Практикум по русскому стихосложению: В 2 ч. – Новокузнецк, 1979.

 

Дополнительная литература

1. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л.: Советский писатель, 1974.

2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособ. для студентов. – Л.: Просвещение, 1972.

1. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.

2. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – М.: Флинта: Наука, 1998.

Практическое занятие № 10

Художественная речь текста

1. Лирика как выразительный род литературы.

2. Автор и лирический герой в поэтическом тексте.

3. Лексико-семантические особенности поэтического текста.

4. Виды тропов, их художественная функция в литературе.

5. Фонетические, синтаксические приемы.

 

Задания

1. Найдите в произведениях русских поэтов примеры неологизмов, варваризмов, синонимов, антонимов, вульгаризмов, архаизмов (не менее двух примеров к каждой лексической группе), выпишите их в тетрадь, установите художественную роль в тексте.

2. Проанализировав поэтические произведения Ив. Бунина, представьте письменные выводы об использовании художником различного вида тропов, выявите их функции (приведите не менее 5 примеров с обязательным указанием названия стихотворения).

 

Словарь: неологизмы, варваризмы, синонимы, антонимы, вульгаризмы, архаизмы, тропы, эпитет, эпитет метафорический, эпитет окказиональный, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, оксюморон, образ-символ, овеществление, перифраз(а), зевгма, гипербола, литота, аллитерация, ассонанс.

Тексты для аудиторной работы: стихотворения поэтов XIX-ХХ веков.

Литература

1. Введение в литературоведение: Учебник / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988. – С. 271-352.

2. Основы литературоведения: Учебное пособие для филол. ф-тов пед. ун-тов / Под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский Лицей, 2000. – С. 124-160.

3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 226-240.

5. Шатин Ю. Практикум по русскому стихосложению: В 2 ч. – Новокузнецк, 1979.

9 стр., 4252 слов

Образ князя Мышкина в романе "Идиот" Ф.М. Достоевского

... в ряду великих романов. «Положительно прекрасный» человек Создавая образ своего героя, автор обратился к огромному опыту мировой литературы: в поле внимания Достоевского Дон-Кихот Сервантеса, Бедный рыцарь ... Пушкина, Жан Вальжан Гюго. Опираясь на эти образы, автор создает его не затворником ...

Дополнительная литература

1. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов. – Л.: Просвещение, 1972.

2. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.

3. Стиховедение: Хрестоматия / Сост. Л.Е. Ляпина. – М.: Флинта: Наука, 1998.

Перечень обязательных терминов

Для литературоведческого словаря

Автор, авторское представление об идеале, аллегория, аллитерация, аллюзия,амфибрахий, анакруза, анализ литературоведческий, анапест, антигерой, антонимы, антропоморфизм, архаизмы, ассонанс

Баллада, басня, библиография

Варваризмы, вводные (вставные) эпизоды, внесюжетные элементы, водевиль, время художественное, вульгаризмы

Герой литературный, герой лирический, гипербола

Дактиль, деталь художественная, диалектизмы, дискретность,дистих, дольник, драма (как род литературы), драма (как жанр литературы),

Жанр литературный, жизнеподобие

Завязка, зевгма

Идея художественная, идейный мир, инверсия, интерпретация, интертекстуальность, интерьер, ирония, историография, история литературы

Катрен, клаузула, комедия, комизм,композиция, «композиция зеркальная», композиция кольцевая, контекст, конфликт, кульминация,

Лирика, лирические отступления, лиро-эпика, литературная критика, литературоведение, литота

Мадригал, метафора, метонимия, метр,монтаж, мотив

Неологизмы, новелла

Образ автора, образ архетипический, образ индивидуальный, образ лейтмотивный, образ природы, образ-символ, образ типический, образ художественный, овеществление, ода, оксюморон, октава, олицетворение, описательность,очерк

Памфлет, параллелизм (психологический, синтаксический), пафос, пейзаж, перифраз(а), персонаж, песня, пиррихий, повествователь (рассказчик, нарратор), повесть, повтор, портрет, поэма, поэтика (общая, частная, историческая), проблема, проблематика, проза, пролог, проспекция, пространство художественное, протагонист, противопоставление (антитеза), прототип, психологизм, пятистишие

Развитие действия, развязка, рассказ, «рассказ в рассказе», реализм, ремарка, реминисценция, ретардация, ретроспекция, ритм, рифма, рифма богатая, рифма гипердактилическая, рифма дактилическая, рифма женская, рифма кольцевая, рифма мужская, рифма неточная, рифма перекрестная, рифма смежная, рифма точная, род литературный, роман, романтизм

Сарказм, сатира,секстина, семиотика, семистишие, сентиментализм, символизм, синекдоха, синонимы, система авторских оценок, содержание литературного произведения, сонет, спондей, сравнение, стиль, стилевая доминанта,стилизация, стих, стихотворение, стихотворная стопа, стихотворный размер, строка наращенная, строка усеченная, «строфа онегинская», строфа стихотворная, сюжет, сюжетность,сюжетные элементы

 

Тема, тематика, текстология, теория литературы, терцины, тип литературный, типизация,трагедия, трибрахий, тропы

9 стр., 4152 слов

Проанализируйте примеры рассеянности из литературных произведений ...

... с. 23—38. Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.) Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971 Деятельность. Сознание. Личность (idem), 1977 Воля, 1978 А.В. ...

Усиление, умолчание

Фабула, фантастика,фельетон, форма художественная

Характер, хорей, хронотоп,художественность

Цезура

Экспозиция, элегия, эпиграмма, эпилог, эпитафия, эпитет, эпитет окказиональный, эпитет метафорический, эпопея, эпос,

Юмор

Ямб

Примечание: выделенные термины не включены в раздел «Словарь» к планам практических занятий, однако их внесение в индивидуальные словари по мере изучения курса и знание обязательно.

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Лабораторное занятие № 4

Мотив в литературе

1. Проблема мотива в литературоведении.

2. Классификации мотивов.

3. Фольклорные мотивы в литературе.

Задания

 

1. Изучите работы А.Н. Веселовского «Поэтика сюжетов», М.М. Бахтина «Формы времени и хронотопа в романе» (1937-1938), исследовательскую литературу по теме. Выясните следующие вопросы:

– что вкладывают ученые в содержание понятия мотив;

– как связаны понятия мотив и сюжет в работах ученых;

– какое из предложенных определений мотива является верным (ответ проиллюстрируйте примерами); поясните, если выбран не один вариант:

 

мотив – это 1) тема произведения или высказывания героя;

2) повторяющееся слово или сочетание слов;

3) повторяющееся событие или явление.

 

2. Составьте опорный конспект, раскрывающий содержание понятия мотив, включив в него типологию мотивов, выделяемых литературоведами. Дополните его классификацией, представленной в западноевропейском литературоведении (см. далее).

Приведите примеры разного рода мотивов в фольклоре и литературе.

 

«Мотив (лат. motivus – побуждающий), <…> 3. содержательно-структурное единство как типич., исполненная значения ситуация, которая охватывает общие тематические представления (в противоп. определенному и оформленному через конкретные черты материалу , который, напротив, может включать в себя многие М.) и может становиться отправной точкой содержания человеч. переживаний или опыта в символич. форме, осознающих оформленный элемент материала независимо от идеи: напр. просветление нераскаявшегося убийцы (Эдип, Ивик, Раскольников).

Следует различать ситуационные М. с постоянной ситуацией (соблазненная невинность, возвращающийся странник, отношения треугольника) и М.-типы с константными характерами (скупец, убийца, интриган, призрак), так же как пространственные М. (руины, лес, остров) и временны́́е М. (осень, полночь).

Собственная содержательная ценность М. благоприятствует его повторению и часто оформлению в определенный жанр. Существуют преимущественно лирич. М. (ночь, прощание, одиночество), драматические М. (вражда братьев, убийство родственника), балладные М. (Ленора-М.: появление умершего возлюбленного), сказочные М. (испытание кольцом), психологические М. (полет, двойник) и т.д., наряду с ними постоянно возвращающиеся М. (М.-константы) отдельного поэта, отдельных периодов творчества одного и того же автора, традиционные М. целых литературных эпох или целых народов, а также независимо друг от друга одновременно выступающие М. (общность М.).

История М. (П. Меркер и его школа) исследует историческое развитие и духовно-историческое значение традициональных М. и устанавливает существенно различное значение и воплощение одинаковых М. у разных поэтов и в разные эпохи. В драме и эпике различают по важности для хода действия: центральные, или стержневые, М. (часто равные идее), обогащающие побочные М., или окаймляющие, М., лейт-, подчиненные, детализирующие наполняющие и «слепые» М. (т.е. отклоняющие, иррелевантные для ходя действия)…» (Wilpert G. von. Sachörterbuch der Literatur. – 7., verbesserte und erweiterte Auflage. – Stuttgart, 1989. – S. 591).

 

3. Определите мотивы, объединяющие произведения И.А. Бунина:

– «За все тебя, Господь, благодарю!..» (1901), «Одиночество» (1903);

– «Портрет» (1903), «Настанет день – исчезну я…» (1916), «Свет незакатный» (1917).

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Сквозные мотивы в русской литературе».

Словарь:мотив.

Текст для аудиторной работы: тексты классиков литературы (по выбору студента)

 

Литература

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М.: Худ. лит., 1986. – С. 121-290.

2. Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // // Введение в литературоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Под ред. П.А. Николаева. – М., 1988. – С. 285-288 (// Осьмакова Л.Н. Хрестоматия по теории литературы. – М., 1982. – С. 361–369).

3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 182-186-199, 230-240, 323-324.

5. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999. – С. 266–269.

6. Целкова Л.Н. Мотив // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 202–209.

Лабораторное занятие № 7

Автор и герой в литературном произведении

1. Проблема автора в литературоведении. М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев и др. о проблеме автора в литературе.

2. Многоаспектность категории «автор» в литературоведении.

3. Содержание и соотношение в пределах литературного творчества понятий «автор биографический», «образ автора», «повествователь», «автор как выразитель концепции произведения».

4. Особенности проявления авторской субъективности в художественной литературе (непосредственное, опосредованное проявление).

Формы объективации автора (герои, сюжет, пейзаж и др.) в литературном произведении.

 

Задания

1. Изучите работы М.М. Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности», Д.С. Лихачева «Историческая поэтика русской литературы», подготовьте конспекты основных положений по теме.

2. Сравните две фразы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и установите, принадлежат ли субъекты изображения и речи к одному и тому же типу или в одном случае перед нами повествователь, а в другом – образ автора:

1) Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним;

2) Покамест моего романа

Я кончил первую главу.

3. Правильно ли, с научной точки зрения, считать, что в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин рассказал о своих встречах А.П. Керн? Аргументируйте ответ.

4. Можно ли считать, что многообразие голосов героев в произведении – это один голос – голос автора?

Индивидуальное задание

Подготовьте сообщение на тему: «Автор и герой в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Словарь: автор, образ автора, повествователь (рассказчик, нарратор), герой литературный, персонаж, характер, герой лирический, протагонист, антигерой, прототип.

Тексты для аудиторной работы:А.П. Чехов «Человек в футляре», С.А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», А.Т. Твардовский «Василий Теркин», В.Н. Крупин «Река Лобань».

 

Литература

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. – М., 1986.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 11-21.

3. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. – СПб.: Алетейя, 2001.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 54-79.

 

Лабораторное занятие № 8

Пейзаж, интерьер в литературном произведении

1. Пейзаж в литературе разных эпох.

2. Типологические разновидности пейзажа.

3. Функции пейзажа в литературе.

4. Интерьер и его роль в литературном произведении.

 

Задания

 

1. Составьте научные статьи «пейзаж», «интерьер» для словаря литературоведческих терминов.

2. Изучите статью Е.А. Шириной (см. в списке литературы), установите идейно-художественные функции пейзажа в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи», сделайте краткий конспект.

 

Словарь: пейзаж, образ природы, интерьер.

 

Тексты для аудиторной работы: И.С. Тургенев «Отцы и дети»,

Н.В. Гоголь «Мертвые души»,

И.А. Бунин «В гостиную, сквозь сад и пыльные гардины…», «Старик сидел, покорно и уныло…»

Литература

1. Себина Е.Н. Пейзаж // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 228-239.

2. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – С. 206-212.

3. Ширина Е.А. Идейно-художественные функции пейзажа в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи» // Творчество И.А. Бунина и русская литература ХIХ-ХХ веков. Материалы научно-практической Всероссийской конференции. – Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. – С. 190-198.

Дополнительная литература

3. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики. Учеб. пособ. к спецкурсу. – Москва-Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. – С. 28-47.

4. Назарова Л.Н. О пейзаже в «Записках охотника» И.С. Тургенева и в крестьянских рассказах И.А. Бунина конца 1890-х – начала 1910-х годов // Поэтика и стилистика русской литературы. – Л.: Наука, 1971. – С. 253-262.

Лабораторное занятие № 9