Активное социально-психологическое обучение
Вопрос, поднятый в данной теме, на сегодняшний день очень актуален, в силу того, что обучение без заинтересованности не эффективно. Для того, чтобы повысить эффективность обучения, необходимо увлечь обучаемого в учебный процесс. Этому способствуют методы социально- психологического обучения.
Цель работы — рассмотреть что представляет собой активное социально-психологическое обучение, методы, которые оно использует.
Для этого необходимо рассмотреть:
— понятие активного социально-психологического обучения
— классификацию методов
социально-психологический тренинг, как один из основных методов активного социально-психологического обучения
деловую игру как метод социально- психологического тренинга
применение теории в преподавательской деятельности
Активное социально-психологическое обучение — новая быстроразвивающаяся область практической психологии. Актуальность разработки и внедрения различных форм такого обучения тесно связана с происходящими в последнее время изменениями в общественной практике — прежде всего с возрастанием роли человеческого фактора и, соответственно, усилением значимости компетентного общения.
Для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания.
Активное социально-психологическое обучение направлено на обучение в группах. Это связано прежде всего с тем, что на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов, интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности к своим подсознательным ощущениям.
Но групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе.
Барьеры препятствуют свободному полету мысли, ограничивая, иногда до уровня тривиальностей, те идеи, которые он позволяет себе высказывать.
Раскрепощение интеллектуальных возможностей за счет ослабления барьеров — магистральный путь развития творческих способностей человека. Снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс помогает работа в группе. При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участников на невозможность решить поставленную задачу. Взаимная стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровня познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе. Решение задач преодоления психологических барьеров воплощено в наборе методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров.
Сущность, социально-политические проблемы обеспечения информационно-психологической ...
... традиционном их толковании растут удельный вес и значимость информационно-технического и информационно-психологического противоборства. Превосходство в эфире теперь является непременным условием победы в воздушном, морском ... оружии. Рост роли информационной борьбы объективно ведет к снижению рельефно существовавшего ранее барьера между войной и миром. По мере разв
В последнее время методы активного социально-психологического обучения (МАСПО) находят все более широкое применение в тех областях человеческой практики, где успех деятельности в значительной мере зависит от умения общаться.
Под активным групповым методом (АГМ) обычно понимают любой способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач.
Активные групповые методы условно объединяют в три основных блока:
а) дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);
б) игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры: ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);
С.В. Петрушин предлагает основные методы активного социально-психологического обучения подразделять по основным направлениям психологии и выделяет тренинг-группы, группы встреч, психодраму, гештальт-психотерапию. Существуют и другие классификации методов активного социально-психологического обучения с ними можно ознакомится изучив рекомендуемую литературу.
В теории обучения выделяют методы активного обучения, такие как неимитационные и имитационные методы.
1) Неимитационные методы — это лекции, практические занятия, курсовое и дипломное проектирование и др.(см.рис.1)
Неимитационные методы подразделяются на:
· метод «круглого стола»
· метод «мозгового штурма» («мозговой атаки»)
социальный психологический тренинг обучение
Рис. 1.Неимитационные методы
Метод «круглого стола» включает: определение проблемы дискуссии, приглашение специалиста по данной проблеме, подготовку вопросов к гостю круглого стола», выступление гостя, ответы на вопросы, дискуссию
Метод «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:
· Постановка проблемы, ознакомление обучаемых с правилами поиска решений и поведения в процессе «мозгового штурма».
· Формирование микрогрупп и экспертной группы (по 1 эксперту на каждую микрогруппу).
· Тренировочная сессия (разминка) с целью помочь участникам преодолеть психологический барьер (неловкость, стеснительность).
· «Генерирование идей» в микрогруппах. Идеи высказываются каждым участником микрогруппы по очереди и фиксируются экспертом. Критика идей на этом этапе строго запрещена
Методы активного социально-психологического обучения
... таковой). Речевое воздействие в тренинге опирается как на аргументацию, апеллируя к социально и культурно обусловленным ценностям, ... с руководством. Наконец, тренинг - одна из эффективных форм обучения, способствующего также развитию личности обучаемого. Тренинг как часть ... группового. Из этого следует, что возможна классификация тренинговых методов на те, которые направлены на отдельных участников, ...
· Оценка идей. Эксперты на основании установленных критериев отбирают идеи, микрогруппы отдыхают.
· Выбор наилучших идей, принятие коллективного решения.
«Мозговая атака» снижает самокритичность и предупреждает вытеснение оригинальных идей в подсознание как опасных для социального или научного реноме. Сама атмосфера мозговой атаки благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности.
Без давления критики и самокритики в процессе мозгового штурма точка зрения его участников на то, кок нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Ведь в противном случае одной пренебрежительной реплики бывает достаточно, чтобы сник неуверенный в себе участник и его интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, но неинтересным. Как известно, идея, находящаяся «в эмбриональном» состоянии, может выглядеть беспомощной, недоказательной и потому непривлекательной не только для других, но и для самого творца.
Снижение критичности в мозговой атаке достигается созданием благоприятных внешних условий, особой располагающей атмосферы. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки.
В рамках метода мозговой атаки используют различные приемы активизации мышления.
1) Имитационные методы, которые предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам и связаны с моделированием профессиональной деятельности.
Рис.2 Имитационные методы
Основной формой приложения методов активного социально-психологического обучения является социально-психологический тренинг.
В психологической науке теория и практика тренингов разработана достаточно глубоко. Существует множество подходов к определению понятия «тренинг».
По Ю.Н.Емельянову, тренинг — «группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности»
По Л.А.Петровскому тренинг — «средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного воздействия».
По Б. Д. Парыгину, тренинг — «активное групповое обучение навыкам общения в жизни и обществе вообще»
По С. И. Макшанову, это «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека».
Под социально-психологическим тренингом (СПТ) в самом широком смысле понимается практика психологического воздействия, основанная на методах групповой работы.
Анализ взаимосвязи самоэффективности руководителя и участников рабочей группы
... участников группы. 2. Низкая самоэффективность руководителя способствует понижению самоэффективности участников группы. Положения, выносимые на защиту В ходе групповой деятельности ... могут служить базой для тренингов и консультаций по заданной ... группы. Глава 1. Теоретический анализ понятия самоэффективности Конструкт самоэффективности был подробно описан впервые А.Бандурой в рамках его социально ...
В ходе СПТ происходит овладение определенными социально-психологическими знаниями и коррекция поведения личности, формируются навыки межличностного взаимодействия, развиваются рефлексивные способности (например, способность анализировать ситуацию и собственное поведение, умение гибко реагировать на ситуацию и быстро перестраиваться в различных условиях. В процессе тренинга возможно изменение стереотипов, имеющихся у участников группы и мешающих им справляться с нестандартными обстоятельствами профессиональной деятельности.
Рассмотрим основные этапы социально-психологического тренинга.
На первом этапе проводятся психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которое позволяло бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, данные эти упражнения служат «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы.
При проведении упражнений этого вида вводился ряд ориентировочных основ: подготовка сообщений, передача информации, прием и структурирование сообщений.
В основной части занятия проводятся упражнения развивающие те качества которым посвящено занятие и связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, перцептивных способностей человека, развитием установок, определяющих поведение в общении, коррекцией и развитием системы отношений личности, поскольку личностное своеобразие является тем фоном, который окрашивает в разные «цвета» действия человека. Заключительный этап занятия, как правило, состоит из двух частей. В первой части проводится обсуждение того, что произошло на занятии (групповая рефлексия).
Основное внимание направляется на то, что нового получили члены группы: новые знания, новый опыт и навыки работы, как они оценивают общую организацию занятия, какие пожелания для ее усовершенствования они могут высказать.
Во второй части заключительного этапа занятия организовывается обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражениями благодарности за поддержку. Обычный вариант обращения к группе: «Что бы Вам хотелось сказать группе перед уходом? Возможно, Вам бы хотелось кого-то поблагодарить за понимание и поддержку, или самому выразить слова поддержки?».
В последнее время социально-психологический тренинг применяется в различных областях человеческой практики, в том числе в работе с профессионалами. Это объясняется тем, что он позволяет за сравнительно непродолжительное время решить задачу интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать неадекватное профессиональное поведение.
Проведение СПТ основывается на некоторых принципах, а именно: представления Я участника, активности на занятиях, открытой обратной связи, «здесь и теперь» и других.
Соблюдение этих принципов в процессе тренинга является важнейшим условием его эффективности. Одним из наиболее оптимальных представляется СПТ методом деловой игры. Его особенностью является воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности. Такое воссоздание достигается благодаря игровому имитационному моделированию и решению профессионально-ориентированных ситуаций при целесообразном сочетании индивидуальной и групповой игровой деятельности участников.
Виды социально-психологического тренинга
... группа — группа». Социально-психологический тренинг поведения(М. Форверг) направлен на изучение социального поведения через отношение че ... поведении и установках сознательной деятельности. Тренинг социализации личностипредставляет собой разновидность тренинга ... комфорт на занятиях. Рассматривая тренинг как метод психологической ... место для проведения подвижных игр, упражнений стоя или с ...
Достоинствами данного метода являются:
· условия деловой игры являются весьма приближенными к условиям реальной служебной деятельности
· более интенсивном взаимодействии его участников
· возможна диагностика некоторых психологических явлений.
Целями предлагаемого тренинга являются, во-первых, развитие умений, помогающих осознавать наличие проблемных профессиональных ситуаций, во-вторых, развитие способности анализировать данную ситуацию и свое поведение в ней и, в-третьих, вырабатывание умений профессионального поведения, которые являются оптимальными в используемой в деловой игре служебной ситуации и способствуют ее разрешению.
Эффективность проведения СПТ методом деловой игры во многом зависит от понимания его целей участниками группы. В связи с этим ведущему во вступительном слове рекомендуется не только сформулировать цели занятия, но и более подробно раскрыть значимость и содержание каждой из них, сопровождая свои пояснения примерами.
В преподавательской деятельности очень важно использовать методы активного социально — психологического обучения как основной метод активизации студентов на занятии.
Приведу примеры.
Пример 1. Первое занятие у студентов 1 курса колледжа, обучающихся после 9 класса. Студенты еще школьники, им бы быстрее уйти домой. Лекция в объеме для колледжей прочитана, задачу никак понять не могут и не хотят. Времени до конца пары остается еще час.
Тогда спонтанно приходит мысль разбить группу на 3 команды, каждая из которых будет представлять определенную фирму. Ситуацию мы назвали «Фирма». Чтобы их заинтересовать, необходимо говорить о чем-то близком школьникам. Суть состояла в том, что они должны были определиться кто кем будет в фирме, какую продукцию фирма будет производить и представить рекламу продукции. «Фирмы» выбрали товары молоко, памперсы и кофе.
С этой задачей студенты справились замечательно. Проявились и художественные способности, и стихотворные, и организаторские, а самое главное — каждый пытался найти решение для мнимой «фирмы».
Моя же цель — заинтересовать их — была достигнута и подтверждение тому слова одного из студентов: «А давайте побольше таких занятий».
В данном случае использовался принцип метода ролевой игры. Так, тот кто назначил себя «директором» объединил вокруг себя остальных ребят, те кто рисовал и сочинял слоганы, соответственно были «менеджерами по рекламе», тот кто отвечал на вопросы, куда будем поставлять молоко, был соответственно «менеджером по сбыту».
Пример 2. Семинарское занятие по «Экономической теории» по теме «Ограниченность ресурсов» у студентов 1курсов специальности «Маркетинг». Для закрепления материала по вопросу «типы экономики» студентам дается задание определить каким образом будет действовать «невидимая рука» А.Смита в конкретной ситуации.
Психолого-педагогические принципы организации деловой игры
... деловых игр............................................................................................................. 5 Принципы организации деловой игры............................................................................................. 6 Цели деловой игры............................................................................................................................. ...
Моя цель — заставить их всех подумать над данным вопросом и понять принцип действия «невидимой руки».
Группа разбивается на микрогруппы и начинается обсуждение в каждой из групп. Через некоторое время каждая группа высказывается по данному вопросу.
Группа же в целом получила положительный заряд в силу того, что появляется элемент соревнования, каждая группа хочет ответить максимально верно.
В заключении данной работы мне хотело бы сказать, что методы активного обучения необходимо использовать в нашей преподавательской деятельности прежде всего потому, что это заставляет и нас- преподавателей- настраиваться на активное взаимодействие со студентами, что немаловажно.
Принцип обучения должен строиться на том, что материал, подаваемый преподавателем должен с интересом восприниматься обучаемыми и тогда это, возможно, найдет отклик в каждом студенте.
Список использованной литературы
. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга //Вопросы психологии.1999.-№4.-с.52-58
. www.academy.edu.by/ksionda
. http://magazine.mospsy.ru/nomer6/s10.shtml Московский психологический журнал. №6 С.В.Ликанов, А.Д.Левицкий. «Системный подход к обучению и тренингу»