Исследование эффективности проблемного обучения в ДОУ(старшая группа)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………………..3,4

Глава 1.

1.1.Использование современных технологий обучения используемых в ДОУ…………………………………………………………………….. ……………………….5-17

1.2.Технология проблемного обучения……………………………………………18-24

1.3.Возможности использования технологий проблемного обучения в ДОУ………………………………………………………………………………………………..25-29

Глава 2.

2.1.Исследование эффективности проблемного обучения в ДОУ(старшая группа)……………………………………………………………………………………………30-39

Заключение……………………………………………………………………………………40,41

Библиографический список……………………………………………………………42,43

Введение

Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы,проявление новых форм обучения,возникновение новых типов образовательных учреждений,общее направление образования на развитие личности учащегося,на формирование его интеллектуального,нравственного духовного потенциала(что фиксируется в законе РФ «Об образовании»,в Национальной доктрине образования РФ) ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования,к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т. д. В этом контексте исследователи все чаще обращаются к потенциальным возможностям различных концепций обучения,разнообразных направлений педагогической науки. Большое внимание уделяются учеными анализу теорий обучения: теории поэтапного формирования умственных действий,проектного,программированного, проблемного обучения.

11 стр., 5108 слов

Тема 5.Обучение в целостном педагогическом процессе

... образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое ... имеющимися у учащихся знаниям, умениями, отношениями и предъявляемым требованием –проблемных ситуаций.Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и ...

В этом ряду все большее внимание обращается на проблемное обучение(С.И.Архангельский,Ю.К.Бабанский, А.В. Брушлинский, М.А. Данилов, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, И.А. Ильницкая, В.В.Краевский, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, и др.).

Как отмечается многими исследователями (А.В. Брушлинской, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.),отвечающим задачам развития личности учащегося является именно проблемное обучение, которое как еще подчеркивалось С.Л. Рубинштейном, связано с проблемной ситуацией-началом развития мысли человека. Оно является основой такой организации учебного процесса, при котором развивается творческая,поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, что так же рассматривается в качестве одной из основных задач современной школы. Актуальность проблемного обучения заключается в том,что оно в отличие от традиционного доставляет воспитанникам радость самостоятельного поиска и открытия и,что самое главное,обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей,их творческой активности.

Оно направлено на то,что бы сформировать у дошкольников необходимую систему знаний,умений и навыков, а так же достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению,самообразованию.

Целью моей работы будет:теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования проблемного обучения в детском саду.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Изучить технологию изучения в ДОУ;

2.Определить сущность и особенности использования проблемного обучения;

3.Провести экспериментальную работу по теме иссследования

Объектом исследования: данной работы выступает технология обучения в ДОУ.

Предметом исследования: будет технология проблемного обучения.

Глава 1.Теоретические основы проблемного обучения

1.1. Обзор современных технологий обучения,используемых в ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями,его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В.Ф.Одоевский.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения-выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии,которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом,не над ним а вместе!». Его цель-содействовать становлению ребенка как личности.

Для начала,определим что же все таки означает сам термин «технология».

12 стр., 5716 слов

Условия формирования готовности к школьному обучению в условиях ...

... личностную, мотивационную, социально-психологическую, коммуникативную и интеллектуальную. [12] Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного ... ценой, ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению здоровья ребенка, психоневрологическим расстройствам. [8] Готовность к школе является, с одной ...

Технология — это совокупность приемов,применяемых в каком либо деле,мастерстве,искусстве(толковый словарь).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок,определяющих специальный набор и компоновку форм,методов,способов,приемов обучения,воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

на сегодняшний день насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования(критерии)педагогической технологии:

· Концептуальность

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию,включающую философское ,психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность — технология должна обладать всеми признаками системы:

· логикой процесса

· взаимосвязью его частей

· целостностью

Управляемость — возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность — современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость-возможность применения (повторения,воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях,т.е. Технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства(дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1. Здоровье-сберегающие технологии;

2. Информационно-коммуникативные технологии;

3. Личностно -ориентированные технологии;

4. Технология портфолио дошкольника и воспитателя;

1.Здоровье-сберегающие технологии

Целью здоровье-сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровье-сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье-сберегающих технологий зависит:

6 стр., 2817 слов

21. Обучение как категория педагогики

... в этом человеке. 25. Понятие педагогической технологии. Технологии – системный метод создания, применения, определения ... учащегося,квалификации работников. 23. Формирование как категория педагогики Формирование- процесс становаления человека,как социального существа ... база: Образовательная программа- документ определяющий содеражание обучения определенного уровня и направленности. ФГОС- федеральный ...

1. от типа дошкольного учреждения,

2. от продолжительности пребывания в нем детей,

3. от программы, по которой работают педагоги,

4. конкретных условий ДОУ

5. профессиональной компетентности педагога,

6. показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровье-сберегающих технологий:

1. медико-профилактические(обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств-технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровье-сберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные(направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка-технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка(обеспечивающие и социальное здоровья ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

4. здоровье-сбережения и здоровье-обогащения педагогов(направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика(для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика,динамические паузы,релаксация);

5. образовательные(воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни(технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги , игротерапия), самомассаж); коррекционные( арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.);

7. к числу здоровье-сберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2.Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образование с использованием современных информационных технологий(компьютер, интерактивная доска,планшет и др.)

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

1. идти в ногу со временем,

2. стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

3. наставником в выборе компьютерных программ,

4. сформировать основы информационной культуры его личности,

5 стр., 2170 слов

Здоровьесберегающие технологии детей дошкольного возраста

... образовательном процессе, огромное внимание должно уделяться технологиям обучения здоровому образу жизни, воспитанию культуры здоровья. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не ...

5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач н……..

Библиографический список.

1. Бабанский Ю. «Интенсификация процесса обучения».-М.: Просвещение,1991.

2. Бертон В. «Принципы обучения и его организация».М.,1994.-159с.

3. Беспалько В. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения».-М.: Педагогика, 1995.

4. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов-СПБ Питер,2000.

5. Брушлинский А.В. « Психология мышления и проблемного обучения».-М.: «Знание», 1983.-96с.

6. Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».М., 1985-585с.

7. Дьюи Дж. «Психология и педагогика мышления» (Как мы мыслим): Пер. С англ.М.,1999.-489с.

8. Козлова С.А.,Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. педаг. учеб. заведений.-4-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия»,2002.-416с.

9. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки,сущность,перспективы.-М.: «Знание»,1991.-80с.

10. Лернер И.Я. Проблемное обучение.-М.: «Знание»,1974.-64с.

11. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968г.-№7

12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова.-Балашов: Николаев, 2005.

13. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения// Оконь В. Основы проблемного обучения. пер. с польск.-М.: «Просвещение»,1968.-сс. 186-203.

14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика 1972.

15. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика,1975.-368с.

16. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. М.,1990.-234с.

17. Педагогическая энциклопедия.-М.: «Знание»,1979.

18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие. М.,1998.-185с.

19. Стеркина Р.Б. Программно-методическое обеспечение ДОУ: проблемы и перспективы//Обруч.-1999.-№5

20. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.-М.: Издательство «Детство-Пресс»,2012.-с.58.