Исследование эффективности проблемного обучения в ДОУ (старшая группа)

Оглавление:

Введение…3,4

Глава 1.

1.1.Использование современных технологий обучения используемых в ДОУ… …5−17

1.2.Технология проблемного обучения…18−24

1.3.Возможности использования технологий проблемного обучения в ДОУ…25−29

Глава 2.

2.1.Исследование эффективности проблемного обучения в ДОУ (старшая группа)…30−39

Заключение…40,41

Библиографический список…42,43

Введение

Происходящее в России глубинное реформирование образовательной системы, проявление новых форм обучения, возникновение новых типов образовательных учреждений, общее направление образования на развитие личности учащегося, на формирование его интеллектуального, нравственного духовного потенциала (что фиксируется в законе РФ «Об образовании», в Национальной доктрине образования РФ) ставит новые проблемы перед педагогической наукой. Они относятся к содержанию образования, к формам организации учебного процесса, к методам обучения и т. д. В этом контексте исследователи все чаще обращаются к потенциальным возможностям различных концепций обучения, разнообразных направлений педагогической науки. Большое внимание уделяются учеными анализу теорий обучения: теории поэтапного формирования умственных действий, проектного, программированного, проблемного обучения.

В этом ряду все большее внимание обращается на проблемное обучение (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, А.В. Брушлинский, М.А. Данилов, И.А. Зимняя, Т.А. Ильина, И.А. Ильницкая, В.В.Краевский, В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев, и др.).

Как отмечается многими исследователями (А.В. Брушлинской, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.), отвечающим задачам развития личности учащегося является именно проблемное обучение, которое как еще подчеркивалось С.Л. Рубинштейном, связано с проблемной ситуацией-началом развития мысли человека. Оно является основой такой организации учебного процесса, при котором развивается творческая, поисковая, исследовательская деятельность обучающихся, что так же рассматривается в качестве одной из основных задач современной школы. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет воспитанникам радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

10 стр., 4973 слов

Психологические условия эффективной организации процесса усвоения

... образом, без оптимизации учения невозможна общая оптимизация процесса обучения в современной школе. Рациональная организация учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном ... следующие факторы: научная содержательность учебного материала, его связь с практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, ...

Оно направлено на то, что бы сформировать у дошкольников необходимую систему знаний, умений и навыков, а так же достигнуть высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию.

Целью моей работы будет: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность использования проблемного обучения в детском саду.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Изучить технологию изучения в ДОУ;

2.Определить сущность и особенности использования проблемного обучения;

3.Провести экспериментальную работу по теме иссследования

Объектом исследования: данной работы выступает технология обучения в ДОУ.

Предметом исследования: будет технология проблемного обучения.

Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения

1.1. Обзор современных технологий обучения, используемых в ДОУ

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В.Ф.Одоевский.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения-выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель-содействовать становлению ребенка как личности.

17 стр., 8143 слов

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы

... технологии, использующиеся в образовательных учреждениях. Предмет исследования - здоровьесберегающие технологии, использующиеся при обучении школьников среднего звена. ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОЦЕССА .1 Понятие «здоровье». Состояние здоровья ...

Для начала, определим что же все-таки означает сам термин «технология».

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

на сегодняшний день насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Основные требования (критерии)педагогической технологии:

· Концептуальность

· Системность

· Управляемость

· Эффективность

· Воспроизводимость

Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность — технология должна обладать всеми признаками системы:

· логикой процесса

· взаимосвязью его частей

· целостностью

Управляемость — возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность — современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижения определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость-возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. Технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа возраста и личностных особенностей.

Структура образовательной технологии.

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

12 стр., 5891 слов

Технология социальной работы 3

... после отбытия наказания. повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, мероприятия по охране здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным ...

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1. Здоровье-сберегающие технологии;

2. Информационно-коммуникативные технологии;

3. Личностно -ориентированные технологии;

4. Технология портфолио дошкольника и воспитателя;

1.Здоровье-сберегающие технологии

Целью здоровье-сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

Здоровье-сберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровье-сберегающих технологий зависит:

1. от типа дошкольного учреждения,

2. от продолжительности пребывания в нем детей,

3. от программы, по которой работают педагоги,

4. конкретных условий ДОУ

5. профессиональной компетентности педагога,

6. показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровье-сберегающих технологий:

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств-технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровье-сберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка-технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие и социальное здоровья ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;

11 стр., 5293 слов

Педагогика шп

... формы воспитательной работы. Педагогика шп - Стр 2 25ПОНЯТИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ «Технология» образовано от греч ... воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.По времени проведения все формы можно разделить ... здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).В-третьих, результативность технологии ...

4. здоровье-сбережения и здоровье-обогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.);

7. к числу здоровье-сберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

2.Информационно-коммуникационные технологии.

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образование с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

1. идти в ногу со временем,

2. стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

3. наставником в выборе компьютерных программ,

4. сформировать основы информационной культуры его личности,

5. повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Решение этих задач н…

Библиографический список.

11 стр., 5269 слов

Развитие творческих способностей учащихся на уроках трудового обучения и технологий

... . Развитие творческих способностей учеников на уроках трудового обучения и технологий: Курсовая работа. - Славянск облИППО, 2015.- ... , исследуются противоречия, возникающие между целями традиционной педагогики и современными требованиями, предъявляемыми к личности, ... оказывает благоприятное влияние на воспитание у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять ...

1. Бабанский Ю. «Интенсификация процесса обучения».-М.: Просвещение, 1991.

2. Бертон В. «Принципы обучения и его организация».М., 1994.-159с.

3. Беспалько В. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения».-М.: Педагогика, 1995.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов-СПБ Питер, 2000.

5. Брушлинский А.В. «Психология мышления и проблемного обучения».-М.: «Знание», 1983.-96с.

6. Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка».М., 1985−585с.

7. Дьюи Дж. «Психология и педагогика мышления» (Как мы мыслим): Пер. С англ.М., 1999.-489с.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. педаг. учеб. заведений.-4-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с.

9. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы.-М.: «Знание», 1991.-80с.

10. Лернер И.Я. Проблемное обучение.-М.: «Знание», 1974.-64с.

11. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на всесоюзных педагогических чтениях.// Советская педагогика.-1968г.-№ 7

12. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие/ Е.А. Лобанова.-Балашов: Николаев, 2005.

13. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения// Оконь В. Основы проблемного обучения. пер. с польск.-М.: «Просвещение», 1968.-сс. 186−203.

14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика 1972.

15. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика, 1975.-368с.

16. Оконь В. Введение в общую дидактику: пер. с польск. М., 1990.-234с.

17. Педагогическая энциклопедия.-М.: «Знание», 1979.

18. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб.пособие. М., 1998.-185с.

19. Стеркина Р.Б. Программно-методическое обеспечение ДОУ: проблемы и перспективы//Обруч.-1999.-№ 5

20. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.-М.: Издательство «Детство-Пресс», 2012.-с.58.

7 стр., 3347 слов

Педагогика 22

... основной категории педагогики обучение рассматривается как: • процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта посредством организации усвоения учащимися научных знаний и способов деятельности ... а учителю — спроектировать траекторию индивидуального развития ученика. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором задаются однозначные цели ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector