Зрелый возраст Общая характеристика

Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зре­лость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.

Социальная ситуация развития в зрелости— это ситуа­ция реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.

Зрелому человеку свойственны:

  • реальные ожидания,
  • трезвые оценки возможностей
  • постановка конкретных жизненных целей (имеет налицо некоторые результаты продвижения к ним, субъективно переживая этот возраст как апогей жизни.)
  • устанавливается самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни как решаемой задачи.
  • стабилизируются основные психические структуры, ценностных ориентации, уровень притязаний.
  • продолжение профессионального развития. В случае достижения более высоких уровней в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека усиливается его общая мотивация, происходит творческое развитие себя как личности средствами профессии.

Например, у представителя правоохранительных органов в силу поискового характера профессиональной деятельности повышается уровень наблюдательности, развиваются критичность и аналитичность мышления, эмпатийность. Однако, как нам кажется, успехи в профессиональной сфере могут привести к развитию и таких проявлений, как преувеличение роли отдельных деталей объекта, чрезмерная подозрительность, вседозволенность, вынесение поспешных и ложных заключений.

Центральным возрастным новообразованиемзрелости можно считать продуктивность.Понятие продуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (профессиональную) продуктивность, так и вклад в воспи­тание и утверждение в жизни следующего поколения, свя­зано с заботой «о людях, результатах и идеям к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность влечет сосредоточенность на себе, что приводит к косности и застою, личностному опустошению. В психо­логии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Че­ловек личностно не чувствует себя состоявшимся, а свою жизнь — наполненной смыслами.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

Особенности психических процессов

Период зрелости(около 30—40 лет) характеризуется как годы оптимума для интеллектуальных достижений.

от 34 до 37 лет :

  • наступает второй пик в развитии мышления, устанавливаются все более тесные и устойчивые связи между образным, вербально-логическим и практическим мышлением.
  • наблюдается усиление в умственной деятельности роли образного и практического мышления.

начиная с 34-летнего возраста

  • наблюдается некоторый спад уровня развития свойств внимания и сенсорно-перцептивных функций .

к 40 годам:

  • возможно снижение некоторых физических и умственных функций, проявляющееся при максимальном напряжении в процессе деятельности.

Кризис 40 лет

К 40 годам человеком приобретается новый статус, который складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье.

Наблюдается осознание расхождения между мечтами, целями и действи­тельностью. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни. Осуществляется предварительное подведение итогов жизни, возможен кризис середины жизни.Это так называемый кризис 40 лет.

Р.Гаулд, Д.Левинсон характеризуют этот кризис (40—42 года) как взрыв, когда возникает ощущение, что жизнь проходит зря, появляются признаки утраты молодости и ухудшения здоровья. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого, т.е. осоз­нание человеком расхождения между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления.

Главные проблемы кризисасреднего возраста: убывание физических сил и привлекательности, сексуальность, ригид­ность.

Он характеризуется:

  • чувством сохранения рода
  • интересом к следующему поколению и его воспитанию.
  • риском оскудения межличностных отношений, т.к. эволюция семейной жизни, при неблагоприятном развитии, может привести к существованию супругов для самих себя

Выход из кризиса:

  • переформулировка целей на более реалистичную точку зрения;
  • осознание ограниченности вре­мени любого человека;
  • тенденция чувствовать свое положе­ние приличным;
  • довольствоваться тем, что есть;
  • ограничить­ся в планах на будущее;
  • выработка новой «Я»-концепции,
  • на основе самоанализа найти себе и своему «Я» место в новых условиях, выработать соответ­ствующую форму поведения и способ деятельности.
  • необходимо найти пути дальнейшего самосовершенствования и тем самым достигнуть соответствия между своими возможностями и мотивами

Невозможность осознания альтернативы приводит к аномальному развитию личности.

2 стр., 962 слов

Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности

... позднем возрасте. Противоречия и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды и разочарования, конфликты и их разрешение (в семье, на ... 1. Определить возрастные периоды развития человека. 2. Дать содержательную характеристику этапам зрелости. 3. Изучить кризисы зрелости и их роль в развитии личности. В своей контрольной работе я ...

Третья фаза периода зрелости (40/ 45—50/55 лет).

Общая характеристика

  • человек приобретает уверенную жизненную позицию и стабильность.
  • возрастают индивидуализация личностного развития, социальная ответственность за мир и реалистичность самооценки.
  • человек приобретает новое равновесие и привязанность к семье, хотя развитие личности еще не закончено.
  • продолжается профессиональное развитие. Накоплен значительный профессиональный опыт, достигнуты индивидуальные вершины в труде, имеется творческий потенциал, вложенный и/или вкладываемый в данную отрасль. При этом профессиональные притязания, как правило, остаются стабильными.

Особенности психических процессов

В целом в этом возрасте происходит дальнейшее снижение физических и умственных возможностей. Однако, как показывают исследования Б.Г.Ананьева, вербальные функции именно в данную фазу прогрессируют наиболее интенсивно, достигая самого высокого уровня после 40—45 лет.

Личностные особенности

Что же происходит с людьми в этом периоде, какие психоло­гические задачи стоят перед ними и как они их решают?

Семейные отношения

Прежде всего, что происходит в семье, где дети уже выраста­ют и покидают дом? Обращаясь к графику развития кризи­сов в семейных отношениях, его кривая резко начинает ползти вниз после 17-го года совместной жизни супругов. Бесстрастная статистика констатирует возрастание числа разводов у людей, достигших середины возраста зрелости — сорока — сорокапятилетних. Браки не выдерживают испытание вторым кризисным пе­риодом, который по мнению многих исследователей менее глу­бок, чем первый, и может продолжаться год или несколько лет.

Его возникновение часто совпадает с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб, возник­новением чувства одиночества, связанного с уходом детей, уси­ливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее пережива­ниями по поводу быстрого старения, а также возможного стрем­ления мужа сексуально проявить себя на стороне, «пока не по­здно».

Многие женщины ощущают в себе недостатки собственного мышления о жизни. Сегодня на моих глазах разворачивается уди­вительное явление — обращение женщин зрелого возраста к философскому и религиозному знанию, чаще всего это происхо­дит в виде самообразования, приобщения к церкви или, что бы­вает реже, но бывает, в виде общественных организаций, ставя­щих своей целью духовный рост человека. Женщины зрелого и пожилого возраста там бывают в роли организующего начала.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, ... вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – ...

Период зрелости — это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного Я, за счет возвращения к смыслу своей жизни.

Одна из них седая, с плохими зубами, расплывшей­ся фигурой, кое-как одетая, в свои 47 лет могла говорить только о дочке, о внучке, о том, как им трудно живется и она все силы отдает им. Я не поверила своим ушам, когда она сказала, что ей 47 лет. За короткое время встречи она не раз сказала о своей усталости и нежелании жить.

Вторая была совсем другой. Внешне могла бы еще вполне соперничать со своими взрослыми дочерьми, но са­мое главное для меня — она тоже помогала своим детям, она тоже любила и жалела их, но она не отказалась и от своей жиз­ни, у нее был свой смысл, своя отдельная (и независимая от детей и мужа) жизнь, она была, наконец, бесконечно привле­кательной и интересной собеседницей.

Вспомним Маргарет Митчелл, написавшую свои знаменитый роман «Унесенные ветром» во время работы в газете, где никто, естественно, не сокращал ее рабочий день, литературную карьеру Астрид Линдгрен, начав­шуюся в 48 лет книгой о Малыше и Карлсоне, жизнь Марии Кюри.

Наверное, многим часто не хватает сил для переживания границ собственного Я как границ неприкосновен­ных в силу множества обстоятельств, среди которых, полагаю, период зрелости приносит еще один постоянный источник стресса, у которого даже есть название, — «синдром опустевшего гнезда».

Специалисты чаще всего связывают этот синдром с состоя­нием женщины, так как считают, что у нее в большей степени, чем у отца, развито чувство сохранения семьи, любви к детям, заботы о них. С этим и связано более острое переживание пусто­ты, утраты смысла жизни.

Особенно сильно синдром опустевшего гнезда сказывается на женщине, у которой не было иных забот, иных жизненных ценностей, кроме материнства.

Женщина часто просто не хочет понять, что для нее насту­пил новый, очень интересный период жизни, свободный от многих повседневных обязанностей. Отношения с детьми теперь могут (и должны) перерасти в качественно новое чувство друж­бы, основанное на прежней любви друг к другу, взаимном дове­рии.

Надо готовить себя к этому новому чувству, выращивая его в отношениях со своими детьми, иначе (особенно женщина) можно попасть под пресс гнетущего чувства одиночества. Подготовка этого чувства связана с передачей ответственности за собственную жизнь взрослеющим и взрослым детям, а также с развитием у себя уверенности в себе и интереса к себе, который естественно перерастает и в интерес к другому человеку.

В этом синдроме опустевшего гнезда женщина в полной мере сталкивается с тем переживанием, которое позволяет ей ощу­щать в себе свои собственные личностные качества, обнаружить их наличие, или, увы, их отсутствие.

К концу периода зрелости мужчина приближается изрядно потрепанным физиологически, впереди его еще ждет период начала упадка сил.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок — неуве­ренность в себе, которая может быть разрушительной и при осу­ществлении интеллектуальной деятельности .

Мужчина, особенно старше сорока лет, остается ценным работником в своей профессиональной сфере. Однако он работает уже иначе — умеет отделять главное от второстепенного, полностью концентрируется на необходимых вопросах, и это дает высокие результаты. Исследователи творчества отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности.

С мужчиной происходят те же закономерности, что и с жен­щиной. Он должен к концу периода зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

Очень часто не используется потенциал зрелого мужчины, связанный с осознанием им границ собственного Я. Это прежде всего потенциал наставничества, руководства, учительства, как в семье, так и в социальной, и в профессиональ­ной деятельности. Эти люди просто должны (для сохранения сво­его психического здоровья) обмениваться с другими людьми своими знаниями и опытом, именно через это они будут учиться новому в сфере своей специальности. Именно это один из путей осуществления мужчиной социальных ролей более высокого по­рядка, чем это было в другие периоды жизни. Он становится хо­зяином большой семьи, где ему надо быть не только отцом, но и дедом, и свекром (или тестем) и тому подобное. Ему надо стро­ить отношения с людьми, которые принадлежат его семье, но являются ей, по сути, чужими.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормаль­ный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, простые и самые сложные — от кулинарии до философии—буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.

Кризис 50—55 лет

После 50 лет, когда накопленный опыт позволяет реалистичнее оценить соотношение ожидаемого и достигнутого, человек начинает подводить итоги своей прошлой деятельности и своим свершениям, задумываться о смысле жизни и ценности сделанного. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учетом своего профессионального статуса, физического состояния и положения дел в семье. Доминирующим источником жизненной удовлетворенности после 50 лет жизни становятся успехи детей.

Поздняя зрелость (50/55—60 лет), иличетвертая фаза периода зрелости

  • характеризуется более очевидным упадком физических и умственных возможностей,
  • ослаблением сексуальных функций и интересов,
  • стремлением продлить состояние жизненной активностииз-за сокращения будущего времени жизни.
  • вместе с тем это пик для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора наиболее интересных для личности общественных дел.
  • возможно продолжение творческой деятельности и профессионального самоопределения,выражающихся в анализе и обобщении своего профессионального опыта и передаче его следующему поколению. В развитии профессионала наступает следующая фаза —фаза наставничества.Появление учеников и последователейделает жизнь наполненной, осмысленной и перспективной.
  • к завершению периода зрелости (примерно к 60/65 годам), как правило, происходит снижение уровня профессиональных притязаний.Изменяется мотивация в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости или сопротивлением ее наступлению.

Итак, период зрелости, период постепенного физического увядания, период изменения жизненного пространства за счет появления в нем новых чужих людей, которые будут в нем не случайными гостями, а спутниками жизни. Период зрелости, о котором человеку напоминают прежде всего окружающие, ожи­дая от него мудрости, понимания своего дела, если хотите, то совершенства, и в то же время склонные к оценке его как «пред­ка», как человека устаревающего, отстающего от времени.

13 стр., 6122 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время ... по- разному. Иногда деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях ...

5