Феномен психологической границы личности

Московский гуманитарный Университет

Факультет психологии

Курсовая работа на тему

ФЕНОМЕН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ

Студента 3 курса, гр.301313

Н.Н. Амосенковой

Москва 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Психологическая граница

1. Психологическая граница в психологии телесности

2. Понятие психологической границы в философии

3. Понятие психологической границы в гештальт-терапии

Глава 2. Взаимоотношения учителя и ученика в случае слабо сформированной психологической границы

Заключение

Литература

Введение

Наш опыт соприкосновения с миром формируют различные психологические границы, которые очень часто далеки от оптимальных. Несформированность и нарушения функции границы, связаны с образованием отрицательных моторных установок, появившихся в результате психологических травм. Социокультурная среда и воспитание, в большинстве случаях способствуют формированию этих отрицательных моторных установок. Однако психологическая граница развивается и изменяется на протяжении всей жизни.

Феномен психологических границ на сегодняшний день остаётся одним из самых мало исследованных.

В рамках различных школ это понятие используется очень давно: в работе гештальт-терапевтов, последователей К.Г. Юнга, последователей К. Роджерса, телесно-ориентированных психотерапевтов. Но если просмотреть психологические словари — поиски «психологической границы» окажутся безрезультатными. С одной стороны, всем понятно, что каждый человек как-то выделяет себя из внешнего мира. И то, что выделяет «Я» из окружающего мира, то, что отделяет «Я» от «не-Я» и есть психологическая граница. С другой стороны есть объективная сложность в измерении виртуального образования служащего границей для другого нефизического образования. Д.А. Бескова и Ш. А. Тхостов в своей работе посвящённой изучению психологических границ пишут об этой сложности так: «Проблема заключается в том, что граница телесности — феномен очень сложный и трудноуловимый, существование такой границы кажется несомненным, но представляет большие сложности для объективации».[1]

9 стр., 4094 слов

Современная социально-психологическая проблематика феномена доверия

... . Исаев именно субъективный мир полагают основным предметом психологического изучения. А центральным феноменом человеческой субъективности является феномен рефлексии, способности, которая позволяет субъекту "сделать ... сути, те же психотерапевтические цели - помочь человеку стать аутентичным, расширить границы доверия к себе - преследуют сторонники и других психотерапевтических и психокоррекционных ...

В современной российской психологии данной проблематике посвящены работы Т.С. Леви, Д.А. Бесковой, Ш. А. Тхостова. Понятие психологической границы широко используется в работах И. Вачко, Е.И. Середы и некоторых других исследователей.

Цель работы: рассмотреть психологическую границу как психологический феномен личности.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть психологическую границу как функциональный орган.

2. Рассмотреть понятие оптимальной психологической границы.

3. Изучить понятие психологической границы в философии.

4. Изучить понятие психологической границы в гештальт- терапии.

5. Рассмотреть возможные проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика в случае слабо сформированной психологической границы.

Методы:

1. Анализ научной литературы.

Глава 1. Психологическая граница

1.1 Психологическая граница в психологии телесности

В филосовской, психологической и психотерапевтической литературе можно встретить разную терминологию, обозначающую данный феномен: граница жизни и граница Я-чувства (В.А. Подорога), контактная граница (Ф. Перлз), энергетическая граница (Л. Марчер), граница «Я» и внутренняя граница (А.Ш. Тхостов) и др.

К. Ясперс пишет: «Любая жизнь проявляет себя как постоянный обмен между внутренним миром и окружающим миром» [9,37]. Этот обмен осуществляется на границе жизненного образования.

Есть ощутимая разница между реальным, объективным, биологическим телом и психологическим образом этого тела переживаемым субъектом. Разница между тем как тело функционирует биологически, тем как оно устроено анатомически, и тем как мы сами его представляем, тем как мы его переживаем, как мы его чувствуем изнутри. Какие-то процессы, проходящие в нашем теле полностью не осознаются нами — течение крови по венам, артериям и сосудам, процесс пищеварения: выделение питательных веществ из пищевой массы, их всасывание, попадание в кровь, доставка клеткам. В то же время есть телесные процессы очень значимые для человека, но не имеющие большого значения для биологического тела — например прикосновение любимого человека — физически это контакт с небольшим участком кожи, возбуждение небольшого количества тактильных рецепторов, но для живого человека это мощнейшее эмоциональное переживание.

12 стр., 5956 слов

Психологическая культура человека

... отношений с другими людьми. Главные элементы психологической культуры человека: познание себя и другого человека. Андре Моруа писал «Люди так любят слушать ... отграничивается от лежащей ниже височной доли. Задней границей теменной доли служит конец вышеупомянутой теменно-затылочной ... расположенной на медиальной поверхности полушария, но эта граница неполная, ибо названная борозда не заходит далеко ...

Точно так же существует разница между реальными, объективными границами тела, которые совпадают с кожей нашего тела и психологическими границами, которые могут выходить за пределы физических границ.

Где проходит эта граница и что она собой представляет?

Граница — это проложенная наяву или воображаемая линия, отделяющая один объект от другого. Соответственно психологическая граница личности отделяет внутренний мир личности от внешнего мира, от других людей.

Вот что пишет В.А. Подорога о границе: «Эта граница — вибрирующая, постоянно меняющая свою линию напряжения, консистенцию, толщу, активность двух сред, совпадающих в ней (Внешнего и Внутреннего), -и есть промежуток жизни, который мы не в силах покинуть пока живем; нечто, что всегда между, — может быть интервал, пауза, непреодолимая преграда, охранительный вал, а может быть и дыра, разрез и, тем не менее, только здесь мы обретаем полноценное чувство жизни».[3,51]

Жизненный путь может быть рассмотрен как процесс формирования человеком собственной психологической границы. Т.С. Леви пишет: «Психологическая граница формируется в процессе осознания своего собственного внутреннего пространства и его отстаивания, преодоления симбиотических отношений. Такое преодоление означает обретение права на самоопределение, свободу, но вместе с тем и ответственность за себя"[2,79]. В.А. Подорога, рассматривая историю возникновения психологической границы в онтогенезе, пишет: «Ребенок и мать-находятся под одним (материнским) покровом… Все ощущения, связанные с формированием психического Эго ребенка определяются самым ближайшим к нему Другим. Этот Другой всегда будет его второй кожей, которой ему всегда будет недоставать. И эта вторая кожа не только являет собой нечто вроде панцирной защиты, но и может оказаться самым опасным врагом первой». Так же «…всякая попытка реконструкции психического Эго определяется учетом взаимодействия первой и второй кожи и без последней, собственно, никакое психическое Эго не в силах ни сформироваться, ни проявить себя. Именно вторая кожа открывает этот, не всегда безопасный путь в мир других тел, к телу Другого, но вторичным ходом — путь к своему телу» [3,47−48].

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... самостоятельная наука для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются ... это тоже результат воспитания и влияние национально-культурной среды. Границы культуры, по мнению Х. Дуйкера и Н. ... лучше замечают особенности отдельных лиц». «Народный дух» стал главным стержневым понятием этнопсихологии с самого начала ее возникновения ...

Таким образом, психологическое развитие, это выстраивание «второй кожи» и формирование пространства между первой и второй кожей, т. е. психологической границы.

Психологическая граница развивается и изменяется на протяжении всей нашей жизни. Качество границ, это выражение внутреннего, энергетического и психического состояния человека. Как пишет Т.С. Леви: «Оптимальная граница способна в зависимости от состояния мира и нашего собственного желания менять свои характеристики (плотность, проницаемость, толщину, форму и т. п.), обеспечивая взаимодействие человека, адекватное его возможностям, мотивам и ценностям. Оптимальная психологическая граница, представляет собой выстроенный в процессе жизненного пути усилиями самого человека функциональный орган"[2,81].

На основании данных, полученных в ходе применения телесно-ориентированных техник, можно выделить крайние по степени выраженности, возможные характеристики оптимальной границы:

a) Граница может стать активно не впускающей, непроницаемой для внешних воздействий, если эти воздействия оцениваются как вредные.

b) Граница может стать полностью проницаемой и позволить «Я» слиться с миром.

c) Граница может стать активно вбирающей, втягивающей, если человек имеет внутреннее право на удовлетворение своих потребностей.

d) Граница может стать активно отдающей, если у человека есть внутреннее право выражать себя.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... он – всего лишь человек, воспитанный определенной культурой в определенную эпоху, стало быть, его наблюдательность имеет границы. Если мы не ... – питание системы психической энергией, которой насыщается тонкое тело (человека)… Нужно глубокое понимание сна, если имеется желание взять ... очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, ...

e) Граница может стать активно сдерживающей, контейнерирующей внутреннюю энергию, если это адекватно состоянию Мира.

f) Граница может стать спокойно-нейтральной в случае аналогичного состояния Мира[2,82].

Психологическая граница выражает состояния человека, характеризующиеся уровнем активности и вектором движения от себя, либо к себе. Оптимальная граница соответствует установкам, не противоречащим потребностям и переживаниям человека.

Для естественного взаимодействия человека с окружающим миром важно владение всем спектром вариантов изменения границы. Тем не менее, основным вариантом границы, позволяющим ей быть гибкой, является способность удерживать ее в нейтральном состоянии, что соответствует спокойствию и уверенности в себе. Б.Д. Эльконин пишет: «Необходимо отказаться от одного неверного допущения, гласящего, что образ строится вследствие напряжения нужды. Как раз наоборот — нечто может быть видимо лишь в период отстранения от нужды и снятия ее напряжения"[ 8,69].Снятие напряжения необходимо, чтобы увидеть нечто новое, а так же разнообразие возможностей собственного поведения. Поэтому именно спокойное состояние позволяет человеку быть максимально чувствительным к себе и миру.

Граница физического тела существует субстанционально. Психологическая граница имеет энергийную природу: те или иные ее характеристики возникают как временное сочетание сил для решения задачи осуществления конкретного взаимодействия человека с миром. Психологическая граница проявляется в активности человека, в его действиях. Она существует не субстанционально, но актуально, и, следовательно, является виртуальным образованием. Все сказанное выше говорит о том, что психологическая граница является не морфологическим, а функциональным органом.

Согласно А.А. Ухтомскому, функциональный орган это не морфологическое, а энергийное образование — сочетание сил, способное осуществить определенное достижение.

психологический граница равновесие учитель

1.2 Понятие психологической границы в философии

В современной философии данное понятие мы находим в работах В. Подороги: Владеть собой, своим Я — значит прежде всего отделять себя от всего Внешнего. Через наше Я проходит раздел мира на Внутреннее и Внешнее (и он является не только, или, точнее не столько территориально-пространственным разделом, сколько разделом выявляющим психотелесные и ментальные границы «Я-чувства»)[3].

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность. Соотношен

... с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные и духовные качества индивида ... массу сложнейших этических проблем”. 1. 5 Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные ...

Подорога говорит о том, что живое проявляет себя только благодаря поверхности контакта с внешним и внутренним одновременно:

«Кожа, кожная поверхность нашего организма -- самое близкое к миру Внешнего. Последняя граница, барьер, порог. Последняя граница, столь часто нарушаемая жизнью, которую мы проживаем. Парадоксальность этой телесной границы видна сразу же: она -- самая ближайшая к миру и вместе с тем то, что нас в силах бесконечно от него удалять. Держа в памяти весь этот набор поразительных свойств, какими наделена наша кожная поверхность, я тем не менее выделяю одно решающее ее свойство, могущее служить отправной точкой для трансцендентального суждения, -- свойство границы. Как если бы вся наша жизнь сосредоточивалась и растекалась по тонкой пленке поверхностных натяжений, как если бы мечтания о глубине, объеме или дали, т. е. о чем-то бесконечно себе Внешнем, но достижимом, были бы лишь эпизодами событий, происходящих на поверхности. Конечно, следует оговориться, что местоположение чувства жизни не является местом, находимым на границах организма. Границу организма и границу жизни следует различать. Для организма его внешняя граница (кожа в своей биологии и физиологии) является лишь одной из границ, так как весь организм как целое представляет собой определенным образом свернутые друг в друге кожные поверхности со своими сложными кривыми границ. Граница же жизни является виртуальной или потенциальной границей, изменяющей в каждое последующее мгновение предыдущий образ нашего тела, и мы даже не всегда «схватываем» эти мгновенные изменения; порой эта граница смещается столь далеко за предписанные организмом пределы, что не в силах вернуться к исходной физиологической границе, -- то, напротив, сжимается, наподобие шагреневой кожи, ускользает от себя в глубины Внутреннего, словно убегая от проникающей боли, -- от лезвия ножа, которым нас убивают. Не так ли движется любовь, которую мы отдаем, или та мука телесная, которая нас внезапно поражает? Выбора нет. Это единственное пространство пограничных переживаний жизни, где сама жизнь предстает в качестве границы"[3].

4 стр., 1661 слов

О границах телесности человека

... границах телесности человека Оговоримся о самого начала, что границы, размеры телесности человека, в предлагаемом здесь понимании, не совпадают о телом человека ... рассмотреть способ жизнедеятельности, способ жизни такого организма, каковым обладает человек. Особенностью этого способа является ... иметь свои особенности у различных людей на протяжении жизни каждого человека при сохранении и развитии ...

Представляет интерес анализ, проведённый В. Подорогой в отношении героев Ф.М. Достоевского. Подорога описывает их, как людей «без кожи», т. е. людей с плохо сформированными или не сформированными психологическими границами. Тела без кожи — тела, как раны. Далее В. Подорога характеризует персонажей Достоевского, как страдающих от острого дефицита адаптивных механизмов. В этом анализе хорошо видна взаимосвязь между не сформированностью психологических границ и дефицитом адаптивных механизмов. Интересны так же личностные характеристики героев: «Итак, я вижу тела: тела алкоголические, истерические, эпилептоидные, тела-машины, тела-жертвы и т. п., но не вижу и не могу видеть субъектов, наделенных сознанием, волей"[3]. Таким образом в анализе В. Подороги мы видим взаимосвязь между личностными характеристиками персонажей и дисфункциями их границ.

1.3 Понятие психологической границы в гештальт-терапии

В различных школах психотерапии понятие психологической границы используется давно, и лежит в основе многих коррекционных и психотерапевтических методик. Так Е.И. Середа в своей статье, посвящённой развивающим отношениям пишет по этому поводу: «Гештальтисты и юнгианцы рассматривают феномен психологических границ под своим углом зрения и предлагают свои специфические способы их осознавания, установления и поддержания. Как считают гештальтисты, граница фиксирует различия, без осознавания которых, невозможен подлинный контакт между двумя индивидами. Опыт переживания границы концептуализируется в виде «линии, обода или мембраны», разграничивающих «Я» и «не-Я"[7]. Установить границы — это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром.

В личностно-развивающих отношениях границы обеспечивают сохранность и продуктивную интеграцию огромного богатства внутри каждого человека также, как и между людьми. Нарушения границ могут проявляться в мягких формах — в виде случайного невнимания к другому человеку и в более грубой форме — в виде нечувствительности, жестокости, обмана, отвержения или соблазнения. В помогающих отношениях терапевту (психологу, социальному педагогу и т. д.) необходимо помнить, что он несет ответственность не только за то, как он образует и регулирует собственные границы, но также за знание того, как эти границы переживаются с точки зрения другого человека, смотрящего на нас.

С точки зрения последователей К. Юнга, способность терапевтов поддерживать свои внутренние границы относительно постоянными во многом определяет этичность и компетентность их работы с клиентами.

Ф.С. Пёрлз в своей книге «Гештальт-Подход и Свидетель Терапии» говорит о контактной границе так: «Ни один индивид не самодостаточен. Индивид может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое целостное поле. Поведение индивида — функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно-удовлетворительны, мы называем поведение индивида нормальным. Если отношения конфликтны, поведение индивида описывается как ненормальное.

Функционирование человека в среде — это то, что происходит на контактной границе между ним и его средой. Психологические события происходят на контактной границе. Наши мысли, действия, поведение, эмоции — это способ выражения и принятия этих событий на границе.

У индивида есть не только потребности, но и система ориентации и манипуляции, с помощью которых он достигает их удовлетворения. Индивид также формирует то или иное отношение к тем объектам среды, которые могут помочь или помешать его стремлению к удовлетворению. Фрейд описывал это, говоря, что объекты мира приобретают катексис. В гештальтистских терминах мы бы сказали, что эти объекты становятся фигурой.

Объекты, которые желательны, поскольку помогают удовлетворять потребности индивида в восстановлении утраченного равновесия, имеют положительный катексис. Нежелательные объекты, угрожающие индивиду, нарушающие его равновесие или мешающие удовлетворению потребностей, получают отрицательный катексис.

Индивид хочет присвоить себе те объекты или тех людей, которые имеют позитивный катексис. Стремясь получить объекты, наделенные позитивным катексисом, индивид соприкасается, контактирует со своей средой. Относительно объектов или людей, имеющих для него негативный катексис, человек демонстрирует противоположную тенденцию: он хочет их уничтожить или убрать из своего поля. Мы можем справиться с ситуацией или объектом, наделенными негативным катексисом, посредством их магического уничтожения или посредством убегания из опасного поля. И то, и другое — средства ухода из ситуации.

Контакт и уход — диалектические противоположности. Это описание того, как мы участвуем в психологических событиях, как обходимся с объектами нашего поля на контактной границе. Позитивный и негативный катексис, контакт и уход ведут себя в поле, объединяющем организм и среду, подобно притягивающей и отталкивающей силе магнита. Фактически все это поле является диалектически дифференцированным единством. Биологически оно дифференцировано на организм и среду, психологически на самость и иное, морально — на эгоизм и альтруизм, научно — на субъективное и объективное и т. д."[4].

Для Ф.С. Пёрлза граница контакта и граница эго — тождественные понятия.

Ф.С. Пёрлз выводит природу невроза и преступления из неправильного функционирования контактной границы: «Индивид, целиком предоставленный самому себе, практически не имеет шанса выжить. Чтобы выжить, человек нуждается в других людях. Еще меньше шансы человека, который остался один, на психологическое и эмоциональное выживание. На психологическом уровне человек нуждается в контакте с другими людьми в такой же мере, в какой на физиологическом уровне он нуждается в пище и питье.

Человека, который в поисках точки равновесия переступает через контактную границу, заходя на сторону общества так, что он оказывается с ним в остром конфликте, мы называем преступником.

Если же человек в поисках равновесия все более отходит назад и допускает преувеличенные посягательства общества, которое перегружает его своими требованиями и в то же время отчуждает от общественной жизни, если человек дает обществу побуждать и формировать себя, — мы называем его невротиком. Невротик не способен ясно видеть собственные потребности и из-за этого не может их удовлетворять. Он не умеет достаточно определенно отличать себя от остального мира, он ставит общество выше самой жизни, а себя — ниже. Преступник также не умеет отличать себя от остального мира, из-за чего он не видит потребности других и пренебрегает ими, но он, в противоположность невротику, ставит себя выше жизни, а общество — ниже.

Все невротические затруднения возникают из-за неспособности индивида находить и поддерживать правильное равновесие между собой и остальным миром, и всем им присуще то обстоятельство, что в неврозе социальная граница и граница среды ощущается сдвинутой слишком далеко в сторону индивида.

Нельзя также утверждать, что каждое определенное нарушение на контактной границе, каждое нарушение равновесия в поле, объединяющем организм и среду, создает невроз или свидетельствует о невротическом паттерне.

Ситуации, в которых это имеет место, в психиатрии называют травматическими неврозами. Травматические неврозы являются по существу защитными паттернами, возникающими при попытке индивида справиться с вызвавшим сильный страх внедрением общества или столкновением со средой.

Но как правило нарушения контактной границы, лежащие в основе невроза, менее драматичны. Это изводящие, хронические, повседневные вмешательства в процессы развития, процессы познания и принятия себя, благодаря которым мы достигаем способности опираться на себя и зрелости. Какую бы форму ни принимали эти вмешательства и прерывания развития, они приводят к возникновению продолжительного замешательства и трудностей в различении между собой и другими"[5].

Ф.С. Пёрлз выделяет четыре невротических механизма, и описывает их в терминах границ:

1. Интроекция — в результате действия этого механизма, мы встраиваем в себя паттерны поведения и мышления, установки, нормы, кото- рые не являются нашими собственными. В этом случае граница между «Я» и внешним миром сдвигается внутрь, так, что от «Я» почти ничего не остаётся.

2. Проекция — тенденция противоположная интроекции. Если Интроекция — это тенденция принять на себя ответственность за то, что в действительности является частью среды, то проекция — это тенденция сделать среду ответственной за то, что исходит из самого человека.

3. Слияние — человек не чувствует разницы между собой и средой, полагает, что он и среда — это одно. Новорожденные дети живут в слиянии; они не различают внутреннее и внешнее, себя и других. В моменты экстаза или крайней концентрации взрослые люди также чувствуют себя в слиянии с окружающим. Находясь в состоянии патологического слияния человек не отделяет себя от других. Не сознавая границу между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также не может и отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой.

4. Ретрофлексия — проведение границы, разделяющей «Я». Интроектор поступает так, как хотят от него другие, проектор делает другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе, человек в патологическом слиянии не знает, кто кому что делает, а ретрофлектор делает себе то, что хотел бы сделать другим. При ретрофлектированном поведении человек обращается с собой так, как первоначально он намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы произвести в окружающем изменения, которые удовлетворили бы его потребности; вместо этого он направляет свою активность внутрь и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. В той мере, в какой он это делает, он разделяет свою личность на две части — действующую и испытывающую воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

В своей книге «Внутри и вне помойного ведра» Ф.С. Пёрлз описывает невроз, как искажение процессов контакта и ухода. «Контакт — формирование гештальта, уход — завершение. Ключ к ритму контакта и ухода — иерархия потребностей. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне всей целостности личности. Эффективное действие направляется к удовлетворению доминирующей потребности"[5].

И. и М. Польстеры в своей работе «Интегрированная гештальт-терапия» так же говорят о границах контакта и их тождественности границам Эго: «границы, место контакта составляют Эго. Только там и тогда, когда «Я» встречает «чужого», Эго вступает в силу, начинает свое существование, определяет границы между личным и неличным «полем». Контакт содержит не только ощущение самого себя, но и чувство посягательства на границу собственного «Я», чтобы ни маячило на границе контакта и даже переходило через нее.

Умение вычленять самого себя из единого мира преображает этот парадокс в волнующий опыт выбора"[6].

Контакт связан с риском потери идентичности, но в результате него развивается мастерство общения. Выбор формы контакта определяется индивидуальными границами «Я» и образом жизни человека. Это выбор друзей, работы, места проживания, любимого человека, фантазий и многое другое. Способность ощущать свои границы позволяет человеку допускать или блокировать поведение на границах контакта. Для его жизни это важнее, чем получение удовольствия, планы на будущее, практические проблемы или что-либо другое. Граница «Я» не строго фиксирована. И. и М. Польстеры считают наиболее развитыми людей сильно меняющих границы «Я» в течение жизни. Так же Польстеры указывают на существование страхов взаимодействия с границей «Я» — это страх ощутить пустоту, ничтожность или слабость перед давлением извне. С другой стороны, человек боится разрыва привычной границы «Я». Он может чувствовать, что этот разрыв ставит под угрозу его существование. Опасность такого расщепления вызывает у него мгновенную реакцию. Она может проявляться в виде сильного волнения или, наоборот, подавленного волнения, которое воспринимается как тревога.

Польстеры выделяют несколько аспектов восприятия границ «Я»:

1. Телесные границы — имеется ввиду не границы физического тела, а скорее границы образа тела. Польстеры, опираясь на свой терапевтический опыт указывают на частые случаи подавления и запрещения чувствования некоторых частей своего тела. «С тем, что находится вне границ «Я», почти невозможно поддерживать контакт, в результате можно остаться вне взаимодействия с важными частями самих себя"[6]. В таких случаях терапевт направляет усилия и внимание клиента на те части тела, которые не включены в его телесные границы.

2. Границы ценностей. Нарушения возникают когда эти границы слишком жёсткие. В этом случае может возникнуть нарушение контактов, т. к. человек неспособен вступать в контакт с людьми с другими ценностями. В описанном Польстерами терапевтическом случае, такие жёсткие границы ценностей вели так же к невозможности творчества, т.к. деятельности сопряжённые с интересующей, не вызывали интереса, а потому игнорировались.

3. Граница привычного. «Границы, которые мы устанавливаем, становятся «демаркационной линией», отделяющей нас от незнакомого мира, с которым мы отказываемся вступать в контакт, даже когда такая возможность существует"[6]. Жёсткость этих границ обусловлена обычно страхом перед неизвестным, человек ограничивает себя кругом привычных занятий. Для таких людей трудны новые знакомства, перемена работы, взросление ребёнка, старение. Формула «я таков, какой есть» постепенно становится еще жестче: «я таков, каким всегда был и всегда буду».

4. Граница проявлений — здесь, Польстеры имеют ввиду запрет на выражение себя. Генезис такой границы начинается с раннего детства: «не плачь, не трогай, не нервничай, не мастурбируй» — таким образом взрослые табуируют эмоциональность и её проявления. В процессе взросления человек обнаруживает все больше ситуаций, где можно применить данные запреты.

«Идея убрать границы, которые мы сами же установили, всегда пугает. Угроза потери идентичности, может быть, и справедлива, потому что мы в самом деле теряем нечто присущее нам. Нам необходимо развитие собственной идентичности. Собственное «Я» — это не структура, а процесс. Снимая старые границы проявлений, мы получаем возможность расширить чувство собственного «Я""[6].

5. Границы открытости. «То, что начиналось как нежелание выражать себя, становится настолько привычным, что срабатывает даже тогда, когда исчезает запрет на самовыражение. В этом случае границы привычного вступают в силу и табу остается. Границы открытости имеют много общего с другими границами. Однако это особый вид поведения, когда человек испытывает специфическое нежелание быть наблюдаемым и узнанным. Он может знать себе цену, быть уверенным в своей правоте и даже действовать в соответствии со своими убеждениями, но будет стараться делать это частным образом или анонимно — быть анонимным критиком, следовать анонимной моде и т. п. Он не хочет привлекать внимание. В глазах других людей такой человек не хочет выглядеть ни жестоким, ни деспотичным, ни чувствительным, ни требовательным, ни наивным, ни агрессивным, ни бессловесным и т. д. Он опасается быть открытым, чтобы не вызвать со стороны других людей презрения и протеста"[6]. Польстеры говорят о четырёх стадиях развития границ открытости:

a. стадия блокирования — человек не знает, что он хочет выразить;

b. стадии торможения — знает, но не хочет проявлять это;

c. стадия эксгибиционизма — поведения человека иногда выглядит нелепо и даже вызывающе. «Но при поисках адекватных способов самовыражения пройти через это часто бывает необходимо. Ведь сначала нужно сделать пробный шаг. Если человек принуждает себя быть собранным или хочет избежать неловкости, он может слишком долго ждать, пока достигнет идеальной интеграции, потому что невозможно от состояния глубокой заторможенности сразу перейти к совершенству"(6).

d. спонтанное поведение.

В подходе Польстеров, понятие границы разработано особенно тщательно, создана своеобразная классификация границ, для каждого типа границ выделены специфические формы их нарушения, описан генезис этих нарушений и разработаны способы их коррекции, в некоторых случаях описаны этапы развития.

Глава 2. Взаимоотношения учителя и ученика в случае слабо сформированной психологической границы

Общение между учителем и учеником — одна из основных форм, в которой дошла до нас тысячелетняя мудрость, накопленная человечеством. Под педагогическим общением, по А.А. Леонтьеву, обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата. Итак, рассмотрим, каким будет общение в случае слабо сформированной психологической границы у учителя:

А) Если у учителя слабо сформирована не впускающая функция граница, то ученики могут просто «сесть на шею» своему учителю, т.к. ему будет трудно сказать «нет», там где это нужно, или просто сдержать напор. Соответственно никакой дисциплины в классе не будет.

Б) Если у учителя слабо сформирована пропускающая функция границы, то здесь мы получаем противоположную ситуацию. Дисциплина возможно будет в норме, но самим ученикам

Выводы

1. Оптимальная психологическая граница, представляет собой выстроенный в процессе жизненного пути усилиями самого человека функциональный орган.

2. Функционирование человека в среде — это то, что происходит на контактной границе между ним и его средой. Психологические события происходят на контактной границе. Наши мысли, действия, поведение, эмоции — это способ выражения и принятия этих событий на границе.

Литература

1. Бескова А.Д., Тхостов Ш. А. Телесность как пространственная структура. В межд. сб. Психология телесности: между душой и телом. Москва, «АСТ Москва», 2006.

2. Леви Т.С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности. МосГУ 2011.

3. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995

4. Перлз Ф.С. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., ИИП, 2003

5. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. Радость. Печаль. Хаос. М., Институт психотерапии, 2003

6. Польстер И., Польстер М., Интегрированная гештальт-терапия. М., Независимая фирма КЛАСС, 2004

7. Середа Е.И. Развивающие отношения как компонент социально-психологической культуры личности

8. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

9. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector