Грачев

1

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙБЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ: ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙЗАЩИТЫ

Грачев Г.В., Грязнов А.К.

Современное развитие телекоммуникационных средств и информационной техники, новейших информационных технологий и систем выдвигает информационно-коммуникативныепроцессы и информационные факторы на ключевое место в сфере социального управления в обществе.

Винформационной среде, представляющей сложное системное образование, выделяется процессуальная составляющая как наиболее динамичная и изменяющаяся ее часть — информационно-коммуникативныепроцессы, которые активно воздействуют на индивидуальную, групповую и общественную психологию (индивидуальное, групповое и массовое сознание).

Внаибольшей степени непосредственному воздействию информационной среды подвержена духовная сфера общества, деформация и деструктивные изменения которой в форме психоэмоциональной и социально-психологическойнапряженности, искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентации и ценностей и т.п. в свою очередь влияют на состояние всех основных составляющих безопасности страны — политической, экономической, оборонной и других.

Терминологически это социальное явление можно обозначить как информационно-психологическоевоздействие, информационное воздействие на социальные субъекты различных уровней общности, информационное воздействие на индивидуальную, групповую и общественную психологию и т.п.

Суть данного понятия отражает процесс изменения психических состояний и характеристик людей под влиянием информационнокоммуникативных процессов как динамического компонента информационной среды.

Процесс и технология воздействия информационной среды на духовную сферу обладает качественной спецификой, что определяет необходимость выделения в концептуальном, методологическом и методическом плане такого специфического вида информационной безопасности, как информационно-психологическаябезопасность.

Содержание понятия «информационно-психологическаябезопасность Российской Федерации» в общем виде возможно обозначить как состояние защищенности индивидуальной, групповой и общественной психологии и соответственно социальных субъектов различных уровней общности, масштаба,системно-структурнойи функциональной организации от воздействия информационных факторов, вызывающих дисфункциональные социальные процессы, то есть такие социальные процессы, которые

5 стр., 2184 слов

Информационно-образовательная среда как фактор повышения качества образования

... Включение компьютеров в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, новые информационные технологии изменяют учебную среду. В последние годы усилиями ... следует вести на основе рассмотрения специфических функций этих средств в образовательном процессе. Новые информационные и коммуникационные технологии, как отмечают Л.Ю. Невуева и Т.А. Сергеева ...

2

затрудняют или препятствуют оптимальному функционированию государственных и социальных институтов российского общества и человека как полноправного и свободного гражданина.

Совокупность информационных факторов и процессов образует информационную среду общества, в которой постоянно находится человек как центральное звено и главная мишень информационного воздействия, являясь далее неразложимым и конечным структурным элементом любого более общего совокупного социального субъекта и выступая, таким образом, в качестве основного объекта защиты в системе обеспечения информационно-психологическойбезопасности.

Реформирование общества и переход к рыночным отношениям резко активизировали информационно-коммуникативныепроцессы, осуществляемые опосредованно через средства массовой коммуникации и непосредственно в межличностном иличностно-групповомвзаимодействии и стимулировали широкую распространенность и интенсивное применение манипулятивных приемов и технологий воздействия на людей.

Абсолютизация рыночных отношений и конкуренции как способа социального взаимодействия неизбежно приводит современное общество к массовому использованию психологических манипуляций. На это неоднократно обращали внимание многие известные зарубежные и отечественные исследователи (В.Франкл, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Шиллер, Э.Шостром и др.).

Система методов, средств и приемов манипулятивного воздействия, доведенная до идеологии и технологии межличностного взаимодействия в США и, в значительной мере, в Западной Европе, активно и широкомасштабно внедряется в настоящее время в социальную практику российского общества. Включенность в информационно-коммуникативныепроцессы манипулятивных технологий многократно увеличивает эффект воздействия и, таким образом, трансформирует их в основной фактор угрозыинформационно-психологическойбезопасности социальных субъектов различного уровня общности — от личности до населения страны в целом.

Манипулирование общественным мнением, являясь одним из эффективных способов социально-психологическогоконтроля со стороны ряда противоборствующих политических сил, начинает представлять опасность для нормального функционирования политической сферы российского общества, оказывая существенное влияние на динамику и направленность политических процессов.

Это происходит на фоне устойчивых и долговременных кризисных явлений в обществе, что как известно является фактором, увеличивающим восприимчивость населения к психологическим манипуляциям.

12 стр., 5925 слов

Психологические особенности воздействия социальной рекламы

... Целью данной работы является: изучение психологических аспектов воздействия социальной рекламы. В соответствии с целью мною были ... свою очередь могут быть бесплатными и платными, информационными и рекламными. Также они бывают национальными, региональными ... раскрытие его социальной сущности, на решение глобальных социальных проблем. Цель социальной рекламы заключается в изменении отношения общества к ...

Использование в информационно-коммуникативныхпроцессах манипулятивного воздействия, ориентированного на различные категории граждан России, достигло таких масштабов, что начало представлять угрозу безопасности не только личности, но и российскому обществу и государству.

По прогнозам ученых на XXI век, деструктивные манипуляции

3

человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему.

Масштабность и мощность воздействия информационных факторов на психику людей выдвигают обеспечение информационно-психологическойбезопасности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы.

Все это определяет необходимость разработки концепции информационно-психологическойбезопасности Российской Федерации, которая должна стать основой для практического решения задач обеспеченияинформационно-психологическойбезопасности личности, общества и государства.

Обеспечение информационно-психологическойбезопасности Российской Федерации как субъектавсемирно-историческогопроцесса, включенного в систему многообразных отношений международного сообщества и мировой цивилизации, предполагает вычленение в его структуре как уникального социального объекта относительно самостоятельных элементов, специфичность функционирования которых определяет необходимость выделения их в качестве основных объектов защиты от угрозинформационно-психологическогохарактера.

Все эти объекты защиты от угроз информационно-психологическогохарактера одновременно являются субъектами обеспечения собственнойинформационно-психологическойбезопасности. В обществе с развитой демократической культурой, сформированными механизмами самоуправления и саморегуляцииинформационно-коммуникативныхпроцессов все они также вносят свой вклад в обеспечение информационнопсихологической безопасности других социальных субъектов. Таким образом осуществляется постоянное взаимообеспечение информационнопсихологической безопасности социальных субъектов различных уровней общности, масштаба,системно-структурнойи функциональной организации от личности до общества, государства и страны в целом как субъекта исторического процесса.

В то же время ряд социальных субъектов выступают по своим функциям как обеспечивающие информационно-психологическуюбезопасность других объектов защиты от угрозинформационно-психологическогосодержания, то есть они оказывают более существенное и масштабное влияние на процесс взаимообеспеченияинформационно-психологическойбезопасности. Например, соответствующие органы власти и государственного управления реализуют на практике политику создания и развития информационной инфраструктуры общества; формируют систему информирования населения в целом, в конкретных регионах и социальных организациях; определяют основные направления и приоритеты в области образования и подготовки кадров, финансирования соответствующих исследований и создания необходимой для решения этих задачматериально-техническойбазы и т.д.

7 стр., 3379 слов

Тема 1. Общество, семья, личность

... воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Слово «Семья» восходит к корню « ... этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого запрета, однако, различен в разных обществах) браки, существующий практически во всём мире, — он связан с большой ...

4

Достижение адекватного уровня информационно-психологическойбезопасности в переходный период активного реформирования общественных отношений возможно при целенаправленном регулировании некоторых информационных процессов со стороны общества и государства посредством реализации специальных социокультурных инаучно-исследовательскихпрограмм, стимулирования создания и деятельности определенных социальных институтов, общественных организаций и объединений граждан, введения системынормативно-правовыхи организационных мер и т.д.

Реализация этих мер позволяет последовательно и целенаправленно формировать систему саморегулирующих механизмов информационной среды российского общества и обеспечить достижение и поддержание достаточного уровня информационно-психологическойбезопасности России, что является необходимым условием устойчивого функционирования и развития общества, государства, личности.

Практическое решение задач обеспечения информационнопсихологической безопасности личности, общества и государства в современных условиях предполагает выделение следующих основных групп субъектов обеспечения информационно-психологическойбезопасности, которые одновременно являются и объектами защиты:

1)система формирования и функционирования духовной сферы, общественного сознания и общественного мнения (в том числе, системы образования и подготовки кадров; системы распространения социально значимой информации, влияющей на информационно-ориентировочнуюоснову социального поведения и организацию жизнедеятельности людей; система распространения социокультурных ценностей и т.п.);

2)население страны в целом как социально-историческаяобщность людей, обладающая специфическими особенностями общественной психологии, уникальной системой социокультурных и социопсихологических механизмов;

3)социальные группы и слои как компоненты социальной структуры общества (в том числе, профессиональные, национально-этнические,демографические и др.); население конкретных регионов, промышленных и агропромышленных агломераций, отдельных территориальных районов и мест компактного проживания людей и т.д.;

4)федеральные органы законодательной и исполнительной власти и государственного управления Российской Федерации;

5)органы представительной и исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления;

6)общественные и политические организации, общественнополитические движения, объединения граждан на различной основе и т.п.;

4 стр., 1647 слов

Практическая работа по использованию информационных технологий ...

... формирование социальных компетенций старших дошкольников в процессе работы по использованию информационных технологий в социально-педагогической деятельности с дошкольниками. На констатирующем этапе были определены критерии ( ... – 103 с. 21. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320с. 22. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. ...

7)министерства и ведомства России, в частности, Министерство обороны, ФПС, ФАПСИ, ФСБ, МВД, МИД и др.;

8)личность как гражданин, активный социальный субъект (в том числе, конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники

5

государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь важные социальные последствия).

Несмотря на большое разнообразие объектов обеспечения информационно-психологическойбезопасности, в качестве которых выступают социальные субъекты различного уровня общности, масштаба,системно-структурнойи функциональной организации, основным и далее неразложимым структурным элементом и центральным объектом информационного воздействия является человек, индивид.

Именно человек как личность и активный социальный субъект, его психика подвержены непосредственному действию информационных факторов, которые, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывают дисфункциональное влияние на социальные субъекты разного уровня общности, различной системно-структурнойи функциональной организации.

Обеспечение информационно-психологическойбезопасности предполагает организацию и осуществление защитных мер, которые в самом общем виде целесообразно выделить в следующие основные группы, характеризующиеся определенной организационной самостоятельностью и используемыми механизмами:

регулирование, в частности, ограничение информационных потоков;

организация информационных потоков (в том числе, инициирование распространения определенной информации);

распространение способов и средств обработки и оценки информации;

формирование коллективной или групповой социально-психологичес-кой защиты;

формирование индивидуальной социально-психологическойзащиты. Из указанных выше первые две связаны с изменением «внешней» для личности информационной среды. Последующие три определяются изменением механизмов и способов взаимодействия человека с «внешней» информационной средой.

Первая группа защитных мер обычно используется в ограниченные промежутки времени, в специфических условиях или по отношению к определенным источникам и информационным каналам. Могут, в частности, применяться: а) введение определенных процедур проверки достоверности распространяемой информации (например, влияющей на принятие управленческих решений); б) ограничение распространения определенных сведений (например, способствующих возникновению агрессивных слухов, паники и т.д.) в чрезвычайных ситуациях; в) введение военной цензуры в условиях боевых действий и т.п.

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...

... предварительную информацию о действиях другого личностные особенности участников взаимодействия. Психология группы это совокупность определенных социально ... определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются Свобода и открытость информационного ... Теплая компания высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной ...

При отсутствии демократической культуры в обществе эти меры могут использоваться также для манипулирования людьми путем ограничения доступа к информации, ее сокрытия и т.п.

На личностном уровне использование защитных мер из этой группы связано обычно с инициативным отказом человека от использования

6

определенной информации, источников или каналов ее распространения (например, от рекламной информации и т.п.) или перепроверкой значимой для него информации.

Вторая группа связана с организацией информационных потоков, направленных на парирование (в первую очередь упреждающее) и нейтрализацию воздействия определенных информационных факторов, которые могут оказать негативное психологическое воздействие на людей.

На личностном уровне это проявляется в инициативном поиске по определенным темам дополнительной информации из различных источников и организация ее поступления по иным каналам.

Третья группа включает разнообразные формы распространения способов и средств обработки и оценки информации (системы образования, подготовки и переподготовки кадров, распространения социокультурных ценностей, традиций, социальных норм и т.д.).

Четвертая группа основывается на механизмах идентификации человека с определенными социальными общностями и объединениями людей, что определяет использование личностью при анализе и отборе информации определенных групповых оценок, норм, мнений и т.п., имеющих распространение в коллективе, в деятельность которого она включена, ее контактной и референтной группы, а также ориентацией на внутригругшовые информационные потоки и источники.

С учетом этого используются различные методы и приемы создания соответствующего социально-психологическогоклимата в коллективах, атмосферы корпоративности, условий, повышающих эффективность процесса идентификации личности с определенной социальной группой и актуализации чувства принадлежности к конкретной социальной организации, ее деятельности, подготовка неформальных лидеров выступающих, в качестве «медиаторов», авторитетных внутригрупповых источников информации и т.п.

Пятая группа связана с формированием у человека в процессе приобретения опыта информационно-коммуникативноговзаимодействия, обучения с использованием специализированных форм психологической подготовки, проведения тренинговых занятий по специально разработанным методикам личностных образований, которые в своей совокупности образуют индивидуальную систему егосоциально-психологическойзащиты.

Организация эффективной социально-психологическойзащиты российских граждан от психологических манипуляций определяет необходимость разработки и реализации соответствующих мернормативно-правового,социокультурного, организационного,научно-методического,материальнотехнического и иного характера в рамках комплексной федеральной программы обеспеченияинформационно-психологическойбезопасности личности, общества и государства.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... исследования являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, её ... между прочим, в 1912 году царское министерство юстиции направило на стажировку группу русских судебных следователей и криминалистов. Сразу после смерти Альфонса Бертильона ...