Массовые информационные процессы

Социальная информация выступает в качестве важнейшего связующего звена меж­ду социальной средой и личностью. Информационные процессы, происходящие в общест­ве, оказываются необходимой составной частью всей социальной жизни людей. С помо­щью информационных процессов люди присваивают общественно-исторический опыт предыдущих поколений, на практике осуществляя то, что А. Н. Леонтьев очень точно на­звал «механизмом социальной «наследственности», и удовлетворяют свои текущие пси­хические потребности в знании, в подтверждении правильности ранее усвоенной «кар­тины мира», в поддержке во мнениях по спорным вопросам.

Массовая коммуникация как социальный феномен.

Способы общения, передачи социальной информации различны. Содружество нау­ки и техники привело к появлению принципиально нового способа общения, представ­ляющего собой односторонний поток сообщений, адресованный относительно ано­нимной, достаточно большой численно и весьма разнородной аудитории. Этот вид об­щения принято называть массовой коммуникацией. В ходе массовых информационных процессов распространяются сообще­ния, содержащие информацию, которая четко ориентирована на утверждение духовных ценностей, моральных и правовых норм данного общества или какой-либо его части с це­лью оказания идеологического влияния на настроения, мнения, оценки, решения и по­ведение значительных масс людей. С появлением массовой коммуникации значительно расширился круг интересов людей. Их все больше волнуют проблемы социального харак­тера, даже если эти проблемы не затрагивают их лично, а относятся к жизни людей других континентов и стран.

В числе социальных целей, преследуемых массовым информационным воздейст­вием, — распространение систематизированного классового мировоззрения и постоянное подтверждение его правильности фактами.

В массовой коммуника­ции, в отличие от обычной — межличностной, прямой и двусторонней, источник сообще­ний (или коммуникатор) является некоторой организованной группой, действующей в рамках и в интересах другой системы, более высокого уровня, какой может быть государ­ство, класс, партия, социальное движение. В качестве получателя сообщений выступает разделенная пространством или временем (или же тем и другим) массовая аудитория. В ходе этого процесса сообщения адресуются не конкретным личностям, а аудитории, пред­почтительно одинаково ориентированной в своих интересах и деятельности относительно определенных ценностей. Связь между коммуникатором и аудиторией в массовой комму­никации всегда опосредована, так как коммуникатор и аудитория не находятся в непосред­ственном физическом контакте.

10 стр., 4646 слов

Социальные нормы и ценности. Понятие девиации

... формы социального контроля девиации в обществе.   Социальные нормы и ценности. Понятие девиации Живя в обществе, человек должен ... частоты такого нарушения. Если студент выйдет из аудитории задом наперед, то это вызовет лишь улыбку. ... (лат. deviatio-уклонение) поведением понимается социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально ...

Звеном, опосредующим связь коммуникатора и его аудитории, являются: печать — в виде газет, журналов, листовок, плакатов, брошюр и книг массовых изданий; радио и теле­видение — в виде регулярно функционирующей системы широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио- и телеприемные устройства; кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью кинотеатров; звукозапись — в виде системы производства и распространения грампластинок и магнитофонных роликов (или кассет).

Собирательно эти технические средства обозначаются терминами «средства массовой информации и пропаганды» или «средства массовой коммуникации».

От средств массовой коммуникации принято отличать ее каналы, под которыми по­нимается конкретная газета, рассчитанная на определенную читательскую аудиторию, из­любленная слушателями радиостанция или предпочитаемая телезрителями постоянная программа. Функционирование конкретных каналов массовой коммуникации характеризуется определенной ценностной ориентацией относительно классовых, политических, моральных, этических, эстетических и иных ценностей, хорошо понимаемая аудиторией, вызывает четкую группировку потенциальной аудитории и служит фактором увеличения или уменьшения численности реальной аудитории. Постоянство получения информации от определенного канала выступает в качестве самостоятельного фактора влияния массовых информационных процессов на личность, поскольку сообщение, получаемое от «своего», привычного канала, оказывается более значимым и важным, чем сообщение, воспринятое от канала, который не рассматривается «своим», привычным или заслуживающим дове­рия.

Эти моменты особенно четко проявляются в практике пропаганды, которая является важнейшей функциональной формой массовой коммуникации. В процессе пропагандист­ского воздействия происходят последовательные динамические изменения в сознании ау­дитории, которые, накапливаясь количественно, приводят к новому качеству — к иному по сравнению с прежним отношению к фактам действительности, к иному мнению по соци­ально значимым вопросам, к иным действиям и даже поведению в целом.

Возможным такое воздействие становится при наличии в передаваемых сообщени­ях информации двух видов: основной информации, содержащей ценностные значения, в первую очередь и дополнительной информации, задача которой состоит в том, чтобы при­вести восприятие человека в состояние, благоприятное для принятия основной информа­ции. Заключая в себе элементы новизны, ясности, контрастности, конкретности, занима­тельности, или, наоборот, однообразия, сухости, серости, невыразительности, фальши, до­полнительная информация возбуждает в психике людей соответствующие — положитель­ные или отрицательные — эмоции, что в значительной степени предопределяет ход и исход психической переработки основной информации.

Исследовать массовые информационные процессы социально-психологически — значит понять, какие именно образования в сознании людей подвергаются изменениям в результате восприятия и дальнейшей психической переработки информации, как эти из­менения влияют на состояние сознания людей, на их поведение.

8 стр., 3791 слов

Массовые коммуникации как способ управления массами

... зрения восприятия информации. Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками: опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность); массовость аудитории, общение ... Технические средства в массовой коммуникации включают средства массовой информации (СМИ: пресса, радио, телевидение, сеть Интернет), средства массового воздействия (СМВ: театр, ...

Условия эффективности массовой коммуникации

Социально-психологическое рассмотрение вопроса о том, как повысить эффек­тивность массовой коммуникации, неизбежно приводит к выводу о необходимости выяв­ления социально-психологических особенностей объекта воздействия, а также кон­кретных способов осуществления этого воздействия.

Коммуникативное воздействие, как правило, вынуждено преодолевать известную инертность, а то и определенное внутреннее сопротивление аудитории. В ходе массовых информационных процессов преодолеваются препятствия (или барьеры) нескольких родов: физические в виде пространства и времени, социальные определяемые стату­сом и ролями индивидов, составляющих аудитории, гносеологические — возникающие из-за отсутствия или недостатка опыта и знаний или же из-за неразвитости абстрактного мышдения, идеологические проявляющиеся как результат усвоения мировоззрения или стереотипов, противоречащих идеологическим основам осуществляемого воздействия, и, наконец, психологические в виде уже имеющихся в сознании аудитории социальных установок, сформированных мнений, привычек, предрассудков, пассивности внимания и т. д. Совокупность этих факторов определяет «высоту» барьеров, стоящих между источни­ком и получателем информации.

Признаки массовых информационных процессов.

Соответственно в массовых информации процессах следует различать признаки внешние, связанные с преодолением препятствий физического характера, и признаки внутренние, специфические, соотносящиеся со всеми остальными. Вместе с тем внешние признаки этих процессов — сроки, в пределах которых осуществляется коммуникация, час­тота контактов источника сообщения с аудиторией, интенсивность применения различных технических средств тиражирования информации, масштабы охвата аудитории коммуни­кацией, — оказывают самое непосредственное влияние на успех осуществляемых процес­сов, и значимость их столь же велика, как и признаков специфических. К числу последних относят некоторые характерные признаки процесса передачи сообщений, присущие мас­совой коммуникации, условия восприятия, а также признаки, относящиеся к источнику информации и к аудитории информационного воздействия.

К важнейшим характерным при­знакам коммуникативного процесса относятся: публичность, быстрота передачи и преходящий характер информации. Эти три признака более всего присущи информации, распространяемой в ходе пропагандистского воздействия, и лишь частично свойственны процессу массовой коммуникации, осуществляемой в ходе просветительного воздействия и передачи офици­альных распоряжений власти. Во всех трех случаях наличествует признак публичности. В последних двух случаях распространяемая информация не всегда имеет преходящий ха­рактер, а в ходе коммуникации с целью просветительного воздействия обычно не требует­ся быстрота распространения информации, исключительно важная в пропаганде.

7 стр., 3304 слов

Психологические эффекты массовой коммуникации

... сообщений среди численно большой рассредоточенной аудитории с целью воздействия на оценки, мнение и поведение людей [1, С.10]. Изучение влияния психологических эффектов массовой коммуникации на аудиторию ... массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации" [3, С.27]. Массовая коммуникация - это разновидность духовно-практической деятельности, т.е. ...

Публичность передачи сообщений достигается тем, что содержание, передаваемое в ходе массовой коммуникации, многократно умножается с помощью технических средств и становится доступным громадным аудиториям без каких-либо ограничений. Это обстоя­тельство вызывает необходимость защиты интересов общества или социальной группы с помощью отбора сообщений, с тем чтобы публикация не противоречила разделяемым об­ществом или группой морально-этическим нормам, провозглашенным обществом полити­ческим целям, воплощающим в себе идеологические ценности данного общества или гос­подствующего в нем класса. Осуществляется такой отбор через законодательство, тради­ции, общественное мнение, цензуру и другие социальные механизмы.

Быстрота передачи оказывается важной потому, что сообщения должны достигнуть аудитории как можно быстрее — во всяком случае, раньше, чем свою версию того же собы­тия даст политический или идеологический противник. Тому, кто первым сообщил о со­бытии, значительно легче сформировать отношение аудитории к этому событию. Опо­здавший вынужден бывает прилагать большие усилия, поскольку перемену ранее созданного отношения, определившейся точки зрения, сформировавшегося мнения труднее осу­ществить в силу известного феномена психической инерции.

Преходящий характер информация приобретает из-за быстрой смены событий, со­общения о которых представляют интерес для аудитории. По этой причине основное со­держание массовых информационных процессов предназначено для немедленного, обыч­но разового потребления. Газеты, например, каждый день содержат новый материал. По этой же причине информационная радио- и телепередача при повторении в значительной степени утрачивает свою первоначальную остроту и актуальность. Сохраняемые в архивах подшивки газет, записи звука и изображения прошедших в эфир программ, накапливае­мые в фонотеках и фильмотеках, постепенно приобретают характер информации, исполь­зуемой в просветительных и воспитательных целях, нежели информации, применяемой для целей текущего пропагандистского воздействия. Преходящий характер информации, которая составляет обычное содержание массовой коммуникации, потребовал поиска и отбора сообщений, имеющих не только большую информационную ценность, но и несу­щих значительную эмоциональную нагрузку, поскольку иначе в современных условиях -при обилии источников и большом объеме предлагаемой информации — без эмоциональ­ных по своему содержанию сообщений оказывается очень трудным привлекать и удержи­вать внимание аудиторий.

Указанные специфические признаки процесса передачи и свойства передаваемого материала оказывают существенное влияние на условия восприятия информации и в ко­нечном итоге на эффективность процесса массовой коммуникации. *Подмечено, например, что широкая публикация факта способствует привлечению внимания и осознанию людьми его социальной значимости; быстрота передачи сообщения служит возникновению чувст­ва удовлетворения от сознания информированности — состояния, рассматриваемого боль­шинством людей как бесспорная престижная ценность; передача преходящей, достаточно эмоциональной по своему характеру информации приучает аудиторию к определенному источнику информации и создает в аудитории постоянную готовность воспринимать со­общения, исходящие из этого источника

5 стр., 2012 слов

Психологические типы аудитории массовой коммуникации

... исследования сообщений (контент-анализ), средств коммуникации, аудитории и результатов информационного воздействия. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, различают средства массовой информации ( ... аудитории для решения задач увеличения эффективности массовой коммуникации и повышению рейтинга отдельных СМИ. Учет интересов аудитории при разработке содержания транслируемой информации ...

Для того чтобы повысить эффективность массовых информационных процессов, содержание и форма сообщений сообразуются не только с целями осуществляемого воз­действия, но и с психическими нуждами аудиторий — постоянными и текущими. Актуальность сообщений, содержащих новое и важное для получателя, помогает ему сохранять и поддерживать психическую связь с социальным окружением, легче ассоциироваться с другими людьми. Оперативность канала позволяет получателю информации выступать в своем непосредственном социальном окружении в качестве лидера мнений и оценок, что рассматривается большинством людей как пре­стижная ценность.

Соответствие осуществляемых информационных процессов указанным признакам приобретает особую значимость в современных условиях, когда «течение истории колос­сально ускорилось, когда получили большое развитие массовые средства коммуникации».

Психологические эффекты массовых информационных процессов

Повышение эффективности массовых информационных процессов за счет удовле­творения текущих психических нужд индивидов в аудитории достигается за счет распро­странения сообщений, восприятие которых дает ряд достаточно типичных эффектов. Ю.А. Шерковин выделяет следующие эффекты: удовлетворение от информации, необходимой при разрешении различных жизненных проблем (утилитарный эффект); удовлетворение от информации, которая прямо или косвенно поддерживает цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит или причисляет себя реципиент (престижный эффект); удовлетворение от информации, поддерживающей его во мнении по какому-либо спорно­му вопросу (эффект усиления позиции); эффект удовлетворения познавательного интере­са; удовлетворение от получаемой эмоциональной разрядки (эмоциональный эффект); ра­дость эстетического обогащения (эстетический эффект); возникновение психического комфорта, достигаемого восприятием и пониманием юмора, хорошо построенных сюжет­ных ходов художественного произведения или музыкальной программы, соответствую­щей настроению (эффект комфорта) (Социальная психология, 1975, с. 179).

Суть утилитарного эффекта сводится к тому, что читатель получает удовлетворение от информации, которая помогает ему разрешать различные жизненные, социальные и бытовые проблемы. В силу действия этого эффекта читатель, радиослушатель, телезритель с удовольствием воспринимают информацию, содержащую прогнозы погоды, программы радио и телевидения, театров и кино, рубрики типа «Для вас, женщины», «Советы врача», «Новые товары», «Сделай сам», «Кулинарные рецепты» и т. д., а также рекламу услуг и товаров. Исключительно утилитарный эффект дают учебное телевидение и «Служба рус­ского языка» по радио, хотя они оперируют сообщениями, которые содержат знания, не требуемые для немедленного разрешения жизненных или бытовых проблем.

Престижный эффект возникает как следствие восприятия информации, утвер­ждающей цели и ценности социальной группы, к которой реально принадлежит или субъ­ективно причисляет себя реципиент. Ожидание удовлетворения такого рода служит побу­дительным мотивом для бывших военнослужащих оставаться подписчиками газеты «Красная звезда», а для медицинских работников отыскивать номер газеты недельной дав­ности со статьей, подтверждающей социальную значимость их профессии. Увеличение числа социальных групп, которые становятся объектом общественного внимания благода­ря публикации относящихся к ним положительных материалов, является мощным резер­вом повышения эффективности массовой коммуникации вообще и политической пропа­ганды в частности.

9 стр., 4310 слов

Психология массовых коммуникаций 3

... процессе. Психологические аспекты активизации аудитории. Тема 5. Психологические, языковые и социальные барьеры в массовой коммуникации. Коммуникативные барьеры и ошибки: перцептивно-интерпретационные, диспозиционные, статусные, семантические и др. Потери информации в коммуникации. ...

Эффект усиления позиции дает удовлетворение от восприятия информации, под­держивающей людей в борьбе сталкивающихся мнений вокруг какого-либо спорного вопроса. Полемика, разворачивающаяся время от времени на страницах газет (и значительно реже по радио и телевидению), неизбежно вызывает поляризацию оценок и мнений и, как следствие, поиск информации в поддержку каждой из двух противоположных точек зре­ния. Так, например, проблемы охраны природной среды или демографические проблемы являются вопросами, вокруг которых постоянно разгораются общественные страсти. Пуб­ликация материалов по этим вопросам неизменно привлекает внимание читателей, ищу­щих информацию в поддержку своего мнения.

Эффект удовлетворения познавательного интереса возникает как необходимый ре­зультат познавательной деятельности человека, как следствие желания быть информиро­ванным о событиях в мире. Однако эффект удовлетворения познавательного интереса возникает лишь в том случае, если сообщения содержат элемент новизны: известное по­знанию не подлежит. И если это известное, не дополненное какими-либо новыми деталя­ми, становится содержанием ряда повторных публикаций, то вместо удовлетворения оно вызывает раздражение «против жвачки» и тем самым вместо того, чтобы снять личностное напряжение, усиливает его.

Важное значение в процессе массового информационного воздействия имеют и эф­фекты эстетического обогащения, развлечения и эмоциональной разрядки. Они взаимосвя­заны, хотя содержание материалов, дающих эти эффекты, может быть очень разнородным. Суть эстетического эффекта, возникающего при восприятии прекрасного, очевидна из его названия. Два последующих служат компенсированию эмоциональной недостаточности, которая сплошь и рядом возникает в современных условиях в психике людей. Значение этого рода коммуникационного воздействия нельзя недооценивать, ибо неудовлетворение потребности в снятии личностных напряжений, возникающих из-за эмоциональной недос­таточности, служит одной из причин ряда социальных заболеваний личности, таких, на­пример, как пьянство, наркомания и др. В этих и аналогичных им случаях люди прибегают к доступным им способам эмоционализации даже ценой сознательно наносимого здоро­вью вреда

Эффективность массовых информационных процессов. Общая функциональная эффективность массовых информационных процессов степени зависит от того, насколько удовлетворяются интересы аудитории реализацией указанных эффектов, насколько пра­вильно дозируется информация для того, чтобы вызвать эти эффекты применительно к ожиданиям аудитории. Информационные процессы, не вызывающие этих эффектов или неправильно дозированные по эффектам, значительно теряют в действенности, если не становятся дисфункциональным, т. е. противоречащими искомым целям.

10 стр., 4885 слов

‘Желтая’ пресса как регулятор воздействия массовым сознанием

... "желтой "прессы; . рассмотреть психологические механизмы воздействия на аудиторию. Объектом исследования является "желтая" пресса, а ... на то, что общество не получало информацию о скандалах, сенсациях, сплетнях, слухах. ... пресса Желтая пресса появилась одновременно с массовой культурой, когда чтение газет перестало быть ... в полгода, и производили на публику эффект разорвавшейся бомбы - это было в ...

В массовой коммуникации бо­лее, чем в любом другом виде человеческой деятельности, проявляются наряду с явными и скрытые функции. Например, широкая кампания в печати, по радио и телевидению по поводу профилактики против гриппа в период эпидемии может дать помимо искомого не­предвиденный положительный результат в виде резкого улучшения деятельности работ­ников здравоохранения, попавших в фокус общественного внимания. Это положительная скрытая функция. Однако та же самая кампания профилактики гриппа может дать и неже­лательный функциональный эффект в виде того, что какой-то процент аудитории может оказаться чрезмерно напуганным опасностями заболевания и сократит свою активность. Такой нежелательный с точки зрения общества эффект оказывается дисфункциональным.

Наиболее опасным для целей массовой коммуникации является дисфункциональ­ный «эффект бумеранга» — явление, которое характеризуется результатом, прямо противо­положным искомому. Этот эффект возникает при явном несовпадении ценностей, на кото­рые ориентирован в своей информации коммуникатор, и ценностей его аудитории. Так, «эффект бумеранга» отчетливо прослеживается в антирелигиозной пропаганде, адресо­ванной сугубо религиозным аудиториям, в случаях, когда ее содержание оскорбляет чув­ства верующих.

Следует иметь в виду, что из-за разнородности аудитории практически любая пере­дача информации в какой-то мере вызывает не только функциональный, но и дисфунк­циональный эффект. Задачей коммуникатора является поэтому предвидение возможных дисфункции и сведение их к минимуму.

Один из важнейших путей снижения возможных дисфункций заключается в актуа­лизации сообщений. Актуальность информации, направляемой в аудиторию, достигается с помощью отбора таких сообщений, которые содержат новое и интересное для реципиен­тов, позволяют им испытывать чувство включенности в события, происходящие в мире и в ближайшем социальном окружении. Однако помимо субъективных для аудитории качеств информация, чтобы быть действительно актуальной, должна обладать и важнейшим объ­ективным свойством: она должна отражать в своем содержании главные тенденции обще­ственного развития. Актуальность достигается также своевременной публикацией сооб­щений о разных политических событиях и решениях, затрагивающих интересы аудитории.

Актуальной информация становится также и благодаря тому, что ее содержание достаточно четко показывает совпадение важнейших социальных установок источника и аудитории. Иными словами, читатель, радиослушатель или телезритель должны быть убеждены, что коммуникатор, пропагандист «с ними», а не «против них», что его установ­ки по направленности совпадают с установками аудитории.

Содержание пропагандистского сообщения оказывается более эффективным, если оно изложено просто и четко, если в него включены выводы, логически следующие из приведенных аргументов. Предоставление аудитории возможности прийти к нужному выводу самостоятельно, в результате восприятия соответствующих доводов — прием вполне правомерный в обучении. Однако он оказывается далеко не всегда эффективным в массовой коммуникации, что было доказано рядом лабораторных экспериментов и выяв­лено наблюдениями над массовыми аудиториями.

12 стр., 5970 слов

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

... и сценической терминологии эпохи названиями, лишь условно отвечавшими подлинному идейному и художественному содержанию того или иного произведения (Комедия плаща и шпаги, дворцовая комедия, комедия ... обеспечить за национальной системой право на самостоятельную ценность и самостоятельное место, как массового, народного жанра драматической литературы. В его глазах это стремление оправдывается, в ...

Содержание сообщения, передаваемого через систему массовой коммуникации, иногда лучше служит достижению цели, если в него включается указание (или хотя бы намек) на то, что предлагаемую точку зрения разделяют большинство в обществе (группе) или личности, бесспорно уважаемые в данной человеческой общности. Психологическое объяснение этого источника эффективности сводится к тому, что люди чувствуют себя увереннее, когда они знают о поддержке со стороны других. Известно, что, даже находясь в меньшинстве при поляризации мнений по какому-либо спорному вопросу, люди неиз­менно проявляют тенденцию восполнить нехватку уверенности работой воображения от­носительно вероятности перехода большинства на их сторону.

Значительный резерв повышения эффективности информационного воздействия за­ключен в увеличении эмоциональной нагрузки на содержание направляемых в аудиторию сообщений.

Осуществление эффективного массового информационного воздействия требует детального знания групп в аудитории, которой предполагается направить какие-либо со­общения. Это знание складывается из знания общих закономерностей функционирования групп и специфических черт, характеристик и признаков, свойственных конкретным груп­пам. Критериями для отграничения групп в аудитории массовой коммуникации могут быть наличие или отсутствие личного общения, характер протекания психических процессов и социальная обусловленность этих процессов, а также наличие или отсутствие организации в группах. Последний признак может серьезно изме­нить обстановку осуществления воздействия и повлиять на результаты. В организованных группах большинство людей значительно строже следует нормам в оценках и поведении, принятым в соответствии с провозглашенными целями деятельности. Любое отклонение от принятых в группе норм обычно осуждается и рассматривается остальными как анома­лия. Возникающее социальное давление выступает как сила, изменяющая характер ин­формационного воздействия, особенно в тех случаях, когда передающиеся сообщения противоречат целям деятельности групп.

Эффективность массового информационного воздействия — в ряду других факторов — зависит также и от правильной оценки и учета свойств и характеристик различных кана­лов информации. В конечном итоге это вопрос о тактике применения различных средств массовой информации и пропаганды для решения конкретных пропагандистских задач’.

Например, на основе учета свойств канала и особенностей восприятия передаваемой им информации (зрительного или слухового, образного или речевого) можно так предста­вить освещение какого-либо события: изложение по радио репортажа о данном событии в его развертывании — каждый час новые детали; более многогранная и обобщающая карти­на этого события с показом видимых и поэтому особенно убедительных деталей — в тот же вечер по телевидению и в иллюстрированной вечерней газете; и, наконец, полная картина того же события с оценкой в обстоятельном комментарии, завершающем формирование социальной установки по отношению к нему, — на следующее утро в газете. А через две недели — на этот раз в кинохронике — напоминание о событии и закрепление сформиро­ванной ранее социальной установки. Это лишь один из многих возможных вариантов це­ленаправленного использования каналов информации для оперативного решения пропа­гандистских задач.

5 стр., 2404 слов

Психологические способы воздействия в больших группах: заражение, ...

... действий, а известны заранее как лидеры тех организованных групп, представители которых приняли участие в данном массовом действии. В действиях массы поэтому более четки ... не­организованного и плохо структурированного массового сознания. Это обыденная разновидность общественного сознания, объединяющая представителей разных классических групп общими переживаниями. Такие переживания возникают ...

Таким образом, учет информационных возможностей каждого из каналов массовой коммуникации становится одним из важнейших факторов эффективности.