Курс «Психология развития человека в образовании»
Темы практических занятий
1. Пренатальное развитие; младенчество
Психологические предпосылки благополучной беременности и родов
Как подготовиться к рождению ребенка?
Появление ребенка: что меняется в жизни родителей?
Психологическое развитие в первый год жизни
Детско-родительские отношения в младенчестве
2. Дошкольный возраст
Развитие познавательной сферы дошкольника
Эмоциональная сфера дошкольника
Обучение в дошкольном возрасте: чему и как учить?
Общение дошкольников со взрослыми и со сверстниками
Игра как фактор развития психики ребенка
3. Младший школьный возраст
Готовность к школе, ее диагностика
Адаптация ребенка к обучению в школе
Познавательное развитие младших школьников
Обучение как ведущая деятельность младшего школьника
Общение младшего школьника со взрослыми (родителями, учителями)
4. Подростковый возраст
Познавательная и эмоциональная сферы подростков
Подросток и сверстники
Подросток и школа
Общение подростка с родителями и учителями
Психологические проблемы подростков
5. Юношеский возраст и ранняя взрослость
Особенности развития психики в возрасте 16-21 г.
Психологические проблемы профессионального самоопределения
Планирование образовательной траектории
Предпосылки успешного обучения в ВУЗе
Психологические проблемы студентов
6. Психическое развитие во взрослости
Основные тенденции психического развития во взрослости
Жизненные кризисы во взрослости, предпосылки их преодоления
Психологические нюансы обучения взрослых
Психологические предпосылки достижения жизненных успехов
«Акме» как период наивысших достижений
7. Пожилой возраст, старость
Психологические особенности развития приемных детей
... приводит к нарушениям в его развитии. Тем более, что в нашей стране в сиротских учреждениях детям не всегда предоставляются нормальные психологические условия, что ведет к серьезным ... разновидностью культурной или сенсорной деприваций. Основными факторами, влияющими на появление депривации, являются возраст ребенка и продолжительность воздействия. Так же недостаток материнской ласки и заботы может ...
Психологические изменения в пожилом возрасте
Старость: период угасания или «золотая осень»?
Психологическая адаптация к возрастным изменениям
Эффективная жизнь в старости
Взаимоотношения представителей старших и младших поколений
Применительно к любому возрасту можно также взять тему «Описание возраста в художественной литературе».
Каждый студент выбирает темы (рекомендуется 2-3) из приведенного списка и виды заданий, которые он будет выполнять в рамках этих тем. Выбранные темы обязательно должны относиться к разным группам возрастов (детство; подростково-юношеский возраст; зрелый возраст).
Виды заданий:
- Мультимедиа-презентация
- Аннотированная подборка интернет-источников
- Подборка литературных примеров
- Подборка видеоматериалов
- Памятка субъектам образовательного процесса
- Эссе — рефлексия личного опыта
- Коллаж
- Драматический этюд
Пояснения к видам заданий:
Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на компьютере (рекомендуется пользоваться программой PowerPoint).
Содержит в систематизированном виде и в логичной последовательности ключевые положения излагаемой темы, сопровождаемые графическим материалом (иллюстрации, схемы, видеофрагменты).
Объем 8-15 слайдов. Демонстрация сопровождается свободным рассказом, следует избегать зачитывания текста с экрана. Использование материалов лекций не должно превышать 50%.
Критерии оценивания:
- Полнота и системность текстовых материалов, компактность их представления (избегать перегрузки слайдов текстами).
- Четкость структурирования информации (заглавия, рубрикация, нумерованные списки, выделение шрифтом ключевых понятий и т.п.).
- Подборка графических материалов, оформление слайдов. Дополнительным плюсом явится включение в презентацию аудио-, видеоматериалов.
- Качество публичного выступления, сопровождающего демонстрацию слайдов.
Аннотированная подборка интернет-источников. Краткий обзор не менее трех сайтов, на которых содержатся сведения по выбранной для сообщения теме, а также фрагменты текстов с каждого из них, наиболее точно и полно раскрывающие тему. Рекомендуемый общий объем – 8-10 страниц, из них 1-2 страницы – аннотации сайтов, остальное – материалы с них.
Критерии оценивания:
- Адекватность и точность выбора материалов, раскрывающих именно заданную тему. Интернет – это «безбрежное море» информации, мастерство же состоит в том, чтобы уметь найти в нем именно то, что нужно!
- Возможность, с одной стороны, дать целостную характеристику использованных информационных ресурсов, с другой – внятно изложить то, что выбрано из них по узкой теме.
- Выбор источников, гарантирующих точность и научную достоверность предоставляемой информации. Готовность показать и прокомментировать использованные источники в онлайн-режиме.
Приветствуется подготовка небольшой (4-6 слайдов) презентации.
Примеры аннотаций
2.2. Характеризуют определенную часть произведения Иванов, С. С. От разрушения векового уклада к творчеству нового / С. С. Иванов // Избранное. – М., 2003. – С. 314–346. Определение понятия «производительный труд» дано на стр. 316 Рыбкин, В. А. Контроль модельной оснастки / В. А. Рыбкин // Контроль материалов и работ в литейном производстве. – М., 1980. – Гл. 3. – С. 31–41. В изложены ...
Подборка литературных примеров. Серия цитат из различных (не менее 5) произведений художественной литературы, иллюстрирующих тот или иной психологический феномен. К каждой из цитат подготавливается краткий комментарий, что же она позволяет проиллюстрировать, как можно объяснить описанный в ней эпизод с психологической точки зрения.
Критерии оценивания:
- Яркость и показательность примеров, их соответствие заданной теме.
- Разнообразие задействованных литературных источников. Не ограничивайте себя школьной программой!
- Научность и обоснованность комментариев о том, что иллюстрирует каждый из этих примеров, какие закономерности развития психики в нем проявляются.
Подборка видеоматериалов. Демонстрация видеосюжетов (2-5 фрагментов, общая длительность 5-8 минут), раскрывающих с психологической точки зрения выбранную тему. Можно использовать фрагменты из художественных фильмов, мультфильмов, любительское видео из интернета, самостоятельно снятые видеоролики. Следует прокомментировать материалы с опорой на знание возрастной психологии.
Критерии оценивания:
- Показательность сюжетов с точки зрения раскрытия выбранной темы.
- Разнообразие источников.
- Полнота и обоснованность комментариев.
Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической проблемы. Может быть адресовано разным субъектам образовательного процесса: педагогам, детям, родителям. Это тот текст, который позволит им использовать психологические знания в своей жизнедеятельности. Объем: 3-5 стр. Желательно наличие иллюстраций.
Критерии оценивания:
- Сочетание научности материала с популярной формой его подачи. Серьезные знания должны даваться легко для восприятия, понятно даже для тех, кто не имеет научной подготовки.
- Практический характер изложения, наличие конкретных рекомендаций, а также ярких, запоминающихся примеров, иллюстраций.
- Соответствие содержания и стиля изложения предполагаемым запросам и особенностям восприятия той аудитории, которой адресована памятка.
- Литературные достоинства текста.
Эссе — рефлексия личного опыта. Авторский текст, в котором описывается какой-либо эпизод из личного жизненного опыта или из опыта близкого социального окружения (родственники, друзья), иллюстрирующий проблему в сфере психологии развития. Должен содержать, помимо описания ситуации, личные размышления автора и комментарии с опорой на психологические знания. Объем 2-3 стр. Возможно предоставление в поэтической форме.
Критерии оценивания:
- Показательность описываемых событий для иллюстрации обсуждаемых психологических проблем.
- Логичность и обоснованность авторских размышлений, комментариев.
- Литературные достоинства текста.
Коллаж. Художественная композиция, отражающая взгляд автора на обсуждаемую психологическую проблему. Выполняется на листах формата А3-А2, может содержать рисунки, схемы, подписи, вырезки из журналов и газет (иллюстрации, короткие тексты), фотографии и т.п. Автор комментирует коллаж, объясняя, какие идеи он хотел выразить и почему для этого выбраны именно такие иллюстративные материалы.
Критерии оценивания:
- Ясность и психологическая обоснованность идей, положенных в основу коллажа.
- Соответствие иллюстративного и текстового материала заявленной теме.
- Четкость структурирования материала.
- Качество публичной презентации коллажа, обоснованность пояснений.
Драматический этюд. Разыгрывание сцены (3-5 минут), отражающей одну из проблем курса. Производится видеозапись сцены, при просмотре авторы комментируют ее с опорой на психологические знания.
Критерии оценивания:
- Реалистичность представления психологической проблемы.
- Креативность, артистизм.
- Организация обсуждения драматического этюда, психологическая обоснованность комментариев к нему.
Пояснения:
Работа, в полной мере соответствующая приведенным выше критериям и оцененная преподавателем на «отлично», получает 12 баллов. При неполном соответствии критериям оценка снижается вплоть до 0 баллов («неудовлетворительно»).
Дополнительно 1-3 балла (оценка «пять с плюсом») может быть начислено, если работа отличается особыми достоинствами, свидетельствующими о большом творческом вкладе автора в ее создание.
Просьба представлять работы именно на тех занятиях, на которых рассматривается соответствующая тема! В противном случае преподаватель не гарантирует возможность выступления, а оценка работы будет снижена на 20-50%.
Представление одной работы от пары студентов допускается, но каждый из ее авторов получит примерно на треть меньше баллов, чем если бы представил такую же работу индивидуально. (Кроме задания «Драматический этюд»).
Любая работа должна быть, помимо публичного представления, сдана преподавателю в какой-либо объективной форме (компьютерный файл, рукопись, распечатка, коллаж или его фотография и т.п.).
Допускается предварительная пересылка материалов по электронной почте (annakremeneckaya@yandex.ru), но если подразумевается компьютерная презентация – в день занятия следует также принести соответствующий файл на флеш-карте.
Убедительная просьба давать всем файлам предельно ясные названия (фамилия студента, номер группы, 2-3 слова, отражающие суть материалов), а в темах электронных писем четко указывать, что это и от кого. В ином случае сохранность материалов не гарантируется.
Условия допуска к аттестации:
- Посещение не менее 50% практических занятий.
- Выполнение не менее 1 задания к практическим занятиям, получившего положительную отметку.
- Наличие конспекта по лекционному курсу (пропущенные темы должны быть переписаны).
Критерии аттестации:
Вид работы |
«Цена» в баллах |
Максимум |
Посещение лекций |
1 балл / лекция |
8 |
Посещение практических занятий |
2 балла / занятие |
16 |
Выполнение заданий к практическим занятиям |
12 (в исключительных случаях – 15) за 1 задание |
36 (45) за 3 задания |
Ведение конспекта лекций |
10 |
10 |
Контрольная работа |
20 |
20 |
Дополнительные баллы за активность на занятиях |
1-2 балла /занятие |
10 |
Минимальная сумма баллов для получения зачета – 50.