Задания для студентов

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ»

1. Составление глоссария базовых понятий по разделам курса.

В процессе подготовки к семинарским занятиям (зачету) рекомендуется составление студентом предметного словаря, содержащего ключевые понятия изучаемых тем.

Словарь может быть составлен по следующему образцу:

Понятие

Определение

Автор, выходные данные источника

1.«Социальная леность» (Social loafing)

2.Анкета психологическая

3.Внутриличностный конфликт

тенденция людей работать менее усердно тогда, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, по сравнению с тем, когда они несут за свою работу личную ответственность

метод психологической науки: письменная постановка вопросов, предусматривающая письменные ответы об объективных или субъективных фактах психической деятельности опрашиваемого

тяжелое переживаемое психическое состояние, вызванное амбивалентностью чувств и затянувшейся борьбой мотивов, задерживающей принятие решения

Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 2007. С. 111.

Краткий словарь системы психологических понятий. – М., «Высшая школа», 2004. С. 11.

Краткий словарь системы психологических понятий. – М., «Высшая школа», 2004. С. 21.

В процессе изучения данного курса студентом составляется глоссарий базовых понятий:

1. Психология

2. Психика

3. Поведение

4. Деятельность

5.Сознание

6. Метод

7. Наблюдение

8. ксперимент

9. Опрос

10. Тест

11. Рефлексия

12. Психический процесс

13. Ощущения

14. Восприятие

15. Внимание

16. Память

17. Мышление

18. Воображение

19. Речь

20. Эмоции

21. Чувства

22. Воля

23. Фрустрация

24. Стресс

25. Аффект

26. Адаптация

27. Личность

28. Индивид

29. Индивидуальность

30. Способности

31. Мотивация

32. Темперамент

33. Характер

34. Акцентуации характера

35. Социализация

36. Первичная социализация

37. Вторичная социализация

38. Идентификация

39. Установка личности

40. Ценности и ценностные ориентации личности

41. Малая группа

42. Большая группа

43. Референтная группа

44. Первичная группа

45. Вторичная группа

46. Лидерство

47. Руководство

48. Конфликт

49. Компромисс

50. Конкуренция

51. Приспособление

52. Сотрудничество

53. Общение

54. Трансактный анализ

55. Отношения (формальные, неформальные)

56. Вербальное поведение

57. Невербальное поведение

58. Социальная коммуникация

59. Социальная перцепция

60. Социальная интеракция

61. Социальная леность

62. Эго-состояние

63. Эмпатия

64. Эффект межличностного восприятия

65. Эффект «ореола»

66. Эффект «новизны»

67. Эффект бумеранга

68. Эффект социального контекста

69. Эффект проекции

70. Эффект снисходительности

71. Эффект фаворитизма

72. Эффект повторения

73. Я-концепция

74. Я-высказывание

75. Семья

76. Групповая сплоченность

77. Совместимость

78. Коммуникативные барьеры

79. Психологическая дистанция

80. Проксемика

Критериями оценки глоссарияявляются: полнота раскрытия сущности понятий, сопоставление толкований ключевых терминов различными авторами.

2. Аннотирование литературных источников (статей) по ключевым проблемам курса.

Аннотация представляет собой краткое изложение научной публикации с выделением основных целей, задач, проблемных областей, подходов и методов разрешения изучаемой проблемы.

Аннотирование как деятельность позволяет развивать навыки осмысленной проработки и структурирования материалов, представляемых в научных публикациях, критического анализа различных подходов, используемых методов, аргументов, приводимых авторами.

Композиционно текст аннотации статьи может состоять из вступления (вводной части), основной части (описания) и заключения.

Модель текста аннотации может быть следующей:

1) вводная часть:

В статье «…», помещенной в журнале (сборнике) «…» №… за … год, рассматриваются вопросы (проблемы, пути, методы)… Автор статьи — ученый… Статья называется (носит название…, под названием…, озаглавлена…, под заголовком.., опубликована в…)

Тема статьи —… (Статья на тему…, Статья посвящена теме (проблеме, вопросу)…)…

Статья представляет собой обобщение (изложение, описание, анализ, обзор).

В статье речь идет… (о чем?), (говорится (о чем?), рассматривается (что?), дается оценка (чему?, чего?), анализ (чего?), изложение (чего?).

Сущность проблемы сводится… (к чему?), заключается (в чем?), состоит (в чем?).

2) основная часть:

Статья делится на … части (-ей) (состоит из … частей, начинается (с чего?), заканчивается (чем?)…).

Во введении формулируется …(что?) (дается определение …(чего?))

В начале статьи определяются (излагаются) цель (цели, задачи)…

Далее дается общая характеристика проблемы (глав, частей), исследования, статьи…

В статье автор ставит(затрагивает, освещает) следующие проблемы, (останавливается (на чем?) касается (чего?)…)

В основной части излагается (что?), приводится аргументация (в пользу чего? против чего?), дается обобщение (чего?) (научное описание (чего?)…

В статье также затронуты такие вопросы, как…

Автор приводит (ссылается на) пример(ы) (факты, цифры, данные), подтверждающие, иллюстрирующие его положения…

В статье приводится, дается…

3) заключение:

Автор приходит к выводу(заключению), что… (подводит нас к…, делает вывод, подводит итог)

В конце статьи подводятся итоги (чего?)

В заключение автор говорит, что, (утверждает, что)…

В заключение говорится, что… (о чем?)

Сущность вышеизложенного сводится к (следующему)…

 

Приложение.

Список конструкций для реферативного изложения (по материалам сайта «Культура письменной речи»)

В статье под заглавием «…», помещенной в журнале «…», № … за … год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы)…

Предлагаемая вниманию читателей статья (книга, монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов…

Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме, вопросу…)

В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное значение для…

Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам автора, определяется тем, что…

Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье) представляет большой интерес…

Основная тема статьи отвечает задачам…

Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не случаен…

В начале статьи автор дает обоснование актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи)…

Затем дается характеристика целей и задач исследования (статьи).

Рассматриваемая статья состоит из двух (трех) частей.

Автор дает определение (сравнительную характеристику, обзор, анализ)…

Затем автор останавливается на таких проблемах, как (касается следующих проблем, ставит вопрос о том, что…) …

Автор подробно останавливается на истории возникновения (зарождения, появления, становления)…

Автор излагает в хронологической последовательности историю…

Автор подробно (кратко) описывает (классифицирует, характеризует) факты…

Автор доказывает справедливость (опровергает что-либо)…

Автор приводит доказательства справедливости своей точки зрения.

Далее в статье приводится целый ряд примеров, доказывающих (иллюстрирующих) правильность (справедливость)…

В статье дается обобщение …, приводятся хорошо аргументированные доказательства…

В заключение автор говорит о том, что…

Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы (проблемы) представляют интерес не только для…, но и для…

Надо заметить (подчеркнуть), что…

Несомненный интерес представляют выводы автора о том, что…

Наиболее важными из выводов автора представляются следующие…

Это, во-первых…, во-вторых…, в-третьих…, и, наконец…