1. Учебная цель

Тема № 43

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ “ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ”

  1. Закрепить теоретические знания и практические умения гигиенических аспектов профилактической и лечебной работы в детских и подростковых коллективах, которые обеспечивают сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического развития, физического и нервно-психического состояния детей и подростков.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Теоретические основы гигиены детей и подростков.

2.1.2. Факторы и условия окружающей среды и учебно-воспитательного процесса, которые влияют на процессы формирования здоровья детей и подростков.

2.1.3. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.

2.1.4. Критерии и показатели здоровья, методику комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.

2.1.5. Научные основы гигиенической оценки индивидуального физического развития детей и подростков и физического развития детских коллективов.

2.1.6. Гигиенические основы обучения и воспитания детей и подростков разных возрастных групп.

2.1.7. Гигиенические требования к школьной мебели.

2.1.8. Гигиенические принципы организации физического и трудового воспитания детей и подростков.

2.1.9. Задачи врача относительно организации и проведения оздоровительных мероприятий в детских коллективах (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, интернатах, ПТУ, детских домах, дошкольных учреждениях, лагерях труда и отдыха, внешкольных учреждениях и т.п.).

2.2. Уметь:

2.2.1. Определять группы здоровья, соматометрические, соматоскопические и физиометрические показателе физического развития детей и подростков.

2.2.2. Осуществлять индивидуальную гигиеническую оценку физического развития детей и подростков и физического развития детских коллективов.

8 стр., 3589 слов

Понятие о физическом развитии

... на 1 s (s – стандартное отклонение). Детям и подросткам среднего и выше среднего уровней физического развития присущи соответствующие функциональные показатели сердечно-сосудистой и ... роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Темп физического развития – важная характеристика для оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Умеренное ускорение ...

2.2.3. Проводить гигиеническую оценку режима дня, расписания уроков, организации и методики проведения урока, учебных пособий, а также организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.

2.2.4. Осуществлять гигиеническую оценку оборудования и содержания учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков.

2.2.5. Проводить гигиеническую оценку организации физического и трудового обучения детей и подростков.

2.2.6. Разрабатывать и обосновывать профилактические рекомендации относительно улучшения организации учебно-воспитательного процесса в школе и санитарно-гигиенических условий пребывания учеников в учебном заведении.

3. Вопросы для самоподготовки

  1. Гигиена детей и подростков как наука и раздел общей гигиены, ее цель и задачи.
  2. Задачи врача относительно организации и проведения оздоровительных мероприятий в детских коллективах (школах, гимназиях, лицеях, колледжах, интернатах, ПТУ, детских домах, дошкольных учреждениях, лагерях труда и отдыха, внешкольных учреждениях).
  3. Гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья на разных этапах развития детского и подросткового организма.
  4. Факторы и условия окружающей среды и учебно-воспитательного процесса, которые влияют на процессы формирования здоровья детей и подростков.
  5. Общие закономерности роста и развития детского и подросткового организма.
  6. Возрастно-половые, анатомо-физиологические и психофизиологические особенности организма детей и подростков.
  7. Медицинские, физиологические и психологические критерии оценки развития ребенка. Методы изучения возрастных психофизиологических особенностей организма детей и подростков.
  8. Методика комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков.

    Критерии и показатели здоровья детей и подростков. Особенности распределения детей и подростков по группам здоровья.

  9. Нарушения состояния здоровья и заболевания, которые обусловлены действием факторов окружающей среды и учебно-воспитательного процесса.
  10. Физическое развитие как важный критерий оценки состояния здоровья. Основные показатели физического развития.
  11. Правила антропометрии. Требования к таблицам стандартов физического развития.
  12. Понятие о биологическом и календарном возрасте. Показатели уровня биологического развития детей и подростков. Современные представления об эпохальной и внутривозрастной акселерации и ретардации.
  13. Методы индивидуальной гигиенической оценки физического развития детей и подростков (метод сигмальних отклонений, оценка по шкалам регрессии, комплексный метод, центильний метод).
  14. Методы гигиенической оценки физического развития детских коллективов.
  15. Гигиенические требования к земельному участку и зданию учебных учреждений. Принцип функционального зонирования и его значение.
  16. Гигиенические требования к земельному участку, зданию и групповой секции детского дошкольного учреждения.

    5 стр., 2315 слов

    Изменение пищевой ценности продуктов в процессе тепловой обработки. ...

    ... правильно выбрать способ и продолжительность тепловой обработки. 2 Особенности питания детей, подростков Не вызывает сомнения тот факт, что от обеспеченности здоровым питанием ... Особую опасность эти проблемы представляют, для детей, подростков, студентов и пожилых людей. Физическое развитие организма детей и подростков, подверженность различным заболеваниям, эмоциональное состояние, настроение ...

    Принцип групповой изоляции и его значение.

  17. Гигиенические требования к планированию и санитарно-техническому благоустройству учебного кабинета и школьного класса (наполняемость, микроклиматические параметры, освещение, вентиляция, водоснабжение и т.п.).
  18. Методика оценки условий пребывания и обучения учеников в современных учебных заведениях.
  19. Гигиенические требования к детской мебели и их физиологическое обоснование. Правила маркировки парт и рассаживания учеников. Гигиенические требования к размещению парт в школьном классе.
  20. Основные профилактические мероприятия по улучшению условий учебно-воспитательного процесса и санитарно-гигиенических условий пребывания учеников в современных учебных заведениях.
  21. Понятие о школьной зрелости. Гигиенические основы определения функциональной готовности ребенка к обучению в школе. Методика определения функциональной готовности детей к поступлению в школу.
  22. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательной работы в общеобразовательных школах.
  23. Понятие о режиме дня и основные режимные элементы.

    Особенности гигиенического нормирования режима суточной деятельности учеников. Гигиенические принципы составления режима дня детей и подростков.

  24. Гигиенические требования к расписанию занятий в школе и методика его оценки.
  25. Гигиенические требования к организации и методике проведения урока. Особенности обучения детей шестилетнего возраста.
  26. Гигиенические требования к учебным пособиям и детским игрушкам.
  27. Гигиенические требования к организации внешкольной деятельности и свободного времени учеников.
  28. Гигиенические принципы рациональной организации физического воспитания детей и подростков. Виды, средства и формы физической культуры.
  29. Понятие о двигательной активности. Научные основы количественного измерения и гигиенической оценки двигательной активности. Профилактика гипокинезии.
  30. Гигиенические основы оценки урока физической культуры. Гигиенические требования к местам проведения занятий физической культурой.
  31. Врачебный контроль за организацией занятий физической культурой и гигиенические аспекты медицинского обеспечения физического воспитания детей и подростков.
  32. Гигиенические принципы рациональной организации трудового и политехнического обучения детей и подростков.
  33. Физиолого-гигиенические основы проведения контроля за трудовым воспитанием школьников.
  34. Гигиенические требования к содержанию, режиму и условиям организации и проведения трудового обучения.
  35. Гигиенические требования к школьным производственным мастерским и их технологическому оборудованию. Методика гигиенической оценки организации трудового воспитания и урока труда.
  36. Профессиональная ориентация как гигиеническая проблема. Психофизиологические аспекты профессионального самоопределения. Профессиография.
  37. Современная система профессиональной ориентации, ее функции и основные составные части.
  38. Научные основы проведения врачебно-профессиональной консультации. Понятие о профессиональном отборе. Методики прогнозирования профессиональной успешности.
  39. Гигиенические основы организации рационального питания в детских дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.
  40. Гигиенические основы закаливания организма детей и подростков и его основные виды, принципы и способы организации.

4. Задания для самоподготовки

4.1. В ходе медицинского обследования у школьницы 10 лет были выявлены признаки хронического тонзиллита в стадии компенсации и нарушение осанки. Длина тела ученицы составляет 142 см, масса тела – 38,5 кг, окружность грудной клетки – 69,0 см, число постоянных зубов – 20, за последний год девочка выросла на 4 см, степень развития вторичных половых признаков – Ма0, Р0, Ме0. Определите группу здоровья и оцените физическое развитие школьницы с использованием метода сигмальних отклонений и комплексным методом.

16 стр., 7880 слов

Половое и гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста

... использование литературы, выпуск которой не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг не соответствуют требованиям предъявляемой к детской литературе, а также не ... форм и методов по половому и гигиеническому воспитанию детей младшего школьного возраста. 1. Методологические основы полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста 1.1 Понятие полового ...

4.2. Мальчик 13 лет имеет рост 155 см, массу тела — 42 кг, окружность грудной клетки — 70 см. Оцените физическое развитие с использованием метода сигмальних отклонений и нарисуйте профиль физического развития.

4.3. Определите номер парты и укажите наиболее оптимальное место для 3 учеников, которые учатся в восьмом классе. Первый из них имеет рост 175 см и страдает на миопию средней степени, второй имеет рост 162 см и относится к категории лиц, которые часто и продолжительно болеют, третий имеет рост 180 см и понижение слуха в диапазоне средних и высоких звуковых частот.

4.4. Во время изучения расписания занятий учеников 8 класса общеобразовательной школы установлено: количество уроков на протяжении недели составляет 42, в понедельник и пятницу уроки распределены в такой последовательности: математика, химия, физкультура, биология, история, литература, физика. По два урока математики подряд проводятся во вторник, по два урока химии — в среду. Дайте гигиеническую оценку расписания уроков и, в если необходимо, предложите рекомендации относительно его оптимизации.

5. Структура занятия

Контроль уровня усвоения теоретических знаний и практических навыков и умений на итоговом практическом занятии, которое проводится на протяжении 2 часов в учебной лаборатории кафедры, осуществляют письменно, устно или за вопросами тестового компьютерного контроля. Письменное задание, как правило, должно содержать 3 (не менее) теоретических вопросов, ситуационную задачу и задание относительно выполнения определенных практических навыков. Во время проведения устного опроса преподаватель использует перечень вопросов для самоподготовки, который представлен выше. В случае проведения компьютерного тестирования применяют специально разработанные тестовые программы.

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

... анестезиологии и реанимации, трансплантологии, кардиохирургии, молекулярной генетики, космической и радиационной медицине. 3. Пути совершенствования санитарии и гигиены в эпоху Новейшего ... анестезиологии и реанимации, трансплантологии, кардиохирургии, молекулярной генетике, космической и радиационной медицине Связь медицинской науки с практикой здравоохранения, участие клиницистов в разработке ...

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. / Є.Г.Гончарук, Ю.І.Кундієв, В.Г.Бардов та ін. / За ред. Є.Г.Гончарука. — К.: Вища шк., 1995 — С. 458—479, 485—490, 512—530.

6.1.2. Общая гигиена. Пропедевтика гигиены. / Е.И.Гончарук, Ю.И.Кундиев, В.Г.Бардов и др. — К.: Вища шк., 2000. — С. 200—208, 538—560, 568—573, 576—577, 604—624.

6.1.3. Даценко І.І., Габович Р.Д. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. — К.: Здоров’я, 1999. — С. 568—607, 671—675.

6.1.4. Даценко І.І., Габович Р.Д. Основи загальної і тропічної гігієни. — К.: Здоров’я, 1995. — С. 53—54, 375—383.

6.1.5. Габович Р.Д., Шахбазян Г.Х., Познанский С.С. Гигиена. — К.: Вища школа. 1983. — С. 243—276, 305—310.

6.1.6. Загальна гігієна. Посібник до практичних занять. / І.І.Даценко, О.Б.Денисюк, С.Л.Долошицький та ін. / За ред. І.І.Даценко. — Львів, 1992. — С. 131—169.

6.1.7. Пивоваров Ю.П., Гоева О.Э., Величко А.А. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене. — М.: Медицина, 1983. — С. 186—196, 210—251.

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Гигиена детей и подростков. / Под ред. В.Н.Кардашенко. — М.: Медицина, 1988. — С. 41—261, 438—503.

6.2.2. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. / В.И.Берзинь и др. — К.: Вища шк., 1989. — С. 20—69, 86—162, 178—216, 246—277.

6.2.3. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. — М., Медицина, 1971. — С. 528—574.

6.2.4. Загальна гігієна. Навчальний посібник до практичних занять для студентів VI курсу медичного факультету / І.В.Сергета, Б.Р.Бойчук, С.О.Латанюк та ін. — Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. — С. 42—50, 96—120.

6.2.5. Бардов В.Г., Сергета І.В. Загальна гігієна та екологія медицини: навчальний посібник для студентів стоматологічних факультетів. – Вінниця: НоваКнига, 2002. – С. 164-184.

6.2.6. Сергета І.В, Бардов В.Г. Організація вільного часу та здоров’я школярів. — Вінниця: РВВ ВАТ “Віноблдрукарня”, 1997. — 292 с.

6.2.7. Сергета І.В, Олійник М.П., Бардов В.Г. Гігієна та охорона праці користувача ЕОМ. — Вінниця: РВВ ВАТ “Віноблдрукарня”, 1998. — 112 с.

7. Оснащение занятия

  1. Приборы к соответствующим занятиям из раздела для проверки усвоения студентами умений и навыков.
  2. Задания и ситуационные задачи для проверки усвоения теоретических знаний, умений и практических навыков.

227