Половое и гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ

« Половое и гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛОВОГО И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАТА

1.1 Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике

1.2 Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания

1.3 Половое и гигиеническое воспитание в семье

1.4 Половое и гигиеническое воспитание в школе

ГЛАВА 2. ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

2.1 Изучение уровня гендерного воспитания учащихся

2.2 Формы работы учителя по воспитанию половой культуры учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

С давних времен проблемы полового и гигиенического воспитания относятся к человечеству, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, изгоняемых областей педагогики и психологии.

Половое воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе Д.Н. Исаев и В.Е. Каган «Является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связана с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливаемые отношения с людьми своего и противоположного пола определяет цели полового воспитания». [2, с.50].

Споры по поводу внедрения полового и гигиенического воспитания в семье и школе не прекращается и по сей день, что подтверждает актуальность этой темы.

Кто должен вести воспитание? Прежде всего, бесспорно, родители. Затем воспитатели в детских дошкольных учреждениях, учителя, медицинские работники, взрослые. Главное, чтобы они это делали согласованно, не противореча друг другу. А такое возможно, если и воспитатели, и медики, и учителя будут руководствоваться одними принципами, строить воспитания по одной схеме.

Вопросами по половому и гигиеническому воспитанию детей занимались Ф.М. Лось, Л. Боровенская, З. Фрейд, Д.В. Колесов, А.В. Сельверов, В.Е. Каган, Д.Н. Исаев.

Проблемы полового и гигиенического воспитания связаны с методической оснащенностью этих процессов. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей вызывает массовый выпуск и не компетентное использование литературы, выпуск которой не контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг не соответствуют требованиям предъявляемой к детской литературе, а также не учитывает уровень развития восприятия при использовании рисунков. Все это происходит по причине того, что в подготовке к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики и художники.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше термина воспитание. Сегодня воспитание понимают как: передачу соц. опыта и мировой культуры; воспитательное ... перевоспитания является изменение обстановки, устранение нездоровых условий, отрицательно влияющих на воспитание детей. Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических ...

Потому некомпетентное использование такой литературы может привести к неправильному истолкованию детям ряда факторов и выработке у ребят неправильного, нездорового отношения к такой информации.

Тема курсовой работы «Половое и гигиеническое воспитание младших школьников».

Цель исследования: определить роль полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. раскрыть сущность понятия полового и гигиенического воспитания и актуальность этой темы в педагогике;

2. определить содержание и принципы полового и гигиенического воспитания;

3.охарактеризовать особенность полового и гигиенического воспитания в семье;

4. выявить особенности полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста в школе;

5. способствовать осознанию детьми своих ролей и обязанностей в будущем;

Объект исследования: половое и гигиеническое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс формирования гигиенической и половой культуры младших школьников.

Гипотеза: уровень полового и гигиенического воспитания будет зависеть от:

— грамотности подачи материала учителем;

— методологической оснащенностью литературы;

— нетрадиционных форм и методов по половому и гигиеническому воспитанию детей младшего школьного возраста.

1. Методологические основы полового и гигиенического воспитания детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие полового воспитания и актуальность этой темы в педагогике

«Пол» — понятие многогранное, которое рассматривается в науке с разных точек зрения: биологической, медицинской, психологической, педагогической. Социальной и др. С биологической точки зрения «пол- совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном итоге к оплодотворению» [1, с.171].

С медицинской точки зрения «пол — принадлежность организмов или специальных клеток одной из двух групп отличающихся между собой тем, что половой процесс происходит между представителями разных групп, но не внутри данной группы» [ 9, с. 668].

«Психологический пол — совокупность определенной сексуальной идентичности, т.е. чувство и осознание своей половой принадлежности; связанные с нею психосексуальные ориентации (например, влечение к противоположному полу) и социосексуальные ориентации, т.е. интернализованную систему половых ролей, в свете которой индивид различает критерии «мужественности», оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус.» [10, с. 765].

Пол, с педагогической точки зрения — биосоциальное свойство человека. Биологическое — потому что обусловлено генами, структурами, а социальное — т.к. его проявления в поведении и действиях человека являются результатами формировании пола в соответствии с воспитанием и влиянием окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или относительно малая ее часть.

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной ... этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

Задачей педагогов является необходимость учета половых различий в воспитании детей. Перейдем к определению понятия « половое воспитание», представив прежде эту категорию в трактовке разных исследователей.

Хрипкова А.Г. и Комсов Д.В. определяют половое воспитание как « процесс направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола. [ 12, с. 202].

Бочкарева Л.Н. трактует половое воспитание как « формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни».

Костяшкин З.Г. говорит: « Половое воспитание — есть особая часть нравственного воспитания. Его специфический предмет — воспитание отношений человека одного пола к другому.

С моей точки зрения, половое воспитание можно определить как воспитание девочек и мальчиков, осознающих свою принадлежность к одному из полов и формирования у детей знаний и навыков поведения того пола, к которому ребенок принадлежит: у девочек — феминного, а у мальчиков — маскулинного.

Проявление совокупности признаков того или иного пола может быть определено через понятия феминности и маскулинности:

— феминность — это набор свойств и качеств, принадлежащих женскому полу;

— маскулинность — это набор свойств и качеств, принадлежащих мужскому полу.

Таким образом, задачей педагогов является развитие феминности у девочек и маскулинности — у мальчиков.

Все выше изложенные положения позволяют сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что «пол» — понятие не только биологическое, физиологическое и социальное. Знания о половых различиях ( в широком смысле для педагогов, в узком для детей) будут являться условием полового воспитания и определять их содержание.

Не исключено, что проблема полового воспитания очень актуальная тема.

Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностыми общества. Изменение базовых социальных ориентиров неизбежно приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений, форм организации воспитательной работы. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы на всех уровнях образования в целом. В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений.

В ракурсе этих проблем важным направлением работы является половое и гигиеническое воспитание. Традиционное понимание сути воспитательной работы, определяемое тезисом «какая разница: мальчик или девочка, лишь бы человек был хороший», наглядно демонстрирующий идею « бесполой» педагогики неумолимо уходит в прошлое. Вопросы половой идентификации и дифференциации, привлекающие в последнее время все больший круг психологов, находят отражения в педагогических исследованиях, обогащая арсенал направления и содержания современной отечественной педагогики.

24 стр., 11791 слов

Роль семьи в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста

... воспитании детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: роль семьи в нравственном воспитании детей ... проанализировать полученные результаты и сделать выводы; Гипотеза: эффективность процесса нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста зависит от: - стиля взаимоотношений в семье; ...

Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми младшего школьного возраста, по значимости и актуальности на сегодняшний день не имеет аналогов.

Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка, тесна связана с гуманизацией педагогического процесса, т.к. задает перспективы дальнейшего участия человека в отечественной жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и семье.

Для современной постановки вопроса разработки систем полового и гигиенического воспитания — существует множество причин: первая, как уже было отмечено, связана с отсутствием дифференцированного подхода к детям в соответствии с его половой принадлежностью. Вторая — общегосударственное невежество педагогов, родителей, в вопросах сексуального просвещения детей, приводящие к стремительному росту числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни ( отца, матери).

Еще немаловажной проблемой в половом воспитании является выпуск некомпетентной литературы (что говорилось в введении).

Таким образом, можно отметить, что данная проблема полового воспитания младшего школьника является, бесспорно, актуальной.

1.2 Содержание и принципы полового и гигиенического воспитания

Одна из важнейших задач, которая стоит перед государством, обществом — укрепление семьи. Это особенно актуально для нашей республики, которая должна заботиться о сохранении и развитии людских ресурсов. Мы понимаем, что половое воспитание может способствовать решению проблемы роста рождаемости. Но к сожалению демографическая проблема как результат экономического спада углубляется кризисом моральных ценностей, роста наркомании, увеличением количества ВИЧ-инфицированных… В основном половое и гигиеническое воспитание, хотя и не в явно выраженной форме, осуществляется в семье, поэтому общество и государство заинтересованы помочь ей.

Содержание полового и гигиенического воспитания составляет все то, что создает здоровую и целостную личность мужчины и женщины, способных адекватно осознавать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами. Благодаря этому во всех сферах жизни устанавливаются оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола. Кроме того, содержанием полового и гигиенического воспитания является жизнь, окружающая ребенка, взаимоотношение между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей в семье, сфера их деятельности. Оно представляет собой систему знаний и умений воспитателя, позволяющий решить поставленные задачи. К таким можно отнести:

1. Знания сущности специфики педагогической системы полового и гигиенического воспитания. (Сущность педагогической системы полового и гигиенического воспитания заключается в установленных взаимосвязях всех ее компонентов в сочетании с использованными различными методами и формами организации);

22 стр., 10767 слов

Воспитание ребёнка в неполной семье

... планах, что обуславливает различные результаты воспитания детей в таких семьях. Методики исследования: Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья - мое богатство» Практическая значимость работы ... родительской семьи, супруги из неполных семей легче идут на разрыв и в собственной семье. Сексологи считают, что уменьшить число семейных катастроф может половое просвещение ...

2. Знания специфики возрастного развития детей и полоролевой социализации мальчиков и девочек;

3. Знание тех аспектов и сфер человеческой деятельности, которые между собой будут доступны ребенку. Ими являются труд людей, функции родителей в семье, роль и место родителей в процессе воспитания детей;

4. Знание принципов полового и гигиенического воспитания, которыми должен руководствоваться педагог, помогая ребенку в ходе его развития.

Этими принципами являются:

— принцип единого подхода к половому и гигиеническому воспитанию со стороны родителей, педагогов, работников и воспитателей, который проявляется в общности взглядов на необходимость полового и гигиенического воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;

— принцип дифференцированного и поэтапного характера полового и гигиенического воспитания, предлагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности, как детей, так и родителей;

— принцип правдивости, заключающийся в достоверной информации, которую получают дети. Он исключает ложь, в процессе общения учителя, родителей с ребенком;

— принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий;

— принцип доверия, предполагающий отношения к ребенку как к личности со всем спектром ее переживаний, интересов и проблем;

— принцип понятности и ясности (доступности), который рассчитан на реальное понимание и осмысление преподносимого материала;

— принцип реалистичности, который основан на знаниях, которые мы даем детям. Он реализуется лишь в том случае, если им становится ясно, что мы (взрослые) не стыдимся этого разговора и не лицемерим с ними. Все, что мы говорим им, разумеется должно быть правдой, но и это не самое главное. Важнее всего как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем открыто высказанную точку зрения;

— принцип перспективной инициативы, учитывающий возможные трудности, которые могут быть у детей в будущем;

— принцип комплексности, в соответствии с которым половое и гигиеническое воспитание является частью системы общего воспитания, социализации и просвещения;

— принцип непрерывности, систематичности и последовательности полового и гигиенического воспитания как преемственного процесса, которые начинается с психологической и физической гигиены;

— принцип адресности, который подразумевает обращение к конкретной аудитории с учетом уровня физического и психологического развития;

— принцип толерантности, уважение нравственных, религиозных, национальных обычаев и традиций в половой и гигиенической культуре других людей.

Содержание педагогической системы полового и гигиенического воспитания является важным компонентом, без детального изучения которого невозможно успешно решить задачи поло-ролевой социализации детей. Всю педагогическую работу и методы по половому и гигиеническому воспитанию можно подразделить на 4 направления:

— работа по диагностике когнитивного компонента поло-ролевой социализации;

5 стр., 2410 слов

Роль отца в системе социального воспитания детей в семье

... социальной функцией семьи всегда было и остается воспитание подрастающего поколения. Семья призвана обеспечить ребенку необходимые условия для его развития, первичной социализации. В современной семье именно родители несут правовую, ... между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права ...

— работа по формированию поло-ролевого поведения;

— работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения;

— работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.

Например, работа по диагностике когнитивного компонента поло-ролевой социализации направлена на выявление знаний и умений детей определять свою половую принадлежность, ее признаки, эмоциональные предпочтения, предпочтения в играх и игрушках, восприятии литературных героев. А следующее направление может быть связано с формированием представлений о связях людей в семье, и социальных и семейных ролях. Оно предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье.

Работа по формированию поло-ролевого поведения нацелена на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками в группе. Это направление связано с созданием условий для появления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу. Например. Гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки — у девочек.

Таким образом, в половом и гигиеническом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольных учреждениях, школе, и проводится с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.

Обязательным условием эффективности полового и гигиенического воспитания является единый подход родителей, педагогов, воспитателей и медработников. Детям младшего школьного возраста нужно прививать элементарные гигиенические навыки и нормы поведения. Очень важно обеспечить здоровую атмосферу в семье, а также в процессе полового и гигиенического воспитания должны учитываться физиологические и психологические особенности.

1.3 Половое и гигиеническое воспитание в семье

Поскольку половое и гигиеническое воспитание, как и всякий другой вид воспитания — проблема педагогическая, то важную роль здесь должна играть семья и прежде всего — отец и мать. Семья играет главную роль в формировании личностных и эстетических ценностей у учащихся, является для них примером для подражания и выработке навыков здорового образа жизни. Поскольку семья для детей — главный источник жизненных ценностей, ее роль в профилактике СПИДа, сексуальных домогательств является решающей. От выработанных в семье жизненных ценностей в значительной степени зависит, как будет относиться школьник к наркотикам, алкоголю и вопросам пола. Поведение, убеждения и взгляды родителей должны стать для учащихся главным положительным примером здорового образа жизни.

Отец и мать — единственные воспитатели своего ребенка. Поэтому от понимания лил важности и сложности задач воспитания детей, начиная с самого раннего возраста, от взаимоотношения между отдельными членами семьи в огромной степени зависит воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения.

4 стр., 1688 слов

Профилактика педагогических ошибок в воспитании детей в семье

... другое не может потенциально нанести столько вреда в воспитании ребенка, сколько может сделать это семья. В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее ... проблеме влияния семьи на процесс воспитания ребенка. -обосновать пути решения проблемы успешной работы по устранению ошибок семейного воспитания. Гипотеза исследования: Решение проблемы воспитания ребенка возможно при ...

Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего детства ребенок чувствовал, а в более старшем возрасте и понимал, что хорошая семья — основа жизненного благополучия человека. А это понимание, в свою очередь, невозможно без правильного семейного воспитания, начиная с первых лет жизни.

К сожалению не каждый отец и мать понимают, что им в семье надо не только одевать и кормить детей, но и решать многочисленные сложные воспитательные проблемы, в том числе и в области полового и гигиенического воспитания. Конечно, трудностей здесь немало. Но порой родители сами усложняют эту задачу, искусственно вычленяя ее из общей системы воспитания. Сознавая важность и необходимость полового и гигиенического воспитания детей, многие родители не всегда верно понимают свои возможности в этом деле.

В половом и гигиеническом воспитании очень важным является психологический климат семьи, любовь, дружба, взаимное уважение между всеми ее членами.

Как же родители относятся к первым самостоятельным поступкам своего ребенка? Они стараются понять, объяснить, а то и оправдать их. Но ребенок растет, его дела, поступки, интересы становятся разнообразнее. Дело нередко заключается в том, что родители не умеют и не желают понять, что ребенок подрос, изменился, значит иным стало отношение его к себе, окружающему миру, в том числе к вопросам пола. Они часто остаются на прежних позициях: рано, мол, ему этим интересоваться. Родители стремятся избежать этих вопросов обсуждения с ребенком любым способом, вплоть до глубокого отклика, запрета, наказания. Следствия сказываются незамедлительно. С одной стороны, утрачиваются откровенные взаимоотношения ребенка с родителями, а с другой — он начинает искать иной источник информации, для выяснения интересующих его вопросов, который может оказаться не самым лучшим. Такая подмена родительского воспитания «самовоспитанием» в надежде на то, что вырастет — поймет, разберется во всем сам, является неверной и опасной.

Функцию воспитания детей в сексуальной сфере должны своевременно, смелее и активнее брать на себя родители. Обычно свое нежелание заниматься этим они объясняют тем, что им неудобно говорить с детьми по вопросам пола.

По существу, здесь идет речь о наиболее сложных и ответственных задачах полового просвещения, поэтому желательно, чтобы ими занимались медработники, умеющие излагать данные сведения не с позиции «чистой» анатомии, физиологии и гигиены, а в свете нравственного воспитания.

По вине взрослых детям нередко доступны кинофильмы, телепередачи, книги, которые могут оказывать чрезмерное возбуждающее действие на эмоциональную, чувствительную сферу, способствующую растормаживанию неизменных инстинктов.

Разве не заслуживают осуждения те родители, которым все равно, какую передачу по телевизору смотрят сидящие рядом с ним несовершеннолетние сын или дочка, какой фильм они смотрели сегодня или вчера в кино, какую книгу читают, какую музыку слушают?

В семье нередко упускается такой важный момент воспитания, как обсуждение с ребенком увиденного, услышанного, прочитанного…

Школа может значительно помочь родителям. Для этого важно учитывать, что:

— родителям нужна информация о половом и гигиеническом воспитании;

— родителей может интересовать содержание, формы и методы полового воспитания, предупреждения сексуальных посягательств, профилактика СПИДа в начальных классах;

— родители чувствуют неловкость, когда приходиться беседовать с детьми на темы полового и гигиенического воспитания;

— родители являются незаменимым образцом поведения, необходимым для социального, этического и эмоционального развития детей. Но к сожалению, в вопросе о том, кому и как заниматься половым и гигиеническим воспитанием родители считают, что этим должны заниматься педагоги и медики.

Конечно, задачи полового и гигиенического воспитания сложны и многообразны. Но решать их надо, органически включая вопросы пола и общую систему развития и воспитания ребенка, начиная с первых месяцев его жизни.

Самый трудный и самый главный воспитательный пример нравственности родителей. Он сильнее всяких поучений. Большой вред в воспитании ребенка могут нанести родители, взрослые, которые в присутствии детей пьянствуют, сквернословят, рассказывают непристойные анекдоты, обнажают интимные человеческие отношения, неуважительно относятся друг к другу. Отец много раз может твердить сыну о бережном, рыцарском отношении к женщине, но это не даст никакого положительного результата, если он сам по-хамски относится к своей жене, матери ребенка, или допускает циничные высказывания по поводу других женщин. Попытки матери вырастить высоконравственную дочь вряд ли приведут к успеху, если мать своим поведением будет демонстрировать обратное.

Ни в одной области воспитания воздействие семьи не имеет такого решающего влияния, как в сфере нравственности. Взаимоотношения родителей, их повседневное поведение является той моделью, которой подражают дети, на основе которой у них формируются установки понимания о мужественности и женственности. Слова и дела взрослых преломляются в поступках и поведении детей. Пример родителей демонстрирует не только права, но и обязанности представителей каждого пола.

Известно, что в воспитании вообще, а в вопросах полового воспитания в особенности большую роль играет индивидуальный подход. Он позволяет приблизить, расположить к себе детей, лучше узнать их интересы, кругозор, что уже само по себе чрезвычайно важно. Ведь, чтобы правильно воспитать, нужно хорошо знать тех, кого воспитываешь. Живое слово, непосредственный контакт старшего с младшим дают родителям возможность правильнее оценить степень и качество информации иного собеседника по затрагиваемой теме и позволяют в необходимых случаях тут же дать правильный совет или разъяснение.

Эти простейшие знания, полученные в семье, постепенно углубляются и расширяются в школе при изучении предметов естественно-биологического цикла, начиная уже с младших классов.

Необходимость говорить с детьми на сексуальные темы нередко вызывает затруднения не только у родителей, но и у педагогов, медиков. Тут можно подчеркнуть, что смелость в изложении темы должна сочетаться с деликатностью, серьезность с чувством юмора. Здесь требуется уважение, доверие, душевная теплота и особенно строгая ясность в выражениях, исключающая какое бы то ни было двусмысленное толкование их.

В процессе семейного воспитания приходится сталкиваться с повышенным стремлением детей к «улице», которая может оказать на них отрицательное воздействие в вопросах пола. Ведь в этих случаях родители не в состоянии проследить, где и как проводят их дети время, с кем они общаются, чем занимаются, какие знания, и моральные ценности при этом приобретают. Это не позволяет своевременно выявить и пресекать всякое плохое влияние на ребенка. Опасаясь, его родители наиболее часто прибегают к наказаниям и запретам подобных встреч.

Принципиально важно уже с раннего детства вопросы полового воспитания сочетать с решением более широких задач по воспитанию пола. одним из важнейших направлений этой работы является подготовка к выполнению определенных социальных ролей, в том числе и семейной жизни.

Таким образом, обязательным условием правильного полового и гигиенического воспитания на всех возрастных этапах развития ребенка является последовательная социализация, т.е. постепенное усвоение им мужской или женской социальных ролей. При этом важно сформировать у растущего человека высоконравственные позиции в сфере половых взаимоотношений. Нужно пробудить у него собственные размышления в вопросах пола, умении правильно оценивать свои чувства, поступки и управлять ими.

1.4 Половое и гигиеническое воспитание в школе

половой воспитание гендерный

Половое воспитание младших школьников осуществляется в процессе преподавания учебного предмета «Человек и мир» (блоки «Человек и общество» и «Человек и его здоровье»), где уже сложилась определенная система в этом направлении, а также при изучении курса по выбору «Здоровый образ жизни», во внеклассной и внешкольной воспитательной работе.

Начиная с подготовительного класса в блоке «Человек и общество» курса «Человек и мир» в разделах «Я и моя семья» и «Я и люди, вокруг» изучаются темы, в которых рассматриваются родственные отношения в семье, роль отца и матери и т.д. В последующих классах дети знакомятся с красотой мужественности и женственности, с отличительными свойствами и возрастными изменениями ‘девочек и мальчиков, со спецификой дружбы между ними, с опасными ситуациями в отношениях девочек и мальчиков.

В III (IV) классе вопросы полового воспитания изучаются в блоке «Человек и его здоровье» в теме «Как человек появляется на свет» (Как развивается ребенок до рождения. Рождение ребенка. Развитие ребенка после рождения. СПИД, его профилактика. Предупреждение венерических заболеваний).

Предмет по выбору «Здоровый образ жизни» продолжает это направление во II (III) и III (IV) классах в курсах «Помоги себе сам» и «Все о стрессах и конфликтах». В блоке «Помоги себе сам» изучаются темы: «Между нами, девочками» и «Мужской разговор»; в блоке «Как уберечь себя от беды» — тема «Как не стать жертвами преступления».

В курсе «Все о стрессах и конфликтах» предусмотрены темы: «Конфликты между мальчиками и девочками», «Конфликты с незнакомыми людьми. Что надо знать о насилии. Правила безопасного поведения в общественных местах».

Таким образом, на протяжении четырех лет обучения учащиеся начальных классов получают первоначальные представления о женском и мужском полах, о возрастных изменениях девочек и мальчиков, об их половых различиях, особенностях взаимоотношений между девочками и мальчиками. У детей формируются определенные навыки поведения.

Исходя из содержания учебных программ «Человек и мир» и «Здоровый образ жизни» учащиеся начальных классов к концу четвертого года обучения должны ЗНАТЬ:

— как устроен организм человека;

— как развивается ребенок до рождения;

— как развивается ребенок в первые годы своей жизни;

— что такое ВИЧ;

— что такое СПИД;

— способы заражения ВИЧ;

Учащиеся должны запомнить, что к сексуальным домательствам относятся:

— склонение к половым контактам;

— многозначительные взгляды и фривольные жесты;

— прикосновения, пощипывания, поглаживания;

— объятия и поцелуи;

— демонстрация различного рода эротического материала;

— непристойные шутки, нецензурная лексика;

— оскорбительные или неприличные звуки.

Учащимся предлагается информация, которая поможет им решить, какой характер поведения является ответственным и наиболее безопасным для жизни и здоровья.

Это — информация о разделении людей на два пола — мужской и женский, развитии ребенка до и после рождения, личной гигиене, ВИЧ-инфекции, о СПИДе, путях, посредством которых передается или не передается ВИЧ, о стадиях заболевания, средствах защиты от него, местах, куда можно обратиться за помощью.

Учащиеся должны УМЕТЬ:

— выполнять правила личной гигиены девочек и мальчиков, включающие уход за половыми органами, в объеме, предусмотренном учебной программой IV класса «Человек и мир»;

— предотвращать несчастные случаи, насилие, сексуальные домогательства;

— в каждом конкретном случае принимать правильные решения;

— принимать профилактические меры против заражения ВИЧ;

— различать степени риска заражения ВИЧ.

Для учителя, который проводит беседы по вопросам пола, очень важно иметь доверительные и дружеские отношения со школьниками. Доверительность без менторства, естественность, непринужденность и доступность в оперировании терминологией, точность и достаточность передачи научных сведений, хорошее владение вниманием аудитории и постоянное использование обратной связи для коррекции излагаемого материала и своего поведения — качества, необходимые для проведения занятий по половому просвещению. Неуверенность, недостаточная убежденность в своей правоте, смущение, навязчивый тон, подчеркивание пикантности темы разговора могут привести к негативным последствиям, ложным выводам, формированию неправильных установок.

Методика занятий зависит от содержания учебного материала.

Занятия, на которых рассматриваются вопросы физиологических особенностей организма мальчиков и девочек, лучше проводить в виде доверительных бесед учителя с группами детей (отдельно — с девочками и мальчиками).

На занятиях по вопросам психологических особенностей мальчиков и девочек, их общения можно использовать активные формы работы. Это специально создаваемые учебные ситуации, по которым разворачиваются дискуссии, сюжетно-ролевые игры, практические занятия и др.

В ходе занятий ученики узнают как:

— защитить свое тело (школьники должны понять, что их тело принадлежит им, особенно интимные места, прикрываемые купальными костюмами и трусиками);

— сказать «Нет!» (детей с детства приучают слушаться взрослых подчиняться им, но школьники должны знать, что можно и нужно говорить «Нет!», если кто-то пытается нанести им вред),

— рассказывать (важно донести до сознания детей, что любое случившееся с ними происшествие должно стать предметом разговора с близкими людьми, особенно если речь идет о пугающем эпизоде);

— не заводить секретов от близких людей (необходимо внушить детям, что некоторые секреты никогда нельзя хранить, даже если было обещано ничего не говорить).

Нередко взрослые (особенно из числа знакомых) утверждают, что поцелуй или прикосновение — «наш секрет». Это сбивает с толку даже того ребенка, который уже умеет хранить тайны;

— не давать прикасаться к себе (надо объяснить ученикам, что они могут соглашаться или не соглашаться на чьи-либо прикосновения или поцелуи, но никто не должен просить их держать в секрете такие ласки. Иногда дети не хотят, чтобы их обнимали или целовали, однако это должно быть предметом выбора, а не страха. Не следует принуждать их обнимать или целовать, кого бы то ни было);

Самый лучший способ обучения безопасности ребенка — обсуждение. В информации, предоставляемой школьнику, должно содержаться объяснение: «почему» (вы так поступаете) и «что» (вы хотите от него).

Желательно проиграть разные ситуации. Детей, которые вначале могут допустить ошибки в выборе форм поведения, не следует порицать. Важно разъяснить необходимые правила поведения. Можно организовать игру и привлечь самих школьников к составлению памятки о безопасном поведений.

Хочется подчеркнуть, что половое воспитание необходимо проводить, начиная с младших классов школы. Разговор на щекотливые темы откладывать нельзя, понадеявшись, что ребенок подрастет, поумнеет и поймет сам, что к чему.

Система полового и гигиенического воспитания школьников должна включать следующие взаимосвязанные направления работы:

1. Организация педагогического всеобуча;

2. Половое и гигиеническое воспитание учащихся в процессе внеурочной работы;

3. Индивидуальная работа с учащимися;

4. Взаимодействие педагогических коллективов с учреждениями здравоохранения и правоохранительными органами;

5. Работа с родителями, семьями.

Успех дела во многом зависит от подготовленности педагогов к проведению этой работы. Поэтому в каждой школе или районе необходимо организовывать постоянно действующие формы учебы педагогических работников по половому и гигиеническому воспитанию, предупреждению сексуальных надругательств среди младших школьников.

К проведению занятий следует привлекать квалифицированных медицинских работников лечебных и научно-исследовательских учреждений.

Примерные темы для организации педагогического всеобуча:

— половое и гигиеническое воспитание младших школьников;

— предупреждение сексуальных надругательств среди младших школьников и др.

— профилактика СПИДа;

— предупреждение венерических заболеваний среди школьников. При планировании и проведении занятий с педагогами следует

учитывать, что формы и методы работы учителя зависят от его стиля воспитательной работы, психологической и образовательной подготовленности к данному виду деятельности. Прежде всего, это умение педагога видеть физиологические и психологические особенности детей разного пола на определенных возрастных этапах.

Формирование знаний по нравственно — половому воспитанию необходимо начинать с первых дней учебы в школе. Главная задача — научить детей выбирать программу поведения, чувствовать ответственность перед собой и другими людьми, воспитывать чувства совести, благородства, стыда, чести, достоинства справедливости, уважения, приучать к нормам этикета мальчиков и девочек.

Вся воспитательная внеклассная и внеурочная деятельность должна быть направлена на воспитание личности с учетом психологических и физиологических особенностей возраста младших школьников. В этот период важно сформировать понятия у мальчиков — «мужское благородство», у девочек — «женская доброта».

Целесообразно в нравственно-половом воспитании детей начальных классов использовать различные формы и методы воспитательной работы: как традиционные (например, чтение, просмотр мультфильмов, кинофильмов, празднование дней рождения, подготовка кукольных спектаклей и т.д.), так и нетрадиционные.

Могут практиковаться встречи с работниками медицинских учреждений, экскурсии в региональные Центры здоровья. Совместно с медицинскими учреждениями рекомендуется провести конкурсы рисунков, плакатов на следующие темы: «Как я появился на свет», «Здоровье и настроение», «Береги свою жизнь». Возможно создание альбомов, рукописных книг, комиксов, рисованных мультфильмов на темы: «Девочка и мальчик», «Опасные ситуации» и др.

По необходимости могут проводиться групповые и индивидуальные беседы с мальчиками и девочками. Например, с мальчиками можно побеседовать на темы « Личная гигиена мальчика», а с девочками — « Личная гигиена девочек» и др.

Таким образом, половое и гигиеническое воспитание в школе осуществляется на уроках «Здорового образа жизни», «Человек и мир», во внеклассной и внешкольной работе с использованием различных форм и методов организации воспитательной работы и на основе этого вытекают следующие аспекты полового и гигиенического воспитания в ходе чего осуществляется:

— привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

— формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни;

— защита ( методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;

— обеспечение учащихся грамотной и систематичной информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также поможет адаптироваться к изменениям в период полового созревания.

2. Воспитание половой культуры учащихся во внеурочное время

2.1 Изучение уровня гендерного воспитания учащихся

В нашем обществе до недавнего времени существовала патриархальная форма полового воспитания, где мужчина осуществляет роль воина добытчика, защитника семьи, а женщина была хранительницей домашнего очага и занималась воспитанием детей. В таком видении каждый ребенок занимал свое место в зависимости от половой принадлежности и воспитывался исходя из данного понятия: девочка — мать, воспитательница и жена, мальчик — работник, отец, муж. Но прогресс вносит свои коррективы и в отношения между мужчиной и женщиной, и во взгляды на семью, и в воспитание детей. стираются грани между мужскими обязанностями и женскими, теперь у каждого есть право на обеспечение семьи и на воспитание.

Какая же форма воспитания свойственна нашим родителям? Какими убеждениями и принципами пользуются они в воспитании подрастающего поколения? Это мы и попытались выяснить на примере 3 «А» класса начальной школы г. Гомеля №65, проведя с детьми рисуночный тест человека, сказку «Слоненок», и мини-сочинения на темы: «Как должны вести себя девочки», «Как должны вести себя мальчики».

1. Сочинение на темы: «Как должны вести себя девочки» и «Как должны вести себя мальчики». Сочинения писали 24 человека. Из них 10девочек и 13мальчиков

В этих сочинениях дети должны были написать те черты, которые девочка должна проявлять по отношению к мальчику, т.е. какой она должна быть, и, черты, которые мальчики должны проявлять по отношению к девочкам. С помощью этого теста мы сможем выяснить отношения родителей (матери и отца) друг к другу и какие качества берет от них ребенок. Что является главным? Ребята, в целом пишут те качества, которые видят в своих родителях. Какими ребята могут быть в будущем. На каком уровне у них сформировано поло-ролевое поведение. В этом сочинении предполагается несколько ответов. Анализ результатов этого теста можно увидеть в следующих таблицах:

Поведение девочек

Ответы девочек

Ответы мальчиков

Уважать мальчика

1

4

Хорошая

5

4

Добрая

6

3

Ласковая

4

3

Умная

5

4

Нежная

1

0

Образованная

0

1

Аккуратная

3

0

Не кричать

0

1

Красивая

2

3

Спокойная

0

1

Опрятная

1

2

Привлекательная

0

1

Обаятельная

1

0

Поведение мальчиков

Ответы девочек

Ответы мальчиков

Уважать девочку

1

3

Хороший

5

3

Сердитый

0

1

Привлекательный

0

1

Гулящим

0

1

Спокойным

0

1

Дружелюбным

0

1

Любить

0

1

Не кричать

0

1

Защищать

0

1

Не бить

0

2

Сильный

0

1

Образованный

0

1

Умный

6

1

Ласковый

2

1

Добрый

4

0

Нежный

1

0

Аккуратный

3

0

Самым большим показателем является то, что девочка должна быть доброй и хорошей, но объяснить они это не могут: что в их понимании быть хорошей и доброй.

Мальчик по отношению к девочке должен быть хороший и умный.

Исходя из этих таблиц мы видим, что есть такие ребята, которые ответили, что мальчики должны быть строгими к девочкам и мальчик должен быть гулящим. На вопрос: « Что значит гулящим?» ребенок ответил «значит быть не с одной девочкой, а с несколькими». А на вопрос, «Что значит быть строгим», ребенок ответил «ругать, кричать, бить иногда».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основы взаимоотношений мальчика и девочки закладывается в семье, на основе примера поведения и взаимодействия родителей.

На втором этапе констатирующего эксперимента мною была проведена методика «Слоненок». Ребятам предлагалось послушать сказку и ответить на вопрос: «Какие изменения произошли со слоненком?»

В тестировании принимали участие 24 человека (11 девочек и 13 мальчиков).

Исходя из этого теста мы выяснили, что в этом классе (9 мальчиков и 6 девочек) имеют нормальное сексуальное развитие, а 9 человек ( 5 девочек и 4 мальчика) имеют трудности в сексуальном развитии. Это можно выразить в процентах (%), т.е. 62% детей в классе имеют нормальное сексуальное развитие, а 38%- трудности.

На третьем заключительном этапе мы провели рисуночный тест человека. Его результаты представлены в следующей таблице:

Количество мальчиков

13

Количество девочек

13

Нарисовали мальчика

8

Нарисовали девочку

9

Нарисовали девочку

3

Нарисовали мальчика

0

Нарисовали и девочку и мальчика

1

Нарисовали и девочку и мальчика

1

На основе этой таблицы можно сделать вывод: поло-ролевое воспитание идет традиционным способом: мальчики рисуют мальчиков — символ силы, девочки рисуют девочек — символ домашнего очага. Единственный недостаток то, что мальчики нарисовали девочек — стремление быть красивым, женственным как девочки.

В следующей таблице приведены данные по деталях, которые дети использовали в изображении человека и аннотации к ним.

Мальчики

13

Девочки

10

Рисунок с портфелем (сумкой)

3

Девочка в платье

9

Спортсмены

3

Девочка с прической

6

Два мальчика спортсмена

1

Три спортсменки

1

Девочка с собачкой

1

Девочка с мамой

1

Исходя из этого, можно сделать вывод, что:

— в этом классе 3 мальчика воспитываются с матерью и воспитывают их по-женски ( в качестве помощников по дому), (мальчики нарисованные с сумками);

— 1 мальчик имеет уже в этом возрасте интерес к девочкам ( мальчик и девочка);

— у 3 человек агрессия и возбудимость, а у одного — к мальчику из своего класса ( спортсмены и 2 мальчика спортсмены).

О девочках можно сказать следующее:

— у одной девочки уже в этом возрасте интерес к мальчикам, девочки нарисованные в платьях — символ традиционного воспитания, прически — стремление быть красивыми, понимание женственности;

— одна девочка испытывает возбудимость и агрессию, причем, к двум своим одноклассницам ( спортсменки);

— одна девочка не имеет никакого интереса к противоположному полу (девочка с собачкой);

— одна девочка считает свою мать идеалом, стремление к подражанию.

Таким образом, можно отметить, что половое воспитание девочек и мальчиков находится на низком уровне.

2.2 Формы работы учителя по воспитанию половой культуры учащихся

После проведения тестирования мною было проведено внеклассное мероприятие на тему «Планете будущего» и тестирование родителей детей. В этом мероприятии принимало участие 23 человека (13 мальчиков и 10 девочек).

Целью первого этапа было осознание детьми своих ролей в будущем. На этом этапе ребята узнали, что существует такие роли как мать- отец, папа — мама, муж-жена, что в будущем они приобретают эти роли.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети в целом понимают какие роли приобретают мальчики и девочки в семейной жизни.

Целью второго этапа являлось осознание и понимание детьми своих обязанностей. Ребята выяснили, какие обязанности в семье выполняет девочка и что делает мальчик. Таким образом, у ребят сформировалось представление о женских и мужских обязанностях.

Целью третьего этапа являлось формирование положительного отношения к противоположному полу. Ребята выяснили, что между противоположными полами должны быть только положительные отношения. Таким образом, я смогла убедить детей, что только от них зависит отношения в семье, несмотря на приобретенные качества от их родителей.

Целью четвертого этапа является выяснение уровня осуществления полового воспитания ребенка в семье. На этом этапе я выяснила, что половое воспитание детей в семье ведется более на среднем уровне, т.к. мною были получены следующие результаты: 22%- на низком уровне; 26% — на высоком; 52%- на среднем уровне.

Исходя из этой части я сделала следующие выводы:

— ребята осознали свои роли в будущем;

— ребята знают свои обязанности в семье;

— ребята взяли себе за основу только положительные отношения в будущем между противоположным полом;

— половое воспитание детей в семье осуществляется на среднем уровне.

После проведения данного мероприятия, нами был проведен повторный рисуночный тест человека, мини-сочинение «какой должна быть девочка», « Каким должен быть мальчик», методика «Слоненок».

Результаты мини-сочинений изложены в следующих таблицах:

Какой должна быть девочка:

Ответы девочек

Ответы мальчиков

Любить

3

6

Заботиться

0

2

Помогать

1

1

Ухаживать

1

1

Общительная

0

1

Уважать

3

4

Не кричать

0

1

Умная

0

1

Образованная

0

1

Не иметь вредных привычек

0

1

Хорошая

3

7

Ласковая

0

2

Командир

1

0

Добрая

1

0

Вежливая

1

0

Играть вместе

1

0

Каким должен быть мальчик:

Ответы девочек

Ответы мальчиков

Любить

1

2

Защищать

1

3

Помогать

2

3

Уважать

1

5

Не бить

1

2

Не обижать

1

1

Дружелюбен

0

1

Хороший

2

2

Добрый

1

1

Не кричать

2

2

Храбрый

0

1

Не иметь вредных привычек

1

1

Уважать

3

0

Заботиться

1

1

Оберегать

0

1

Послушен

1

0

Таким образом, можно сделать вывод, что ребята взяли за основу положительные отношения между противоположным полом несмотря на взаимоотношения и поведение родителей в их семьях.

Вторым этапом является методика «Слоненок». Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод, что в классе 19 человек (6 девочек, 13 мальчиков) не имеют трудности в сексуальном развитии и 4 человека (4 девочки) имеют трудности в сексуальном развитии. Это можно выразить в процентах (%) — 79% — не имеют трудности в сексуальном развитии, и 21% — испытывают трудности.

На третьем этапе ребята выполняли рисуночный тест человека. результат теста можно проследить в следующей таблице:

Количество мальчиков

13

Количество девочек

13

Нарисовали мальчика

8

Нарисовали девочку

10

Нарисовали девочку

1

Нарисовали мальчика

0

Нарисовали и девочку и мальчика

4

Нарисовали и девочку и мальчика

0

На основе этой таблицы можно сделать вывод:

— поло-ролевое воспитание идет традиционным способом: мальчики рисуют мальчиков — символ силы, девочки рисуют девочек — символ домашнего очага. Единственный недостаток то, что мальчики нарисовали девочек — стремление быть красивым, женственным как девочки.

В следующей таблице приведены данные по деталях, которые дети использовали в изображении человека, и аннотация к ним.

Мальчики

13

Девочки

10

Рисунок с портфелем (сумкой)

1

Девочка в платье

7

Девочка и мальчик

4

Девочка с прической

4

Девочка с собачкой

1

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы:

— после определения своих мужских обязанностей с помощью этого теста я выяснила, что только один мальчик воспитывается по-женски ( по сравнению с прошлыми результатами было 4 мальчика);

— в этом возрасте 4 мальчика заинтересованы в девочках, что является нормальным показателем в половом и гигиеническом воспитании.

О девочках можно сказать следующее:

— девочки в платьях — символ традиционного воспитания; девочка с прической (4) — стремление быть красивой, понимание женственности;

— одна девочка не имеет никакого интереса к противоположному полу.

Таким образом, можно отметить, что уровень полового воспитания мальчиков и девочек значительно повысился.

Заключение

После проведения исследовательской работы на тему: «Половое и гигиеническое воспитание детей младшего школьного возраста» мною были установлены следующие аспекты:

1. на сегодняшний день данная проблема полового воспитания является бесспорно актуальной;

2. в половом и гигиеническом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольных учреждениях, школе, и проводится с учетом возраста, пола, степени подготовленности детей, а также соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие эффективности полового и гигиенического воспитания — единый подход родителей, педагогов, воспитателей и медработников. Детям младшего школьного возраста нужно прививать элементарные гигиенические навыки и нормы поведения.

3. обязательным условием правильного полового и гигиенического воспитания на всех возрастных этапах развития ребенка является последовательная социализация, т.е. постепенное усвоение или мужской или женской социальных ролей. При этом важно сформировать у растущего человека высоконравственные позиции в сфере половых взаимоотношений. Нужно пробудить у него собственные размышления в вопросах пола, умение правильно оценивать свои чувства, поступки и управлять ими.

4. половое и гигиеническое воспитание осуществляется не только в семье, но и в школе на уроках здорового образа жизни, «Человек и мир», во внеклассной и внешкольной работе с использованием различных форм и методов организации воспитательной работы и на основе этого вытекают следующие аспекты полового и гигиенического воспитания, в ходе чего осуществляются:

— привитие учащимся обоего пола основных навыков общения и взаимопонимания, а также способности принимать осознанные решения;

— формирование у учащихся познавательного отношения к здоровому образу жизни;

— защита (методами воспитания) физического и репродуктивного здоровья учащихся;

Обеспечение учащихся грамотной и систематической информацией, которая даст им возможность понять, что с ними происходит, а также может адаптироваться а изменениям в период полового созревания.

В практической части нами были предложены мини-сочинения на тему «Какой должен быть мальчик», «Какой должна быть девочка». На основе которого мы выявили, что основы взаимоотношений мальчика и девочек закладывается в семье на основе примера поведения и взаимодействия родителей. Также нами был проведен рисуночный тест человека и методика «Слоненок», на основе чего мы выявили, что 62% ребят не имеют трудностей в сексуальном развитии и 38% ребят испытывают трудности, и что половое воспитание девочек и мальчиков находится на низком уровне.

Для повышения уровня развития полового воспитания нами было проведено внеклассное мероприятие на тему «Планета будущего» и тестирование родителей учащихся. На основе внеклассного мероприятия мы выяснили, что:

1. у ребят сформировалось представление о женских и мужских обязанностях;

2. дети в целом понимают, какие роли приобретают мальчики и девочки в семейной жизни;

3. между противоположными полами должны быть только положительные отношения.

На основе тестирования родителей мы выяснили, что 22%- на низком уровне; 26% — на высоком; 52%- на среднем уровне.

При повторном проведении рисуночного теста человека, методики «Слоненок» и мини- сочинения уровень воспитания мальчиков и девочек значительно повысился, 79%- не имеют трудности в сексуальном развитии, 21%- имеют, ребята за основу взяли положительное отношение между противоположными полами.

Таким образом, предложенная нами гипотеза о том, что уровень полового и гигиенического воспитания зависит от грамотности подачи материала учителем, методологической оснащенностью литературы, нетрадиционных форм и методов по половому и гигиеническому воспитанию детей младшего школьного возраста, подтвердилась.

Список используемой литературы:

1. Прохаров, А.М. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М.: Просвещение.- 1975.- с.171.

2. Вадин, В.Д. Интеллектуальный мир семьи.- Минск.- Вышейшая школа.- 1983.- с.50.

3. Владин В.Д. Гармония брака.- Минск.- Вышейшая школа.- 1981.- с. 305-315.

4. Кочетов, А.И. Начало семейной жизни. Мужчина и женщина./ А.И. Кочетов, А.А. Логинов.- Минск.: Полымя.- 1989.- с. 29-35.

5. Дурейко, Л.И. Половое воспитание, профилактика СПИД / Л.И. Дурейко, Л.В.Жук.- Минск.: Тесей.- 1998.- с. 315-327.

6. Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника.- М.: Владос.- 2002.- с.24-27.

7. Кудинова, В.Н. Гигиеническое обучение и воспитание младших школьников / В.Н. Кудинова, Л.М.Мордвинцева.- Минск.: Народная асвета.- 1974.- с. 315-324.

8. Петрице, И.П. О половом воспитании детей и подростков.- Минск.: Народная асвета.- 1990.- с.189-191.

9. Петровский, Б.В. Большая медицинская энциклопедия АМН ССР.- 2-е изд. М. 1962.- с. 668.

10. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. М.:Просвещение.- 1975.- с. 765.

11. Исаев Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д.Н. Исаев, В.Е.Каган.- М.: Медицина.- 1979.- с.111-116.

12. Хрипакова, А.Г. В семье растут сын и дочь / А.Г. Хрипакова, Д.В. Колесов. Книга для учителя. М.: Просвещение.- 1985.- с. 202.

13. Белая, Н.И. Энциклопедия молодой женщины / Н.И. Белая, Ю.Н. Козлова.- М.:Прогресс.- 1989.- с 368-395.

Размещено на