Социальная работа с безработными 2

Оглавление

Введение

1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1.1 Понятие безработицы

1.2 Понятие безработных граждан и их права в области занятости

1.3 Безработные граждане как объект социальной работы

2. Социальная работа с безработными гражданами (на примере КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края)

2.1 Основные направления политики занятости КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

2.2 Социально-психологические аспекты деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

2.3 Социально-психологический тренинг как технология социальной работы с безработными гражданам

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность исследования определяется тем, что проблема безработицы является одной из важнейших проблем современной экономики. Безработица как социальная проблема несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. В настоящее время, по данным главы Роструда Ю. Герция, численность безработных граждан в нашей стране составляет 1,545 миллиона человек.

Потеря работы — сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В этой связи, всё большим спросом пользуются технологии социальной работы с безработными. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. С помощью специалистов центров занятости и психологов службы занятости люди, лишившиеся работы, получают навыки самостоятельного, активного поиска нового рабочего места; узнают секреты составления резюме, самопрезентации, учатся ведению деловых переговоров с работодателями, преодолению последствий длительной безработицы.

Данная тема достаточно подробно освещена в различных трудах. Так, Е.М. Авраамова, Н.Н. Абакумов, Н.М. Воловская, Л.К. Плюснина, А.В. Русина описывают безработицу как неизбежное явление любого общества, виды и причины безработицы с экономической точки зрения. И.С. Березин, Болотков Ю.А. рассматривают пути снижения безработицы. Е.Е. Евстратова в своей работе акцентирует внимание на женской безработице. И.А. Кузнецова, К.Р. Леана, В.О. Никифоров анализируют процесс трудовой адаптации, прослеживают влияние изменений рынка труда на поведение личности, его экономическую активность. И.Г. Зайнышева, П.Д. Павленок, В.Н. Иванов характеризуют формы и методы социальной работы с безработными. М.В. Ромм, Л. Росс, Р. Нисбетт пишут о процессе адаптации личности в социуме. Что же касается социально-психологической адаптации безработных, то материал по этой теме в просмотренной литературе дается разрозненно. Проблема безработицы рассматривается и в работах таких авторов как: К.Н. Савин, А. Булатов, Т.С. Бандюкова, Т.Я. Четвернина, В.А. Павленков, Б.Д. Бреев, Р. Эренберг, Н.А. Волгин, Р.И. Капелюжников, Ю.Г. Одегов, А.А. Никифорова, Г.Э. Слезингер, Л.С. Чижова и др.

10 стр., 4968 слов

Социальная адаптация безработных

... социальной адаптации безработных в период массовой безработицы. Предметом исследования является социальная адаптация безработных как государственная услуга. Объект исследования – отношения в области обеспечения адаптации безработных. Цель работы: рассмотреть сущность социальной адаптации безработных. ... основным направлением активной политики занятости, эффективной формой регулирования рынка ...

И все же, осуществление эффективной и продуманной социальной политики на рынке труда требует дальнейших исследований в этой области, которые все еще отстают от запросов практики. Таким образом актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.

Объектом курсовой работы являются безработные граждане, нуждающиеся в социальной защите.

Предмет курсовой работы: социальная работа с безработными гражданами.

Целью является рассмотрение технологий социальной работы с безработными гражданами (на примере КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края).

Исходя из целей, необходимо решить следующие основные задачи:

.        обозначить проблему безработицы и изучить нормативно-правовую базу работы с безработными гражданами;

2.      рассмотреть безработных граждан как объект социальной работы;

.        проанализировать основные направлениядеятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края;

.        описать опыт социально-психологической помощи безработным гражданам в КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

Нормативно-правовую и информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Федеральной службы по труду и занятости и вопросы оценки эффективности, отечественные и зарубежные публикации, аналитические материалы периодических изданий, данные государственной статистики по вопросам социально-экономического развития и занятости населения; отчеты органов системы занятости населения.

В работе использовались методы исследования: анализ научной литературы, сравнительно-сопоставительный, наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в описании опыта социальной работы с безработными гражданами, способствующей повышению эффективности социально-психологической помощи безработным гражданам служб занятости. Материалы могут быть использованы для дальнейшей разработки программ по адаптации и психологической помощи безработным.

Новизна работы состоит, прежде всего, в обобщении современных явлений происходящих в сфере занятости, и заключается в следующем: уточнено содержание понятия «безработица» и «безработный» в их социально-экономическом значении; проанализированы формы и методы работы с безработными гражданами в ЦЗН; выявлено, что особо эффективной формой являются социально-психологические тренинги для безработных по эффективному поиску работы.

4 стр., 1927 слов

Социальная защита безработных на примере ГБУ ЦЗН Заводского района г.Грозного

... занятости и безработицы эффективным является комплексный подход с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда. Социальная работа с безработными гражданами включает социальные, экономические ...

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Содержит список использованных источников из 40 наименований. Объем работы составляет 55 страниц.

безработный социальный психологический тренинг

1. Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Прежде чем говорить о социальной работе с безработными, необходимо определить, что подразумевается под понятиями «безработица» и «безработный».

1.1 Понятие безработицы

Безработица отражение несовпадения предложения рабочей силы и спроса на нее на рынке труда, их количественное и качественное несоответствие. Безработица присуща любой экономической системе, осуществляющей товарное производство. Безработица есть своеобразный синтез экономики, политики, идеологии, традиций и морали данного общества. Обычно подразделяют на фрикционную, структурную и циклическую (рис.1).

Рисунок 1 — Классификация безработицы по различным критериям

Даже в условиях равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда (это состояние иногда называют «полной занятостью») часть людей находится в процессе смены работы, то есть на стадии увольнения, поиска нового рабочего места, перехода к новому нанимателю, оформления трудоустройства — это и есть фрикционная безработица. Можно утверждать, что при отсутствии в обществе принудительного труда фрикционная безработица всегда имеет место. Фрикционная безработица увеличивается при развитии и улучшении деятельности инфраструктуры рынка труда, особенно при повышении качества информационного обслуживания безработных. Фрикционная безработица склонна возрастать при устранении проблем, связанных с переходом на новое место работы.

Структурная безработица возникает в результате несоответствия спроса и предложения труда в профессионально-квалификационном или региональном аспекте. Структурная безработица вызывается научно-техническим прогрессом и неравномерностью экономического развития регионов, и объективно присуща нормально развивающейся эффективной экономике и в демократическом обществе неустранима. Поэтому, чтобы иметь возможность принимать превентивные меры по минимизации ее негативных последствий, необходимо ее изучать.

Циклическая безработица возникает из-за спада производства вследствие недостаточного спроса на продукцию. Она связана с колебаниями деловой активности (экономическим циклом).

Если фрикционная и структурная безработица имеют место при равновесной экономике, то циклическая возникает в условиях экономического кризиса, и с ней можно и нужно бороться. Государство может бороться с ней различными мерами, направленными на поддержание экономической активности субъектов хозяйствования. Например, путем увеличения совокупного спроса, в том числе за счет увеличения государственных расходов, снижения налогов, эмиссии денег и др. Или путем предоставления налоговых льгот фирмам, которые создают новые рабочие места. Сокращение циклической безработица возможно также при понижении уровня оплаты труда работников в случае падения спроса на выпускаемую ими продукцию.

3 стр., 1079 слов

ручной труд в работе с детьми с зпр

... -либо предметом, воспринимает наше ухо. Таким образом, специально организованная работа на занятиях по ручному труду способствует развитию всех органов чувств и различных анализаторов, обеспечивает ... постепенно образуется система специальных навыков и умений. Работа по сенсорному воспитанию детей на занятиях по ручному труду сводится к следующему: воспитание, совершенствование отдельных анализаторов ...

Скрытая безработица — феномен отечественной экономической мысли и экономической практики, западные исследователи о ней ничего не говорят, хотя вплотную подходят к ней, обсуждая возможность снижения заработной платы вместо увольнения. Скрытая безработица в качественном плане отражает положение той части занятых, которая стала излишней в связи со спадом производства. Это достаточно мобильная часть, которая в случае нормализации финансового или изменения нормативно-правового состояния предприятий, а также по собственному желанию, может быть либо высвобождена, либо эффективно занята (рис.2).

Рисунок 2 — Скрытая безработица и скрытая занятость в структуре трудовых ресурсов

При нормальном развитии экономики скрытая безработица в перспективе должна исчезнуть, трансформируясь в открытые формы либо в эффективную занятость. Таким образом, с одной стороны, скрытая безработица служит резервом мощности предприятия, а с другой — является формой сохранения его коллектива.

Скрытую безработицу следует отличать от официальной неполной занятости, являющейся своеобразной формой трудовых отношений, которые оформлены соответствующим трудовым договором. Неполная занятость является нормальной для нанимателя, а над частично занятым работником не висит угроза увольнения. Скрытая же безработица есть дополнительная нагрузка на финансы нанимателя и может быть преддверием открытой безработица.

Основные инструменты социальной политики в отношении разных видов безработица различны.  В случае структурной безработица, связанной с необходимостью структурной перестройки экономики и перемещения рабочей силы из одних отраслей в другие, жизненно важна активная политика, направленная на переобучение и повышение мобильности рабочей силы. В случае циклической безработица, вызванной распадом хозяйственных связей, закрытием нерентабельных предприятий, приватизацией сферы обслуживания, сокращением научных и педагогических кадров в постсоветских государствах, приоритетное значение получают услуги служб занятости по трудоустройству, создание новых рабочих мест на предприятиях, создание временных рабочих мест в государственном секторе (общественные работы), поддержка предпринимательства.

В долгосрочной перспективе рынок труда должен перестраиваться, постепенно отходя от режима избыточного спроса, характерного для советской экономики, к такому режиму, при котором безработица становится постоянно действующим механизмом регулирования рыночных отношений.

1.2 Понятие безработных граждан и их права в области занятости

В настоящее время основополагающим актом, регламентирующим права и обязанности безработных граждан является Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 №1032-1.

Для получения безработным гражданином социальной поддержки государства, необходимо наличие у него определенного статуса. Так, если гражданин не занят какой-либо деятельностью, это еще не дает основания называть его безработным, т.к. всегда существует категория граждан, которые могут, но не желают трудиться. Это их право, принудительный труд в РФ запрещен. По сути, в общеупотребительном смысле они также являются безработными, но социальная поддержка направлена на определенную группу незанятых граждан, отвечающим определенным критериям.

13 стр., 6330 слов

Социальная работа с пожилыми гражданами в отделениях дневного ...

... отделениях дневного пребывания комплексных центров. Цель работы. Изучение социальной работы с гражданами пожилого возраста в отделениях дневного ... проблемы, чем «пожилые» старики, - например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение домашних обязанностей и т.д. ... социальных служб по оказанию поддержки престарелым людям в преодоление одиночества. Объект исследования. Социальная работа с ...

Итак, в соответствии со ст.3 Закона «О занятости населения в РФ» «безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы), независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации от 22 апреля 1997. №458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» в ред. от 14 декабря 2006. №768.

Свобода труда, закрепленная в Конституции РФ как один из основополагающих принципов трудового права, выступает предтечей значительного конгломерата прав граждан в области занятости. Так, граждане имеют право на:

выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;

бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения;

бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.

При этом гражданам гарантируется:

свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

защита от безработицы;

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

социальная поддержка;

осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;

бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение;

финансирование в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Основные инструменты социальной политики государства представлены на рис.3.

Рисунок 3 — Социальная политика государства: основные направления в сфере труда

Государство гарантирует безработным:

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным из организаций, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона «О занятости») в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется следующим образом.

В первом (12-месячном) периоде: первые три месяца — в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы); следующие четыре месяца — в размере 60%; далее — в размере 45%, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

Во втором (12-месячном) периоде выплаты пособие начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице определяются ежегодно Правительством РФ.  На 2010 величинапособия по безработицеустановлена: мин.850; макс.4900 рублей.

1.3 Безработные граждане как объект социальной работы

Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране.

Вывод человека из кризисной ситуации, его реализация, достойная жизнь в обществе лежит в основе социальной работы, поэтому в первую очередь безработного, у которого снижается способность адаптироваться к новым и сложным для него жизненным условиям, поддерживает социальный работник, который выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Необходимость такого посредничества обусловлена тем, что государство не всегда выступает той инстанцией, которая гарантирует права и достойные способы его существования. Обратной реакцией человека, который не получает достойных гарантий в стабильности рабочего места, выплате заработной платы является отчуждение, асоциальное поведение, психологический кризис. При таком взаимодействии страдают обе стороны: и человек и государство. Социальный работник на основе знания социальных закономерностей и различных форм их практической реализации адаптирует интересы государства и человека. Помощь социального работника может быть прямой и опосредованной:

прямая помощь направлена непосредственно на защиту прав и интересов безработного, улучшение условий его жизни, снятие нежелательных психических состояний;

опосредованная помощь предоставляется через работу в социальном окружении безработного (семья, друзья, родственники), через различные государственные фонды и организации.

Профессиональная помощь, оказываемая социальным работником разнообразна. Так, социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.

Социальный работник — консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.

В соответствии с законом «О занятости в Российской Федерации» граждане нашей страны имеют право на бесплатную консультацию в выборе профессии, профессионального обучения. Социальный работник проводится профессиональное консультирование. Здесь может выясниться, что безработный нуждается и в психологической поддержке. Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями. В целях координации психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте проводятся мероприятия по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации граждан. Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного, поэтому одно из направлений работы социального работника — это обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы.

Социальный работник так же может способствовать направлению безработного на социально-психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»).

Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.

Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт — семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста.

Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи.

Направление безработных и членов их семей в службу психологической помощи. Это может быть и оказание юридической помощи, например в случае необоснованного увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.

Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.

Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе, деятельность социального работника должна быть направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.

Следующим необходимым аспектом предупредительной деятельности социального работника является участие, помощь в организации курсов, кружков (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.).

Целью является приобретение навыков, необходимых для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда.

Таким образом, для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами; на микроуровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

Использование в комплексе всех мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом.

2. Социальная работа с безработными гражданами (на примере КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края)

2.1 Основные направления политики занятости КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

Основным органом социальной защиты безработных в Красноярском крае является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, которое осуществляет свою деятельность непосредственно, и через подведомственные ему центры занятости населения, во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Красноярского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Краевое государственное бюджетное учреждение Центр занятости населения ЗАТО г. Зеленогорска (КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска) расположено в г. Зеленогорске, Красноярского края, по ул. Набережная, 62. Директор: Левченко Александр Андреевич.

Центр занятости населения являются учреждением социальной сферы, и обеспечивает на территории своего района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции. По данным КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска уровень безработицы в городе Зеленогорске составляет:

Уровень безработицы, %

Численность безработных, чел.

на 01.10.2010

на 01.10.2009

на 01.10.2010

на 01.10.2009

0,9

1,4

381

620

За январь-сентябрь 2010 года в числе граждан, признанных безработными, 62-63% желают трудоустроиться по рабочим профессиям, 22-23% претендуют на должности служащих и 14-16% не имеют профессии (специальности), ищут работу впервые.

Временно трудоустроены 5 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (учащиеся средних образовательных учреждений), в том числе 1″трудный» подросток. На профессиональное обучение направлено 12 безработных граждан по специальностям: маляр-штукатур; электросварщик ручной сварки; парикмахер; пользователь 1С: «Предприятие», «Торговля и склад»; продавец; менеджер по персоналу; каменщик; инспектор отдела кадров; водитель категории «В». С начала года открыли собственное дело 2 безработных граждан.

В рамках реализации программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска заключены договора с предприятиями города о совместной деятельности по организации оплачиваемых общественных работ для 16 работников, находящихся под угрозой увольнения.

Рассмотрим основные направления деятельности и услуги, оказываемые населению КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска.

Информирование о положении на рынке труда в г. Зеленогорске и Красноярском крае. Взаимодействие Центра занятости населения с работодателями, тесные контакты с отделами кадров предприятий обеспечивают Центр достоверной информацией о вакантных рабочих местах на каждый день. Заинтересованным лицам предоставляется информация о:

правовом регулировании социально-трудовых отношениях

спросе и потребности экономики на рабочую силу, востребованности трудовых услуг с учетом уровня профессиональной квалификации, подготовки, переподготовки и вовлечения граждан в процесс производства

о ситуации на рынке труда, уровне занятости;

государственных услугах и направлениях деятельности органов службы занятости населения;

спросе и потребности экономики в рабочей силе, востребованных профессиях;

программах и мероприятиях службы занятости;

возможностях трудоустройства на постоянную, временную работу.

Информацию можно получить в центрах занятости населения, обратившись к инспекторам службы занятости, либо самостоятельно в информационных залах, на стендах, в буклетах и листовках. Вакансии службы занятости, информация о ее программах и мероприятиях публикуется в местных средствах массовой информации, а также на официальном сайте агентства труда и занятости населения Красноярского края www.rabota-enisey.ru.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы,а работодателям — в подборе необходимых работников:

банки вакансий службы занятости (вакансии в отдельных городах и районах края; вакансии для граждан, желающих трудоустроиться в другой местности, в том числе на предприятия, реализующие инвестиционные проекты; вакансии для соотечественников, проживающих за рубежом);

ярмарки вакансий, мини-ярмарки, гарантированные собеседования;

банки данных граждан, зарегистрированных в службе занятости.

Банки вакансий размещены в информационных терминалах службы занятости (в центрах занятости и сторонних организациях), на электронных экранах в центрах занятости, в распечатанном виде в информационных залах, на сайте www.trudvsem.ru и на сайте www.rabota-enisey.ru/bank

Для работодателей проводится индивидуальный подбор кадров с помощью банка данных, а также программ активной политики занятости.

Правоотношение между трудоустраиваемым гражданином и Центром занятости населения устанавливается на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске подходящей работы и устройстве на нее. Центр занятости населения обязан принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы.

Организация оплачиваемых общественных работ: трудоустройство на временные работы, носящие вспомогательный характер и не требующие высокой квалификации, граждан, ищущих работу, безработных граждан (до 6-ти месяцев).

Данная услуга направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребности граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в работе и заработке.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки гражданам, ищущим работу. Центры занятости населения помогают ищущим работу гражданам устроиться на оплачиваемые общественные работы.

В целях обеспечения временной занятости граждан, испытывающих затруднения в трудоустройстве, законодательством предусматривается организация и проведение оплачиваемых общественных работ.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые:

подростков (оплачиваемая работа по озеленению, благоустройству, мелкому ремонту, социальной помощи и др., сроком — до 1 месяца);

безработных граждан, испытывающих и трудности в поиске работы (инвалидов, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетни в возрасте от 16 до 18 лет, граждан предпенсионного возраста, беженцев и вынужденных переселенцев, уволенных с военной службы и членов их семей, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф) (оплачиваемые работы по имеющейся профессии (специальности), сроком — до 6-ти месяцев);

выпускников профессиональных техникумов, колледжей, училищ, лицеев (в течение года с момента окончания учебного заведения), зарегистрированных в качестве безработных (оплачиваемая работа по полученной или смежной специальности, сроком до 3-х месяцев).

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест. Центры занятости населения устраивают ярмарки вакансий для оказания помощи безработным и работодателям, подбирающим сотрудников, найти друг друга. В ярмарке вакансий также могут принимать участие студенты, нуждающиеся в поиске места для прохождения производственной практики.

Регистрация граждан в качестве безработных. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется в целях реализации государственной политики в области содействия занятости населения. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Временное трудоустройство. Государственная услуга по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, направлена на обеспечение права граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей.

Профессиональная ориентация в целях выбора профессии, трудоустройства, профессионального обучения:

выдача гражданам рекомендаций с перечнем оптимальных видов занятости, профессий (специальностей) для трудоустройства, профессионального обучения, профессиональной самореализации.

Данная услуга направлена на реализацию права граждан на труд, свободный выбор рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, на удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении, выборе оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей гражданина и социально-экономической ситуации на рынке труда, определении профессии (специальности) для прохождения профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.

Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных: профессиональное обучение профессиям и повышение квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда (на краткосрочных курсах за счет средств бюджета).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Профессиональное обучение безработных граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан и незанятого населения в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия).

Центр занятости населения сотрудничает с образовательными учреждениями различных видов и форм собственности: учебно-курсовыми комбинатами, учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, институтами повышения квалификации и др.

Выплата стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Государство гарантирует безработным гражданам выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению Центров занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда направлена на удовлетворение потребности граждан, признанных в установленном порядке безработными в получении:

навыки активного, самостоятельного поиска работы;

составление резюме;

проведение деловой беседы с работодателем, самопрезентация;

преодоление последствий длительной безработицы, повышение мотивации к труду;

самокорреляции и способствует сокращению периода поиска подходящей работы за счет формирования у безработного гражданина активной жизненной позиции.

Психологическая поддержка безработных: консультации и тренинги для оказания психологической поддержки гражданам, ищущим работу. Услуга направлена на повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству, сокращение сроков поиска работы и трудоустройства, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Осуществление социальных выплат безработным гражданам:

выплата пособия по безработице (минимальные и максимальные размеры пособия устанавливаются постановлением Правительства РФ);

выплата стипендии безработным гражданам, направленным на профессиональное обучение, в период обучения (в размере пособия по безработице);

оказание материальной поддержки безработным гражданам в рамках программ временного трудоустройства;

досрочное назначение трудовой пенсии по старости гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Содействие самозанятости безработных:

информирование о возможности создать собственное дело (семинары, собрания);

тестирование на наличие способностей к предпринимательству и консультации по различным аспектам организации и ведения бизнеса;

обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для создания своего дела;

финансовая помощь.

В целях оказания помощи гражданам оставшимся без работы Центры занятости населения могут предложить им открыть свое дело и предоставить им соответствующую методическую, психологическую помощь, дать рекомендации по организации предпринимательской деятельности (регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства), подготовке необходимых документов.

Предоставление финансовой помощи для регистрации предпринимательской деятельности. В случае регистрации безработным юридического лица, крестьянского (фермерского) хозяйства, либо регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и предоставления документов, подтверждающих расходы на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ему может быть оказана финансовая помощь (компенсированы понесенные затраты).

Компенсация затрат безработным, направленным на работу (обучение) в другую местность. В случае отсутствия подходящей работы по месту жительства центры занятости могут предложить безработным переселиться в другую местность. Государство гарантирует безработным гражданам финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложениям органов службы занятости населения, предоставление льгот гражданам, переселяющимся в сельскую местность для трудоустройства, при условии предоставления хозяйством вселения жилой площади (единовременное денежное пособие на каждого члена семьи, оплата стоимости проезда; оплата стоимости провоза домашнего имущества весом до пяти тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения).

Материальная помощь безработным. Членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

Выдача безработным предложений для оформления трудовой пенсии по старости досрочно. При отсутствии возможности трудоустроиться безработным, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно. Центры занятости выдают таким гражданам направления для оформления досрочной пенсии.

2.2 Социально-психологические аспекты деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска Красноярского края

Проблема психологической помощи безработному, его социальной адаптации становится в последнее время все актуальнее и нуждается в дальнейшей отработке технологии и совершенствовании научно-методического обеспечения. И это вполне закономерно. Ведь для безработного в условиях социального перелома, наверное, самое важное — найти свое место в жизни. В деятельности КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска оказание социально-психологической помощи безработным гражданам является важным направлением.

Социальная адаптация. Потеря работы — сильный стрессовый фактор для человека: возрастает ощущение тревожности, снижается самооценка. В подобных ситуациях наиболее эффективными методами работы службы занятости становятся услуги по социальной адаптации безработных на рынке труда. В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды. Это согласование включает в себя, во-первых, реальный уровень процесса — состояние среды и социального субъекта на данный момент времени, и, во-вторых, потенциальный уровень — возможности, тенденции и закономерности развития как социальной среды, так и социального субъекта. Из вышесказанного следует что, процесс социальной адаптации — это взаимонаправленный процесс, т.е. предполагающий взаимное воздействие социальной среды и социального субъекта друг на друга.

Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда осуществляется в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения) по определенным программам.

Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда представлена в приложении 1.

Данные программы предназначены для безработных граждан, стремящихся возобновить или только начать свою трудовую деятельность, и при этом желающих повысить свою конкурентоспособность на рынке труда через овладение системой базовых знаний, умений и навыков поиска работы, таких как:

знание различных способов и методов поиска работы;

умение составлять индивидуальный план поиска работы;

навыки написания резюме и автобиографии;

умение вести эффективные телефонные переговоры с работодателями;

навыки ведения деловых переговоров;

знание основных правил подготовки и прохождения собеседования с работодателем;

умение грамотно составить профессиональное портфолио;

знание правил адаптации в новом трудовом коллективе;

Как показывает опыт, участие безработных граждан в программах социальной адаптации значительно повышает активность людей в поиске работы, улучшает их психологическое состояние, дает необходимые знания и навыки. Посещая их, безработный гражданин открывает в себе качества, которые помогут найти работу, обретают уверенность в собственных силах, обретают навыки и обмениваться опытом поиска работы, смелее ориентируются в жизненных ситуациях, быстрее входят в сферу деятельности, где они могут применить свои знания и опыт.

Наиболее востребованная безработными программа «Мастерская поиска работы». Участие в ней позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести самостоятельный поиск работы.

В данной программе приняло участие 82 человека, имеющих, в основном, высшее и среднее профессиональное образование. Категории участников: женщины, молодежь, в возрасте до 29 лет, граждане, длительно не занятые трудом, инвалиды.

Трудоустроено после данной программы 50 человек и 32 направлено на обучение за счет средств службы занятости. Занятия проходили еженедельно, на них предоставлялась информация о методах поиска работы, о ситуации на рынке труда, возможность ознакомиться с модулями программы. Итогом данных занятий является написанное резюме, подготовка к собеседованию с работодателем, овладение приемами самопрезентации и стратегией поиска работы. Кроме того, в рамках данной программы, спросом пользовались модули: «Подготовка к собеседованию с работодателем» и «Телефонный звонок на предприятие».

Пример:

безработная И. после прохождения программы в двухнедельный срок устроилась Гимназию №163, педагогом организатором воспитательной работы с детьми и подростками.

безработный А. после прохождения программы «Составление персонального резюме» трудоустроился в ООО «Стройоборудование» инженером.

Поляков А.Г., участник программы участвовал в конкурсе ООО «Дискавери» на должность исполнительного директора, по итогам которого трудоустроился.

«Консультационно-информационная школа». В программе приняло участие 28 безработных граждан, трудоустроено после данной программы 18 человек и 10 направлено на обучение за счет средств службы занятости.

При планировании занятий категория участников и тематика программ определялась с учетом запросов отделов трудоустройства, например:

для сокращенных граждан. На занятиях (5 групп) присутствовали 13 безработных граждан. Мероприятия были направлены на развитие позитивного и конструктивного отношения к ситуации, в которой оказались люди, с целью дальнейшего изменения своего положения. Участники программы были проинформированы о ситуации на рынке труда, участвовали в дискуссии об объективных и субъективных барьерах трудоустройства и путях их преодоления.

для граждан, длительно состоящих на учете в службе занятости. На занятиях (2 группы) присутствовал 11 безработный граждан. Занятия были направлены на повышение мотивации к трудоустройству, активизацию жизненных позиций и целей, освоение технологии поиска работы. После программы все участники были приглашены на индивидуальные консультации, в ходе которых совместно с клиентом анализировались причины затянувшейся безработицы и вырабатывалась конкретная стратегия выхода из ситуации.

для мужчин, имеющих профессию, мало пользующуюся спросом на рынке труда. Приняло участие 2 человека, в дальнейшем все были трудоустроены.

для безработных имеющих профессию, не пользующуюся спросом на рынке труда. Приняло участие 12 человек, в дальнейшем 7 были трудоустроены.

для женщин, испытывающих трудности в работе. Приняло участие 11 человек, пять из них трудоустроились. Например, безработная А.,29 лет, со средним образованием, одна воспитывающая ребенка, с декабря 2008 года искала работу продавца, администратора, оператора ПК, диспетчера. Но в процессе поиска выяснилось, что недостаточно знаний компьютерных программ, планировала профобучение. После прохождения программы трудоустроилась на вакансию приемщик-сдатчик пищевой продукции в ОАО «Хлебозавод №3».

для родителей выпускников школ «Выбираем профессию вместе».

Все вышеуказанные занятия были направлены на активизацию жизненных позиций и целей, на освоение технологии поиска работы. Участникам оказана помощь в овладении базовыми навыками поиска работы, собеседования с работодателем, они получили разъяснении, что такое рынок труда. Безработным гражданам была предоставлена информация о востребованных вакансиях.

«Клуб ищущих работу». Основная цель деятельности — помочь людям обрести уверенность в себе, своих силах, усилить стремление к самостоятельному поиску работы. В программе приняло участие 83 безработных граждан, трудоустроено после данной программы 29 человек и 9 направлено на обучение за счет средств службы занятости.

Наиболее эффективными формами работы в клубах ищущих работу являются социально-психологические тренинги «Психологические аспекты успешного трудоустройства», трехдневные тренинги-семинары с тематикой «Технология трудоустройства», занятия по теме: «Варианты поиска работы», «Оказание психологической помощи безработным среднего, старшего возраста».

Привлекаются высококвалифицированные психологи для проведения социально-психологических тренингов: «Тренинг уверенности в себе», «Основы эффективного общения», «Достижение целей при поиске работы», «Как найти работу?».

На тренингах решаются задачи повышения социальной активности, формирования нового отношения к жизни. Участники не только расширили свое представление о рынке труда, но и приобрели новые, более успешные способы поведения в ситуации поиска работы. В рамках этой программы большое внимание уделяется вопросам построения и развития карьеры, определению своих личных и профессиональных целей. Например,

безработная В., образование средне-профессиональное, бухгалтер, имела опыт работы в качестве оператора ПК (ввод данных о товаре).

Затруднения в трудоустройстве были связаны с отсутствием опыта работы по специальности бухгалтера, навыков самопрезентации. Приняла участие в программе в марте для молодежи «Твоя карьера», получила необходимые навыки поиска работы, самопрезентации. Итогом стало трудоустройство по специальности бухгалтер,

безработный Л., 21 год, образование средне-профессиональное, заочно обучается в Вузе, в поиске работы ориентировалась на такие вакансии как менеджер, секретарь, продавец, кассир, администратор. Но столкнулась с отказами работодателей по причинам: заочное обучение, отсутствие опыта работы. Испытывала сложности при самопрезентации (не могла выделить свои сильные стороны и акцентировать на них внимание) и поэтому на собеседовании вела себя неуверенно. После прохождения программы «Клуб ищущих работу» смогла трудоустроиться администратором в автотехцентр «Навигатор»,

безработная Е., 33 года, образование среднее профессиональное. Претендовала на руководящие должности, поскольку имела опыт руководящей работы, но претерпевала неудачи при общении с работодателями по причине отсутствия высшего образования и имела слабые навыки самопрезентации. Потеряв всякую надежду, готова была пойти работать администратором, продавцом. После индивидуальных консультаций и участия в программе «Клуб ищущих работу», отработки навыков эффективного общения трудоустроилась исполнительным директором в ИП.

В феврале, мае и августе проведены занятия для молодежи «Твоя карьера». В рамках этой программы большое внимание уделялось вопросам построения и развития карьеры, определению своих личных и профессиональных целей.

Программа «Новый старт» создана с целью выведения длительно неработающих граждан из состояния безработицы и побуждение их к самостоятельной деятельности при поиске работы, оказания им всесторонней психологической, информационной и ной помощи. В программе приняло участие 23 безработных граждан, трудоустроено после данной программы 7 человек и 2 направлен на обучение за счет средств службы занятости.

Использование тренинговых форм работы в этой программе способствует развитию навыков адаптации безработных граждан, повышению самооценки и усилению мотивации к поиску работы. Занятия помогают по-новому взглянуть на себя и на свою жизненную ситуацию, определить трудности поиска работы, оценить свои сильные стороны, составить конкретный план действий, который приведет к успешному трудоустройству.

Программа для женщин, имеющих средне-профессиональное и высшее образование по профессиям, не пользующимся спросом на рынке труда, направлена на анализ и активизацию жизненных позиций и целей участников. В ходе занятий были использованы методика цветовых метафор, пакет тестов диагностики мотивации на трудоустройство, различные упражнения. После трехдневной программы все участники были приглашены на индивидуальные консультации, в ходе которых совместно с клиентом анализировались причины затянувшейся безработицы и вырабатывалась конкретная стратегия выхода из ситуации. В программе приняло участие 12 человек, из которых 4 трудоустроились и 1 направлен на обучение, остальные просматривают трудоустройство в ближайшее время.

«Старт в профессию». В программе принял участие 13 безработных граждан, трудоустроено после программы 8 человек и 5 направлено на обучение за счет средств службы занятости. Состав участников этого курса предполагал больше внимания уделить вопросам выбора профессии, поэтому на занятиях проводились тестирование по определению интересов, склонностей, умений и навыков и упражнения, помогающие определиться в планировании профессионального пути. Участникам оказана помощь в овладении базовыми навыками поиска работы, собеседовании, разъяснении, что такое рынок труда и получении информации о востребованных вакансиях, в предоставлении практической возможности для поиска вакансий и попыток устроиться на них.

Например,

безработный Б., 23 года, образование начальное профессиональное, не имела четкой профессиональной цели и находилась в растерянности. На тренинговой программе женщины получили знания и практические навыки.

безработная К.,35 лет, с высшим образованием, воспитывающая ребенка, занималась поиском работы педагога-организатора, секретаря, инспектора по кадрам. Испытывала серьезные проблемы при общении с работодателем (неуверенность в себе, слабая самопрезентация).

После получения услуг профориентационных и участия в программе «Новый старт» уже рассматривала альтернативные варианты для трудоустройства: диспетчер, оператор ПК и трудоустроилась оператором ПК в ООО «Меркурий».

Профориентация и психологическая поддержка безработных. В целях социальной адаптации безработных граждан на рынке труда в центре занятости г. Зеленогорска реализуются отдельные методы психологической поддержки, включенные в программы групповых занятий, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Формы и методы работы с безработными реализуются на двух уровнях: организаторская работа типа клубной (информационной, профориентационной) и психологическая, тренинговая работа (приобретение навыков самостоятельного поиска работы, например овладение техникой разговора по телефону и т.д.).

Наиболее эффективными формами работы по профориентации и оказанию психологической поддержки безработных граждан, являются постоянно действующие клубы и курсы.

Психологическая поддержка безработных гражданнаправлена на:

повышение мотивации безработного гражданина к труду, активизацию позиции по поиску работы и трудоустройству,

сокращение сроков поиска работы и трудоустройства, полное разрешение или снижение актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации,

повышение адаптации к существующим условиям, реализацию профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Результат предоставления государственной услуги: получение безработным гражданином рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Оказание психологической поддержки безработным гражданам может осуществляться работниками органов и учреждений, участвующих в предоставлении государственной услуги, и (или) другими специалистами, обладающими необходимыми знаниями, опытом работы и привлекаемыми для предоставления государственной услуги.

Последовательность действий при предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан следующая.

Безработный гражданин: лично обращается в Центр занятости населения за предоставлением государственной услуги и заполняет форму заявления анкеты или выражает письменное согласие на предложение Работника центра занятости населения (ЦЗН), осуществляющего функцию по содействию в поиске работы, о предоставлении государственной услуги.

Работник ЦЗН: определяет по личному делу гражданина, состоит ли получатель государственной услуги на учете в качестве безработного в центре занятости населения, относится ли безработный гражданин к категории инвалидов; принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении государственной услуги в соответствии с основаниями, установленными Административным регламентом; информирует гражданина о принятом решении.

В случае принятия решения о предоставлении государственной услуги Работник ЦЗН:

информирует безработного гражданина о порядке предоставления государственной услуги, о направлениях психологической поддержки, методах, методиках, формах тренингов и технологий, используемых при психологической поддержке;

выясняет причины, по которым безработный гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, а также имеющиеся психологические, личностные и профессиональные проблемы, препятствующие профессиональной самореализации и карьерному росту;

предлагает безработному гражданину пройти тестирование (анкетирование) по методикам, используемым при психологической поддержке безработных граждан.

Безработный гражданин выбирает форму тестирования, сообщает о принятом решении Работнику ЦЗН, проходит тестирование. Затем работник ЦЗН:

проводит психологическую диагностику на основании результатов беседы с безработным гражданином и тестирования (анкетирования), выявляет основные проблемы, препятствующие трудоустройству безработного гражданина;

определяет направления психологической поддержки гражданина, включая психологическое консультирование, психологический тренинг и психологическую коррекцию;

знакомит безработного гражданина с результатами тестирования (анкетирования), психологической диагностики, выявленными основными проблемами, препятствующими трудоустройству безработного гражданина;

проводит с ним психологическое консультирование;

знакомит безработного гражданина с методами и методиками психологической коррекции, используемыми для решения проблем, препятствующих трудоустройству;

проводит с безработным гражданином психологический тренинг, направленный на решение проблем, препятствующих трудоустройству, включая снятие состояния тревожности, психологической напряженности, понимание и раскрытие своих проблем с соответствующими им переживаниями, отработку новых приемов и способов поведения, развитие навыков эффективного общения и регулирование иных личностных и профессиональных особенностей восприятия и поведения;

оформляет рекомендации в виде заключения по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния и выдает безработному гражданину заключение о предоставлении государственной услуги под роспись. Затем проводит с гражданином обсуждение рекомендаций.

Блок-схема последовательности действий при предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан в приложении 2.

В этом году специалисты центра занятости населения г. Зеленогорска оказали услуги по психологической поддержке и социальной адаптации 46 безработным гражданам, которые приняли участие в тренингах, проведенных психологами профцентра.

Профессиональная ориентация граждан является одним из направлений социальной политики в области занятости населения, основная цель которой — оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем:

профессионального информирования и консультирования,

психологической поддержки с целью повышения конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда,

групповых форм работ, направленных на социальную адаптацию к условиям рынка труда (в г. Зеленогорске — клуб «Активный поиск работы»).

Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:

способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;

психологической готовности к приобретению новой профессии (специальности), овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий;

умений преодолевать трудности в процессе профессионального становления в условиях отсутствия должной преемственности в системе обучения, невнимания к личности;

способности к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции;

стремлений максимально эффективно использовать психотехнические возможности личностно-ориентированного общения.

Прямым продолжением профориентационной работы является профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан. Основная цель — получение новой профессии или специальности, и повышение конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда посредством широкого спектра образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития спроса на рабочую силу в отраслевом и территориальном разрезе.

При этом повышается качество услуг и возрастает значимость профессионального обучения для слабозащищенных категорий безработных, для которых профессиональное обучение имеют свои особенности, а также являются приоритетными направлениями работы службы занятости.

Профессиональное обучение и переобучение — одна из главных составляющих активной политики занятости.

Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан направлена на:

граждан, не имеющих профессии (специальности);

граждан, для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

граждан, для которых необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

граждан, утративших способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов служб занятости.

В Зеленогорске это:

—       Красноярский электромеханический техникум;

—       Профессиональный лицей №35;

—       Профессиональный лицей №39;

—       Заозерновская автошкола РОСТО;

—       «Высшая школа бизнеса» при СибГАУ — и др.

2.3 Социально-психологический тренинг как технология социальной работы с безработными гражданам

Социальная работа с безработными гражданами особенно эффективна в форме тренинга. Слово «тренинг» означает «тренировка». Тренировка идет в направлении социальной и психологической адаптации, определения развития личностного роста, карьеры. Иначе говоря, в рамках тренинга задача ведущего — создать условия для активных самостоятельных действий самих участников — в контексте выбора и определения своего профессионального пути. Более того, тренинговая форма работы позволяет участникам сознательно пересмотреть сформировавшиеся ранее стереотипы, решать свои личностные проблемы, овладевать различными способами межличностного взаимодействия.

Компетентность в сфере общения в настоящее время стала одной из главных составляющих высокого профессионального уровня. Причем это относится не только к таким профессиям, как менеджер, работник сферы обслуживания, педагог или социальный работник, где требуется уже специальная коммуникативная подготовка, но и практически ко всем остальным типам профессий, так как любой работник так или иначе включается в информационный обмен, взаимодействует с людьми, будь то коллеги или клиенты.

Помогая разумному планированию карьеры, тренинг служит средством коррекции профессиональных намерений и установок на свой профессиональный рост. В группе, в атмосфере моральной поддержки и защищенности, участники получают возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свои мнения и обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим, учатся аргументировано выражать свои мысли, моделируют различные профессиональные роли и т.д.

Программа тренинговых занятий состоит из 4 этапов, каждый из которых последовательно обеспечивает решение определенных задач. Это:

изменение отношения человека к самому себе, сложившейся жизненной ситуации, окружению;

переоценка ситуации настоящего и будущего;

формирование уверенности в себе;

выявление и анализ собственных проблем, препятствующих выработке эффективной стратегии поиска работы и профессиональной самореализации и т.п.

При комплектовании тренинговых групп специалистам службы занятости необходимо учитывать принцип добровольности участия (клиент должен быть личностно заинтересован в собственных изменениях и самостоятельно принимать решение участвовать в группе) и принцип информированности (клиент имеет право заранее знать все, что с ним может произойти, цели, задачи и результат тренинга).

Каждый тренинг проводится в рамках 3-5 дней с фиксированным количеством часов (целесообразнее всего проведение занятий по 24-40 часов).

В работе ЦЗН г. Зеленогорска используются следующие программы тренингов (семинаров-тренингов):

«Технология поиска работы» — основной целью данного тренинга является обучение навыкам самопрезентации при помощи составления резюме, объявлений в СМИ, ведения телефонных переговоров с работодателем, собеседования с работодателем.

«Психология успеха» — основной целью данного тренинга является создание условий для улучшения психоэмоционального состояния участников и развития коммуникативных навыков.

Для молодежи могут быть предложены специализированные курсы:

«Технология карьеры» — основная цель: адаптация к современному рынку труда, обучение самопрезентации, отработка навыков и приемов общения, облегчающих вхождение в новый коллектив, отработка навыков уверенного поведения.

Рассмотрим отдельные программы тренингов, используемых в работе КГБУ ЦЗН ЗАТО г. Зеленогорска.

. Семинар-тренинг «Технология поиска работы»

Задачами курса являются:

определение целей человека в поиске работы;

ознакомление с основными путями и правилами поиска работы;

обучение навыкам составления резюме и деловых писем, навыкам телефонных переговоров с работодателем;

ознакомление с психологическими аспектами собеседования при устройстве на работу;

отработка навыков, необходимых для успешного взаимодействия с потенциальным работодателем на собеседовании;

определение наиболее эффективного типа поведения в период испытательного срока.

Курс включает в себя рассмотрение следующих тем:

1. Процесс поиска работы. В рамках этой темы анализируется ситуация на рынке труда, происходит определение цели в поиске работы, обсуждаются возможные пути поиска работы и основные правила, которыми должен руководствоваться каждый, ищущий работу.

2. Навыки самопрезентации в процессе поиска работы. В рамках этой темы отрабатываются навыки составления резюме и сопроводительного письма, рассматриваются варианты объявлений о поиске работы, обсуждается правильное оформление необходимых документов, отрабатывается навык ведения телефонных переговоров, обсуждаются психологические аспекты собеседования при приеме на работу, разбираются необходимые этапы подготовке к собеседованию и специфика психологического тестирования при устройстве на работу. Также проводится ролевая игра «Отдел кадров», которая позволяет закрепить полученные знания и отработать навыки общения с потенциальным работодателем.

3. Новая работа: первые 30 дней. Эта тема включает в себя обсуждение специфики переговоров об условиях найма, оформления трудовых отношений, ознакомление со структурой контракта, рассмотрение особенностей процесса освоения на новом месте работы.

4. Круглый стол «Стратегии поведения специалиста на рынке труда». На круглом столе обсуждаются возможности применения полученных знаний и навыков в процессе трудоустройства специалиста, закрепляются основные навыки самопрезентации на рынке труда.

2. Семинар-тренинг «Технология карьеры».

Задачи курса:

формирование профессиональной мобильности, преодоление стереотипов поиска работы только в узкой сфере приложения профессиональных знаний, коррекция представлений о перспективах трудоустройства;

постановка целей, обучение умению прогнозировать развитие рынка труда;

обучение навыкам поиска работы (резюме, собеседование, телефонные переговоры с работодателем)

отработка индивидуального стиля поведения на основе личностных качеств, обеспечивающего наиболее эффективное взаимодействие с работодателем и коллективом

отработка приемов анализа и разрешения конфликтных ситуаций

отработка навыков уверенного поведения и влияния на людей

информирование о типах трудовых контрактов, договоров, методах отбора, тестировании.

Рекомендации по проведению тренинга к курсу «Технология карьеры» в приложении 3.

Курс включает в себя рассмотрение следующих тем.

ТЕМА 1. Определение карьеры. Постановка целей. Сеть поиска работы. Проработка данной темы должна опираться на реальные возможности участников группы. В начале работы необходимо выяснить ожидания участников и по возможности скорректировать их, а также рассказать о целях тренинга.

ТЕМА 2. Резюме. Разбираются основные ошибки, наиболее часто допускаемые в резюме, основные требования к резюме, типы резюме (хронологическое, функциональное, функционально-хронологическое).

Затем участники составляют свое резюме, ориентируясь на результаты, полученные при отработке предыдущей темы. В результате каждый участник должен иметь грамотное конкурентоспособное одно или несколько резюме.

ТЕМА 3. Социально-психологический тренинг.

3.1 Невербальные средства общения:

что такое невербальные средства общения;

вступление в контакт, отработка техник установления контакта;

определение «угла общения» и «зоны общения» каждого участника;

отработка навыков определения и передачи эмоционального состояния человека.

.2 Вербальные средства общения:

технология слушания и отработка приемов запоминания информации;

знакомство с техниками слушания, помогающими и мешающими общению;

отработка приемов слушания (поддерживающих общение);

отработка технологии задавания вопросов, уточнений, получения необходимой информации.

.3 Навыки уверенного поведения:

признаки уверенного поведения: невербальные (мимика, жесты и т.д.) и вербальные;

обсуждение вербальных признаков уверенного поведения;

умение выражать свои чувства и принимать чувства других людей;

умение открыто сказать о своем требовании;

умение устанавливать контакт, начинать и заканчивать разговор;

умение принимать себя таким, какой есть;

умение принимать и давать похвалу;

использование «Я».

В процессе занятий происходит отработка различных стилей поведения: агрессивного, уверенного, неуверенного и проводится их анализ. Также происходит отработка каждого из перечисленных выше навыков уверенного поведения. Участники группы отрабатывают приемы влияния на людей, учатся применять способы аргументации.

.4 Конфликтное взаимодействие:

структура и определение конфликта;

работа со своими установками;

применение «Я — высказывания» как способа предотвращения конфликта, способа предъявления претензии и выражения негативных эмоций и чувств;

определение каждым участником группы характерного для него способа поведения в конфликте;

сетка Томаса — способы поведения в конфликтной ситуации, их анализ;

применение сетки Томаса в «карте конфликта», составляемой для каждого участника отдельно, анализ способов и выявление наиболее оптимального способа действия в каждой конкретной ситуации;

стрессовые состояния, методы работы со стрессами: релаксация, рисуночные методы и т.д.

ТЕМА 4. Собеседование. В этой теме обсуждаются виды собеседования (одиночное, групповое и т.д.), обсуждаются основные правила, помогающие пройти собеседование, возможные ошибки. Проводится ролевая игра «работодатель-соискатель».

ТЕМА 5. Трудовой контракт. Методы отбора сотрудников. Участникам предоставляется информация о трудовом контракте и трудовом договоре, и объясняются различия между ними, их плюсы и минусы. Рассматриваются также основные тесты, которые кандидата могут попросить пройти при отборе, а также другие формы испытаний. Даются советы и рекомендации о способах адаптации в новом коллективе.

По словам самих безработных, такие тренинги помогают почувствовать себя уверенным в общении с людьми и в поиске работы, осознать, какая профессия больше подходит по характеру, способствуют поднятию настроения, повышению готовности к поиску средств и способов преодоления сложившейся ситуации.

Как правило, каждый третий участник тренинговых занятий трудоустраивается, а это говорит о том, что основные цели достигаются.

Итак, задача социальной работы с безработными гражданами — способствовать включению механизма саморегуляции каждого из индивидов, оказавшихся в кризисной ситуации потери работы, и ориентирование людей на адаптивные стратегии поведения на рынке труда.

Тренинговая форма занятий помогает более глубокому усвоению и эффективной отработке необходимых навыков и приемов общения, взаимодействия с людьми, а также поиска работы.

Заключение

Резюмируя вышесказанное отметим следующее.

От потери работы в нашей стране не застрахован ни один человек. Это социальное явление приобрело масштабы эпидемии, которая не щадит ни министра, ни квалифицированного рабочего. Человек старается не думать о том, когда он останется без работы по причине сокращения штатов, закрытия предприятия или выхода «на заслуженный отдых», поэтому реально столкнувшись с безработицей, он оказывается не готовым успешно пройти все стадии «профессиональной смерти».

К решению проблем занятости и безработицы эффективным является комплексный подход с учетом экономических и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

Социальная работа с безработными гражданами включает социальные, экономические и психологические проблемы безработного. Прогнозирование поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных психологических состояний — основные направления по работе с безработными.

Социальная работа с безработными гражданами проводится в рамках Центра занятости населения, которое являются учреждением социальной сферы, и обеспечивает на территории своего района реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости, трудовой миграции.

Безработному гражданину как объекту социальной работы помогает социальный работник, специалист службы занятости. Он выступает как посредник между государством, призванным быть защитником прав своих граждан и человеком. Социальный работник-консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о возможности переобучения, проводит профессиональное консультирование.

Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная социально-психологическая помощь безработным. Для этого разрабатываются и внедряются программы социальной адаптации безработного населения, целью которых является активное содействие в смягчении психологических последствий безработицы, в трудоустройстве женщин и молодежи, в выборе специальности в соответствии с личностными возможностями и потребностями, а также требованиями рынка труда.

Социальный работник способствует направлению безработного на социально-психологические мероприятия и тренинги.

Психологическая адаптация, проводимая специалистами службы занятости, предполагает освоение комплексной программы, позволяющей безработному осознать свое место в мире, ставить реальные жизненные цели и добиваться их достижения.

Основными эффективными технологиями ЦЗН является использование групповых методов работы с безработными гражданами в форме клубов и тренингов.

Таким образом, для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который

на макроуровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами;

на микроуровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.

В качестве вывода отметим также, что потерю работы надо рассматривать как шанс профессионального самоопределения, в который, конечно же, заложен элемент личной драмы человека, потерявшего не только средства к существованию, но и смысл жизни, ощущение социальной значимости и полезности. Чтобы человек мог воспользоваться этим шансом, ему предоставляется профессиональная помощь специалистов СЗН, а также возможность пройти программы личностной реабилитации.

Список использованных источников

1.      Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993.

2.      Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (с изм. и доп.) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. — Режим доступа: #»525426.files/image004.gif»>

                   2                 3      4               5

 

. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 — сходное значение, 2 — противоположное, 3 — ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то в ответе напишите П, если неправильное — Н.

мхом обороты камень набирает заросший

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл?

1. Держать нос по ветру.

. Пустой мешок не стоит.

. Трое докторов не лучше одного.

. Не все золото, что блестит.

. У семи нянек дитя без глаз.

22. Какое число стоит вместо вопросительного знака?

7 66 59 52 45 38?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 — июне, 2 — марте, 3 — мае, 4 — ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.

Все активные люди имеют цель в жизни.

Все активные люди занимают крупные посты.

Некоторые из тех, кто имеют цель в жизни, занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в см) он пройдет за 5 сек.?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько кг фарша можно купить за 80 центов?

28. РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ. Эти слова:

1 — схожи по смыслу, 2 — противоположны, 3 — ни схожи, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат.

 

. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33,33%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Три из 5 фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:

                   1   2                  3         4           5

 

. На платье требуется 2,33 метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 метров?

34. Значения следующих двух предложений:

1 — подобны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ. Эти слова:

1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц:

1 — схож, 2 — противоположен, 3 — ни то ни другое.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 доллара. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ. Эти слова по своему значению:

1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 1,25 доллара, то сколько кг можно купить за 50 центов?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6

41. ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова являются:

1 — сходными, 2 — противоположными, 3 — ни сходными, ни противоположными.

43. Следующие две фразы по значению:

1 — сходны, 2 — противоположны, 3 — ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое — сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколь ко раз должен выстрелить солдат, чтобы поразить ее 100 раз?

45. Один из членов ряда не подходит другим. Какое число вы бы поставили на его место?

1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу решили поделить прибыль поровну. Т вложил в дело 4500 долларов, К — 3500 долларов, П — 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то на сколько меньше прибыли получит Т по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

. Один в поле не воин.

. Лес рубят, щепки летят.

. Не все то золото, что блестит.

. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значение следующих фраз:

1 — сходно, 2 — противоположно, 3 — ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. Какая из фигур наиболее отлична от других?

                 2             3               4           5

 

. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице размещается 900 слов, меньшего — 1200 слов. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?