Лекция 12. Мышление
Понятие мышления
Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности и связан с процессом решения задач.
Мышление опирается на ощущения и восприятия, которые являются источником получаемой информации о внешнем мире. Однако мышление выходит далеко за их пределы. Оно позволяет познать то, что не лежит на поверхности, что скрыто от непосредственного восприятия. В восприятии предметы и явления, их свойства даны в единичных, несущественных связях. Задача мышления — отвлечься от несущественных свойств и выявить сущность, раскрыть закономерности, увидеть существенные связи предметов и явлений окружающего мира.
Итак, если ощущение и восприятие — познание действительности при непосредственном воздействии внешнего мира на органы чувств, то мышление — это опосредованное отражение действительности. В мышлении действительность отражается посредством понятий/знаков, символов. Именно они позволяют оторваться от наглядной ситуации, отвлечься от несущественных свойств и отношений.
Мышление как процесс решения задач
Мышление часто развертывается как процесс решения задач. Эти задачи могут относиться к области природы, общественной жизни, к самому человеку. Задачи могут возникать по ходу выполнения той или иной практической деятельности или быть специально созданными (учебные задачи или игровые задачи).
Задача выступает как объект мышления.
Субъект мышления — тот, кто решает задачу. Мы можем предложить человеку решить задачу, но не всегда задача становится его собственной, т.е. человек может не принять ее (занят, задача неинтересная, думает о другом).
Что же такое принятие задачи? Акт принятия задачи — это связывание задачи с мотивами личности. В психологической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности и внутренние. Это название условно, но имеет следующий смысл: внешние мотивы — задача решается ради достижения результата, не связанного с познанием объекта, раскрытием неявных свойств объекта. Например, вы решаете задачу, чтобы поскорее уйти из аудитории, если поставлено такое условие: кто решит, может идти. Та же самая задача может решаться на основе внутренней мотивации, т.е. когда побуждается познавательными мотивами — узнать что-то новое, разобраться в задаче, методе ее решения.
Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год
... описанный синдром, 2. Для какого расстройства этот синдром характерен? 3. Каково вероятное решение судебно-психиатрической экспертизы? 4. Каков прогноз расстройства? 5. Рекомендуемое лечение. Больная Н., ...
Человек может начать решать задачу на основе внешней мотивации (например, чтобы окружающие не могли подумать, что он се не может решить).
Но постепенно задача так захватывает его, что он начинает решать ради самого процесса решения задачи. Деятельность по решению задач всегда полимотивированна, т.е. побуждается многими мотивами.
Задача, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может первоначально решаться на основе знакомых, отработанных приемов, или человеку может казаться, что он легко ее решит знакомыми приемами. Однако человек может зайти в тупик — ранее применяемые методы не ведут к решению. Возникает проблемная ситуация, для овладения .которой индивид должен найти и использовать новые средства и приемы. Итак. Проблемная ситуация возникает тогда, когда субъект не может решить задачу знакомыми, уже известными способами. Со стороны потребностно-мотивационной сферы проблемная ситуация есть возникновение Новой познавательной потребности: «А что мне дальше делать, как быть?» Эта потребность возникает на определенном этапе решения задачи. Однако чаше соотношение бывает обратным: сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача, то есть намечается искомое, которое можно найти путем преобразования определенных условий. Проницательному уму многое проблематично. Только для того, кто не привык самостоятельно мыслить не существует проблем: все представляется само собой разумеющимся. Первый признак мыслящего человека — умение видеть проблемы там, где они есть.
В искусственно составленной задаче выделяют требования и условия, которые определяют пути реализации этого требования. В условии содержится некоторая информация, но недостаточная для решения задачи. Процесс решения мыслительной задач состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе информации, которая поступает как результат собственных действий субъекта. В задаче всегда что-то еще нужно и можно узнать. В этом «что-то еще», в невыполненных условиях, «промежуточных данных» и заключено неизвестное, которое является предметом мыслительных усилий. Деятельность мышления состоит в том, чтобы найти связи, отношения между элементами проблемной ситуации: исходными данными и теми, которые в ней участвуют, но не даны, а должны быть выявлены мыслящим субъектом. Какое-то из этих познаваемых в процессе решения задачи отношений и будет основным, искомым. Оно позволяет перекинуть мостик от неизвестного к тому. что требуется узнать В психологии решения задач используется понятие «поиск решения» — это отыскание принципа, логики решения в соответствии с которым и будут выполняться те или иные действия. Однако сказать, приведут ли эти действия к окончательному результату, нельзя.
Попробуйте решить сейчас следующую задачу. Проведите через 4 точки 3 прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку.
Как вы решаете задачу? Вначале вы анализируете условия. Затем выдвигаете гипотезы. Гипотезы — важная составляющая процесса решения задачи. Процесс выдвижения гипотез зависит во многом от личностных факторов. Так, одни люди выдвигают множество гипотез могут осуществлять их не только прямую, но и косвенную проверку, не проявляют консерватизма в субъективной оценке вероятности гипотез. Другие проявляют инертность в выдвижении гипотез и при их проверке
Уровень тревожности и эффективность решения диагностических задач
... во многом предопределяет эффективность решения диагностических задач. Объект исследования - тревожность и способность решения диагностических задач в структуре личности. Предмет исследования - взаимосвязь тревожности и эффективность решения диагностических задач. Задачи исследования: 1. подобрать ...
Гипотезы могут выдвигаться одна за другой и последовательно проверяться. Могут выдвигаться все гипотезы сразу и затем проверяться.
Мышление и эмоции
В процессе мыслительной деятельности возникают так называемые, интеллектуальные эмоции. Эти эмоции выполняют функцию регуляции мыслительной деятельности, отражая реальные отношения между познавательной мотивацией и успешностью или неуспешностыо решения мыслительной задачи.
На этапе возникновения проблемы, когда обнаруживается что-то новое, необъяснимое прежними способами, возникает эмоция удивления, которая определенным образом влияет на протекание мыслительного процесса. Она презентирует сознанию еще неосознаваемое противоречие между «старым» и новым и на этой основе даст возможность субъекту почувствовать необычную ситуацию.
На этапе решения проблемы субъект формирует различные предположения и догадки. В этом процессе возникают специфические переживания— эмоции догадки. Они представляют собой эмоциональную оценку новых еще неосознанных образований. Таким образом, здесь эмоции выполняют функцию предвосхищения результатов мыслительной деятельности.
Завершающей фазой мыслительного процесса является проверка правильности решения, в ходе которой возникают многочисленные эмоции: радость, восторг, разочарование, огорчение и т.д. Рассматриваемые эмоции можно охарактеризовать (как эмоции успеха или неуспеха мыслительной деятельности. В случае достижения успеха положительные эмоции окрашивают и закрепляют наиболее удачные действия, догадки и идеи. В последующей мыслительной деятельности при соответствующих условиях субъект имеет тенденцию применять в первую очередь именно положительно окрашенные способы достижения цели.
Виды мышления
Выделяют несколько классификаций видов мышления по различным основаниям
1. Основанием для классификации (генетической) могут являться средства решения задачи, в качестве которых выступают действие, образ и понятие. В соответствии с этим выделяют следующие виды мышления:
Наглядно-действенное мышление, которое характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью действия, реального преобразования ситуации. Этот вид мышления есть и у животных. Так. широко известны классические опыты гештальтпсихолога В.Келера (1987-1967) по изучению практического интеллекта у шимпанзе. Обезьяны должны были решить задачи типа подтягивания банана с помощью палки. Иногда для этого требовалось составить длинную палку из двух коротких. Успех решения ставился в зависимость от видения ситуации в целом, от «гештальтирования» поля восприятия. Первоначально в поле восприятия у шимпанзе входит банан и преграда, мешающая достать этот банан. Затем в эту структуру включается палка. Таким образом. устанавливая связь между бананом и палкой, обезьяна переходит к новой структуре, тем самым решая задачу.
Наглядно-образное мышление. Здесь средством решения задачи является образ. В отличии от наглядно-действенного. в наглядно-образном мышлении преобразование происходит лишь в образном плане — мы мысленно проделываем то. что делалось с помощью, реального действия.
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
... человека и успешностью его практической деятельности. Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. В первую очередь ... и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечнососудистой системы. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, ...
Словесно-логическое — один из основных видов мышления. который в качестве средств решения задачи использует понятия, логические конструкции, существующие на базе языка.
Все три вида мышления образуют этапы развития мышления в онтогенезе и филогенезе. Однако у взрослого человека сосуществуют все эти три вида мышления.
2. По продукту, который человек получает в результате его мыслительной деятельности различают продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) мышление.
Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта. Понятие «продуктивное мышление» было введено гештальпсихологами. 0ни полагали, что мышление — это переход от одной структуры к новой, то есть переструктурирование ситуации. Возникновение новой структуры происходит в результате инсайта, то есть озарения. Он осуществляется сразу, мгновенно. Я предлагаю вам решить следующую задачу, чтобы лучше понять идеи гештальтпсихологов о сущности процесса мышления.
Вы переструктурировали заданную ситуацию, в результате чего возникла новая структура. Гештальпсихологам принадлежит и термин «проблемная ситуация».
Репродуктивное мышление характеризуется меньшей степенью новизны, но тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. На основе этого вида мышления осуществляется решение задач знакомой субъекту структуры (умножение, сложение и т.д.).
Репродуктивное мышление имеет важное значение в учебной деятельности. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении преподавателем или в учебнике, применение знаний на практике, если при этом не требуется их существенного преобразования.
Репродуктивное мышление играет немалую роль и в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить задачу известными способами и убеждается в том. что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этою приводит к проблемной ситуации. то есть активизируется продуктивное мышление, которое обеспечивает открытие новых знании.
3. По степени осознанности и развернутости мыслительного процесса выделяют интуитивное и дискурсивное мышление. Дело в том. что процесс мышления скачкообразен, часть его осуществляется подсознательно, без адекватного отражения в слове. Сначала в слове находит отражение его результат («Ага, нашёл!»), а затем сам путь к нему. Этот вид мышления называется интуитивным. Под интуицией следует понимать факт непосредственного усмотрения связей и отношений между объектом. Внезапное нахождение решения, как уже говорилось выше, называется ннсайтом или «ага-переживанием». Он часто возникает тогда, когда человек непосредственно не занят решением проблемы. В чем же здесь дело? Дело в том, что сам процесс поиска решения в значительной степени протекает интуитивно, под порогом сознания, не находя своего отражения в слове. Именно поэтому его результат, прорвавшийся в сферу сознания, осознается как инсайт. якобы не связанный с процессом решения
К решению какой-то проблемы человек может прийти путем логических рассуждений, выстраивая всю цепочку рассуждений. Это мышление называется дискурсивным.
Операциональный состав мышления
Мышление совершается посредством различных мыслительных операций. Они являются основными механизмами мышления. Такими операциями являются сравнение. анализ, синтез, абстракция (отвлечение) и обобщение.
Развитие мышления дошкольников с нарушением зрения
... с нарушением зрения .1 Основные теоретические направления в исследованиях операций мыслительной деятельности Современными психологами справедливо отмечается тот факт, что в умственной деятельности человека чувственные ... отвлечённое (абстрактное), мышление. В связи с тем, что виды мышления определяются не столько его содержанием, сколько характером и способом решения задачи. Независимо от ...
Сравнение — мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, нахождения сходства, различия и тождества между ними.
Анализ — мысленное расчленение, разделение предметов и явлений на части, элементы, моменты.
Синтез — мысленное объединение частей элементов в единое целое. Анализ расчленяет, синтез по-новому объединяет.
Анализ и синтез существуют в неразрывном единстве. В ходе решения задачи мышление выступает как процесс. По ходу решения возникают все новые и новые условия, которые детерминируют дальнейшее протекание мыслительного процесса. Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, оно всегда связано с чем-то известным. Вступая в связи с другими предметами, познаваемый объект выступает перед нами все новыми своими сторонами и свойствами. Из объекта как бы вычерпывается все новое и новое содержание. Например, прямая может выступать как биссектриса данного угла. как гипотенуза и т.д. Таким образом, через взаимодействие с другими объектами (синтез) происходит вычленение новых качеств (анализ).
Анализ через синтез, согласно С.Л.Рубинштейну, является основным механизмом мышления.
Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам знаний относительно данной предметной области:
§ отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);
§ категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
§ владение не только декларативным знанием (знанием о том. «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»);
§ наличие знания о собственном знании.
Ключевые понятия: мышление, мыслительная задача, мотивы мышления, проблемная ситуация, интеллектуальные эмоции; наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно логическое мышление; дискурсивное и интуитивное, продуктивное и репродуктивное мышление; мыслительные операции, знания, база знаний, компетентность.
Литература:
1. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач о процессах решения практических проблем)// Хрестоматия но общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтср. В.В.Петухова. М..1981. С.258-268.
2. Линдсей П.. Норман Д. Анализ процесса решения задач //там же. С.319-327.
3. Рубинштейн С.Л. Основная задача и метод психологического исследования мышления // там же. С. 281-288.
Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».
Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.
Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:
1. Нарушения операциональной стороны мышления:
o снижение уровня обобщения;
Копия 2 распр.нарушения у детей
... – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному; агрессивность – это свойство личности, выражающееся в ... Полученный как результат агрессивных действий эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность. Сторонники теории социального научения, напротив, ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные ...
o искажение уровня обобщения.
2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления:
o разноплановость мышления;
o резонерство.
3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:
o лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;
o откликаемость.
4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:
o нарушение критичности мышления;
o нарушение регулирующей функции мышления;
o разорванность мышления.
Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.
Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.
Инертность, или «вязкость мышления», — это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.
Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала — они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.
«Откликаемость» — это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных — последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.
«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.
Стили педагогической деятельности и их диагностика
... сущность, структуру педагогической деятельности; 3. Рассмотреть стили педагогической деятельности; 4.Определить стиль педагогической деятельности будущих педагогов-психологов ... обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на ... свое будущее. Эта профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, ...
Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.
Разноплановость мышления — это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь).
Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.
Резонерство — многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).
Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин).
Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».
Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал: «Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума — это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».
ПсихологическиЙ АНАЛИЗ стилЯ принятия решений
... слова: стиль принятия решений, когнитивный стиль, стиль деятельности. У роботі розглядаються структура і основні компоненти стилю ухвалення рішень особистістю професіонала. Дається порівняльний підходів до вивчення стилів: стилю ухвалення рішень, когнітивного стилю, індивідуального стилю ...
«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.
При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.
Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления — шперрунг, т.е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.
Неоправданная «обстоятельность мышления» — это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.
Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим.
Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называютфункциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.
Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.
Крайняя степень расстройства мышления —бред, или«интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»).
Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»).
Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»).
Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности с позиций ...
... других психофизиологов эти исследования получили дальнейшее развитие. В частности, выявлена связь стиля мышления с межполушарной асимметрией, например, физиологический фактор реактивности оказался связанным, с ... интеллекта, акцентированного на содержательной, смысловой стороне информации; в знаковой системе слово имеет особую значимость и глубокую эмоциональную окраску с выраженным личностным ...
Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.
Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.
Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л.
Громовой)
Цель: этот тест предназначен для того, чтобы помочь определить предпочитаемый вами способ мышления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет правильных или неправильных. Максимум полезной информации вы получите в том случае, если будете, как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мышления, а не о том, как, по-вашему, следовало бы мыслить.
Инструкция: каждый пункт данного опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний. Ваша задача – указать ту степень, в которой каждое окончание применимо к вам.
В тетради после номера каждого окончания проставьте номера – 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит).
Каждый номер (балл) должен быть использован только один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.
Пример:
Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание
главным образом на:
1) качество изложения, стиль;
2) основные идеи книги;
3) композицию и оформление книги;
4) логику и аргументацию автора;
5) выводы, которые можно сделать из книги.
Если вы уверены, что поняли приведенную выше инструкцию можно
продолжать работать дальше.
А
Когда между людьми имеет место конфликт на почве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:
1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;
2) лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;
3) лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;
4) подходит к ситуации наиболее логично и последовательно;
5) излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.
Б
Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:
1) понять цели и значение этого проекта;
2) раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;
3) определить, как мы собираемся разрабатывать данный проект;
4) понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;
5) чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.
В
Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, когда могу:
1) связывать их с текущими или будущими занятиями;
2) применять их к конкретным ситуациям;
3) сосредоточиться на них и тщательно их проанализировать;
4) понять, насколько они сходны с привычными идеями;
5) противопоставить их с другими идеями.
Г
Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или статьях обычно:
1) полезнее текста, если они точны;
2) полезны, если они ясно показывают важные факты;
3) полезны, если они поднимают вопросы по тексту;
4) полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;
5) не более и не менее полезны, чем другие материалы.
Д
Если бы мне предложили провести какое-то исследование, я, вероятно, начал бы с…
1) попытки определить его место в более широком контексте;
2) определения того, смогу ли я выполнить его в одиночку или мне потребуется помощь;
3) размышлений и предложений о возможных результатах;
4) решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;
5) попытки сформулировать проблему как можно полнее и точнее.
Е
Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных проблем, я предпочел бы:
1) встретиться с ними индивидуально и задать каждому конкретные вопросы;
2) провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения;
3) опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;
4) встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;
5) попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.
Ж
Вероятно, я буду считать что-то правильным, истинным, если это «что-то»:
1) выстоял против оппозиций, выдержало сопротивление противоположных подходов;
2) согласуется с другими вещами, которым я верю;
3) было подтверждено на практике;
4) поддается логическому и научному доказательству;
5) можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.
Когда я на досуге читаю журнальную статью, она будет, скорее всего:
1) о том, как кому-то удалось решить личную или социальную проблему;
2) посвящена дискуссионному или социальному вопросу;
3) сообщением о научном или историческом исследовании;
4) об интересном, забавном человеке или событии;
5) точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте.
И
Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внимание на…
1) близость выводов к моему личному опыту;
2) возможность выполнения данных рекомендаций;
3) надежность и обоснованность результатов фактическими данными;
4) понимание автором целей и задач работы;
5) интерпретацию данных.
К
Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать — это:
1) каков наилучший метод для решения этой задачи;
2) кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;
3) почему эту задачу стоит решить;
4) какое влияние решение может иметь на другие задачи,
которые приходится решать;
5) какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.
JI
Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:
1) уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо;
2) принимаюсь за дело как можно раньше;
3) выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать;
4) есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;
5) тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.
М
Если бы мне пришлось проходить испытания или сдавать экзамен, я предпочел бы:
1) набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету;
2) дискуссию с теми, кто также проходит испытания;
3) устное изложение и показ того, что я знаю;
4) сообщение в свободной форме о том, как я применил то, чему научился;
5) письменный отчет, охватывающий историю вопроса, теорию и метод,
Н
Люди, особые качества которых я уважаю больше всего, это —вероятно,…
1) выдающиеся философы и ученые;
2) писатели и учителя;
3) лидеры политических и деловых кругов;
4) экономисты и инженеры;
5) фермеры и журналисты.
О
Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она…
1) кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые, я уже усвоил;
2) объясняет вещи новым для меня образом;
3) способна систематически объяснить множество связанных ситуаций;
4) служит прояснению моего личного опыта и наблюдений;
5) имеет конкретное практическое приложение.
П
Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это главным образом из-за…
1) заинтересованности в совершенствовании своих профессиональных знаний;
2) указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;
3) желания расширить свою общую эрудицию;
4) желания выйти за пределы собственной деятельности для разнообразия;
5) стремления узнать больше об определенном предмете.
Р
Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:
1) показывались преимущества для меня, в зависимости от выбираемой точки зрения;
2) излагались все факты в ходе дискуссии;
3) логично и последовательно обрисовывались затрагиваемые спорные вопросы;
4) определялись ценности, которые использует автор;
5) ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта.
С
Когда я впервые подхожу к какой-то технической проблеме, я, скорее всего, буду:
1) пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;
2) искать пути и способы решить эту проблему;
3) обдумывать альтернативные способы ее решения;
4) искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;
5) пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.
Т
Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:
1) находить уже существующие методы, которые работают, и использовать их как можно лучше;
2) ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;
3) открывать новые и более совершенные методы;
4) находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;
5) разбираться в том, как и почему существующие методы должны работать.
А теперь, вам нужно посчитать результаты, для этого вам нужно сложить проставленные вами баллы по каждому стилю мышления:
Синтетический стиль: А1 + Ж1 + Н1 + Б2 + З2 + О2 + В5 + И5 + П5 +Г4 + К4 + Р4 + Д3 + Л3 + С3 + Е2 + М2 + Т2 ∑ =
Идеалистический стиль: А2 + Ж2 + Н2 + Б1 + З1 + О1 + В4 + И4 + П4+ Г3 + К3 + Р3 + Д1 + Л1 + С1 + Е3 + М3 + Т3 ∑ =
Прагматический стиль: А3 + Ж3 + Н3 + Б4 + З4 + О4 + В1 + И1 + П1+ Г5 + К5 + Р5 + Д2 + Л2 + С2 + Е4 + М4 + Т4 ∑ =
Аналитический стиль: А4 + Ж4 + Н4 + Б3 + З3 + О3 + В3 + И3 + П3 +Г1 + К1 + Р1 + Д5 + Л5 + С5 + Е5 + М5 + Т5 ∑ =
Реалистический стиль: А5 + Ж5 + Н5 + Б5 + З5 + О5 + В2 + И2 + П2+ Г2 + К2 + Р2 + Д4 + Л4 + С4 + Е1 + М1 + Т1 ∑ =
Пять показателей в сумме должны составить 270 баллов, т. е. нужно
добиться выполнения условия «С + И + П + А + Р = 270».
Данные буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей
мышления.
С – синтетический стиль
И – идеалистический стиль
П – прагматический стиль
А – аналитический стиль
Р – реалистический стиль.
Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать
что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто
противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.
Девиз Синтезатора – «Что если…». Синтезаторы стремятся создать по
возможности более широкую, обобщенную концепцию, позволяющую
объединить разные подходы, «снять» противоречия, примирить
противоположные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие
люди любят формулировать теории и свои выводы строят на основе теорий,
любят замечать противоречия в чужих рассуждениях и обращать на это
внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться
найти принципиально новое решение, интегрирующее противоположные
взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены,
часто ради самих перемен.
Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к
интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа
проблем. Особенность Идеалистов – повышенный интерес к целям,
потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам; они
учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы,
стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных
позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают
разнообразные идеи и предложения, успешно решают такие проблемы, где
важными факторами являются эмоции, чувства, оценки и прочие
субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить,
объединить. «Куда мы идем и почему?» – классический вопрос Идеалистов.
Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный
личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые
легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный
результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз
Прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годится все, что работает».
Поведение Прагматиков может казаться поверхностным, беспорядочным, но
они придерживаются установки: события в этом мире происходят
несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в
непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там
посмотрим…» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и
предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою
пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.
Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и
всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые
задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной,
тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде чем
принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются
собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и
глубокие теории. Они воспринимают мир логичным, рациональным,
упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод
или систему, способную дать решение той или иной проблемы и
поддающуюся рациональному обоснованию.
Реалистический стиль мышления ориентирован только на
признание фактов, и «реальным» является только то, что можно
непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать,
прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется
конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях
достижения определенного результата. Проблема для Реалистов возникает
всякий раз, когда они видят, что нечто является неправильным, и хотят это
нечто исправить.
Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль
мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на
личностные особенности человека.
Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля
мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому
стилю (или стилям).
Иначе говоря, при прочих равных условиях вы будете
предрасположены использовать этот стиль (или стили) больше (или чаще)
других.
Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказываете сильное
предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы
пользуетесь данным стилем систематически, последовательно и в
большинстве ситуаций.
Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и
больше, тогда у вас очень сильное предпочтение этого стиля мышления.
Фактически вы ему преданы.
Теперь, если вы получите одну или несколько высоких оценок по
каким-то стилям мышления, у вас непременно окажется одна или даже
несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по
какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас
характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при
прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при
решении значимых для вас проблем.
Если вы набрали от 37 до 42 баллов – у вас, скорее всего, стойкое
игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна
36 баллам или меньше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не
пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшимподходом к проблеме при данных обстоятельствах. Занятие 10. Вербальный тест Г. Айзенка Цель: предназначена для оценки интеллектуальных способностей,определения того, в какой мере испытуемый обладает нестандартныммышлением. Предназначена для обследования людей от 18 до 50 лет, имеющихобразование не ниже среднего. Тест предназначен для исследования вербального (словесного)интеллекта, который считается одним из видов логического мышления. Оносвязано с работой левого полушария головного мозга и противопоставляетсяобразному мышлению, соответственно относящемуся к правому полушарию. Материалы: бланк теста. Инструкция: вашему вниманию предлагается ряд заданий, которые вампредстоит решить. Время ограничено. Вам дается ровно 30 минут на выполнениевсех заданий, поэтому не задерживайтесь слишком долго над одним заданием.Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующейзадаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство заданий поддаетсярешению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать размышлятьнад заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему – подскажетздравый смысл. Помните при этом, что к концу серии задания становятся, вобщем, труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий,но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса. Ответ назадание состоит из одного числа, буквы или слова. Иногда нужно произвестивыбор из нескольких возможностей, иногда вы сами должны придумать ответ.Ответ напишите в указанном месте. Если вы не в состоянии решить задачу –неследует писать ответ наугад. Если же у вас есть идея, но вы не уверены в ней, тоответ все-таки проставьте.Тест не содержит «каверзных» заданий, но всегда приходится рассмотретьнесколько путей решения. Прежде чем приступить к решению, удостоверьтесь,что вы правильно поняли, что от вас требуется. Вы напрасно потеряете время,если возьметесь за решение, не уяснив, в чем состоит задача. Точки обозначаютколичество букв в пропущенном слове. Например, (….) означает, чтопропущенное слово состоит из четырех букв. Для решения некоторых заданийпотребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы«ё». Вы готовы? Начали! Тестовый материал: 1. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началомвторого. 32 ГО(…)КОТ 3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово. КОХЙЕК СНИНЕТ ОЖИВТ ЛУФОБТ4. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов. ДР М ТР ( …) Ц Щ ЯГ5. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ЖИВОТНОЕ (….) МОНАХ6. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первогослова и началом второго. СНА(…)ОВОЙ7. Исключите лишнее слово. ОЗУКРА НИШПАЯЛ НИБОВОС НИШКУП8. Найдите общее начало для трех следующих слов: Б У РК А (…..) ГОРЕЦ КНИЖНИК 9. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. РОДНИК (….) ОТМЫЧКА10. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началомвторого. ПЕ(…)ОЛ 11. Исключите лишнее слово. 33 АЧТПО АИДРО ФАГРЕЛТЕ КТЕВИНЦ12. Найдите общее начало для трех следующих слов: ВОЗ (….) НОС РАЗДЕЛ13. Найдите слово, которое служило бы окончанием первогослова и началом второго. ТА ( … ) AT14. Найдите слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. БИТВА (…..) РУГАНЬ15. Исключите лишнее слово. АПНИСЕЛЬ ЯШВИН ТАСУПАК АКАЧКБО ШУРГА16. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началомвторого. БАЛ(…)ЕДА .17. Найдите общее окончание для следующих слов:ВГД (ОЛ)КМПСТТУГУКФ 18. Исключите лишнее слово. ЮКИЛТ ЛЮТАНЬП АЛИФАК ОЗАР ЛСТУ19. Найдите общее окончание для всех перечисленных слов. 34 20. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова,стоящие вне скобок. РЫБА (….) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ21. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первогослова и началом второго. ДИК (…..) ЕЦ22. Исключите лишнее слово. РАКОЧВА ЛЬБГДОУ EXPO ЛУПЕДЬ 23. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова стоящие внескобок. НАСЫПЬ (…) ВРАЩАЮЩИЙСЯ СТЕРЖЕНЬ 24. Найдите общее окончание для всех последующих слов. В Ж Л М (….) Т Ч Ш 25. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. СА (…) ОН 26. Исключите лишнее слово. 35 ЗМАТЕ РАЖПИ АГОВЛ ИНЕРГ 27. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ЧАСТЬ ОДЕЖДЫ ( ….. ) ГРУЗОПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ 28. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. У (….) Ь 29. Исключите лишнее слово. СЛОО ОКОТИ ООТРОНТ РЕБЛАГД 30. Найдите общее окончание для всех последующих слов. Б Г Л М П (….) С СТ СП Ч Ш 31. Найдите общее окончание для всех последующих слов. 36 В ГЛ Д ДЛ М (…) ОС Т Ш 32. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящиевне скобок. ЖИВОТНОЕ (…..) НЕЖНОСТЬ33. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первогослова и началом второго. КОВЕР (…) ЛЕТА .34. Исключите лишнее слово. ЛЕОР БЕОРОЙВ КОВАОРЖОН ФЕЛИНДЬ35. Найдите общее окончание для всех последующих слов. Б ГР Д ЕН К Л (..) М П ПЛ Р СК36. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. КАБ (…) ОШКО 37. Исключите лишнее слово. НЙЕНЙЭШТ КИНСЕКД ВЕХЧО ЗАКАЛЬБ СЙТООТЛ 37 38. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. САМОВОЛЬНЫЙ УХОД (…..) МОЛОДАЯ ВЕТКА 39. Найдите общее окончание для всех последующих слов. В Ж Й (…) М П Ц 40. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. ПРЕДЛОГ (…) РЕМЕНЬ УЗДЫ 41. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. С (…) ОКНО 42. Исключите лишнее слово. ЛИОРЗТЕВЕ ОИКСМТ РКМОА МИТТЕР 43. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок. КОСТОЧКА ПАЛЬЦА (…) ПАУКООБРАЗНОЕ 44. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. ГА (…)РЕЛЬ 45. Найдите общее окончание для всех последующих слов. Б Д К М (….) Н П Т 46. Исключите лишнее слово. ЗОАК РЕОББ38 СФОМАРЕ ШАДОЛЬ 47. Найдите общее окончание для всех последующих слов. Д Л С (…) Т ОС ЯС 48. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Г (…) ОЖА 49. Найдите общее окончание для всех последующих слов. Б Г М Р (…) С Т КР 50. Исключите лишнее слово. ТРБА КПИРАКС ТРСАЕС АТМЬ НКВЧУА Оценка результатов: необходимо построить график оценки вербального интеллекта – на горизонтальной оси отложить номера задач, на вертикальной отложить коэффициенты интеллектуальности. От точки их пересечения провести диагональ. От точки, обозначающей количество правильно решенных задач провести вертикаль до пересечения с диагональной линией, от этой точки проведите диагональную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует уровню IQ.Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна. ГРАФИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЕРБАЛЬНОГО ТЕСТА IQ 150 145 140 135 130 120 115 110 105 100 95 2 4 8 10 12 14 16 18 20 22 24 25 Количество правильно решенных задач Необходимо отметить, что полученный результат не абсолютный показатель интеллектуальных способностей. Существует множество тестов, определяющих интеллектуальный уровень, каждый из них в основе содержит свой взгляд на природу инте6ллекта и свой подход к оптимальному способу или методу его измерения. Поэтому важно помнить, что отдельно взятый тест не может служить мерой столь сложного явления, как человеческий интеллект. Ключ 1. ГАЗ 2. БОЙ 3. ЖИВОТ. (Все остальные слова обозначают спортивные игры: хоккей, теннис, футбол.) 4. ЕЛЬ 5. ЛАМА 6. РЯД 7. ПУШКИН (Все остальные слова — фамилии певцов: Собинов, Шаляпин, Карузо) 8. ЧЕРНО 9. КЛЮЧ 10. СО 11. ЦВЕТНИК. (Все остальные слова обозначают средства связи: почта, радио, телеграф) 12. ВОДО13. ПИР14. БРАНЬ15. ВИШНЯ. (Все остальные слова содержат букву А: апельсин, капуста,кабачок, груша.)16. БЕС17. ОЛ18. СТУЛ (Все остальные слова обозначают цветы: лютик, тюльпан, фиалка,роза.)19. ОМ.20. СКАТ21. ОБРАЗ22. ОРЕХ. (Все остальные слова обозначают породы собак: овчарка, бульдог,пудель)23. ВАЛ24. ЕСТЬ25. РАЙ.26. ПАРИЖ (Все остальные слова – названия рек: Темза, Волга, Нигер).27. ВОРОТ28. КЛАД29. БЕЛГРАД (Остальные слова содержат букву О: Осло, Токио, Торонто.)30. АЙКА31. ИНА32. ЛАСКА33. КОТ34. ДЕЛЬФИН. (Остальные слова – орел, воробей, жаворонок)35. ОТ36. ЛУК37. ЭЙНШТЕЙН (Остальные слова – фамилии знаменитых писателей: Диккенс,Чехов, Бальзак, Толстой)38. ПОБЕГ39. ЕНА40. ПОВОД41. ТОЛ42. ТЕЛЕВИЗОР (Остальные слова: москит, термит, комар.)43. ФАЛАНГА.44. МАК45. ОЧКА46. СЕМАФОР (Остальные слова – коза, бобер, лошадь.)47. ЕНЬ.48. РОГ.49. ОЛЬ.50. СКРИПКА (Остальные слова – брат, сестра, мать, внучка).
Начало формы
Конец формы