Стили педагогической деятельности и их диагностика

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Теоретические предпосылки исследования педагогической

деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 1.1. Личностные качества педагога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Стиль педагогической деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2 Опытно-экспериментальное исследование педагогической

деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

2.1. Организация и методы исследования педагогической деятельности. . . . .14

2.2. Анализ полученных результатов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в условиях социально-экономических и духовных преобразований жизни нашего общества все чаще обращается внимание на развитие индивидуальности человека, его неповторимости и уникальности. Более востребованной становится личность активная, творческая, способная принимать грамотные решения и реализовывать их в своей деятельности. Такую личность может воспитать только педагог-профессионал, обладающий конкурентоспособностью, умеющий творчески работать, владеющий навыками планирования и прогнозирования педагогической деятельности и самосовершенствования в ней.

Личность учителя в педагогической деятельности — это личность носителя культуры и её творца, приемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель — это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

В связи с этим становятся актуальными вопросы формирования у педагога наиболее оптимальных и эффективных способов и приемов осуществления педагогической деятельности, обеспечивающих высокую ее результативность, что подразумевает под собой становление его индивидуального стиля. Верно найденный стиль, обусловливающий выраженность индивидуальности педагога, способствует демократичности, эффективности педагогического воздействия на учащихся, продуктивному общению участников данного процесса, максимальному раскрытию индивидуального потенциала каждого обучаемого.

9 стр., 4362 слов

Профессиональная деятельность и личность педагога (2 часа)

... педагога и егоцеленаправленное участиев изменение обучаемого. Системообразующей характеристикой любой деятельности, в том числе и педагогической, являетсяналичие цели. Цель педагогической деятельности связана с достижением цели воспитания человека как гармонично развитой личности. ... и содержание в деятельности педагога. 4.Профессиональная педагогическая деятельность требует специального образования, ...

Актуальность темы исследования. Большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога и склонность к педагогической деятельности. Очень часто, в основе этого интереса лежит образ первого учителя или учителя в средних и в старших классах — педагога талантливого, творческого, увлечённого, любящего детей и свою профессию, настоящего мастера своего дела. Деятельность такого учителя, его личность становятся тем примером, идеалом, к достижению которого стремится будущий педагог.

Каждый из нас готовится к своей будущей профессиональной деятельности: овладевает системой специальных знаний, умений и навыков. Однако, этого недостаточно для того, чтобы педагогическая деятельность в дальнейшем давала высокие результаты. Необходимо постоянное саморазвитие и самосовершенствование, одним из источников которого является изучение и использование опыта других педагогов. Но слепое копирование чужих методов и приёмов едва ли поможет профессиональному росту. Важно осмыслить их, преломить через собственную педагогическую индивидуальность.

В современном образовании существует противоречие между объективно растущими требованиями к индивидуальному педагогическому стилю деятельности как показателю развития творческой индивидуальности, профессиональности, компетентности учителя и недостаточной разработанностью научно-теоретических основ индивидуального стиля деятельности, отсутствием сравнительного анализа педагогического стиля на формирование агрессивности детей дошкольного возраста">индивидуального педагогического стиля деятельности в различных культурах и системах образования. Это определило актуальность исследования.

Цель исследования: определить профессионально значимые качества личности педагога и педагогического стиля деятельности у педагога.

Объект исследования: будущие педагоги-психологи и психологи педагогического ВУЗа.

Предмет исследования: профессионально важные качества личности педагога, стили педагогической деятельности и их взаимосвязь.

Гипотеза исследования: верно найденный стиль, обусловливающий выраженность индивидуальности педагога, способствует демократичности, эффективности педагогического воздействия на обучающихся, продуктивному общению участников данного процесса, максимальному раскрытию индивидуального творческого потенциала каждого обучаемого.

Задачи исследования:

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Раскрыть сущность, структуру педагогической деятельности;

3. Рассмотреть стили педагогической деятельности;

4.Определить стиль педагогической деятельности будущих педагогов-психологов и психологов педагогического ВУЗа.

5. Сделать свои обобщения и выводы по данной теме.

Методологию исследования составляют: концепции исследования стиля деятельности, исходными положениями которой являются интегрирующей идеи Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Б.М. Теплова, В.С .Мерлина и других.

Методы исследования основаны на изучении и анализе научной литературы по проблеме курсовой работы, наблюдении и опросных методах.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие студенты КГПИ 3 курса специальностей « Педагогика и психология» и «Психология»

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В работе использовались исследования Б.П. Бархаева [1], Н.Н. Никитиной [2]С.А. Смирнова [3],И.П. Подласого [4],В.А. Сластенина [5], В.А.Кан-Калика [6],А.К Марковой[8,9],Е.А.Климова[7],Э.Ф.Зеера[10],Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко [11].

1 Теоретические предпосылки исследования педагогической деятельности

1.1 Личностные качества педагога

Еще в начале нашего века П.Ф. Каптерев подчеркивал, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Какие же свойства педагога были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены «специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную подготовку учителя» и «личный учительский талант».

Также П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – «нравственно-волевые» свойства педагога. К ним отнесены: беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость (особенно к слабым подопечным), добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям. [1]

Личностные и индивидуальные качества педагога должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету.

Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование стилей педагогической деятельности, выявления причин предпочтения того или иного из них, а так же разработка мер по повышению эффективности образовательного процесса является актуальным направлением исследования в наши дни.

В данной исследовательской работе был исследован индивидуальный стиль педагогического руководства, проведено анкетирование будущих преподавателей – студентов 3 курса специальности «Педагогика и психология» и «Психология», выявлена оценка стиля руководства педагога.

Сравнительный анализ данных двух специальностей, показал, что наибольшее число респондентов в качестве предпочитаемого стиля педагогической деятельности выбирают рассуждающе-импровизационный стиль. Также предпочитаемым в обеих группах является рассуждающе-методичный стиль и эмоционально-импровизационный стиль педагогической деятельности. Эмоционально-методичный стиль, как в первой группе, так и во второй группе предпочли наименьшее количество респондентов.

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... развитие личности III. Психология учителя. Исследует специфику профессиональной деятельности педагога, возможности профессионального и личностного роста, взаимоотношения внутри педагогического коллектива   Раздел: «Психология педагогической деятельности» Тема 1: Общая характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность – социальная деятельность, направленная на ...

Подведя итог, можно сказать, что индивидуальный стиль педагогической деятельности является важным фактором развития профессиональной индивидуальности будущего педагога в период профессиональной подготовки. И умение выработать индивидуальный стиль свидетельствует о способности учителя проявить свои сильные положительные качества в целях профессиональной деятельности.

В заключении подчеркнем, что педагог – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, самосовершенствования, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу.

Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для педагога желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, педагог живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.

Педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или, иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева; сост. П. А. Лебедев; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1982. — 703, [1] с. — (Педагогическая библиотека).

— Библиогр.: с.682-698 и в примеч. — Указ. имен: с. 699-701.

2. Гоноболин, Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. Под ред. М.В.Соколова. … Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. — М.: Академия, 2001. — 370 с.

4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность М.: 2002. — 268

5. Сластенин, В.А. и др. Педагогика. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2004. — 576 с.

6.Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

7.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

8.Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

9. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 1986. – 345с.

10. Демидова И. Ф. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2003.- с. 159

11. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2000.

12. Мудрик A3. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986. — 160 с.

13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. — М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 1998. — С. — 48, 214.

23 стр., 11160 слов

Профессионально-педагогическое общение в системе взаимодействия ...

... умений педагога В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Емельянов, Г.А.Ковалев, А.Н.Леонтьев Леонтьев А. А. Педагогическое общение М 0000. и др В музыкальной педагогике выдающиеся образцы развивающей педагогики представляют ... новые мотивы учения, направленные на формирование жизненной перспективы и профессиональных намерений. Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение ...

14. Батракова, С.Н. Основы профессионально-педагогического общения -Ярославль, 1989.

15. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. — М., 1989. — 249 с.

16. Бодалев А.А. Психология общения. – М., 1996.

17. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1982.

18. Кан – Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., «Педагогика»., 1990.

19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979.

20. Лобанов А.А. Основы профессионально – педагогического общения. — М, Академия., 2002.

21. Психолого – педагогический словарь/ Под ред В.А. Межерикова. – Ростов – на Дону, «Феникс», 1998.

22. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007.