Зачет педагогика

1. Общество и образование в начале XXI

века. Культура полезности и культура

достоинства.

ОТ КУЛЬТУРЫ ПОЛЕЗНОСТИ К КУЛЬТУРЕ

ДОСТОИНСТВА. Мотив от Культуры Полезности к

Культуре Достоинства является ценностным вектором

самых различных идей и проектов и определяет

эволюционный смысл движения человека и общества

к культуре достоинства.

Культура полезности представляет собой

прагматичную адаптивную культуру в которой

господствует формула обмена «дашь на дашь»,

личность сводится к функциям, урезаются периоды

детства и старости как периоды не приводящие к

прямому прагматическому эффекту. Наиболее явно

суть культуры полезности передается высказыванием

«Незаменимых нет». В отличие от этого в культуре

достоинства человека принимают, поминают и любят

не за что-то, а просто так. В культуре

достоинства ведущей ценностью является

неповторимость индивидуальности каждого человека,

каждого языка, каждой культуры. Движение мира от

культуры полезности к культуре достоинства может

восприниматься как Дон-Кихотство, социальная

утопия, романтическая мечта, но без этого движения я

не вижу смысла жить и действовать в мире людей.

2.Основные направления развития

современной школы, зафиксированные в

национальной образовательной

инициативе «Наша новая школа».

Осн направления нов.шк:1)переход на новый

образоват. Стандарт.2)развитие системы

поддержки талантливых

детей.3)совершенствование учительского

комплекса.4)изменение шк.программы.5)сохран. И

укрепл. Здоровья школьников.6)расширение

самостоятельности школ

Новая школа — это институт, соответствующий целям

опережающего развития. В школе будет обеспечено

изучение не только достижений прошлого, но и

технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята

будут вовлечены в исследовательские проекты и

творческие занятия, чтобы научиться изобретать,

понимать и осваивать новое, выражать собственные

мысли, принимать решения и помогать друг другу

Новая школа — это школа для всех. В любой школе

будет обеспечиваться успешная социализация детей с

ограниченными возможностями здоровья, детей-

инвалидов, детей, оставшихся без попечения

родителей, находящихся в трудной жизненной

ситуации. Будут учитываться возрастные особенности

15 стр., 7387 слов

Формирование психологической культуры детей

... продуктивного личностного развития. Цель курсовой работы: выявить влияние психологической культуры ребенка старшего дошкольного возраста на его положение в группе ... психологической культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей 1.1 Соотношение понятий «культура», «психологическая культура», «детская субкультура» Обращенность современного общества к культуре, ...

школьников, по-разному организовано обучение на

начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа — это новые учителя, открытые ко всемуновому, понимающие детскую психологию и

особенности развития школьников, хорошо знающие

свой предмет. Задача учителя — помочь ребятам найти

себя в будущем, стать самостоятельными,

творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие,

внимательные и восприимчивые к интересам

школьников, открытые ко всему новому учителя —

ключевая особенность школы будущего. В такой

школе изменится роль директора, повысится степень

его свободы и уровень ответственности.

Новая школа — это центр взаимодействия как с

родителями и местным сообществом, так и с

учреждениями культуры, здравоохранения, спорта,

досуга, другими организациями социальной сферы.

Школы как центры досуга будут открыты в будние и

воскресные дни, а школьные праздники, концерты,

спектакли, спортивные мероприятия будут местом

семейного отдыха.

Новая школа — это современная инфраструктура.

Школы станут современными зданиями — школами

нашей мечты, с оригинальными архитектурными и

дизайнерскими решениями, с добротной и

функциональной школьной архитектурой — столовой с

вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой,

высокотехнологичным учебным оборудованием,

широкополосным Интернетом, грамотными

учебниками и интерактивными учебными пособиями,

условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа — это современная система оценки

качества образования, которая должна обеспечивать

нас достоверной информацией о том, как работают и

отдельные образовательные учреждения, и система

образования в целом.

3.Результаты образования.

Образованность.

Живое знание.

Результат образования — это характеристика

достигнутого уровня знания. Образованность – это

Уровень образования как совокупности знаний,

полученных в процессе обучения.

Живое знание. —

это соцветие разных знаний. Оно включает не только

знание о чем-либо, но и знание чего-либо. Оно

представляет своего рода интеграл(по Франклу):

1) знание до знания (предзнаковые формы знания, мир

оощущение, неконцептуализируемые образы мира,бессознательные обобщения и умозаключения, память-

привычка, память души, операциональные ипредметн

ые значения, житейские понятия неизвестного нам про

исхождения и т. п.), т. е. «неявное знание»

(М. Полани);

2) знание как таковое (формы знания, существующие

в институционализированных образовательныхсистем

ах, в науке);

3) знание о знании (отрефлексированные формы знани

я: «На том стою и не могу иначе»

(М. Лютер); или«знающее знание» (И. Г. Фихте);

4) незнание;

5) незнание своего незнания; согласно Я. Коменскому,

это источник безрассудства, дерзости,самонадеянност

и;

6) знание о незнании (влекущая, приглашающая сила:

«Я знаю только то, что ничего не знаю»): согласноКом

енскому, —

это источник жажды знания, начало мудрости.

5 стр., 2256 слов

Попович А.Э. Профессиональное самоопределение старшеклассников ...

... мы рассматриваем в исследовании как процесс образования, развития и формирования личностной зрелости, проявляющейся в самостоятельном процессе планирования своего профессионального будущего, ... старшеклассников, раскрыты ресурсные возможности профильного обучения в педагогическом процессе общеобразовательной школы для эффективности профессионального самоопределения учащихся старших классов. В ...

4.Предметная область педагогики.

Педагогика как наука и учебный

предмет.

Педагогика — наука,т.к к ней можно применить науко-

ведческий подход:1)есть основание-наиб.общее

фундаментальное положение,опред. исходные базовые

знания в конкретной науке.2)теория-обобщающее

знание о сущем и об объекте данной

науки.3)законы,закон-ти,принципы,

правила,постулаты,обеспечивает связь сущного и

должного,т.е входящего в сферу нормативного.

4)категории,понятия,термины,кот. явл.

Специфическими для данной науки.они позвол.

вестиоднозначность представлений рассчматриваемых

явлений.5)методы-позволяют добывать качественные

нов.знания.6)гипотезы и идеи-отраж.проблемные

ситуации в науке и намечают возможные пути

решения.7)факты,составл. эмпирический базис нуки.

Необходимы для обоснования и проверки

достоверности.

Современная специальная педагогика состоит из

предметных областей, которые исторически

сформировались в связи с традиционно

существующей системой специальных

образовательных учреждений для детей с особыми

образовательными потребностями. В начале XX в. этипредметные области только складывались, сегодня

они представляют собой относительно

самостоятельные, развитые и тонко

дифференцированные сферы научного и

практического педагогического знания. К их числу

относятся следующие:

· тифлопедагогика (незрячие и слабовидящие);

· сурдопедагогика (глухие, слабослышащие и

позднооглохшие);

· тифлосурдопедагогика (слепоглухие);

· логопедия (лица с нарушениями речевого

развития);

· олигофренопедагогика (лица с нарушениями

интеллекта и с образовательными затруднениями);

· отрасль специальной педагогики применительно к

лицам с нарушениями опорно-двигательного

аппарата;

· отрасль специальной педагогики применительно к

лицам с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

5.Образование как общественное

явление и как педагогический процесс.

Образование как педагогическая система

В понятие образования включены не только знания,

умения и навыки, которые являются итогом обучения,

но и навык и умение анализировать, думать, творить,

сравнивать и давать оценку с этических и морально-

нравственных позиций всему происходящему вокруг

как постоянно происходящий процесс общения и

деятельности человека. Всего этого можно достичь,

если вовлекать человека в различные виды

деятельности общественного производства.

Таким образом, под сущностью образования человека

понимается следующее: специально организованный

процесс и его результат постоянной и

непосредственной передачи из поколения в поколение

исторически и социально значимого опыта. Процесс в

данном случае является становлением личности в

соответствии с ее генетическими данными и ее

дальнейшим развитием и совершенствованием.

Педагогический процесс — это движение от целей

образования к его результатам путем обеспечения

18 стр., 8823 слов

Процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье

... особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками. В качестве объекта исследования рассматривается процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье. Предметом исследования является изучение специфики ... (с родителями и другими членами семьи) на интенсивность контактов ребенка с чужими людьми, на выбор ребенком стратегии поведения в конфликте. В соответствии с целью были ...

единства обучения и воспитания. Сущностной

характеристикой педагогического процесса поэтому

является целостность как внутреннее единство его

компонентов, относительная их автономность.

6. Идея непрерывного образования, образования в

течение всей жизни. Образование и самообразование.

Обучение в течение всей жизни – это три типа

образования и обучения:

• формальное обучение (вузы, другие обучающие

структуры, присваивающие свидетельство об

образовании);

• спонтанное обучение (в ходе повседневной

жизнедеятельности человека, связанной с его работой,

семьей или досугом),

• неформальное обучение (вне рамок учебного

заведения.

База для обучения в течение всей жизни – это

эффективное начальное и среднее общее образование,которое формирует мотивацию к обучению и умение

учиться, а также ответственность обучающихся за

собственное обучение и поведение.

Самообразование – знания, умения и навыки

приобретаемые человеком самостоятельно, без

помощи других обучающих лиц. Суть

самообразования заключается в овладении техникой и

культурой умственного труда, умении преодолевать

проблемы, самостоятельно работать не только над

личностным самосовершенствованием, но и

профессиональным.

7.Образование как целостный педагогический

процесс.

В современных работах по педагогике, особенно в

учебниках и пособиях для учителей,

популяризируется некая понятийная формула:

«Образование = Обучение + Воспитание». Она

совершенно не отражает настоящего содержания этого

педагогического феномена.

Образование – сложный и длительный процесс

построения личностью своего образа, своеобразное

становление самого себя. Он, бесспорно, включает

процессы воспитания и обучения, но одновременно

предполагает социализацию и индивидуализацию

личности, ее физическое, интеллектуальное,

нравственное, художественное развитие.

Образованным можно назвать не просто человека

«обученного», закончившего школу или вуз, а

человека, готового к самостоятельному и

ответственному действию на основе своего выбора в

профессиональной деятельности, способного

компетентно принимать решение в новых для себя

условиях, преодолевать жизненные трудности и

противоречия в интересах людей, добра,

справедливости.

Образование, во-первых,

предполагает социализациюличности. Это процесс

адаптации личности к социуму, процесс усвоения

человеком готовых форм и способов социальной

жизни, способов взаимодействия с материальной и

духовной культурой и одновременно выработка

собственного социального опыта, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться

своеобразнаяготовность к жизни, способность

действовать, принимать решения, различать добро и

зло и выбирать свое место в этих нравственных

оппозициях, строить отношения с разными людьми,

находить необходимую информацию и успешно

пользоваться ею. Иными словами, современный

образованный человек должен быть хорошо

социализирован.

2 стр., 901 слов

Руководство развитием личности в процессе деятельности

... воспитании: 1. социализация личности в процессе жизнедеятельности 2. сотрудничество субъектов педагогического процесса 3. общение как основа межличностных отношений руководство развитием личности в процессе деятельности 5. ... между школой и шефствующими организациями 323. Целостный педагогический процесс - это: 1. Система образования 2. Сотрудничество учителя и учеников, направляющее на достижение ...

Образование должно строиться с учетом этапов

созревания и проявления сущностных сил человека, то

есть с учетом его развития.«Развитие» — традиционная

категория психологической науки, но без ее

использования в характеристике целостного процесса

образования возникает представление, что результат

образования напрямую связан только с

компетентностью и мастерством педагога, с

эффективностью тех социально-педагогических

условий, которые созданы в образовательной

практике.

Опираясь на исследования отечественных психологов

(Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, Д.Б.

Эльконин, Д.И. Фельдштейн), в обобщенном виде

развитие личности можно определить

как совокупность процессов качественного изменения

психической целостности человека,

совершенствование функциональной готовности,формирование операционных систем психических

новообразований, которые обеспечивают личности

возможность относительно успешно решать свои

жизненные проблемы.

8.Воспитание, обучение, развитие как составные части

образования.

Понятие «образование» есть категория всеобщая,

целостная, полифункциональная и полисмысловая.

Однако, несмотря на различие подходов к толкованию

понятия образования, в нем содержится нечто

всеобщее, единое и сущее. Во многих учебниках,

энциклопедиях и справочниках понятие «образование»

трактуется как процесс и результат обучения, а

процессуальная сторона образования ассоциируется с

понятием «обучение».

Под обучением в современной науке и

педагогической практике понимаются активный

целенаправленный процесс передачи (трансляции)

обучающемуся социокультурного опыта предыдущих

поколений (знаний, норм, обобщенных способов

действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а

также возможности и готовности применить этот опыт

в различных ситуациях. Обучение соответственно

предполагает в качестве своего условия процесс

научения или учения как освоение этого опыта.

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в

процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на

человека с целью формирования у него определенных

(рассматриваемых обществом в каждый данный

исторический период его развития как социально

значимых, позитивных) ценностных ориентации,

принципов поведения, систем оценок, отношения к

себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру

(А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).

Воспитание

рассматривается как целостное воздействие всей

образовательной среды, хотя в аналитических и

педагогических целях оно дифференцируется на

нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и

т.д

Что касается сущности психологического понятия

«развитие», то оно в своей педагогической ценности

обозначает поступательно-прогрессивные,

количественные и качественные, психосоматические и

духовные изменения в организме личности ребенка,

совершающиеся в результате естественного обмена

веществ, а также его вовлеченности в поток

17 стр., 8157 слов

Вклад в развитие педагогической педагогики Зеньковского.

... говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности, вне учета среды вокруг нее. Зеньковский выступал за активное социальное христианство, реализующее себя в помощи ближнему человеку. Он ... одним из первых в русской педагогике пишет о необходимости более ранней социализации детей и молодежи в связи с ускорением темпа развития цивилизации в ХХ веке, привлечения ...

жизнедеятельности, особенно в специально

педагогически организованные виды социально-

позитивной деятельности, общения и отношений.

Ребенок не может формироваться, воспитываться

как личность и индивидуальность в изоляции от

общества, вне социально обусловленного

удовлетворения человеческих потребностей, вне

системы общественных отношений.

9.

Системный подход к раскрытию сущности

образования как педагогического проце Системный

подход — направление методологии научного

познания, в основе которого лежит рассмотрение

объекта как системы: целостного комплекса

взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг,

В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупностивзаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи);

совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д.,

Фейджин Р. И.,

поздний Берталанфи)

[источник не указан 18 дней]

.

Говоря о системном подходе, можно говорить о

некотором способе организации наших действий,

таком, который охватывает любой род деятельности,

выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их

более эффективного использования. При этом

системный подход является не столько методом

решения задач, сколько методом постановки задач.

Как говорится, «Правильно заданный вопрос —

половина ответа». Это качественно более высокий,

нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

· Целостность, позволяющая рассматривать

одновременно систему как единое целое и в то же

время как подсистему для вышестоящих уровней.

· Иерархичность строения, то есть наличие

множества (по крайней мере, двух) элементов,

расположенных на основе подчинения элементов

низшего уровня элементам высшего уровня.

Реализация этого принципа хорошо видна на примере

любой конкретной организации. Как известно, любая

организация представляет собой взаимодействие двух

подсистем: управляющей и управляемой. Одна

подчиняется другой.

· Структуризация, позволяющая анализировать

элементы системы и их взаимосвязи в рамках

конкретной организационной структуры. Как правило,

процесс функционирования системы обусловлен не

столько свойствами её отдельных элементов, сколько

свойствами самой структуры.

· Множественность, позволяющая использовать

множество кибернетических, экономических и

математических моделей для описания отдельных

элементов и системы в целом.

· Системность, свойство объекта обладать всеми

признаками системы.10.Факторы развития личности: наследственность,

среда, воспитание, собственная активность личности.

Развитие Личности – это процесс

закономерного изменения личности как системного

качества индивида в результате его социализации (по

Петровскому )

Наследственность — передача тех или иных черт,

особенностей от предков к потомкам Обеспечивает

биологическую преемственность поколений,

постоянство специфических для каждого вида

морфологическую, физиологическую и др

особенностей и тем самым сохраняет различия между

видами, а внутри них — между отдельными членами

6 стр., 2701 слов

Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического ...

... ]. С целью проверки эффективности подобранных средств и методов физического воспитания, способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведен педагогический эксперимент на базах ... № 31 проверялись эффективность воздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитие познавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так и последующих четырех ...

вида.Вопрос о наследственности интеллекта:

наследуются не способности – а задатки!Среда –

реальная действительность, в условиях которой

развивается человек.

Но сначала надо вспомнить о детях — маугли! Вывод —

если нет среды, нет и личности! Воспитание – это

заполнение пробелов в программе человеческого

развития. Одна из важнейших задач воспитания:

выявление склонностей и одаренностей, а затем

развитие этого.

Воспитание — это спланированный, долгосрочный

процесс специально организованной жизни детей в

условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие

функции:

— диагностика природных задатков, теоретическая

разработка и практическое создание условий их

проявления и развития;

— организация учебно-воспитательной деятельности

детей;

— использование положительных факторов в развитии

качеств личности;

— содержания воспитания, средств и условий

социальной среды;

— воздействие на социальные условия, устранение и

преобразование (по возможности) негативных

средовых влияний;

— формирование специальных способностей,

обеспечивающих приложение сил в разных сферах

деятельности: научной, профессиональной, творческо-

эстетической, конструктивно-технической.

Социальная ситуация развития — структурный

компонент психологического возраста, сущностная

характеристика каждого возрастного периода,

детерминанта развития, определяющая все

динамические изменения, происходящие в

психическом развитии ребенка в процессе взросления.

Социальная ситуация развития — специфическое для

каждого возраста отношение между ребенком и

взрослым. Это та система отношений, в которую

ребенок вступает в обществе. Это то, как он

ориентируется в системе общественных отношений, в

какие области общественной жизни он входит.

Социальная ситуация развития — это единственное и

неповторимое, специфическое для данного возраста

отношение между ребенком и средой.

Социальная ситуация развития определяет весь образ

жизни ребенка, его социальное бытие, особенности

его сознания. Социальная ситуация развития как

отношение между развивающимся субъектом и средой

11. Методология педагогики

— это учение о структуре, логическая организация

методов и средств деят-ти в различных областях

теории и практики педагогики.Методология педагогики является многоуровневой

системой, которую образуют:

1 Философская методология (выражает

мировоззренческую интерпретацию результатов

научной деятельности, форм и методов научного

мышления в отражении картины мира)

2 опоры на общенаучные принципы, формы,

подходы к отражению действительности Такими

принципами являются системный подход,

моделирование, статистическая картина мира

15 стр., 7186 слов

Воспитание волевых качест личности у ребенка

... поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, ... бы пустым звуком. Цель исследования - изучить условия и закономерности воспитания волевых качеств у детей. Объект исследования - воля, как высшая психологическая функция. Предмет исследования ...

3 Конкретная научная методология (совокупность

методов, форм, принципов исследования в конкретной

науке)

4 Дисциплинарного методология (совокупность

методов, форм, принципов исследования,

используемых в определенном разделе науки,

например в дидактике

5 Методология междисциплинарных

исследований.Этой многоуровневой системе присуща

соподчинение уровней, согласно которой

философский уровень является содержательной

основой любого методологического знания,

определяет мировоззренческие подходы к процессу

познания я и преобразования действительности.

12. Три типа педагогики, содержательная

характеристика каждого типа.

Существует три типа педагогики. К первому типу

относится педагогика формирования. Она

базируется на принципе: вещи господствуют над

человеком. Под понятием вещей, имеются ввиду

государственные структуры, учреждения,

воспитатели, словом все то, что формирует личность

человека на раннем этапе взросления. В данном случае

человек остается лишь слепком, который вылепили

учителя и ванны радомир подойдут для этого

. Педагогика формирования не дает возможности

выбора. Ко второму типу относится педагогика

возможностей, которая является полной

противоположностью первого типа. Ее стратегия

заключается в развитии всех человеческих

способностей, что дает человеку выполнить свое

индивидуальное призвание. Третий тип – это

педагогика собственного воспитания. В этом

подвиде отдается предпочтение изучения внутреннего

духовного мира человека. Данная педагогика

подразумевает стремление к совершению благих дел,

самопожертвованию, ради другого человека.

Наилучший итог такого учение, если человек стал,

бесстрашным, неподкупным, добрым, надежным,

знающим меру во всем.

13.Педагогический процесс как категория педагогики.

Генезис понятия. Характеристика

Педагогический процесс — специально

организованное взаимодействие старшего

(обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с

целью передачи старшими и освоения младшими

социального опыта, необходимого для жизни и труда в

обществе.

Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф.

Каптеревым (1849—1922).

Им же раскрыты его

сущность и содержание в труде «Педагогический

процесс»Категории педагогики — понятия, которые

составляют основу педагогической науки, и изучаются

как разделы педагогики.

Основные категории педагогики

У разных педагогов нет единого мнения на тот счёт,

какие понятия педагогики являются категориями, а

какие нет, поэтому в разных источниках можно

встретиться с различными классификациями.

Практически везде категориями педагогики

считаются:

· Образование

· Обучение

· Воспитание

Очень часто в качестве категорий педагогики

указываются:

· Социализация

· Дидактика

· Развитие

· Формирование

Л. М. Кадцын, проводя обширный анализ

педагогической литературы, формулирует следующую

иерархическую структуру педагогических категорий:

18 стр., 8559 слов

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...

... данные смогла разработать собственную концепцию формирования личности в онтогенезе 9индивидуальном развитии человека), она характеризует личность, как целостную ПС-структуру, возникающую в процессе жизни и воспитания и выполняющую определенную функцию во ...

· 1. Педагогическая деятельность

· 2. Воспитание, Обучение, Образование

· 3. Педагогическая система

· 4. Педагогический процесс

14.Многообразие подходов к оценке и характеристике

сущности воспитательного процесса.

Принципы воспитания. Методы воспитания. Схема функционально-операционного подхода к методам воспитания. Формы воспитания. Классификация форм воспитания.

Принцип — общее руководящее положение, требующее постоянства действий при различных условиях и обстоятельствах. Это очень высокая степень обобщения, иначе принцип не может быть реализован в неповторимых частных ситуациях, в необычных группах детей. Обобщенный характер принципа позволяет им руководствоваться всегда. Однако их должно быть немного, чтобы держать их в памяти как некоторые исходные установки.

Принцип ориентации на ценностные отношения (ПОЦО).

Условно говоря о ценностях, подразумевают культурологические ценности, выработанные человечеством за свою историю. Понятно, что один человек включает в свои ценности еду, деньги, машину, а другой, трактуя это как условия существования, ценностями избирает любовь, прекрасное, природу. Педагог как представитель человеческой культуры направляет внимание детей на высшие ценности, но рынок делает свое черное дело, тянет к лжеценностям, на уровень утробного существования.

Ценностные отношения — это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, который приобретает личностный смысл, нечто значимое для жизни отдельного человека. Для возникновения ценности нужен не столько процесс осмысления, сколько реального проживания, опыт собственной выстраданной иерархии смыслов. Человек часто не осознает каким образом формируется ценностная структура, но она всплывает в моменты выбора, критических ситуациях. Ценностная ориентация — есть путь вхождения в культуру, позволяющий видеть за обыденными действиями драму отношений: занял самое удобное место, улыбаешься вопреки неприятностям, обрадовался оплошности товарища. Ориентируясь на ценностные отношения, не станет ребенок таскать кошку за хвост — она живая, ей больно, постарается сдержать свое недовольство на приятеля — он другой, непохожий на меня. И содержанием воспитания тогда становятся ценностные отношения, а оценивание — основное метод воспитательной работы, искусство педагога, так как он через себя транслирует мир воспитаннику, и способен транслировать лишь то, что ценностно присвоено его личностью.

Принцип ценностных отношений осуществляется через организованную педагогом совместную деятельность как проживание ценностных отношений (например, победил на соревнованиях — преодолел себя).

Тогда для ребенка весь мир приобретает значимость и возвышается до уровня современной культуры.

Принцип субъектости. Педагог максимально содействует развитию способностей ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Общий способ инициирования субъектности — придать воспитанию диалогический характер. «Быть — значит общаться диалогически» (М.М. Бахтин).

В диалоге обретается собственное «я» через сравнение с другими. Так современная методика групповой работы с детьми строится на основании диалога. Этот принцип исключает жесткий приказ, как традиционный метод воздействия, усиливает роль этикета, приближает стиль и формы общения к этическим достижениям современной культуры.

Что касается выполнения элементарных норм поведения и выполнение детьми их неукоснительных обязанностей, то это гарантируется договором педагога и воспитуемых. В договоре всего два «нельзя»: нельзя посягать на другого человека и нельзя не работать, не развивать себя. Требование их исполнения носит категорический характер. Позиция педагога:

Зачет педагогика — Стр 2

  • создание выбора;
  • осмысливание;
  • оценивание;
  • доверие;
  • сотрудничество.

С одной стороны принцип субъектности упрощает труд педагога, с другой — ставит его перед необходимостью тонкой и продуманной технологии, программы деятельности.

Принятие ребенка как данность. Признать в ребенке достоинства человека, сохранять к нему уважение как к личности, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей.

Далеко не всегда удается реализовать этот принцип, причины: старые традиции критического отношения друг к другу, жесткая нормативность положения школьника, разница во взглядах, но главное — отсутствие интереса к другому человеку, не похожему на тебя, отсюда стремление всех подогнать под одну мерку. Ребенка же необходимо принять как данность, признать его право на самобытность и учить быть самим собой. Позиция педагога:

  • реагировать на данность личности учитывая ее состояние «здесь и сейчас»;
  • вера в возможности человека;
  • помнить, что развитие — это процесс.

Бесспорно, есть границы принятия, они в двух «нельзя» (см. выше).

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философскую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, поэтому мы говорим о системе принципов их взаимосвязи, ибо проистекают они из определенной нами сущности гуманистического воспитания. Таким образом, требования, предъявляемые к принципам — это обязательность, комплексность, равнозначность.

В педагогической литературе встречается разная формулировка принципов воспитания, отличающаяся направленностью. Например, налицо педагогическая направленность принципов Подласого И.П. Он выделяет следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью и трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • личностный подход;
  • единство воспитательных воздействий: семьи, школы и т.д.

Макаренко А.С. указывает, например, на такой принцип как единство уважения и требования к воспитаннику. Амоношвили Ш.А. выделяет принцип очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе. Газман О.С. говорит о принципе выработки на основе ценности линии своей жизни. Таким образом, наблюдается многообразие подходов к принципам воспитания, но все они направлены на успешную реализацию цели воспитания — всестороннее, гармоническое развитие личности.

Методы воспитания:

  • это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников для решения педагогических задач в совместной деятельности с воспитателями;
  • это пути достижения заданной цели воспитания;
  • это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника и взаимодействие с ним с целью выработки у них позиции и качеств, заданных целью воспитания.

Методы воспитания иногда определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения цели. В структуре метода всегда есть приемы и средства (так слово — средство, а реплика, замечание, сравнение — приемы).

Приёмы воспитания:

  • это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач;
  • это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса.

Средства воспитания — это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.

15.Педаго́гика сотру́дничества — направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни страны («перестройки»).

Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничестваСреди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как: учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника, идея добровольности в досуговой деятельности. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.Педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира – создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное.

16 Особенности целостного педагогического процесса

в педагогических системах разного типа.

Целостный педагогический процесс – это высший

уровень развития педагогического процесса, которому

присуще единство и гармоничное взаимодействие всех

его компонентов.В содержательном плане целостность педагогического

процесса реализуется посредством отражения в цели и

содержании образования взаимосвязи четырех

элементов:

· знаний — теоретических сведений, содержащих в

обобщённом и систематизированном виде опыт,

накопленный человечеством (в том числе — знаний о

способах действий);

· умений и навыков, представляющих собой опыт

применения знаний в действиях по готовых

алгоритмам;

· опыта творческой деятельности — опыта действий

в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не

известен;

· опыта эмоционально-ценностного и волевого

отношения к окружающему миру.

Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство

основных функций педагогического процесса:

образовательной, развивающей и воспитательной

17.. Воспитательные системы зарубежных

альтернативных школ, их краткая характеристика.

1)Вальдорфские школы существуют с начала XX в., и

их популярность растет. Исходя из антропософского

учения, главная идея которого заключается в том, что

человек является отражением трех миров, единством

трех тел – физического, духовного и душевного. В

вальдорфской педагогике стержнем развития личности

является культура. При этом под культурой понимают

все, что окружает людей.

едагог в вальдорфской школе учит своих

воспитанников воспринимать все живое в природе.

Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз

он должен пройти весь путь от посадки зерна до

выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип

трудового воспитания – видеть результаты своего

труда.

2) Воспитательная система школ глобального

образования

По мнению Роберта Хенви, суть глобального

образования – это совокупность следующих

измерений: формирование непредвзятого взгляда на

мир, осознание состояния планеты, кросскультурная

грамотность, осознание динамики мировых процессов,

осознание возможностей выбора. Каждый предмет

помимо его практической ценности нужно

рассматривать как возможность максимальной

реализации способностей человека, его творческого

плана, личностного роста.

3) Воспитательная система «справедливое

сообщество»

Эта воспитательная система появилась в школах США

в 1960-е гг. В ее основе лежат идеи Л. Кольберга,рассматривающего воспитание как продвижение

личности от низшей к более высоким ступеням

морального развития. Концепция Л. Кольберга

основана на следующей идее: нравственное развитие

личности зависит от умственного, а нравственное

становление идет по последовательно восходящим

ступеням.

4) Воспитательная система общей заботы

Идея общей заботы была выдвинута ленинградским

ученым И.П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в. В

основе создания воспитательной системы, согласно

этой идее, лежат следующие принципы: социально

полезная направленность деятельности детей и их

наставников, сотрудничество детей и взрослых,

многоролевой характер и романтизм деятельности,

творчество.

5) Воспитательная система школы диалога культур

Школа диалога культур актуальна в условиях

возрастания культурообразующей роли школы и

образования в целом. Результатом воспитательной

деятельности должна стать базовая культура личности.

Главное в культуре – не предметы и знания, а

ценности и нормы, способы мышления и творчество.

Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься

поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с

одноклассниками каждый формирует свой

неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое

6)Гуманистическая воспитательная система

современной массовой школы

Ведущей идеей здесь является ориентация на

личность школьника, его интересы и способности.

Определяющую роль в комплексе идей играет

педагогическая концепция коллектива

7)Воспитательная система школы-комплекса

Школа-комплекс – образовательное учреждение,

основанное на взаимодействии и сотрудничестве

педагогов, детей, родителей, учреждений культуры,

спорта, образования, производства.

18. Создание инклюзивной образовательной среды

для учеников с ментальными особенностями. Развитие

идей инклюзивного образования

Инклюзивное образование —

процесс развития общего образования, который

подразумевает доступность образования для всех, в

плане приспособления к различным нуждам всех

детей, что обеспечивает доступ к образованию для

детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование стремится развить

методологию, направленную на детей и признающую,

что все дети — индивидуумы с различными

потребностями в обучении.

Восемь принципов инклюзивного образования:

· Ценность человека не зависит от его

способностей и достижений;

· Каждый человек способен чувствовать и думать;· Каждый человек имеет право на общение и на то,

чтобы быть услышанным;

· Все люди нуждаются друг в друге;

· Подлинное образование может осуществляться

только в контексте реальных взаимоотношений;

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе

ровесников;

· Для всех обучающихся достижение прогресса

скорее может быть в том, что они могут делать, чем в

том, что не могут;

· Разнообразие усиливает все стороны жизни

человека.

19.Семья,как фактор воспитания. Задачи семейного

воспитания.

«Учитель разума — в школе, учитель души — в кругу

семьи»

Ламартин

Наиболее существенное влияние на воспитание

личности оказывает семья, поскольку основную

информацию о мире и о себе ребенок получает от

родителей. К тому же родители обладают уникальной

возможностью воздействовать на ребенка в связи с

физической, эмоциональной и социальной

зависимостью от них.

Именно здесь он рождается (желанный или

нежеланный), здесь получает зачатки физического и

духовного развития (позитивные либо негативные),

первые знания об окружающем мире (много ли, мало

ли; истинные либо ложные), здесь формируются

первые элементарные навыки и умения во всех видах

деятельности, изначальные критерии оценки добра,

истины, красоты. Здесь протекает большая часть его

жизнедеятельности, закладываются основы его

отношений с миром, т.е. начинается процесс

воспитания. Таким образом, родители являются

первыми и основными учителями ребенка до его

поступления в школу и выполняют эту роль в

дальнейшем.

Семья вместе со школой создает тот важнейший

комплекс факторов воспитывающей среды, который

определяет успешность либо неуспешность всего

учебно-воспитательного процесса.

Целью семейного воспитания является формирование

качеств личности, которые помогут безболезненно

адаптироваться к взрослой жизни, достойно

преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на

жизненном пути.

Задачи семейного воспитания:

— создание максимальные условия для роста и

развития ребенка;

— передача опыта создания и сохранения семьи,

воспитания в ней детей и отношение к старшим;

-научить детей полезным прикладным навыкам и

умениям, направленным на самообслуживание и

помощь близким.

Содержание семейного воспитания охватывает все

направления: умственное, физическое, трудовое,

эстетическое, экономическое и другие.Значимое место

в семейном воспитании занимает нравственное

воспитание. В первую очередь это воспитание таких

качеств, как доброжелательность, доброта, внимание,милосердие к людям, честность, трудолюбие.

20.Движущие силы и механизм самовоспитания

личности. Нравственный идеал и самовоспитание.

Когда появляется на свет новорожденный, мы

говорим: “Родился человек”, т.е. гово-рим о

биологическом его рождении. Однако дальнейший

процесс биологического развития теснейшим образом

сочетается с приобретением таких качеств и свойств,

которые по сво-ему происхождению не связаны с

биологической природой человека (например:

усвоение навыков, привычки, поведение и др.).

Названные свойства и качества могут сформировать-ся

лишь прижизненно и характеризуют социальное

развитие человека. Таким образом, об-щее понятие

“человек” включает в себя более узкое и

специфическое понятие — “личность”.

О личности мы судим по следующим признакам:

1. Определенные сформированные социальные

качества. Например: ответственность, дос-тоинство,

индивидуальность, общественная активность,

твердость взглядов и убежде-ний.

2. Личность характеризуется таким уровнем

психического развития, который позволяет ей

управлять собственным поведением и деятельностью.

Способность обдумывать свои поступки и отвечать за

них — существенный и главный признак личности.

А.И.Кочетов в своей книге “Организация

самовоспитания школьников” говорит, что как всякое

развивающееся явление, личность противоречива, в ее

внутреннем мире неиз-бежны столкновения,

конфликты, периоды спада и усиления развития.

Понятия личность невозможно вне вычленения ее

движущих сил. Ученые единодушны в том, что

движущими силами в самовоспитании личности

являются определенные противоречия.

В настоящее время в науке накоплен достаточный

фактический материал, позволяю-щий проникнуть в

суть процесса самовоспитания. Механизм

самовоспитания имеет сле-дующие особенности:

воспитанник выбирает цели жизни, идеалы в

соответствии с общест-венными критериями, готовит

себя к жизни в обществе, совершенствуется в

коллективной деятельности по улучшению

окружающего мира. Между указанными факторами

самовос-питания существуют сложные взаимосвязи и

противоречия: цель жизни может быть одной, а

увлеченность — в другой сфере, в результате чего

между желанием совершенствовать себя и реальным

самовоспитанием возникает несоответствие и т.д. и не

всегда противоречия мо-гут быть разрешены усилиями

самого воспитанника.

В своей работе А.И.Кочетов определяет параметры

самовоспитания:

а) направленность, т.е. мотивы работы над собой.

б) содержание (умственное, физическое, нравственное,

трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное,

комплексное).

в) устойчивость (случайное, эпизодическое,

постоянное).

г) эффективность в формировании личности

(выполняет функции главные и вспомогатель-ные).

Главная воспитательная задача в руководстве

самовоспитания заключается в том, что надо

сформировать те положительные качества, от которых

зависит разрешение указанных противоречий, и

привести в действие такие факторы как: самосознание,

увлеченность, на-правленность, умение управлять

собой и т.д.

Нравственный идеал и самовоспитание.

Под нравственными идеалами понимается процесс

восприятия нравственных требований через образ

нравственно возвышенной личности – носителя

высокой духовности и моральных качеств, которой

хочется подражать в реальной жизни.В условиях

интенсивного общественного развития возрастает роль

нравственныхначал во всей жизни общества. В мире

существует единодушное мнение о том,чтонравственный идеал побуждает к подражанию, для

самовоспитания нужен эталон нравственно

воспитанной личности школьника, который должен

соответствовать следующим показателям:

· трудолюбие;

· творческое отношение к труду;

· высокая культура поведения.

Нравственный идеал определяет цель нравственного

самовоспитания личности. Действия в достижении

этой цели представляют собой осознанный волевой

акт, который человек совершает, мотивируя их

настойчивым желанием подняться до уровня своего

нравственного идеала. Работа по нравственному

воспитанию учащихся результативна при

системномподходе, предполагающем педагогическую

диагностику; использование разнообразных методов

воспитания; включение воспитанника в социальные и

внутри коллективные отношения; интенсивное

привлечение к деятельности с учетом имеющихся у

него положительных качеств и способностей;

формирование объективной самооценки; обучение

методике самостимуляции положительного поведения

(самовнушение, самоодобрение, самоосуждение).

Психологическая подготовка к нравственному

самовоспитанию предполагает формирование

социального эталона личности в учебно-

воспитательной работе школы, организацию жизни

коллектива на принципах гуманистической морали и

включение каждого ученика в процесс своего

нравственного самосовершенствования.

Цель самовоспитания

Цель самовоспитания исходит из мотивов,

побуждающих к работе над собой и желаний,

стремлений человека. Без цели не может быть начато

ни одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо

иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы

ставить себе задачи по силам. Иначе,

неосуществимые, нереальные надежды могут

привести к обратному эффекту, к неуверенности в

своих силах. Каждый из нас может составить список

черт, которые следовало бы усилить, и список черт,

которые следовало бы ослабить или искоренить.

Искоренение недостатков как и выработка желаемых

качеств характера и способностей может быть целью

самовоспитания. Молодежь сегодня оказалась в

кризисной ситуации. Вместе с крушением системы

общественного строя и нравственных идеалов,

рухнули многие традиционные нормы и способы

поведения. Уходят в прошлое казавшиеся вечными

критерии жизни. Происходит резкая переоценка

ценностей. Молодежи приходится адаптироваться к

быстро меняющимся условиям жизни. Меняются

нравственные идеалы и ценности. Все эти факторы

оказывают значительное, не всегда позитивное,

влияние наличность ученика. По этому, если убедить

учащихся в необходимостисамовоспитания и помочь

им в его организации, то процесс формирования

личности будет протекать более эффективно.