Дифференциальная психология 3

Дифференциальная психология

Зачет

Зач.01;ТБПД.01;1

B.C.Мерлин анализировал индивидуальные различия в психофизиологических характеристиках в той мере, в какой они были связаны с (со)
-> свойствами темперамента
восприятием
эмоциями
интеллектом
C ретроцентральной (задней) корой головного мозга и со спецификой ее функций — обработкой сенсорной информации — связаны свойства нервной системы
-> частные
общие
частные, а также лабильность НС
только лабильность НС
Cвойством, по которому достоверно различаются мужчины и женщины, является то, что
-> девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям
девочки превосходят мальчиков по пространственным способностям
мальчики превосходят девочек по литературным способностям
девочки более агрессивны, чем мальчики
Cемейные исследования применяются при изучении фенотипической вариативности по признакам, распределенным в генеральной популяции по законам
-> нормальной кривой
экспоненты
параболы
линейной функции
______ — ученый, который предположил, что в основе тех психологических свойств, сочетания которых образуют разные типы темперамента, лежат две базовые характеристики: сила и уровень стабильности эмоциональных реакций
-> В.Вундт
Дж.Уотсон
Г.Айзенк
Р.Декарт
_______ — это cвойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения
-> сила
лабильность
динамичность
подвижность
_______ — это cвойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций
-> динамичность
сила
лабильность
слабость
_______ — это oбласть знания, объединяющая психологию развития и дифференциальную психологию, в которой исследуется онтогенез человека как целостный процесс
-> онтопсихология
акмеология
психология индивидуальных различий
дифференциальная психофизиология
_______ — это наиболее общее свойство нервной системы, состоящее в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения
-> активированность
сила
подвижность
лабильность
_______ — это тенденция изменяться похожим образом
-> ковариация
синестезия
корреляция
факторизация
_______ — это элементы психологической структуры свойств, являющиеся относительно стабильными образованиями, которые проявляются в разных ситуациях, и различающиеся по своей выраженности у разных людей
-> черты
свойства
качества
критерии
_______ ассоциациями называются слова-реакции того же грамматического класса, что и слова-стимулы
-> парадигматическими
синтагматическими
семантическими
вербальными
_______ впервые обратил внимание на то, что интеллект ребенка связан со структурой семьи
-> Ф.Гальтон
Э.Эриксон
З.Фрейд
М.Мид
_______ назвал Гальтон свою теорию о том, что человеческий род может быть улучшен тем же путем, каким выводится новая порода собак или лошадей — то есть путем соответствующих браков в течение нескольких поколений
-> евгеникой
фашизмом
генетикой
бихевиоризмом
_______ называется человек, семья которого отбирается для семейного исследования
-> пробандом
испытуемым
пациентом
клиентом
_______ называется широта изменчивости фенотипа при некотором данном генотипе
-> нормой реакции
популяционной вариативностью
межиндивидуальной вариативностью
популяционной нормой
_______ называются ассоциации, грамматический класс которых отличен от грамматического класса слова-стимула
-> синтагматическими
парадигматическими
семантическими
вербальными
________ — автор системы соматотипирования
-> У.Шелдон
Э.Кречмер
Дж.Уотсон
Г.Айзенк
________ — ученый, который предположил, что интеллект состоит из «g», или общего фактора, и «s», или набора конкретных факторов, участвующих в отдельных умственных способностях
-> Ч.Спирмен
Р.Кэттелл
Т.Симон
Ж.Пиаже
________ — это cвойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов
-> подвижность
лабильность
динамичность
сила
________ — это метод исследования, в котором сопоставляется сходство друг с другом членов одной семьи
-> семейные исследования
близнецовые исследования
лонгитюдные исследования
метод срезов
________ — это поиск черт, которые бы соответствовали теоретическим представлениям об изучаемом психологическом явлении
-> концептуализация
факторный анализ
семантический анализ
факторизация
________ — это пределы, в которых варьируют в популяции разные психологические характеристики
-> диапазон индивидуальных различий
популяционный «коридор»
статистическая норма различий
порог психологических характеристик
________ — это свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением
-> подвижность
лабильность
динамичность
сила
________ — это система бинарных оппозиций, используемых субъектом для категоризации себя и других людей
-> личностные конструкты
семантическое пространство
ассоциативный ряд
антонимы
________ ввел понятие «дифференциальная психофизиология»
-> В.Д.Небылицын
В.Н.Мясищев
Н.С.Лейтес
А.А.Бодалев
________ называется группа индивидов, проживающих на определенной территории и имеющих общий язык, общую историю, культуру, характерный генофонд
-> популяцией
народом
группой пробандов
выборкой
________ называется популяционный разброc по изучаемому признаку (популяционная вариативность признака)
-> фенотипической дисперсией
кореляционной зависимостью
генетическим фактором
показателем наследуемости
________ создана психологическая типология, в основе которой лежит представление о субъектно-объектной реакции
-> К.Г.Юнгом
В.Вундтом
И.Кантом
О.Гроссом
________ создана психологическая типология, основанная на представлениях о первичных и вторичных функциях
-> О.Гроссом
В.Вундтом
И.Кантом
К.Г.Юнгом
________ теории интеллекта — это теории интеллекта, предполагающие, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации
-> когнитивные
психометрические
семантические
информационные
________ является основным показателем, который исследовался в психологии при изучении расовых различий
-> интеллект
память
внимание
восприятие
_________ — это дисциплина, исследующая вклад наследственных и средовых факторов в вариативность различных психологических характеристик
-> генетика поведения
психогенетика
психология развития
дифференциальная психология
_________ — это процесс, посредством которого индивид усваивает полодиморфические образцы поведения
-> половая типизация
половая идентификация
интериоризация
социализация
_________ — это тенденция некоторых психологических характеристик человека проявляться вместе, образуя синдромы свойств наиболее часто встречающиеся в реальной жизни людей
-> психологические типы
факторные группы
корреляция характеристик
семантическое сходство
_________ — это тип людей, которые характеризуются тем, что суждения определяются субъектной направленностью
-> интровертированный мыслительный
экстравертированный сенсорный
экстравертированный мыслительный
интровертированный эмоциональный
_________ — это устойчивые характеристики, отражающие динамическую сторону психической деятельности и связанные со свойствами нервной системы
-> задатки способностей
способности
наклонности
проявления одаренности
_________ создана психологическая типология, основанная на различиях типов телосложения
-> Э.Кречмером
К.Г.Юнгом
В.Вундтом
Гиппократом
_________ считается родоначальником психогенетики
-> Ф.Гальтон
М.Мид
Р.Кеттелл
Г.Айзенк
_________ теории интеллекта — это группа теорий интеллекта, авторы которых стремились уменьшить число конкретных интеллектуальных характеристик, проявляющихся при исследовании интеллектуальной сферы
-> психометрические
когнитивные
семантические
факторные
_________ тип это психологический тип, который характерен для людей, принимающих важные решения исходя исключительно из рассудочных, интеллектуальных мотивов
-> экстравертированный мыслительный
экстравертированный эмоциональный
интровертированный интуитивный
интровертированный сенсорный
_________ это отрасль психологии, изучающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий
-> дифференциальная психология
психология
индивидуальных сходств
дифференцированная психология
психология различий
_________ является наиболее разработанной техникой семантического анализа
-> ассоциативный эксперимент
семантический дифференциал
тест личностных конструктов
методика «закончи предложение»
__________ — система оценки вариантов телосложения с использованием количественных показателей относительного развития тканей, происходящих из трех зародышевых листков
-> соматотипирование
физиогномика
физиологический анализ
анатомо-биологический анализ
__________ — это cамостоятельная область знания, изучающая закономерности нейрофизиологической организации индивидуальности и влияние этих закономерностей на психическую деятельность человека
-> дифференциальная психофизиология
нейропсихология
психология индивидуальных различий
нейрофизиология
__________ — это метод исследования, основанный на сравнении внутрипарного сходства монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов
-> близнецовый метод
метод семьи
нейропсихологический метод
психофизиологический метод
__________ — это способ выделения психологических черт на основании сходства их значения, которое существует в языке
-> семантическое сходство
концептуализация
факторный анализ
когнитивное сходство
__________ — это теория, в которой родителям отводится незначительная роль в формировании половых различий, а также считается, что принятие ребенком половой роли является следствием развития его представлений о половых различиях
-> когнитивная теория полового развития
теория социального обучения
теория идентификации
бихевиоральная теория
__________ называется совокупность обобщенных представлений, роль которых заключается в том, чтобы создать определенную точку зрения при восприятии окружающего нас мира
-> cхемой поведения
социальными стереотипами
шаблонами
психологической защитой
___________ интеллект включает в себя две характеристики — способность справляться с новой ситуацией и способность автоматизировать некоторые процессы
-> эмпирический
компонентный
интуитивный
рациональный
____________ — это статистический метод, позволяющий описать большое число коррелирующих друг с другом черт с помощью нескольких, лежащих в их основе переменных
-> факторно-аналитическое выделение черт
тест личностных конструктов
методика семантического дифференциала
метод субъективного шкалирования
«Исследование шести культур» описано
-> С.Эмбером
М.Мид
И.С.Коном
Э.Эриксоном
«Принцип Адама», или маскулинной дополнительности, был назван
-> Д.Мани
Э.Маккоби
И.С.Коном
З.Фрейдом
А.Ф.Лазурский считал наиболее важной задачей психологии индивидуальных различий
-> поиск элементов психологической структуры
описание различий между группами людей
выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия
идиографический анализ индивидуальности
Антецентральной (лобной) корой головного мозга, которая обеспечивает общую регуляцию функций, определяются свойства нервной системы
-> общие
частные
и общие, и частные
сила и подвижность НС
Большинство классических близнецовых исследований выполнено только с привлечением близнецов
-> однополых пар
дизиготных
монозиготных
разнополых пар
В биологическом смысле пол — это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, которые обеспечивают
-> половое размножение организмов
возможность половой идентификации
нормальную адаптацию в среде
формирование полоролевых установок.
В исследовании В.И.Рождественской обнаружено, что при однообразной деятельности снижение работоспособности характерно для испытуемых, имеющих нервную систему
-> сильную
слабую
лабильную
подвижную
В исследовании Е.Л.Григоренко и М.Лабуды было показано, что генетической вариативностью по признаку «полезависимости -поленезависимости» объясняется _____ % вариативности
-> 50
30
99
15,4
В исследованиях американского психолога Б.Уитлей было установлено, что максимальное психологическое благополучие и счастье личности обеспечивает полоролевая ориентация, соответствующая
-> высокой степени маскулинности индивидов обоего пола
половой принадлежности индивидов, т. е. маскулинные мужчины и фемининные женщины
андрогинии, т. е. высоким степеням как мускулинности, так и фемининности для обоих полов
высокой степени фемининности индивидов обоего пола
В классическом варианте методики Дж.Келли испытуемым предъявлялись сгруппированные в
-> триады репертуарные позиции
диады репертуарные позиции
триады семантические пары
диады семантические пары
В комплексном исследовании И.М.Палей и К.Д.Шафранской у студентов с высоким уровнем интеллекта была зарегистрирована
-> высокая реактивность
низкая активация
низкая реактивность
высокая лабильность
В комплексных исследованиях М.Д.Дворяшиной, Л.Н.Грановской было установлено, что показатели продуктивности деятельности с психофизиологическими характеристиками имеют связи
-> нелинейные
только гиперболические
только параболические
линейные
В конце 30-х годов обобщил обширные социологические данные, касающиеся 245 городов США с населением более 30000 человек,
-> Э.Торндайк
Дж.Б.Маллер
Э.Эриксон
М.Мид
В конце XVIII в. представил в своей «Антропологии» (1798) формальное описание четырех типов темперамента
-> И.Кант
А.Шопенгауэр
М.Вебер
Г.Фихте
В конце ______ в психологии появились первые работы, использующие понятия и принципы теории черт
-> 30-х годов
20-х годов
40-х годов
50-х годов
В методике ________ перед испытуемыми ставится задача оценить сходство значений с помощью некоторой градуальной шкалы
-> субъективного шкалирования
классификации
семантического дифференциала
личностных конструктов
В методике _________ измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов
-> семантического дифференциала
классификации
субъективного шкалирования
измерения когнитивных стилей
В психогенетической количественной модели аналогом зависимых (эндогенных) переменных являются
-> фенотипические значения признаков у исследуемых родственников
генетические и средовые влияния
генетические корреляции у неродственников
межиндивидуальная вариативность признаков у членов одной семьи
В психогенетической количественной модели аналогом независимых (или экзогенных) переменных являются
-> генетические и средовые влияния
фенотипические значения признаков у исследуемых родственников
генетические корреляции у неродственников
межиндивидуальная вариативность признаков у членов одной семьи
В рамках изучения индивидуальных различий в психофизиологических особенностях человека Б.М.Теплов разработал программу исследования свойств нервной системы, в которой исходил из представлений
-> И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности
Л.С.Выготского о этапах интериоризации
В.Н.Мясищева о строении отношений
А.Н.Леонтьева о структуре деятельности
В результате половой социализации у детей формируется сознание половой
-> идентичности
категоризации
интерференции
идентификации
В тестах А. Бине показателем интеллектуального развития служил
-> умственный возраст
количество правильных ответов
количество ошибок
интеллектуальная активность
В целом достоинством методики личностных конструктов Дж.Келли является то, что испытуемые сами в отличие от методики семантического дифференциала
-> форсируют содержание шкал-измерений
быстро выбирают нужные значения
не ограничены в выборе вербальных значений
относят значения к категориям независимо от уровня семантического сходства
В.Вундт использовал в своей типологии представление о четырех типах темперамента, выделенных в свое время философом
-> Гиппократом
Галеном
Сенекой
Пифагором
Второй принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, сформулированный в школе Теплова-Небылицына, предполагает
-> количественный анализ данных
описание отдельных случаев
разделение испытуемых на группы
применение клинического типа исследования
Гилфорд умственные способности представил в виде трехмерной сети, которая содержит количество факторов, равное
-> 150
2
36
120
Главной задачей психогенетического исследования является объяснение причин измеряемой
-> популяционной вариативности
межгрупповой вариативности
разницы показателей различных групп населения
фенотипической корреляции
Достоинством метода классификации является то, что его удобно использовать для
-> семантического анализа как вербального, так и невербального материала
группового обследования
индивидуального обследования
определения семантического сходства графического материала
Если интеллектуальный возраст каждого из родителей равен 100 баллам, то средний интеллектуальный возраст семьи при появлении первого ребенка будет равен:
-> (100+100+0)/3
1/(100+100)
[(100+100) — (0)]
[(100+100)/2 + 0]
Зависимость между свойствами нервной системы и характеристиками темперамента B.C.Мерлин назвал
-> много-многозначной
двухстороннезависимой
однозначной
обратнозависимой
И.П.Павлов разработал путь исследования индивидуальных различий, называемый
-> типологическим
аналитическим
видовым
дедуктическим
Из перечисленного: 1) внимание, 2) память, 3) моторика, 4) эмоции, 5) мышление, 6) воля, — реализуя свой подход к исследованию индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил следующие психологические сферы
-> 1, 3, 4, 6
1, 2, 3, 4
1, 2, 3, 5
3, 4. 5, 6
Из перечисленного: 1) простота, 2) когнитивная сложность, 3) быстрота проведения, 4) возможность проводить с большой группой испытуемых одновременно, — главными преимуществами ассоциативного эксперимента являются
-> 1, 4
1, 2
3, 4
1, 3
Из перечисленных нервных процессов: 1) направленность; 2) торможение; 3) возбуждение; 4) баланс по возбуждению и торможению — основные свойства нервной системы характеризуют
-> 2,3,4
1,2,3
1,2,4
1,3,4
Из перечисленных подфакторов: 1) подвижные способности, 2) врожденные способности, 3) доминирующие способности, 4) кристаллизованные способности, — в систему общего интеллекта по теории Р.Кэттелла входят
-> 1, 4
1, 2
3, 4
2, 3
Из перечисленных психических функций: 1) мышление, 2) память, 3) внимание, 4) эмоции, 5) ощущение, 6) интуиция, — К.Г.Юнг связывает с экстраверсией и интроверсией следующие
-> 1, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4
1, 3, 5, 6
1, 3, 4, 5
Из перечисленных типов интеллекта: 1) компонентный, 2) эмпирический, 3) рациональный, 4) ситуативный, 5) интуитивный, — теории множественности интеллекта описывают следующие
-> 1, 2, 4
1, 4, 5
2, 3, 4
2, 3, 5
Из перечисленных типов строения тела: 1) атлетический, 2) дистрофический, 3) пикнический, 4) астенический, 5) органический, — Э. Кречмер выделял следующие
-> 1,3, 4
2, 4, 5
1, 2, 3
2, 3, 5
Из перечисленных типов: 1) шизотимный, 2) циклотимный, 3) параноидальный, 4) экзоморфный, — в типологию Кречмера включены следующие
-> 1, 2
2, 3
1, 4
3, 4
Из перечисленных: 1) динамичность нервных процессов; 2) сила; 3) подвижность; 4) гибкость; 5) лабильность — к основным свойствам нервной системы, выделенным в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии, относятся
-> 1, 2, 3, 5
1, 2, 4, 5
2, 3, 4, 5
1, 2, 3, 4
Индивидуальные различия в свойствах индивидного уровня, в частности в психофизиологических функциях, подробно изучаются как компоненты в структуре целостной индивидуальности в научной школе
-> Б.Г.Ананьева
Б.М.Теплова
В.Д.Небылицына
А.Н.Леонтьева
Индивидуальные различия присущи
-> всем психологическим особенностям
социально значимым характеристикам
памяти и вниманию
только личностным чертам
Интровертированный эмоциональный тип характеризуется
-> внешним спокойствием, даже индифферентностью
ориентируется на интенсивность ощущений, вызванных объектами
порождает фантастов и художников, а при отклонении от нормы — мистиков
стремится к открытию возможностей в окружающих его объектах
Исследования называются комплексными потому, что в них сопоставляются показатели
-> относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности
различных групп испытуемых
полученные с помощью различных методик исследования
испытуемых, различающихся по интеллектуальному уровню
К методам, разработанным в общей психологии, Лазурский относил наблюдение, самонаблюдение и
-> эксперимент
анкетирование
тесты
лабораторные процедуры
К числу характеристик, которые можно интерпретировать как задатки способностей, Н.С.Лейтес относил прежде всего
-> формально-динамические особенности познавательной активности и саморегуляции
показатели силы-слабости нервной системы
лабильность нервных процессов
нейропсихологические параметры
Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с
-> чувствительностью
подвижностью
гибкостью
лабильностью
Как показали исследования А.П.Супруна, А.П.Клименко, Л.Н.Титовой, большая часть ассоциаций обусловлена
-> речевыми штампами
бессознательным
архетипами
уровнем интеллекта
Количество независимых, несинонимичных, некоррелирующих конструктов, использованных испытуемым, определяет его
-> когнитивную сложность
интеллектуальный потенциал
креативность
семантическое пространство
Корреляция между академической успеваемостью и экономическим статусом (доходом) семей в исследовании Дж.Б.Маллера оказалось равной
-> 0,53
0,01
0,24
0,97
Личностные конструкты отражают своеобразие индивидуальной системы
-> антонимии
синонимии
семантических кодов
ассоциаций
Люди, которые определяют ценность объектов по силе ощущения, относятся к типу
-> экстравертированному сенсорному
экстравертированному эмоциональному
интровертированному мыслительному
интровертированному сенсорному
Матрицы сходства обычно подвергаются процедуре анализа
-> кластерного
факторного
корреляционного
дисперсионного
Мерой ассортативности принято считать корреляцию между
-> супругами
сибсами
детьми и родителями
родственниками трех поколений
Метод семантического дифференциала был разработан группой американских психологов во главе с
-> Ч.Осгудом
В.Уотсоном
В.Штерном
Т.Симоном
Метод семьи чаще всего применяется при изучении генотип-средовых детерминантов
-> психических заболеваний
интеллектуального развития
поведенческих реакций
формирования нравственности
Метод субъективного шкалирования заимствован из
-> классической психофизики
психофизиологии
нейропсихологии
общей психологии
Методы исследования свойств нервной системы должны регистрировать такие параметры, в которых произвольная регуляция, отражающая сочетание ибиологических и прижизненно сформированных качеств,
-> будет сведена к минимуму
достигнет своего максимума
останется в пределах оптимума
не превысит нормативных показателей
Многомерность для факторного анализа
-> горизонтальна
вертикальная
прямая
обратная
На материале русской лексики В.Ф.Петренко был выделен специфический фактор, которого не было в классических исследованиях Ч.Осгуда, — это
-> комфортность
оценка
сила
активность
Надежность опросников для определения зиготности составляет (в %)
-> 95
100
75
50
Наиболее распространенным методом исследования лабильности НС является
-> последовательное предъявление стимулов
предъявление стимулов разной интенсивности
понижение интенсивности дополнительного стимула
попеременная стимуляция
Недостатком методики классификации является исключение возможности
-> анализа индивидуальных семантических пространств
проведения группового обследования
семантического анализа вербального материала
интерпретации результатов с помощью факторного анализа
Некоторая гипотетическая переменная, которая обеспечивает возможности развития детей в семье — возможности обучения, получения информации и т.д., — называется интеллектуальным возрастом по
-> Р.Зайонцу
Ф.Гальтону
Э.Эриксону
Э.Торндайку
Низкий социально-экономический уровень не влияет или влияет минимально на развитие способностей
-> математических
литературных
вербальных
музыкальных
Обязательным условием проведения близнецового исследования является однозначное определение
-> зиготности
генетического древа
бологических родителей
отсутствия аномалий психического развития
Одним из первых исследований, посвященных проблеме способностей в отечественной психологии, явилась работа
-> Н.С.Лейтеса
В.Н.Мясищева
А.Н.Леонтьева
В.С.Мерлина
Описание неповторимости того сочетания, которое образуют психологические особенности конкретного человека, является задачей
-> идиографического подхода
номотетического подхода
возрастной психологии
общей психологии
Основная проблема, возникающая при применении метода приемных родственников, связана с
-> избирательным усыновлением
тайной усыновления
нежеланием приемных родителей принимать участие
трудностями в установлении контакта с приемными детьми
Основные теоретические принципы построения психофизиологической теории индивидуальности были сформулированы в трудах
-> Б.М.Теплова
Б.Г.Ананьева
В.С.Мерлина
Л.С.Выготского
Особенности гипотез психогенетических исследований определяют структуру работы с эмпирическими данными — сначала исследователь должен
-> найти количественную модель, которая наилучшим образом соотвествует собранным данным
получить оценки вкладов наследственности и среды в формирование межиндивидуальной вариативности по исследуемому признаку
найти наилучшее соответствие между используемой количественной моделью и эмпирическими данными
перевести данные на язык количественных моделей путем выделения соответствующих составляющих фенотипической дисперсии
Оценка доли генотипа в индивидуальных различиях, наблюдаемых в той или иной психологической характеристике, — это показатель
-> наследуемости
зиготности
монозиготности
межиндивидуальной вариативности
Парадигматические ассоциации подчиняются принципу
-> «минимального контраста»
концептуализации
максимального сходства
семантической близости
Первое большое исследование роли социально-экономических параметров и их связи с интеллектом было проведено
-> Дж.Б.Маллером
В.Б.Докреллом
Дж.Уотсоном
С.Е.Майерсом
Первый принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках, сформулированный в школе Теплова-Небылицына, заключается в
-> изучении свойств
описании типов
исследовании признаков
анализе отличий
Пикнический тип отличается
-> средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей
худобой, тонкостью, узкими плечами, сухими тонкомышечными руками, тонкокостными костями
сильным развитием скелета и мускулатуры
высоким ростом, мускулистой фигурой, большой головой и выразительными глазами
По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются
-> структурно-морфологическими особенностями строения анализаторных и регуляторных отделов мозга
разным уровнем активации
возможностью влияния обучения на динамику свойств
нейрофизиологическими особенностями организма человека
По теории Р.Кэттелла подвижные способности
-> обеспечивают понимание абстрактных и иногда новых отношений
связаны с накоплением фактов и общими знаниями
проявляют себя в тестах на запас слов и на общую информированность
проявляются в дедуктивном рассуждении
По теории Ф.Гальтона из четырех детей, например, шанс талантливости имеется у
-> одного
двух
трех
четырех
По типологии У.Шелдона висцеротонику свойственны такие черты, как
-> расслабленность, любовь к комфорту, замедленность реакций
уверенность в осанке и движениях, любовь к физическим нагрузкам и приключениям
стремление к власти, любовь к риску, решительные манеры, храбрость, агрессивность
сдержанность манер и движений, скованность в осанке
По типологии У.Шелдона эндоморфный тип телосложения соответствует типу темперамента
-> висцеротоническому
соматотоническому
церебротоническиму
мезоморфному
Подавляющее большинство психологических черт, описываемых современной психологией, выделены при помощи анализа
-> факторного
кластерного
дисперсионного
корреляционного
Подвижность диагностируется с помощью
-> переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций
последовательного предъявления стимулов
измерения латентных периодов простых двигательных реакций
повышения интенсивности дополнительного стимула
Положительную связь интеллекта с уровнем урбанизации районов продемонстрировали исследования
-> Р.Линн
Э.Торндайка
М.Мид
Р.Кеттелла
Появление психологии индивидуальных различий как самостоятельной области связано с развитием
-> психодиагностики и статистики
общей психологии
психофизиологии и нейропсихологии
факторного анализа
При разработке теста Термана-Майлз, шкалы М — Ф Миннесотского личностного теста — MMPI; шкалы маскулинности Гилфорда предполагалось, что свойства маскулинности и фемининности
-> альтернативны
взаимодополняющи
независимы
коррелируют
Применение метода семьи не позволяет
-> разделить генетическую и семейно-средовую составляющие дисперсии
определить верхние пределы совместного влияния генов и семейной среды
четко обозначить влияние средовых факторов
провести анализ межиндивидуальной вариативности родственников разных уровней
Психогенетика изучает причины
-> различий неродственников
различий членов одной семьи
аномалий детского развития
нейропсихологических особенностей детей
Работа _________ стала одной из первых типологий личности, оказавшей влияние на европейскую гуманистическую философию
-> Теофраста
Пифагора
Платона
Сенеки
Работая над задачей измерения степени похожести родственников, Гальтон ввел
-> коэффициент корреляции
коэффициент интеллекта
интеллектуальный возраст
формулу определения зиготности
Работы Б.Г.Ананьева позволили выделить самостоятельную область в возрастной психологии —
-> акмеологию
психологию развития
психологию юношеского возраста
нейропсихологию
Распределение в семье детей по интеллекту имеет форму
-> экспоненциальную
гиперболическую
синусоидную
линейную
Результаты исследования, проведенного в штате Виргиния (США) показали, что примерно 33% вариативности объясняется
-> генетическими факторами
семейной средой
особенностями взаимодействия близнецов
влияниями индивидуальной среды
С целью выявления влияния социальной среды на интеллект „построил» профили способностей у учеников грамматической и технической школ
-> В.Б.Докрелл
Л.Колберг
Е.Г.Ситкей
С.Е.Майерс
Синонимом термина «коэффициент пересечения» является термин
-> коэффициент ассоциации
мера закрытия
степень близости
мера совпадений
Слово «темперамент» имеет латинское происхождение (temperamentum) и означает
-> соразмерность
личность
отпечаток на камне
кровь
Слово «характер» происходит от греческого глагола
-> «писать на камне»
«быть мужественным»
«действовать»
«лететь»
Смысл метода близнецов заключается в
-> сравнении корреляций, подсчитанных отдельно для монозиготных и дизиготных пар
проведении факторного анализа между показателями родственников первой степени
нахождении линейных зависимостей между показателями близнецов
анализе межиндивидуальной вариативности дизиготных близнецов
Согласно закону взаимного обусловливания социально-экономических параметров и интеллекта, чем выше социально-экономические параметры семьи, тем
-> выше интеллект ребенка
ниже вербальные способности ребенка
лучше развито произвольное поведение
хуже развиты музыкальные способности
Содержание противопоставления в теории личностных конструктов определяется не языковыми нормами, а представлениями самого испытуемого, его
-> имплицитной теорией личности
уровнем интеллекта
степенью воображения
семантической одаренностью
Состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами, получили в американской психологии название
-> коннотативное значение
личностный смысл
значение
семантическое сходство
Способ концептуализации лежал в основе создания
-> интеллектуальных тестов
мнемических тестов
тестов способностей
личностных опросников
Степень генетического сходства дизиготных близнецов
-> может варьироваться от 0 до 100%
равна 50%
изменяется в пределах от 15 до 35%
равна 99%
Степень совпадения распределения ответов признается мерой семантической
-> близости
дальности
широты
кучности
Теорией _______ называется теория о том, что половые различия возникают благодаря имитации поведения родителей — дети наблюдают за родителями и моделируют их поведение
-> идентификации
социального обучения
схематизации
интериоризации
Теории ________ — это теории интеллекта, описывающие три его аспекта — внутренние компоненты, связанные с обработкой информации, эффективность овладения новой ситуацией и проявление интеллекта в социальной ситуации
-> множественности интеллекта
фактора “g”
психометрии интеллекта
факторного интеллекта
Теория ________ лежит в основе методики личностных конструктов
-> Дж.Келли
Ч.Осгуда
Г.Айзенка
У.Шапиро
Теория _________ — это теория, предполагающая, что в основе половых различий лежат разные схемы поведения, которые структурируют знания ребенка о мире и управляют его поведением
-> полоролевой схематизации
социальных схем
социального обучения
когнитивная теория полового развития
Теория __________ — это теория, утверждающая, что одни и те же типы социального поведения по-разному подкрепляются у мальчиков и девочек
-> социального обучения
идентификации
схематизации
социализации
Теория самокатегоризации опирается на когнитивно-генетическую теорию
-> Л.Колберга
Ж.Пиаже
Р.Кеттелла
Э.Эриксона
Толчком к изучению семантического сходства между чертами послужило исследование
-> синестезий
амнезий
органических поражений мозга
синкретов
Третий принцип исследования индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках предполагает
-> использование лабораторных методов изучения свойств нервной системы
описание различных поведенческих проявлений свойств нервной системы
применение тестов для диагностики свойств нервной системы
комбинирование наблюдения и проективных тестов как метод изучения нервной системы
Факторный анализ помогает выделить то, что является
-> общим для разных черт
специфическим для каждой черты
специфическим для нескольких групп черт
общим для ковариаций
Целью исследований Б.Г.Ананьева являлось создание
-> системы синтетического человекознания
концепции, описывающей человеческие отношения
теории интегральной индивидуальности
структуры деятельности
Ч.Осгуд считал явление ________ психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы
-> синестезии
семантического сходства
ассоциации
мотивации
Шелдон Из перечисленных первичных компонентов телосложения: 1) эндоморфный, 2) мезоморфный, 3) атоморфный, 4) эктоморфный, 5) липоморфный, — У.Шелдон выделил следующие
-> 1, 2, 4
1, 3, 5
2, 3, 4
2, 4, 5
Штерн в своей работе ________ ввел название «дифференциальная психология»
-> «О психологии индивидуальных различий»
«Дифференциальная психология и ее методические принципы»
«Методы тестирования интеллекта»
«Психология и персонализм»

10 стр., 4669 слов

Лекция 4. Психогенетические исследования интеллекта

... в том случае, когда среда воспитания близнецов существенно различалась, внутрипарная корреляция по интеллекту была достаточно высокой: r = 0,45. Минусы исследования: - средовые условия сходны: у ... функций человека; в узком – мышление. Отмечаются три понимания функции интеллекта: как способности к обучению, как оперирование символами, как способность к активному овладению закономерностями окружающей ...

10 стр., 4934 слов

Обучение самоорганизации: развивающий подход

... вклад внесли исследования демократического стиля руководства, проведенные Левином, Липпитом и Уайтом (Lewin, Lippit, White, 1939) и личностно ориентированные подходы к обучению (Rogers, 1974). ... каждой страны и каждой организации должны быть разработаны культурно-специфические подходы к обучению самоорганизации.   1.РАЗВИТИЕ ПУТЕМ САМООРГАНИЗАЦИИ? Представители различных научных дисциплин ...

8 стр., 3920 слов

Биологический подход как один из подходов воспитания личности

... 3, c. 47] Цель данной контрольной работы рассмотреть биологический подход как один из подходов воспитания личности. Задачи данной работы: Рассмотреть биологические факторы в развитии личности ... необходимо опираться на физиологические основы умственной деятельности при разработке технологии обучения, воспитания, игровой деятельности детей. Воспитатель может определить, какая реакция последует у ...

18 стр., 8588 слов

Изучение проблемы осознанного подхода к родительству у подростков

... роли. Предмет исследования: представления подростков о родительстве. Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков. Методы исследования: теоретический анализ литературы; беседа; ... выполнению функций родителей. Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. С появлением ребенка в ...

22 стр., 10725 слов

Психолого-педагогические основы использования индивидуально-дифференцированного ...

... подхода в обучении младших школьников Объект исследования: процесс обучения младших школьников. Предмет исследования: применение индивидуально -дифференцированного подхода в обучении младших ... различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и учёных и является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой. Индивидуальный подход ...

9 стр., 4340 слов

Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного ...

... Намеченные Л.С. Выготским подходы к проблеме личности и проблеме сознания, его понимание единства аффекта и интеллекта в процессе психического развития ... практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания" [4; 9]. Психологическая теория и ... дошкольников свидетельствует не только об отрыве воспитания от обучения, но и о явной деформации педагогического процесса в ...

12 стр., 5819 слов

Различие интеллекта в зависимости от принадлежности к различным расовым группам

... результате двух этих разнообразных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана ... способности к категориальному обобщению играет школьное обучение. Различия по этому показателю между образованными и необразованными ... -уровневый подход (интеллект как система разно уровневых познавательных процессов). 8. Регуляционный подход (интеллект как фактор само ...