Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Московская государственная академия тонкой химической технологии имени Ломоносова М. В. Кафедра психологии.Итоговая гуманитарная работа на тему Индивидуальная психология Альфреда Адлера Выполнил Ширков С. А. Руководитель Елонова Москва 2001. Оглавление. 1. Введение 2. Альфред Адлер Индивидуальная теория личности биографический очерк 2 3. Основные концепции индивидуальной психологии 1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое 2. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству 3. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое 4. Социальная принадлежность индивидуума 5. Индивидуальная субъективность -5 3.6. Комплекс неполноценности и компенсация 7. Социальный интерес 8. Стиль жизни 4. Заключение 5. Список литературы 1. Введение Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер . Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда.

Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.

Обсудим главные концепции теории А. Адлера. Он внес значительный вклад в наше понимание личности, и некоторые из его идей имеют актуальность и в сегодняшнее время.

Главным в системе взглядов Адлера является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Вот одни из главных тем теории А. Адлера сфокусированы на способности людей творить свою судьбу преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания. 2. Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Он был сыном торговца, принадлежавшего к среднему классу общества.

В первых классах школы Адлер учился весьма посредственно. Он не успевал по математике и вынужден был остаться на второй год. Однако отец побудил сына продолжать учебу, и благодаря упорству и напряженной работе Адлер стал лучшим учеником но математике в классе. В 18 лет Адлер поступил в Венский университет. Там он встретил свою будущую жену, Раису Эпштейн, студентку из России, которая тоже училась в Венском университете. В 1897 году они поженились.

Адлер получил медицинскую степень в 1895 году. С 1902 по 1911 годы он был активным членом кружка, образовавшегося вокруг Зигмунда Фрейда. Но Адлер скоро начал развивать идеи, отличавшиеся от идей Фрейда и сторонников его теории. Его взгляды становились все более несовместимыми с позицией Фрейда. В 1911 году Адлер сложил с себя обязанности президента Венского психоаналитического общества и вышел из него. После чего он и основал Общество свободного психоанализа большей частью из желания досадить Фрейду и некоторым из его преданных единомышленников. В следующем, 1912 году название адлеровского общества было изменено, и оно стало Обществом индивидуальной психологии.

6 стр., 2840 слов

1. Становление психоанализа (теории Фрейда)

... до литературы и дизайна) он весьма широко представлен. 1. Становление психоанализа (теории Фрейда) (берем через проблематику невроза, истерии и гипноза) Невроз, истерия. Невроз, истерия ... сознанию); - бессознательное (включает все глубокие асоциальные желания, вытесненные с детских лет; практически недоступно сознанию; руководствуется принципом удовольствия – стремлением к немедленной реализации ...

В 1935 году Адлер с женой обосновались в Нью-Йорке. Вскоре после этого он получил должность практикующего профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Лонг-Айленде и продолжил свою частную психиатрическую практику. Двое из четверых детей Адлера, Александра и Курт, стали психиатрами, как и отец. Адлер был неутомимым лектором.

Он читал свои лекции непринужденно и пользовался большой популярностью. 28 мая 1937 года во время лекционного турне Адлер внезапно скончался в шотландском городе Абердине. Адлер был плодовитым и активным писателем. За свою жизнь он написал около 300 книг и статей. Возможно, лучшим

Введение

м в его теорию личности является Практика и теория индивидуальной психологии. 3.

Основные концепции индивидуальной психологии

1. Индивидуум как единое и самосогласующееся целое

Прeдставление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную идею адлеровской психологии Aдлер, 1995 стр. 116. Адлер дал своей теории название индивидуальная психология, поскольку в латыни individuum означает неделимый то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в отдельности, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.

По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое. 2.

Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству

Утверждая, что человек стремится к совершенству. Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.

Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни.

По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни. 3.3.

16 стр., 7513 слов

Теории личности и их значение в жизни человека

... личности охватывает широкий спектр внутренних психических процессов, обусловливающих особенности поведения человека в различных ситуациях. Теории личности сильно различаются между собой, поэтому ... Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание ...

Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум нечто большее, чем только продукт этих двух влияний Aдлер 1995 с. 144 . А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Это творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. 3.4.

Социальная принадлежность индивидуума

Адлеровское видение природы человека было всеобъемлющим.

Он понимал человека не только как целостную систему взаимосвязей, взятую в отдельности, но также как составную часть больших систем семьи, сообщества Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество.

Мы отказываемся рассматривать и изучать человека изолированно от него Aдлер, 1995 p. 2. Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.

Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интереc врожденное стремление вступать во изаимные социальные отношения сотрудничества. Таким образом, индивидуальная психология полагает необходимой гармонию объединения и сотрудничества между человеком и обществом, а конфликт между ними считает неестественным. 3.5. Индивидуальная субъективность Адлер считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться.

Люди живут в ими же созданном мире. Адлер доказывал, что люди мотивированы фиктивными целями личными мнениями о настоящих и будущих событиях, регулирующими их поведение. Например, человек может в своей жизни руководствоваться кредо честность лучшая политика, или каждый за себя, или уверенностью в том, что в загробной жизни добродетель будет вознаграждена, а порок наказан. Адлер полагает, что люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет. 3.6.

Комплекс неполноценности и компенсация

Сформулированная идея о неполноценности, прежде всего неполноценности того или иного органа как существенного обстоятельства, оказавшего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсация стали фундаментальными положениями в концепции Адлера.

Согласно Адлеру, неполноценность, е компенсация и соц. среда вот три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и привосходству. Именно тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ самоутверждения, и составляет, по Адлеру, индивидуальность.

Адлер в развитии понятия неполноценности приводит к психологическому, формулируя те базисные противопоставления Я-слаб и беспомощен. Жизнь-опасна Aдлер 1995 с.42 , которые и вызывают переживание неполноценности . 3.7. Социальный интерес Адлерианская психология исходит из убеждения, что удлетворнность жизнью во многом зависит от социального интереса как основы человеческого существования. По Адлеру, здоровая личность- это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая, в свою очередь, предпочитает социальные личностные чувства, поведение.

9 стр., 4310 слов

Трактование смысла жизни человека

... раскрыто в рамках различных идей о смысле жизни. Смысл жизни является системообразующим понятием. Он определяет цель жизни. Благодаря смыслу жизни человек определяет, что для него важно, а что ... Гуманизм Гуманизм (от лат. homo - человек). Согласно гуманизму, смысл жизни человека выражается в праве человека на счастье, в самом человеке, его развитие и проявлении положительных способностей, в ...

Идея социального интереса основана на предположении, что человек не самодостаточное существо и поэтому должен учиться взаимозависимости. 3.8. Стиль жизни Адлер в своих ранних работах говорит о первичной форме адаптации индивида к жизни Aдлер 1995 с.189 . Этот изречение которое Адлер позже назвал планом, формируется в течение первых пяти лет жизни.

Как только план возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, приобретнными из жизненного опыта и обладающими направляющей силой. С 1914 года Адлер предпочитает термин линия Ego, затем — линия жизни и наконец стиль жизни. В этой консепции Адлеру принадлежат такие понятия как самость Я-концепция Я-идеальное образ жизни. В заключении отметим, что, по Адлеру, цели поведения человека не меняются в течении жизни, изменяются только отношения. Одна из целей психотерапии их коррекция. 4.

Заключение

Продуктивность для многих психологических направлений, высокая практическая ценность таковы существенные особенности индививидуальной психологии А. Адлера, которые органически вошли в современную психологическую науку. А. Адлер намного опеределил сво время Многие его положения и идеи сохраняют свою ценность в наши дни. Главное в оценке концепции состоит, на мой взгляд, в том что, она в наибольшей мере способствовала развитию всех остальных психотерапевтических концепций и проблем от проблемы детского возраста до семейной и социальной проблематики. Трудно оценить весь потенциал направления, которое не стало теорией, а продолжает жить. Поэтому в заключении я хочу привести высказывание самого А. Адлера Честный психолог не может закрыть глаза на социальные условия, не позволяющие ребнку стать частью сообщества и почувствовать себя дома в мире, вместо этого заставляя его расти так, как будто он живт во вражеском стане.

Психолог, следовательно, должен работать против национализма Против захватнических воин, реваншизма и престижа против безработицы, которая повергает людей в безнаджность и против всех остальных препятствий, которые покушаются на социальный интерес в семье, школе и обществе целом.

Альфред Адлер. 5.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии.

Пер. с нем. М. Фонд За экономическую грамотность, 1995. 2. А. Н. Ждан История психологии.

М. Из-во Московского университета, 1990.