Ка́рл Гу́став Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, — аналитической психологии. Ученик Фрейда, пересмотрел и переработал его идеи. Не считает, что культура основана на «вытесненном Эросе».
Фрейд открыл сознание человека (включающий пласт культуры) и индивидуальное бессознательное (больший пласт).
Это все детерминирует личность
Юнг идет дальше, открывает третий пласт – бесконечный:
1) Сознание – тонкий пласт. центр сферы сознания. Оно включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания. Основа самосознания.
2) Индивидуальное бессознательное +комплексы (является центром сферы сознания. Оно включает в себя все те мысли, чувства, воспоминания) – широкий, конечный пласт.
Первые два в сумме дают личность
3) Коллективное бессознательное – стремится к бесконечности, здесь скрывается культура, не тонкий пласт сознательного. Открытие классовой культуры человечества. КБС должно пробиться через слои комплексов и сознания. Культура часто нематериальна (не сводиться к набору артефактов).
Это культурная генетическая память человечества. Отражены мысли и чувства, являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Юнг: “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Бесконечно, не укладывается в личный опыт. Вторгается в человека через сновидения.
Универсальный способ выпустить КБС – сон, там контроль сознания ослабевает, гипотеза прорывов. Третий пласт безграничен, глубинный и универсальный. Формы проявления – в системе архетипов.
Юнг находит способ самому попасть в коллективное бессознательное – творческий экстаз. Но далеко не каждый творческий человек способен это сделать.
Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”).
Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
Психоанализ Зигмунда Фрейда. Сознательное и бессознательное. ...
... нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики ... психоанализа 2.2. Логика бессознательного конфликта 3. Обоснование культуры как сублимации эроса 3.1. Психоаналитические концепции культуры 3.2. Философия истории и культуры 3.3. Психоанализ и ...
Архетипы – проявление КБС, не равно Архетипичным образам – преобразованным архетипическим структурам, творчески оформленным.
Это врождённые психические структуры, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Теоретически возможно любое число архетипов.
Архетипы встречаются в культуре в виде символов (архетипических образов), используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и целостности “Я”.
Примеры архетипов:
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
Мудрец — Персонификация жизненной мудрости и зрелости (пророк, старец).
Персона (от лат. “маска”) — это наше публичное лицо. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.
Тень (противоположна персоне) (в культуре – дьявол) представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала. Необходимо направлять в нужное русло энергию тени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
Анима — Бессознательная женская сторона личности мужчины (Женщина, Дева Мария, Мона Лиза).
Анимус — Бессознательная мужская сторона личности женщины (Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан).
В архетипах анимы и анимуса выражение признание Юнгом врожденной андрогинной природы людей (гормоны и тех и тех).
Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное.
Архетипы и их влияние на личность
... архетип» и механизмы влияния архетипов на личность. Задачи: прояснить определение архетипа, изучить историю появления термина, перечислить основные архетипы и их значение, описать принципы взаимодействия архетипов с личностью ... архетипов. Архетип представляет опасность самоотождествления с ним в ущерб самости, «затопления бессознательным». Архетип, как структура, могущая соответствовать самости, ...
Анима и анимус должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка).
По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте.
Гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Образы Гофмана и Блейка Уильяма. Архетип черного человека (Пушкин, Есенин), у Юнга – черная тень. Двойничество (тень у Достоевского в «Двойнике», разговор с чертом в «Братьях Карамазовых»), Булгаков «мастер и Маргарита». Свита Воланда – трикстеры, родство с тенями. Лермонтов «Демон».