Сознательное и бессознательное у З. Фрейда

Министерство образования и наук Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н.Каразина

Контрольная работа

по дисциплине »Неклассическая философия второй пол.XIX-нач. XX-х вв.»

на тему: »Сознательное и бессознательное у З.Фрейда»

Выполнила

студентка группы ОФЗ-41

Яценко А.В.

Харьков-2011

Вступление

З. Фрейд явился создателем психоанализа — принципиально нового направления науки о поведении человека, позволяющей интерпретировать его действия с учетом как сознательного, так и бессознательного и тем самым изучать личность в целом. До него поведение людей в научных исследованиях объяснялось либо физиологическими основами, либо детерминировалось сознанием. Им также был предложен метод исследования деятельности людей, получивший название глубокой герменевтики.

Структура личности, ее бессознательные действия

Ключевым для З. Фрейда является представление о том, что не только внешние социальные факты правят поведением людей, но и внутренние силы.

Детерминированность социальных действий сознательными и бессознательными факторами.

По Фрейду, эти внутренние силы могут олицетворять собой как сознательное, так и бессознательное. В этом заключено принципиальное новаторство ученого, который упраздняет отождествление душевной жизни человека только с разумом, с сознательным. Отсюда вытекают два основных постулата психоанализа. Предоставим слово их автору. “Согласно первому коробящему утверждению психоанализа, психические процессы сами по себе бессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни”1 . Фрейд был первым, кто эмпирически изучил бессознательные влечения и обосновал бессознательную мотивацию поступков. Второй постулат касается того, что страсти и вожделения человека способны к сублимации, т.е. отклонению от своих сексуальных целей и направлению на цели социальные. “Это второе положение, которое психоанализ считает одним из своих достижений, утверждает, что …сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать”2 .

Итак, социальные действия индивидов могут быть детерминированны как сознательными, так и бессознательными психическим процессами, отношения между которыми весьма динамичны. Говоря о роли сознательного, Фрейд отмечал, что большинство сознательных процессов сознательны лишь короткое время. Очень скоро они становятся латентными, но легко могут вновь стать сознательными. Что же касается бессознательного, то оно может быть двух видов: одно, которое при часто повторяющихся условиях легко превращается в сознательное, и другое, при котором это превращение происходит с трудом и может и никогда не произойти. То бессознательное, которое является только латентным и легко становится сознательным, Фрейд называет предсознательным, другое же называет собственно бессознательным. Предсознательное — своего рода компьютер человеческой памяти, хранящий мысли и желания человека, которые периодически вновь приходят в сознание, детерминируя определенные социальные действия.

8 стр., 3982 слов

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

... И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ 6.1. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Для определения сущности социального контроля ... — это биологическая сущность человека, не изведавшего влияния культуры. Человек способен защититься от собственного ... сознании личности. Согласно теории 3. Фрейда, у каждой личности под слоем ... легко определяется и кон­тролируется. В обществах со сложной структурой часто противоре­чивых социальных ...

Важно подчеркнуть, что фрейдовская концепция бессознательного не просто констатирует само существование бессознательных процессов, а указывает на реальное влияние бессознательного фактора на социальные действия людей, что выражается в двух принципиальных моментах. Во-первых, люди, принимая весьма важные решения, могут не знать об истинных мотивах. Аналогично, наши симпатии или антипатии, “благородные жесты” или деструктивные действия могут определяться силами, которые нами не осознаются. Во-вторых, бессознательные мотивы социальных действий остаются бессознательными потому, что люди не хотят их осознавать, хотя в принципе их можно исследовать особым новым методом, предложенным ученым, о котором пойдет речь ниже.

»Оно», »Я» и »Сверх-Я».

Через раскрытие взаимодействия сознательного, предсознательного и бессознательного Фрейд дает свое толкование структуры личности индивида, выделяя в ней три компонента: «Оно», «Я», «Сверх-Я». «Оно» — это наиболее архаичная часть личности, которая включает в себя все генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия. «Оно» изначально иррационально: для не знает ни об обществе, ни о морали: “Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами”3. Вместе с тем «Оно», которое содержит инстинкты, служит источником энергии для всей личности. По Фрейду, все инстинкты сводятся к двум группам. Первая — сексуальные инстинкты, поддерживающиеся специфической энергией жизни — либидо (ученый создает концепцию либидо, называя так “энергию тех первичных позывов, которые имеют дело со всем тем, что можно обобщить понятием любви” в широком смысле слова).

2 стр., 678 слов

Движущие силы поведения в представлении З. Фрейда

Структура личности по З. Фрейду Структура личности по Фрейду имеет три составляющие: - "Оно" - наиболее примитивная материя которая охватывает все врожденное, подчиненное предмету удовольствия и ничего незнающее о реальности; - "Я" - сознание. Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. - "Сверх-Я" - источник моральных и религиозных чувств, ...

Вторая — деструктивные инстинкты смерти, питающиеся агрессивной энергией танатоса, которые проявляют себя в бессознательном стремлении к разрушению, насилию, агрессии, потребности наказания как других, так и себя. Свою концепцию танатоса — влечения к смерти — ученый строит, опираясь на факты распространения очевидной жестокости в войнах и революциях, проявлениях тоталитаризма. Кроме того, Фрейд указывает на латентное проявление враждебности в процессе эксплуатации, унижения и угнетения слабых сильными. Из постулата о наличии инстинкта смерти следует положение о врожденном влечении к агрессии, жестокости, об относительном постоянстве количества деструктивности в действиях людей. Ученый тем самым выступает как против религиозных, так и социальных теорий, согласно которым человек должен быть по своей природе добрым и проявляет себя грубым, жестоким насильником лишь вследствие нецелесообразного общественного устройства, доказывая, что “вера в «доброту» человеческой натуры является одной из самых худших иллюзий”.

В реальной жизни деструктивные инстинкты проявляются, как правило, в латентной форме из-за того, что в большинстве социальных действий индивидов одновременно задействовано несколько инстинктов. “К счастью, замечает Фрейд, — агрессивные влечения никогда не существуют сами по себе, но всегда сопряжены с эротическими. Эти последние в условиях созданной человеком культуры могут многое смягчить и предотвратить”4 .

Заметим, что неофрейдисты, как правило, не оспаривая утверждение о деструктивности человека, ставят под вопрос её инстинктивную природу, отмечая разную степень распространенности деструктивности в мире. Кроме того то, что в одной культуре считается деструктивным, в другой может относится к конструктивному (деятельность диссидентов в советское время).

3 стр., 1265 слов

16.Индивид, индивидуальность, личность

Индивид- человек как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.); обозначает всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Индивидуальность- человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие ...

Другой компонент личности — «Я» — следует принципу реальности, осознает окружающий мир. Посредством своей деятельности Я способно учитывать социо-культурные ценности общества, использовать их в своих интересах. Более того, «Я» в процессе развития обретает способность контролировать требования «Оно», определяя возможности реализации потребностей во избежании ущерба для личности в целом. Говоря о взаимодействии «Я» и «Оно», Фрейд метафорически сравнивает их с отношением наездника и лошади: животное дает энергию для движения, и наездник обладает преимуществом в определении цели и направления движения; но часто возникает ситуация, когда складываются далеко не идеальные взаимоотношения и тогда наездник вынужден направлять скакунатуда, куда тому вздумается. Но по мере того как всадник овладевает культурой управления скакуном, тот («Оно») не может бежать непонятно куда. Сам Фрейд подчеркивал: “Там, где было Оно, должно стать Я”.

Третий компонент личности — «Сверх-Я» — развивается в раннем детстве из системы запретов и приказаний. Основой формирования «Сверх-Я» является идентификация, т.е. уподобление собственного «Я» чужому «Я» (Фрейд полагал, что ребенок прежде всего идентифицирует себя с отцом, тем самым в его совести содержатся наставления и запреты, воплощенные в отцовском «Сверх-Я»).

На «Сверх-Я» ребенка влияют также заместители родителей — воспитатели, учителя, идеальные примеры. Однако как подчеркивает Фрейд, “Сверх-Я ребенка строится собственно не по примеру родителей, а по родительскому Сверх-Я; оно наполняется тем же содержанием, становится носителем традиции, всех тех сохранившихся во времени ценностей, которые продолжают существовать на этом пути через поколения”. Ученый отмечает, что постепенно выкристаллизовываются три функции «Сверх-Я»: самонаблюдение, совесть и формирование идеала.

Из данного представления о формировании и сути «Сверх-Я», его влиянии на социальные действия индивида вытекает принципиально новое видение и социального поведения людей. “Видимо, — пишет Фрейд, — так называемые материалистические воззрения на историю грешат недооценкой этого фактора. Они отделываются от него замечанием, что «идеологии» людей суть не что иное, как результат и надстройка действующих экономических отношений. Это правда, но очень вероятно — не вся правда. Человечество никогда не живет полностью в настоящем, в идеологиях «Сверх-Я» продолжает жить прошлое, традиции расы и народа, которые лишь медленно поддаются влияниям современности, новым изменениям, и, пока оно действует через «Сверх-Я», оно играет значительную, независимую от экономических отношений роль в человеческой жизни”5.

9 стр., 4398 слов

З. Фрейд о структуре личности

... в различных социальных общностях. Теория Зигмунда Фрейда о структуре личности логически ... Фрейд считал сублимацию – процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом; вытеснение – бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий ... «Оно» и со стороны «Сверх-Я». Соответственно задача психоанализа усматривается ...

личность ассоциация бессознательное действие

Анализ свободных ассоциаций

Фрейд, как отмечалось выше, предложил и новый метод, позволившей ему изучать сознательное и бессознательное в целостности личности и тем самым более адекватно понять поведение человека. Метод этот — анализ свободных ассоциаций, слов, ошибок, оговорок — позволяет открыть доступ к информации, которая иначе не доступна наблюдению, ибо она была вытеснена из сознания. Более того, данный метод позволяет интерпретировать поведение индивида с учетом как его сознательных мотивов, так и подавленных желаний. Для этого исследователю необходимо проникать за границы поверхностных значений ассоциаций, ошибок, оговорок, а также сновидений индивида, выявляя при этом скрывающиеся за ними бессознательные желания и мотивы. С помощью данного метода выявляются соотношения между символами индивида и релевантными бессознательными факторами, определяются их причинные связи (например, связь между искажениями языка и поведенческой патологией, между частным жизненным опытом и развитием определенных мотиваций).

В социологической литературе метод, который предложил Фрейд, стали называть глубокой герменевтикой.

По сути, исследователю приходится интерпретировать символы, которые либо искажены, либо вообще скрыты для видимого наблюдения.

Применяя ряд технических приемов глубокой герменевтики (о них заинтересованный читатель может узнать самостоятельно, обратившись к фрейдовской работе “Введению в психоанализ”), ученый приходит к ряду выводов, имеющих непосредственное отношение к собственно социологической интерпретации социальных действий индивида. 1) “Да, значительные части Я и Сверх-Я могут оставаться бессознательными, обычно являются бессознательными”. 2) «Я», согласно Фрейду, находится в тройной зависимости — от внешнего мира, «Сверх-Я» и «Оно». Поэтому «Я» должно заботиться о том, чтобы инстинктивные влечения не переросли в конфликт со «Сверх-Я» или с социальными реалиями. 3) «Я» живет за счет заимствованных источников энергии. Поэтому «Я» свои предпочтения должно согласовывать с «Оно» и «Сверх-Я».

8 стр., 3679 слов

М. Вебер: концепция социального действия и его типов

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра социологии и политологии Курсовая работа по дисциплине «История социологии» на тему: М.Вебер: концепция социального действия и его типов Студент гр. 820491 Окорокова Е.А. Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. Мартынова Т.М. Тула ...

Таким образом, в социальных действиях индивида присутствуют три типа конфликтов: конфликты между индивидом и социальной средой; конфликты между «Я» и «Оно», приводящие к противоборству разума и страстей; и конфликты между «Я» и «Сверх-Я»: у людей с чересчур моралистическим «Сверх-Я» часто возникают моральные переживания, страхи, чувства вины, что отражается на их характере их социальных действий.

Основные защитные механизмы »Я»

В социальных действиях неизбежно присутствует сознательное и бессознательное и, стало быть, в принципе утопично стремление к преодолению иррационального, формированию “гармоничной, всесторонне развитой личности” или ликвидации девиантного поведения вообще. Но социальный психоанализ позволяет рациональными методами исследовать иррациональное, свести его к минимуму и на этой основе стремиться к принятию оптимальных решений, которые должны учитывать, с одной стороны, биологическую природу человека, его инстинкты, а с другой — особенности нашего национального «Сверх-Я», которые имеют, по Фрейду, глубинные корни и не поддаются быстрым изменениям.

Постоянное же давление внешней среды на «Я» приводит к тому, что оно вынуждено оберегать себя с помощью ряда защитных механизмов, которые даже у вполне здоровых людей примитивизируют уровень социальных действий.

К этим механизмам Фрейд, в частности, относил вытеснение — удаление из сознания мотивов к действиям, которые потенциально вызывают аффект, большую напряженность. Однако даже будучи вытесненными в бессознательное, эти “комплексы” постоянно ищут своего выхода и тем самым продолжают влиять на поведение индивидов, от которых требуется расходование все большей энергии, что удерживать их в бессознательном. Зачастую люди как бы “притворяются”, что у них нет аффектов, но они на деле существуют в реактивных образованьях: вытесненная враждебность может быть скрыта за безразличием, любовь — за беззаботностью.

«Я» может защитить себя и с помощью отрицания — неприятие реальных событий, замена их вымыслами.

7 стр., 3187 слов

Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Экономический факультет КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Социология» На тему: «Теория социального действия М.Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии» Выполнил студент экономического факультета Брежнева Яна Сергеевна Санкт-Петербург 2010 ...

Пожалуй, более всего в России получил распространение такой механизм защиты как регрессия — переход к более низким, упрощенно-примитивным социальным действиям. Регрессия может проявляться в самых различных формах — увеличение потребления алкоголя, табачных изделий, наркотиков. Люди испытывают тягу к социальным действиям, связанным с мистикой, полагая, что маги и экстрасенсы враз вылечат их от всех болезней, решат личные проблемы, а предсказатели точно укажут источники возможных опасностей. Регрессия проявляется и в том, что индивиды совершают действия с неоправданными для себя и окружающих рисками — вождение автотранспорта на недозволенной скорости, использование устаревшей летной техники, пренебрежение правилами безопасности на производстве и ещё делают массу действий с явно иррациональным компонентом.

Фрейд полагал, что и либидо как энергия, присущая инстинктам жизни, и агрессивная энергия, в принципе поддаются сублимации, которая является также одним из распространенным механизмом защиты «Я». Это могут быть социальные действия относящиеся к науке, художественному творчеству, труду. По мнению ученого, именно сублимированная энергия творит прогресс, создает цивилизацию. “Наблюдение ежедневной жизни людей показывает нам, пишет он в книге “Леонардо да Винчи”, — что многим удается перевести значительную часть их полового влечения на их профессиональную деятельность. Половое влечение особенно приспособлено для того, чтобы делать такие вклады, потому что оно одарено способностью сублимирования, т.е. оно в состоянии заменить свою ближайшую цель другими, смотря по обстоятельствам, более высокими и не сексуальными целями”6 .

Разумеется, чтобы процесс сублимации мог пойти, для этого необходимы условия, нужны соответствующие институциональные структуры. Пока же нет благоприятных условий со стороны внешнего мира, возможности для сублимирования энергии остаются весьма ограниченными.

Страхи и неврозы

В процессе ослабления «Я» под влиянием постоянного давления неблагоприятных социальных фактов, возникают страхи, естественно, влияющие на характер и содержание социальных действий. По Фрейду, «Я» — единственное место сосредоточения страха, только «Я» может производить и чувствовать страх, что прямо сказывается на характере социальных действий.

Используя фрейдовскую методологию, можно утверждать, что в российском «Сверх-Я» содержится большой компонент долготерпения невзгод от всякого рода войн, революций, контрреволюций, реформ и контрреформ, которых хватало во все времена. Однако это долготерпение невзгод никогда не являлось и ныне не может явиться панацеей от постоянных эмоциональных стрессов. Если либидинозная и агрессивная энергии не могут сублимироваться в социальные действия приемлемые как для индивида, так и для общества, то, по Фрейду, неизбежно будут воспроизводиться условия возникновения трех разновидностей страха — страха перед чуждым внешним миром, страха совести перед «Сверх-Я», наконец, невротического страха перед силой страстей в «Оно». Следствием неудавшегося защитного процесса «Я» становятся неврозы и реактивные состояния. Не удивительно, что депрессия и фрустрация стали массовыми в стране. По Фрейду, вернуться к социальным действиям, приемлемым для индивида и общества, можно путем усиления «Я», избавив его от постоянного эмоционального давления извне, а также сделав его более независимым от «Сверх-Я». При обострении неврозов «Сверх-Я» становится сверхстрогим, унижает «Я», навязывает ему комплексы неполноценности и ущербности (объективно нищенская заработная плата просто не может не воспроизводить эти комплексы у индивидов с ослабленным «Я»).

Через определенное время, когда “критика Сверх-Я умолкает, Я реабилитируется и вновь пользуется всеми человеческими правами вплоть до следующего приступа”.

Вернуть многих и многих россиян к социальной деятельности с доминированием рациональной сублимированной энергией можно через преодоление эмоционально-негативных социальных изменений для «Сверх-Я» и целенаправленное вытеснение комплексов ущербности, неполноценности, страха.

Масса: коллективное сознательное и бессознательное

Факторы, способсивующие образованию и распаду массы

От изучения личности индивида Фрейд переходит к исследованию особенностей поведения индивидов в массе, а также собственно массы. На эту тему им написан ряд работ, в числе которых книга “Психология масс и анализ человеческого Я”. В этом направлении работы он опирается на достижения французского социолога Ле Бона (1841-1931), который одним из первых показал, что при включении в массу отдельно взятый индивид “приобретает коллективную душу”, в силу чего он чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем каждый в отдельности чувствовал, думал и поступал бы. Ле Бон также пришел к убеждению, что в массе происходит исчезновение сознательной личности, преобладают бессознательные личности, ориентирующиеся на безотлагательное осуществление внушенных идей. Масса не сомневается в истинности или ложности чего-либо, уважает силу, требует от своего героя вождя.

Однако Фрейда не удовлетворило то, что данное и другие исследования не дают аргументированные ответы на многие возникающие вопросы. Прежде всего ученый попытался ответить на вопросы, какая же сила объединяет людей, почему аффективность в действиях отдельных индивидов чрезвычайно повышается, а их интеллектуальные потенции заметно понижаются.

По его мнению, все дело именно в либидинозной энергии, присущей сексуальным инстинктам, что можно выразить в двух постулатах: “Во-первых, что масса, очевидно, объединяется некою силой. Но какой же силе можно скорее всего, приписать это действие, как не эросу, все в мире объединяющему? Во-вторых, когда отдельный индивид теряет своё своеобразие и позволяет другим на себя влиять, в массе создается впечатление, что он делает это, потому что в нем существует потребность быть скорее в согласии с другими, а не в противоборстве, т.е. может быть, все-таки «из любви» к ним”8 .

Отметим, что установки и стремления индивидов, а также черты их характера Фрейд всецело выводит из сублимированно выраженных либидинозных влечений. Его последователи, не отрицая сексуального происхождения многих мотивов социальных действий, тем не менее указывают на совокупность факторов, включая социокультурные условия, в которых живут люди.

Далее Фрейд отмечает, что массы могут быть разные: примитивные и высоко организованные, возглавляемые вождями, с четкими подразделениями. Предметом его исследования являются прежде всего высокоорганизованные, постоянные, искусственные массы — церковь и армия. При всех различиях в их основе лежат либидинозные структуры, культивируется иллюзия о том, что верховный властитель (в католической церкви Христос; в войске — полководец-отец: “каждый капитан в то же время и полководец и отец своей роты”) любят каждого отдельного члена массы равной любовью. Если либидинозные связи нарушаются, например, во время паники, то и церковь, и армия распадаются тотчас же — прекращается всякий учет чужих интересов. Типичным поводом для распада массы является разрыв связи с вождем, что, “как правило, порывает и взаимные связи между массовыми индивидами”.

Идентификация

В массах, как считает Фрейд, действует самая ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, названная им идентификация, под которой понимается сознательное или неосознанное отождествление индивида с другим лицом. Изначально идентификация амбивалентна: “она может стать выражением нежности так же легко, как и желанием устранения”. Как правило, идентификация возникает при обнаружении общности с индивидом, не являющимся объектом собственно сексуального влечения, но принимаемым за идеал. Обычно вождь олицетворяет собой идеал. Масса — собрание людей, идентифицировавших себя с ним.

Идентификация как ранняя и самая первоначальная форма эмоциональных связей, лежащая в основе массы, объясняет то, что у индивида массы отсутствует самостоятельность и инициатива, его социальные действия однородны с другими, регрессированы до уровня массового индивида. Масса, как и стадо, отвергает все новое, непривычное. Современный человек ведет себя в массе подобно дикарю в первобытной орде или детям. Исчезновение сознательной личности, преобладание аффективных действий, коллективного бессознательного в душевной сфере — все это соответствует состоянию регресса. Однако замечает Фрейд, такой регресс характерен для сущности обыкновенных масс, в то время как у масс высокоорганизованных такая регрессия может быть значительно задержана.

Вождь массы

Однако подчеркивает Фрейд, “требование равенства массы относится только к участникам массы, но не к вождю. Всем участникам массы нужно быть равными между собой, но все они хотят власти над собой одного. Множество равных, которые могут друг с другом идентифицироваться, и один-единственный, их всех превосходящий,- вот ситуация, осуществленная в жизнеспособной массе”13.

По Фрейду, вождь в малой степени связан либидинозно, он не любит никого, кроме себя, а других любит лишь постольку, поскольку они служат его потребностям. Идеал, воплощенный в вожде, становится идеалом людей из массы, у которых, как отмечалось выше, преобладают аффективные действия и коллективное бессознательное в душевной жизни. “Это обстоятельство облегчает выбор вождя. Нередко ему всего лишь нужно обладать типичными качествами этих индивидов в особенно остром и чистом чекане и производить впечатление большей силы и либидинозной свободы, и сразу на это откликается потребность в сильном властелине и наделяет его сверхсилой, на которую он и не стал бы претендовать”.

Таким образом, Фрейд показал, что коллективное бессознательное всегда искало вождя, героя, “отца нации”, “спасителя Отечества”, которые обещают быстрые и относительно легкие пути решения сложных проблем.

Если ретроспективно взглянуть на историю России, то не трудно заметить, что в массах всегда особым авторитетом пользовались цари и вожди харизматического типа, которых наделяли сверхсилой, боялись и любили, а не просветители-преобразователи, обладавшие для своего времени передовыми знаниями и ясными убеждениями по переустройству страны. Их призывы к кропотливой, сознательной, эволюционной работе не были услышаны, а сами они не были востребованы.

Фрейдовская методология позволяет объяснить то, почему в России с господством в нашем национальном «Сверх-Я» обостренной социальной справедливости, коллективистского менталитета были весьма распространены гражданские войны за “справедливого” царя, бунты, скоропалительные революции, реформы “революционного типа”, призывавшие “догнать и перегнать” остальной мир, а также следовавшие за ними антиреволюции и антиреформы. Господствующая в массах амбивалентность идентификации логично приводила к тому, что “неземная” любовь к “спасителю Отечества”, по мере накопления в бессознательном вытесняемого социального негатива и увеличивавшегося давления беспредела на «Я», легко переходила подчас без серьезной сознательной мотивации в такую же ненависть, в бичевание низвергнутых вождей и требование нового, “настоящего” героя, готового в очередной раз “осчастливить народ”.

Движение от коллективного бессознательного к коллективному сознательному, по мнению Фрейда, осуществляется через развитие культуры, которая помимо создания земных благ знаменует собой исторический прогресс в упорядочении человеческих отношений, ибо “каждая культура создается принуждением и подавлением первичных позывов”.

Литература

Фрейд З. “Я” и “Оно”. Книги 1-2. Тбилиси, 1991

Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск: ООО «Попурри», 1997.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: “Наука”, 1995.

Попов В.Д. Социально-психологические законы и социальный психоанализ.

Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия.

Размещено на